Научная статья на тему 'C. Л. Франк о приоритетных началах философской пропедевтики'

C. Л. Франк о приоритетных началах философской пропедевтики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПЕДЕВТИКА / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЧЕЛОВЕК / СОЦИАЛЬНЫЙ КРИЗИС / PROPAEDEUTICS / THEORETICAL PHILOSOPHY / PRACTICAL PHILOSOPHY / HUMAN / SOCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лысикова Н. П.

Данная статья посвящена философской пропедевтике, освоение которой, по мнению С.Л. Франка, позволяет молодому человеку решить две координавльные задачи. Во-первых, освоить методологию научного знания, онтологию и этику в их единстве и взаимосвязи. Во-вторых, сближение философии с религией предоставит человеку духовную защищенность, экзистенциональное утешение, поможет осуществлять воспитательную работу над самим собой, вселит надежду на преодоление внутренних и внешних препятствий и противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.L. Frank on the priority basis of philosophical propaedeutics

This article focuses on philosophical propaedeutics, the development of which, according to S.L. Frank, allows a young man to solve two cardinally tasks. First, to master the methodology of scientific knowledge, ontology and ethics in their unity and relationship. Second, the convergence of philosophy and religion can provide spiritual security, existential consolation, will help to carry out educational work on ourselves to inspire hope for overcoming internal and external obstacles and contradictions.

Текст научной работы на тему «C. Л. Франк о приоритетных началах философской пропедевтики»

7 января 2016 г. в эфире телеканала «Россия 1» было показано Рождественское интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где он говорил о том, что борьба с терроризмом - не главная основа для примирения, а что всем нам нужно подумать о путях развития человеческой цивилизации, и о том, как современное научно-техническое или, как теперь говорят, постиндустриальное общество соединить с теми духовными и религиозными ценностями, без которых человек жить не может. Можно Церковь притеснять, задвинуть, можно лишить людей возможности отправлять свои религиозные потребности, но религиозные чувства невозможно убить, и это хорошо известно. Нужно соединить человеческую свободу с нравственной ответственностью. Нужно дать возможность каждому человеку жить в соответствии с Божиим законом. Не нужно ограничивать проявление религиозных чувств и одновременно не нужно ограничивать свободу человеческого выбора. Если мы сумеем соединить все эти составляющие части, то построим жизнеспособную цивилизацию. А если не сумеем, то мы обречены на постоянную борьбу и на постоянные страдания. Нельзя путем перетягивания каната, путем победы одной модели над другой, путем создания неких искусственных форм человеческого общежития, которые не соответствуют ни нравственной природе, ни религиозному чувству, пытаться строить будущее. И если удастся человечеству добиться нравственного консенсуса, если удастся этот нравственный консенсус включить каким-то образом в международное право, в законодательство, то есть шанс на построение справедливой глобальной цивилизационной системы.

Литература

1. Ибн Араби. «Избранное» в двух томах. Т. 1. М.: Языки славянской культуры: ООО «Садра», 2013. 216 с.

2. Лекторский В.А. Философия как понимание и трансформирование//Вопросы философии, N01. 2009. С. 17-24.

3. Франк С.Л. Сочинения. М. Изд-во «Правда», 1990. 320 с.

4. Франк С.Л. С нами Бог. М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. 750 с.

С.Л. Франк о приоритетных началах философской пропедевтики

Н.П. Лысикова

Данная статья посвящена философской пропедевтике, освоение которой, по мнению С.Л. Франка, позволяет молодому человеку решить две координавльные задачи. Во-первых, освоить методологию научного знания, онтологию и этику в их

единстве и взаимосвязи. Во-вторых, сближение философии с религией предоставит человеку духовную защищенность, экзистенциональное утешение, поможет осуществлять воспитательную работу над самим собой, вселит надежду на преодоление внутренних и внешних препятствий и противоречий.

Ключевые стюва: пропедевтика, теоретическая философия, практическая философия, человек, социальный кризис.

S.L. Frank on the priority basis of philosophical propaedeutics

Natalia P. Lysikova

This article focuses on philosophical propaedeutics, the development of which, according to S.L. Frank, allows a young man to solve two cardinally tasks. First, to master the methodology of scientific knowledge, ontology and ethics in their unity and relationship. Second, the convergence of philosophy and religion can provide spiritual security, existential consolation, will help to carry out educational work on ourselves to inspire hope for overcoming internal and external obstacles and contradictions.

Keywords: propaedeutics, theoretical philosophy, practical philosophy, human, social crisis.

Изменение ценностных ориентиров, духовных основ и приоритетов российского общества обусловливают конфигурацию образовательного пространства современной России. Реальностью является восстановление религиозного уклада жизни, равноправие религиозных объединений, создание негосударственных конфессионально-ориентированных образовательных учреждений, а также обращение к традициям религиозной культуры и православной педагогики.

Российский религиозный философ С.А. Франк, успешно сочетая научно-философское творчество, академическую карьеру с работой в журналах и педагогической деятельностью, стремится реализовать свое представление о единстве теоретической (теория знания в связи с логикой - методологией наук - и онтология) и практической (этика) философии. Противоположность между существованием - предметом теоретической философии и долженствованием - предметом практической философии он пытается преодолеть также и в своей просветительской и образовательной деятельности. С этой целью философ регулярно читает лекции на философские, религиозные, общекультурные темы в учебных заведениях Петербурга, в том числе на Бестужевских курсах, высших вечерних курсах при гимназии М.Н. Стоюниной,

Политехническом университете, Саратовском университете, Вольной Академии Духовной Культуры в Москве, Религиозно-философской академии и Русском научном институте в Берлине. Так, по приглашению М. Фасмера С.А. Франк в течение двух лет читает лекции на немецком языке в Берлинском университете. Сохранившиеся конспекты лекций свидетельствуют о трех основных прочитанных им курсах. Один из них посвящен русским поэтам «Russische Dichter» A.C. Пушкину, Е.А. Боратынскому, Ф.И. Тютчеву, М.Ю. Лермонтову и писателям Ф.М. Достоевскому, Н.В. Гоголю, Л.Н. Толстому. В другом лекционном цикле «Die russische Geistesart» рассматривались особенности русского образа мыслей. В третьем курсе «Russische Denker» исследовалось творческое наследие и специфика выдающихся русских мыслителей П.Я. Чаадаева, A.C. Хомякова, И.В. Киреевского,

B.Г. Белинского, М.А. Бакунина, А.И. Герцена, B.C. Соловьева, К.Н. Леонтьева и других.

Аудитория на его лекциях всегда была заполнена представителями русской общественности, профессорами, военными, но больше всего было молодежи, что еще раз свидетельствовало о большом интересе молодого поколения к духовным проблемам современности. Отметим также, что к своим выступлениям

C.Л. Франк всегда очень тщательно готовился и составлял более или менее подробные конспекты. Многие из этих конспектов лекций и отдельных выступлений в настоящее время хранятся в Фонде С.Л. Франка в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в США [1, с. 108].

Тематика многочисленных циклов лекций и отдельных докладов свидетельствует об его глубоком интересе не только к теоретическим проблемам философии, но и к практической реализации вечных проблем и идей в современной ситуации, в которой оказались народы России и Европы. В своих выступлениях философ раскрывает проблемы, которые потом находят свою реализацию в его книгах и статьях. Приведем основные темы его конспектов: «Кризис культуры и судьбы России», «Смысл жизни», «Смысл любви», «Смысл страдания», «Непостижимое» и многие другие. Так, в последней лекции, которая также стала основой его последующей работы, он стремится проанализировать фило-софско-психологическую теорию явлений таинственного и их религиозную оценку, резко осуждая различные спиритические злоупотребления и увлечения оккультизмом. При этом философ различает две мистики: во-первых, высшая мистика просветленного религией сердца, доступная лишь немногим, во-вторых, низшая мистика, которой может овладеть даже безнравственный человек.

По воспоминаниям слушателей, С.А. Франк выступал, скорее, не в профессорской, а в медиативной манере. Он не столько анализировал тексты, сколько использовал источники и ссылки для того, чтобы пробудить сознание присутствующих, поэтому сомневающихся в истинности астральных тел и телепатии, он, возможно, и не убедил, но реально представил и другую позицию, носителями которой являлись влиятельные ученые - специалисты по этому вопросу. Используемый им религиозный подход к пара-психологическим явлениям поражал слушателей своей глубиной и целостностью.

В период прихода в Германии к власти нацистов лекционная деятельность С.А. Франка резко сокращается и в 1939 г. окончательно завершается курсом, состоящим из трех частей под очень символическим названием «Личность и мир», который был прочитан уже в Париже для «невидимой и безграничной аудитории» по радио.

В наиболее важный и сложный период своей жизни, который сам С.Л. Франк называет как «годы ученья и странствия», ему приходится зарабатывать на жизнь в основном переводами, редактированием вместе с П.Б. Струве политического еженедельника «Полярная Звезда», после закрытия которого он становится редактором его преемника - журнала «Свобода и культура». Вместе с H.A. Бердяевым и С.Н. Булгаковым философ сотрудничает в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», является членом редакции и ведет философский раздел в журнале «Русская мысль», который в то время считался одним из лучших философских журналов. Общение С.Л. Франка с H.A. Бердяевым в этот и более поздний, так называемый, берлинский период, когда они вместе работают в Религиозно-философской академии, не могло не повлиять на осмысление философом сущности, природы и назначения человека, этических вопросов, понимания смысла жизни, соотношения насилия и ненасилия в реальном мире, войны и революции как способов разрешения противоречий и других приоритетных и актуальных проблем современности.

Следует согласиться с тем, что С.Л. Франка и H.A. Бердяева по праву считают русскими мыслителями, пережившими «страшную революцию», которые «быть может, первыми поняли опасность кумиров-мифов, определявших жизнь и сознание людей, толкнувших их на борьбу с империей, приведших к гибели державу» [3, с. 176]. Как и H.A. Бердяев, С.Л. Франк выступает против насилия в решении проблем и кризисных ситуаций между странами и людьми. Для первого всякая революция есть беда, смута, неудача, потому что удачных революций не бывает и ответственность за них несут и те, кто их совершает, и те, кто их допускает.

Война для H.A. Бердяева предстает как «очень сложное нравственное явление», потому что «она может быть источником озверения и разнуздания низких инстинктов, но бывала и источником высоких добродетелей - мужества, чести, верности, рыцарства, благородства» [2, с. 176]. По мнению С.Л. Франка, «великая европейская война оказалась для большинства русских образованных людей совершенной неожиданностью... Когда она стала уже совершившимся фактом, она продолжала казаться каким-то великим недоразумением, какой-то несчастной случайностью, результатом преступной воли кучки милитаристически настроенных правителей Германии», а «кумир «революции», с его точки зрения, безвозвратно рухнул «в нашей душе преимущественно под впечатлением опыта русской революции» [4, с. 132, 134].

Отсюда следует, что для С.Л. Франка становится чрезвычайно необходимым донести до каждого своего слушателя и читателя не только свои мысли относительно исторических свершений в России и Европе, но и их оценку, показать опасность формирования, особенно у молодежи, мифов о кумирах, которым следует слепо и бездумно подражать, за идеи которых следует бороться, рисковать жизнью и даже погибать. В процессе подобного непосредственного и опосредованного общения с аудиторией философ в присущей ему манере ярко и эмоционально развивает также идею о преобразующих возможностях философии в становлении мировоззрения человека, в осмыслении событий европейского и мирового значения. Рассматривая человека как существо с глубокой внутренней жизнью, руководствующееся не только знаниями, но и опирающееся на свой непосредственный жизненный опыт о мире в целом и о пребывании в нем, он полагает, что сближение философии с религией предоставит каждому человеку духовную защищенность, экзистенциональное утешение, а также поможет осуществлять воспитательную работу над самим собой, кроме того, оно вселит в человека надежду на преодоление внутренних и внешних препятствий и противоречий. «Во всей извне окружающей нас общественной и человеческой жизни мы не находим больше опорных точек, не находим твердой почвы, на которую мы можем с доверием опереться... Мы должны искать мужество и веру в себе самих» [4, с. 144], - утверждает он в работе «Крушение кумиров».

Приоритетным началом философской пропедевтики С.Л. Франка являются также и его аксиологические воззрения, которые он стремится донести до аудитории. Испытав в свое время влияние марксизма, философ вступает в полемику с автором «Капитала», подчеркивая единую основу различных ценностных отношений людей, утверждая, что наряду с хозяйственными

ценностями, существуют также нравственные, эстетические, научные и другие ценности, которые человек постоянно стремится познавать, воспроизводить, использовать. Для него превыше всех остальных остаются нравственные ценности, которые регулируют жизнь человека, наполняют ее смыслом и чувствами. Однако «доказывать вообще моральную ценность чего-либо невозможно; здесь, - по его мнению, - есть только один путь - апелляция к нравственному чувству. И это нравственное чувство властно и внушительно говорит, что любовь к истине, справедливости, красоте, чести и прочим «призракам» обладает бесспорную и весьма высокую моральною ценностью» [4, с. 37].

В условиях социального кризиса, по С.А. Франку, с одной стороны, человек, являясь человеком именно потому, что «он есть больше, чем эмпирически-природное существо; признаком человека является именно его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа», как гражданин и патриот своего отечества, он не может занять позицию бесстрастного наблюдателя; но оставаясь философом, он попытается, глубже и точнее разобраться в наличной действительности, побуждая к этому и своих современников, с другой стороны, власти и праву всегда должна быть «имманентно присуща действенная авторитетность», и подчиняться они всегда должны «идеальному нравственному началу должного» [5, с. 151, 153].

Специально для студентов и всех интересующихся философией С.А. Франком написан целый ряд книг, в том числе «Очерк методологии общественных наук», (1922) «Введение в философию в сжатом изложении» (1922), «Крушение кумиров» (1924), «Смысл жизни» (1926), «Основы марксизма» (1926), «Я и мы» (1925), которые, по его мнению, позволяют приобщить молодое поколение к освоению философского знания, помогут сформировать им собственные духовные основы и выбрать ценностные приоритеты.

Таким образом, приоритетные начала философской пропедевтики, а именно: сближение философии с религией, предоставление человеку духовной защищенности, экзистенциональное утешение, формирование аксиологических воззрений, осуществление воспитательной работы над самим собой, вселение надежды на преодоление внутренних и внешних препятствий и противоречий С.Л. Франк, успешно реализовал в научно-философском творчестве, академической карьере, работе в научно-философских журналах и педагогической деятельности.

Литература

1. Аляев Г.Е., Резвых Т.Н. Человек в глубинах смыслов (три конспекта лекций С.Л. Франка) // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 107-133.

2. Бердяев H.A. О назначении человека. М., ТЕРРА - Книжный клуб, Республика, 1998. 384 с.

3. Кантор В.К. Русская революция, или Вера в кумиры (размышления над книгой С.Л. Франка «Крушение кумиров») / / Вопросы философии. 2009. No 1. С. 109-124.

4. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Paris: YMCA Press, 1930. 311 с.

5. Франк С.Л. Сочинения / Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Изд- 608 с.

Социально-подот^еские контексты философии С.Л. Франка

В.Н. Артёмов

В статье, рассматривая социально-политические контексты философии С.Л. Франка, которые позволяют провести сравнительный анализ советской и постсоветской реформации, опираясь на законы социальной диалектики, обращается внимание на выведенную М.В. Ломоносовым методологию развития отечественной философии, на основе которой, преобразуя сверхъестественное в естественное, философия выражает то рациональное, что делает соизмеримым научное и религиозное миропонимание. Социально-политические контексты философии С.Л. Франка распространяют этот синтез на социальную философию, открывая возможность через концепцию институционального человека, в философии всеединства, конкретизировать смыслы развития и задачи Богочеловеческих цивилизаций, к которым принадлежит Россия.

Ключевые слова: методология, общество, социально-политические контексты, социальная философия.

The social and political contexts of S.L. Frank's philosophy

Vladimir N. Artyomov

The paper considering the social and political contexts of S.L. Frank's philosophy which allow to make a comparative analysis of Soviet and post-Soviet reformation relying on the laws of social dialectics pays attention to the methodology of the development of native philosophy singled out by M.V. Lomonosov on the basis of which transforming the supernatural into the natural, philosophy express-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.