ных, ближайших родственников, знакомых. Интервью С.П. Правдина - один из важных источников для создаваемой исторической хроники.
Литература
1. Аврус А.И., Гапоненков A.A., Данилов В.Н. История Саратовского университета. 1909-2009: В 2 т. Т. 1. 1909-1945. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. 296 с.
2. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. СПб., 1909.
3. Гапоненков A.A. С.Л. Франк в Саратовском университете // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2006. Т. 6. Серия Филология. Журналистика. Вып. 1-2. С. 4-9.
4. Гапоненков A.A. Архив B.C. Соловьева в Саратове // Н.Г. Чернышевский, статьи, исследования и материалы: сб. научных трудов. Вып. 20. Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2015. С. 112-118.
Философское осмысление творческого наследия С.Л. Франка в Германии: основные представители и направления
A.C. Цыганков
В статье освещены основные вехи изучения философского наследия С.Л. Франка в Германии, начиная с первых немецкоязычных публикаций P.A.B. Таннерта и Р. Глэзера, относящихся к 70 годам прошлого столетия и заканчивая 2016 г., появлением последний на данный момент времени монографии, посвященной философии Франка - «В переживании встретить Бога. К философской теологии Семена Л. Франка» (Im Erleben Gott begegnen. Zur philosophischen Theologie Simon L. Franks), которая была написана одним из выпускников Высшей школы философии в Мюнхене Д. Штаммером. Обозначена и охарактеризована немецкоязычная рецепция наследия русского мыслителя, осуществляющаяся на базе двух «школ» современного немецкого франко-веденья: мюнхенской «школы», во главе с проф. П. Эленом и бо-хумской «школы», которая до недавнего времени находилась под руководством проф. А. Хаардта. Отдельное внимание уделено экспликации методологических оснований, исходя из которых осуществляется современная немецкоязычная рецепция творчества С.Л. Франка, а также выявлению тех тем и вопросов в философии русского мыслителя, которые являются наиболее востребованными для современных немецких исследователей.
Ключевые слова: современная немецкоязычная рецепция русской философии, философия С.Л. Франка, русская религиозная философия, П. Элен, А. Хаардт
Philosophical interpretation of S.L. Frank's creative heritage
in Germany: main representatives and directions
Alexander S. Tsygankov
The article highlights the main milestones in the study of S.L. Frank's philosophical heritage in Germany starting from the first German-language publications of R.L.W. Tannert and R. Glazer dating from the 1970s and ending in 2016 by publication of the last at this time monograph devoted to Frank's philosophy - «In the experience of meeting God. To the philosophical theology of Semyon L. Frank» (Im Erleben Gott begegnen, Zur philischen Theologie Simon L. Franks), written by one of Higher School of Philosophy's graduates in Munich, D. Stammer. The German-speaking reception of Russian thinker's heritage based on two «schools» of modern German researchers: the Munich «school» headed by prof. P. Ehlen and Bochum «school» which until fairly recently had been under the leadership of prof. A. Haardt. A special attention is paid to the explication of methodological basis from which the modern German-language reception of S.L. Frank's creativity is carried out as well as the identification of those topics and issues in the Russian thinker's philosophy, which are the most demand by modern German researchers.
Keywords: modern German-speaking reception of Russian philosophy, philosophy of S.L. Frank, Russian religious philosophy, P. Ehlen, A. Haardt
I
Проблематика осмысления западноевропейской мыслью, и прежде всего мыслью немецкой, наследия русской философской традиции имеет большое значение для современного историко-философского исследования. Посредством анализа данной проблематики становится возможным не только количественно расширить историко-философское знание, но и выявить те причины, которые побуждают европейских ученых обращаться к изучению русской мысли. Это же дает возможность более точно, исходя из отличных социокультурных оснований, очертить специфику отечественной философии и возможно, глубже понять отличие и сходство, существующее между русской и западноевропейской, немецкой мыслью.
Помимо чисто академических задач, изучение немецкой историографии и рецепции русского философского наследия важно еще и потому, что без знания отклика западных ученых на концепции русских мыслителей едва ли возможно развитие плодотворного диалога между представителями философских сообществ России и Западной Европы. В особенности актуальным обращение к немецкоязычным исследованиям представляется
для изучения философского наследия С.Л. Франка, отличительной чертой которого, как указывает Н.В. Мотрошилова, является то, что русский мыслитель «глубочайшим, коренным образом» изучил современную ему европейскую философию и стал «блестящим знатоком немецкой философии того времени» [5, c.41].
Даже краткий обзор основных достижений в освоении западными, в особенности немецкими коллегами русского философского наследия указывает на значительный интерес к нему. Так, среди крупных немецкоязычных издательских проектов, - как уже осуществленных, так и реализуемых в настоящее время, -можно отметить следующие:
1. Собрание сочинений B.C. Соловьева в девяти томах, издание которого было завершено в 1980 г. Людольфом Мюллером.
2. Собрание сочинений С.Н. Булгакова, выпуск которого начался в 2014 г. благодаря усилиям сотрудников экуменического факультета в университете Фрибурга в Швейцарии, само же издание рассчитано на 18 томов. На экуменическом факультете во Фрибурге в 2011 г. появился Исследовательский центр (Forschungsstelle), занимающийся изучением и популяризацией наследия С.Н. Булгакова. Благодаря работе Центра в 2014 г. был издан немецкий перевод, выполненный Катариной Брекнер и Анитой Шлюхтер, работы «Философия хозяйства» и статьи «Природа в философии Вл. Соловьева». На данный момент подготовлен и ожидает выхода в свет второй и третий том собрания сочинений, где будут опубликованы «Автобиографические заметки» в переводе Элки Кристен и «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» в переводе Катарины Брекнер и Регулы М. Цвален. Издателями собрания являются сотрудники Центра -Барбара Халленслебен и Регула М. Цвален [подробнее см.: 12].
3. Проект восьмитомного собрания сочинений С.Л. Франка, который стартовал в 2000 г. и был завершен в 2013 г. Издателями работ Франка стали такие западноевропейские ученые, как Николас Лобкович, Леонид Люкс, Петер Шульц и Петер Элен. Для реализации проекта были привлечены также такие немецкие исследователи как Денис Штаммер (8 том), Стафани Хаас (2 том) и русские специалисты - В.К. Кантор и Н.В. Мотрошилова, участвовавшие в подготовке к изданию первого и пятого томов. Кроме П. Элена над переводом работ С.Л. Франка также трудились Вера Аммер (1, 2, 5, 6 тома), Дагмар Неррманн (3 том) и Андреас Фритцше (5 том). Само издание было профинансировано фондом Фрица Тиссена в Кельне в 1996 г.
II
Говоря в целом об изучении философии Франка в Германии стоит отметить, что первые исследования в немецкоязычной ли-
тературе, анализирующие мысль русского философа, представлены работами Рудольфа Таннерта «О теории знания. Новый подход С.Л. Франка (1877-1950)» (1973 г.) [54] и Руперта Глэзера «Вопрос о Боге в философии С.А. Франка» (1975 г.) [45]. Обе эти работы являлись кандидатскими диссертациями и защищались в стенах Папского Григорианского университета в Риме. Однако сами эти произведения вряд ли заслуживают высокой оценки. Так, Глэзер утверждает будто Франк разделял вдеи монизма и «грубого» пантеизма и отождествлял «мир» с «Богом» [17, c. 282]. К этому же времени относится работа Хельмунта Дама «Основные идеи русской философии. Личности и свидетельства XIX-XX вв.» [23]. Данная работа, которая в первую очередь имела целью ознакомить немецких читателей с русской философской традицией, увидела свет в 1979 г. В ней личности и философским взглядам Франка было посвящено немногим более двух десятков страниц. В 80-е гг. наступает период практически полного затишья, исключением является лишь обобщающая монография Вильгельма Гёрдта «Русская философия. Подходы и оценки» [46], опубликованная в 1984 г. В 90-е гг. появляются работы таких исследователей, как Александр Хаардт [9,47,48] и Петер Элен [24-28, 13], а также в 1995 г. выходит перевод работы С.А. Франка «Непостижимое» на немецком языке, осуществленный проф. Хаардтом [44]. Кроме этого в самом конце 90-х гг. публикуется статья проф. Кристофа Бамбауэра «Жизнь и творчество С.А. Франка» [20], работающего на данный момент в Рурском университете в Бохуме.
C 2000 г. начинается издание собрания сочинений С.А. Франка в 8-ми томах (Werke in acht Bänden). Несмотря на то, что данное собрание сочинений Франка нельзя считать полным, -оно не включает в себя значительное количество работ мыслителя, хотя и содержит все его «программные» произведения, а также ряд его ранних статей, позволяющих проследить философское становление мыслителя - это собрание сочинений, наряду с опубликованной ранее работой «Непостижимое», несомненно свидетельствует об интересе как современных немецких исследователей, так и читателей к творчеству С.А. Франка (тираж немецкого издания книги «Душа человека» был раскуплен полностью) [1, c. 172]. В указанное собрание были включены такие работы русского философа, как «Предмет знания» (1 том), «Душа человека» (2 том), «Духовные основы общества» (3 том), «Реальность и человек» (4 том), «Свет во тьме» (5 том), «С нами Бог» (6 том). В последние два тома вошли статьи, посвященные социально-философской проблематике (7 том) и различным аспектам истории философии, гносеологии и онтологии (8 том). Кроме непо-
средственно самих работ С.Л. Франка в томах собрания сочинений можно найти введение (Einleitung: 2, 3, 4, 5, 7, 8 тома), предисловие (Vorwort: 1 том), а также послесловие (Nachwort: 6 том), которые были написаны русскими и немецкими исследователями и в которых дается развернутый анализ того или иного аспекта философии Франка. Так, к примеру, Введение к четвертому тому, «Реальности и человеку», которое было написано П. Эленом, занимает около восьми авторских листов и, достаточно, подробно повествует об основных проблемах франковской философии.
Что касается немецкоязычных исследований, появившихся в начале XXI в., то кроме работ уже упомянутых авторов [49, 10, 14-17, 29-43, 21, 22], возможно указать на появление значительного числа бакалаврских и магистерских исследований на базе Высшей школы философии в Мюнхене [подробнее см.: 6]. Так, с 2002 по 2012 г. по философии Франка было защищено восемь магистерских и одна бакалаврская работа. Это время также отмечено выходом ряда монографий, появившихся на основе защищенных по философии С.Л. Франка в Германии кандидатских диссертаций. Первая работа, сделанная Атиллой Сомбатом1 -«Антиномическая философия Абсолютного: по пути мысли С.Л. Франка» [53] - издана в 2004 г.; вторая - «Персонализм против Всеединства. Философия диалога и встречи у Семена Франка» [51] была написана Анной Рёрих и уввдела свет в 2010 г.; третья - «Встретить Бога в переживании. К философской теологии С.Л. Франка» [52] - созданная Денисом Штаммером, была опубликована в 2016 г. Указанные исследователи принадлежат к новому молодому поколению немецкоязычных ученых уже включенных в немецкую философскую традицию, «школу» осмысления творческого наследия Франка. Работы А. Сомбата и Д. Штаммера были защищены в Высшей школе философии в Мюнхене. Они, в том числе, возникли благодаря активному изучению творческого наследия Франка и обучения ему, которое ведется в стенах данного учебного заведения, в первую очередь, под руководством проф. П. Элена. А. Рёрих, напротив, является ученицей А. Хаардта и представляет бохумскую «школу» франко-веденья. И хотя А. Рёрих, к сожалению, в настоящее время отошла от занятий научной деятельностью, Д. Штаммер продолжает свои исследования в статусе научного сотрудника семинара фундаментальной теологии и религиозной философии католического богословского факультета и работает на базе Вестфальского университета им. Вильгельма. А. Сомбата работает в Католическом университете П. Пазманя в Венгрии.
1 А. Сомбата родом из Венгрии (Будапешт).
42
Стоит также указать на то, что в 2015 г. в Высшей школе философии успешно была защищена работа русской по происхождению исследовательницы Оксаны Назаровой «Проблема повторного рождения и нового обоснования метафизики на примере христианской философской традиции -русской религиозной философии (Семен А. Франк) и немецкоязычного неотомизма (Эмерих Корет)». Однако, данная работа на настоящий момент только планируется к публикации.
Отдельно следует обозначить диссертационную работу 2008 г. «Философское обоснование теории ивдивидуума, общности и государства у Эдит Штайн», написанную Вольфгангом Рисом в Техническом университете Дрездена [50]. Одна из глав данного исследования посвящена сравнению социально-философских проектов С.Л. Франка и Э. Штайн.
III
Среди основных направлений философии Франка, которые разрабатываются в современных немецкоязычных исследованиях, возможно обозначить онтологию и теорию познания (П. Элен, А. Сомбата, К. Бамбауэр, Д. Штаммер), социальную философию (П. Элен, Л. Люкс, А. Хаардт, А. Рёрих, Д. Штаммер, В. Рис), философию религии (П. Элен, Д. Штаммер) и философию психологии (Н. Лобкович, С. Хаас). При этом, зачастую, в обозначенных направлениях интересы и исследовательские предпочтения авторов являются, довольно, различными. Так, занимаясь философией С.Л. Франка П. Элен во многих своих работах предлагает, как общий обзор, так и углубление в отдельные темы. В его текстах возможно найти серьезный анализ франковского наследия в различных его аспектах. По другому принципу строится исследовательская работа А. Сомбата, К. Бамбауэр и Д. Штаммера. А. Сомбата сосредотачивает внимание на учении С.Л. Франка о бытии и на методе умудренного неведенья, при этом отдельно останавливаясь на проблематике доказательства бытия Бога. Кри-стоф Бамбауэр, посвятивший философии Франка несколько статей, интересуется сопоставлением философских проектов Франка и Гегеля, обращая при этом внимание на редко упоминаемое в работах немецких исследователей посвящение, написанное С.Л. Франком к 100-летнему юбилею кончины Гегеля. Д. Штаммер, ученик П. Элена, в ряде своих статей подробно анализирует понимание Франком церкви, соборности, а также «философскую теологию» русского мыслителя, как он сам характеризует религиозную мысль С.Л. Франка. Отдельное внимание персоналистиче-ской составляющей в философии русского мыслителя уделяется в работах А. Хаардта и его ученицы Анны Рёрих, в которых учение о личностной встрече, о Я-Ты-отношении рассматривается в кон-
тексте с идеями таких западноевропейских мыслителей, как Ж,-П. Сартр, М. Бубер и Э. Левинас. Исследование же Н. Аобковича и С. Хаас, являющееся Введением ко второму тому немецкоязычного собрания сочинений, по преимуществу сосредоточено на анализе работы Франка «Душа человека» и выявлении историко-вдейных оснований ее появления. Формально Введением к одному из томов немецкого собрания сочинений является и исследование Леонида Люкса, посвященное франковскому осмыслению русской революции, вышедшее на русском языке в 2015 г [4].
Здесь также можно указать на то, что в ряде современных немецкоязычных исследований присутствует и критика более ранних немецких работ, посвященных философии С.Л. Франка. Так, к примеру, в монографии Д. Штаммера, увидевшей свет в 2016 г., несколько параграфов посвящено критике точки зрения Р. Глэзера о том, что Франк являлся «грубым» пантеистом и разработчиком онто-теологии. Современный исследователь указывает на то, что Франк был создателем пан-эн-теизма [52, S. 279].
IV
В качестве одной из главных характеристик немецкоязычной рецепции философского наследия С.Л. Франка в первую очередь следует обозначить такой мыслительный прием, как «контекстуа-лизация» этого наследия. Иными словами, мысль Франка осмысляется немецкими исследователями посредством ее сравнения с мыслью западноевропейских философов, по преимуществу современников Франка. Русский мыслитель и его философия погружаются в контекст европейской, в первую очередь немецкой мысли. Так, творчество Франка сопоставляется с идеями М. Бубера, В. Дильтея, Э. Гуссерля, Э. Кассирера, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, А. Уайтхеда, Э. Левинаса. Философия С.Л. Франка осмысляется в целом в контексте онтологического поворота - переноса фокуса философской мысли с проблематики гносеологической на онтологическую [подробнее см.: 11].
С одной стороны, основание для подобной «контекстуализа-ции» своей мысли дает сам С.Л. Франк, который был учеником европейской, в первую очередь, немецкой философской школы и продумывал, говоря словами А.Н. Бердяева, свои работы «очень по-немецки» [2]. Подобная ориентированность Франка на европейскую, немецкую традицию философствования во многом, как считает В.К. Кантор вслед за Ф.А. Степуном, и определила равнодушие и отсутствие интереса к философии Семена Людвиговича со стороны его европейских современников [3]. Франк, в отличие, к примеру, от того же Бердяева, был неинтересен для европейских интеллектуалов того времени в их большинстве, потому что не обладал ярким, «кричащим» отличием от уже известного им
западноевропейского, немецкого способа философствования. С другой стороны, подобное рассмотрение мысли С.А. Франка именно с позиций европейской философии, подразумевает наличие некоторого пред-заданного представления о том, что европейская философия является философией par excellence, философией образцовой и универсальной. Именно исходя из нее возможно адекватное осмысление других, не западноевропейских способов философствования.
При этом возможно также отметить, что рассмотрение мысли С.А. Франка, осуществляющееся посредством предварительного обращения к западноевропейской философской традиции, в работах некоторых исследователей подразумевает признание того, что философия Семена Людвиговича есть именно европейская философия. Так в рамках серии «Grundkurs der Philosophie» (Базовый курс философии) [подробнее см.: 7, с. 80], где автором статьи о Франке, а также в целом концепции учебного пособия является П. Элен, философия русского мыслителя наряду с философиями ряда его западноевропейских коллег, помещена в раздел «Новые формы метафизики». Таким образом, в данном конкретном издании возможно наблюдать в целом отказ от осмысления философии Франка в качестве философии национальной, т.е. русской.
В рамках подобного способа исследования мысли С.Л. Франка пребывает и тема сравнения его религиозной философии с богословием таких католических мыслителей XX в., как Карл Ранер, Ганс Урс фон Бальтазар, Эдит Штайн и Эмерих Корет. Сама эта тема на данный момент практически полностью игнорируется в современных отечественных историко-философских исследованиях творчества Франка. При ее разработке философия русского мыслителя также зачастую рассматривается немецкоязычными исследователями с универсалистских позиций и, в частности, народу с мыслью неотомизма подводится под общую категорию, обозначаемую «христианской философией». Подобный исследовательский «ход» обосновывается тем, что как Франк, так и неотомисты «связывали свои идеи с каноническими христианскими догмами и развивали учение о бытии вплоть до философского учения о Боге» [8, c. 370]. Конкретная близость мысли С.Л. Франка к представителям католического богословия XX в. отмечалась немецкими мыслителями среди прочего в таких темах, как «скорбное неверие», «страдающий Бог», «Бог как основа для трансцендирующего человеческого бытия» и «Бог как реальность в составе внутреннего опыта».
При этом, несмотря на безусловную оправданность и эвристический потенциал подобного способа рассмотрения мысли
С.Д. Франка, - ее «контекстуализацию», сопоставление с западноевропейской философской традицией, а зачастую и вовсе понимание Франка именно как западноевропейского философа, - все-таки стоит отметить, что этот способ некоторым образом препятствует осуществлению исследований, в которых философия Франка сравнивалась бы с философией других русских мыслителей, к примеру, B.C. Соловьева или А.Ф. Лосева. Иными словами, в подобном методологическом подходе к наследию русского мыслителя существует опасность нивелировать саму самобытность русской философской традиции.
V
В завершении хотелось бы в общих чертах обозначить те идейно-философские причины, основания, которые побуждают современных исследователей из Германии заниматься изучением философского наследия С.Л. Франка.
По всей видимости в качестве главной подобной причины, основания, возможно обозначить попытку выхода из кризиса метафизики. Так, П. Элен отмечает, что для него ценность философии Франка в первую очередь заключается том, что она: «может заполнить то пустое пространство, которое стало столь болезненно ощутимо для всех людей, стремящихся к онтологическому обоснованию гуманизма (в широком смысле). Экзистенциальная философия, обретшая большую популярность после Второй мировой войны, не смогла, однако, предложить желанную поддержку. Субъективизм и реализм различного толка вскоре захватил всю духовную атмосферу». По мнению Элена, в философии Франка «онтология была развита до пределов своих возможностей» [19]. А. Сомбата в Предисловии к своей монографии обосновывая необходимость исследования философии русского мыслителя указывает на то, что «вместе с Э. Коретом мы можем утверждать, что метафизика (т.е. онтология в самом широком смысле этого слова) имеет будущее, а само будущее нуждается в метафизике» [53, S. 3]. И исходя из этого исследователь утверждает, что: «представляется абсолютно обоснованным проанализировать одну из самых важных онтологических концепций XX в.», т.е. концепцию С.Л. Франка. Своеобразную попытку проверить метафизику Франка «на прочность», возможно найти в монографии А. Рёрих, где автор пытается уяснить посредством сравнения с персонализмом М. Бубера и Э. Левинаса способствует или препятствует «всеобщая онтология Франка познанию Другого» [51, S. 191]. Схожая попытка выхода из кризиса метафизики просматривается и в последней на сегодняшней день немецкоязычной монографии по философии русского мыслителя, написанной Д. Штаммером. В ней автор исследует религиозную
философию Франка в том числе потому, что она может дать философски обоснованное учение о бытии, на базе которого возможно выстроить «философскую теологию».
Однако, безусловно, нельзя утверждать, что эпизодическое обращение к работам С.Л. Франка, которое осуществлялось некоторыми немецкоязычными авторами в контексте иных тем исследования - философски-псжологических, историко-философских и социально- философских, - также имеет свой идейно-философский источник в кризисе метафизики и попытке его преодоления. Так, к примеру, нет оснований утверждать, что это имело значение для немецких исследователей, анализировавших франковское понимание причин и истоков русской революции, а также специфику осмысления русским мыслителем проблем философии психологии. Но для крупных исследований, посвященных философии С.А. Франка, проблема кризиса метафизики является системообразующей.
В заключении хочется отметить, что современная немецкоязычная рецепция философского наследия С.Л.Франка является развивающейся областью, в которой работают не только представители старшего, довоенного поколения, но и молодые исследователи. Изучение результата проделанной немецкоязычными авторами работы имеет значительный интерес для отечественных историков русской философии. В первую очередь, актуальным представляется обращение немецкоязычных коллег к сравнительному анализу теологической мысли XX в. и религиозной философии С.Л. Франка, т.к. на данный момент, анализ этой проблематики до сих пор не получил своего должного развития в нашей стране.
Литература
1. Антонов K.M., Бондарева В.Н. С.Л. Франк между Россией и Европой (по материалам научной конференции) // Вопросы философии. 2014. №10.
С. 170 - 176.
2. Бердяев H.A. С. Франк. Непостижимое // Путь. 1939. №. 60. С. 65 - 67.
3. Кантор В.К. Русская философия в Германии: проблема восприятия (письма Степуна Семену Франку и Татьяне Франк) / / Федор Степун. Письма / Сост., археог. работа, коммент., вступительные статьи к тому и разделам
B.К. Кантор. М.: Росспэн, 2013. С. 325 - 341.
4. Люкс Л. Соблазны утопизма: споры мыслителей «первой» русской эмиграции о причинах и последствиях тоталитарных революций XX в. Eichstätt: Zentralinstitut für Mittel- und Osteuropastudien, 2015. 212 c.
5. Мотрошилова H.B. О немецком издании сочинений С.Л. Франка // «Самый выдающийся русский философ»: философия религии и политики
C.Л. Франка. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 38 - 49.
6. Назарова O.A. Современные немецкие исследования творчества С.Л. Франка // Мысль. Выпуск 16. 2014. С. 161-174.
7. Назарова O.A. Новейшая рецепция творчества Вл. Соловьева в Германии: Петер Элен // Соловьевские исследования. 2016. №. 3. С. 69 - 82.
8. Возрождение метафизики в XX веке: на примере христианских философских традиций - немецкоязычной неотомистской философии (Э. Корет) и русской религиозной философии (С.Л. Франк) / / Историко-философский ежегодник 2008. М.: Наука, 2009. С. 369 - 387.
9. Хаардг А. Присутствие отсутствующего: к вопросу о Другом в социальной феноменологии Ж.-П. Сартра и С.Л. Франка / Пер. с нем. A.C. Цыганкова // Филос. журн. 2015. Т. 8. № 4. С. 109-123.
10. Хаардг А. Проблема других у Михаила Бахтина и Семена Франка. К вопросу о рецепции феноменологии Макса Шелера в России / Пер. с нем. М. Гусевой и А. Вайсбанд / / Россия и Германия в XX веке. Т. 2: Бурные прорывы и разбитые надежды. Русские и немцы в межвоенные годы. М.: АИРО-XXI, 2010. С. 481^92.
11. Цыганков A.C., Оболевич Т. Современные немецкие мыслители о творчестве С.Л. Франка: «правила игры» философской рецепции / / Соловьевские исследования. 2015. Nb4. С. 136- 148.
12. Цыганков А.С., Оболевич Т. Булгаков в Швейцарии: современные исследования философии Сергея Булгакова в Фрибурге // Вестн. Рос. христиан. гуманитар. акад. 2015. № 4. С. 315 - 332.
13. Элен П. Философия "мы" у С.Л. Франка / Пер. с нем. H.H. Трубниковой // Вопросы философии. 2000. No2. С.57 - 69.
14. Элен П. Введение в специфику философского мышления Франка/Пер. с нем. O.A. Назаровой // Логос. 2004. No 1. С. 186 - 208.
15. Элен П. Николай Кузанский и Семен Франк // Семен Людвигович Франк / Под ред. В.Н. Поруса. М.: РОССПЭН, 2012. C. 432 - 465.
16. Элен П. Выражение, слово и откровение в философии Семена Л. Франка / Пер. с нем. A.C. Цыганкова // История философии. NbI. 2017. С. 68 - 77.
17. Элен П. Семен Л. Франк: философ христианского гуманизма/ пер. с нем. O.A. Назаровой. М.: Макс-Пресс, 2012. 304 с.
18. Элен П. Мыслящие переживание - об онтологии религиозного переживания С.Л. Франка // Мысль. 2014. № 16. С. 7 - 18.
19. Элен П. Онтология и антропология С.Л. Франка / Пер. с нем. и предисл. A.C. Цыганкова. М.: Институт философии РАН, 2017 (в печати).
20. Bambauer Ch. Leben und Werk von Semjon L. Frank // Russian Church. URL: http://www.borisogleb.de/frank7.htm. [14.09.2017].
21. Bambauer Ch. Berdjajews Kritik an der Philosophie S.L. Franks // Russian Church. URL: http://www.borisogleb.de/frank1.html [14.09.2017].
22. Bambauer Ch. S.L. Frank und G.W.F. Hegel: Das transrationale Unergründliche und das Absolute als logischer Begriff / / Russian Church. URL: http://www.borisogleb.de/frank5.htm [14.09.2017].
23. Dahm H. Grundzuge russischen Denkens. Persönlichkeiten und Zeugnisse des 19. und 20. Jahrhunderts. München: Johannes Berchmans Verlag, 1979.
591 S.
24. Ehlen P. Die Rechte und die Freiheit des Menschen in der Sozialphilosophie Simon L. Franks. In: Von Gott reden in säkularer Gesellschaft. Festschrift Feiereis. Hg. E. Coreth, W. Ernst, E. Tiefensee. Leipzig 1996, S. 197-206.
25. Ehlen P. Simon L. Franks Religionsphilosophie: "Das Unergründliche". In: Theologie und Philosophie 71 (1996) H. 1, S. 88-98.
26. Ehlen P. Die WIR-Philosophie Simon L. Franks. In: Philosophisches Jahrbuch. 104. Jg. 1997, 2. Halbband. S. 390^05.
27. Ehlen P. S. L. Frank. "Nepostizimoe" - "Das Unergründliche". Anmerkungen zur Methode. In: Russisches Denken im europäischen Dialog. Hg. Maria
Deppermann. Innsbruck 1998, S. 22-37.
28. Ehlen P. Begegnung durch Selbsterschließung. Zum religionsphilosophischen
Offenbarungsbegriff S. L. Franks. In: Theologie und Philosophie, 74 (1999), Heft 2, S. 236-247.
29. Ehlen P. Zur Einführung in Franks philosophisches Denken // Simon L. Frank. Der Gegenstand des Wissens. Grundlagen und Grenzen der begrifflichen Erkenntnis. Freiburg/München: Verlag Karl Alber, 2000. S. 15^7.
30. Ehlen P. Der Begriff des "Gottmenschentums" in der Philosophie V. S. Solov'evs und S. L. Franks. In: Forum für osteuropäische Ideen- und Zeitgeschichte. 4. Jg. 2000, Heft 2, S. 41-74.
31. Ehlen P. Das religionsphilosophische Werk Simon Franks. In: Zeitschrift für katholische Theologie, Innsbruck. 122. Bd., 2000, Heft 3/4, S.281-298.
32. Ehlen P. Einleitung von Peter Ehlen. In: Simon L. Frank. Die geistigen Grundlagen der Gesellschaft. Einführung in die Sozialphilosophie. Freiburg/München: Verlag Karl Alber, 2002. S. 11-77.
33. Ehlen P. Der Sinn des Leidens im belehrten Nichtwissen. Überlegungen im Anschluß an den Religionsphilosophen Simon L. Frank. In: Umgang mit Leid. Cusanische Perspektiven. Philosophie interdisziplinär. Hg. H. Stahl und H.
Schwaetzer. Regensburg 2004, S. 225-244.
34. Ehlen P. Zur Ontologie und Anthropologie Simon L. Franks. In: Simon L. Frank. Die Realität und der Mensch. Eine Metaphysik des menschlichen Seins. Freiburg/München: Verlag Karl Alber 2004. S. 11-121.
35. Ehlen P. Nikolaus von Kues und Simon Frank. In: Cusanus-Rezeption in der Philosophie des 20. Jahrhunderts. Hg. K. Reinhardt. Regensburg 2005. S. 161-190.
36. Ehlen P. Die Gottmenschlichkeit des Menschen. Zum Grundprinzip der Anthropologie Simon L. Franks. In: M. Drewsen/M. Fischer (Hg.): Die Gegenwart des Gegenwärtigen. Festschrift Haeffiier. Freiburg 2006, S. 292-304.
37. Ehlen P. Ausdruck, Wort, Offenbarung in S. L. Franks Philosophie. In: Name und Person. Beiträge zur russischen Philosophie des Namens. Hg. H. Kuße. Specimina philolo^ae slavicae, Bd. 145. München 2006, S. 27-38.
38. Ehlen P. "Das sich zum Sein aufbäumende Nichts" - Simon L. Franks Verstehen des Bösen im "Wissenden Nichtwissen". In: Das Böse in der russischen Kultur. Hg. B. Zelinsky. Köln 2008. S. 30^3.
39. Ehlen P. Simon L. Franks Beziehung zu Johann Wolfgang v. Goethe. In: Kultur als Dialog und Meinung. Hg. Holger Kuße. Specimina Philologiae Slavicae, Bd. 153. München 2008, S. 183-192.
40. Ehlen P. Russische Religionsphilosophie im 20. Jahrhundert: Simon L. Frank. Das Gottmenschliche des Menschen. Freiburg 2009. 350 S.
41. Ehlen P. Simon Franks Religionsphilosophie - eine Philosophie der Erfahrung. Nachwort. In: Simon L. Frank. Mit uns ist Gott. Drei Erwägungen. Freiburg/München: Verlag Karl Alber, 2010. S. 281-302.
42. Ehlen P. Der „ontologische Beweis" in Simon L. Franks Metaphysik. In: Die
Frage nach dem Unbedingten: Gott als genuines Thema der Philosophie (FS Schmidt). Hgg. von Felix Resch unter Mitarbeit von Martin Klinkosch. Dresden 2016, S. 71-88.
43. Ehlen P. Was hält eine Gesellschaft im Innersten zusammen? Zur Sozialphilosophie Simon L. Franks. In: Zeitschrift für katholische Theologie. Innsbruck. 139 (2017), S. 41-60.
44. Frank S. L. Das Unergründliche. Ontologische Einführung in die Philosophie der Religion, übersetzt von A. Haardt, V. Ammer u.a., herausgegeben und eingeleitet von A. Haardt. Freiburg/München: Alber 1995.
45. Gläser R. Die Frage nach Gott in der Philosophie S. L. Frank. Würzburg: Augustinus-Verlag, 1975. 166 S.
46. Goerdt W. Russische Philosophie. Zugänge und Durchblicke. Freiburg: Karl
Alber, 1984. 768 S.
47. Haardt A. Einleitung zum «Frank S. Das Unergründliche» / / Frank S. Das Unergründliche. Freiburg; München: Alber, 1995.
48. Haardt A. Die Präsenz des Abwesenden. Zur Frage nach dem Anderen in der Sozialphänomenologie J.-P. Sartres und S.L. Franks. In: Metamorphosen der Phänomenologie, hrsg. v. Hans-^^er Sepp, Freiburg/München: Alber 1999.
S. 189-210.
49. Haardt A. Die Frage nach den Anderen bei Michail Bachtin und Simon Frank. Zur Rezeption der Phänomenologie Max Schelers in Rußland. In: Eimermacher, K., Volpert, A. (Hrsg.): Stürmische Aufbrüche und enttäuschte Hoffnungen. Russen und Deutsche in der Zwischenkriegszeit. München: Wilhelm Fink Verlag,
2006. S.559-612.
50. Rieß W. Die philosophische Begründung einer Theorie von Individuum, Gemeinschaft und Staat bei Edith Stei / / URL: http://www.qucosa.de/fileadmin/data/qucosa/documents/ 136/1214926534757 -3730.pdf [20.10.2017].
51. Rörig A. Personalismus versus All-Einheit. Philosophie des Dialogs und der Begegnung bei Semen Frank. Berlin: Lit Verlag, 2010. 224 S.
52. Stammer D. Im Erleben Gott begegnen. Zur philosophischen Theologie Simon L. Franks. München: Verlag Karl Alber, 2016. 327 S.
53. Szombath A. Die antinomische Philosophie des Absoluten: ein Mitdenken mit S.L. Frank. München: H. Utz, 2004. 170 S.
54. Tannert R. L. W. Zur Theorie des Wissens. Ein Neuansatz nach S. L. Frank (1877-1950). Bern; Frankfurt am Main: H. Lang, 1973. 191 S.