УДК 332.02; 336.15
БЮДЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ
© Надежда Николаевна НЕСТЕРОВА
Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат географических наук, доцент, директор; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, докторант, кафедра политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: dpip@mail.ru © Олег Николаевич ЛЕВЧЕГОВ Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита, статистики, e-mail: dpip@mail.ru
Отражаются результаты продолжающихся исследований исполнения регионального бюджета Липецкой области. На основе проведенного анализа предлагаются мероприятия по улучшению бюджетного процесса в регионе.
Ключевые слова: бюджет; бюджетный потенциал; налоги.
Основным звеном финансовой системы, обеспечивающим устойчивое финансовое состояние региона, является бюджетная система, которая обусловлена его бюджетным потенциалом. Источниками формирования бюджетного потенциала являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления [1]. Таким образом, от уровня его развития, размерности, индексных характеристик зависит степень исполнения финансовых обязательств в части обра-
зования, здравоохранения, выполнения поручений Президента и Правительства РФ, реализации региональных социально-экономических программ, направленных на поддержку отдельных категорий граждан, создания благоприятных условий жизни для населения.
Под бюджетным потенциалом понимают максимально возможные расходы, которые может позволить себе бюджет, исходя из доходных поступлений. В Бюджетном кодексе
РФ (ст. 131 п. 6) бюджетный потенциал рассматривается с точки зрения бюджетной обеспеченности. Уровень бюджетной обеспеченности определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя [2].
Бюджетный потенциал региона принято рассматривать с точки зрения поступления налоговых платежей и эффективности их использования. Фактически под бюджетным потенциалом региона можно понимать сумму потенциалов всех действующих в данном регионе доходов и расходов, что раскрывает свойство аддитивности бюджетного потенциала [1].
Бюджетный кодекс РФ в ст. 56, 57 определяет структуру доходов бюджета субъекта федерации, а ст. 85 формирует расходные обязательства субъекта РФ. Следует отметить, что при оценке регионального бюджетного потенциала в качестве доходной базы целесообразно рассматривать только собственные доходы (ст. 47 Бюджетного кодекса РФ) [3].
Эффективность использования бюджетного потенциала региона рассмотрена на примере Липецкой области. Проекты областного бюджета составляются ежегодно и
утверждаются сроком на три года, а именно, очередной финансовый год и плановый период [4; 5].
Проведенный анализ показывает, что исполнение бюджета за 2012 г. характеризуется доходами в сумме 34796719,9 тыс. руб. и расходами в сумме 36990916,3 тыс. руб. Дефицит бюджета Липецкой области в 2012 г. составил 2194196,4 тыс. руб.
Анализ динамики основных показателей бюджета Липецкой области показал, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. доходы бюджета возросли на 6,75 %. Вместе с тем наблюдается замедление роста доходной части на 5,23 % по сравнению с 2011 г., что сопровождается увеличением показателя дефицита бюджета в среднем на 25 % ежегодно (табл. 1).
В 2012 г. доходы бюджета составили
95.9 % от уточненного годового плана. Уточненный план по налоговым и неналоговым доходам выполнен на 96,4 %, что привело к недополучению к плану 980,7 млн руб. При этом рост налоговых и неналоговых доходов бюджета составил 2040,6 млн руб., или 8,4 %. Основными факторами увеличения доходов областного бюджета являются налоги на прибыль, на доходы физических лиц, имущество, акцизы. На рис. 1 приведена динамика доходов, расходов и дефицита бюджета Липецкой области за 2010-2012 гг.
Расходы бюджета Липецкой области в динамике также характеризуются увеличением. В 2011 г. рост расходов составил
3830767.9 тыс. руб., или 12,55 %, в 2012 г. -
2646217,6 тыс. руб., или 7,7 %. Рост доходной части бюджета позволил обеспечить финансирование социально-значимых направлений в достаточном объеме и улучшить экономическую ситуацию в области (табл. 2).
Таблица 1
Динамика доходов и расходов бюджета Липецкой области, тыс. руб.
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. Изменения, тыс. руб.
2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.
Доходы бюджета 29110244,6 32596467,6 34796719,9 +3486223,0 +2200252,3
Расходы бюджета 30513930,8 34344698,7 36990916,3 +3830767,9 +2646217,6
Результат исполнения бюджета (дефицит «-») -1403686,2 -1748231,2 -2194196,4 -344545,0 -445965,2
□ Доходы бюджета □Расходы бюджета □Бюджетный дефицит
Рис. 1. Динамика доходов, расходов и бюджетного дефицита, млн руб.
Таблица 2
Основные характеристики бюджета Липецкой области, млрд руб.
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Валовой региональный продукт 254,7 284,3 302,6
Доходы бюджета 29,1 32,6 34,8
Расходы бюджета 30,5 34,3 37
Бюджетный дефицит -1,4 -1,7 -2,2
Доля доходов к ВРП, % 11,43 11,47 11,50
Доля расходов к ВРП, % 11,97 12,06 12,23
Доля дефицита к ВРП, % -0,55 -0,60 -0,73
Таблица 3
Источники финансирования дефицита бюджета за 2010-2012 гг., тыс. руб.
Наименование источника финансирования 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Г осударственные (муниципальные) ценные бумаги, (номинальная стоимость в валюте РФ) -1325000,0 -975000,0 2125000,0
Кредиты кредитных организаций в валюте РФ 1000000,0 3250000,0 1000000,0
Бюджетные кредиты от других бюджетов 1596473,3 50000,0 -276569,0
Иные источники внутреннего финансирования -492013,2 131209,8 -246624,9
Изменение остатков средств на счетах 624226,1 -707978,6 -407609,7
Всего 1403686,2 1748231,2 2194196,4
За период с 2010 г. по 2012 г. доля доходов в объеме валового регионального продукта имеет положительную динамику, демонстрируя незначительный рост с 11,43 до
11,50 %, что говорит о том, что Липецкая область имеет устойчивую доходную базу областного бюджета, однако доля расходной части области к валовому региональному продукту (ВРП) за анализируемый период растет более заметными темпами. При сложившемся уровне расходов бюджета в процентах к ВРП, который в 2012 г. фактически составил 12,23 %, наблюдается рост доли бюджетного дефицита в ВРП с 0,55 до
0,73 %, что является отрицательной тенденцией.
В 2012 г. основными источниками покрытия дефицита бюджетных средств явились государственные ценные бумаги области в сумме 2500000 тыс. руб. и кредиты, полученные от кредитных организаций, в размере 3000000 тыс. руб. (из них погашено 2 млн руб.) бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования, в размере 50000 тыс. руб.
Объем государственного внутреннего долга Липецкой области по состоянию на 1 января 2013 г. составил 10392205,8 тыс. руб. Его структура сформирована следующим образом: государственные ценные бу-
маги Липецкой области - 27,7 %; бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 15,9 %; кредиты, полученные Липецкой областью от кредитных организаций - 50,5 %; государственные гарантии Липецкой области - 5,9 %. В отчетном году по сравнению с 2011 г. государственный внутренний долг области увеличился на 2823380,3 тыс. руб., или на 37,3 %.
Структура внутреннего государственного долга Липецкой области по состоянию на 1 января 2012 г. приведена на рис. 2.
За 2012 г. в структуре государственного внутреннего долга Липецкой области по сравнению с 2011 г. произошли следующие изменения: доля кредитов, полученных от кредитных организаций снизилась на 5,6 %, доля бюджетных кредитов, привлеченных в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ снизилась на 9,6 %, доля государственных гарантий Липецкой области снизилась на 2,6 %, а доля государственных ценных бумаг Липецкой области возросла на 17,8 %.
Липецкая область имеет стабильную и устойчивую доходную базу, а структура доходов бюджета в течение анализируемого периода изменилась несущественно (рис. 3). За анализируемый период налоговая составляющая областного бюджета увеличилась на
2040586,6 тыс. руб., или 8,41 %.
Рис. 2. Структура государственного долга Липецкой области по состоянию на 1 января 2013 г.
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
1,49% 14,53 %
1,81 %
Безвозмездные поступления
в Неналоговые доходы
Налоги на имущество
- Налоги на товары, работы, услуги
м Налоги на совокупный доход Налоги на прибыль, доход
2010 год
2011 год
2012 год
Рис. 3. Структура основных видов доходов бюджета Липецкой области
Доходная часть бюджета области в большей степени формируется за счет налоговых поступлений. В 2010-2012 гг. удельный вес налоговых доходов увеличивается. При этом следует отметить, что если в предыдущие годы (2010-2011) структура налоговых доходов характеризовалась высокой долей поступлений налога на прибыль -свыше 45 % в общем объеме налоговых поступлений, то в 2012 г. налог на прибыль составил 37,4 % в налоговых доходах областного бюджета и снизился в абсолютной величине на 1459,9 млн руб. по сравнению с 2011 г. В то же время все остальные налоги продолжают демонстрировать ежегодную тенденцию роста как в абсолютной величине, так и в удельном весе в налоговых доходах. Такая ситуация напрямую связана с повышением инвестиционной активности региона, свидетельствует о результатах взятого администрацией Липецкой области курса на диверсификацию экономики: создание и развитие особых экономических зон на территории области, создание инвесторам благоприятного предпринимательского климата, поддержка малого и среднего бизнеса. В соответствии с указом Президента РФ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в 2012 г. разработана и
принята Программа социально-экономического развития Липецкой области на 20132017 гг. [6], одной из целей которой является создание инновационной и конкурентоспособной экономики региона путем обеспечения условий для модернизации существующих производств, стимулирования инновационной и экономической активности бизнеса.
Увеличение налоговых доходов свидетельствует об усилении мер налогового администрирования, ужесточения налоговой дисциплины и сокращения недоимки в бюджет. При этом налоги на прибыль, доход снизились на 327677 тыс. руб., налоги на товары, работы, услуги выросли на 470702,4 тыс. руб., налоги на совокупный доход повысились на 86780,8 тыс. руб., налоги на имущество увеличились на 1752971 тыс. руб. Рост налоговых доходов прямо связан с увеличением доходности предприятий и физических лиц, а также повышением эффективности использования бюджетного потенциала региона.
Формирование расходов бюджета Липецкой области осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государст-
венной власти, органов государственной власти области и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств областного бюджета.
Расходы бюджета Липецкой области в динамике также характеризуются увеличением - 2,6 млрд руб., или 7,7 %.
На социальную политику направлено
17,5 %, на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 25,8 %, на образование -
20.7 % расходов областного бюджета. Доля фонда оплаты труда в расходах возросла с
12.7 % в 2011 г. до 19,9 % в 2012 г. Таким образом, областной бюджет становится все более социально ориентированным (табл. 4).
В 2012 г. по всем расходам бюджета Липецкой области наблюдается экономия по сравнению с утвержденными бюджетными назначениями. План по расходам исполнен на 91,0 %, при этом экономия в абсолютном выражении составила 3661581,3 тыс. руб. Однако экономия средств не всегда является оправданной и может свидетельствовать о недостаточной реализации запланированных мероприятий.
Межбюджетные трансферты из областного бюджета местным бюджетам предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспе-
ченности муниципальных районов и городских округов, а также субсидий и субвенций местным бюджетам. Исполнение по данному разделу составило 99,9 % от бюджетных назначений.
Формирование бюджетных ассигнований на реализацию целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства осуществлялось с учетом необходимости повышения качества программно-целевого планирования и обеспечения роста эффективности использования бюджетных инвестиций, приоритетности направления расходов областного бюджета для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Липецкой области.
В течение анализируемого периода расходы бюджета Липецкой области остаются в значительной степени ориентированными на социальную сферу. Основную долю бюджетных ассигнований составляли расходы по разделам «образование», «социальная политика», «здравоохранение», «физическая
культура и спорт», а также «национальная экономика». При этом в 2012 г. наибольший прирост получили расходы на обслуживание государственного и муниципального долга (прирост 62 %); на здравоохранение, физическую культуру и спорт (прирост 44 %); национальную экономику (прирост 26 %); на образование (прирост 16 %).
Таблица 4
Состав и динамика расходов бюджета за 2010-2012 г., тыс. руб.
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. Изменения, тыс. руб.
2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.
Общегосударственные вопросы 1346679,2 1402264,1 1374007,7 +55584,9 -28256,4
Национальная оборона 985,6 22362,2 22021,3 +21376,6 -340,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1399032,7 1474836,2 359733,2 +75803,5 -1115103
Национальная экономика 6114363,3 6872340,9 8668659,6 +757977,6 +1796318,7
Жилищно-коммунальное хозяйство 163638,9 1208094,3 629954,8 +1044455,4 -578139,5
Охрана окружающей среды 56202,4 73299,1 81213,4 +17096,7 +7914,3
Образование 2056634,5 6607542,2 7671371,0 +4550907,7 +1063828,8
Культура, кинематография и средства массовой информации 464668,8 574579,7 653795,8 +109910,9 +79216,1
Здравоохранение, физическая культура и спорт 2044261,1 6627794,3 9537547,4 +4583533,2 +2909753,1
Социальная политика 2432712,0 6380529,1 6464115,7 +3947817,1 +83586,6
Межбюджетные трансферты 14434752,3 2730933,4 928416,0 -11703818,9 -1802517,4
Обслуживание государственного и муниципального долга 370123,3 600080,4 +370123,3 +229957,1
Всего расходы 30513930,8 34344698,8 36990916,3 +3830768,0 +2646217,5
Запланированный дефицит бюджета
привел к тому, что в 20І2 г. произошло существенное сокращение расходов бюджета Липецкой области на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - на 7б %, на межбюджетные трансферты - на бб % и на жилищно-коммунальное хозяйство - на 52 %. Незначительно (на 2 %) снизились расходы на общегосударственные вопросы и по разделу «национальная безопасность и правоохранительная деятельность». На рис. 4 показана динамика
структуры расходов бюджета Липецкой области за 2009-2011 гг.
В 2012 г. продолжились коренные изменения структуры расходов бюджета Липецкой области, начатые в 2011 г. Социальные расходы являются приоритетными: расходы на социальную политику составляют
17,47 %, на здравоохранение, физическую культуру и спорт - 25,78 %, на образование -
22,51 % расходов областного бюджета. Доля расходов на национальную экономику так же значительна - 23,43 % расходов.
3,54 % 2,5І %
i,Q3% 3,7i %
2QiQгод
2Qii год
20І2 год
Образование, культура и СМИ
ï ЖКХ, ООС и прочие расходы
Межбюджетные трансферты
Социальная политика
ä Здравоохранение, физическая культура и спорт
* Национальная экономика
і Национальная безопасность и оборона
і Общегосударственные вопросы
Рис. 4. Динамика структуры расходов бюджета Липецкой области
Таблица 5
Динамика доли целевых программ в расходах бюджета, %
Показатели Отчет 20ІІ г. План на 20І2 г. Отчет 20І2 г. План на 2013 г.
Расходы бюджета 34344б98,8 4Q652497,6 36990916,3 37633621,4
Областные целевые программы 5QQQQ66,Q4 7473461,5 б59б888,5 б935457,9
Доля целевых программ в расходах бюджета, % 14,56 І8,38 17,83 18,43
Значительно сократилась доля межбюд-жетных трансфертов с 47,31 % в 2010 г. и 7,95 % в 2011 г. до 2,51 % в 2012 г. Доля расходов на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и прочие расходы бюджета в 2012 г. незначительны и не превышают 5,0 % совокупных расходов.
Таким образом, социально-значимые расходы бюджета Липецкой области увеличивались в соответствии с законом Липецкой области от 5 декабря 2008 г. № 195-03 «О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2009-2012 годы», целью которой является повышение благосостояния и качества жизни населения на территории области, обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста, усиление конкурентных позиций области в России и в мире.
В целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов в Липецкой области реализуются целевые программы. Объем бюджетных ассигнований на их реализацию утверждается законом о бюджете по каждой программе. В 2011 г. в Липецкой области было реализовано 45 областных целевых программ, а процент освоения бюджетных ресурсов по ним составил
90,5 %. В 2012 г. реализована уже 51 целевая программа, процент освоения по которым составил 88,3 %, а на 2013 г. планируется реализация 52 целевых программ (табл. 5).
Следует заметить, что освоение бюджетных ресурсов не всегда позволяет оценить действительную результативность и эффективность реализации областных целевых программ. Поэтому оценка эффективности бюджетных расходов Липецкой области по целевым программам является первоочередной задачей. С этой целью с 2011 г. реализуется областная целевая программа «Повышение эффективности бюджетных расходов Липецкой области на 2011-2013 годы», которая позволит оценить финансовую, бюджетную и народнохозяйственную эффективность как целевых программ, так и отдельных направлений расходов бюджета.
Таким образом, в целях совершенствования и оптимизации бюджетного процесса в Липецкой области, а также повышения бюджетного потенциала предлагается:
1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации
долгосрочной стратегии развития Липецкой области, в т. ч. путем внедрения программноцелевого принципа в организацию бюджетного процесса;
2) усовершенствование методов разработки и мониторинга исполнения ведомственных и областных целевых программ, а также интеграция в бюджетный процесс Липецкой области методов управления по результатам;
3) продолжение работы по оптимизации бюджетной сети, поскольку зачастую функционал бюджетного учреждения сводится к выполнению работ для учредителя, заказ на которые можно размещать на рынке;
4) проведение сдержанной заемной политики с целью сокращения или, как минимум, сохранения долговой нагрузки на безопасном управляемом уровне и минимизация стоимости заимствований;
5) дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений, стимулирующей эффективность и результативность деятельности органов местного самоуправления, а также совершенствование государственного финансового контроля.
1. Айвазов А.А. Оценка и направления развития бюджетного потенциала субъекта Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 6.
2. Зенченко С.В. Бюджетный потенциал региона и методические подходы к его оценке // Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала, 2008. № 1 (14). С. 158-168.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. (с изм. и доп. от 25 декабря 2012 г. // СПС «Гарант».
4. О бюджетном процессе в Липецкой области: закон Липецкой области от 09.10.2007 г. № 94-ОЗ (с изм. и доп. от 27 февраля 2013 г.) // СПС «Гарант».
5. Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: закон Липецкой области от 08.12.2011 г. № 579-ОЗ // СПС «Гарант».
6. Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013-2017 годы. ЦЯЬ: http://www.oblsovet.ru/upload/iblock/72a/ 1355480829programma_ser.pdf (дата обращения: 21.03.2013).
Поступила в редакцию 23.03.2013 г.
UDC 332.02; 336.15
BUDGET POTENTIAL OF REGION AND ITS IMPROVEMENT WAYS
Nadezhda Nikolayevna NESTEROVA, Lipetsk Branch of Financial University under the government of RF, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Geography, Associate Professor, Director; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Doctoral Degree, Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: e-mail dpip@mail.ru
Oleg Nikolayevich LEVCHEGOV, Lipetsk Branch of Financial University under the government of RF, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting, Audit, Statistics Department, e-mail: dpip@mail.ru
The results of ongoing studies of the regional budget execution of Lipetsk region are presented. On the basis of this analysis the measures to improve the budgetary process in the region are offered.
Key words: budget; budget potential; taxes.