Научная статья на тему 'Бюджетный контроль как составная часть государственного (муниципального) финансового контроля'

Бюджетный контроль как составная часть государственного (муниципального) финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1654
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджетный контроль / законодательный орган / Счетная палата РФ / контрольно-счетный орган / субъект РФ / муниципальное образование / Федеральное казначейство / финансовый контроль / бюджет / внешний и внутренний финансовый контроль. / budgetary control / legislative body / accounts chamber of the Russian Federation / control and accounts body / subject of the Russian Federation / municipality / Federal Treasury / financial control / budget / external and internal financial control.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов Михаил Васильевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и функционирования бюджетного контроля в бюджетной системе Российской Федерации. В связи с этим автором анализируются отдельные положения бюджетного законодательства, касающиеся этого института в России, вносятся конкретные предложения по совершенствованию государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGET CONTROL AS AN INTEGRAL PART OF THE STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL

The article deals with topical issues of the organization and functioning of budget control in the budget system of the Russian Federation. In this regard, the author analyzes certain provisions of the budget legislation concerning this institution in Russia, specific proposals to improve the state (municipal) financial control in the field of budget relations.

Текст научной работы на тему «Бюджетный контроль как составная часть государственного (муниципального) финансового контроля»

дут уголовную ответственность // Рос. газ. 2016. 6. Закон о криптовалюте и майнинге в России.

№ 2. С. 18. URL: http://tass.ru/ekonomika/2586528 URL: http://www.investor100.ru (дата обращения: (дата обращения: 01.12.2017). 09.10.2017).

ГОРОДНОВА Ольга Николаевна - кандидат философских наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: gorodno. olga@yandex. ru.

ГАВРИЛОВА Марина Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных технологий и математики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

GORODNOVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Philosophy, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

GAVRILOVA, Marina Vyacheslavovna - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Information Technology and Mathematics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 346.6

БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

М.В. Демидов

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации и функционирования бюджетного контроля в бюджетной системе Российской Федерации. В связи с этим автором анализируются отдельные положения бюджетного законодательства, касающиеся этого института в России, вносятся конкретные предложения по совершенствованию государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.

Ключевые слова: бюджетный контроль; законодательный орган; Счетная палата РФ; контрольно-счетный орган; субъект РФ; муниципальное образование; Федеральное казначейство; финансовый контроль; бюджет; внешний и внутренний финансовый контроль.

M.V. Demidov. BUDGET CONTROL AS AN INTEGRAL PART OF THE STATE (MUNICIPAL) FINANCIAL CONTROL

The article deals with topical issues of the organization and functioning of budget control in the budget system of the Russian Federation. In this regard, the author analyzes certain provisions of the budget legislation concerning this institution in Russia, specific proposals to improve the state (municipal) financial control in the field of budget relations.

Keywords: budgetary control; legislative body; accounts chamber of the Russian Federation; control and accounts body; subject of the Russian Federation; municipality; Federal Treasury; financial control; budget; external and internal financial control.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6) [1]. Он состоит из доходной и расходной частей. Первую часть образуют все денежные средства, кото-

рые поступают в бюджет, исключение составляют только средства, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета. Предназначенные для выплаты из бюджета денежные средства, опять-таки за исключением средств, рассчитанных на финансирование дефицита бюджета, составляют расходную часть.

В любом государстве бюджет является эф-

фективным управляющим механизмом в ведении государства. Через него реализуется его финансовая политика. Он становится необходимым условием существования и стабильного функционирования суверенного государства и публично-правовых образований.

Сосредоточение в бюджетной системе Российской Федерации огромных денежных фондов создает реальные условия для обеспечения поступательного социально-экономического развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Это говорит о том, что бюджеты являются способом аккумулирования денежных фондов государственных и муниципальных образований, создающих финансовую основу для реализации функций государственной и муниципальной власти. Поэтому обеспечение законности и достоверности финансовых операций с бюджетными средствами, объективная оценка их экономической эффективности и целесообразности, а также увеличение доходных поступлений в бюджет и рациональное их использование является главной целью осуществления бюджетного контроля.

На сегодняшний день отсутствует нормативное определение понятия бюджетного контроля. Тем не менее БК РФ предусмотрел специальный раздел, посвященный контролю в сфере бюджетных правоотношений. В нем устанавливается, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства, которое регулирует бюджетные правоотношения в Российской Федерации. Таким образом, фактически речь идет о бюджетном контроле, который является основополагающей частью финансового контроля, осуществляемого органами государственной и муниципальной власти.

Существуют различные подходы к определению понятия «бюджетный контроль». Так, Д.Л. Комягин рассматривает его как разновидность финансового контроля, который осуществляют уполномоченные органы за деятельностью участников бюджетного процесса, связанного с мобилизацией, распределением и использованием средств бюджетов бюджетной системы [4]. Е.В. Макаренко считает, что бюджетный контроль представляет собой регулируемую правовыми актами деятельность уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, расходованием и использованием средств соответствующих бюджетов [5]. По мнению Н.А. Саттаровой, бюджетный контроль представляет собой вид государственного финансового контроля, который

проводится в области реализации бюджета и связан с установлением законности, достоверности, экономической эффективности деятельности участников бюджетного регулирования и бюджетного процесса [6].

Есть и другие суждения по поводу дефиниции бюджетного контроля. Несмотря на определенные особенности в ее понимании различными авторами, в то же время в них содержится много общего:

- во-первых, бюджетный контроль всеми ими рассматривается как часть финансового контроля;

- во-вторых, он проводится в особой сфере финансовых правоотношений - в ходе реализации бюджетного процесса, причем на всех стадиях его осуществления: в период составления, рассмотрения и исполнения бюджетов всех уровней;

- в-третьих, контроль за расходованием бюджетных средств осуществляется специально уполномоченными на то органами государственной и муниципальной власти;

- в-четвертых в качестве основной цели осуществления бюджетного контроля они выделяют обеспечение соблюдения бюджетного законодательства всеми субъектами бюджетных правоотношений.

Исходя из этого, на наш взгляд, бюджетный контроль можно было бы определить как целенаправленную деятельность органов государственной и муниципальной власти, а также образованных ими специальных органов внешнего и внутреннего финансового контроля по проверке законности, правильности образования, распределения, целевого и эффективного расходования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса [2].

Действующий БК РФ подразделяет бюджетный контроль на два вида: внешний и внутренний. Такой подход к классификации бюджетного контроля вполне согласуется и исходит из основополагающего принципа разделения властей.

Внешний бюджетный контроль Кодекс отнес к сфере деятельности Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов регионов и муниципальных образований. Таким образом, его осуществляют органы государственного (муниципального) финансового контроля, образованные законодательными органами, организационно, функционально и финансово независимые от исполнительных органов власти.

Осуществление внутреннего финансового контроля в бюджетном процессе - компетенция Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового

контроля, являющихся уполномоченными органами или должностными лицами исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций, финансовых органов регионов и муниципальных образований [3].

БК РФ финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений также подразделил на предварительный и последующий. Целью осуществления предварительного контроля является принятия соответствующих мер, с тем чтобы предупредить и не допустить в будущем нарушения бюджетного законодательства в процессе реализации бюджетов. Предназначение последующего контроля заключается в том, чтобы, исходя из результатов исполнения бюджетов, установить законность их исполнения, а также достоверность учета и отчетности.

Органы государственного (муниципального) финансового контроля, в соответствии с БК РФ, наделены специальными бюджетными полномочиями (ст. 157 БК РФ). Так, Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют:

- аудит эффективности, который направлен на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

- экспертизу законопроектов, проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства, включая обоснованность показателей бюджетов;

- экспертизу государственных и муниципальных программ;

- анализ и мониторинг всего бюджетного процесса, включая подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;

- подготовку рекомендаций по повышению качества проведения главными администраторами бюджетных средств внутренних финансовых контроля и аудита;

- другие вопросы, определенные законодательством об органах внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

Бюджетный кодекс устанавливает и круг полномочий органов финансового контроля по линии исполнительной власти. Федеральное казначейство, контрольная функция которого в сфере бюджетных правоотношений значительно расширилась после упразднения в 2016 г. Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, поскольку ему были переданы все функции по контролю и надзору, анализирует исполнение бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля. В этих целях последние должны

предоставлять всю информацию и соответствующие документы по запросам Федерального казначейства, которые необходимы ему для реализации своих полномочий.

Федеральное казначейство, а также органы финансового контроля, являющиеся органами или должностными лицами исполнительной власти регионов и муниципальных образований, анализируют осуществление главными администраторами бюджетных средств, которые не относятся к органам внешнего финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. При этом главные администраторы средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должны в обязательном порядке предоставлять информацию и документы по запросам указанных выше органов. Данные требования связаны с необходимостью в полном объеме реализации полномочий по анализу проведения главными администраторами бюджетных средств внутренних финансовых контроля и аудита.

В соответствии с БК РФ законодательные и представительные органы власти являются участниками бюджетного процесса. Они занимают центральное место в бюджетных правоотношениях, поскольку рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении. Однако их компетенция в бюджетном процессе не ограничивается только этими полномочиями. Законодательные органы и представительные органы муниципальных образований непосредственно осуществляют финансовый контроль как на стадии принятия бюджетов, так и в ходе его исполнения. Данные полномочия они реализуют путем рассмотрения их на своих заседаниях, в образованных ими комитетах и комиссиях. Нередко эти вопросы становятся предметом обсуждения в различных рабочих группах парламентов, в процессе проведения ими парламентских и публичных слушаний.

Следует также отметить, что БК РФ устанавливает методы осуществления бюджетного контроля. Таковыми являются: проверка, ревизия, обследование и санкционирование операций. При проведении бюджетного контроля чаще всего используются такие методы, как проверка и ревизия.

Подводя итоги исследования понятия и современного состояния бюджетного контроля в Российской Федерации, следует отметить:

- во-первых, понятие и осуществление бюджетного контроля нуждается в более детальном нормативном регулировании;

- во-вторых, статус органов внешнего бюджетного контроля следовало бы закрепить и за

законодательными (представительными) органами власти.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823.

2. Демидов М.В. Развитие правовых основ функционирования государственного финансового контроля в Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4 (30). С. 98-101.

3. Демидов М.В., Казакова Е.В. Парламент-

ский контроль за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017.

4. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: учеб. пособие. М.: Институт публично-правовых исследований, 2011.

5. Макаренко Е.В. Государственный контроль за исполнением федерального бюджета в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

6. Саттарова Н.А. Бюджетное право: учебник / А.Е. Абрамова [и др.]; под ред. Н.А. Сатта-ровой. М.: Деловой двор, 2009. 296 с.

ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, заведующий кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Legal Sciences, Head of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 343.97

К ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ*

М.Г. Иванов

В статье рассматриваются вопросы содержания экономических отношений, которые являются объектом преступлений экономической направленности. На основе анализа сущности охраняемых уголовным законом имущественных отношений автор предлагает свой вариант систематизации преступлений, совершаемых в сфере экономики.

Ключевые слова: правоотношения; имущественные отношения; экономическая преступность; систематизация преступлений.

M.G. Ivanov. ON THE QUESTIONS OF ECONOMIC SUBSTANTIATION OF THE SYSTE-MATIZATION OF CRIMES OF ECONOMIC DIRECTION

The article deals with the content of economic relations, which are objects of economic crimes. On the basis of the analysis of the content of property relations protected by the criminal law the author suggests his own version of systematization of crimes committed in the sphere of economy.

Keywords: legal relations; property relations; economic crime; systematization of crimes.

Процессы глобализации экономических отношений как проявление объективных закономерностей развития производительных сил и производственных отношений определяют необходимость, характер институтов правового регулирования и защиты. В связи с этим правоотношения в сфере экономики являются важным аспектом в деле уголовно-правовой

защиты и зависят от специфики сложившихся экономических отношений.

Следовательно, для исследования проблем, связанных с сущностной стороной уголовно-правовых отношений, представляется логичным изучить вопросы и совершенно другого порядка. В качестве такового могут выступить общественные отношения в сфере экономики.

* Научная статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Кабинета Министров Чувашской Республики по проекту № 16-13-21002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.