МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
УДК 336.143.232
А.В. Евграфова, студентка, Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ Научный руководитель: Р. Р. Яруллин, д.э.н., профессор, Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
ИНЭФБ, БашГУ
БЮДЖЕТНЫЕ РЕЗЕРВЫ, ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются сущность, особенности бюджетных резервов, предложены методы повышения эффективности их использования.
Ключевые слова
Бюджетные резервы, резервный фонд, дефицит федерального бюджета, инвестиции.
В условиях формирования рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции и характеризующейся высокой степенью стихийности рыночных отношений, возрастает вероятность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. Формирование финансовых резервов и их правильное использование дает возможность оперативно устранять возникающие вследствие появления непредвиденных обстоятельств диспропорции в экономике, обеспечивать сбалансированность и устойчивость ее развития. Поэтому рассмотрение вопросов, связанных с деятельностью Резервного фонда РФ приобретают большую значимость как в условиях финансового кризиса, так и в условиях возможных перспектив выхода из данного экономического положения.
Резервные фонды бюджетов - обособленная часть денежных средств, в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.
Резервные фонды бюджетов призваны: обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренных по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины; способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость; выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы; маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов; удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.
В 2016 году Минфин дважды реализовывал средства Резервного фонда для покрытия дефицита федерального бюджета: в апреле и мае 2016 года Минфин тратил из фонда по 390 млрд руб. на эти цели. В сумме за восемь месяцев 2016 года на финансирование дефицита бюджета выделено 1,17 трлн руб.
Существует ряд первоочередных вопросов, требующих совершенствования в управлении использования бюджетных резервов. Во-первых, необходимо рассчитывать не нефтегазовые доходы федерального бюджета, а все конъюнктурные доходы федерального бюджета.
Примером может быть международная практика бюджетного планирования Медного стабилизационного фонда Чили, где к конъюнктурным доходам относятся часть налога на прибыль нефтегазовых компаний, налог на добавленную стоимость нефтегазовых компаний. Кроме того, к конъюнктурным доходам необходимо относить акцизы на нефтепродукты и товары, выработанные из нефти. В случае выполнения данной рекомендации, формирование средств, зачисляемых в Резервный фонд будет наиболее полным. Исходя из результатов анализа международной практики учреждения фондов, эффективно функционируют и способствуют экономическому развитию фонды, которые отличаются высокой степенью прозрачности. Действительно, управление средствами фондов находится под общественным контролем не
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070
только жителей страны-учредителя фонда, но и любого желающего. Таким образом, следующей мерой повышения эффективности использования бюджетных резервов является повышение их прозрачности, доступности информации об управлении их средствами.
По мнению многих экспертов, самым надежным и эффективным способом инвестирования денег суверенных фондов было вы их вложение в отечественную экономику. Не менее актуальной проблемой является уровень доходности средствами фондов. К сожалению, широкой диверсификации инвестиций Резервного фонда нет, а доходность по существующим финансовым вложениям настолько мала, что встает вопрос об обесценивании средств ввиду уровня инфляции, который превышает уровень доходности по низкорискованным вложениям фондов.
Россия инвестирует большинство средств в облигации наиболее развитых стран и держит деньги на валютных счетах ЦБ. Таким образом, встает вопрос о целесообразном увеличении уровня доходности и рискованности размещения суверенных фондов на международных рынках: ввести в спектр инвестиционных объектов Резервного фонда международные активы повышенного уровня риска (корпоративные ценные бумаги). В этих условиях одной из основополагающих задач для органов государственной власти и местного самоуправления становится определение направления использования бюджетных резервов.
Таким образом, бюджетные резервы становятся важнейшим инструментом бюджетной политики государства. Реализация вышеназванных мер повысит эффективность их использования. Только эффективные бюджетные резервы в силах обеспечить устойчивое развитие страны в условиях нестабильной мировой экономической конъюнктуры.
Список использованной литературы: 1. Яруллин Р. Р., Ахметова Д. Д. Вопросы оптимизации дефицита федерального бюджета// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 15 - 17.
© Евграфва А. В., Яруллин Р. Р. 2016
УДК 332.1
М.В. Ефремова, ассистент Институт управления бизнес-процессами и экономики ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярск, Российская Федерация И.Р. Руйга, к.э.н., доцент Институт управления бизнес-процессами и экономики ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» г. Красноярск, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции развития особых экономических зон в регионах Российской Федерации. Проведен анализ проблем нормативно-правового и управленческого регулирования, оказывающих ключевое влияние на неэффективность функционирования особых экономических зон. Предложены рекомендации для дальнейшего развития данного механизма стимулирования инвестиционной активности в субъектах России.
Ключевые слова
Особые экономические зоны (ОЭЗ), территории опережающего развития (ТОР), механизмы
стимулирования инвестиционной активности