Научная статья на тему 'Бюджетное регулирование с помощью налоговой доходности как одного из факторов экономического развития регионов'

Бюджетное регулирование с помощью налоговой доходности как одного из факторов экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
362
116
Поделиться
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РЕГИОНА / НАЛОГОВАЯ ДОХОДНОСТЬ РЕГИОНА / ДОТАЦИОННЫЕ РЕГИОНЫ / РЕГИОНЫ С НЕВЫСОКИМ НАЛОГОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ / БЮДЖЕТНАЯ ЕМКОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Ангархаева В. В.

В статье рассматриваются особенности формирования бюджетно-налоговых отношений на примере Республики Бурятия. Приведена сравнительная динамика доходной и расходной части бюджета Республики Бурятия, по результатам которой проведен краткий анализ. Введено новое понятие налоговой доходности региона, как одного из показателей налогового потенциала региона соответственно одним из факторов экономического развития. Представлен расчет указанного показателя за период с 2006 года по 2012 год для определенного анализа и выводов. Данная работа выполнена в рамках гранта «Молодые ученные ВСГУТУ».

Budget regulation with the use of the notion of “tax profitability” as a factor of regional economic development

The article focuses on the specific features in formation of budget-and-tax relations in the Republic of Buryatia, shows the comparative dynamics of the budget revenues and expenditures, and introduces the notion of the region’s profitability as one of the indices of its tax potential. This index is calculated for the period from 2006 to 2012.

Текст научной работы на тему «Бюджетное регулирование с помощью налоговой доходности как одного из факторов экономического развития регионов»

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ НАЛОГОВОЙ ДОХОДНОСТИ

как одного из факторов экономического развития регионов

В.В. Ангархаева,

аспирант кафедры налогов и налогообложения Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)

aw 2810@mail.ru

В статье рассматриваются особенности формирования бюджетно-налоговых отношений на примере Республики Бурятия. Приведена сравнительная динамика доходной и расходной части бюджета Республики Бурятия, по результатам которой проведен краткий анализ. Введено новое понятие налоговой доходности региона, как одного из показателей налогового потенциала региона соответственно одним из факторов экономического развития. Представлен расчет указанного показателя за период с 2006 года по 2012 год для определенного анализа и выводов. Данная работа выполнена в рамках гранта «Молодые ученные ВСГУТУ».

Ключевые слова: региональные финансы, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, консолидированный бюджет региона, налоговая доходность региона, дотационные регионы, регионы с невысоким налоговым потенциалом, бюджетная емкость

УДК 332.14 ББК 65.01

Глобальные изменения в технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации повышают необходимость развития региона как стратегического фактора общественного развития. Наращивание научно-технического, социокультурного и духовного потенциала общества напрямую связано с уровнем и состоянием региональной экономической системы. Именно развитие каждого отдельного региона является во многом определяющей основой стратегии развития страны и всего сообщества в целом.

Выполнение возложенных на регионы функций по обеспечению материального и нематериального производства, необходимых для жизнедеятельности и развития общества средства производства и предметы потребления, предоставление социально-культурных, жилищно-коммунальных услуг и охраны общественного порядка зависит от уровня развития их финансовой базы. Состояние региональных финансов затрагивает, прежде всего, интересы населения страны, поэтому данный вопрос является государственным, также является самой выгодной и надежной инвестицией, от которой зависит будущее нашего поколения. Анализ региональных финансов, изучение проблем в данной области помогает их правильному решению, стабилизации на этой основе экономики региона, как следствие поступательного развития в целом социальных и экономических процессов страны.

Региональные финансы во всех социально-экономических формациях отражали финансовые отношения между федеральными и территориальными органами власти. На современном этапе одной из актуальных задач реформирования межбюджетных отношений в России является повышение эффективной системы финансовой поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации, основанной на принципе объективности расчета финансовой помощи и стимулирующего характера финансовой поддержки регионам. Для достижения данной цели необходимо анализировать показатели потенциальных налоговых доходов и расходных потребностей региона.

Мировая практика свидетельствует, что существует определенная зависимость темпов экономического развития от уровня развития и состояния региональной экономической системы, что при становлении экономики происходит ее сбалансированность

путем разработки мер по планированию региональной экономики, которое позволяет регулировать экономический рост и экономический потенциал территории. В государственном планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, что дает возможность предвидения в будущем, а также альтернативных путей для принятия тех или иных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено необходимостью прогнозирования развития экономики региона в новых условиях хозяйствования государства. В связи с этим представляется важным выявить оптимальный механизм развития региональной экономической системы и определить тенденцию развития налогового потенциала экономики региона (на примере Республики Бурятия).

Рассмотрим финансовое состояние Республики Бурятия. Если сравнить доходную часть с расходной, то видно, что бюджет Республики Бурятия за 2011 год сформирован с бюджетным профицитом 116,1% (2010 год — 109,5%). Если учесть, что доходная часть образована порядка более 50% за счет безвозмездных поступлений, то бюджет республики можно назвать сбалансированным, где соблюдено соответствие между расходами и доходами.

Доходная часть консолидированного регионального бюджета представлена в следующей табличной форме.

Таблица 1

Динамика доходов консолидированного бюджета РБ [1]

Показатели доходов, в млн руб. 2010 год 2011 год темп роста (снижения), % уд. вес 2010 год, % уд. вес 2011 год, %

Налоговые и неналоговые доходы 18 426,5 22 067,6 119,8 47,0 49,3

Налоговые доходы, всего 16 698,0 20 346,1 121,8 42,6 45,5

налог на прибыль организаций 3 482,3 5 694,1 163,5 8,9 12,7

налог на доходы физических лиц 8 037,5 8 750,7 108,9 20,5 19,6

акцизы 1 813,4 2 118,3 116,8 4,6 4,7

налог, взимаемый с применением УСН 664,6 789,5 118,8 1,7 1,8

единый налог на вмененный доход 408,3 452,2 110,8 1,0 1,0

единый сельскохозяйственный налог 4,6 7,6 165,2 0,0 0,0

налог на имущество ФЛ 20,1 10,0 49,8 0,1 0,0

налог на имущество организаций 956,1 1 091,6 114,2 2,4 2,4

транспортный налог 178,3 192,2 107,8 0,5 0,4

земельный налог 518,8 525,7 101,3 1,3 1,2

налог на добычу полезных ископаемых 324,5 427,1 131,6 0,8 1,0

прочие налоговые доходы 289,5 287,1 99,2 0,7 0,6

Неналоговые доходы 1 728,5 1 721,5 99,6 4,4 3,8

Безвозмездные поступления 20 771,6 22 686,7 109,2 53,0 50,7

ИТОГО ДОХОДОВ 39 198,1 44 754,3 114,2 100,0 100,0

220

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

Таблица 2

Динамика расходов консолидированного бюджета РБ [2]

Показатели расходов, в млн руб. 2010 год 2011 год темп роста, % уд. вес 2010 год, % уд. вес 2011 год, %

Общегосударственные вопросы 1 500,6 1 525,5 101,7 4,2 4,0

Национальная оборона 0,9 21,7 2411,1 0,0 0,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 545,1 1 655,9 107,2 4,3 4,3

Национальная экономика 4 092,7 5 417,1 132,4 11,4 14,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 758,9 1 957,1 257,9 2,1 5,1

Охрана окружающей среды 66,4 117,9 177,6 0,2 0,3

Образование 2 429,2 7 636,4 314,4 6,8 19,8

Культура, кинематография 991,2 1 809,9 182,6 2,8 4,7

Здравоохранение 2 146,8 6 440,9 300,0 6,0 16,7

Социальная политика 8 001,4 6 528,3 81,6 22,4 16,9

Физическая культура и спорт 713,4 1 360,7 190,7 2,0 3,5

Средства массовой информации 24,8 41,8 168,5 0,1 0,1

Обслуживание государственного и муниципального долга 44,0 145,1 329,8 0,1 0,4

Межбюджетные трансферты 13 474,6 3 892,9 28,9 37,6 10,1

ИТОГО РАСХОДОВ 35 790,0 38 551,2 107,7 100,0 100,0

Так, за 2011 год в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов в сумме 44754 млн руб., в том числе налоговых и неналоговых доходов — 22068 млн руб. что на 5556 млн руб. больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прирост доходов к уровню 2010 года составил 14,2 процента.

За 2011 год удельный вес налоговых доходов составил 92,2% в общей сумме налоговых и неналоговых доходов и 45,5% к общей сумме всех доходов, при этом наблюдается увеличение удельного веса налоговых платежей по сравнению с прошлым годом на 1,6 и 2,9 процентных пункта соответственно.

По всем доходам наблюдается положительная динамика поступлений, кроме налога на имущество физических лиц, в связи с переходом на новые сроки уплаты по данному налогу.

Увеличились объемы поступлений по всем основным доходообразующим источникам — налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, акцизам, налогу на имущество организаций, налогу на добычу полезных ископаемых.

Наиболее значительный темп роста в 2011 году наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых — 163,5% и 131,6% соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков, благоприятной ценовой конъюнктурой в золотодобывающей отрасли.

Расходная часть консолидированного бюджета Республики Бурятия сложилась следующим образом.

Как видно из таблицы 2, расходы республики за 2011 год составили 38551 млн руб. и увеличились на 2761 млн руб. или на 7,7% по сравнению с 2010 годом.

Основная доля расходов в 2011 году приходится на образование — 19,8%, социальную политику — 16,9%, здравоохранение — 16,7% и на экономику — 14,1%. Удельный вес перечисленных расходов составил 67,5% в общей сумме расходов. В результате чего следует, что в 2011 году приоритетными направлениями республики явились обеспечение в сфере образования, социального обслуживания, здравоохранения и поддержка экономически значимых отраслей экономики.

Следует отметить, что доходная часть бюджета республики сформирована за счет налоговых доходов более 90% без учета безвозмездных поступлений. Также можно сделать вывод о том, что республика является дотационным регионом или регионом-реципиентом, поскольку доля безвозмездных поступлений составила за 2010 год 53% и за 2011 год 51% из общей суммы доходов республики.

Вместе с тем, анализируя статистические отчетные

данные о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по форме №1-НМ [3], с территории Республики Бурятия в федеральный бюджет направлено налоговых доходов 11% и 12% соответственно. Около 40% финансовая помощь ежегодно поступает из федерации, а точнее 42% в 2010 году и 39 % в 2011 году.

С учетом того, что налоговые платежи составляют наибольшую часть в доходах республики и в целом по России, необходимо ввести такой расчетный показатель регионов в целях выявления их экономического потенциала и оценки, как налоговая доходность региона, который формируется отношением поступивших сумм в консолидированный бюджет субъекта к численности населения региона. Данный показатель в республике с 2006 года сложился следующим образом (табл. 3).

Динамика налоговой доходности региона на одного человека за семь лет складывается положительно, в то же время наблюдается нестабильный темп роста данного показателя, что говорит о влиянии мировой экономики на финансово-хозяйственную деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей. Как следствие это отражается на поступлении налоговых платежей в бюджетную систему России. Несмотря на элементы дотационного региона у Республики Бурятия существует налоговый потенциал, резервы увеличения доходов, что может создавать благоприятные условия для экономического развития бизнес сообществ.

С позиции автора Толстой О.В., «регионы-реципиенты или регионы с невысоким налоговым потенциалом, которые потребляют значительный объем от общероссийских дотаций, выделяемых из федерального бюджета страны, однако имеют довольно существенные налоговые доходы на душу населения по сравнению с другими дотируемыми регионами и при этом обладают резервами для увеличения своего налогового потенциала» [4].

Нельзя не согласиться с Дьяковой Е.Б. когда, «в условиях как недостаточного, так и неэффективного использования бюджетных средств возникает необходимость формирования системы бюджетного регулирования территориального развития, направленной на повышение бюджетной емкости как финансово-ресурсного базиса конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития территории. Бюджетная емкость — это возможный объем расходов бюджета, определяемый, с одной стороны, размерами бюджетного потенциала, трансфертов и займов, а с другой стороны, эффективностью и результативностью расходов бюджета» [5].

Согласно позиции Игониной Л.Л., степень увеличения налоговых доходов за счет расширения налоговых ресурсов зависит от институциональной организации экономической системы, определения проводимой налоговой политики и оптимизации

Таблица 3

Анализ налоговой доходности Республики Бурятия за период 2006—2012 гг.

Год Поступило в консолидированный бюджет субъекта РФ по данным отчета № 1-НМ (тыс. руб.) Численность населения по данным Бурятстата (чел.) Налоговая доходность на 1 человека по региону (руб.) Темп роста (сни- жения) %

2006 10 095 969 964 581 10 466,69 —

2007 11 341 809 965 156 11 751,27 112,3

2008 13 898 168 966 595 14 378,48 122,4

2009 14 538 241 969 736 14 991,96 104,3

2010 15 655 587 971 538 16 114,23 107,5

2011 19 169 223 971 391 19 733,79 122,5

2012 20 392 866 971 810 20 984,42 106,3

22 1

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

налоговых усилий. В новых условиях необходимо выработать методику экономической, социальной и бюджетной результативности, определяя критерии и показатели оценки предоставляемых налоговых преференций, в целях повышения собираемости налоговых платежей и сокращения уклонения их уплаты, что будет способствовать стабильному формированию доходных средств бюджета, а также развитию предпринимательской активности.

Зависимость налогового потенциала региона от системы воспроизводства территориального хозяйственного комплекса проявляется через бюджетно-налоговые отношения как оптимизации процессов распределения доходов в системе межбюджетного регулирования.

«Необходимость оптимизации процессов распределения налогового потенциала в системе межбюджетного регулирования связана с воздействием этих процессов на создание условий роста финансовой самостоятельности территорий, прежде всего за счет развития их собственного доходного потенциала. Сохраняется значительная зависимость региональных бюджетов от федерального центра и федеральных трансфертов. Собственная доходная база бюджетов субъектов РФ обеспечивает лишь 40% их расходных обязательств. Корректировка действующего порядка, основанного преимущественно на трансфертных механизмах, требует совершенствования методических подходов к определению финансовой помощи на основе точного расчета налогового потенциала территорий. Представляется целесообразным обоснование единых, сквозных методических подходов к оценке налогового потенциала страны, региона, муниципалитета, их формализация в налоговом паспорте. Это будет способствовать большей сбалансированности доходных и расходных полномочий различных уровней власти, укреплению их финансового суверенитета, более полной оценке налоговых возможностей» [6].

По мнению Перекрестовой Л.В., Дьяковой Е.Б., «на современном этапе основным направлением качественного рас-

ширения емкости является формирование государственных заданий. Для повышения эффективности и социальной ориентации расходов бюджетов на основе государственных заданий необходимы: дифференциация нормативов оказания услуг, учитывающая особенности развития территории; расширение перечня показателей стандартов качества оказания государственных услуг, их содержательная группировка и отражение в отчете о выполнении задания. Основным способом количественного относительного роста бюджетной емкости являются государственные закупки. Для развития и дальнейшего совершенствования данного инструмента бюджетных расходов необходимо формирование контрактной системы государственных закупок» [7].

Таким образом, необходимо уделять внимание вопросам эффективной организации бюджетно-налоговых отношений в регионе путем выработки специальных стратегических программ, направленных на обеспечение ресурсной базы и улучшения финансового положения, с учетом имеющейся мировой практики, собственного опыта страны.

Действующая система регулирования бюджетно-налоговых отношений в России использует преимущественно выравнивающую функцию, направлена больше в сторону федерального бюджета, не влияет на уровень социальноэкономического развития регионов и не решает проблем бюджетных диспропорций между регионами. Поэтому бюджетно-налоговые отношения должны быть направлены на стимулирующую функцию, результативность государственных услуг в регионах.

Успех экономического роста и стабильности в стране зависит от оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, от повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

Литература

1. http://минфинрб.рф/analytics/22/7525.php.

2. http://минфинрб.рф/analytics/87/7521.php.

3. http://www.r03.nalog.ru/html/sites/www.r03.nalog.ru/Otchets/1NM010111.htm.

4. Толстая О.В. Особенности формирования налогового потенциала региона и основные направления его дальнейшего развития // Финансы и кредит. — 2009. — № 34. — С. 70-80.

5. Дьякова Е.Б. Концептуальные основы бюджетного регулирования территориального развития в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный журнал. — 2011. № 4 (28). — Электрон. дан. — URL: http://uecs.mcnip.ru.

6. Игонина Л.Л. Развитие налогового потенциала регионов в детерминантах модернизационных процессов // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 3. (СПС «КонсультантПлюс»).

7. Перекрестова Л.В., Дьякова Е.Б. Налоговый потенциал и бюджетная емкость территории: отличия и взаимосвязь // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9. (СПС «КонсультантПлюс»).

222