УДК 332.122
Хомицкая Дарья Андреевна,
заместитель начальника управления городского развития
Администрация города Феодосии Республики Крым,
г. Феодосия, Российская Федерация.
Khomitskaya Daria Andreevna,
Deputy Head of the Department of Urban development,
Administration of the city of Feodosia of the Republic of Crimea,
Feodosia, Russian Federation.
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СГЛАЖИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСПРОПОРЦИЙ СУБРЕГИОНОВ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
BUDGETARY REGULATION AS AN TOOL OF SMOOTHING OF SOCIO-ECONOMIC DISPROPORTIONS OF SUBREGIONS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA
Статья посвящена теоретическим основам бюджетного регулирования в системе социально-экономического развития субрегионов Республики Крым. Определено основные тенденции и проблемы развития системы местных финансов. Проанализированы место и роль финансового обеспечения в системе социально-экономического развития субрегионов Республики Крым. Проведен анализ объемов доходов и расходов местного бюджета и объемов межбюджетных трансфертов за 2015-2019 гг. Проанализированы диспропорции бюджетной обеспеченности муниципальных образований Республики Крым. Обоснованы приоритетные направления совершенствования механизмов межбюджетного регулирования для достижения сбалансированности развития субрегионов Республики Крым и решения существующих проблем социально-экономического развития субрегионов: дальнейшая бюджетная децентрализация, формирование надежной доходной части местных бюджетов (выравнивание доходных частей бюджетов регионов); упрощение процесса расчета и обеспечение прозрачности расчета и распределения межбюджетных трансфертов; усовершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования; обеспечение эффективного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления; увеличение удельного веса нецелевых межбюджетных трансфертов, поскольку именно они предполагают увеличение финансовой автономии местных бюджетов.
Ключевые слова: диспропорциональность, асимметрии, социально-экономическое развитие, бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетный механизм, бюджетное регулирование, бюджетная политика, межбюджетные трансферты.
The article is devoted to the theoretical foundations of budget regulation in the system of socio-economic development of the subregions of the Republic of Crimea. The main tendencies and problems of development of the system of local finances are defined. The place and role of financial support in the system of social and economic development of subregions of the Republic of Crimea are analyzed. An analysis of local budget revenues and expenditures and intergovernmental transfers for 2015-2019 was conducted. Disproportions of budgetary provision of municipalities of the Republic of Crimea are analyzed. The priority directions of improvement of mechanisms of interbudgetary regulation for achievement of balanced development of subregions of the Republic of Crimea and the decision of existing problems of social and economic development of subregions are substantiated: budgetary decentralization, the formation of a reliable part of local budgets (equalization of the revenue parts of further regional budgets); simplification of the calculation process and ensuring transparency in the calculation and distribution of interbudgetary transfers; improvement of the system of budget planning and forecasting; ensuring effective interaction between government bodies, local government funds; an increase in the proportion of non-targeted interbudgetary transfers, since they imply an increase in the financial autonomy of local budgets.
Keywords: disproportion, asymmetries, socio-economic development, budget, budget revenues, budget expenditures, budgetary mechanism, budget regulation, budget policy, intergovernmental transfers.
ВВЕДЕНИЕ
Рост уровня социально-экономического развития и конкурентоспособности Республики Крым в общероссийском сегменте невозможно без стабильного развития ее субрегионов. При наличии общегосударственных и региональных интересов возможно социально-экономическое развитие регионов. Бюджетное регулирование и создание благоприятных условий для социально-экономического развития является одной из главных задач экономической науки на современном этапе реформирования экономики Российской Федерации как на региональном, так и на общегосударственном уровнях.
49
Недостаточно исследованным на сегодняшний день остается вопрос усиление бюджетного регулирования, направленного на преодоление диспропорциональности социально-экономического развития субрегионов.
Вопросу совершенствования механизму бюджетного регулирования и систем межбюджетных отношений посвятили свои труды Буркальцева Д.Д. [1], Воробьева Е.И. [2], Чернышева Е.М. [17], Ходорович М.И. [16], Любимцев Ю.Н. [11], Казанцев С.В. [6], Гревцова Т.В. [4], Поляк Г.Б. [13], Подпорина И.В. [12], Масгрейв Р. [26], Оутс У. [25], Кибилдс А.А. [7], Левина В.В. [10] и др. Отследив уровень освещения отечественными и зарубежными авторами в различных источниках описанной проблематики напрашивается вывод, что в трудах освещены, прежде всего, принципы бюджетного федерализма и проблемы межбюджетных отношений на федеральном уровне. Однако проведенные исследования не раскрывают весь спектр влияния системы бюджетного регулирования на равномерность социально-экономического развития субрегионов.
Главной задачей в процессе обеспечения равномерного развития субрегионов Республики Крым является формирование основных направлений усиления системы бюджетного регулирования и повышения эффективности его результатов. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Цель исследования — изучение механизма бюджетного регулирования как инструмента сглаживания социально-экономических диспропорций субрегионов Республики Крым. РЕЗУЛЬТАТЫ
Механизм бюджетного регулирования состоит из компонентов, которые влияют на территориальное развитие и преследуют цель достичь заметных результатов регионального развития. К важнейшим можно отнести эффективное управление бюджетным процессом и усовершенствование построения межбюджетных отношений, формирование, распределение, использование и контроль за использованием бюджетных средств. Абсолютная величина доходов и расходов территорий меняется ежегодно, а сбалансирование этих величин не всегда возможно. Именно здесь возникает необходимость вмешательства государства в процесс организации перераспределения бюджетных ресурсов с целью сбалансирования всех видов бюджета.
Следовательно, бюджетное регулирование невозможно без формирования определенного организационно-экономического механизма. То есть должна существовать четкая система влияния (как организационного, так и экономического) на бюджет и, соответственно, на экономику, реализуемую через систему организационных мероприятий. Проведенные исследования позволяют утверждать, что наиболее целесообразным будет использование таких концептуальных подходов к формированию организационно-экономического механизма бюджетного регулирования экономического развития регионов.
Бюджетное регулирование является инструментом, посредством которого государство может достичь равномерного социально-экономического развития. Процесс бюджетного регулирования имеет комплексный характер, соблюдение которого определяет эффективность бюджетного процесса государства. Объективная необходимость осуществления бюджетного регулирования обусловлена:
• стимулированием деловой активности;
• поддержкой уровня занятости;
• повышением уровня жизни населения;
• устранением препятствий функционирования рыночной экономики;
• стабилизацией экономического положения государства.
Изменчивость внешней и внутренней среды ведет к развитию бюджетного процесса, требующего применять новые методы, инструменты бюджетного регулирования, совершенствовать модели бюджетного регулирования в процессе согласованности и целостности бюджетного процесса. Действенность бюджетного регулирования как инструмента обеспечения сглаживания диспропорций социально-экономического развития регионов определяется рациональным соотношением доходов и расходов бюджета, являющегося как инструментом, так и объектом бюджетного регулирования.
Уровень финансового обеспечения, усиление собственных конкурентных преимуществ играет важную роль в процессе эффективного функционирования и развития территорий. Необходимо уделять особое внимание концентрации и эффективному использованию всего финансового потенциала той или иной территории, региона.
50
Следует отметить, что действенность бюджетного регулирования также определяется способностью подвергаться изменениям в среднесрочной перспективе и эти изменения должны отвечать стратегическим задачам социально-экономического развития государства на определенном этапе его развития.
На социально-экономическое развитие регионов Республики Крым влияют индивидуальные характеристики территорий, а именно:
• специализация региона, уровень развития промышленности и сельского хозяйства;
• природные ресурсы;
• человеческие ресурсы;
• уровень развития и состояние инфраструктуры;
• место региона в системе территориального разделения труда;
• тенденции развития региона в настоящее время и сложившиеся исторически.
Бюджетная система является действенным инструментом регулирования социально-экономического развития и его динамики. В процессе финансового регулирования и системы бюджетного выравнивания особое значение имеют стратегические задачи бюджетного регулирования:
• обеспечение экономического роста;
• повышение уровня жизни и благосостояния населения страны;
• повышение эффективности использования финансового потенциала территорий, регионов и страны в целом.
Для достижения вышеперечисленных стратегических задач особое значение имеет государственная региональная политика и механизмы ее финансирования. Принципы, цели, приоритетные задачи, механизмы и ожидаемые результаты реализации государственной политики регионального развития Российской Федерации определены в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13 (далее — Указ).
Одним из механизмов реализации поставленной цели в Указе является совершенствования системы формирования, распределения и предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в бюджет другого уровня.
Межбюджетные отношения как один из способов реализации региональной политики нуждаются в значительной трансформации.
Так, в 2015 году за счет межбюджетных трансфертов формировалось от 49 % (г. Ялта) до 96 % (Джанкойский район) доходов местных бюджетов субрегионов, в 2017 году — от 56 % (г. Алушта) до 86 % (г. Саки), то есть минимальная доля трансфертов увеличилась на 7 %, а максимальная уменьшилась на 10 % и их разрыв сократился на 17 %.
В 2019 году вырос общий объем бюджетов субрегионов Республики Крым. Общий сумма собственных (налоговых и неналоговых) поступлений в бюджеты муниципальных образований республики составила более 16,1 млрд руб., или свыше четверти консолидированного бюджета Крыма (62,8 млрд руб.). Это на 8,5 % превысило годовые назначения и почти на 14 %.
В том числе в бюджеты городских округов поступило 10,3 млрд руб., что в среднем составило 107,9 % выполнения запланированных назначений на год. Лидируют по превышению среднего уровня такие городские округа, как Евпатория (126,8 %), Саки (115,9 %), Феодосия (111,9 %). Не дотянули до среднего показателя: Джанкой (101,4 %), Армянск (102,1 %), Симферополь (103,7 %), Красноперекопск (106,7 %). Не справился с заданием городской округ Керчь (99,7 %).
В бюджеты муниципальных районов поступило 5,8 млрд руб., или 109,4 % годовых плановых назначений в целом по Крыму.
Все районы справились с выполнением утвержденных плановых показателей местных бюджетов по доходам. При этом средний показатель заметно превысили Красноперекопский (137,6 %), Нижнегорский (118,1 %), Ленинский (114,7 %), Кировский и Советский (по 112 %) районы. Последние позиции в рейтинге выполнения годовых плановых показателей заняли Симферопольский (104,7 %), Первомайский (103,8 %) и Белогорский (103 %) районы.
Средний темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов за 2019 год по сравнению с 2018 годом по городским округам составил 115,7 %, муниципальным районам — 117,8 %. При этом наилучшие показатели среди городских округов обеспечили: Евпатория (129,4 %), Ялта (124 %), Саки (116,4 %). Ниже среднего показателя оказался городской округ Судак (100,4 %).
51
9 0 00,0 8 0 00,0 7 0 00,0 6 0 00,0 5 0 00,0 4 0 00,0 3 0 00,0 2 0 00,0 1 000,0
0,0
363,85
50,08
-111,27 -58,75 -64,10
500,0
0,0 82
-500,0 -1 000,0 -1 500,0 -2 0 00,0
У* у/ у У
№ СЛ
Доходы бюджета Расходы бюджета Дефицит/Профицит
Рис. 1. Исполнение бюджета субрегионов Республики Крым в 2015 г., млн руб. (Составлено и рассчитано на основе [21, 23])
9 000,0 8 000,0 7 000,0 6 000,0 5 000,0 4 000,0 3 000,0 2 000,0 1 000,0 0, 0
150,0 - 100,0 50,0 0,0 15>26-50,0 -100,0 -15 0,0
-200,0
С
' 4 ./ У У
•¿V
Доходы бюджета Расходы бюджета ^^^—Дефицит/Профицит
Рис. 2. Исполнение бюджета субрегионов Республики Крым в 2017 г., млн руб. (Составлено и
рассчитано на основе [21, 23])
52
12 000,0
10 000,0
8 000,0
6 000,0
4 000,0
2 000,0
0,0
15 8,75
г 200,0
■ 150,0
- 100,0
■ 50,0
0,0
- -50,0
-1 00 ,0
Р Лг?^^^^ ¿Г л* V1
ча
¿¿У V ^ „^ Т ¿Г О
Р асходы б юджета
Доходы бюджета Расходы бюджета -О- Дефицит/Профицит
Рис. 3. Исполнение бюджета субрегионов Республики Крым в 2019 г., млн руб. (Составлено и
рассчитано на основе [21, 23])
Среди районов по темпам роста собственных доходов лидерство обеспечили Красноперекоп-ский (153,2 %), Джанкойский (137,9 %), Сакский (127,2 %), Бахчисарайский (126,4 %). Низкие темпы показали Ленинский (92,2 %) и Советский (101,2 %) районы.
В современных условиях расходы местных бюджетов зависят от соотношения перечня полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, и качество выполнения функций местной властью напрямую зависит от уровня социально-экономического развития территориальной единицы.
Для улучшения эффективности использования бюджетных средств и процесса бюджетного регулирования необходимо сформировать и реализовать комплекс экономических, финансовых и управленческих мер, направленных на улучшение уровня взаимодействия органов местной и государственной власти.
В современных условиях дальнейший процесс реформирования системы бюджетных финансов, в частности межбюджетных отношений и совершенствования применения межбюджетных трансфертов, требует постепенных изменений, но затягивание процесса реформирования может повлиять на его результаты.
Результативность процесса бюджетного регулирования оказывает прямое влияние на динамику роста положительных бюджетных параметров, прежде всего собственных доходов, за счет налоговых и неналоговых поступлений.
Само бюджетное регулирование призвано преодолеть очерченные выше проблемы финансирования и экономического развития регионов Задачей бюджетного регулирования рациональное перераспределение финансовых ресурсов территориальных единиц с целью выравнивания и сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов.
Одной из наиболее эффективных систем управления местными бюджетными средствами есть децентрализация межбюджетных отношений. Децентрализация межбюджетных отношений является эффективной составляющей обеспечения развития территорий и должна учитывать интересы участников межбюджетных отношений на всех уровнях (начиная с центральных и местных органов власти и органов местного самоуправления и заканчивая предприятиями и отдельными гражданами). В основу такой концепции положено ограничение влияния центральных органов власти на работу регионов и распределение между ними функций задач и полномочий.
53
Бюджетная региональная политика должна опираться на четко разработанные процедуры определения депрессивных регионов, нуждающихся в финансовых ресурсах. Такие процедуры должны базироваться не только на государственной финансовой поддержке депрессивных регионов, но и учитывать собственные усилия органов местного и регионального самоуправления, стимулирование последних к активизации влияния на развитие подведомственных территорий.
В свою очередь государство должно издавать регуляторные акты, которые будут стимулировать местные власти в увеличении доходов. Еще одним обязательным условием преодоление проблем в финансировании территорий есть реформирование местных институциональных органов, ответственных за региональное развитие и бюджетное регулировка.
ВЫВОДЫ
Процесс бюджетного регулирования в системе социально-экономического развития должен быть направлен на формирование финансовой самодостаточности территориальных общин, усиление конкурентоспособности регионов, поиск резервов экономического развития регионов, повышение производительности экономики регионов, улучшение благосостояния населения.
Современная бюджетная региональная политика Республики Крым должна выстраиваться с учетом экономических вызовов и угроз сегодняшнего дня для обеспечения адекватности новым экономическим условиям.
Одним из направлений усовершенствования к региональному развитию должно стать усовершенствование системы финансового обеспечения местных властей через расширение доступа к внутреннему рынку заемного капитала. Кроме этого, органам муниципальной власти Республики Крым нужно стараться максимально сбалансировать их финансовые ресурсы с функциями и компетенциями. Важным шагом в реструктуризации бюджетного регулирования регионального развития должны стать также разработка и внедрение системы финансового выравнивания, в основе которого будет являться процедура сбалансирования и согласования с муниципалитетами перераспределения финансовых ресурсов.
Следовательно, приоритетными направлениями усовершенствования системы бюджетного регулирования на региональном уровне должны быть следующие:
• дальнейшая бюджетная децентрализация, формирование надежной доходной части местных бюджетов (выравнивание доходных частей бюджетов регионов);
• упрощение процесса расчета и обеспечение прозрачности расчета и распределения межбюджетных трансфертов;
• усовершенствование системы бюджетного планирования и прогнозирования;
• обеспечение эффективного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления;
• увеличение удельного веса нецелевых межбюджетных трансфертов, поскольку именно они предполагают увеличение финансовой автономии местных бюджетов.
Рассмотренные вопросы являются основой для дальнейших более глубоких исследований и доработки бюджетного инструментария сглаживания социально-экономических диспропорций развития, что создаст предпосылки для дальнейшего реформирования финансовой системы выравнивания межбюджетных отношений в Республике Крым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буркальцева Д.Д. Финансовая безопасность региона. Учебное пособие / Д.Д. Буркальцева, О.Г. Блаже-вич, А.Р. Жарова, Н.А. Бунчук, Ш.У Ниязбекова, С.Э. Бекирова. — Симферополь: Полипринт, 2020. — 120 с.
2. Воробьева Е.И. Оценка бюджетных возможностей отдельных регионов Южного федерального округа Российской Федерации / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — №2 4 (41). — С. 5-13.
3. Воробьева Е.И. Формирование бюджета региона: теория и практика / Е.И. Воробьева, Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — №2 4 (37). — С. 27-33.
4. Гревцова Т.В. Современные принципы построения межбюджетных отношения в РФ / Т.В. Гревцова // Научный альманах. — 2016. — №> 5-1 (19). — С. 69-73.
5. Зубаревич Н.В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты / Н.В. Зубаревич // Вопросы экономики. — 2019. — №9 1. — С. 135-145.
6. Казанцев С.В. Консолидированный бюджет и проблемы межбюджетных отношений / С.В. Казанцев. — Москва, 2013. — 98 с.
54
7. Кибилдс А.А. Современные направления развития межбюджетных отношений / А.А. Кибилдс // Экономические науки. — 2011. — № 78. — С. 300-301.
8. Ковнерев М.А. Проблема сглаживания региональных социально-экономических диспропорций в контексте стратегии пространственного развития Российской Федерации / М.А. Ковнерев, В.Д. Мороз // Вестник Екатерининского института. — 2020. — N° 3 (51). — С. 45-50.
9. Ковнерев М.А. К дискуссии о содержании стратегии пространственного развития Российской Федерации: социально-экономические приоритеты и правовые основы / М.А. Ковнерев, А.М. Филипченко // Вестник Екатерининского института. — 2019. — № 1 (45). — С. 30-34.
10. Левина В.В. Регулирование межбюджетных отношений на субфедеральном уровне на основе согласования региональных и муниципальных интересов / В.В. Левина. — Тула: Тульский полиграфист, 2015. — 223 с.
11. Любимцев Ю.Н. О сущности и принципах межбюджетных отношений / Ю.Н. Любимцев. — Москва, 2013. — 112 с.
12. Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации / И.В. Подпорина. — Москва, 2013.
13. Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ. Учебник для бакалавров / Г.Б. Поляк. — М.: АИО Огонек, 2013. — 207 с.
14. Реутов В.Е. Диагностика диспропорций экономического развития Республики Крым / В.Е. Реутов, Д.А. Хомицкая // Самоуправление. — 2019. — № 1 (114). — С. 66-76.
15. Реутов В.Е. Методика выявления социально-экономических диспропорций регионального развития / В.Е. Реутов, Д.А. Хомицкая // Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2017. — Т. 7. № 2A. — С. 145-158.
16. Ходорович М.И. Бюджетная политика и бюджетный процесс / М.И. Ходорович. — М., 2012. — 134 с.
17. Чернышева Е.М. Межбюджетные отношения в формировании экономики / Е.М. Чернышева. — Москва, 2012. — 220 с.
18. О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года: Закон Республики Крым [Электронный ресурс] — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/strategy/strategy-iullvers.pdf (дата обращения: 11.10-13.10.2021).
19. Институт экономических исследований [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.inesnet.ru/ rus_author/aganbegyan-a/ (дата обращения: 11. 10-13.10.2021).
20. Министерство экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minek.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения: 11.10-13.10.2021).
21. Открытый бюджет Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: budget.rk.ifinmon.ru/ (дата обращения: 11.10-13.10.2021).
22. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 [Электронный ресурс] — Режим доступа: constitution.garant.ru/act/federative/71587690/ (дата обращения: 11.10-13.10.2021).
23. Управление Федеральной службы государственной статистики по РК и г. Севастополю [Электронный ресурс] — Режим доступа: crimea.gks.ru/ (дата обращения: 11.10-13.10.2021).
24. Burkaltseva D.D. Assessment of Budgetary Safety of Municipal Entities with the Integral Approach / D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, L.V Savchenko, T.N. Bugaeva, A.B. Voronina, S.A. Zotova, N.A. Kirilchuk // International Journal ofEngineering & Technology. — 2018. — 7 (3.15). — Рр. 216-221.
25. Oates W.E. Fiscal Federalism and the European Union: Some Reflections / W.E. Oates; Societa Italiana di Economía Pubblica, Pavia University. — 2002. — October 4-5.—Pp. 36-57. — Access Mode: www.siepweb.it/siep/ images/joomd/1398076615132.pdf (date ofthe application: 11.10-13.10.2021).
26. Musgrave R.A. The Voluntary Exchange Theory of Public Economy / R.A. Musgrave // The Quarterly Journal of Economics. — 1939. — Vol. 53, No 2. — Pp. 213-237. — Access Mode: spea. shufe.edu.cn/upload/htmleditor/File/ 111216050355.pdf (date ofthe application: 11.10-13.10.2021).
SPBOKLTTERATURY
1. Burkal'tseva D.D. Finansovaya bezopasnost' regiona. Uchebnoye posobiye / D.D. Burkal'tseva, O.G. Blazhevich, A.R. Zharova, N.A. Bunchuk, Sh.U. Niyazbekova, S.E. Bekirova. — Simferopol': Poliprint, 2020. — 120 s.
2. Vorobyоva Е.1. Otsenka byudzhetnykh vozmozhnostey otdel'nykh regionov Yuzhnogo federal'nogo okruga Rossiyskoy Federatsii / Е.1. Vorobyоva // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 4 (41). — S. 5-13.
3. Vorobyоva Е.1. Formirovaniye byudzheta regiona: teoriya i praktika / Е.1. Vorobyоva, Yu.N. Vorobyоv // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 4 (37). — S. 27-33.
4. Grevtsova T.V Sovremennyye printsipy postroyeniya mezhbyudzhetnykh otnosheniya v RF / T.V Grevtsova // Nauchnyy al'manakh. — 2016. — № 5-1 (19). — S. 69-73.
5. Zubarevich N.V. Strategiya prostranstvennogo razvitiya: prioritety i instrumenty / N.V. Zubarevich // Voprosy ekonomiki. — 2019. — № 1. — S. 135-145.
6. Kazantsev S.V Konsolidirovannyy byudzhet i problemy mezhbyudzhetnykh otnosheniy / S.V Kazantsev. — Moskva, 2013. — 98 s.
55
7. Kibilds A.A. Sovremennyye napravleniya razvitiya mezhbyudzhetnykh otnosheniy / A.A. Kibilds // Ekonomicheskiye nauki. — 2011. — № 78. — S. 300-301.
8. Kovnerev M.A. Problema sglazhivaniya regional'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh disproportsiy v kontekste strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii / M.A. Kovnerev, VD. Moroz // Vestnik Yekaterininskogo instituta. — 2020. — № 3 (51). — S. 45-50.
9. Kovnerev M.A. K diskussii o soderzhanii strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii: sotsial'no-ekonomicheskiye prioritety i pravovyye osnovy / M.A. Kovnerev, A.M. Filipchenko // Vestnik Yekaterininskogo instituta. — 2019. — № 1 (45). — S. 30-34.
10. Levina V.V. Regulirovaniye mezhbyudzhetnykh otnosheniy na subfederal'nom urovne na osnove soglasovaniya regional'nykh i munitsipal'nykh interesov / VV Levina. — Tula: Tul'skiy poligrafist, 2015. — 223 s.
11. Lyubimtsev Yu.N. O sushchnosti i printsipakh mezhbyudzhetnykh otnosheniy / Yu.N. Lyubimtsev. — Moskva, 2013. — 112 s.
12. Podporina I.V Byudzhetnaya sistema Rossiyskoy Federatsii / I.V. Podporina. — Moskva, 2013.
13. Polyak G.B. Byudzhetnaya sistema RF. Uchebnik dlya bakalavrov / G.B. Polyak.—M.: AIO Ogonek, 2013. — 207 s.
14. Reutov V.Ye. Diagnostika disproportsiy ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym / V.Ye. Reutov, D.A. Khomitskaya // Samoupravleniye. — 2019. — № 1 (114). — S. 66-76.
15. Reutov VYe. Metodika vyyavleniya sotsial'no-ekonomicheskikh disproportsiy regional'nogo razvitiya / VYe. Reutov, D.A. Khomitskaya // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. — 2017. — T. 7. N° 2A. — S. 145-158.
16. Khodorovich M.I. Byudzhetnaya politika i byudzhetnyy protsess / M.I. Khodorovich. — M., 2012. — 134 s.
17. Chernysheva Ye.M. Mezhbyudzhetnyye otnosheniya v formirovanii ekonomiki / Ye.M. Chernysheva. — Moskva, 2012. — 220 s.
18. O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym do 2030 goda: Zakon Respubliki Krym [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/strategy/strategy-fullvers.pdf (data obrashcheniya: 11.10-13.10.2021).
19. Institut ekonomicheskikh issledovaniy [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: www.inesnet.ru/rus_author/ aganbegyan-a/ (data obrashcheniya: 11.10-13.10.2021).
20. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: minek.rk.gov.ru/ru/index (data obrashcheniya: 11.10-13.10.2021).
21. Otkrytyy byudzhet Respubliki Krym [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: budget.rk.ifinmon.ru/ (data obrashcheniya: 11.10-13.10.2021).
22. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki regional'nogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 16 yanvarya 2017 g. № 13 [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: constitution.garant.ru/act/federative/71587690/ (data obrashcheniya: 11.10-13.10.2021).
23. Upravleniye Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po RK i g. Sevastopolyu [Elektronnyy resurs] —Rezhim dostupa: crimea.gks.ru/ (data obrashcheniya: 11.10-13.10.2021).
24. Burkaltseva D.D. Assessment of Budgetary Safety of Municipal Entities with the Integral Approach / D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, L.V. Savchenko, T.N. Bugaeva, A.B. Voronina, S.A. Zotova, N.A. Kirilchuk // International Journal of Engineering & Technology. — 2018. — 7 (3.15). — Рр. 216-221.
25. Oates W.E. Fiscal Federalism and the European Union: Some Reflections / W.E. Oates; Societa Italiana di Economia Pubblica, Pavia University. — 2002. — October 4-5. — Pp. 36-57. — Access Mode: www.siepweb.it/siep/ images/joomd/1398076615132.pdf (date ofthe application: 11.10-13.10.2021).
26. Musgrave R.A. The Voluntary Exchange Theory of Public Economy / R.A. Musgrave // The Quarterly Journal ofEconomics. — 1939. — Vol. 53, No 2. — Pp. 213-237. — Access Mode: spea. shufe.edu.cn/upload/htmleditor/File/ 111216050355.pdf (date ofthe application: 11.10-13.10.2021).
Статья поступила в редакцию 21 октября 2021 года Статья одобрена к печати 1 ноября 2021 года
56