УДК 336.146
1 2 © Харченко В.А. , Мурашова Е.А.
Старший преподаватель, кафедра государственных финансов и банковского дела;
Старший преподаватель, кафедра финансов предприятий и страхования.
Институт экономики и управления Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского»
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
Данная статья раскрывает роль межбюджетных трансфертов в формировании доходов Республики Крым как нового субъекта в бюджетной системе Российской Федерации. В статье проводится анализ межбюджетных трансфертов в бюджет Республики Крым, оценивается роль трансфертов в развитии самостоятельности РК.
Ключевые слова: бюджет, бюджет Республики Крым, трансферты, доходы. Keywords: budget, budget of the Republic of Crimea, transfers, income.
Бюджеты субъектов РФ занимают важную нишу в бюджетной системе Российской Федерации. Именно от данных бюджетов субъекта РФ зависит то, как будут развиваться конкретные регионы, как в них будет жить и работать население.
С 2014г. бюджет Республики Крым является неотъемлемой частью бюджетной системы РФ. В условиях переходного периода при финансовой несостоятельности нового региона для обеспечения его жизнедеятельности из федерального бюджета активно направлялись средства в виде межбюджетных трансфертов.
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема недостаточности средств региональных и местных бюджетов приобрела особую значимость в связи с появлением Республики Крым как субъекта федерации, поэтому рассмотрение и анализ роли межбюджетных трансфертов в формировании доходов бюджета Республики Крым позволяет проследить, стал ли финансово самостоятелен бюджет республики.
Цель статьи - проследить роль межбюджетных трансфертов в формировании доходов бюджета Республики Крым и оценить их значение в процессе трансформации Республики Крым в бюджетную систему Российской Федерации.
Рассматривая показатели бюджета РК, необходимо помнить, что структура доходов и расходов кардинально изменилась и продолжает меняться с учетом распространения на республику норм Бюджетного кодекса РФ.
Бюджет Республики Крым принимается в форме Закона «О бюджете Республики Крым» на соответствующий год. Исходя из того, что бюджет является финансовым планом, он состоит из расходной и доходной части. Для обеспечения расходной части бюджета формируются доходы бюджета региона. Доходы бюджета субъекта РФ - это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации.
Рассмотрим динамику доходов Республики Крым за 2014-2015гг. В переходном периоде 2014г. доходы бюджета были сформированы в размере 127303773900,70 руб. В 2015г запланированы поступления в размере 97766222822,00 руб. В таблице 1 выявим отклонения в суммах формирования доходов бюджета.
Таблица 1
Анализ доходов бюджета Республики Крым за 2014-2015гг.
© Харченко В.А., Мурашова Е.А., 2016 г.
Наименование Исполнено в 2014 г., руб. Исполнено в 2015 г., руб. Темп роста, % Абс. отклонение
Доходы 127303773900,70 97766222822,00 -23,20 29537551078, 70
сточник: [2,3].
И
Из данных таблицы 1 следует, что за анализируемый период доходы бюджета Республики Крым уменьшились на 23,2%.
Это связано с тем, что в 2014г. большую долю в поступлениях составляли трансферты из вышестоящих бюджетов, необходимые для осуществления начального этапа переходного периода. При планировании бюджета Республики Крым на 2015 год размер межбюджетных трансфертов сократился, так как определились конкретные статьи направления использования средств бюджета.
Большие доходы республиканского бюджета в 2014 году, не сопоставимые с планами на 2015 г., связаны с нехваткой денег в республиканском отделении Пенсионного фонда. Пенсии и доплаты к ним в прошлом году выплачивались не через пенсионный фонд, а через бюджет, так как Крым присоединяли в непланомерной ситуации и никакой базы у Пенсионного фонда не было. А в 2015 г. пенсии и доплаты идут уже через ПФ.
Структура доходов бюджета Республики Крым отражает источники формирования доходов бюджета республики и указывает их удельный вес. Поэтому целесообразно рассмотреть структуру доходов бюджета Республики Крым за 2014-2015гг.
Таблица 2
Анализ структуры доходов бюджета Республики Крым за 2014-2015гг.
2014 2015 Темп роста, % Абс. отклонение, руб.
Наименован ие Сумма, руб. Уд. вес, % Сумма, руб. Уд. вес, %
Налоговые поступления 13943913532,25 10,95 2051974545 8 20,99 47,16 6575831925,75
Неналоговы
е 5812264569,60 4,57 1978096000 2,02 -65,71 -3789971657,54
поступления
Безвозмездн ые поступления 107547595798,8 84,48 7526838136 76,99 -30,04 -
5 4 32323411346,91
Итого 127303773900,7 100,0 9776622282 100,0
0 0 2 0
сточник: [2,3].
Из данных таблицы 2 следует, что за анализируемый период наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета Республики Крым занимают безвозмездные поступления, которые в 2014г. и 2015г. составили 84,48% и 76,99% соответственно. По сравнению с 2014г. они снизились на 30,04%. Налоговые же поступления увеличились на 47,16%, а неналоговые поступления снизились на 65,71%.
Из-за того, что налоговые и неналоговые поступления не могут обеспечить все расходы регионального и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают финансовую помощь бюджетам более низкого уровня в виде межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные трансферты - это финансовые потоки из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации, а также из бюджетов субъектов федерации в местные
бюджеты. Они играют важную роль для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:
• дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
• субсидий бюджетам субъектов РФ;
• субвенций бюджетам субъектов РФ;
• иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
• межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов [2]. Рассматривая структуру межбюджетных трансфертов анализируемого периода,
можно заметить, что она является неоднородной, в связи с чем представляется невозможным провести постатейный анализ. Однако, данная структура все же позволяет проследить динамику изменения в суммах межбюджетных трансфертов за 2014-2015 гг.
Таблица 3
Анализ межбюджетных трансфертов в бюджет Республики Крым за 2014-2015г.
Наименование 2014 год, руб. 2015 год, руб. Темп роста, % Абсолютное отклонение
Межбюджетные трансферты 107547595798,85 75268381364 -30,01 32279214434,85
Источник: [2,3].
Из данных таблицы 3 следует, что за анализируемый период межбюджетные трансферты в бюджет Республики Крым уменьшились на 30,01%.
Разница в объеме трансфертов из федерального бюджета вызвана, в частности, тем, что в 2015 году значительная часть средств на развитие региона будет выделяться из федерального бюджета по линии федеральной целевой программы на развитие Крымского федерального округа, без зачисления в бюджет региона [4].
Уменьшению межбюджетных трансфертов также поспособствовал рост налоговых поступлений, которые увеличились практически вдвое в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Это свидетельствует о том, что бюджет Республики Крым принял на себя часть расходных обязательств, проявляя тенденцию увеличения бюджетной обеспеченности региона за счет собственных источников.
Рассмотрим структуру межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации в бюджет Республики Крым за 2014-2015гг.
Таблица 4
Анализ состава межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Российской Федерации в бюджет Республики Крым за 2014-2015 гг.
Наименовани е 2014 год, руб. 2015 год, руб. Темп роста, % Абсолютное отклонение
Дотации 76200000000,00 38997385300,00 -48,82 -37202614700,00
Субсидии 11180418600,00 30777927050,00 175,28 19597508450,00
Субвенции 0,00 4124788300,00 100 4124788300,00
Иные межбюджетн ые трансферты 17900124638,73 1368280714,00 -92,36 -16531843924,73
Итого 105280543238,73 75268381364,00 -28,51 -30012161874,73
сточник: [2,3].
И
Из данных таблицы 4 следует, что за анализируемый период межбюджетные трансферты из федерального бюджета РФ в бюджет Республики Крым уменьшились на 28,51%.
На рисунке 1 показана структура межбюджетных трансфертов из федерального бюджета РФ в бюджет Республики Крым за 2014-2015 гг.
Рис - 1. Анализ структуры межбюджетных трансфертов из федерального бюджета РФ в
бюджет Республики Крым за 2014-2015 гг.
Источник: [Таблица 4].
Дотации в бюджет Республики Крым уменьшились на 48,82%.
Существует несколько видов дотаций регионам РФ, основными из которых являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на обеспечение сбалансированности. Среди них основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают финансовыми ресурсами региональные и местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность регионов в средствах на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, социальное обеспечение. Главной целью дотаций является сглаживание горизонтальной несбалансированности бюджетов субъектов РФ. В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации оказывается финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации или бюджетных кредитов [4].
Одной из причин уменьшения дотаций в бюджет Республики Крым является увеличение уровня заработной платы, и как следствие, увеличение налоговых поступлений в республиканский бюджет, что позволяет сократить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В будущем уменьшению дотаций из федерального бюджета поспособствует реализация государственных программ по развитию ведущих отраслей экономики Крыма. Успешное осуществление этих программ содействует увеличению доходной части бюджета республики. Также к уменьшению дотаций приведет снижение налогового бремени с товаропроизводителей, что станет стимуляцией для развития предпринимательства. Налоговые льготы связаны с признанием Республики Крым Специальной экономической зоной.
Субсидии являются одной из форм государственной поддержки, стимулирующей активность субъектов Российской Федерации в решении вопросов развития региональной экономики и социальной сферы, привлечения средств федерального бюджета на приоритетные направления инвестиционных расходов. Необходимо повысить эффективность направления и использования субсидий, поскольку они предоставляются на реализацию собственных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации [4].
Субсидии в бюджет Республики Крым из федерального бюджета РФ увеличились на 175,28%. Такое значительное увеличение субсидий связано с необходимостью поддержки многих приоритетных направлений развития Крыма и решения насущных проблем.
Большую часть субсидий 2015 г. составляют субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности [3]. Это связано с тем, что только капитальные расходы способствуют увеличению темпов экономического развития.
Одной из причин увеличения размера субсидий также является увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсии, значительно отличающейся от заработной платы остального населения Крыма, занятой большей частью в сфере туризма, доходы от которого резко сократились. Это привело к тому, что стало необходимо сохранять низкие тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги и покрывать убытки масштабными субсидиями из бюджета.
Более 30% субсидий предоставляются на компенсацию расходов энергосбытовой организации, осуществляющей покупку электрической энергии из энергосистем иностранных государств и у производителей, функционирующих на территории Крымского федерального округа [3]. За счет субсидий тарифы на электроэнергию для потребителей удается сохранить на приемлемом уровне.
Повышение качества оказания государственных услуг осуществляется через механизм делегирований федеральных полномочий на уровень субъектов Российской Федерации с предоставлением субвенций в качестве финансового обеспечения указанных полномочий [4].
Субвенции в бюджет Республики Крым из федерального бюджета РФ в 2015 г. составили 4124788300 руб. В 2014 г. использовались субвенции из Госбюджета Украины.
Одними из самых весомых направлений использования субвенций в 2015 г. являются субвенции на:
• выплату пособий по безработице;
• оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
• выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами);
• на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан [3].
Иные межбюджетные трансферты в бюджет Республики Крым из федерального
бюджета РФ уменьшились на 92,36%. Это связано с эффективным решением поставленных перед бюджетом задач.
Региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях [4].
В нынешних условиях основным направлением бюджета Республики Крым является увеличение самостоятельности и меньшей зависимости от трансфертов из вышестоящего бюджета. Для этого необходимо искать оптимальные соотношения формирования доходной и расходной части бюджета путем расширения перечня источников налоговых поступлений. Это следует осуществлять за счет увеличения доли налоговых поступлений от деятельности
предприятий приоритетных отраслей, а не за счет поступлений от НДФЛ, обусловленных увеличением заработной платы работников бюджетной сферы. Так как рост заработной платы именно этой категории работников приводит к увеличению размера дотаций.
Исходя из проведённого анализа, можно сделать вывод, что финансовые возможности Республики Крым сильно зависят от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Поэтому без трансфертов из федерального бюджета Республика Крым не выполнит свои расходные обязательства. Столь негативный вывод является следствием того, что чем больше бюджеты зависят от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях. Субъект Российской Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, принимает на себя определенные обязательства. Поэтому Республике Крым следует уменьшать зависимость от федерального бюджета. Это возможно осуществить путем реформирования ведущих отраслей экономики Республики Крым, которыми на данный момент являются курортно-рекреационный комплекс, топливно-энергетический комплекс, агропромышленный комплекс.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: URL: http: //www. consultant.ru/popular/budget/
2. Закон республики Крым «Об исполнении бюджета Республики Крым за 2014 год» от 17.06.2015г. [Электронный ресурс] // СПС Государственный Совет Республики Крым. - Режим доступа: URL: http://crimea.gov.ru/lawmaking-activity/laws
3. Закон Республики Крым «О внесении изменений в Закон Республики Крым "О бюджете Республики Крым на 2015 год" от 30.09. 2015г. [Электронный ресурс] // СПС Государственный Совет Республики Крым. - Режим доступа: URL: http://crimea.gov.ru/lawmaking-activity/laws
4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" от 11.08.2014 N 790. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. - Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/