Научная статья на тему 'Бюджетно-налоговый механизм в системе методов стимулирования занятости на современном этапе'

Бюджетно-налоговый механизм в системе методов стимулирования занятости на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-налоговый механизм в системе методов стимулирования занятости на современном этапе»

Мусаева Бюджетно-налоговый механизм в системе Хайбат методов стимулирования

Магомедтагировна

к.э.н., доцент, профессор,

Раисат

занятости на современном этапе

52.

Аннотация: В статье раскрываются место и роль, а также резервы исполь-фГБОу ВПО ДГу, зования бюджетно-налогового механизма в стимулировании занятости. Магомедова Обосновывается необходимость расширения объемов и масштабов бюджетно-налогового регулирования инвестиционной активности субъектов предпринимательства на федеральном и региональном уровнях путем Моллаевна реализации программного механизма и совершенствования налогового к.э.н., доцент законодательства. Предложен механизм льготного налогообложения ФГБОУ ВПО ДГУ прибыли субъектов малого и среднего бизнеса, учитывающий эффективность инвестирования. Особое место уделено налоговым методам стимулирования занятости экономически отсталых регионов РФ

Ключевые слова: государственное регулирование, занятость, программа, безработица, модернизация, бюджетная политика, налоговый механизм, стимулирование, льготы, субъекты предпринимательства, регион

Musaeva H.M., Magomedova R. M. The budgetary and tax mechanism in system of methods of stimulation of employment at the present stage

In article the place and a role, and also reserves of use of the budgetary and tax mechanism in employment stimulation reveal. Need of expansion of volumes and scales budgetary - tax regulation of investment activity of subjects of business at federal and regional levels by realization of the program mechanism and improvement of the tax legislation locates. The mechanism of the preferential taxation of profit of subjects of the small and medium business, considering efficiency of investment is offered. The special place is given to tax methods of stimulation of employment of economically backward re-gions of the Russian Federation Keywords: state regulation, employment, program, unemployment, modernization, budgetary policy, tax mechanism, stimulation, privileges, subjects of business, region

На современном этапепоследствия мирового экономического кризиса обострили проблему занятости в экономике Российской Федерации ив ее регионах. Так в 2009 г. по сравнению с 2008 г. общий уровень безработицы в среднем по России повысился с 173,5 до 168,6 тыс. человек и составил 8,4% (по методологии Международной организации труда) от численности экономически активного населения (табл.1). Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ - в Центральном федеральном округе, самый высокий - в СКФО [3,с.45].

Весьма проблемной является ситуация на рынке труда во всех субъектах РФ, входящих в состав СКФО. Так, по официальным данным статистических органов РФ (рис.1), по состоянию на 1.04.2011 г. общий уровень безработицы в СКФО составил 15,3% от численности экономически активного населения (ЭАН) (в среднем по РФ - 7,2%).

Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия - 53,1%, Чеченской Республике - 41,2% и Республике Дагестан - 15,2 %. При этом продолжительность безработицы в СКФО превышает средний уровень по Российской Федерации. Так, удельный вес длительно безработных (более 1 года) составляет 27,7 % (по Российской Федерации - 12,4%). Сложный характер проблем в социально-экономической сфере Северо-Кавказского федерального округа определяет необходимость реализации комплекса мер целенаправленной политики государства по исследуемому вопросу в области развития рынка труда, в том числе стимулирования создания новых рабочих мест, посредством совершенствования налоговой политики. Рынок труда РДв 2010 году характеризовался незначительным снижением официально зарегистрированной безработицы по сравнению с 2009 годом. Уровень зарегистрированной безработицы в процентах от ЭАН на 1.01.2011 г. Составил 3,2%, уменьшившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,4 % (табл.1). В то же время уровень зарегистрированной безработицы выше среднероссийского значения в 1,5 раза.

□ апрель 2011г.

Рис. 1. Сравнительная характеристика общего уровня безработицы по федеральным округам РФ

На период 1.01.2011г. свыше 40 тыс.граждан РД, официально были признаны безработными. Несмотря на снижение удельного веса зарегистрированной безработицы, в Республике Дагестан наблюдается тенденция роста скрытой, незарегистрированной безработицы,что свидетельствует о недостаточной эффективности комплекса реализуемых мер (в том числе и налоговых), направленных на содействие трудоустройству и занятости населения. Так,численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, за 2010 г. возросла на 14,2 тыс. человек исоставила 182,2 тыс. человек (2009 год - 168 тыс. человек). Численность незанятых, которых ищут работу год и более, в общей структуре составляет 41% [4,с.3]. Это явление характерно для застойной безработицы.

Таблица 1

Сравнительная характеристика численности ЭАН и уровня занятости в среднем по РФ и по РД за 19952009 гг. (тыс. чел., в %)

Численность экономически Занятые в Безра- Общий уровень

активного населения экономике ботные безработицы

1995

- РФ 70740 64055 6684 9,4

- РД 805 601 204 25,4

2000

- РФ 72770 65070 7700 10,6

- РД 962 707 255 26,5

2005

-РФ 73432 68169 5263 7,2

- РД 1175 913 262 22,3

2006

- РФ 74167 68855 5312 7,0

-РД 1206 937 269 22,5

2007

-РФ 75159 70570 4589 6,1

- РД 1233 984 249 20,2

2008

- РФ 75757 70965 4791 6,3

- РД 1291 1118 173 13,4

2009

- РФ 75658 69285 6373 8,4

- РД 1272 1104 168 13,2

Источник: рассчитано авторами по данным ФСГС РФ и территориального отделения ФСГС РФ по РД

В мировой практикеважную роль в создании дополнительных рабочих мест ирешении проблем занятости играет малый бизнес. В субъектах российской Федерации, в особенности в

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале Чеченской Республике, Ингушетии, Калмыкии и в Республике Дагестан роль малых предприятий в обеспечении занятости населения остается весьма незначительной [2,с.16].

С учетом вышеизложенного становиться объективной необходимостью разработка и реализация федеральной целевой бюджетной программы, в которой целесообразно интегрировать программу развития малого, среднего и индивидуального предпринимательства и программу содействия занятости. Государственным заказчиком предлагаемой программы должно выступать Правительство РФ. В числе основных целей комплексной программы - обеспечение занятости, сокращение уровня зарегистрированной безработицы, сокращение бедности населения. Федеральная целевая комплексная программа развития среднего, малого и индивидуального предпринимательства и обеспечения занятости населения в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда должна включать соответствующиерегиональные целевые подпрограммы по каждомусубъекту РФ [1, с.30].

Для оценки степени достижения общественно-значимых результатов в результате реализации программы могут быть использованы ряд обобщающих показателей. В частности такие показатели как: увеличение производства ВВП на душу населения; рост собираемости налогов; увеличение доли среднесписочной численности работников средних и малых организаций в составе занятого населения; увеличение среднегодовой численности занятых в экономике; снижение численности безработных; увеличение среднедушевых денежных доходов населения; уменьшение доли населения, имеющего денежные доходы, ниже прожиточного минимума. Предлагаемые показатели могут быть приняты в качестве обобщающих с добавлением ряда частных показателей для оценки деятельности того или иного федерального ведомства, ответственного за достижение целевых результатов трудоустройства и обеспечения занятости населения как в целом по РФ, так и в субъектах Федерации. Специфика механизмов регулирования регионов с напряженной ситуацией на рынке труда состоит в обязательном наличии взаимосвязанных федеральных и региональных программ поддержки малого, среднего и индивидуального предпринимательства и содействия занятости.

Одним из направлений повышения экономической активности регионов на современном этапе РФ может являться налоговая политика, направленная на стимулирование занятости населения.

С целью повышения вклада субъектов предпринимательства в производстве в развитии экономики и обеспечения занятости, нами предлагается механизм на логовой поддержки организаций малого и среднего бизнеса, обеспечивающих стабильность налоговых поступлений, как в федеральный, так и в региональные бюджеты.

Экономическая сущность предлагаемого механизма заключается в возмещении из регионального бюджета субъектам предпринимательства части уплаченного налога на прирост прибыли, полученной за счет роста эффективности производства. Нами предлагается механизм возврата субъекту экономики от 10 до 60%, уплаченного налога в региональный бюджет. В случае роста валовой прибыли, подлежащей налогообложению более чем в 3 раза, возмещать из регионального бюджета 60% уплаченного налога на прибыль.

Предлагаемый механизм государственного регулирования предполагает применение приростной регрессионной шкалы налогообложения текущих доходов эффективно работающих субъектов малого и среднего бизнеса, создающей дополнительные стимулы повышения инвестиционной активности и способствующей включению механизма «инвестиционного мультипликатора» за счет перелива инвестиционного спроса по возможным каналам межотраслевых взаимодействий.

Основные направления налоговой политики РФ на 2011г. и на плановой период 20122013гг. в качестве основной цели определяют создание стимулов для инновационной активности, гарантию отсутствий налоговых препятствий для модернизации производства. Логичным следствием модернизации производства является высвобождение рабочей силы и рост безработицы. В этой связи весьма актуальным является стимулирование процесса создания новых рабочих мест. Наименее затратным способом является содействие в самостоятельном создании рабочих мест, в том числе посредством налогового стимулирования.

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале Важную роль в повышении само занятости населения играет развитие индивидуального предпринимательства. В этой связи существенное значение для экономики РФ и ее регионов имеет государственная поддержка индивидуальных предпринимателей посредством налогового регулирования доходов от хозяйственной деятельности. Стимулируя повышение их экономической активности, государство не только оказывает помощь в развитии бизнеса, но и в создании новых рабочих мест, в повышении жизненного уровня населения.

Поэтому на современном этапе важно определение приоритетов налоговой политики в области обложения доходов индивидуальных предпринимателей, наиболее способствующие повышению экономической активности. При определении направлений совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц, необходимо тщательное рассмотрение возможных вариантов изменения ставки налога на доходы физических лиц с учетом воздействия на экономическую активность индивидуальных предпринимателей.

На индивидуальных предпринимателей распространяется базовая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13%. На наш взгляд, это справедливо: при более высокой ставке физические лица не были бы заинтересованы в предпринимательской деятельности. При наличии достоинств существующей системы подоходного налогообложения предпринимателей, она нуждается в дальнейшем совершенствовании. Целесообразно было бы вычитать из налогооблагаемого дохода ту его часть, которая направляется на развитие предпринимательской деятельности, обновление и модернизацию производства, в соответствии, заявленном на современном этапе курсом Правительства РФ.

Таким образом, проведенное нами исследование приводит к выводу о необходимости повышения эффективности методов регулирования занятости. Происходящие изменения в области реализации бюджетно-налоговой политики РФ должны совершенствовать инструменты, формы и методы налогообложения, как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях. В результате возрастет роль государства в стимулировании хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, повысится экономическая активность населения и его занятость.

Литература:

1. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Кадиева Р.Г. Налоговое регулирование политики занятости как фактор стимулирования экономической активности регионов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. ИД «Финансы и кредит». - 2012. - №4 (94). - С.12-34;

2. Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. // Финансы. - 2011. - №2. - С.16.-20;

3. Официальные данные сайта Федеральной службы государственной статистики: - http://www.gks.ru. (дата обращения 24.05.2012);

4. Социально-экономическое положение РД. Стат. сборники за 2006-2010 гг. - Мах.: ТОФСГС по РД, -2011;

5. Официальные данные сайта Территориального органа Федеральной Службы государственной статистики по РД: WWW.dagstat.gks.ru. URL: http://dagstat.gks.ru/24567 (дата обращения 14.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.