Научная статья на тему 'Бюджетно-финансовая составляющая малого и среднего бизнеса в экономике мегаполиса'

Бюджетно-финансовая составляющая малого и среднего бизнеса в экономике мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русецкая Э. А., Чернышева Н. А.

Как известно, основа рыночной экономики развитых стран малый бизнес. На его долю приходится основной вклад в производство национального дохода, в его структурах создаются новые рабочие места, занятые в нём выступают главными налогоплательщиками, они же, будучи представителями среднего класса, служат социальной опорой правительств. Предприятия малого и среднего бизнеса снимают с государства значительную часть забот по решению социальных проблем. Они становятся стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании повышать эффективность и внедрять новые технологии. Развитие малого бизнеса способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких как демонополизация, насыщение рынка товарами и услугами, укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в России. Однако, как показывают результаты проведенного анализа, сектор малого бизнеса пока весомой роли в России не играет, его доля невелика в общем объеме предприятий. Предприниматели затравлены коррумпированными чиновниками и бюрократическим аппаратом. Все налоги и платежи, взимаемые в бюджеты всех уровней, в сумме составляют большую часть балансовой прибыли малого предприятия, что толкает к уходу от уплаты части налогов. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития малого бизнеса, причины его активной поддержки в нашей стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетно-финансовая составляющая малого и среднего бизнеса в экономике мегаполиса»

БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ МЕГАПОЛИСА

Э.А. РУСЕЦКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент

Н.А. ЧЕРНЫШЕВА

Ставропольский государственный университет

Категория экономической безопасности является важным и неотъемлемым элементом современной экономической теории и нуждается в специфических методах исследования.

Особую тревогу сегодня вызывают не только общероссийские проблемы безопасности, но и региональные и местные проблемы экономической безопасности. Региональная экономическая безопасность — это состояние региональной экономики, при котором обеспечиваются за счет внутренних ресурсов требуемый уровень жизни, полная занятость, устойчивость экономического развития. Что касается городской безопасности, то на сегодняшний день, например, разработана «Концепция безопасности города Ставрополя». Данная концепция представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности администраций города и районов, промышленных предприятий, учреждений, организаций, органов здравоохранения и образования в области обеспечения безопасности и устойчивого развития города, жизни и здоровья населения Ставрополя, его прав и свобод в условиях возможных внешних и внутренних опасностей и угроз. Общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы «Безопасный Ставрополь» на 2005—2007 гг. составляет 818 943,8 тыс. руб., в том числе на 2005 г. — 213 367,2 тыс. руб., на 2006 г. - 284 448,8 тыс. руб., на 2007 г. -321 127,8 тыс. руб.

Немаловажную роль в обеспечении безопасности Ставрополя играет безопасность малого и среднего бизнеса, так как большая часть поступлений в городской бюджет обеспечивается за счет налогов, поступающих от предпринимательской деятельности. А чем больше бюджет, тем больше

средств выделяется на обеспечение безопасности города, создание благоприятных условий для устойчивого развития личности, сообщества граждан, на поддержку малого и среднего бизнеса. Существует и обратная связь: чем больше уровень городской безопасности, тем более привлекательным является наш город для вложения инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства (МСП).

Указанная взаимосвязь малого и среднего бизнеса с безопасностью города приводит к превращению МСП в сектор экономики, требующий значительного внимания со стороны властей и законодательных органов.

Малый бизнес - динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства (МП) ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Сейчас в России тема МП очень актуальна. И это понятно, ведь успешное решение данного вопроса окажет благотворное влияние в целом на экономику страны.

Основа рыночной экономики развитых стран — малый бизнес. На его долю приходится основной вклад в производство национального дохода, в его структурах создаются новые рабочие места, занятые в нем выступают главными налогоплательщиками, они же, будучи представителями среднего класса, служат социальной опорой правительств. Предприятия малого и среднего бизнеса снимают с государства значительную часть забот по решению социальных проблем. Они становятся стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать

эффективность и внедрять новые технологии. Развитие МП способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач, таких как демонополизация, насыщение рынка товарами и услугами, укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины. Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в России. Однако, как показывают результаты проведенного анализа, сектор МП пока весомой роли в России не играет, его доля невелика в общем объеме предприятий. Так уж у нас устроено: желая что-то упростить, мы непременно все усложняем, а решая что-либо улучшить, — очень часто делаем хуже, и особенно если это под свою ответственность взяли органы власти. И малый бизнес убедительное тому подтверждение. Если и есть чему удивляться — так тому, что он все-таки жив. Более того, представлен производством вполне конкурентоспособных товаров и цивилизованных услуг, строительством и наукой.

Предпринимательство в России, как известно, — это «экстремальный вид спорта». Предприниматели затравлены коррумпированными чиновниками и бюрократическим аппаратом. Все налоги и платежи, взимаемые в бюджеты всех уровней, в сумме составляют большую часть балансовой прибыли малого предприятия, что привело к уходу от уплаты части налогов, поэтому тема МП в России обсуждается на самых высоких уровнях власти.

Рассмотрим некоторые проблемы и перспективы развития малого бизнеса, причины его поддержки в нашей стране.

Говоря о проблемах формирования финансов на малых предприятиях, следует отметить важную роль инвестиций и налогообложения в этой сфере. Одной из важнейших проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, является высокий уровень и сложность этой системы. Для ее решения была введена гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Применение УСН значительно упрощает налоговый учет доходов и расходов налогоплательщиков и учет отдельных

видов имущества. В целом, можно сделать вывод о том, что для добросовестных налогоплательщиков целесообразность перехода на УСН определяется отраслевой принадлежностью организации, ее рентабельностью, составом покупателей, соотношением доходов и затрат и целым рядом других факторов. Таким образом, переход на УСН выгоден, но существует ряд причин, которые в каждом конкретном случае мешают организациям перейти на УСН.

Одним из наиболее серьезных препятствий развития МСП в России является ограниченный доступ к финансированию на всех стадиях развития предприятия: от создания и до развития. Главной причиной неудовлетворительного состояния этого сектора экономики являются неблагоприятные условия создания и развития малых и средних предприятий, обусловленные:

• несовершенством действующего законодательства;

• непроработанностью важнейших правовых положений;

• административными барьерами;

• непосильным налоговым бременем;

• недоступностью финансовых и материальных ресурсов.

Фактическая недоступность для МСП финансово-кредитных ресурсов, необходимых для создания и развития бизнеса, обусловлена, в частности, следующими причинами:

• высокими процентными ставками по кредитам;

• чрезмерно жесткими требованиями к гарантийному обеспечению кредитов;

• неэффективным использованием бюджетных средств, направленных на финансово-кредитную поддержку субъектов малого предпринимательства (МП);

• неблагоприятным налоговым режимом по отношению к кредиторам и заемщикам;

• отсутствием у МСП налоговых стимулов для увеличения доли собственных средств, направляемых на развитие бизнеса.

Одной из наиболее важных проблем, требующей скорейшего решения, являете подготовка предпринимательских кадров, бизнес-образование.

Как показывают результаты опросов, недостаток квалифицированных кадров отмечают практически все предпринимательские структуры и по значимости относят к числу приоритетных наряду с проблемами налогообложения, кредитования и информационного обеспечения.

Дефицит квалифицированных предпринимательских кадров требует организации качественного бизнес-образования. В настоящее время в нашей стране, в том числе в Ставрополе, бизнес-образованием занимаются как традиционные учебные заведения, так и новые организации в образовательной сети. В их числе региональные агентства поддержки малого и среднего бизнеса, торгово-промышленные палаты, фонды поддержки предпринимательства, учебно-деловые центры, учебные центры служб занятости, различные частные учебные центры. Но профессиональное образование и обучение на мелких и средних предприятиях имеет свои особенности и трудности. Главные их них — недостаточное внимание и незаинтересованность к обучению самих фирм. В числе причин можно назвать финансовые трудности, несоответствие программ обучения специфике конкретной деятельности малой фирмы, невозможность использования традиционного обучения с отрывом от производства и т. д. Для того чтобы развивать в человеке предпринимательские способности, с раннего возраста необходимо давать представление о бизнесе. С этой целью в старших классах школы и университетах должны вводиться специальные курсы, способствующие развитию предпринимательских навыков.

Развитие среднего и малого бизнеса могло бы происходить более динамично, если бы у нас было бы соответствующее законодательное обеспечение. Отсутствие нужных законов сдерживает инициативу предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Необходимо законодательно снизить административное регулирование в деятельности среднего и малого бизнеса, а также законодательно добиваться снижения финансовой нагрузки неналогового характера на малых и средних предпринимателей. Необходимо разработать программы по развитию малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне, направленные на формирование местных бюджетов.

Первыми шагами в стимулировании развития малого бизнеса являются меры по устранению административных препятствий:

• гармонизация НДС;

• внесение корректив в условия финансирования (достижение прозрачности платежных систем и создание ассоциации фондов взаимных гарантий для малого бизнеса);

• изменение бюджетно-финансовых подходов (освобождение мельчайших предприятий от

уплаты НДС, устранение двойного налогообложения);

• некоторые изменения в социальной политике (выравнивание социальных аспектов предпринимательской деятельности малого бизнеса). Основой регулирования и содействия развитию МСП станет создание для него режима наибольшего благоприятствования (особенно в тех областях, которые дают наибольший эффект), а содержанием — создание государственными структурами экономических и правовых условий и стимулов его успешного развития, а также вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

С тем чтобы стимулировать развитие предпринимательства и совершенствовать экономическую и правовую среду для малых предприятий, государственная поддержка должна осуществляться по нескольким направлениям:

• разработка долгосрочных программ по МСП как основы законодательной базы;

• включение МСП в решение таких актуальных проблем, как улучшение административной и нормативной базы, финансовых и налоговых условий, предоставление информационных услуг и расширение сотрудничества, повышение конкурентоспособности и доступа к исследованиям, инновациям, обучению, поддержка специальных целевых групп населения. Большое значение имеет правовое регулирование. Одним из наиболее важных направлений регулирования и оказания содействия развитию МСП является государственное финансирование. Оно может осуществляться как в виде прямого субсидирования на основе бюджетного финансирования фондов, так и созданием смешанных средств поддержки, предоставлением гарантий по возврату кредитов, выдачи их под льготные проценты, участием в капитале малых и средних фирм.

Помимо государственной поддержки, необходимо срочно внедрять современные системы микрофинансирования банковского и небанковского секторов. Появившиеся в последнее время залогово-гарантийные объединения, кредитные кооперативы — хорошая перспектива.

Важной формой помощи со стороны крупных предприятий может стать производство комплектов оборудования, а также предоставление заказов или контрактов малым предприятиям со стороны крупных отечественных производителей.

Необходимо поощрять малые предприятия к использованию новейших методов и технологий.

Финансовая поддержка мелких предприятий должна реализоваться в виде целевых кредитных программ, осуществляемых на конкурсной основе. Программно-целевой и конкурсный принципы служат важным фактором повышения эффективности политики и механизма поддержки МП.

На уровне общества большое внимание должно уделяться созданию благоприятного психологического климата для развития МСП. На уровне общества важную роль играют специальные меры по гармонизации законодательства по проблемам малых и средних предприятий.

Приоритетным направлением с точки зрения финансирования бизнеса является его самофинансирование за счет амортизационных отчислений, резервов и отчислений из прибыли. На втором месте — банковские кредиты, за ними — внутренние займы и средства различных фондов, гранты, кредиты поставщиков. Гарантирование займов — одна из наиболее эффективных форм государственной поддержки предпринимательства, поскольку решает вопрос о привлечении для этой цели банковских кредитов. Именно эта форма поддержки позволяет активизировать ресурсы, использовать инициативу предпринимателей, а не порождать иждивенческие настроения.

В настоящее время АРБ, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам и немецкие коллеги ведут совместную работу над концепцией целостной системы кредитования малого бизнеса в России. Основной упор будет сделан на небанковские структуры: потребительские кооперативы и сберегательные кассы, в которых не требуется соблюдение жестких банковских стандартов, и, следовательно, представителям малого бизнеса можно будет не предоставлять залог. Предполагается также развитие государственных фондов финансирования малого бизнеса, создание стимуляторов для банков и рефинансирование банками уже выданных кредитов.

В последнее время большая работа ведется также в сфере совершенствования законодательной базы и регулирования — предполагается уменьшение давления бюрократических факторов путем принятия новых законов и правил регулирования для малых предприятий. Для малых предприятий будет существенно облегчен процесс оформления и предоставления административной отчетности, и они будут освобождены от выполнения некоторых обязательств в рамках действующего регулирования.

Благодаря настойчивой и целенаправленной работе наиболее активных представителей предпринимательского сообщества в настоящее время создан механизм решения проблем, мешающих эффективному развитию частного сектора, который включает проведение необходимых исследований, подготовку согласованных предложений и рекомендаций, направление подготовленных рекомендаций на рассмотрение в органы законодательной и исполнительной власти РФ и организацию контроля за их выполнением.

Станут ли комплексные меры, предлагаемые властью, мощным стимулом для развития МП, покажет время.

В процессе работы был проведен анализ МП в Ставропольском крае и непосредственно в Ставрополе и сделаны определенные выводы:

• Ставропольский край обладает достаточными возможностями для развития предпринимательства. В нем имеется мощная индустриальная база, многоотраслевое производство, квалифицированные кадры, богатый научный потенциал;

• малый и средний бизнес на Ставрополье в последние годы стал важной альтернативой и определенным противовесом крупным предприятиям в различных отраслях экономики. Индикатором создания условий для развития МП в Ставропольском крае стала тенденция роста числа субъектов малого бизнеса, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса;

• основные тенденции в городской экономике — стабильное развитие потребительского рынка, МСП, сферы услуг, рост налогового потенциала, улучшение занятости населения. Возрастает заработная плата. В минувшем году предприятия и организации всех форм собственности направили на развитие экономики и социальной сферы 6,1 млрд руб. инвестиций, что на 7 % больше предыдущего года.

На территории Ставропольского края по состоянию на 1 января 2006 г. производством и оказанием услуг занимались 12,7 тыс. предприятий и организаций малого бизнеса, что в 1,7 раза больше, чем в 2004 г., более 106 тыс. частных предпринимателей без образования юридического лица, в том числе 15,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что непроизводственная сфера по-прежнему остается более привлекательной для малого бизнеса, чем производственная. Так, производством и оказанием услуг в сфере торговли и общественного питания занимается 6,6 тыс. малых предприятий, в промышленности — 1,8 тыс. предприятий, в строительстве — 1,3 тыс. предприятий.

В настоящее время малый бизнес является одним из главных резервов экономического и социального развития Ставрополя. Численность работающих на малых предприятиях составляет 17,6 % от общей численности занятых в экономике города.

Наиболее высокие темпы роста производства обеспечены в основных отраслях, таких как промышленность, строительство, торговля и общественное питание, доля которых составляет около 80 % товаров и услуг, производимых малыми предприятиями.

В строительстве сосредоточено почти 11 % предприятий. Каждый шестой из работающих на малых предприятиях занят в данной сфере. В сфере промышленного производства функционируют 14,3 % малых предприятий, на них трудится каждый пятый из общего числа работающих на малых предприятиях.

Ставрополь имеет самый высокий показатель в крае по объему инвестиций в основной капитал на одного жителя. Значительная часть средств — 25,3 % от общей суммы инвестиций — идет в жилищное строительство.

Город живет, работает, движется вперед. На большинстве промышленных предприятий стабильно возрастают объемы выпуска продукции. В связи с тем, что в аграрном крае создан мощный сырьевой потенциал, в Ставрополе более 100 малых предприятий выпускают широкий ассортимент продуктов питания.

За счет средств бюджета Ставропольского края на конкурсной основе отобраны инвестиционные проекты и оказана государственная поддержка в форме субсидирования 67 субъектам МП на сумму 43,8 млн рублей, привлечено более 283 млн рублей кредитных ресурсов, направленных на обновление основных фондов и техническое перевооружение мощностей малых предприятий. Субсидирование из бюджета Ставропольского края дает ощутимую эффективность за счет расширения производства и наращивания объемов выпуска продукции кредитуемыми предприятиями и организациями, работающими в сфере малого бизнеса.

Этому во многом способствовала проводимая в последние годы в крае работа по поддержке МП. Прежде всего, разработка и реализация мероприятий краевой и муниципальных целевых программ поддержки малого бизнеса; активное привлечение на льготной основе кредитных средств банков для реализации инвестиционных проектов субъектов МП; формирование системы небанковского финансирования малого бизнеса, в том числе микрокредитования; активизация деятельности по преодолению административных барьеров; обеспечение постоянного диалога бизнеса и власти.

Принятые в июле 2002 г. Государственной Думой Российской Федерации изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также Закон Ставропольского края от 27 ноября 2002 г. №51-кз «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Ставропольского края» значительно снижают налоговое бремя для малых предприятий, работающих по указанным системам налогообложения, и способствуют росту числа таких предприятий.

В Ставрополе развиваются малые предприятия по производству лекарственных препаратов, оказанию медицинских, образовательных и других услуг, создано около 400 дополнительных рабочих мест. Положено начало формированию сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки МП, организованы автоматизированные рабочие места общего доступа для субъектов малого бизнеса, что обеспечивает предоставление широкого спектра консалтинговых и информационных услуг индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с использованием Интернет-технологий.

Немало сделано в Ставропольском крае по развитию инфраструктуры поддержки МП и общественных объединений предпринимателей, преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, продвижению продукции малых предприятий на внутренний и внешний рынки, обеспечению постоянного диалога бизнеса и власти.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 марта 2003 г. № 44-п создан и действует совет по поддержке МП в Ставропольском крае. Материалы по вопросам поддержки МП регулярно освещаются в средствах массовой информации. Ведется работа по развитию МП и

на уровне муниципальных образований Ставропольского края.

По результатам обследований, проведенных Всероссийским центром исследований общественного мнения, Ставропольский край занимает 3 место среди регионов России по созданию благоприятных условий для ведения малого бизнеса.

Но несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для предпринимательства, ряд проблем еще существует.

Недостаточность финансирования Программы 2003 — 2005 гг. не позволила реализовать в полной мере запланированные мероприятия по адресной поддержке приоритетных проектов в сфере МП, внедрению системы государственных гарантийных механизмов по обеспечению кредитов, получаемых субъектами МП, информационной поддержке МП, совершенствованию деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по поддержке МП.

Непроизводственная сфера по-прежнему остается более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. Отмечается довольно резкая дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основная доля малых предприятий сосредоточена в регионе Кавказских Минеральных Вод — 40 % и в Ставрополе — 35 %.

В ходе развития МП за два последних года четко обозначилась пятерка лидеров из числа наиболее успешно развивающихся областей малого бизнеса.

Занимаемые ими места за это время практически не изменились:

1) сфера услуг; 2) торговля; 3) промышленное производство; 4) строительство; 5) сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Результаты опросов приведены на рис. 1.

Для определения основных направлений развития МП Ставропольского края в научно-технической сфере принципиальными являются ответы на вопрос о новых технологиях, перспективных для внедрения в сфере малого бизнеса.

Большинство опрошенных считает наиболее перспективным для МП внедрение технологий в области информатизации и компьютерной техники — 21,2 %. Далее ответы распределились следующим образом:

• совершенствование мер государственной поддержки малого бизнеса — 12,8 %;

• внедрение новых технологий в менеджменте, маркетинге, консультировании и обучении — 12,8 %;

• применение новых материалов и современных технологий в производстве — 12,3 %;

• внедрение новых технологий в строительстве и производстве строительных материалов — 12,3 %;

• внедрение новых технологий в финансировании МП - 8,9 %.

Услуги, необходимые предпринимателям для развития, составили следующие группы:

• высококвалифицированное бухгалтерское и налоговое сопровождение — 18,9 %;

• юридическое консультирование — 17,9 %;

• объединение в профессиональные общественные организации, защищающие интересы предпринимателей — 13,5 %;

• обучение предпринимателей — 11,7 %;

• консультирование по развитию бизнеса — 11,5 %;

• маркетинговые услуги — 7,9 %. Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса, можно разделить на два основных вида. Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних проблем ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предпринимателей и отсутствие нацеленности на карьерный рост.

Основные внешние проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса, приведены по степени значимости:

• излишнее давление контролирующих органов;

• трудности в получении средств для развития;

• несовершенное, меняющееся законодательство;

Сельское хозяйство 6,5 %

Производство 7,9 % Строительство 9,6 %

Торговля 31,1 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сфера услуг 41,7 %

Рис. 1. Сферы деятельности МП, успешно развивающиеся в Ставропольском крае, %

• высокие цены на аренду помещений;

• отсутствие системы консультационной поддержки действующих предпринимателей;

• отсутствие системы обучения начинающих

предпринимателей;

• негативное отношение общества.

Результаты анализа состояния МП в Ставропольском крае и проведенных социологических опросов позволяют сделать определенные выводы и выделить основные проблемы и направления развития этого сектора экономики.

Малый бизнес Ставропольского края дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления бедности, особенно в депрессивных районах. Поэтому расходы бюджета Ставропольского края на реализацию мер государственной поддержки МП фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.

По-прежнему острой остается проблема административных барьеров, особенно в области проверок.

Налоговое давление на малый бизнес в целом снизилось, но среди предпринимателей превалирует установка на оптимизацию налогообложения.

Одним из главных внутренних ограничителей развития МП является недостаточность финансовой базы, когда основной источник финансирования развития — это доходы от собственной деятельности.

Банковское кредитование в настоящий момент не решает проблем развития МП. Основная проблема связана с особенностями самого малого бизнеса — невозможностью предоставить гарантии, непрозрачностью финансовых потоков, а со стороны банковской системы — слабое владение технологиями микрокредитования.

Ограниченность финансовых средств снижает конкурентоспособность малых предпринимателей на рынках труда, оборудования, недвижимости. Дефицит квалифицированных работников, качественного оборудования, помещений — ситуация, типичная для большинства субъектов МП.

Масштабы микрофинансирования на несколько порядков ниже уровня спроса на них, что затрудняет переход от стадии организации деятельности к стадии развития производства.

Трудности выхода на фондовый рынок для представителей малого бизнеса и практическое отсутствие механизмов преобразования частных малых предприятий в публичные компании, наряду

со слабой юридической защитой прав акционеров, ограничивают приход венчурного капитала в отрасль МП.

Ограниченный доступ к внешним ресурсам, а также недостаточность внутренних финансовых возможностей ведут к ухудшению финансово-экономических показателей, а значит и конкурентных характеристик.

Специальные механизмы для стимулирования появления малого и среднего инновационного предпринимательства также не развиты. Наблюдается недостаточность бизнес-инкубаторов, ориентированных на поддержку высокотехнологичных компаний, что является причиной отсутствия системного развития инновационного бизнеса в крае.

Сохраняется тенденция к искусственному тиражированию малого бизнеса, когда с наращиванием оборота отдельное малое предприятие не перерастает в среднее, а отделяет от себя новое малое предприятие.

Период первоначального формирования условий предпринимательской деятельности в основном завершен, на первый план вышли трудности, объективно присущие малому бизнесу не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.

В настоящее время проблемы МП в основном те же, что и у крупного бизнеса, но проявляются они гораздо острее. Поэтому улучшение общей предпринимательской среды является необходимым, но не достаточным условием стимулирования развития МП.

При формировании государственной политики в области МП необходимо учитывать его изначальное неравное положение в доступе к ресурсам по сравнению с крупным бизнесом.

Система государственной поддержки малого бизнеса в Ставропольском крае должна включать как меры прямой поддержки, обеспеченные средствами из федерального, регионального и местных бюджетов, и направленные на развитие приоритетных для региона сфер деятельности, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием инноваций, высоких технологий, экспорта, так и косвенной — направленной на общее улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса Ставропольского края.

Развитие МП в Ставропольском крае сдерживается как по объективным причинам, так и в результате недостаточного внимания органов исполнительной власти Ставропольского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края к этой сфере экономики.

В целях решения перечисленных проблем планируется на основе программных методов обеспечить развитие МП на территории Ставропольского края на основе повышения эффективности мер государственной поддержки, создания благоприятных условий для развития МП, формирования действенной системы его организационной, информационной и финансовой поддержки.

Основными направлениями станут меры по облегчению доступа к финансовым и инвестиционным ресурсам, развитию системы микрофинансирования, приоритетной поддержке экспортно-ориентированного и инновационного малого бизнеса, стимулированию создания новых малых предприятий, повышению их конкурентоспособности, развитию инфраструктурных объектов поддержки МП, созданию сети бизнес-инкубаторов, повышению информационного уровня предпринимателей, дальнейшего последовательного снижения излишнего администрирования.

Решение задач дальнейшего развития предпринимательства сегодня предполагает объединение усилий и согласованность действий самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления с использованием при этом программных методов.

Реализуемые на федеральном уровне «Механизмы финансовой поддержки развития МП в 2005 г.», а также разработка и реализация краевой целевой программы «Развитие МП в Ставропольском крае на 2006—2008 гг.» обеспечат устойчивый рост основных показателей малых предприятий, как в производственных, так и в непроизводственных отраслях.

Рост большинства показателей, характеризующих уровень развития малого бизнеса в России в целом и в Ставрополе в частности, позволяет сделать вывод о достижении им определенной устойчивости. Вопрос в том, как долго продлится рост и будет ли он поступательным, если по-прежнему не устранены факторы, сдерживающие развитие МП. Очевидно, одно: бездействие законодателей в столь ответственный момент может существенно затормозить начавшийся рост. Только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, будет способствовать его интенсивному росту.

В итоге можно отметить, что от степени развития МП во многом зависит социально-экономическая обстановка в стране. Для достижения конечной цели необходимо приложить немало усилий, но все реально. И залогом успеха станут люди, работающие в этой сфере. Это сильные люди, сумевшие в наше тя-

желое время реализовать себя в различных областях: производстве, торговле, услугах. И они представляют действительно новый класс, научившийся работать в новых и крайне сложных экономических условиях. Таких людей характеризует то, что они зависят прежде всего от себя и надеются только на свои силы.

Таким образом, регулирование и поддержка МСП по стране в целом и в Ставрополе в частности заключаются в разработке соответствующей законодательной и нормативной базы, в организации специальных органов, в расширении доступа к финансовым ресурсам и инновациям, в обеспечении полной и своевременной информации, в организации обучения работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арапов И. В., Хайруллин А. Р., Нуриев А. В. Цели, задачи и структура программы повышения инвестиционной привлекательности городской экономики. Институт социально-экономических исследований РАН.

2. Иванов Н. П., Стехина С. Н., Рожков О. П. Основные направления совершенствования процесса финансового прогнозирования в системе управления экономическим развитием (на примере Ставропольского края) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Приложение, 2004. № 3. С. 56 — 68.

3. Молодежь и экономика: новые взгляды: и решения: Межвузов. сб. науч. трудов/Волгоград. гос. техн. ун—т: Редкол.: Л. С. Шаховская (отв. ред. и др.). — Волгоград, 2003. — 120 с.

4. Мотивация труда в переходной экономике: Монография/ Науч. ред. С. А. Ленская. — Волгоград: Перемена, 1995. — 185 с.

5. «Нормативная и процедурная практика микрофинансирования в России» //НО Смоленский центр поддержки предпринимательства, Смоленск, 2000 — 2001 гг.

6. О поддержке малого предпринимательства в Ставропольском крае. Закон Ставропольского края № 36-кз от 27.09.96. (ред. от 07.12.1998 № 40-кз).

7. О фонде инвестиций правительства Ставропольского края и конкурсном отборе инвестиционных проектов на финансирование (вместе с «Положением о фонде инвестиций правительства Ставропольского края»). Постановление Губернатора Ставропольского края № 575 от 02.09.1997 г.

8. Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство: Материалы 51-й юбилейной научно-методической конференции «Университетская наука — региону», посвященной 75-летнему юбилею Ставропольского государственного университета. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — 366 с.

9. «Финансово-кредитные механизмы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации» (по материалам проекта и материалам Третьей Всероссийской конференции представителей малых предприятий) // Москва, 2002.

10. Швецов А. Системные преобразования местных бюджетов //Вопросы экономики. — № 8. — 2003. — С. 142 — 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.