Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КНР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ЗАКОН О БЮДЖЕТЕ КНР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕФИЦИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сакурова Л.Р., Силиник Е.С.

Бюджетная система КНР в современном мире практически не имеет аналогов среди бюджетных систем других государств, вследствие чего анализ ее структуры притягивает к себе пристальное внимание. В статье мы исследуем межбюджетные отношения, проблемы несбалансированности бюджета, а также структуру доходов и расходов страны. Актуальность данной работы заключается в том, что рассматриваемые положения бюджетной системы могут послужить примером для других государств. Хотелось бы отметить в качестве ключевого вывода, что особенность бюджетной системы Китая заключается в специфике страны, большой плотностью населения и территориально-административными признаками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUDGET SYSTEM OF CHINA AT THE PRESENT STAGE

The budget system of the PRC in the modern world has virtually no analogues among the budget systems of other states, so the analysis of its structure attracts close attention. In this article we study inter-budget relations, problems of budget imbalance, as well as the structure of revenues and expenditures of the country. The relevance of this work lies in the fact that the considered provisions of the budget system can serve as an example for other states. We would like to note as a key conclusion that the peculiarity of China's budget system lies in the specifics of the country, large population density and territorial and administrative features.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КНР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Л.Р. Сакурова, студент Е.С. Силиник, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

001:10.24412/2500-1000-2022-10-4-190-193

Аннотация. Бюджетная система КНР в современном мире практически не имеет аналогов среди бюджетных систем других государств, вследствие чего анализ ее структуры притягивает к себе пристальное внимание. В статье мы исследуем межбюджетные отношения, проблемы несбалансированности бюджета, а также структуру доходов и расходов страны. Актуальность данной работы заключается в том, что рассматриваемые положения бюджетной системы могут послужить примером для других государств. Хотелось бы отметить в качестве ключевого вывода, что особенность бюджетной системы Китая заключается в специфике страны, большой плотностью населения и территориально-административными признаками.

Ключевые слова: бюджетная система КНР, государственный бюджет, межбюджетные трансферты, внебюджетные фонды, Закон о бюджете КНР, государственный дефицит.

Структура Бюджетной системы Китая

Бюджетное законодательство в Китае регулируется Бюджетным законом, который был принят в 1994 г. во время проводившихся налогово-бюджетных реформ. В данном законе государство устанавливает пять уровней власти:

- центральный бюджет;

- бюджет провинций, автономных районов и муниципалитетов, подчиненных центру;

- бюджет городов, в составе которых имеются районы и автономные префектуры;

- бюджеты округов;

- бюджет уездов [3].

Данная структура существует формально, так как сегодня установилась трехуровневая система потому, что между бюджетами провинций и округов возникли прямые отношения, что приравняло их к городам. Округам был передан ряд полномочий и распорядительных функций касательно нижестоящих уездов. Уменьшение количества уровней бюджетной системы было не случайным, а стало итогом проводимой политики в начале 2000-х г., целью которой было упорядочение и увеличение

прозрачности процессов, проводимых в бюджете.

Доходы и расходы бюджета КНР в 2021 г.

Приоритетными направлениями экономического роста страны по-прежнему остаются улучшение экономического положения Китая и стимулирование бюджетной политики посредством проведения налогово-бюджетных преобразований. Существенное увеличение доходов в 2021 г. благодаря проводимым реформам все же не позволило вывести бюджет КНР из дефицитного состояния (рис. 1).

Доходы Китая составили 20253,888 млрд юаней. Показатели исполнения бюджета по основным статьям дохода:

- доходы от НДС равны 3175,266 млрд юаней, составив 100,5% от намеченного бюджетом показателя;

- доходы от акцизов равны 1388,07 млрд юаней или 104,3% от предусмотренного бюджетом показателя;

- поступления от подоходного налога равны 2660,534 млрд юаней или 103,8% от предусмотренного бюджетом показателя;

- поступления от таможенных пошлин составили 280,587 млрд юаней или 102% от запланированного бюджетом показателя;

Можно сделать вывод, что доходы от налогов товары существенно превышают составленные бюджетом показателей, это связано с тем, что рост оборота товарной продукции оказывается лучше ожидаемых показателей.

В 2021 г. бюджетные расходы КНР составили 24632,15 млрд юаней или 98,5% от запланированного бюджетом показателя. Стоит отметить, что приоритетной отраслью в структуре расходов по-прежнему остается национальная оборона, на развитие которой было выделено порядка 1355,8 млрд юаней или 100% от запланированного бюджетом показателя. Другими

наиболее важными частями расходов являются расходы по долговым обязательствам, которые составили 586,8 млрд юаней, составив 97,8% от предусмотренного бюджетом показателя, и расходы на науку и технику - 320,55 млрд юаней. Также значимыми сферами являются образование, общественная безопасность и общественные услуги [2, с. 3-5].

На основе приведенных данных можно сделать вывод о том, что в большей степени бюджетные ресурсы страны направляются на обеспечение обороноспособности страны и защиты ее экономических интересов.

■■ доходы и расходы

Рис. 1. Бюджет КНР за 2021 г. в млрд юаней

Особенности бюджетной системы КНР

Процесс перераспределения денежных ресурсов внутри страны является отличительной чертой бюджетной политики Китая. За последние 40 лет система межбюджетных отношений претерпела путь радикальных изменений, вследствие череды ошибок в данный момент в КНР сформировалась система, в которой существует умеренная централизация доходов и чрезвычайная децентрализацией расходов, что подразумевает большую перераспределительную роль центрального бюджета. Вследствие существующей системы провинции Китая зависят от трансфертов из центра. Межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы [1, с. 124]. Транс-

фертные платежи, поступающие из центрального бюджета в местные, за 2021 год составили 7486,29 млрд юаней [2, с. 5].

Также в Китае важную роль играют внебюджетные фонды, например фонды социального обеспечения, фонды государственных капитальных операций и т. д., которые управляются центральными и субнациональными властями. Стоит отметить, что данные фонды распоряжаются существенной долей финансовых ресурсов, поэтому не учитывать их как источник бюджетных поступлений было бы ошибкой. Вследствие чего внебюджетные фонды стоит считать расширенной бюджетной системой.

Недостатки бюджетной системы Китая

Попытки руководства страны стимулировать экономический рост за счет сниже-

ния налоговых выплат, а также уменьшения перечня и величины обязательных сборов, привели к возрастанию бюджетного дефицита на всех уровнях. Так, дефицит государственного бюджета Китая в 2021 году составил 3,2% ВВП страны, что не соответствует Маастрихтскому договору, главным критерием которого является то, что дефицит государственного долга не должен превышать 3% ВВП. Необходимо подчеркнуть, что данное соглашение соблюдают десятки стран, которые являются членами Европейского валютного союза [1, с. 103].

Одной из причин дефицита является территориально-экономический дисбаланс, возникающий за счет растущего неравенства в темпах роста собственных доходов и расходных обязательств провинций, бюджеты которых в значительной степени зависят от трансфертов из федерального бюджета. За исключением определенной группы регионов - наиболее богатых городов центрального подчинения. Субнациональные власти заинтересованы в выравнивании межрегиональных различий, так как, например, они влекут за собой перераспределение доходов от наиболее богатых к наименее материально благополучным регионам. Это не всегда носит положительный эффект, так как наиболее богатые регионы оказываются ограничены

в распоряжении собственными средствами, т. е. происходит их демотивирова-ние [4].

Неизбежным следствием бюджетного дефицита КНР является рост величины внешнего государственного долга, который на конец 2021 года составил около $2,75 трлн [5]. Одной из причин данной проблемы является низкая степень прозрачности бюджетного процесса и то, что этот процесс организуется преимущественно на основе разного рода подзаконных актов, указаний и инструкций.

Заключение. Бюджетная система Китая прошла путь большого количества реформ и преобразований. Можно утверждать, что бюджетная система страны притягивает к себе особое внимание своей структурой и межбюджетными отношениями. Хотелось бы отметить, что наиболее отличительными признаками бюджетной системы КНР являются: децентрализация расходов; зависимость нижних бюджетов от трансфертов из центра; уменьшение налогового бремени, целью которого является стимулирование роста экономики. Подводя итог, стоить отметить, что построение сложной системы бюджетных уровней" отразилось на специфике страны, связанной с большой численностью населения и территориально - административными особенностями.

Библиографический список

1. Бюджетная система Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / Н.Г. Иванова [и др.]; под редакцией Н.Г. Ивановой, М.И. Канкуловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 381 с.

2. Доклад Минфина КНР от 5.03.2022 об исполнении центрального и местных бюджетов за 2021 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2022 год». - С. 3-5. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.news.cn/download/Full.docx.

3. Закон о бюджете КНР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asia-business.ru/law/law2/bank/budget/.

4. Кадочников Д.В. Российская Федерация и китайская Народная Республика: общее и особенное в межбюджетных отношениях центральных и региональных властей // Пространство экономики. - 2017. - №2. - С. 76-92.

5. Data Commons. КНР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://datacommons.org/place/country/CHN?utm_medium=explore&mprop=amount&popt=Ec onomicActivity&cpv=activitySource%2CGrossDomesticProduction&hl=ru.

THE BUDGET SYSTEM OF CHINA AT THE PRESENT STAGE

L.R. Sakurova, Student E.S. Silinik, Student

Saint-Petersburg State University of Economics (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The budget system of the PRC in the modern world has virtually no analogues among the budget systems of other states, so the analysis of its structure attracts close attention. In this article we study inter-budget relations, problems of budget imbalance, as well as the structure of revenues and expenditures of the country. The relevance of this work lies in the fact that the considered provisions of the budget system can serve as an example for other states. We would like to note as a key conclusion that the peculiarity of China's budget system lies in the specifics of the country, large population density and territorial and administrative features.

Keywords: PRC budget system, state budget, inter-budgetary transfers, extra-budgetary funds, PRC Budget Law, state deficit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.