Научная статья на тему 'БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА В ПЕРИОД ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ'

БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА В ПЕРИОД ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПАНДЕМИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быковская Юлия Викторовна

В статье систематизированы наиболее острые проблемы и угрозы экономической безопасности в бюджетной сфере, возникшие в различных государствах в период распространения коронавирусной инфекции. Обобщены основные причины возникновения и усугубления этих проблем. Приведены меры противодействия противоправным действиям, совершаемым при ведении бюджетной деятельности в период пандемического кризиса. Даны рекомендации по поводу того, какие условия и требования должны приниматься во внимание в будущем при формировании бюджетов различных государств для того, чтобы не допустить экономических кризисов и выйти на траекторию устойчивого социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDGETARY SPHERE DURING PANDEMIC CRISIS: PROBLEMS AND RECOMMENDATIONS FOR THEIR SOLUTION

The article systematizes the most acute problems and threats to economic security in the public sector that arose in various states during the spread of coronavirus infection. The main reasons for the emergence and aggravation of these problems are summarized. Measures are given to counteract illegal actions committed in the conduct of budgetary activities during a pandemic crisis. Recommendations are given on what conditions and requirements should be taken into account in the future when forming the budgets of various states in order to prevent economic crises and enter the trajectory of sustainable socio-economic development.

Текст научной работы на тему «БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА В ПЕРИОД ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ РЕШЕНИЮ»

Научная статья УДК 338.242

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-60-65 NIION: 2007-0083-4/21-067 MOSURED: 77/27-005-2021-04-266

Бюджетная сфера в период пандемического кризиса: проблемы и рекомендации по их решению

Юлия Викторовна Быковская

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, zima7327@yandex.ru

Аннотация. В статье систематизированы наиболее острые проблемы и угрозы экономической безопасности в бюджетной сфере, возникшие в различных государствах в период распространения коронавирусной инфекции. Обобщены основные причины возникновения и усугубления этих проблем. Приведены меры противодействия противоправным действиям, совершаемым при ведении бюджетной деятельности в период пандемического кризиса. Даны рекомендации по поводу того, какие условия и требования должны приниматься во внимание в будущем при формировании бюджетов различных государств для того, чтобы не допустить экономических кризисов и выйти на траекторию устойчивого социально-экономического развития.

Ключевые слова: бюджетная сфера, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, пандемия, планирование расходов бюджетов

Для цитирования: Быковская Ю. В. Бюджетная сфера в период пандемического кризиса: проблемы и рекомендации по их решению // Криминологический журнал. 2021. № 4. С. 60—65. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-60-65.

Original article

Budgetary sphere during pandemic crisis: problems and recommendations for their solution

Yulia V. Bykovskaya

Moscow University of the Ministry of Internal Aifairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, zima7327@yandex.ru

Abstract. The article systematizes the most acute problems and threats to economic security in the public sector that arose in various states during the spread of Coronavirus infection. The main reasons for the emergence and aggravation of these problems are summarized. Measures are given to counteract illegal actions committed in the conduct of budgetary activities during a pandemic crisis. Recommendations are given on what conditions and requirements should be taken into account in the future when forming the budgets of various states in order to prevent economic crises and enter the trajectory of sustainable socio-economic development.

Keywords: budgetary sphere, economic security, threats to economic security, pandemic, planning of budget expenditures

For citation: Bykovskaya Y. V. Budgetary sphere during pandemic crisis: problems and recommendations for their solution // Criminological journal. 2021. (4):60-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-4-60-65.

Введение

События 2020 года, связанные с возникновением коронавирусной инфекции и последующим распространением пандемического кризиса во всем мире, оказали огромное негативное влияние на состояние

практически всех стран мира. Сложившаяся ситуация повлекла за собой ухудшение экономической обстановки, усугубление социальной напряженности в обществе, разрастание преступности и возникновение новых видов преступных схем. В итоге распростране-

© Быковская Ю. В., 2021

ECONOMIC SCIENCES

ние пандемии серьезным образом затронуло бюджетную сферу большинства государств.

Здесь возникли серьезные проблемы, касающиеся:

• резкого сокращения доходной части бюджетов различных уровней, вызванного обвалом фондового рынка, нефтяных котировок и мировых валют, а также вследствие необходимости предоставления налоговых каникул и льгот отдельным категориям граждан и организаций;

• необходимости дополнительного и неотложного финансирования тех видов деятельности, которые направлены на борьбу с пандемией, и, прежде всего, расходов на здравоохранение: оплату труда врачей, младшего и среднего медицинского персонала, занятых лечением граждан, заразившихся СОУШ-19, закупку специализированного медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты, дорогостоящих медицинских препаратов, увеличение количества койко-мест и переоснащение больниц;

• вынужденного перераспределения бюджетного финансирования по сферам бюджетной деятельности и направлениям расходов и на-

правления большого количества бюджетных ресурсов на социальную поддержку граждан и ряда организаций, которые оказались в сложной ситуации, связанной с сокращением либо потерей доходов.

Как следствие, серьезную обеспокоенность в условиях распространения коронавируса, реструктуризации бюджетных расходов и сокращения доходной части бюджета стали вызывать такие угрозы экономической безопасности, как нецелевое использование бюджетных средств, взяточничество, мошенничество, коррупция в бюджетной сфере, которые в настоящее время усиливаются.

При этом уровень преступности в бюджетной сфере в России в пандемический период также повысился.

Материалы и методы

Официальная статистика МВД России демонстрирует, что в 2020 году увеличилось количество преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, хищением бюджетных средств и преступлений в сфере госзаказа по сравнению с 2019 годом (Рис. 1). Причем данное увеличение показателя на 10-20 процентов является довольно существенным.

6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

1698 1899

661 796

Преступления, связанные с освоением бюджетных средств

Преступления, связанные с хищением бюджетных средств

Преступления, в сфере гос заказа

■ 2019 г. ■ 2020 г.

Рис. 1. Количество преступлений экономической направленности, совершенных

в бюджетной сфере в 2019-2020 гг.

Figure 1. The number of economic crimes committed in the public sector in 2019-2020.

Источник: официальная статистика МВД России [1].

Также выросли объемы материального ущерба, ущерба от подобного рода преступлений составило от причиненного от совершения подобных преступле- 5 до 10 процентов, что также является существенным ний (Рис. 2). Увеличение размеров материального и показывает ухудшение ситуации.

15000 10000 5000 0

7746,48195,3

Преступления, связанные с освоением бюджетных средств

9555,710507,4

Преступления, связанные с хищением бюджетных средств

3807,5 4146

Преступления, в сфере гос заказа

■ 2019 г. ■ 2020 г.

Рис. 2. Объемы материального ущерба от преступлений экономической направленности, совершенных в бюджетной сфере в 2019-2020 гг., млн рублей

Figure 2. Amounts of material damage from economic crimes committed in the budgetary sphere in 2019-2020,

million rubles

Источник: официальная статистика МВД России [1].

Обсуждение

В исследованиях зарубежных специалистов, опубликованных в 2020 году, обобщаются причины обострения угрозы, касающейся злоупотреблений в бюджетной сфере в пандемический период, к которым относятся [2,3,4]:

• высокие объемы и темпы расходования бюджетных средств в рамках «чрезвычайных» расходов;

• резкое повышение объемов слабокронтроли-руемых бюджетных средств;

• ослабление контроля за расходованием бюджетного финансирования, особенно финансирования, полученного в качестве перераспределения бюджетных средств или выделения дополнительных бюджетных ресурсов на неотложные цели и реализацию мер по противодействию пандемии;

• несовершенная и не вполне прозрачная бюджетно-налоговая политика государства;

• неэффективное управление бюджетными ресурсами и бюджетным процессом в целом;

• низкий потенциал кадровых ресурсов, занятых в бюджетной сфере, и информационных систем, обслуживающих бюджетную сферу;

• действие режима самоизоляции, неоднократное введение ограничений и запретительных мер, перевод некоторых организаций госсектора в дистанционный формат работы, следствием которых стало сокращение физиче-

ского присутствия персонала организации, занимающегося вопросами государственных расходов, на рабочих местах, и, как следствие, снижение качества выполняемых задач.

Результаты

В качестве мер по противодействию данным противоправным явлениям, и прежде всего, мер, направленных на снижение риска коррупции в связи с увеличением объемов бюджетных ресурсов, необходимых для борьбы с пандемией, а также мер, включающих в себя снижение уровня нецелевых расходов и хищений бюджетных средств, учеными даются рекомендации правительствам государств, в том числе [2, 3, 4]:

• принимать решения с учетом наличия возможности возникновения рисков злоупотребления государственными средствами;

• использовать передовой опыт борьбы с другими чрезвычайными ситуациями, например, ситуацию, вызванную вирусом Эбола;

• сократить использование бумажного и иногда избыточного документооборота, присутствующего во многих зарубежных странах при расходовании бюджетного финансирования;

• усилить контроль за исполнением бюджета, в том числе, аудиторский контроль;

• адаптировать и оптимизировать механизмы контроля в целях обеспечения своевременности принятия мер и решений при сохранении эффективности защитных механизмов;

• повысить прозрачность результатов проведения

ECONOMIC SCIENCES

внутреннего аудита в случае проведения аудиторских проверок внутренними аудиторами;

• более широко применять сетевые технологии для обработки сделок в дистанционном формате;

• разработать руководящие принципы и правила в отношении «чрезвычайных» закупок, осуществляемых в периоды действия положений законодательства о чрезвычайных ситуациях, в том числе, применение процедур, способствующих проведению закупок определенных категорий товаров по заранее оговоренным ценам, обеспечивая безопасность поставок и предотвращая проведение закупок в мошеннических целях или в условиях ажиотажного спроса;

• разработать критерии получения дополнительного бюджетного финансирования в рамках «чрезвычайных» расходов и осуществления закупок на чрезвычайные нужды.

Также в настоящее время в докладах и исследованиях международных организаций и экспертов дается ряд рекомендаций по поводу того, каким образом в будущем следует осуществлять бюджетное планирование и как должны формироваться бюджеты различных уровней в государстве для того, чтобы в дальнейшем не допустить экономических кризисов и выйти на траекторию устойчивого социально-экономического развития. Отмечается, что бюджеты должны планироваться с учетом [5]:

• наличия в ближайшей перспективе условий беспрецедентной неопределенности в части развития экономики государств и мировой экономики после масштабного «бюджетного шока» 2020 года и сохранения проблемы слабопрогнозируемого и слабоуправляемого развития ситуации с СОУШ-19;

• четкого понимания необходимости и важности ориентации на сохранение среднесрочного бюджетного планирования;

• полной готовности к более крупным, чем обычно, перераспределениям бюджетных средств между отраслями и направлениями расходов в ближайшей перспективе с проработкой вариантов подобных перераспределений и возможных последствий подобных перераспределений для бюджетной сферы;

• наличия огромных ограничений в обеспечении потребностей в бюджетных ресурсах всех участников бюджетного процесса и небезграничных возможностях бюджетного финан-

№4/2021

сирования различных направлений государственной деятельности, связанных, в первую очередь, с невысокими объемами поступающих в бюджет доходов;

• четкого представления возможных бюджетных рисков и проработки вопросов об их всесторонней оценке и адекватной реакции на них;

• необходимости разработки более мягких и гибких бюджетных планов, расширения способов применения механизмов обеспечения гибкости бюджета в течение года, внедрение которых, с одной стороны, является нужным и важным, с другой стороны, при неверном планировании, может подорвать доверие к экономике и увеличить издержки, связанные с бюджетным финансированием отдельных направлений и сфер деятельности того или иного государства, и, в конечном счете может привести к снижению темпов экономического роста и упадку экономики;

• планирования более частого, но необходимого и обоснованного внесения изменений в макро-бюджетную политику;

• более четкого и обоснованного определения приоритетных областей и направлений расходования бюджетного финансирования;

• резервирования в большем объеме «чрезвычайных расходов» на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, связанных с пандемией;

• всесторонней оценки бюджетных возможностей для дальнейшего осуществления первоочередных и непредвиденных расходов, связанных с кризисом, с ликвидацией последствий воздействия коронавируса и принятием мер по восстановлению экономики;

• усиления прозрачности расходования бюджетных ресурсов;

• отступа от ряда существующих целей налогово-бюджетной политики и временной приостановки действия ряда бюджетных и налоговых правил;

• более частого составления новых бюджетных прогнозов;

• более частого информирования заинтересованных органов исполнительной власти о первоочередных направлениях расходования бюджетного финансирования и необходимом перераспределении бюджетных средств;

• заморозки отдельных видов и направлений

63

Криминологический журнал

бюджетных расходов на среднесрочную перспективу;

• более тщательного мониторинга и контроля в ходе планирования и исполнения бюджета;

• укрепления доверия граждан к бюджетной, экономической, налоговой и социальной стратегии государства.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ зарубежного опыта в части систематизации угроз экономической безопасности в бюджетной сфере, причин их возникновения и массового распространения, рекомендаций и предложений, направленных на локализацию и сокращение степени негативного воздействия этих угроз, позволяют говорить о том, что период пандемии обнажил системные проблемы в бюджетной сфере многих государств. И, очевидно, что в дальнейшем подобные проблемы должны решаться как на этапе планирования и утверждения бюджета, так и во время использования бюджетного финансирования организациями и органами государственной власти, составления бюджетной отчетности и публикации результатов расходования бюджетного финансирования. Отдельное место в этом процессе должно отводиться контролю и аудиту, а также повышению эффективности их реализации. Все эти рекомендации в полной мере следует учитывать руководству Российской Федерации при принятии решений, касающихся бюджетного процесса, как в краткосрочной, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Библиографический список

1. Официальная статистика МВД России. Сведения о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за 2019-2020 годы — Форма 5-БЭП.

2. Официальный сайт МВФ. Контроль за исполнением бюджета в целях снижения риска коррупции в связи с расходами на борьбу с пандемией. URL: https://www.imf.Org/-/media/Files/ Publications/ruspecial-series-on-covidl9budget-execution-controls-to-mitigate-corruption-risk-in-pandemic-spendin.PDF (дата обращения: 03.05.2021).

3. Блитман Р. Борьба государственного сектора с двумя пандемиями: COVID-19 и коррупцией в сфере государственных закупок. URL: https:// www.ifac.org/knowledge-gateway/contributing-global-economy/discussion/public-sector-battle-

against-two-pandemics-covid-19-and-public-procurement-corruption (дата обращения 23.04.2021).

4. Официальный сайт Transparency International. Первый ответ: закупить медикаменты любой ценой (с риском). URL: https://www. transparency.org/en/news/first-response-procure-medical-supplies-at-any-cost-and-risk (дата обращения: 23.04.2021).

5. Официальный сайт МВФ. Составление бюджета в условиях кризиса: руководство по подготовке бюджета на 2021 год. URL: https:// www.imf.org/-/media/Files/Publications/covidl9-special-notes/en-special-series-on-covid-19-budgeting-in-a-crisis-guidance-on-preparing-the-2021-budget.ashx (дата обращения 29.04.2021).

Bibliographic list

1. Official statistics of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Information on the results of the work of the economic security and anti-corruption units of the internal affairs bodies of the Russian Federation for 2019-2020 - Form 5-BEP.

2. The official website of the IMF. Monitoring budget execution in order to reduce the risk of corruption in connection with the costs of combating the pandemic. URL: https://www.imf.org/-/ media/Files/Publications/ruspecial-series-on-covidl9budget-execution-controls-to-mitigate-corruption-risk-in-pandemic-spendin.PDF (date of access: 05/03/2021).

3. Blitman R. Fighting the public sector against two pandemics: COVID-19 and corruption in public procurement. URL: https://www. ifac.org/knowledge-gateway/contributing-global-economy/discussion/public-sector-battle-against-two-pandemics-covid-19-and-public-procurement-corruption (date of access: 04/23/2021).

4. The official website of Transparency International. The first answer is to buy medicines at any cost (at risk). URL: https://www.transparency.org/en/ news/first-response-procure-medical-supplies-at-any-cost-and-risk (date accessed: 04/23/2021).

5. The official website of the IMF. Crisis Budgeting: A Guide to Budgeting for 2021. URL: https:// www.imf.org/-/media/Files/Publications/covidl9-special-notes/en-special-series-on-covid-19-budgeting-in-a-crisis-guidance-on- preparing-the-2021-budget.ashx (date of access: 04/29/2021).

ECONOMIC SCIENCES

Библиографический список

1. Официальный сайт МВФ. Контроль за исполнением бюджета в целях снижения риска коррупции в связи с расходами на борьбу с пандемией. URL: https://www.imf.0rg/-/media/Files/Publicati0ns/ ruspecial-series-on-covidl9budget-execution-controls-to-mitigate-corruption-risk-in-pandemic-spendin.PDF (дата обращения: 03.05.2021).

2. Блитман Р. Борьба государственного сектора с двумя пандемиями: COVID-19 и коррупцией в сфере государственных закупок. URL: https:// www.ifac.org/knowledge-gateway/contributing-global-economy/discussion/public-sector-battle-against-two-pandemics-covid-19-and-public-procurement-corruption (дата обращения 23.04.2021).

3. Официальный сайт Transparency International. Первый ответ: закупить медикаменты любой ценой (с риском). URL: https://www. transparency.org/en/news/first-response-procure-medical-supplies-at-any-cost-and-risk (дата обращения: 23.04.2021).

4. Официальный сайт МВФ. Составление бюджета в условиях кризиса: руководство по подготовке бюджета на 2021 год. URL: https:// www.imf.org/-/media/Files/Publications/covidl9-special-notes/en-special-series-on-covid-19-budgeting-in-a-crisis-guidance-on-preparing-the-2021-budget.ashx (дата обращения 29.04.2021).

Bibliographic list

1. The official website of the IMF. Monitoring budget execution in order to reduce the risk of corruption in connection with the costs of combating the pandemic. URL: https://www.imf.org/-/ media/Files/Publications/ruspecial-series-on-covidl9budget-execution-controls-to-mitigate-corruption-risk-in-pandemic-spendin.PDF (date of access: 05/03/2021).

2. Blitman R. Fighting the public sector against two pandemics: COVID-19 and corruption in public procurement. URL: https://www. ifac.org/knowledge-gateway/contributing-global-economy/discussion/public-sector-battle-against-two-pandemics-covid-19-and-public-procurement-corruption (date of access: 04/23/2021).

3. The official website of Transparency International. The first answer is to buy medicines at any cost (at risk). URL: https://www.transparency.org/en/ news/first-response-procure-medical-supplies-at-any-cost-and-risk (date accessed: 04/23/2021).

4. The official website of the IMF. Crisis Budgeting: A Guide to Budgeting for 2021. URL: https:// www.imf.org/-/media/Files/Publications/ covidl9-special-notes/en-special-series-on-covid-19-budgeting-in-a-crisis-guidance-on-preparing-the-2021-budget.ashx (date of access: 04/29/2021).

Информация об авторе

Ю. В. Быковская — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, доцент.

Information about the author Y. V. Bykovskaya — professor of the department of economics and accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', doctor of economic sciences, associate professor.

Статья поступила в редакцию 20.09.2021; одобрена после рецензирования 04.10.2021; принята к публикации 27.12.2021.

The article was submitted 20.09.2021; approved after reviewing 04.10.2021; accepted for publication 27.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.