Научная статья на тему 'Бюджетирование как инструмент мониторинга стоимости предприятий гостиничного бизнеса'

Бюджетирование как инструмент мониторинга стоимости предприятий гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова А. А.

В статье рассмотрены вопросы внедрения концепции управления стоимостью на оперативном уровне управления. Использование ключевых индикаторов деятельности для оценки результатов структурных подразделений гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетирование как инструмент мониторинга стоимости предприятий гостиничного бизнеса»

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

© Ларионова A.A.*

Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

В статье рассмотрены вопросы внедрения концепции управления стоимостью на оперативном уровне управления. Использование ключевых индикаторов деятельности для оценки результатов структурных подразделений гостиничного бизнеса.

Внедрение концепции управления стоимостью в процесс разработки стратегических решений и стратегического управления, обуславливает необходимость учета в системе показателей оценки оперативной деятельности управленческой и финансовой ответственности, масштабы полномочий менеджеров различных уровней организационной структуры управления предприятия [1]. Разработка системы оперативных показателей позволит оценить влияние тех или иных оперативных решений, которые предполагается осуществлять внутри данного уровня управления, на стоимость всей компании и разработать систему мотивации.

Система оперативных показателей отражает индивидуальные параметры, характерные как для отрасли, так и для предприятия.

Важнейшей предпосылкой достижения высоких результатов является мониторинг стоимости на оперативном уровне, и особая роль здесь отводится бюджетированию.

Бюджетирование - это технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения бюджетов гостиничного бизнеса туристского комплекса. Таким образом, бюджетирование является основой технологии внутрифирменного управления и повышения эффективности гостиничного бизнеса.

Внешнее применение бюджетирования направлено на:

- привлечение заемных средств для реализации инвестиционных проектов гостиничного бизнеса у иностранных инвестиционных институтов;

- формирование условий выплат гонораров при заключении соглашения об управлении гостиницей с управляющей компанией;

- формирование условий выплат гонораров при заключении соглашения франчайзинга;

- формирование формата периодической финансовой отчетности управляющего гостиницей перед собственником;

- публикация ежегодного отчета о результатах деятельности гостиницы.

* Заведующий кафедрой «Менеджмент», кандидат экономических наук, доцент.

Внутреннее применение бюджетирования направлено на:

- оперативный мониторинг стоимости гостиничного бизнеса;

- организацию эффективной системы регулирования расходов;

- организация системы мотивации для получения более высоких доходов по конкретному центру ответственности;

- унификацию системы внутренней управленческой отчетности подразделений гостиничного бизнеса.

Каждый менеджер должен оцениваться по показателям, которые отражают результаты деятельности в зоне его непосредственного контроля, и отвечать за то, что находится в компетенции именно его решений.

Организационно-финансовая структура гостиничного бизнеса - это набор сфер финансовой ответственности (за доходы и расходы, только за расходы, за определенные финансовые показатели и т.п.), распределенных между структурными подразделениями и выступающих в качестве объектов бюджетирования и управленческого учета.

Центр финансовой ответственности - структурное подразделение или группа подразделений гостиницы, осуществляющих определенный набор операций и способных оказывать непосредственное воздействие на финансовый результат гостиницы, т.е. приносить прибыль или убыток.

На наш взгляд при формировании финансовой структуры предприятий гостиничного бизнеса следует выделять центры финансовой ответственности по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров (рис. 1).

Рис. 1. Центры ответственности гостиничного предприятия

Определение организационно-финансовой структуры гостиницы позволяет разработать и довести KPI (Key Performance Indicators) [2] до каждого сотрудника через систему бюджетирования. Каждый фактор стоимости может быть охарактеризован одним или несколькими KPI.

Система KPI позволяет управлять отклонением фактического положения гостиничного бизнеса от принятого целевого режима и оценить качественные параметры, характеризующие привлекательные особенности организационных изменений, проанализировать решения по критериям стоимости которую они могут добавить к уже имеющейся стоимости ка-

питала владельцев гостиничного бизнеса. Ключевые индикаторы деятельности используются для оценки результатов структурных подразделений гостиницы по итогам планового периода.

В табл. 1 представлен пример ключевых индикаторов гостиничного предприятия.

Таблица 1

Ключевые индикаторы деятельности структурных подразделений гостиницы (фрагмент)

№ Структурное подразделение Показатель Ед. изм. Вес Величина Источник информации об исполнении

Порог План

1. Служба приема Соблюдение стандартов обслуживания клиентов % По результатам анкетирования клиентов По результатам проведения внутренних проверок

Количества гостей за год, зарегистрированных в Программе лояльности клиентов Ед. Зарегистрированные пользователи

2. Служба обслуживания номерного фонда Выручка от оказания услуг мини-баров, прачечной, чистки т.р. Управленческая отчетность

Средняя загрузка горничной Ном. Управленческая отчетность

Выполнение бюджета расходов службы - Управленческая отчетность

3. Коммерческий отдел Количество привлеченных клиентов за год: - корпоративные клиенты; - турагентства; - организаторы мероприятий Ед. Управленческая отчетность

Средняя цена номера, Средний доход на номер т.р. Управленческая отчетность

4. Служба бронирования Коэффициент загрузки % Управленческая отчетность

Выручка от оказания услуг по каналам бронирования т.р. Управленческая отчетность

Применение ключевых индикаторов позволяет определить, как каждый конкретный сотрудник распределяет время, регулирует процессы, прилагает усилия для достижения результата [2]. Они могут быть представлены как в натуральных показателях, например, загрузка гостиницы, сметы по ремонту и реконструкции, так и в стоимостных показателях

Мотивация персонала на базе системы ключевых индикаторов позволяет установить причинно-следственную связь между стратегическими целями гостиничного бизнеса и оперативными задачами для каждого сотрудника. Через систему ключевых показателей сотрудник четко ориенти-

руется в своей системе заданий и становится вовлеченным в процесс бюджетирования.

Для оценки эффективности системы мотивации персонала гостиничного бизнеса можно использовать комплекс показателей, представленных в табл. 2.

Таблица 2

Показатели эффективности работы персонала гостиницы

Критерии оценки | Расчет

Уровень вовлеченности персонала

Коэффициент выбытия персонала (%) Число уволенных сотрудников (чел.)

Среднесписочная численность персонала (чел.)

Коэффициент отсутствия на работе (%) Число прогулов (ед.)

Среднесписочная численность персонала (чел.)

Доля вознаграждения персонала в выручке гостиницы (%) Расходы на персонал (руб.)

Выручка гостиницы (руб.)

Коэффициент жалоб персонала (%) Число жалоб сотрудников (ед.)

Среднесписочная численность персонала (чел.)

Эффективность работы персонала

Возврат на человеческий капитал (ед.) Налогооблагаемая прибыль (руб.)

Фонд оплаты труда (руб.)

Среднегодовая величина выручки на одного работника (руб.) Выручка гостиницы (руб.)

Среднесписочная численность персонала (чел.)

Управление развитием персонала

Объем обучающих программ на одного сотрудника (часы) Количество часов тренингов (час.)

Среднесписочная численность персонала (чел.)

Объем программ развития на одного сотрудника (часы) Количество часов коучинга (час.)

Среднесписочная численность персонала (чел.)

Уровень усвоения программ (%) Количество успешно прошедших программы (ед.)

Общее число реализованных программ (ед.)

Система КР1, мотивация за достижение результатов

Выплаты за результаты работы (%) Объем выплат сотрудникам с показателями КР1 выше среднего (руб.)

Общий объем выплат сотрудникам (руб.)

Выплаты за выход на работу (%) Объем выплат сотрудникам с показателями КР1 ниже среднего (руб.)

Общий объем выплат сотрудникам (руб.)

Сравнивая полученные показатели в динамике по гостинице или с аналогичными показателями конкурентов менеджмент гостиницы, может выявить проблемные места и скорректировать их.

Система показателей, привязанных к стоимости гостиничного бизнеса, может выполнять специфические функции - с ее помощью менеджеры могут оценивать влияние тех или иных оперативных решений, которые предполагается осуществлять внутри данного уровня управления, на стоимость всей гостиницы [3].

Таким образом, современная парадигма финансовой деятельности, основанная на концепции управления рыночной стоимостью, позволяет вес-

ти мониторинг влияние финансовых и других решений через систему бюджетирования на конечный результат - рыночную стоимость бизнеса.

Список литературы:

1. Ибрагимов Р. Управление по стоимости как система менеджмента [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. - 22.09.2004. - Режим доступа: www.cfin.ru/management/finance.

2. Литягин A.A. Реальное целевое управление. Практика реального внедрения и использования GOAL-технологии / А. Литягина. - М.: Альпина Паблишерз, 2010.

3. Мартин Дж.М. У - управление, основанное на стоимости: корпоративный ответ революции акционеров / Пер. с англ. О.В.Теплых. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006.

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

© Левина М.Б.*

Российская академия предпринимательства, г. Москва.

В статье рассматривается актуальная проблема определения границ сектора интеллектуальных услуг, который выходит на ведущие позиции в современном постиндустриальном обществе. Представлен анализ услуг, которые входят в зарубежные и российские классификации. Так же автор предлагает свою классификацию, которая может помочь решить проблему определения границ сектора.

В условиях постиндустриального общества на ведущие позиции в сфере услуг выходят интеллектуальные услуги. Но для развития этого перспективного и конкурентоспособного на мировом рынке сектора экономики услуг, очень важно, на наш взгляд, определить границы сектора, понять, какие именно услуги можно называть «интеллектуальными». Мы считаем, что это достаточно важный вопрос, так как, определив границы, сектора, можно будет рассмотреть элементы этого сектора в совокупности, определить связи этих элементов между собой. Это, в свою очередь, даст, на наш взгляд, возможность прогнозировать тенденции их развития, структуру и объем.

Проанализировав классификацию Всемирной торговой ассоциации, международную стандартную промышленная классификацию (ISIC), классификация организации экономического сотрудничества и развития и Общероссийский классификатор услуг, мы видим, что данные классификато-

* Аспирант кафедры Маркетинга и связей с общественностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.