Научная статья на тему 'Бюджет Республики Бурятия на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов'

Бюджет Республики Бурятия на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыдыпов Р.Ж., Баниева M.A., Романова Т.Г.

В статье рассмотрены макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Бурятия, особенности формирования регионального бюджета на 2017 г. и на плановый период 20182019 гг., а также расходы на реализацию государственных программ в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF BURYATIA IN THE YEAR 2017 AND PLANNING PERIOD 2018-2019 YEARS

The article describes the macroeconomic indicators of socio-economic development of the Republic of Buryatia, peculiarities of formation of regional budget in 2017, and the planning period 2018-2019, as well as the cost of implementation of State programs in the Republic.

Текст научной работы на тему «Бюджет Республики Бурятия на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов»

БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ

ПЕРИОД 2018-2019 ГОДОВ

Цыдыпов Р.Ж.

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

кандидат экономических наук Баниева M.A.

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, кандидат экономических наук, доцент

г. Улан-Удэ Романова Т.Г.

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления,

доктор экономических наук, профессор

г. Улан-Удэ

THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF BURYATIA IN THE YEAR 2017 AND PLANNING PERIOD 2018-2019 YEARS

Tsydypov R.Zh.

Saint-Petersburg State University of Economics candidate of economic sciences Banieva M.A.

Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov сandidate of economic sciences, docent

Ulan-Ude Romanova T.G.

East-Siberian State University of technology and management, doctor of economic sciences, professor

Ulan-Ude

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены макроэкономические показатели социально-экономического развития Республики Бурятия, особенности формирования регионального бюджета на 2017 г. и на плановый период 20182019 гг., а также расходы на реализацию государственных программ в республике. ABSTRACT

The article describes the macroeconomic indicators of socio-economic development of the Republic of Bury-atia, peculiarities of formation of regional budget in 2017, and the planning period 2018-2019, as well as the cost of implementation of State programs in the Republic.

Ключевые слова: республиканский бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, государственная программа

Keywords: the Republican budget, budget revenues, expenses budget, State program.

В Республике Бурятия, как и в России в целом, разработка проектов бюджетов, начиная с 2008 г., связана с использованием трехлетнего формата и основана на применении методологии Бюджетного кодекса РФ от 01.01.2000 г. Однако за прошедший период уже дважды имело место отклонение от среднесрочного планирования, обусловленное реагированием бюджетного процесса на кризисную

ситуацию в стране - в 2008-2010 гг. и в 2014-2015 гг. - когда принимались однолетние бюджеты: сначала на 2009 г., а затем на 2016 г.

Республиканский бюджет на 2017-2019 гг. сформирован исходя из прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия, предполагающего следующую динамику макроэкономических показателей:

Таблица 1

Показатель Ед. изм. 2016 год (оценка) Прогноз

2017 год 2018 год 2019 год

1 2 3 4 5 6

ВРП млн руб. 197389 209203 219872 232332

Индекс физического объема ВРП % к пред. году 95,0 100,6 100,8 101,8

Индекс промышленного производства % к пред. году в сопост. ценах 86,0 102,4 102,2 102,8

Индекс производства по виду деятельности "Строительство" % к пред. году в сопост. ценах 96,5 100,5 101,5 102,5

Индекс производства продукции сельского хозяйства % к пред. году в сопост. ценах 100,5 101,0 101,7 101,7

Индекс потребительских цен % к пред. году 108,4 106,4 105,7 105,2

Из таблицы видно, что в 2016 г. ожидается минусовый рост ВРП 95 % к предыдущему году. Замедление экономического роста обусловлено снижением внутреннего инвестиционного и потребительского спроса. Кроме того, в обрабатывающей промышленности, основной сфере формирования ВРП, ожидается существенное снижение производства. Так, индекс промышленного производства, по предварительной оценке, в 2016 г. составит 86 %. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составит 18,4 млрд руб., или 96,5 % к уровню 2015 г., индекс производства продукции сельского хозяйства - 100,5 %.

К 2019 году объем ВРП достигнет 232,3 млрд руб., что составит 103,3 % к уровню 2016 года (в сопоставимых ценах). Ожидается восстановление положительной динамики промышленного производства, транспорта и связи, торговли, которые оказывают определяющее влияние на экономику Бурятии.

Таким образом, в условиях кризиса и рецессии, когда наблюдается снижение ВРП, формирование доходной части республиканского бюджета

Прогнозируемые доходы, расходы и дефицит

направлено на создание благоприятных условий для развития экономики республики, расширение и укрепление налоговой базы путем оказания поддержки организациям реального сектора экономики, субъектам малого и среднего бизнеса; предоставление налоговых льгот только с учетом предварительной оценки их эффективности; реализация мероприятий по повышению эффективности управления республиканской собственностью, увеличению доходов от ее использования.

В области расходов республиканского бюджета бюджетная политика предполагает жестко придерживаться бюджетных ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями о получении бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Следует отметить, что Законом Республики Бурятия 07.03.2017 № 2294-У «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» внесены следующие изменения в республиканский бюджет:

Таблица 2

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Было Стало Темп роста, % Прогноз Прогноз

ВРП, млн руб. 209203 209203 100,0 219872 232332

Доходы, млн руб. 43947,1 47136,9 107,2 39315,0 39660,6

в % ВРП 21,0 22,5 - 17,9 17,1

Расходы, млн руб. 46132,5 50245,0 108,9 41519,1 41863,6

в % ВРП 22,05 24,0 - 18,9 18,0

Дефицит, млн руб. -2185,7 -3108,0 142,2 -2204,1 -2203,0

в % ВРП 1,04 1,48 - 1,0 0,95

Составлено по данным Министерства экономики РБ, Министерства финансов РБ, закона «О республиканском бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Из таблицы видно, что в 2017 г. увеличены показатели:

1. Доходов республиканского бюджета на 107,2 %, которые составят 47136,9 млн руб. против запланированных 43947,1 млн руб.

2. Расходов бюджета - на 108,9 %, или с 46132,5 млн руб. до 50245,0 млн руб.

3. Бюджеты на планируемый период планируются дефицитными при этом темп роста скорректированного дефицита бюджета составит на 142,2 %.

Изменение параметров республиканского бюджета во многом связано с назначением временно исполняющим обязанности главы Бурятии А.С. Цыденова с 07.02.2017 г. Так, дополнительно привлечены федеральные средства на ремонт дорог

в Улан-Удэнской агломерации. На эти цели регион получит в 2017 г. 625 млн руб., такую же сумму выделят из бюджета республики. Также дополнительно поступит 309 млн руб. из федерального бюджета на компенсацию потерь в связи с засухой лета 2016 г. Еще 328 млн руб. получит столица Бурятии - город Улан-Удэ - на работы по реконструкции очистных сооружений.

Вместе с тем, анализ республиканского бюджета в рамках принятого трехлетнего формата показал, что улучшение экономической ситуации в

Таблица 3

Структура доходов бюджета Республики Бурятия на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг.

республике малозаметно. Так, показатели прогноза на двухлетний «плановый период» остались на прежнем уровне. Наполняемость доходной части напрямую зависит от объемов поступлений НДФЛ (18-22%) и налогу на прибыль организаций (1112%) и обеспечен увеличением безвозмездных поступлений в виде дотаций из федерального бюджета (33-39 %). (табл. 3).

2017 г. 2018 г. 2019 г.

млн руб. % млн руб. % млн руб. %

Доходы - всего 47136,9 100,0 39315,0 100,0 39660,6 100,0

в т.ч.:

1. Собственные доходы 22622,0 48,0 22042,0 56,1 22030,0 55,5

из них:

НДФЛ 8495,0 18,0 8666,0 22,0 8673,0 21,9

налог на прибыль 5710,0 12,1 4867,0 12,4 4565,0 11,5

2. Безвозмездные поступления из федерального бюджета 24515,0 52,0 17273,0 43,9 17630,0 44,5

из них:

субсидии 3297,6 7,0 685,7 1,6 675,6 1,6

субвенции 2791,5 5,9 2571,8 6,2 2579,5 6,2

дотации 18347,6 38,9 13940,4 33,6 14301,8 34,1

Составлено по данным Министерства финансов Республики Бурятия.

В целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов из вышестоящего бюджета Правительство республики предполагает проведение дальнейшей работы с федеральным центром по увеличению доходных источников, внесение изменений в методику распределения дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, активизацию реализации государственных программ.

Общий объем расходов на 2017 г. составит 50 млрд руб. и на двухлетний плановый период по более 41 млрд руб. ежегодно.

Динамика планируемых объемов расходов республиканского бюджета указывает на замораживание в плановом периоде 2018-2019 гг. финансирования 10 разделов из 14 (табл. 4).

Структура расходов бюджета Республики Бурятия на 2017 г.

Таблица 4

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Социальная политика 14308 13465 13494

Образование 12141 11260 10464

Здравоохранение 4690 2808 2810

Культура и кинематография 939 648 658

Физическая культура и спорт 553 282 281

Экономика 6902 3562 3772

Национальная безопасность 642 533 533

Средства массовой информации 67 16 16

ЖКХ 1240 242 227

Межбюджетные трансферты общего характера 4951 3654 3654

Общегосударственные вопросы 2762 3506 4077

Национальная оборона 27 27 27

Охрана окружающей среды 476 549 549

Обслуживание государственного долга 544 966 1301

Всего расходов 50245 41519 41864

Составлено по данным Министерства финансов Республики Бурятия.

Из таблицы видно, что возврат к трехлетнему планированию бюджета показал, что план на 2017 г. составлен в «ручном управлении» как реакция на назначение врио главы республики, а в двухлетнем

плановом периоде реализация принципа «социальности» ожидается в урезанном виде. Так, наибольшее сокращение финансирования расходов ожида-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ется в таких отраслях как «средства массовой информации» (на 76 %) и «жилищно-коммунальное хозяйство» (на 80 %). Расходы на здравоохранение заложены в объеме 60 % от уровня 2017 г., на культуру и кинематографию - 69 %, на физическую культуру и спорт - 51 %, на экономику - 48 %. Наиболее проработанными и защищенными являются расходы на социальную политику (снижение расходов на 6 %) и на образование (снижение - на 7 %).

Следует отметить, что в республике реализуется 19 государственных программ, на финансирование которых в республиканском бюджете предусмотрено в 2017 г. 38,9 млрд руб., или 95,2 % общего объема расходов, в 2018 г. - 37,7 млрд руб., в 2019 г. - 38,0 млрд руб. Больше всего средств будет направлено на развитие социальной сферы. Здесь предусмотрено 7 госпрограмм с объемом финансирования на 2017 г. - 28,3 млрд руб., по 27,7 млрд. руб. ежегодно - на 2018-2019 гг.

На развитие экономики направлено 6 госпрограмм, на которые в 2017 г. предусмотрено 2 млрд руб. В сфере экономики, прежде всего, предусмотрены расходы на содействие занятости населения, развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий, а также на развитие лесного хозяйства Бурятия. Запланированы в бюджете и расходы на две госпрограммы с объемом финансирования на 2017 г. в 3 миллиарда рублей. Значительная доля средств будет направлена на ремонт и содержание автодорог и мостов, строительство и реконструкция автомобильных дорог и мостов, субсидии муниципальным образованиям на дорожную деятельность.

Таким образом, в рамках решения задачи обеспечения сбалансированности бюджета Республики Бурятия необходимо усилить работу с доходной частью бюджета, максимально четко и продуманно осуществлять бюджетную политику в области расходов бюджета и жестко придерживаться бюджет-

ных ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями о получении бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Литература

1. Закон Республики Бурятия от 7 марта 2017 г. N 2297-V «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и о приостановлении отдельных норм Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (принят Народным Хуралом Республики Бурятия 1 марта 2017 г.).

2. Закон Республики Бурятия от 21 декабря 2016 года №2212-V «О республиканском бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

3. Постановление Правительства РБ от 14 марта 2014 г. №107 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)».

4. Статистический ежегодник. 2016. Статистический сборник / Бурятстат. - Улан-Удэ, 2016. -494 с.

5. Доклад «О результатах и основных направлениях деятельности министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на 2017-2019 годы».

6. https://ria.ru/economY/20160419/1415071426 .html.

7. https://www.fedstat.ru/indicator/31052.

8. https ://www. minfinrb.ru/analytics/637.

9. https://ria.ru/society/20161012/1479062126.h

tml.

10. https://budget. govrb.ru.

11. http://www. garant.ru/hotlaw/buryat/1099123/ #ixzz4fWPRTddI.

12. https://news.rambler.ru/economics/36693373/ ?utm content=news&utm medium=read more&utm source=copylink.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.