Научная статья на тему 'БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОРОДАХ И СЁЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (1960-1980-Е ГГ.): НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ'

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОРОДАХ И СЁЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (1960-1980-Е ГГ.): НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демчик Е. В., Гряникова Г. А.

В статье дан конкретно-исторический анализ организации службы быта в 1960-1980-е гг. и состояния бытового обслуживания в городах и селах Алтайского края в условиях плановой системы хозяйствования региона. На основе неопубликованных данных Государственного архива Алтайского края, отчетных документов объединений и предприятий, официальной статистики, материалов статей региональной газеты рассмотрены объем и качество предоставляемых услуг промышленного и непромышленного характера. Отмечается направленность государственной политики на развитие бытового обслуживания и производства товаров широкого потребления. Согласно отчетной документации по результатам государственных и общественных проверок и личным воспоминаниям выявлены типичные недостатки в организации бытового обслуживания - низкое качество изделий, отсутствие ассортимента продукции, длительные сроки выполнения заказов, недостаточное количество мастерских, ателье, цехов, квалифицированных работников и транспорта. Сделан вывод о положительной динамике развития сферы бытовых услуг, расширении материально-технической базы и увеличении числа специализированных предприятий, что свидетельствовало о стремлении постепенно сблизить уровень обслуживания городского и сельского населения с целью улучшения быта жителей Алтайского края, экономические показатели которого превышали средние по числу предприятий и объему услуг РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOUSEHOLD SERVICES IN CITIES AND VILLAGES ALTAI KRAI (IN 1960-1980S): INEQUALITY OF OPPORTUNITIES

The article addressed to a concrete historical analysis of the organization and state of consumer services in the towns and villages of the Altai Krai under the conditions of the region planned economic system at the 1960s-1980s. Based on unpublished data of the State Archive of the Altai Krai, on reporting documents of associations and enterprises, on official statistics, on materials of the regional press, the volume and quality of industrial and non-industrial services provided were considered. The focus of state policy on the development of household services and production of consumer goods is noted. According to the reporting documentation on the results of state and public inspections and personal memoirs, typical shortcomings in the consumer services` organization were revealed - low quality of products, lack of products` assortment, long terms of orders fulfillment, insufficient number of workshops, ateliers, workshops, qualified workers, and transport. The conclusion was made about the positive dynamics of the development of the consumer services sphere, about the expansion of the material and technical base, about the number increase of specialized enterprises, which reflected the desire to gradually bring the level of service to the urban and rural population together in order to improve the residents everyday life of the Altai Krai, which economic indicators were higher than the average in terms of the number of enterprises and the volume of RSFSR services.

Текст научной работы на тему «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОРОДАХ И СЁЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (1960-1980-Е ГГ.): НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Демчик Е. В., Гряникова Г. А.

(Барнаул)

УДК 94 (571.150).084.9

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ГОРОДАХ И СЁЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (1960-1980-Е ГГ.): НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ1

В статье дан конкретно-исторический анализ организации службы быта в 19601980-е гг. и состояния бытового обслуживания в городах и селах Алтайского края в условиях плановой системы хозяйствования региона. На основе неопубликованных данных Государственного архива Алтайского края, отчетных документов объединений и предприятий, официальной статистики, материалов статей региональной газеты рассмотрены объем и качество предоставляемых услуг промышленного и непромышленного характера. Отмечается направленность государственной политики на развитие бытового обслуживания и производства товаров широкого потребления. Согласно отчетной документации по результатам государственных и общественных проверок и личным воспоминаниям выявлены типичные недостатки в организации бытового обслуживания - низкое качество изделий, отсутствие ассортимента продукции, длительные сроки выполнения заказов, недостаточное количество мастерских, ателье, цехов, квалифицированных работников и транспорта. Сделан вывод о положительной динамике развития сферы бытовых услуг, расширении материально-технической базы и увеличении числа специализированных предприятий, что свидетельствовало о стремлении постепенно сблизить уровень обслуживания городского и сельского населения с целью улучшения быта жителей Алтайского края, экономические показатели которого превышали средние по числу предприятий и объему услуг РСФСР.

Ключевые слова: бытовое обслуживание, качество жизни, городское и сельское население, история повседневности, Алтайский край.

The article addressed to a concrete historical analysis of the organization and state of consumer services in the towns and villages of the Altai Krai under the conditions of the region planned economic system at the 1960s-1980s. Based on unpublished data of the State Archive of the Altai Krai, on reporting documents of associations and enterprises, on official statistics, on materials of the regional press, the volume and quality of industrial and non-industrial services provided were considered. The focus of state policy on the development of household services and production of consumer goods is noted. According to the reporting documentation on the results of state and public inspections and personal memoirs, typical shortcomings in the consumer services" organization were revealed - low quality of products, lack of products ' assortment, long terms of orders fulfillment, insufficient number of workshops, ateliers, workshops, qualified workers, and transport. The conclusion was made about the positive dynamics of the development of the consumer services sphere, about the expansion of the material and technical base, about the number increase of specialized enterprises, which reflected the desire to gradually bring the level of service to the urban and rural population together in order to improve the residents everyday life of the Altai Krai, which economic indicators were higher than the average in terms of the number of enterprises and the volume of RSFSR services.

Keywords: consumer services, quality of life, urban and rural population, the history of everyday life, Altai Krai.

DOI: 10.24888/2410-4205-2021-28-3-15-22

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ в рамках гранта № 19-49-220005 «Торговля и товарное снабжение населения Алтайского края в 1960-е - 1990-е гг.: от плановой к рыночной экономике».

На повседневную жизнь и уровень удовлетворения материальных потребностей населения непосредственное влияние оказывает торговое обслуживание, включающее деятельность предприятий розничной торговли, общественного питания и службы быта. Особый интерес для сравнительного анализа повседневности города и села конкретного региона в 1960-1980-е гг., т. е. в условиях плановой системы хозяйствования и т. н. «экономики дефицита», представляет научное изучение организационно-экономических показателей службы быта на основе архивных материалов и данных периодической печати Алтайского края. Региональный подход предполагает выявление общих закономерностей и местной специфики ввиду обширной территории края при относительно невысокой плотности населения и удаленности населенных пунктов друг от друга, учитывая совокупность социальных, экономических и культурных факторов, оказавших влияние на организацию и динамику предоставления услуг промышленного и непромышленного характера.

В отечественной историографии советского периода комплексно рассмотрены общесоюзные показатели развития экономики, включая вопросы бытового обслуживания населения [1; 12; 26]. Зарубежные авторы характеризовали эволюцию советской экономики, определяя приоритетными личное и общественное потребление [31]. В ряде исследований отмечено неравенство в доступности отдельных категорий товаров в условиях провозглашаемого коммунизма [30; 32].

Региональные особенности формирования и функционирования службы быта частично представлены в краеведческой литературе в контексте экономического развития отраслей легкой и пищевой промышленности на территории Алтайского края [13; 22]. В рамках истории повседневности современные авторы обобщили воспоминания жителей на темы быта и культуры г. Барнаула в 1960-е гг. [28]. Однако по имеющимся исследованиям невозможно определить степень влияния бытового обслуживания на повседневные потребительские практики городского и сельского населения Алтайского края, а также место службы быта в экономике региона в 1960 - 1980-е гг.

В связи с отсутствием комплексного освещения процесса в историографии необходимо обращение к неопубликованным источникам. Ценную информацию по вопросу исследования содержат документы, хранящиеся в Государственном архиве Алтайского края: сводные, годовые, квартальные статистические отчеты, планы по производству, труду и по выполнению пятилетних планов и делопроизводственные документы организаций, подведомственных Управлению бытового обслуживания населения исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся. Отдельные аспекты деятельности предприятий службы быта отражены в материалах региональной газеты «Алтайская правда», которые свидетельствуют об отношении потребителя к существующей системе бытового обслуживания, положительных и отрицательных сторонах в процессе реализации промышленных и непромышленных видов услуг. Периодическая печать также содержит отчеты по результатам общественных проверок с рекомендациями и предложениями по улучшению работы предприятий.

Согласно государственной политике по становлению предприятий бытового обслуживания обязательным элементом в инфраструктуре населенных пунктов РСФСР в 1960 г. было создано Управление бытового обслуживания населения Алтайского крайисполкома. К 1964 г. после ряда преобразований Управление включало 74 предприятия, строительно-монтажное управление, конструкторско-технологическое бюро и учебно-курсовую базу [20, л. 3].

В 1965 г. в Алтайском крае бытовое обслуживание населения осуществляли 68 объединений бытового обслуживания, 46 из которых располагались в сельской местности. Основными формами организации выступали комбинаты бытового обслуживания, производственные комбинаты, фабрики, специализированные бытовые комбинаты. В их число вхо-

дило 979 предприятия по оказанию услуг по промышленным видам и 384 предприятия - по непромышленным. Из общего числа к сельской местности относились 547 и 161 соответственно [5, л. 1-90]. Так, несмотря на количественное преобладание объединений в сельской местности (67,6 % из общего числа), количество отдельных предприятий в городах несколько превышало сельские (52 %). Это можно объяснить численным превосходством районов над отдельными городами в крае. В среднем на одно городское объединение приходилось 62 предприятия, на сельское - 15. Следовательно, городское население обладало преимуществом в количестве оказываемых услуг.

Как правило, объединение совмещало реализацию услуг промышленного и непромышленного видов. Большая часть комбинатов бытового обслуживания предоставляла услуги по ремонту и индивидуальному пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи (82,4 %), парикмахерских (76,5 %) и фотографии (72,1 %). В то время, как наименьшее число объединений предоставляли услуги по гарантийному ремонту сложных бытовых машин и приборов (1,5 %), химчистке и крашению (4,4 %), бюро услуг (5,9 %) и прокатных пунктов (10,3 %) [5, л. 1-90].

Несмотря на обозначенное количество организаций и широкий круг предоставляемых услуг, наблюдалось низкое качество работы отдельных предприятий, что нашло отражение в газетных статьях. В первой половине 1960-х гг. жители г. Барнаула отмечали недостатки в деятельности отдельных предприятий - городских бань, прачечных, парикмахерских, пунктов проката бытовой техники, фабрик «Обувь» и «Индпошив». Кроме того, требовалось открытие на окраинах городов и в населенных пунктах отдаленной сельской местности дополнительных прачечных, парикмахерских и обувных мастерских. Например, чтобы «починить ботинки жителям Поток надо ехать в центр города» [14, с. 2; 19, с. 2].

К середине 1960-х гг. в розничной торговой сети появилось разнообразие в ассортименте текстильной продукции. Однако стремление предприятий к выполнению финансового плана без учета требований потребителя и рост покупательной способности приводили к непланомерному обеспечению спроса на качественную продукцию современных фасонов [4, л. 29-39]. Например, по свидетельствам краевой газеты «Алтайская правда», швейные фабрики г. Барнаул и Бийск осуществляли большие поставки товаров в розничные магазины, но «покупателю по сути дела выбирать было не из чего» [2, с. 2].

Индивидуальный пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов, изделий текстильной галантереи, кожаной, текстильной и комбинированной обуви осуществляли государственные ателье, производившие более качественные и соответствующие моде товары. Например, типичными наименованиями барнаульских ателье были «Березка», «Вьюга», «Горка», «Людмила», «Руслан», «Рябинушка», «Светлана», каждое из которых имело определенную специализацию. В то же время, по воспоминаниям населения, работе ателье были присущи долгие сроки изготовления заказов, высокая стоимость изделий, брак готовой продукции, невыполнение сроков ремонта из-за отсутствия транспорта для выездов в отдаленные районы и трудоемкости производства [3, л. 1-3; 28, с. 213-214]. Например, низкое качество одежды производства мастерской барнаульской фабрики «Индпошив» № 10 объяснялось свободным покроем и модными тенденциями, в то время как «неизвестно, напоминали ли во время учебы закройщице мастерской Денисюк мудрое правило: семь раз отмерь - один раз отрежь» [9, с. 2]. Обозначенные вопросы качества частично решались с помощью портних-надомниц и домашнего рукоделия [28, с. 215].

Повышение темпов развития производства и покупательной способности населения способствовало увеличению спроса на приобретение бытовой техники, радио и телевизоров. В то время как, по воспоминаниям барнаульца С. Ужакина, ремонт сложной бытовой техники осуществлялся длительно и «кустарным способом, который относился к числу удивительных ритуалов» [28, с. 132]. В начале 1960-х гг. в Алтайском крае, за исключением единичных мастерских, располагалось одно стационарное телеателье в структуре Алтайского головного спецкомбината «Рембыттехника» г. Барнаула, квалифицированная деятель-

ность которого была явно недостаточной для полного обеспечения потребности в данной услуге [5, л. 7]. По воспоминаниям барнаульца В. Шишкина, приобретенный им телевизор находился в ремонте более месяца в связи с отсутствием необходимого трансформатора в телеателье. В то время, как гарантийный срок завершался, и «что скажут тогда мастера догадаться нетрудно...» [18, с. 3].

С целью повышению контроля над деятельностью предприятий в конце 1965 г. стационарные мастерские г. Алейска, с. Сорокино, Тальменка, Топчиха, Троицкое были переданы в ведение Барнаульского телеателье. Но смена руководства не привела к улучшению помещений, оборудования и транспорта в мастерских, а также сохранялся низкий уровень квалификации работников, частые случаи нахождения на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, что составляло основной круг кадровых проблем и не способствовало решению сложившейся ситуации [27, с. 3]. В середине 1960-х гг. услуги по ремонту сложной бытовой техники и металлоизделий оказывали 57,4 % от общего количества предприятий бытового обслуживания. Жители Акутихинского, Благовещенского, Бурлинского, Волчихинского, Ельцовского, Кытмановского, Локтевского, Павловского, Романовского, Тюменцевского, Усть-Пристанского районов этим видом услуг обеспечены не были [5, л. 190].

В связи с рассредоточенностью населённых пунктов по обширной территории края, их удаленностью друг от друга и наличием пунктов бытового обслуживания только в городах и крупных сельских центрах отдельным вопросом являлась нехватка транспорта для выездного обслуживания: по словам начальника управления связи Матюхевича, «у барнаульского, рубцовского и бийского ателье есть одна машина и хватит, бийское и рубцовское совсем не имеют машин» [27, с. 3]. В текстах газет также встречаются случаи неудовлетворительного обслуживания в мастерских по ремонту металлоизделий. Показателен пример из обращения читателя в газету «Алтайская правда», в котором отмечается грубое отношение приёмщика пункта № 13 вместо извинений за длительный ремонт наручных часов «Заря» жительницы г. Барнаула Н. С. Семенченко [17, с. 3].

Новой практикой повседневного обихода преимущественно городского населения стало приобретение бытовой техники во временное пользование через специализированные прокатные пункты, которые располагались только в г. Барнауле, Бийске, Камне, Новоалтай-ске, Рубцовске, Славгороде и с. Тальменка. В остальных районах края и г. Змеиногорске они отсутствовали [5, л. 1-90]. Кроме того, общественные контролеры «Алтайской правды» выявляли недостатки в работе прокатных пунктов, а именно неудовлетворенность спроса населения при документальном наличии товаров. Результатом общественной проверки 6 прокатных пунктов г. Барнаула в июне 1965 г. было открытие дополнительных 3 прокатных пунктов и приобретение сложной бытовой техники - пианино, стиральных машин, телевизоров, холодильников [23, с. 2].

В 1970 г. согласно государственным мерам улучшения качества бытовых услуг и культуры обслуживания в Алтайском крае бытовое обслуживание населения осуществляли 77 объединений, 52 из которых располагались в сельской местности. Комбинаты бытового обслуживания были открыты в Залесовском, Калманском, Курьинском, Косихинском, Но-вичихинском, Петропавловском, Табунском, Третьяковском районах края [25, с. 3]. Основная часть предприятий службы быта показывала высокие результаты по выполнению плана по объему предоставляемых населению услуг. Факторами, обеспечивающими эффективность производства, выступали организация труда на основе механизации и автоматизации. На предприятиях также вводился новый показатель - уровень качества, определяющий соответствие образцам. Кроме того, проводились мероприятия по совершенствованию технологии производства, включая ежемесячные дни качества [29, с. 2].

Отдельные объединения не осуществили выполнение плана, возможной причиной чего выступала изначально высокий заданный показатель. Например, объем услуг Третьяковского КБО в 1969 г. составил 59,2 тыс. руб., в 1970 г. - 74,8 тыс. руб., т. е. рост составил

20,9 %. Однако поставленный план в 116,4 тыс. руб. был выполнен только на 64,3 % [6, л. 58]. Кроме того, препятствием выступало несвоевременная реконструкция предприятий. Например, обновление отделочного производства Барнаульского меланжевого комбината было запланировано на 1967 г., но Алтайское управление строительства Минстроя СССР в плане на 1971 г. «не нашло возможности принять к исполнению реконструкцию фабрики даже в минимальных объемах». В результате качество тканей заметно снижалось ввиду отсутствия отделки, как следствие, уменьшались объемы товарной реализации [24, с. 2].

Основу промышленной деятельности комбинатов в 1970 г. составляли услуги по индивидуальному пошиву одежды (33,8 %), ремонтно-строительным работам (12,5 %), индивидуальному пошиву обуви (8,2 %), парикмахерские занимали 74,4% в объеме непромышленных услуг. В то время как наименьшее число объединений предоставляли промышленные услуги по ремонту трикотажных изделий (0,06 %) и мебели (0,3 %) и непромышленные услуги бань (0,07 %) [6, л. 9-12].

Несмотря на численный рост предприятий и показателей по выполнению плана, количество писем населения в газету относительно низкого качества обслуживания в ремонтных мастерских и ателье сохранялось. К решению проблем относились такие меры руководства предприятий, как обсуждение на цеховых собраниях, выговоры, отстранение от работы в связи с нарушением дисциплины, грубым отношением к покупателю, недостаточным контролем, «волокитой и небрежным выполнением заказов» [11, с. 3; 17, с. 3].

Для увеличения числа населения, обеспеченного бытовыми услугами, к 1975 г. в структуру большинства районных объединений бытового обслуживания добавились участки «Рембытстрой», городских - телеателье, химчистка, ремонт бытовой техники. В Алтайском крае бытовое обслуживание населения осуществляли 118 объединений, т. е. общее количество в течение 1965-1975 гг. возросло в 2,6 раза [7, л. 5-10]. Количественный рост превышал показатель РСФСР на 2,8 %. Объем выполненных работ составил 66,9 млн. руб., тем самым превысив показатель 1965 г. в 3 раза, и показатель РСФСР 1975 г. - в 1,5 раза [15; 16].

Десятый пятилетний план развития по бытовому обслуживанию (1976-1980) предприятиями Алтайского края был выполнен досрочно. В среднем, услуги на одного жителя по сравнению с 1975 г. возросли в 1,8 раза в городах и в 1,6 раза в сельской местности. Отмечается сближение уровня обслуживания городского и сельского населения за счет создания и деятельности 618 комплексных приемных пунктов в районах края [10, с. 2].

К 1989 г. с целью следования мерам по укреплению и расширению хозяйственной самостоятельности краевые объединения «Алтайкрайпарикмахерских» и «Алтайкрайпро-катразнобыт» реорганизованы соответственно в Барнаульское городское объединение парикмахерского хозяйства, «Барнаулгорпарикмахерские» и Барнаульское городское объединение проката и разнобытовых услуг «Барнаулпрокатразнобыт». Ликвидированы краевое производственное объединение «Алтайкрайсправка», технадзор, машинно-счетная станция, Барнаульский спецпром. Краевое производственное объединение «Алтайкрайфото» реорганизовано в фабрику фотохудожественных работ на правах головного предприятия территориального производственного объединения крайисполкома «Алтайкрайбыт». Краевые производственные объединения «Алтайкрайшвейбыт», «Алтайкрайтрикотажбыт», «Алтайк-райбыттехника», «Алтайкрайобувьбыт», «Алтайкрайхимчистка», трест «Алтайкрайрембыт» преобразованы в специализированные объединения и организации соответственно ремонта и пошива одежды «Швейбыт», ремонта и изготовления трикотажных изделий «Трикотаж-быт», ремонта бытовых машин и приборов «Быттехника», пошива и ремонта обуви «Обувь-быт», химчистка и крашения одежды «Химчистка» и ремонтно-строительный трест «Ремст-ройбыт» [21, л. 1-2].

Укрупнение структуры сформировало сеть службы быта, включающую в 1990 г. 50 специализированных предприятий, состоящих на самостоятельном балансе и входящих в состав ТПО «Алтайкрайсбыт». В их число входило 1680 ателье, цехов, мастерских и 1607

приемных пунктов, из которых в сельской местности располагались 814 и 961 соответственно [8, л. 1]. Следовательно, несмотря на общее укрупнение объединений происходил количественный рост включенных в их состав предприятий. С 1965 г. по 1989 г. общее число ателье, цехов, мастерских, приемных пунктов и прочих организаций по оказанию бытовых услуг населению увеличилось в 2,4 раза, в т. ч. в городах - в 2,3 раза, в сельской местности - в 2,5 раза.

Таким образом, динамика развития бытового обслуживания в условиях плановой системы хозяйствования на протяжении 1960-1980-х гг. свидетельствует об улучшении бытовых условий посредством количественного расширения предприятий не только в городах, но и сельских районах края, и качественного повышения обслуживания. Переход органов управления на хозрасчет и новую систему планирования в середине 1960-х гг. создал условия для совершенствования в организации службы быта. Ателье, стационарные и выездные мастерские, приемные пункты были объединены в комбинаты бытового обслуживания, связанные со специализированными производственными предприятиями, деятельность которых оказывала влияние на формирование повседневных потребительских практик. Результаты работы объединений и входящих в их состав предприятий оценивались по увеличению реализованных услуг, росту прибыли и рентабельности экономической деятельности. Такой подход требовал от административно-управленческого аппарата лучшего изучения потребностей населения в соответствующих видах услуг. Однако отраслевой принцип управления, громоздкий управленческий аппарат, зачастую номенклатурное решение задач при отсутствии ориентации на потребности потребителя препятствовали выработке эффективной модели бытового обслуживания, в полной мере отвечающей требованию времени и запросам общества. Сохранялось неполное удовлетворение потребностей населения по качеству предлагаемых услуг, а также недостаточное количество предприятий бытового обслуживания в отдаленных частях городов, некоторых районах края и населенных пунктах сельской местности.

Список источников и литературы

1. Агабабьян, Э. М. (1968). Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика.

160 с.

2. Больше товаров народного потребления (1962). // Алтайская правда. 14 января. № 12. С. 2.

3. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-718. Оп. 16. Д. 1565.

4. ГААК. Ф. Р-926. Оп. 3. Д. 78.

5. ГААК. Ф. Р-1141. Оп. 4. Д.104.

6. ГААК. Ф. Р-1141. Оп. 4. Д. 529.

7. ГААК. Ф. Р-1141. Оп. 4. Д. 840.

8. ГААК. Ф. Р-1141. Оп. 4. Д. 1337.

9. Два сапога...не пара (1962). // Алтайская правда. 24 января. № 20. С. 2.

10. Для общего блага (1980). // Алтайская правда. 11 декабря. № 284. С. 2.

11. За волокиту уволена (1970). //Алтайская правда. 8 января. № 6. С. 3.

12. Зубчанинов, В. В. (1967). Услуги как форма материального производства // Соревнование двух систем. Новые явления в экономике капитализма. М.: Наука. С. 85-101.

13. История Алтая: в 3-х т. Т. 3: Алтай в новейшую эпоху (ХХ - начало XXI века) (2019). / Научный редактор Е. В. Демчик. Барнаул: Изд-во Алт.ун-та; Белгород: Константа. 484 с.

14. На повестке дня - быт трудящихся (1962). // Алтайская правда. 21 января. № 18. С. 2.

15. Народное хозяйство РСФСР в 1965 г.: Стат. ежегодник (1966) / ЦСУ при Совете Министров РСФСР. М.: Статистика. 616 с. URL: http://istmat.info/node/20469 (дата обращения: 10.12.2021).

16. Народное хозяйство РСФСР в 1975 г.: Стат. ежегодник (1976) / ЦСУ при Совете Министров РСФСР. М.: Статистика. 519 с. URL: http://istmat.info/node/15622 (дата обращения: 10.12.2021).

17. Отношение к заказчикам изменилось (1970). // Алтайская правда. 17 января. № 13. С. 3.

18. Пока не окончилась гарантия (1966). //Алтайская правда. 4 января. № 2. С. 3.

19. Почистили (1966). // Алтайская правда. 11 января. № 8. С. 2.

20. Предисловие // ГААК. Ф. Р-1141. Оп. 4. Т. 1.

21. Предисловие // ГААК. Ф. Р-1141. Оп. 4. Т. 3.

22. Преображенный Алтай (1967). / Под ред. А. И. Лизиной, Т. М. Макеева. Барнаул: Алт. кн. изд. 235 с.

23. Придите завтра (1966). // Алтайская правда. 24 января. № 24. С. 2.

24. Путь к цели (1970). // Алтайская правда. 20 сентября. № 221. С. 2.

25. Пятилетка. Год четвертый (1970). // Алтайская правда. 28 января. № 22. С. 3.

26. Семенов, В. В. (1966). Сфера обслуживания и ее работники. М.: Политиздат.

168 с.

27. Телевизор требует ремонта...(письма с комментариями) (1966). // Алтайская правда. 14 января. № 11. С. 3.

28. Ужакин, С. Ф., Ужакин, А. С. (2013). Город на песках. Барнаул неформальный. Барнаул: [б.и]. 272 с.

29. Уровень качества (1970). // Алтайская правда. 27 сентября. № 227. С. 2.

30. Matthews, M. (1979). Privilege in the Soviet Union (Routledge Revivals): A study of Elite Life-Styles under Communism. London: Allen & Unwin. 196 p.

31. Mazat, N., Serrano, F. (2018). An Analysis of Soviet Economic Growth From the 1950's to the Collapse of USSR. // Roma Tre University. № 25.

32. Millar, J. (1985). The Little Deal: Brezhnev's Contribution to Acquisitive Socialism // Slavic Review. 1985. № 44 (4). Pp. 694-706.

References

1. Agabab'jan, Je. M. (1968). Jekonomicheskij analiz sfery uslug [The economic analysis of service sector]. Moscow, Jekonomika Publ. (in Russian).

2. Bol'she tovarov narodnogo potreblenija (1962) [More consumer goods] in Altajskaja pravda, 14 janvarja, 12, 2. (in Russian).

3. Dva sapoga.nepara (1962) [Two boots are not a pair] in Altajskaja pravda, 24 janvarja, 20, 2. (in Russian).

4. Dlja obshhego Blaga (1980) [For the common good] In Altajskaja pravda, 11 dekabrja, 284, 2. (in Russian).

5. Za volokitu uvolena (1970) [She is fired for a slowness] in Altajskaja pravda, 8 janvarja, 6, 3. (in Russian).

6. Zubchaninov, V. V. (1967). Uslugi kak forma material'nogo proizvodstva [Services as a form of material production] in Sorevnovanie dvuh sistem. Novye javlenija v jekonomike kapita-lizma. Moscow, Nauka Publ., 85-101. (in Russian).

7. Istorija Altaja: v 3-h t. T. 3: Altaj v novejshuju jepohu (XX- nachalo XXI veka) (2019) [Altay history: in 3 vol. Vol. 3: Altay in modern times (20th - the beginning of the 21st century)], redaktor E. V. Demchik, Barnaul, Izd-vo Alt.un-ta, Belgorod, Konstanta. (in Russian).

8. Na povestke dnja - byt trudjashhihsja (1962) [The everyday life of workers on the agenda] in Altajskaja pravda, 21 janvarja, 18, 2. (in Russian).

9. Narodnoe hozjajstvo RSFSR v 1965 g.: Stat. ezhegodnik [The RSFSR national economy: The Statistical Yearbook 1965] / CSU pri Sovete Ministrov RSFSR. (1966). Moscow, Statistika. URL: http://istmat.info/node/20469 (date accessed: 10.12.2021). (in Russian).

10. Narodnoe hozjajstvo RSFSR v 1975 g.: Stat. ezhegodnik [The RSFSR national economy: The Statistical Yearbook 1975] / CSU pri Sovete Ministrov RSFSR. (1976). Moscow, Statistika. URL: http://istmat.info/node/15622 (date accessed: 10.12.2021). (in Russian).

11. Otnoshenie k zakazchikam izmenilos' (1970) [The attitude for customers has changed] in Altajskaja pravda, 17 janvarja, 13, 3. (in Russian).

12. Pochistili (1966) [Cleaned] in Altajskaja pravda, 11 janvarja, 8, 2. (in Russian).

13. Poka ne okonchilas'garantija (1966) [Until the warranty period is overed] in Altajskaja pravda, 4 janvarja, 2, 3. (in Russian).

14. Preobrazhennyj Altaj (1967) [Metamorphosed Altay], redactor A. I. Lizinoj, T. M. Makeev. Barnaul, Alt. kn. izd. (in Russian).

15. Pridite zavtra (1966) [Come tomorrow] in Altajskaja pravda, 24 janvarja, 24, 2. (in Russian).

16. Put' k celi (1970) [The way to the aim] in Altajskaja pravda, 20 sentjabrja, 221, 2. (in Russian).

17. Pjatiletka. God chetvertyj (1970) [Five-year plan. The 4th year] in Altajskaja pravda, 28 janvarja, 22, 3. (in Russian).

18. Semenov, V. V. (1966). Sfera obsluzhivanija i ee rabotniki [The services sphere and its workers]. Moscow, Politizdat. (in Russian).

19. Televizor trebuet remonta... (pis'ma s kommentarijami) (1966) [TV set needs repairing... (letters with comments)] in Altajskaja pravda, 14 janvarja, 11, 3. (in Russian).

20. Uzhakin, S. F., Uzhakin, A. S. (2013). Gorod na peskah. Barnaul neformal'nyj [Town on sands. Informal Barnaul]. Barnaul. (in Russian).

21. Uroven' kachestva (1970) [Quality level] in Altajskaja pravda, 27 sentjabrja, 227, 2. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.