шШЫМ ЯОЗЯРЯЩЕИЯ
_ _ _ гуТ ___
я строя т одма
АЯЯЯЭЯЯ...»
(Из истории мордовских эвакогоспиталей 1941-1945 гг.)
В 1939 г. военкоматы Мордовии совместно с партийными органами приступили к разработке мобилизационных планов, по которым должно было жить и работать гражданское население на случай войны. В этих планах рассматривалось материальное и медицинское обеспечение военнослужащих. Так, на случай войны в г. Саранске эвакогоспиталям отводилось помещение фельдшерско-акушерской школы № 2 и средней школы № 12.
Уже в январе 1940 г. в ходе советско-финской войны в Саранск на излечение прибыла первая партия раненых бойцов и командиров Красной Армии. Таким образом, началом работы эвакогоспиталей в республике следует считать эту дату.
В годы Великой Отечественной войны в Мордовии была развернута широкая сеть госпиталей. Этому предшествовала огромная работа как руководства республики, так и медицинских служб.
12 июля 1941 г. вышло постановление СНК Мордовской АССР, в котором говорилось: «Отвести, приспособить и оборудовать здания под эвакогоспитали, все имеющиеся в
наличии материалы и оборудование
направить на приспособление и обо-
^ 1
рудование эвакогоспиталей...»1.
В городах и районных центрах республики начали открываться эвакогоспитали. Саранск, Рузаевка, Ар-датов, Ковылкино, Кемля, Кочкурово принимали раненых бойцов Красной Армии. Только в Саранске в 19411945 гг. работало шесть госпиталей. Им были переданы лучшие здания города, к примеру, здание Мордовского педагогического института им. А. И. Полетаева.
Следует отметить, что начальный период дислокации эвакогоспиталей носил характер частой смены места пребывания. Так, размещенные эвакогоспитали переводились из республики в другие области страны, а на их место прибывали другие.
В республике было подготовлено более восьми тысяч койко-мест, в том числе свыше пяти тысяч в Саранске.
Показательна история эвакогоспиталя № 3052, размещенного в Саранске. Он располагался в четырехэтажном каменном здании средней школы № 1. С 19 июля до сентября 1941 г. в нем лечились бойцы и командиры Красной Армии. С сентября
19»'
НАШ КАЛЕНДАРЬ
Ж Шк
ААЕУАЧ НАБ1Р0СиУРК МУиБ52АЫАК ч л у^АЕЙЛваии Ашагд^А!
"хяк
Л4*-',!"'
ввнп
ПОКОЯТСЯ * Л
ВОЕННПППЕННЫЕ
"ЖЕрТвы втйРт ниразой
1
Мемориальная плита на могиле военнопленных лагеря «Колония № 8» Зубово-Полянского района Республики Мордовия. 2006 г. Из личного архива автора.
госпиталь перевели на обслуживание военнопленных и интернированных. С января 1942 г. эвакогоспиталь вновь стал принимать бойцов Красной Армии. Военнопленных вначале разместили в городской поликлинике, а затем направили в Зубово-Полянские лагеря НКВД. В декабре 1945 г. госпиталь вновь подвергнулся реорганизации. Теперь в нем стали лечиться инвалиды Великой Отечественной войны. В этом «статусе» он функционировал до 1952 г. С 1946 по 1952 г. в нем прошло лечение 7 540 инвалидов войны.
Вся работа по размещению эвакогоспиталей находилась под постоянным контролем руководства республики и города. Контрольные функции были возложены на специальные комиссии.
Организация эвакогоспиталей в отдельных районах республики шла с запозданием. В принятом 27 сентября 1941 г. постановлении Совнаркома Мордовской АССР и бюро обкома ВКП(б) отмечалось, что «председатели исполкомов райсоветов, Рузаевс-кого горсовета, секретари Ромоданов-ского, Торбеевского, Ичалковского, Инсарского райкомов ВКП(б) фор-
мально относятся к организации госпиталей, стоят в стороне от этого важнейшего дела и не проявляют необходимой заботы о своевременном открытии госпиталей...»2.
С июля по сентябрь 1941 г. неудовлетворительно обстояло дело с обеспечением госпиталей предметами ухода за больными, медицинскими инструментами, медоборудова-нием, перевязочными материалами и кухонной посудой. Продуктами питания действующие госпитали были обеспечены максимум на неделю. В целях исправления ситуации руководство республики обратилось в Наркомат обороны СССР с просьбой прикрепить эвакогоспитали Мордовской АССР для улучшения снабжения к рузаевскому продовольственному складу № 2193. Был адресован запрос и в Наркомздрав РСФСР о направлении в Мордовию для работы в эвакогоспиталях дополнительно 30 врачей-хирургов. Это была одна сторона дела. С другой стороны, была повышена требовательность к кадрам. В постановлении подчеркивалось, что за неудовлетворительную работу по размещению госпиталей в республике руководители всех рангов будут
«БЫЛА ВОЗВРАЩЕНА В СТРОИ НЕ ОДНА ДИВИЗИЯ
■ » „
нести персональную ответственность по закону военного времени.
В результате принятых мер положение стало улучшаться. Так, по нарядам Главтекстильсбыта СССР госпитали республики получили тысячи метров бязи, полотенечного полотна, одеял, три тысячи пар госпитальных туфель. Из республиканского резерва было выделено большое количество нижнего белья, носков, простыней, наволочек, одеял4. Не все проблемы удалось решить. Но в целом мордовские эвакогоспитали были подготовлены к приему раненых бойцов, которые начали поступать в конце июля — начале августа 1941 г.
Все раненые прибывали на железнодорожный вокзал, откуда шло распределение по госпиталям. В связи с загруженностью вокзала бывало, что раненые находились там по 8-10 часов, ожидая своей очереди. Чтобы облегчить страдания раненых и упорядочить их распределение, в старом здании Саранского вокзала разместили распределительно-сортировочный пункт. Из него раненых бойцов, в основном с повреждениями опорно-двигательного аппарата, вывозили в город на машинах.
Для обслуживания распределительно-сортировочного пункта было выделено несколько единиц дефицитного автотранспорта, в том числе автобус «ЗИС-16» на 8 лежачих мест, две автомашины «ГАЗ-АА» на 8 лежачих мест, две автомашины «ГАЗ-АА» на 32 сидячих места и две автомашины скорой помощи на 15 лежачих мест5. Из Ковылкино в Саранск перебросили автобус «ЗИС-16», который переоборудовали для перевозки раненых. Но выделенного транспорта не хватало, и нередко для перевозки использовались подводы.
В 1941-1942 гг. раненые бойцы поступали в эвакогоспитали республики непосредственно из фронтовых госпиталей через две-три недели после ранения. В 1943 г. большинство из них стало прибывать после двухмесячного срока лечения. Таким образом, мордовские госпитали были профилированы на долечивание раненых, которые шли на поправку.
С 20 августа по 20 сентября 1942 г. в Саранский эвакогоспиталь № 4662 поступило 705 человек. За тот же период был выписан 181 человек, из них в действующую армию — 58, уволено — 15, уволено в кратковременный отпуск — 2, направлено в батальон выздоравливающих — 48 человек6.
С 1 июля 1942 г. коечный фонд республиканских эвакогоспиталей составил 3 800 койко-мест. В марте 1943 г. в республику прибыло четыре санитарных поезда. За первое полугодие 1943 г. мордовские госпитали приняли 18 военно-санитарных поездов.
Перегрузка в госпиталях в тот период составила 50 % коечного фонда. Раненых приходилось размещать в коридорах и красных уголках. Резко возросла потребность во врачах и медицинских сестрах. Так, исходя из количества поступивших раненых бойцов по штату требовалось 110 врачей, имелось 76, медицинских сестер соответственно 326 и 282 человека7.
Штат медицинских сестер был пополнен за счет выпускников Саранской фельдшерской школы. С врачами же вопрос стоял очень остро. Большую помощь по уходу за ранеными оказывали сандружинницы.
В целом лечебная работа в госпиталях проходила удовлетворительно. Направлена она была, прежде всего, на увеличение процента возвращения раненых бойцов и командиров в ряды Красной Армии. С этой целью практиковались полное клиническое обследование всех поступающих больных в первые два-три дня, составление индивидуального плана лечения каждого больного. Большую работу проводили кабинеты лечебной физкультуры, физиотерапии и рен-генкабинеты.
В результате комплексного лечения в 1942 г. из госпиталей удалось выписать на фронт 89,5 % бойцов8. Вернувшиеся в строй бойцы благодарили своих врачей. Вот что писал боец Б. И. Мудров с фронта врачу саранского эвакогоспиталя В. И. Кабаковой: «Большая благодарность Вам за хорошее и умелое лечение и за материнскую заботу. Желаю успе-
192 '
НАШ КАЛЕНДАРЬ
с/ 9
хов в дальнейших трудовых днях...»9. Большим авторитетом и уважением пользовался врач В. В. Финиши, возвративший в строй немало раненых бойцов и командиров, которые писали ему с фронта письма, полные искренней благодарности и уважения10.
В эвакогоспиталях работали и местные врачи, и прибывшие из Ленинграда и Москвы, в числе которых были А. Е. Белоключевская, Ф. Н. Файнберг, М. А. Кузнецова, К. И. Кускова. Благодаря их помощи лечебная работа была поставлена на уровень ведущих клиник страны.
В целях обобщения опыта врачей в каждом саранском госпитале ежемесячно проходили научные конференции, регулярные занятия с медицинскими сестрами. Только в 1943 г. врачами госпиталей было сдано в печать свыше 30 научных работ11. Проводились показательные разборы истории болезни сложных больных под руководством главных хирургов и терапевтов. Саранские врачи поддерживали тесную связь с коллегами из Казанского медицинского института. Только в 1942 г. 45 саранских врачей прошли курсы усовершенствования в Казани12. Казанские коллеги оказывали помощь в протезировании раненых бойцов, находившихся на лечении в мордовских госпиталях.
Большое внимание уделялось созданию необходимой инфраструктуры для работы эвакогоспиталей. Насущными были вопросы топлива, прачечного, банного хозяйств. Например, для перевозки дров из Инсар-ского района в осенне-зимний период госпиталям требовалось 200 железнодорожных платформ13. К стирке белья были привлечены сотни горожан, поскольку саранская прачечная не справлялась с возросшей нагрузкой. Так, в ноябре 1941 г. местком Мор-довпотребсоюза организовал четыре бригады прачек в составе 21 челове-ка14. Швейная фабрика организовала стирку и починку белья15.
В республике разворачивалась работа по оказанию шефской помощи эвакогоспиталям. Для координации этой работы 9 октября 1941 г. был создан Комитет помощи раненым
бойцам. В него вошли секретарь обкома ВКП(б), заместитель председателя Совнаркома Мордовской АССР, секретарь обкома ВЛКСМ, секретарь Саранского горкома ВКП(б), заместитель наркомздрава Мордовской АССР и другие, всего 9 человек16.
Со всей республики в комитет поступали посылки для раненых бойцов и командиров Красной Армии. Содержимое посылок в основном составляли кисеты, носовые платки, туалетное мыло, курительный табак, яйца, яблоки, мед, конфеты17.
Часто в посылки вкладывались письма. Вот что писали комсомольцы Саранского завода № 583 раненым бойцам 5 ноября 1941 г.: «Дорогие товарищи! Посылаем вам подарки ко дню празднования Великой Октябрьской революции и от всей души поздравляем вас с великим праздником. Желаем вам быстрее поправляться и с новой силой и энергией пойти на фронт для окончательного разгрома немецкого фашизма. Мы, комсомольцы, в тылу будем работать не жалея сил, чтобы помочь вам окончательно раздавить и стереть с лица земли фашистскую гадину»18.
В первом полугодии 1943 г. колхозы и совхозы Мордовии передали в подшефные эвакогоспитали три тонны мяса, одну тонну муки и крупы, 500 штук яиц, 70 кг масла животного, 350 кг меда, полторы тонны молока, 700 кг махорки19. В колхозах Кочку-ровского, Ромодановского и Лямбир-ского районов посеяли сверх установленного плана 25 га зерновых и овощных культур в подарочный фонд госпиталям20. Шефы Саранского консервного комбината собрали подарки раненым бойцам и командирам к празднику Октябрьской революции, Новому году, 1 Мая. Находящиеся на лечении получили консервы, сгущенное молоко, тушенку, мясо, варенье на сумму 5 357 рублей21.
Как могли поддерживали раненых и саранские домохозяйки. Они собирали подарки, писали письма, стирали белье. Вот одно из писем домохозяек, адресованное раненым воинам: «Дорогие бойцы, командиры и политработники... Желаем вам скорейшего
«БЫЛА ВОЗВРАЩЕНА В СТРОИ НЕ ОДНА ДИВИЗИЯ
» 193
выздоровления. Если вам придется вторично идти на фронт, то бейте врага беспощадно, отомстите этому зверю Гитлеру за наших погибших детей и женщин»22.
Над госпиталями шефствовала также Саранская городская комсомольская организация — комсомольцы работали в эвакогоспиталях чтецами газет, художниками, массовиками.
В свою очередь госпитали часто сами помогали колхозам и совхозам республики. Руководители госпиталей направляли в шефствующие районы бригады из выздоравливающих бойцов для оказания помощи в сельскохозяйственных работах. Так, в колхозе «Комсомолец» Торбеевско-
го района силами выздоравливающих бойцов был построен амбар, покрыты сараи23. На село выезжали и врачи для оказания медицинской помощи.
За добросовестный и самоотверженный труд 90 сотрудников эвакогоспиталей Мордовской АССР были представлены к награждению грамотами Наркомздрава СССР и нагрудным знаком «Отличник здравоохранения». Для представления к правительственным наградам руководством республики были рекомендованы 29 человек24.
За годы войны мордовские эвакогоспитали возвратили в строй не одну дивизию. Это был их главный вклад в дело Великой Победы.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ), ф. Р-1707, оп. 1, д. 235, л. 96-97.
2. Центр документации новейшей истории Республики Мордовия (ЦДНИ РМ), ф. 269, оп. 3, д. 245, л. 3.
3. Там же, л. 5.
4. ЦГА РМ, ф. Р-228, оп. 3, д. 64, л. 1720.
5. Там же, ф. Р-14, оп. 3, д. 74, л. 229.
6. ЦДНИ РМ, ф. 269, оп. 3, д. 665, л. 71.
7. Там же, д. 695, л. 3.
8. ЦГА РМ, ф. Р-228, оп. 1, д. 737, л. 148.
9. Мордовия в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Документы и материалы / Сост. А. Е. Захаркина, В. И. Лопатова, В. Б. Смирнова. - Саранск, 1962. - С. 404.
10. Там же. - С. 404.
11. ЦДНИ РМ, ф. 269, оп. 3, д. 696, л. 33.
12. Мордовия в годы Великой... - С. 236.
13. ЦГА РМ, ф. Р-228, оп. 3, д. 67, л. 249.
14.Там же, ф. Р-658, оп. 1, д. 5, л. 36.
15. ЦДНИ РМ, ф. 333, оп. 1, д. 413, л. 34-35.
16. Мордовия в годы Великой... - С. 234.
17. ЦДНИ РМ, ф. 333, оп. 1, д. 413, л. 34-35.
18. Там же, д. 455, л. 16
19. Там же, ф. 269, оп. 3, д. 695, л. 33.
20. Там же, л. 37.
21. Там же, ф. 333, оп. 1, д. 498, л. 40.
22. Там же, д. 455, л. 8.
23. Там же, ф. 269, оп. 3, д. 665, л. 109.
24. Бирюкова С. Б. Работа эвакогоспиталей Мордовии в 1941-1945 гг. // Вестник Мордовского университета. - 1995. - № 4. - С. 32-33.
Валентина Ковшова,
кандидат исторических наук
НАШ КАЛЕНДАРЬ