Научная статья на тему 'Была ли Крымская (Буртасская) административная дорога в Казанском ханстве? (постановка проблемы)'

Была ли Крымская (Буртасская) административная дорога в Казанском ханстве? (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
505
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО / ГОРНАЯ СТОРОНА (ПРАВОБЕРЕЖЬЕ Р.ВОЛГА) / MOUNTAIN PARTY (VOLGA RIVER RIGHT BANK) / КРЫМСКОЕ ХАНСТВО / КРЫМСКАЯ (БУРТАССКАЯ) ПОДАТНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДОРОГА-ОБЛАСТЬ / CRIMEAN (BURTASSKAYA) PODATNO-ADMINISTRATIVE ROAD AREA / KAZAN KHANATE / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL DEVICE / CRIMEAN KHANATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галлям Р. Г.

В статье, в рамках изучения актуальных проблем социально-полити-ческой системы Казанского ханства XV середины XVI вв., рассматриваются вопросы его административно-территориального устройства. Опираясь на ранее установленный принцип устройства податно-административных дорог-областей (ок-ругов) в Казанском ханстве в привязке к главным сухопутным торгово-дипломатическим трактам в государстве, в ней выдвигается гипотеза о наличии в ханстве, наряду с другими, и так называемой Крымской (или Буртасской) податно-административной дороги-области, территориально включавшей в себя земли государства на правобережье (Горной стороне) р. Волга. Основным и решающим аргументом в пользу выдвинутой гипотезы явился факт наличия в период ханства на Горной стороне (правобережье) р. Волга одноименного сухопутного тракта, пролегавшего из столицы ханства Казани в Приазовье и Крым, на земли бывшего Крымского ханства. Он являлся одним из главных сухопутных торгово-дипломатических артерий Казанского ханства XV-середины XVI вв. Соответственно, населенные пункты государства, расположенные по этому сухопутному тракту и его разветвлениям, некогда могли составить Крымскую (или же Буртасскую) податно-административную дорогу-область Казанского ханства. К статье также прилагается карта-схема с ретроспективной реконструкцией податно-административ-ных дорог-областей Казанского ханства, выполненная автором на основе материалов писцовых описаний Русского государства XVI-начала XVII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHETHER WAS CRIMEAN (BURTASSKAYA) ADMINISTRATIVE ROAD IN THE KAZAN KHANATE? (PROBLEM STATEMENT)

In article, within studying of actual problems of socio-political system of the Kazan khanate by XV the middle of the XVI centuries, are considered questions of its administrative-territorial device. Relying on earlier established principle of the device of podatno-administrative roads areas (districts) in the Kazan khanate in a binding to the main overland trade and diplomatic paths in the state, in it the hypothesis of existence in the khanate, along with others, and so-called Crimean (or Burtasskoy) the podatno-administrative road area which was territorially including lands of the state on a right bank (The mountain party) the Volga River is made. The basic and decisive argument in favor of the made hypothesis the existence fact in the period of the khanate on the Mountain party (right bank) of the Volga River of the overland path of the same name lying from the capital of the khanate Kazan to Priazovye and the Crimea, on lands of the former Crimean khanate was. It was one of the main overland trade and diplomatic arteries of the Kazan khanate of XV the middle of the XVI centuries. Respectively, the settlements of the state located on this overland path and its branchings, once could make Crimean (or Burtasskaya) the podatno-administrative road area of the Kazan khanate. The schematic map also is applied to article with retrospective reconstruction of podatno-administrative roads areas of the Kazan khanate, executed by her author on the basis of materials the pistsovykh of descriptions of the Russian state XVI the beginning of the XVII centuries.

Текст научной работы на тему «Была ли Крымская (Буртасская) административная дорога в Казанском ханстве? (постановка проблемы)»

УДК 930:94(47)(512.145)"15/17"

Р.Г.Галлям

БЫЛА ЛИ КРЫМСКАЯ (БУРТАССКАЯ) АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДОРОГА В КАЗАНСКОМ ХАНСТВЕ? (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

В статье, в рамках изучения актуальных проблем социально-политической системы Казанского ханства XV -середины XVI вв., рассматриваются вопросы его административно-территориального устройства.

Опираясь на ранее установленный принцип устройства податно-административных дорог-областей (ок-ругов) в Казанском ханстве в привязке к главным сухопутным торгово-дипломатическим трактам в государстве, в ней выдвигается гипотеза о наличии в ханстве, наряду с другими, и так называемой Крымской (или Буртасской) податно-административной дороги-области, территориально включавшей в себя земли государства на правобережье (Горной стороне) р. Волга.

Основным и решающим аргументом в пользу выдвинутой гипотезы явился факт наличия в период ханства на Горной стороне (правобережье) р. Волга одноименного сухопутного тракта, пролегавшего из столицы ханства - Казани -в Приазовье и Крым, на земли бывшего Крымского ханства. Он являлся одним из главных сухопутных торгово-дипломатических артерий Казанского ханства XV-середины XVI вв. Соответственно, населенные пункты государства, расположенные по этому сухопутному тракту и его разветвлениям, некогда могли составить Крымскую (или же Буртасскую) податно-административную дорогу-область Казанского ханства.

К статье также прилагается карта-схема с ретроспективной реконструкцией податно-административных дорог-областей Казанского ханства, выполненная автором на основе материалов писцовых описаний Русского государства XVI-начала XVII вв.

Ключевые слова: Казанское ханство, административно-территориальное устройство, Горная сторона (правобережье р.Волга), Крымское ханство, Крымская (Буртасская) податно-административная дорога-область.

R.G.Gallyam WHETHER WAS CRIMEAN (BURTASSKAYA) ADMINISTRATIVE ROAD IN THE KAZAN KHANATE? (PROBLEM STATEMENT)

In article, within studying of actual problems of socio-political system of the Kazan khanate by XV - the middle of the XVI centuries, are considered questions of its administrative-territorial device.

Relying on earlier established principle of the device of podatno-administrative roads areas (districts) in the Kazan khanate in a binding to the main overland trade and diplomatic paths in the state, in it the hypothesis of existence in the khanate, along with others, and so-called Crimean (or Burtasskoy) the podatno-administrative road area which was territorially including lands of the state on a right bank (The mountain party) the Volga River is made.

The basic and decisive argument in favor of the made hypothesis the existence fact in the period of the khanate on the Mountain party (right bank) of the Volga River of the overland path of the same name lying from the capital of the khanate - Kazan -to Priazovye and the Crimea, on lands of the former Crimean khanate was. It was one of the main overland trade and diplomatic arteries of the Kazan khanate of XV - the middle of the XVI centuries. Respectively, the settlements of the state located on this overland path and its branchings, once could make Crimean (or Burtasskaya) the podatno-administrative road area of the Kazan khanate.

The schematic map also is applied to article with retrospective reconstruction of podatno-administrative roads areas of the Kazan khanate, executed by her author on the basis of materials the pistsovykh of descriptions of the Russian state XVI - the beginning of the XVII centuries.

Key words: Kazan khanate, administrative-territorial device, Mountain party (Volga River right bank), Crimean khanate, Crimean (Burtasskaya) podatno-administrative road area.

В истории Казанского ханства - позднесредневекового государства татар, других народов Поволжья и Приуралья XV-середины XVI столетий, как и в прошлом тюрко-татарских государств средневековья в целом, все еще остается немало белых пятен. Они во многом обусловлены идеологическими ограничениями, наложенными на системное изучение данной тематики в годы Советской империи, а также плохой сохранностью письменных свидетельств от той эпохи. Последнее обстоятельство значительно осложняет исследовательские задачи. Между тем эпоха позднесредневековых тюрко-татарских государств является одной из ключевых в общественно-политическом, социально-экономическом, этническом, культурном и духовном развитии народов Поволжья и Приуралья. Поэтому дальнейшее исследование различных аспектов истории Казанского ханства представляется весьма важным. Оно актуально и в свете изучения истории России в средние века.

Административные даруги (области-округа) Казанского ханства, в частности, их функциональный, территориальный аспекты, являются одними из наименее изученных. Основная причина кроется в том, что в немногочисленных свидетельствах эпохи, по сути, содержится лишь их упоминание. Это обстоятельство весьма затрудняет исследовательские задачи, в особенности рассмотрение круга вопросов, связанных с их функциональным, территориальным аспектами. В этой ситуации исследователи вынуждены собирать о них сведения буквально по крупицам, прибегая в своих исследованиях к исторической ретроспективе, аналогиям и сопоставлениям.

Сама гипотеза о подразделении Казанского ханства на некие политико-административные области, так называемые «даруги», не нова. Ранее, на основании факта существования в более позднем Казанском уезде пяти административных «дорог» - Арской, Алатской, Галицкой, Зюрейской и Ногайской - считалось, что на те же административные даруги-области могло подразделяться и Казанское ханство.

Вместе с тем вплоть до рубежа ХХ-ХХ1 вв. эти даруги-области не были предметом специального изучения. Их роль и место в политико-административной системе Казанского ханства были не вполне ясны. Однако было установлено их золотоордынское происхождение (т.е. из системы государственного управления в Золотой Орде).

Как административные части более позднего Казанского уезда эти «дороги» сохранились в условиях Русского государства вплоть до начала последней четверти ХУШ в., наместнических реформ в Российской империи начала 1780-х годов. На административные «дороги» был подразделен и образованный в ХУП в. Уфимский уезд. Эти факты свидетельствуют о живучести тюрко-татарских традиций государственного управления на землях Поволжья и Приуралья в условиях Русского государства и Российской империи ХУКХУШ вв.

В одной из статей, опубликованных в сборнике «Казанское ханство: актуальные проблемы иссле-дования» [2, с.280-316], нами был исследован широкий спектр проблем, связанных с изучением политико-административных даруг-областей Казанского ханства, подробно проанализированы существующие относительно них различные гипотезы и мнения. С учетом достижений исторической науки была дана их наиболее полная характеристика.

Удалось установить очевидную территориальную взаимосвязь политико-административных даруг-областей в ханстве с основными сухопутными магистралями в государстве. Оказывается, узловые тракты вместе с прилегающими («тянущими») к ним землями и населенными пунктами ханства (городами, селами и слободами) были основой формирования одноименных политико-административных даруг-областей в государстве. На составленной нами карте-схеме даруг-областей Казанского ханства в целом они напоминают «треугольники», примыкающие одним своим острием к столице ханства - Казани. Это объясняется тем, что все основные сухопутные магистрали государства начинались в стольном городе и вели из него в различных направлениях.

Каждая из узловых транспортных дорог государства имела свое наименование по топониму какого-нибудь значимого населенного пункта (города, улусного центра) на пути следования (например, известны Арская, Алатская, Галицкая и др. транспортные дороги), либо же по названию этнической, этносоциальной группы населения, расселенной в соответствующем направлении от Казани (например, известна Ногайская дорога и др.). В свою очередь, эти сухопутные магистрали послужили основой для формирования одноименных политико-административных даруг-областей в государстве.

По сути эти даруги-области являлись податными округами ханства. Их привязка к основным сухопутным трактам в государстве давала наибольшие выгоды в плане оперативной связи с центром, сбора ясака, других податей в государственную казну с подведомственных территорий и т.д.

Государственные управляющие податными областями-округами, назначенные на эту должность чиновники из числа высшей знати, сборщики налогов назывались «даругачами» или же «даруга-беками».

На основе методов ретроспективного моделирования, исторического сопоставления и картографирования, привлечения для этих целей имеющегося корпуса письменных, летописных источников, прежде всего писцовых книг Русского государства ХУ1-начала ХУП вв., нам удалось определить территориальные пределы политико-административных даруг-областей в Казанском ханстве в привязке к сети его населенных пунктов - городам, селам и слободам (см. карту-схему).

Рассматривая податно-административные даруги в системе вассалитета, государственно-улусных взаимоотношений в Казанском ханстве, мы всецело присоединяемся к мнению известного исследователя Золотой Орды Г.А.Федорова-Давыдова о том, что «...в Казанском и Крымском ханствах «улус» - территориально-

административное деление, часть «даруги» - округа, но вместе с тем «улус» - это вотчина князька или мурзы» [4, с.113].

Помимо ранее известных административных даруг ханства (Арской, Алатской, Галицкой, Зюрейской и Галицкой даруг) нами выдвигается обоснованная гипотеза о существовании в государстве также Атызской, Крымской (Буртасской) административных даруг, а вместо более поздней Зюрейской даруги, относящейся к эпохе Русского государства, Российской империи XVI-XVШ вв., - Чувашской даруги с подразделением на Верхнюю, Среднюю (так называемую Иски-Юртовскую) и Нижнюю Чувашскую даруги.

В этой связи существование в Казанском ханстве, наряду с прочими, Крымской (Буртасской) политико-административной даруги особых сомнений не вызывает. Нахождение части прибрежных земель бывшего ханства на Горной стороне р. Волги в условиях Русского государства второй половины XVI-XVII вв. в составе Ногайской административной дороги Казанского уезда придает уверенности в том, что в эпоху ханства Нагорная сторона также была вовлечена в даружно-административную систему управления в Казанском ханстве. Вместе с тем в ранее имеющейся территориальной раскладке даруг-областей ханства из нее почти полностью «выпадает» основная, «материковая», часть правобережной Волги, как известно некогда являвшейся одной из центральных областей бывшего ханства. «Привязать» ее на основе имеющихся источников к доныне известным политико-административным даругам-областям ханства не удается.

Поскольку устройство политико-административных даруг-областей в ханстве по основным сухопутным, транспортным магистралям в государстве установлено, то основой решения затронутой проблемы является установление таковой на Горной стороне р. Волга.

В этом ключе существование в период ханства сухопутного Крымского тракта, пролегавшего через Нагорную сторону р. Волга - территорию бывшего ханства - никаких сомнений не вызывает. Эта транспортно-дипломатическая дорога тогда вела из Казани в Крым.

Известно существование в ханской Казани, в числе прочих, Крымских крепостных ворот (ориентировочно, они находились в районе пересечения современных улиц Профсоюзная и Кави Наджми в г. Казани). От Крымских ворот через летописную Кураишеву слободу в Забулачье и Царев луг южнее Крымский тракт вел к р. Волге. Далее она имела продолжение на Горной стороне р. Волга. Возможно, она пролегала через Гостиный остров на р. Волге, известный своей международной ярмаркой.

Нужно особо подчеркнуть, что это был один из основных магистральных, транспортных и военно-дипломатических сухопутных путей Казанского ханства. В учебнике «История Татарской АССР» издания 1968 г., например, в разделе эпохи ханства говорится буквально следующее: «...Оживленными были и Крымская дорога из Казани в Крым через Атемар (на территории совр. Мордовии - Р.Г.), и Сурская из Нижнего Новгорода в Прикаспий» [3, с.76-77].

По мнению мордовского исследователя И.Д.Воронина, именно на Крымской дороге, ведущей из Крыма в Казань, позднее возник город Инсар. В Среднем Поволжье она пролегала по линии Инсар - Саранск - Карсун

«В районе Карсуна, - пишет исследователь, - дорога разветвлялась. Один путь шел в Казань, другой - к Симбирску» [1, с. 10]. Далее дорога, ведущая в Казань, шла по Нагорной стороне. По сообщению летописей, по этой же дороге наступала часть войска И.Грозного на Казань в 1552 г.

По свидетельству И.Д.Воронина, «Большая Посольская (Крымская) дорога в некоторых архивных документах именуется и Буртасской» [1, с.10].

Эта узловая дорога из Казани в Крым зафиксирована и на картах Генерального межевания конца XVIII -первой половины XIX вв.

Интересно, что у современных жителей южной части Горной стороны р. Волга, населения Дрожжановского района Республики Татарстан, и поныне живы предания о некоей Крымской границе («Кырым чиге») в бассейне р. Цильна (эта зона приходится на приграничную территорию с соседней Ульяновской областью).

Очевидно, что города и веси бывшего Казанского ханства по этому сухопутному тракту и его разветвлениям некогда составляли Крымскую (или Буртасскую) политико-административную даругу-область Казанского ханства. По-видимому, упоминание этой даруги в летописях, других письменных свидетельствах эпохи не сохранилось потому, что еще весной 1551 г. (т.е. за год с лишним до известных событий, связанных с завоеванием Казани в 1552 г.) Нагорная сторона была добровольно-принудительно присоединена к Русскому государству. В этой связи здесь даружно-административная система управления ханства была отменена. Образованный же вслед за завоеванием Казанского ханства Свияжский уезд делился не на административные «дороги», как соседний Казанский уезд, а наподобие центральных уездов Русского государства - на станы и четверти.

Таким образом, есть все основания предположить, что основная территория Горной стороны р. Волга в период ханства (до 1551 г.) составляла Крымскую (Буртасскую) политико-административную даругу-область этого средневекового государства.

Для последующей территориальной локализации, уточнения пределов этой даруги необходимо разграничение их восточнее с землями Ногайской даруги, а также дальнейшее изучение старинной Крымской транспортной дороги в привязке к населенным пунктам региона эпохи ханства.

В целом же опыт изучения административных даруг - податных областей-округов в Казанском ханстве -показывает, что дальнейшее их исследование тесно связано с рядом других, самостоятельных проблем прошлого этого позднесредневекового государства. В этой связи задачей первостепенной важности является дальнейшее выявление, географическая локализация его поселений, исследование сети основных сухопутных магистралей в

ханстве. Для уточнения места и роли улусных, общинно-родовых, других подразделений в системе даружно-административного управления весьма важно дальнейшее изучение политического устройства Казанского ханства как единого государственного организма.

Дальнейшее изучение различных аспектов истории Казанского ханства в системе постзолотоордынских тюрко-татарских государств, несомненно, даст возможность полнее раскрыть и осмыслить историю народов Поволжья и Приуралья в эпоху средневековья, а также историю России, Восточной Европы в средние века в целом.

Литература

1. Воронин И.Д. Саранск. Историко-документальные очерки. - Саранск, 1961.

2. Галлямов Р.Ф. (Галлям РГ.). Административные даруги Казанского ханства: опыт реконструкции// Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Материалы научного семинара «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования», 5 февраля 2002 г. -Казань: Изд-во «Фэн», 2002.

3. История Татарской АССР. - Казань, 1968.

4. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973.

1. ^гошп Saransk. Мопко^окитеШлТпуе оЛегЫ. - Saransk, 1961.

2. Galljamov R.F. ^аЩат RG.). Administrativnye darugi Kazanskogo hanstva: ору: геко^йиксМ Ка7ашкое hanstvo: aktual'nye ргоЫету issledovanija. Materialy nauchnogo seminara «Kazanskoe hanstvo: aktual'nye problemy issledovamja», 5 fevralja 2002 g. - Kazan': Izd-vo <^еп», 2002.

3. Istorija Tatarskoj ASSR. - Kazan', 1968.

4. Fedorov-Davydov G.A. Obshhestvennyj stroj Zolotoj Ordy. - М., 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.