УДК 94 (470.4)"14/15"
Р.Г.Галлям
ГАЛИЦКАЯ ПОДАТНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДАРУГА (ОБЛАСТЬ ОКРУГА) В КАЗАНСКОМ ХАНСТВЕ: ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ1
В статье, в рамках изучения проблем политико-административного устройства Казанского ханства, ис-следуются этимологический, функциональный и территориальный аспекты Галиицкой податно-администра-тивной даруги (области) Казанского ханства.
Ключевые слова; Казанское ханство, административное устройство, Галицкая дорога, селение Гареш-би, Галицкая податно-административная даруга.
R.Gallyam GALICIAN TAXABLE ADMINISTRATIVE REGION OF KAZAN KHANATE: ETYMOLOGICAL, FUNCTIONAL AND TERRITORIAL ASPECTS
In the article, in the study of problems of politico-administrative system of the khanate of Kazan, examines the etymological, functional and territorial aspects Galician tax and administrative areas of the Kazan khanate.
Keywords: the Kazan khanate, the administrative structure, a Galician road, the village of Garesh-bi., Galician tax and administrative area.
В одной из ключевых статей, опубликованных в сборнике «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования» (Казань, 2002) [2, с. 280-316], нами, в числе первых, был исследован широкий спектр проблем, связанных с изучением даруг-областей Казанского ханства, подробно проанализированы различные гипотезы и мнения, доныне существовавшие относительно них. С учетом достижений исторической науки, опираясь на специальное исследование, была дана их наиболее полная характеристика. Впервые, в привязке к сети поселений в государстве, была произведена территориальная локализация даруг-областей ханства.
Удалось установить очевидную взаимосвязь политико-административных даруг-областей в государстве с основными сухопутными магистралями в ханстве (отсюда идентичность дорожно-транспортного и административно-управленческого понятий «дорога» - «даруга»). То есть узловые сухопутные тракты ханства вместе с прилегающими («тянущими») к ним землями и населенными пунктами (городами, селами и т.д.) явились основой для формирования даруг-областей в государстве. Это свидетельствует о том, что последние были учреждены государством (т.е. государственной - ханской властью, «сверху»).
Вопреки укоренившемуся в течение долгих десятилетий мнению оказалось, что административных даруг-областей в государстве было больше вышеперечисленных пяти. Это свидетельствует о том, что в условиях русского государства «даружная» система управления бывшего ханства перетерпела некоторую реорганизацию. Так, на основе имеющихся письменных свидетельств эпохи, в добавок к ранее известным, нами в среднем бассейне р. Казанка выделена так называемая, Атызкая административная даруга ханства (название происходило от наименования селения Аты ханства, располагавшегося у одноименной речки в среднем, правом бассейне р. Казанки - в пределах совр. Арского р-на Республики Татарстан). Кроме того установлено, что вместо известной по источникам с конца XVI в. Зюрейской дороги, ранее (очевидно, что в эпоху ханства) существовала, так называемая, «Чювашская» даруга2, с подразделением на Нижнюю, Среднюю («Иски-Юртовскую») и Нижнюю «Чювашские» даруги и т. д.
На составленной нами карте-схеме даруг-областей Казанского ханства они территориально напоминают треугольники, примыкающие одним своим острием к столице ханства - Казани. Это объясняется тем, что все основные сухопутные магистрали государства начинались в столице ханства, городе Казани, и вели от нее в различных световых направлениях. Территории «привязанных» к ним административных даруг-областей ханства, по мере отдаления от Казани, радиально расширялись (см. карту-схему).
Каждая из узловых сухопутных магистралей государства имела свое название по наименованию какого-либо крупного населенного пункта - города или села (как правило,
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Державный (имперский) дискурс по национальному образованию народов Поволжья и Приуралья в конце XIX - начале XX вв.»), проект № (14-11-16015 а/В/ 2015).
2 В Казанском ханстве «чувашами», на подобие «башкир» в XVIII -XIX вв., называли ясачных людей (земледельцев) волжско-болгарского происхождения - предков современных татар и чувашей.
значимого феодально-улусного центра государства) по пути следования (например, в ханстве известны Арская, Алатская, Атызская, Галицкая, «Иски-Юртовская» - или же «Чювашская Середняя», «Якийская», «Окречьская» сухопутные магистрали), либо по названию какой-либо этнической, этносоциальной группы населения, массово расселенной в соответствующем световом направлении от Казани (известны Ногайская, «Чювашская» дороги), направлению следования. В свою очередь, эти транспортные дороги послужили основой для формирования одноименных административных даруг-областей государства, являвшихся одновременно и податными округами ханства. Привязка последних к основным сухопутным трактам в ханстве давала наибольшие выгоды в плане оперативной связи центра с различными областями государства, сбора ясака, других податей с населения, упреждения сепаратистских устремлений феодальных элит на местах.
Государственные управляющие даругами-областями ханства из числа высшей знати -чиновники-князья, сборщики налогов - назывались «даругачи» или «даруга-бек» (бек - князь).
В результате изучения упомянутых «даруг»-областей в Казанском ханстве мы всецело присоединяемся к точке зрения известного исследователя истории Золотой Орды Г.А.Федрова-Давыдова о том, что «...в Казанском и Крымском ханствах «улус» - территориально-административное деление, часть «даруги» - округа, но вместе с тем «улус» - это вотчина князька или мурзы» [7, с.113].
Также установлено, что в условиях Казанского ханства территории феодально-вассальных «улусов» и, так называемых, «ясачных сотен» могли совпасть. Т.е., ясачная сотня одновременно могла быть и «улусом» («вотчиной») феодала, с территории которого последний, с ведома и благословления хана - верховного правителя в государстве, взимал ясак в свою пользу3.
Следует заметить, что правом определения обладателя налоговых сборов с ясачных общин, округов в государстве пользовалась лишь центральная власть (в лице хана и его приближенных). Это право осуществлялось посредством раздачи феодалам-вассалам на местах специальных ханских ярлыков (грамот) на обладание доходами с определенных земель - ясачных общин и округов. Ука-занная процедура юридического оформления податных территорий, округов за их обладателями была обязательна для всех, без исключения, категорий феодалов в государстве, в т.ч. и для, так называемых, «вотчинников» «родовых улусов». При этом, ясачные земли, с которых феодалы-вассалы с ведома и разрешения центральной власти взимали налоги в свою пользу, продолжали считаться казенными (т.е. государственными - в ведении центральной ханской власти). 4
Таким образом, феодально-земельные правоотношения в Казанском ханстве во многом были схожи с системой «кормления» в русском государстве Х^^П вв. Вне всякого сомнения, корни этих феодально-вассальных отношений нужно искать в недрах золотоордынской государственно-право-вой системы.
На основе методов ретроспективного моделирования, сопоставления и картографирования, привлечения в этих целях имеющегося корпуса письменных и нарративных источников, прежде всего, писцовых книг русского государства XVI-начала XVII вв., нам удалось с достаточной степенью достоверности территориально локализовать пределы политико-административных даруг-обла-стей в Казанском ханстве в привязке к сети его населенных пунктов - городам и селам (см. карту-схему). Помимо ранее известных Арской, Алатской, Галицкой, Зюрейской и Ногайской даруг, выдвинута обоснованная гипотеза о сущестовании в государстве Атызской и Крымской (или Буртасской) податно-административных даруг, вместо Зюрейской - Чувашской даруги, с подразделением на Вер-хнюю, Среднюю (Иски-Юртовскую) и Нижнюю Чувашские даруги.5
3 При этом, феодал не обладал юридическими правами на «улусных» ясачных людей. Так как такого явления, как крепостничество в русском государстве, Российской империи Х^ХК вв., в Казанском ханстве не было. Все взаимоотношения автономных в своей хозяйственно-экономической деятельности ясачных общин, округов с феодалами были опосредствованы через ясак - налоги, взимавшиеся с ясачного населения в пользу последних.
4 В свете изложенного, ранее выдвинутая историком-этнографом Д.М. Исхаковым гипотеза о политико-административной принадлежности даруг в Казанском ханстве, представляющая их как некие «родовые княжества» правящих в Казанском ханстве феодальных родов-кланов Аргын, Барын, Ширин, Кипчак и Мангыт, выглядит совершенно неправдоподобной. Исследования показывают, что в действительности таковые могли существовать только лишь в виде подвластных хану (верховному правителю) феодально-вас-сальных «улусов» - «ясачных сотен» в составе податно-административных даруг-областей государства.
5 К сожалению, все эти новейшие разработки, почти, никак не отображаются на содержании и качестве современных обобщающих изданий по средневековой истории Среднего Поволжья, как и различного рода публикаций научно-справочного, учебного характера. По инерции с прошлых лет, поныне декларируется существование в Казанском ханстве тех же пяти, ранее известных Арской, Алатской, Галицкой, Зюрейской и Ногайской даруг-областей и т.п. В целом, замечание касается всего спектра
По нашим оценкам, территориально Галицкая даруга была не в числе самых крупных податно-административных областей-округов Казанского ханства, каковыми, например, являлись Арская, Алатская. Чувашская (Зюрейская) и Ногайская даруги. Ее территория ограничивалась западными окрестностями г. Казани, частью земель современного Зеленодольского района РТ на левобережье р. Волги, а также побережными районами современной Республики Марий-Эл. К северу она соседствовала с Алатской даругой ханства. Нами разграничительная линия между этими двумя податно-административными даругами ханства проводится по верхнему течению р. Сумки - левого притока Волги, землям севернее селений Яки, Караужа, Каратмень (по-татарски "Кара Темэн" - "Каратмэн") в верховье реч. Петьялка - левого притока р. Илети. Расширяясь к западу, Галицкая даруга включала в себя такие марийские волости в бассейнах среднего и нижнего течения р. Илеть, а также по течениям рек Большая и Малая Кокшага, как Бет-Кукмор, Пинжан-Кукмор, Карамас, Яран, Коркет, Морки, Шали, Кундуш-Черанур и др. (см. карту-схему).
В советской историографии устоялось ошибочное мнение о том, что название Галицкой дороги восходит к наименованию северо-западного русского города Галича. Ему вторят и современные авторы. Очевидно, что здесь свою роль сыграло простое созвучие понятий. На самом деле, понятие «Галицкая даруга» происходит от названия бывшего татарского селения «Гареш-би» периода хан-ства (на татарском оригинале - "Гэреш би"; в русской интерпретации -"Грыжбай"), находившегося на территории совр. Зеленодольского (бывшего Юдинского) р-на РТ [6, с.145]. По наименованию данного населенного пункта, татары Галицкую дорогу всегда именовали "Гэреш юлы" (либо, как вариант, "Гэреч юлы"). Вероятно, что селение носило имя именитого татарского «князя» («би»), некогда (видимо, во времена Казанского ханства) проживавшего здесь. Судя по всему, в эпоху ханства поселение было одним из стратегически важных феодально-улусных центров государства. В пользу этой версии свидетельствует и его нахождение в одной округе с селениями Яки, Каратмень, Караужа периода ханства (на территории совр. Зеленодольсклого р-на РТ), которые исследователями (в частности, докт. ист. наук Д.М. Исхаковым) локализуются как место пребывания легендарной личности периода ханства «Чура батыр» («Кара-бек»).
Учитывая, что в источниках «русского» периода (конца XVI - XVII вв.) территории Алатской и Галицкой административных дорог зачастую подаются нераздельно, исследователь Д.М. Исхаков предположил, что последняя ранее «имела продолжение на Нагорной (Тау ягы) стороне, где возник Свияжский уезд. Во, первых, к такому выводу подталкивает сама конфигурация Галицкой даруги - территориально она проходила юго-западнее Алатской даруги, близко подходя к Волге. При этом татарских селений в ее составе было значительно меньше, чем в других «дорогах» («урезанный» характер Галицкой «дороги»). Во-вторых, - свидетельствует автор, - в 80-х годах XIX в. известный исследователь татарского языка А.Безсонов оставил следующее замечание относительно татарского населения «Галич ^улы" (Галицкой дороги) и "Тау ^улы" (Нагорной "стороны"): "...в верхней одежде этих двух сторон преобладают черный, темносерый и синий... цветы". Одновременно он конста-тировал, что у жителей-татар других "дорог" (Ногай жулы, Жорей жулы, Арча жулы и Алат жулы) в одежде наблюдается "преобладание белого цвета". Ясно, что в данном случае обнаруживается некое культурное единство населения Нагорной стороны и Галицкой даруги" [5, с. 43-44].
Однако очевидно, что приведенных доводов для утверждения о принадлежности Нагорной стороны в эпоху ханства к Галицкой даруге явно недостаточно.
С учетом уже установленного факта учреждения податно-административных даруг ханства в привязке к сети основных сухопутных магистралей в государстве, важно заметить, что Галицкая сухопутная магистраль (по-татарски, "Гэреш - Гэреч юлы") имела не юго-западное, а северозападное направление от Казани (т.е., вела от Казани не на Горную сторону р. Волги, а на территорию совр. Республики Марий Эл). В этой связи, вероятность нахождения Горной стороны в эпоху ханства в составе Галицкой даруги вызывает большое сомнение. Тем более, что в условиях русского государства XVI - XVII вв., узкая, прибрежная полоса Горной стороны (в частности, с. Федоровское и его округа вблизи г. Тетюш) состояла в Ногайской административной дороге Казанского уезда.6
вопросов, связанных с устройством этого средневекового татарского государства.
6 РГАДА. Ф 1209. Оп. 1. Кн. 153. Лл. 506 об. - 525 об.
Учитывая все эти обстоятельства, нами выдвинута аргументированная гипотеза о существовании в Казанском ханстве отдельной Крымской податно-административной даруги (области), включавшей основную территорию государства на Горной стороне р. Волги (за исключением, может быть, узкой прибрежной полосы, относившейся к Ногайской даруге) [1, с.138-142].
Вместе с тем, за недостатком письменных свидетельств эпохи, данный наш вывод пока остается лишь гипотезой для дальнейшего рассмотрения.
В целом же, опыт исследования податно-административных даруг (областей-округов) в Казанском ханстве показывает, что их последующее изучение тесно взаимосвязано с рядом других, не менее актуальных проблем прошлого этого средневекового государства. В этой связи, задачами первостепенной важности являются дальнейшее выявление, географическая локализация сети его поселений, исследование сухопутных транспортных, военно-дипломатических магистралей в государстве. Для уточнения места и роли улусных, общинно-родовых, других подразделений в системе даружно-административного управления, важно дальнейшее целенаправленное, комплексное изучение проблем политического, социально-экономического устройства Казанского ханства.
Литература
1. Галлям Р.Г. Была ли Крымская (Буртасская) административная дорога в Казанском ханстве (постановка проблемы)//Вестник Казанского осударственного университета культуры и искусств. 2013. - № 4. - Ч.1. -С.138 -142.
2. Галлямов Р.Ф. (Галлям РГ.). Административные даруги Казанского ханства: опыт реконструкции// Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Материалы научного семинара «Казанское ханство: актуальные проблемы исследования», 5 февраля 2002 г. - Казань: Изд-во «Фэн», 2002.
3. Галлэмов Р.Ф. (Галлэм Р.Г.) Татар халкы оешуга яца караш (Д.М. Исхаковньщ «От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар ХУ-ХУ11 вв.)" (Казань: Изд-во "Мастер-Лайн", 1999. - 276 с.) дигэн гыйльми басмасына бэялэмэ)// Казан утлары. - 2000. - № 8 (834). - 165 - 174 б.
4. История Татарской АССР. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1968.
5. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV - XVII вв.) -Казань: Изд-во "Мастер-Лайн", 1999.
6. Татарская АССР. Административно-территориальне деление на 1 июня 1940 г./ Сост. Б.Абдуллин. - Казань: Татгосиздат, 1940.
7. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. - М., 1973.
1. GaПjam R.G. Ву1а И Krymskaja (Burtasskaja) administrativnaja doroga V Kazanskom hanstve (postanovka problemy)//Vestnik Kazanskogo osudarstvennogo universiteta киПшу i iskusstv. 2013. -№ 4. - СЫ. -S.138 -142.
2. GalIjamov R.F. ^Цеш RG.). Administrativnye darugi Kazanskogo hanstva: ору! геко^йиксМ Kazanskoe hanstvo: aktual'nye problemy issledovanija. Materialy nauchnogo seminara «Kazanskoe hanstvo: aktual'nye problemy issledovanija», 5 fevraIja 2002 g. - Kazan': Izd-vo «Fjen», 2002.
3. Gallэmov R.F. (Gallэm R. G.) Tatar halky oeshuga jaнa karash ф.М. Ishakovnyн «О! srednevekovyh tatar к tataram novogo vremeni (jetnologicheskij vzgIjad na istoriju volgo-uraI'skih tatar Х^Х^УП (Kazan': Izd-vo "Master-Lajn", 1999. -276 s.) digэn дэдГш! basmasyna bэjalэmэ)// Kazan utlary. - 2000. - № 8 (834). - 165 - 174 Ь.
4. ЫОГДО Tatarskoj ASSR. - Kazan': Tat. кп. izd-vo, 1968.
5. Ishakov D.M. о! srednevekovyh tatar к tataram novogo vremeni (jetnologicheskij vzgIjad na istoriju volgo-ural'skih tatar XV - Х'УП vv.) - Kazan': Izd-vo "Master-Lajn", 1999.
6. Tatarskaja ASSR. Admimstrativno-territoriaГne delenie na 1 ijunja 1940 g./ Sost. B.Abdullin. - Kazan': Tatgosizdat, 1940.
7. Fedorov-Davydov G.A. 0bshhestvennyj stroj Zolotoj 0rdy. - М., 1973.