Научная статья на тему 'Буржуазия Москвы в начале XX века: социальный состав, предпринимательская и общественная деятельность'

Буржуазия Москвы в начале XX века: социальный состав, предпринимательская и общественная деятельность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
666
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Буржуазия Москвы в начале XX века: социальный состав, предпринимательская и общественная деятельность»

БУРЖУАЗИЯ МОСКВЫ В НАЧАЛЕ XX века: СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

О.А. Куклина

106

Проведя анализ сформировавшегося к началу XX века состава предпринимательского мира столицы, отражавшего, кстати, и структуру общероссийского делового мира, можно сделать вывод об активном интегрировании разнообразных составляющих в единой социальной структуре. Происходил достаточно интенсивный, но и противоречивый процесс слома старых сословных форм в предпринимательской среде Москвы. Начало процесса оформления буржуазии как класса ведет свои корни еще с дореформенного периода. Однако сдерживающим фактором ее консолидации являлось наличие в стране сословных границ, размывание которых наблюдается в пореформенный период. Несмотря на рамки сословно-иерархической структуры, именно сфера частного предпринимательства была полем равных для всех сословий возможностей, предлагающая выживать, выдерживая здоровую социальную конкуренцию. В социальной структуре столицы и ее региона в исследуемый период наблюдается значительный рост количества деловых буржуазных слоев. Основными налогоплательщиками в Москве являлись коммерсанты, количество которых в столичном регионе в десять раз превосходило среднероссийские показатели. Среди населения Москвы был довольно высок количественный состав представителей бизнеса, кото-

рый регулярно пополнялся за счет приезда в столицу провинциальных предпринимателей и активного вовлечения в торгово-промышленную сферу первопрестольной представителей низших городских сословий: крестьян и мещан, выходивших за рамки своего привычного сословного статуса. Постоянные перемещения внутри своей социальной группы были нормой для предпринимательского слоя. Существенной составляющей московской буржуазии были коммерсанты, родившиеся вне столицы. Важным моментом был отход от коммерческой деятельности дворянского сословия и выдвижение на передовые позиции нового буржуазного «третьего сословия». На деформациях внутри буржуазного слоя в пореформенный период все отчетливее сказывались изменения в сословной структуре общества. Успешность коммерческой деятельности все чаще напрямую зависела от профессионального уровня и образования бизнесменов, отодвигая на второй план авторитет принадлежности к сословию купцов. Вместе с тем предпринимательство было тесно сплетено с иерархическо-сословной системой империи, пользуясь привилегиями и поощрениями властей. Буржуазно-предпринимательские слои Москвы к началу XX столетия регулярно и активно пополнялись за счет представителей всех сословий, самыми активными были крестьяне, мещане и купцы. Буржуазия столичного региона

Преподаватель XXI

ВЕК

2 / 2007

включала в себя разнородные этно-конфессиональные элементы, являющиеся проекцией общероссийского положения предпринимательства империи. Основными предпринимательскими типами Москвы были: традиционное русское купечество, иностранные коммерсанты и еврейские деловые круги. Старинным московским предпринимательским династиям была наиболее удобна семейная форма ведения бизнеса, нежели распространенные среди промышленных магнатов северной столицы акционерные общества с анонимными акциями, где результат предприятия зависел от решений случайного собрания людей, связанных общими вложенными средствами. Владимир Рябушинский в своих мемуарах писал о том, что в акционерных предприятиях «руководителям все время приходится тратить время на объяснения, самооправдания, извинения, самовосхваления...». Совсем другое дело, когда и хозяин, и собственник сочетаются в одном человеке. «Он может смело ошибаться, никому не давая ни отчета, ни объяснений. Возможность не бояться ошибок дает громадное преимущество единоличному хозяину: он смел, предприимчив, гибок, не должен оглядываться. Уже фамильные дела, где хозяев несколько, родственников, даже родных братьев, идут обыкновенно хуже. Однако изредка бывает, что братья приш-лифовались друг к другу, трений нет, а есть поддержка и смена для отдыха. Это, пожалуй, самое идеальное решение вопроса об организации управления делом» [1]. В.П. Рябушинский отмечал, что возглавлял негласную иерархию «Москвы купеческой» по видам предпринимательской деятельности промышленник, фабрикант, за которым шел купец-торговец, и на

последнем месте не пользовавшийся большим авторитетом частный банкир-ростовщик [2]. Данная иерархия являлась показателем преобладания торгово-промышленников как в экономической, так и в общественной жизни столицы исследуемого периода.

К началу XX века столичная торгово-промышленная элита, как правило, могла похвастаться своим, как минимум, столетним экономическим наследием. Многие московские промышленные династии вели свои индустриальные корни из третьего-четвертого поколения. На протяжении одного века бурно развивались торгово-промышленные заведения таких известных московских фабрикантов, как Прохоровы, Морозовы, Рябушинские и многие другие деловые семейные династии. В истории развития мирового и отечественного бизнеса не найдется много прецедентов, когда семейные фирмы успешно функционировали на протяжении нескольких столетий. Были известны немногочисленные случаи, когда предпринимательские роды, тянувшие корни из ХУЛ-ХУШ столетий, находились на вершине предпринимательского успеха и в начале 107 XX столетия. Большая часть текстильных фирм столицы данной группы вышла из единоличного предприятия и обладала одинаковыми характерными особенностями акционерного строя. Контрольный пакет паев, как правило, переходил от прежнего единоличного владельца к наследникам, которые были связаны той или иной степенью родства, представляя собой один достаточно немногочисленный семейный клан, который не был заинтересован в выпуске своих паев на биржу для скупки их посторонними лицами. Хотя в классическом акционерном обществе капитал товариществ соби-

рался путем подписки на акции. В уставах многих московских семейных товариществ фиксировался пункт о том, что лица, продающие свои паи, обязаны были в первую очередь предложить их своим компаньонам по фирме и лишь после отказа последних предоставлять свои паи для скупки конкурентам. Московские торгово-промыш-ленники не только занимали отечественное поле для деятельности, локальные рынки сбыта, но и пытались решать более глобальные задачи: «как можно шире распространить свою деятельность, заводить торговые отношения не только с отдаленными местностями России, но и пытаться завоевать рынки иностранные», образовывая за рубежом торговые представительства [3]. Отечественная промышленность была готова к конкурентной борьбе на мировых рынках [4].

Серьезным препятствием в положительном экономическом развитии московского предпринимательства и регулировании промышленной деятельности, несомненно, являлась гипертрофированная роль государства. Правительство старалось проводить 108 протекционистскую политику для создания собственной национальной российской промышленности и было крайне заинтересовано в поддержке своего политического курса деловой элитой. Царское правительство остро нуждалось в профессиональных советах представителей бизнеса по важнейшим общественно-экономическим вопросам, однако за пределы этих полномочий старалось коммерсантов не выпускать. Тем не менее, обычным явлением для финансистов и торгово-промышленников были поборы и вымогательства со стороны директоров департаментов и столоначальников.

Говоря о тенденциях в женском предпринимательстве рубежа XIX-XX столетий, нужно отметить, что они были очень перспективны. В исследуемый период женщин-коммерсантов было немного в сравнении с мужчинами-бизнесменами, их количественное соотношение было равно 1:3, но их роль в деловой жизни Москвы увеличивалась с каждым годом. Менялось традиционное представление о женщине как о жене и матери, слабый пол с огромным желанием и рвением включался в торгово-промышленную, предпринимательскую и общественно-политическую сферы жизнедеятельности Москвы, Московского региона и страны. Об этом явственно свидетельствуют цифры статистики. Повышался образовательный уровень женской половины населения. Многие жены продолжали дела своих мужей либо начинали бизнес, уже имея представление о ведении дел, находясь в непосредственной близости от предприятий мужа или родственников. Важное значение здесь имел традиционный семейный характер ведения предпринимательской деятельности в Москве. В этом регионе, как нигде, женщины были тесно вплетены в систему фаб-рично-торговой деятельности, поскольку они являлись пайщицами всех семейных фирм, членами которых они являлись. Нередко вовлекались в торговый оборот семейных фирм наследные капиталы женщин, когда дочери, сестры и матери становились кредиторами предприятий своих родственников. Немаловажное значение играла и система взаимовыгодных браков, посредством которых часто несколько известных фабричных кланов связывались между собой родственными узами. Многие новшества привносили в сферу женского предпринима-

тельства и иностранные подданные, причем родившиеся и в Москве, и вне ее. Существенной и немаловажной самостоятельной сферой деятельности женского предпринимательства столицы и околостоличного региона были промыслы. Для населения Московского региона промыслы были распространенным явлением. Чрезвычайно важную роль играли женщины в благотворительном движении столицы. Называя конкретные цифры, скажем, что они составили 25% (29 человек) среди жертвователей Московскому купеческому обществу и 43% (58 человек) среди жертвователей Московскому городскому общественному управлению. Женщины постепенно вливались в общественную жизнь Москвы через обычную и традиционную для них деятельность помощи нуждающимся.

Пореформенный период стал поистине «золотым веком» в становлении и стремительном развитии благотворительности, коллекционирования и меценатства именно в Москве. Особенно ярко и масштабно, по сравнению с другими городами и регионами Российской империи, это явление протекало в нынешней столице. Это явление демонстрировало становление и утверждение «третьего сословия», претендующего на высшие ступени в социальной иерархии российского общества. Представители молодого поколения московских предпринимательских династий отчаянно стремились играть более активную и независимую роль в культурной и общественной сферах жизнедеятельности России как творческие личности и государственные деятели. Сфера благотворительности, меценатства и коллекционирования, пожалуй, была одной из немногих в исследуемый период вре-

мени, не подвергавшихся тотальному контролю и регулированию со стороны правительства, и в своем роде несколько насыщала растущие потребности предпринимательской элиты в общественно значимой деятельности и участии в общественно-политической жизни отечества. Несомненно, увлечение прекрасным отражало и рост культурного и нравственного уровня лучших представителей делового мира столицы, часто занимающихся благотворительностью и меценатством ради культурного созидания и просвещения родного отечества, создания фонда национальной культуры. Деятельность выдающихся благотворителей и меценатов из деловой среды оказала огромное воздействие на культурное сближение представителей разных классов и слоев российского общества, способствовала формированию некой новой культурной общности нравственного и просвещенного народа России. Эволюция и становление буржуазии как класса тесно связана с развитием общественной инициативы, выразившейся в бурном расцвете в Москве филантропии. В стремительно изменяющемся российском обществе 109 благотворительность явилась важнейшей составляющей в общей тенденции выхода представителей бизнеса на новые привилегированные позиции в социальной иерархии России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рябушинский Вл. Купечество московское/ /День русского ребенка. Сан-Франциско, 1951 г. Апр. - С. 177.

2. Там же. - С. 178.

3. ЦИАМ. Ф. 673. Оп. 8. Д. 35. Л. 9-12.

4. См.: Лаверычев В.Я. Монополистический капитал в текстильной промышленности России. 1900-1917. - М., 1963. - С. 117-121. Щ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.