Научная статья на тему 'Бурятия в составе Российской империи: государственно-правовой аспект'

Бурятия в составе Российской империи: государственно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
757
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЕЙ / ГОСУДАРСТВО И ПРАВО / ЯСАК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хлыстов Евгений Афанасьевич

В данной статье анализируются основные этапы государственно-правового управления Бурятией. В течение середины XVII начала XX вв. территория Бурятии, не будучи самостоятельным государственным образованием, поэтапно интегрировалась в российскую государственно-правовую систему, причем для Сибири и ее регионов царское правительство разработало особенную систему регионального управления с учетом уклада сибирских народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бурятия в составе Российской империи: государственно-правовой аспект»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

БУРЯТИЯ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Хлыстов Е.А.

Хлыстов Евгений Афанасьевич - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории государства и права, конституционного права, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

Аннотация: в данной статье анализируются основные этапы государственно -правового управления Бурятией. В течение середины XVII - начала XX вв. территория Бурятии, не будучи самостоятельным государственным образованием, поэтапно интегрировалась в российскую государственно-правовую систему, причем для Сибири и ее регионов царское правительство разработало особенную систему регионального управления с учетом уклада сибирских народов. Ключевые слова: Бурятия, управление территорией, государство и право, ясак.

Бурятские племена Забайкалья долгое время находились в составе Монгольской империи, затем после распада империи под влиянием монгольских князей, входя в состав территории монгольского мира. Вполне естественно, что социально -политический строй и нормативная практика бурят в дороссийский период впитали традиции и обычаи монгольских государств, особенно ойратов. С середины XVII в. и до первой трети XVIII вв. можно назвать переходным периодом, в течение которого бурятские племена вошла в состав Российской империи, были установлены границы, часть бурят остались в составе монголов.

В результате колонизации примерно к 1650 г. северная часть нынешней Бурятии оказалась присоединенной к России. В течение 1650-х - 1670-х годов территория Забайкалья была застроена русскими острогами, в том числе, баргузинским, верхнеудинским и др. В это время русское господство в Западном Забайкалье еще было непрочным, так что «мунгальские» люди продолжали считать себя здесь полными хозяевами, совершали набеги. Однако подписание Россией в 1689 г. Нерчинского договора, в 1727 г. Буринского договора, его продолжения в 1728 г. (Кяхтинский трактат) с правительством Китая установили границы, означали переход бурятских племен в состав России [10, с. 31].

Соборное Уложение 1649 г. установило ряд правил в отношении населения новых земель. Во-первых, земля ясачных людей была объявлена собственностью государя, поэтому с ней нельзя содержать сделки купли-продажи, а во-вторых, были признаны местные обычаи, то есть было сформировано обычное право [15, с. 96]. Кроме того, статья 161 главы X «О суде» установила правило проведения шерти (присяги) ясачных людей при проведении судебных разбирательств.

В 1677 г. с учетом новоосвоенных на востоке земель был образован Енисейский разряд, в состав которого были причислены «все водворения по Ангаре и Забайкалью с включением Нерчинска» [2, с. 328-332]. С 1682 г. непосредственное управление было поручено иркутскому и нерчинскому воеводам, при этом воеводская администрация выполняла функции административного, полицейского, податного и судебного порядка.

В последней трети XVII - начале XVIII в. было издано ряд указов и наказов царя, в которых были обозначены основные контуры политики государства к сибирским народам. Так, Указ от 26 декабря 1695 г. предписывал, что воеводы и управители острогов не должны обижать представителей сибирских народов, не притеснять, без

разрешения не чинить пытки и казни [17, с. 214], тем самым создавались условия для привлечения забайкальских бурят на сторону России.

Вопросы раскладки ясака и все незначительные дела передавались на рассмотрение и разрешение внутри рода, а значительные дела, затрагивающие интересы русского населения и царизма, передавались на суд царских властей. Петр I издал «Наказ Нерчинским воеводам» в 1696 г., по которому воевода был обязан заниматься установлением военных постов, охранять население от набегов монголов, собирать ясак, следить за тем, чтобы не было воровства, драк, пьянства, грабежи и другие полицейские полномочия, разбирать серьезные преступления [18, с. 235]. В начале 1730-х гг. появляется должность в воеводской администрации - комендант. В других острогах (Баргузин, Чита, Удинск) во главе стояли приказчики, которые подчинялись воеводе [7, с. 86].

Основные принципы государственного управления сибирскими народами, в том числе бурятами, были систематизированы в записке, составленной Саввой Рагузинским в 1728 г. и названной «Инструкция пограничным дозорщикам». В данном правовом документе судебные дела были разделены на две категории: малые дела, и дела, касающиеся интересов государства. К малым делам относились споры о калыме, воровстве, драки и прочие дела, решались судом бурятскими начальниками, менее важные дела отдавались суду главы рода. Более серьезные дела политического характера, убийства разбирали земские комиссары в рамках уездов и острогов (земские исправники). Главное место в управлении придавалось сбору ясака, основной податной единицей стал род. Инструкция закрепила родоплеменной строй, поскольку «каждый бурят был обязан числиться в каком-нибудь роде под ведением своих начальников и подчиняться им [11, с. 151-152].

На территории Забайкалья был в 1724 г. образован Нерчинский уезд и Селенгинский дистрикт [8, с. 27]. В 1740-е годы изменяется городская система управления, в г. Селенгинске создается магистрат и ратуша, причем их власть распространялась на Кяхту и Верхнеудинск [7, с. 47]. В Селенгинске в это время была введена должность воеводы в качестве центра гражданского управления. В Троицкосавске и Верхнеудинске государственное управление было представлено комендантами [7, с. 62].

При Екатерине II изменяется территориальная структура управления сибирским краем, меняется и ясачная политика. В отличие от Инструкции 1728 г. в Инструкции капитану А. Щербачеву, командированному в Сибирь в 1763 г. с целью систематизации проведения сбора ясака с коренного населения, а также для того, чтобы оградить жителей Сибирской губернии, в частности, Иркутской провинции, от злоупотреблений местной администрации, предписывалось, что порядок сбор ясачных повинностей, а также судебные разбирательства, земельные вопросы, споры о краже скота, должны определяться не единолично бурятскими родоначальниками, а решаться на общем собрании членов рода (суглане), в соответствии с нормами обычного права [19, с. 153-154].

В середине XVII в. управленческая политика в отношении сибирских народов меняется, в частности на территории Забайкалья создаются степные конторы. Во главе был поставлен тайша, 6 депутатов от родов. Нужно отметить, что именной указ сохранил и общинное самоуправление в виде общих собраний представителей родов - сугланов. Именно сугланы должны были разрешать вопросы, связанные с раскладкой ясачных податей и повинностей [22, с. 400]. Первая мирская изба (степная контора) была учреждена для хоринских бурят в 1749 г. в с. Онинском.

В 1775 г. была проведена губернская реформа, в соответствии с которой территория Забайкалья вошла в Удинскую провинцию, столицей которой становится г. Удинск (будущий Верхнеудинск), причем во главе провинции был поставлен воевода [26]. Селенгинск и Нерчинск с этого времени перестали быть центрами государственного управления Забайкальем, в результате реформы воеводская

6

администрация в этих городах была ликвидирована, заменена комиссарами и комендантами, то есть были созданы Селенгинское, Нерчинское, Баргузинское комиссарства. Основными полномочиями комиссаров было, как и прежде, сбор налогов и заведование полицией [8, с. 28]. После реформы 1783 г. «Главное наблюдение» за наместничеством возлагалось на генерал-губернатора, назначаемого «именем императорского Величества» из числа особо приближенных ко двору сановников. На должность генерал-губернатора Иркутского и Колыванского наместничеств был определен генерал-поручик И.В. Якоби [4, с. 16], при котором создается полицейская система, усиливается власть генерал-губернатора.

Вторая ступень государственного управления Сибирью была сосредоточена в Губернском правлении в наместничествах, в частности, в Иркутском. Оно включало в себя председателя - губернатора, двух советников, прокурора губернии, а также нескольких служащих различных ведомств по отраслям управления и сословных учреждений. В этот период губернское правление Иркутского наместничества ведало военно-политическими, финансово-податными, административными вопросами. Кроме того, оно занималось контролем и координацией судебных органов, которые были созданы в результате губернской реформы Екатерины II: Палат уголовного и гражданского суда, Верхних и Нижних Надворных судов, Губернского магистрата. Следующей ступенью в системе наместнического управления являлось Областное управление, которым руководил комендант. Местное управление было представлено уездными управлениями во главе с земским исправником-капитаном [1, с. 299].

Провинция в Забайкалье просуществовала до реформы местного управления согласно Указу императрицы от 6 марта 1783 г. [20, с. 875] «Об устройстве Иркутского наместничества». Оно включило 4 области, бывшая удинская провинция была преобразована в Нерчинскую область во главе с обер-комендантом, которая, в свою очередь включало 5 уездов, в том числе Верхнединский (включая г. Селенгинск) и Баргузинский. Данные уезды стали возглавляться земскими исправниками, имевших под собой нижние уездные суды (полицейские органы).

На основании Указа от 6 марта 1783 г. устанавливался порядок управления и суда, предоставляющий старшинам, князцам, шуленгам и другим родоначальникам «свободу правления и разбирательства», осуществляемого словесным образом по собственным степным обычаям без требования от ясачных «по форме на гербовой печати челобитень и пошлин» [20, с. 326]. Инструкцией от 23 мая 1803 г. главе администрации Тобольского и Иркутского генерал-губернаторств предписывалось «оставить ясачных при собственных правах и обычаях, по которым сами бы они разбирались во всех маловажных делах, не привлекая их к тяжбе и волоките по судному обряду» [21].

Регламентация системы иноверческого управления была дана в «Положении о выборе иноверческих начальников и правах их», утвержденном в 1812 г. Иркутским губернатором Н.И. Трескиным [27]. Отстаивая интересы «проводников» царской политики на местах, губернская администрация закрепляла административно -хозяйственные, финансово-податные и судебные полномочия родоначальников. «Положение, учиненное господином Иркутским гражданским губернатором и кавалером в подтверждение и постановление в действие узаконений и правил по предметам иноверческого и сельского управлений» 1812 г. закрепляло наследственный принцип передачи родовыми начальниками своих прав [9, с. 116-117]. Иноверцы должны были занимать «старшинские» должности по выбору. При этом допускалось и наследование должностей. Положение также предусматривало отстранение от должности за нерадение в исполнении своих обязанностей, «худое» правление своим родом [5, с. 33].

По представленному генерал-губернатором Сибири М.М. Сперанским проекту решением Сибирского комитета была проведена реформа управления. В июле 1822 г. был принят ряд законодательных актов: «Учреждения для управления Сибирских губерний»; «Уставы об управлении инородцев»» и др. [6, с.240]. В

7

соответствии с этими документами управление Сибири представляло собой четырехступенчатую систему:

1) главное,

2) губернское,

3) окружное,

4) волостное и инородное, при этом Бурятия находилась под управлением иркутского губернатора.

Согласно Учреждению для управления сибирских губерний 1822 г. высшим правительственным местом в сибирских генерал-губернаторствах являлось Главное управление, состоящее под непосредственным руководством генерал -губернатора, замещаемого «по должности Высочайшим повелением». сибирские губернии подразделялись на округа, в пределах которых действовали Окружные управления, представительский состав которых зависел от численности подведомственного населения [28].

С учетом численности проживающего населения сибирские округа подразделялись на три категории. Так, первую категорию составляли «многолюдные» (Верхнеудинский, Нижнеудинский, Нерчинский) округа. Представителем исполнительной государственной власти в многолюдном округе выступал «окружной начальник», возглавлявший Окружное правление. Полномочия окружных начальников традиционно сводились к административно-хозяйственным вопросам, разрешению споров. Их администрация включала окружной совет из различных должностных лиц.

На уровне инородческого управления были установлены три ступени: родовое управление, инородная управа, степные думы. Территориальная организация была строго нормирована. Так, улус должен был состоять из 15 семей, чтобы получить Родовое управление. Во главе родового управления были поставлены старосты, назначаемые на выборной основе. Улусы могли быть объединены в более крупное образование, которое возглавлялось уже инородной управой. Данное ведомство возглавлялось головой, в администрацию управы входили выборные представители. Несколько родов образовывали самую крупную административную единицу во главе со Степной думой. Аппарат степной думы возглавлялся «главным родоначальником» — тайшой, у которого была два помощника, заседатели и головы [11, с. 224]. Особой формой управления являлись собрания (сугланы), созываемые для обсуждения вопросов о сборах и повинностях, об избрании должностных лиц.

Однако законодательные установления в действительности не выполнялись. На практике, как отмечает П.Т. Хаптаев [11, с. 32], Степные думы оттеснили инородные управы на задний план, в результате к концу XIX в. существовали две системы управления:

1) родовое управление-Степная дума;

2) родовое управление - инородная управа.

Трехступенчатая система была первоначально учреждена только в Хоринском ведомстве, самом крупном бурятском ведомстве.

В связи с распространением влияния России на Дальнем Востоке и Восточной Азии, Сенат издает указ от 11 июля 1851 г. [24, с. 476], по которому учреждается Забайкальская область в составе Иркутской губернии, в составе которой были образованы два округа: Верхнеудинский и Нерчинский. Примечательно, что во главе области с центром в Чите был поставлен военный губернатор [24, с. 476]. Своеобразие региона выразилось в создании упрощенной системы управления, в которую были включены военный губернатор, областное правление, инспектор по медицинской части, областной прокурор [24, с. 476-480].

Что касается областного управления, то оно становится высшим административно -полицейским учреждением, например, оно напрямую взаимодействовало с Главным управлением Восточной Сибири. Показательно, что общее присутствие областного управления не имело четко обозначенных функций [24, с. 479]. По закону от 6

8

декабря 1856 г. «О некоторых изменениях по управлению в Восточной Сибири и Западной Сибири» [25, с. 1041], усилено положение военного губернатора, областное управление стало подчиняться непосредственно ему.

Важное значение имело «Учреждение управления инородцев», принятое в 1857 г., первая глава которого посвящена вопросам управления сибирскими инородцами, прежде всего сборе ясака и других повинностей, например, высочайше утвержденный доклад Министра императорского двора и финансов от 3 марта 1835 г. «О вновь положенных на кочевых и бродячих инородцев окладах звериными шкурами и деньгами». По статье 27 Учреждения управления инородцев 1857 г. каждой инородной управе полагалось иметь двух выборных, но «в уважение многолюдства заведываемых упомянутой управой инородцев и рассеянности их стойбищ» [23, с. 919] было разрешено добавить еще двух выборных и статья 11 Положения об инородцах 1892 г. определяла, что инородная управа может состоять из двух или более выборных [12, с. 2].

Внешнеполитические задачи снова были поставлены на первое место и в 1884 г., когда Забайкальская область была включена в созданное Приамурское генерал-губернаторство [14, с. 281]. Дальневосточные интересы, а также поражение в войне с Японией обусловили возвращение Забайкальской области в 1906 г. в состав Иркутского генерал-губернаторства [14, с. 489]. Этой задаче отвечало и образование в 1906 г. особой канцелярии военного губернатора. Хотя, безусловно, в пределы ее деятельности входили вопросы, касающиеся обеспечения общественной безопасности области. До 1917 г., ситуация не изменилась, происходили незначительные преобразования в структуре учреждения [13, с. 280].

21 декабря 1902 года было издано «Высочайшее повеление»: «Предоставить, Приамурскому генерал-губернатору: первое - Высочайшее утвержденное 23 апреля 1901 года временное положение об административном устройстве и суде кочевых инородцев Забайкальской области вводить в действие, начиная с января 1903 года с соблюдением той постепенности, которая вызывается особенностями инородческого быта и с сохранением по возможности родового единства во вновь образуемых волостях: второе - замещать все должности по инородческому и общественному управлению и суду при отказе инородцев от замещения оных по выборам лицам по своему усмотрению» [3]. Введение волостного управления и института крестьянских начальников, за исключением закаменских бурят и армакских эвенков, было завершено к концу 1903 года. Территория, заселенная забайкальскими бурятами, разделилась на 15 волостей. Каждая волость состояла из нескольких булучных (сельских) обществ, подчинявшихся крестьянскому начальнику участка.

Волостная реформа явилась самым решительным проведением политики государства по унификации бурятского и тунгусского населения с русским крестьянским населением, местные обычаи в результате были интегрированы в российскую правовую систему.

Список литературы

1. Авдеева О.А. Сибирь в государственно-правовой системе России (вторая половина XVI - начало XX в.): Дис. ... д.ю.н. Екатеринбург, 2008. 550 с.

2. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике. XVI-XX века / В.В. Алексеев, Е.В. Алексеева и др. М.: Наука, 2004. 600 с.

3. Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области» // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. СПб., 1904. Т. 20.

4. «Господин главный начальник края»: история Вост.-Сиб. и Иркут. генерал-губернаторств / сост. И.П. Белоус [и др.]. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. 83 с.

5. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири в XIX - начале XX вв. Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1986. 165 с.

6. Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М.: Высшая школа, 1983. 352 с.

7. Евдокимова С.В. Социально-экономическое развитие городов Забайкалья в XVII-

XIX вв. Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2007. 248 с.

8. Евтехов Р.А., Малыгина О.А. Городская полиция в системе государственных институтов управления Забайкальской областью в XVIII - начале XX века // Вестник Пермского университета, 2016. Вып. 3. С. 22-31.

9. Жалсанова Б.Ц. История местного самоуправления бурят (XIX - начало XX в.): Дис.....д.и.н. Улан-Удэ, 2012. 479 с.

10. Залкинд Е.М. К вопросу об образовании бурят-монгольской народности // Записки БМНИИК. Вып. 22. Улан-Удэ, 1956. С. 23-45.

11. История Бурят-Монгольской АССР. Улан- Удэ: Бурят-монгольское книжное издательство, 1954. 496 с.

12. Положение об инородцах 1892 г. СПб., 1892. Т. 2.

13. Палин А.В. Влияние политических и экономических факторов на формирование и деятельность органов местного управления Сибири в XIX - начале XX века (на примере Забайкальского областного правления) // Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII - начала ХХ века: Сборник материалов региональной научной конференции. Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. С. 276-288.

14. Ремнев А.В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала

XX веков. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 2004. 552 с.

15. Федоров М.М. Правовое положение народов Восточной Сибири в XVII - первой половине XIX века. Якутск: Кн. издательство, 1978. 207 с.

16.Хаптаев П.Т. Национальное движение в Бурятии в период первой русской революции. Улан-Удэ: Гос. Бурят-Монгольское издво, 1938. 146 с.

17. Шагдурова И.Н. Правовое регулирование административного и судебного устройства бурят в период Российской империи // Известия ИГЭА, 2012. № 2. С. 213-217.

18. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 3.

19. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 16.

20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 21.

21. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 27.

22. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 38.

23. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. СПб., 1833. Т. 7. СПб., 1832.

24. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 26. Отд. I. СПб., 1851.

25. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 31. Отд. I. СПб., 1856.

26. Государственный архив Республики Бурятии. Ф. 88. Оп. 1. Д. 144. Л. 2.

27. Государственный архив Иркутской области. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 50-63 об.

28. Российский государственный исторический архив. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 76. Л. 12-12 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.