Научная статья на тему 'Бурение как элемент истории и культуры человеческой цивилизации. Часть 2'

Бурение как элемент истории и культуры человеческой цивилизации. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЕНИЕ / DRILLING / ИСТОРИЯ / HISTORY / КРЕСТ / DRILL BIT / (A) CROSS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нескоромных Вячеслав Васильевич

Рассмотрены и проанализированы материалы по истории бурения и горного дела, проанализирована связь с историческими памятниками и сделаны выводы о том, что бурение нашло свое отражение в мифологии, художественном творчестве, языке, памятниках культуры, символах веры человеческой цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Нескоромных Вячеслав Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRILLING AS AN ELEMENT OF HUMAN CIVILIZATION HISTORY AND CULTURE. Part 2

The article examines the materials on the history of drilling, analyzes the correlation with the historical monuments and analyzes the terms of "drill" and "drilling". It is concluded that drilling is reflected in mythology, language, cultural monuments, and creeds of the human civilization.

Текст научной работы на тему «Бурение как элемент истории и культуры человеческой цивилизации. Часть 2»

УДК 622.243.2

БУРЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Часть 2

В.В. Нескоромных1

Сибирский федеральный университет, 660025, Россия, г. Красноярск, пр. газеты «Красноярский рабочий», 95.

Рассмотрены и проанализированы материалы по истории бурения и горного дела, проанализирована связь с историческими памятниками и сделаны выводы о том, что бурение нашло свое отражение в мифологии, художественном творчестве, языке, памятниках культуры, символах веры человеческой цивилизации.

Библиогр. 4 назв. Ил. 2. Ключевые слова: бурение; история; крест.

DRILLING AS AN ELEMENT OF HUMAN CIVILIZATION HISTORY AND CULTURE. Part 2 V.V. Neskoromnyh

Siberian Federal University, 95 Gazety "Krasnoyarsky Rabochii" pr., Krasnoyarsk, 660025, Russia.

The article examines the materials on the history of drilling, analyzes the correlation with the historical monuments and analyzes the terms of "drill" and "drilling". It is concluded that drilling is reflected in mythology, language, cultural monuments, and creeds of the human civilization.

4 sources. 2 figure.

Key words: drilling; drill bit; history; (a) cross.

Как уже отмечено в статье, опубликованной ранее [3], интересна связь бурения - первого бурового станка в виде лучкового сверлильного устройства, прототипом которого было устройство для добывания огня трением (рис. 1), с символами религии и веры в человеческую цивилизацию. Как считают многие исследователи древности [2, 4], устройство для добывания огня в виде крестовины стало прообразом для появления такого общечеловеческого символа веры, как крест, а слово «крест» происходит от древнеславян-ского слова «крес» - огонь. Отсюда в русском языке возникло широко известное слово кресало - карманное устройство для добывания огня, позже замененное на огниво.

В русском языке еще несколько слов являются однокоренными со словом крес и крест. Это, прежде всего, воскреснуть и воскрешение, воскресение. Вероятно, первоначальный смысл этих слов был связан с угасанием и возгоранием огня - креса. Это слово искра - из кра (из огня), кромешная тьма (восприятие глазом человека сгущающейся темноты под влиянием яркого света на зрачок глаза). Слово крестьянин (в отличие от слова христианин -приверженец христианской веры) обозначает человека, работающего на земле - землепашца, который при подготовке земли к обработке выжигал леса и таким образом освобождал землю и одновременно удобрял её золой. После

:Нескоромных Вячеслав Васильевич, доктор технических наук, профессор, тел.: (391) 2063772, e-mail: TTR drill@,istu.irk.ru

Neskoromnykh Vyacheslav, Doctor of technical sciences, Professor, tel.: (391) 2063772, e-mail: TTR drill@jstu.irk.ru

нескольких лет использования пашни, когда земля истощалась, крестьяне переходили на новое место, вновь выжигая лес. Именно поэтому укоренилось слово крест в обозначении рода занятий человека. При этом слово крест показывает связь деятельности человека как с самим огнем-кресом, так и с устройством его добывания. Любопытно, что в других странах для обозначения людей, работающих на земле - крестьян, использовалось другое слово Ьоег (голл., исп,. франц.) - бур, которое, как показывает анализ, также может иметь отношение к устройству добывания огня и, таким образом, видимо и к процессу получения огня и выжигания леса на новом для пашни месте. Можно вспомнить южно-африканских буров-земледельцев, отстаивавших в 19 веке свою независимость от метрополии - Голландии.

Если же связывать значение слов крес и крест со знаниями, которые нам дает Всеясветная Грамота (Древняя АзБука) [1] как древнейшая система и письменности, и миропорядка, в которой каждый знак имел определенный образ, то эти слова могут означать: крес - «К - концентрация энергии через Р - резонанс Е - есть С - се (это)». В слове крест добавлена еще одна буква - Т, означающая в Грамоте образ-твердь - основу добывания огня-креса. Любопытно, что в древних надписях, обнаруженных в различных регионах, буква Т иногда писалась как знак Крестом, вероятно, называлась часть

устройства для добывания огня-креса -

перекрестие двух брусков в основании устройства, в котором и происходило возгорание (рис. 2).

На немецком языке крест - Kreuz, по-английски Cross, по латыни Crus. По-английски cross - это еще пересекать, пересекаться. В звучании этих слов, включая общеславянское «крест», присутствует общий корень «кр», что указывает на очень древнее появление понятия и слова «крест». Это, конечно, противоречит устойчивому мнению современных филологов, утверждающих, что слово крест образовалось от имени Христос. Но образ Исуса Христа знаком человечеству чуть более 2 тыс. лет, тогда как крест - как символ человеческой цивилизации - имеет возраст в десятки тыс. лет, а значит связывать эти символы Веры и Культуры полностью, видимо, нельзя. Слово Христос, как и Кришна, означает

- Помазанник. Т.е. это не имя, а обозначенное историей предназначение человека - Помазанник Божий. А слово Помазанник - от мазать = красить. Слово же красить - от слова краска. Слово краска - от слова красивый и красный (прекрасный).

А эти слова, видимо, имеют отношение к огню-кресу. Именно огонь-крес, по мнению наших предков, и красный, и красивый. Т.е. в результате слово Христос возникло от слова крес, от которого возникло и слово крест, а не слово крест от слова Христос.

Священный огонь, появляющийся

Рис. 1. Добывание огня-креса [1]

в месте трения пересекающихся вертикальной стойки и горизонтального бруса, таинство процесса и его священный характер привели к такому восприятию явления человеком, что люди, поклоняясь огню, стали поклоняться и средству его добывания. Впоследствии обобщенная схема устройства для добывания огня стала символом веры, символом вечности и бесконечности, божественным знаком.

Рис. 2. Схема добывания огня-креса (сверления-бурения) трением

Таким образом, если считать, что устройство для добывания огня и для сверления-бурения - суть одно и то же устройство, то тогда крест являет собой стилизованное изображение средства для добывания огня и сверления-бурения.

Интересно, что в русском языке термины сверление и бурение различаются, а в английском и немецком - синонимы - drilling и bohren. Ощущается связь слова на немецком bohren с русским «бурение». Анализ лингвистических и этимологических хитросплетений указывает, что основополагающим в буровой терминологии является слово

бур.

Это слово на многих языках звучит практически одинаково: по-немецки - bohr, по-голландски - boor, по-шведски - borr, на славянских языках -бур, в тюрских языках - бурав - сверло, бур - сверлить, по-английски - bore наряду c drilling. Слово бур положено в основу татарского слова буран (харак-теристка природного явления через сло-

ва крутить, вертеть). От этого слова могли появиться слова буря, бурный (поток). Интересно, что во многих языках есть очень похожие слова - боран (азербайджан.), буран (тадж., узбек.), борон (киргиз.), буурба (метель, снежная буря по-якутски).

Можно предположить, что именно слово бур определило название инструмента, которым делалось отверстие при сверлении-бурении, а изначально осуществлялся процесс вращения-трения при добывании огня-креса. Слово бур, безусловно, имеет древнейшее происхождение и его появление связано, видимо, еще с древнейшим прото-языком человеческой цивилизации. Значение слова бур, если следовать значению букв его составляющих в соответствии с принципами Свеясветной Грамоты, ориентировочно может быть следующим: «б - буки означает предназначение для души человека; у - умение и знание; р - получение энергии через резонанс». Буква б - в значении слова бур связывает получаемую энергию с человеком, через его душу, т.е. указано,

что эта энергия предназначена человеку.

Таким образом, если следовать принципу прочтения слова бур в соответствии с древнейшей АзБукой, то получается достаточно мощный смысловой ряд, что позволяет утверждать, что это слово имело сакральный смысл для древнего человека и наши предки обозначали словом бур инструмент, необходимый для добывания священного огня.

Таким образом, этимологический, лингвистический и исторический анализы показывают, что технические термины бур и бурение имеют древнейшее происхождение и связаны с процессом добывания древним человеком огня-креса. Бур - это не что иное как элемент устройства для добывания огня, а именно вертикальный деревянный стержень, который нагружался и вращался, вызывая процесс трения, нагрев и возгорание

под торцом (см. рис.2). Бур опирался на горизонтальное перекрестие (необходимого для устойчивости устройства) двух брусков - крест. Поскольку этот процесс имел священный для древнего человека ритуал, сами термины несут смысл, определяющий элементы ритуального священнодействия.

Библиографический список

1. Гусев О.М. Белый конь апокалипсиса. СПб.: ЛИО «Редактор», 2000. 129 с. (с сайта www.zrd.spb.ru).

2. Дёмин В.Н. Северная прародина Руси. М.: Вече, 2007. 576 с.

3. Нескоромных В.В. Бурение как элемент истории и культуры человеческой цивилизации // Известия Сибирского отд, секции наук о Земле РАЕН «Геология , поиски и разведка рудных месторождений». 2010. №1 (36). С. 137-141.

4. Смирнова И.М. Тайная история креста. М.: Эксмо, 2006. 320 с.

Рецензент доктор филологических наук, профессор Иркутского государственного технического университета Н.Н. Рогозная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.