Научная статья на тему '"БУМ ДОТКОМОВ" В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ'

"БУМ ДОТКОМОВ" В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
558
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
"БУМ ДОТКОМОВ" / "ПУЗЫРЬ ДОТКОМОВ" / ФИНАНСОВЫЙ ПУЗЫРЬ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНТЕРНЕТ / DOTCOM BOOM / DOTCOM BUBBLE / FINANCIAL BUBBLE / STOCK MARKET / TECHNOLOGY COMPANIES / INVESTMENTS / INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколенко А. П.

Пузырь «доткомов» - это финансовый пузырь, порождённый массовыми спекуляциями ценными бумагами ранних интернет-компаний. Завышенные ожидания в отношение будущей прибыли, агрессивная реклама и отсутствие реального понимания механизмов ценообразования интернет-активов создали в финансовой истории один из крупнейших обвалов - падение технологического индекса NASDAQ. Почти половина появившихся стартапов в период с 1994 по 2000 обанкротились, а крупнейшие производители программного обеспечения потерпели огромные убыткиВ статье описывается явление, называемое «Бумом доткомов» в Соединенных Штатах Америки. Данное явление представляет собой образование «мыльного пузыря» на фондовом рынке, порождённого массовыми спекуляциями ценными бумагами ранних интернет-компаний. В статье рассматриваются причины обвала рынка акций технологических компаний и последствия финансового коллапса. Особое внимание уделяется роли сети «Интернет» в возникновение кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOT-COM BOOM" IN THE UNITED SYAYES OF AMERICA

The dotcom bubble is a financial bubble generated by mass speculation of securities of early Internet companies. High expectations for future profits, aggressive advertising and a lack of real understanding of Internet asset pricing mechanisms have created one of the largest collapses in financial history - the fall of the NASDAQ technology index. Nearly a half of the appeared startups during the period from 1994 to 2000 went out of business, and the largest producers of the software suffered huge убыткиВ to article the phenomenon called "A boom of dotcoms" in the United States of America is described. This phenomenon is the formation of a "soap bubble" in the stock market, generated by mass speculation of securities of early Internet companies. The article considers the causes of the collapse of the equity market of technology companies and the consequences of financial collapse. Particular attention is paid to the role of the Internet in the emergence of the crisis.

Текст научной работы на тему «"БУМ ДОТКОМОВ" В СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ»

УДК 316.4

«БУМ ДОТКОМОВ» В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Соколенко А.П., студент

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. Пузырь «доткомов» — это финансовый пузырь, порождённый массовыми спекуляциями ценными бумагами ранних интернет-компаний. Завышенные ожидания в отношение будущей прибыли, агрессивная реклама и отсутствие реального понимания механизмов ценообразования интернет-активов создали в финансовой истории один из крупнейших обвалов - падение технологического индекса NASDAQ. Почти половина появившихся стартапов в период с 1994 по 2000 обанкротились, а крупнейшие производители программного обеспечения потерпели огромные убыткиВ статье описывается явление, называемое «Бумом доткомов» в Соединенных Штатах Америки. Данное явление представляет собой образование «мыльного пузыря» на фондовом рынке, порождённого массовыми спекуляциями ценными бумагами ранних интернет-компаний. В статье рассматриваются причины обвала рынка акций технологических компаний и последствия финансового коллапса. Особое внимание уделяется роли сети «Интернет» в возникновение кризиса.

Ключевые слова: «бум доткомов», «пузырь доткомов», финансовый пузырь, фондовый рынок, технологические компании, инвестиции, Интернет.

"THE DOT-COM BOOM" IN THE UNITED SYAYES OF AMERICA

Sokolenko A.P., Student

MV Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

Annotation. The dotcom bubble is a financial bubble generated by mass speculation of securities of early Internet companies. High expectations for future profits, aggressive advertising and a lack of real understanding of Internet asset pricing mechanisms have created one of the largest collapses in financial history - the fall of the NASDAQ technology index. Nearly a half of the appeared startups during the period from 1994 to 2000 went out of business, and the largest producers of the software suffered huge убыткиВ to article the phenomenon called "A boom of dotcoms" in the United States of America is described. This phenomenon is the formation of a "soap bubble" in the stock market, generated by mass speculation of securities of early Internet companies. The article considers the causes of the collapse of the equity market of technology companies and the consequences offinancial collapse. Particular attention is paid to the role of the Internet in the emergence of the crisis.

Keywords: dotcom boom, dotcom bubble, financial bubble, stock market, technology companies, investments, the Internet.

Введение

Когда в 1994 году, после десятилетий работы над информационной сетью «Интернет», правительство Соединенных Штатов Америки передало разработку под коммерческое использование, война за первенство началась. За считаные секунды слово «Интернет» стало синонимами «успеху» и «прибыли». На границе двух веков информационная революция породила эйфорию, размывающую границы здравомыслия даже в самых образованных кругах.

Пузырь «доткомов» — это финансовый пузырь, порождённый массовыми спекуляциями ценными бумагами ранних интернет-компаний. Завышенные ожидания в отношение будущей прибыли, агрессивная реклама и отсутствие

реального понимания механизмов

ценообразования интернет-активов создали в финансовой истории один из крупнейших обвалов - падение технологического индекса NASDAQ. Почти половина появившихся стартапов в период с 1994 по 2000 обанкротились, а крупнейшие производители программного обеспечения потерпели огромные убытки. После коллапса 2001 года инвесторы суммарно потеряли более 5 триллионов долларов. Методы исследования

Началом одержимости интернет-коммерцией послужило создание браузера Mosaic. Работы над навигационной системой велись с 1993 г. по 1994 г. И если в 1992 г. в мировой сети насчитывалось всего 26 сайтов, то к 1995 году их количество превышало 10 000. Стоит отметить, что именно

один из создателей браузера основал и его главного конкурента. Совместно с Джимом Кларком (основатель SiliconGraphics) Марк Эдриссен положили начало принципиально иной навигационной системе - NetscapeNavigator - в

1994 году. Ее преимуществом перед Mosaic была возможность пользователя работать одновременно и с текстовой информацией, и с изображением. Компании Netscapeхватило всего одного года для того, чтобы её рыночная стоимость достигла 3 миллиардов долларов. А в

1995 году были разработаны еще два браузера -InternetExplorer и Yahoo, пережившие пузырь доткомов. В течении трех лет на рынке появились 3 компании, обеспечивающие негосударственным пользователям доступ в Интернет. Трафик всемирной сети увеличился в 10 тысяч раз, в период с 1990 года по 1997 количество владельцев компьютеров выросло с 15% до 35% [1, с. 21].

Не менее важной предпосылкой к распространению Интернета на территории Соединенных Штатов Америки является и то, что все упомянутые выше браузеры были бесплатны для скачивания и использования.

В 1994 году была создана первая электронная система платежей - First Virtual, а в 1995 «FOREX» уже применяют на своем рынке системы интернет-трейдинга, работающие круглосуточно. [4, с. 5-6] К 1999 году число электронных платежей федеральных структур США достигло 78%. В 1995 году также появятся Amazon, создав волну интернет-магазинов, и Ebay- первый интернет-аукцион.

Огромный ажиотаж вокруг темы привел к созданию многих небольших стартапов. Разработка программного обеспечения - это абсолютный тренд среди молодых предпринимателей и студентов. Зачастую, штаб-квартиры подобных компаний находились в гаражах, а в качестве зарплаты предлагались пицца и содовая. К середине 1990-х годов индекс технологических акций NASDAQ рос чрезвычайно быстрыми темпами, в результате чего многие инвесторы, ориентированные на технологии, стали богатыми. При этом многие

технологические компании платили своим сотрудникам опционами на акации. К концу 1990-х даже некоторые секретари могли имели опционные портфели, а, для привлечения новых сотрудников, технологические компании предлагали BMW в качестве бонуса.

Наиболее точно ситуация была описана в журнале Campaign, выпуск от 10 сентября 1999 года: «Если бы кому-либо было поручено создать рекламный щит эпохи доткомов, он был бы высотой в несколько сотен метров и растягивался над Хайвэем 101 в Кремниевой долине с надписью: «Добро пожаловать в новую золотую лихорадку»». Технологические компании тратили миллионы на рекламу. Таким образом, суммарно в 1998 году 50 крупнейших в сфере компаний США потратили около 420 миллионов долларов. Лишь за первые два месяца 1999 года эти расходы увеличились на 280%. При этом рекламные компании зачастую были чересчур эксцентричны и совершенно бессодержательны. Апофеозом рекламного безумия стали два ролика: один из них представлял собой 30-секндный видеоряд, подготовленный по случаю Суперкубка-2000 по американскому футболу. В нем была изображена танцующая обезьяна, а заканчивался он следующими словами: «Мы только что выбросили два миллиона долларов. А что вы делаете со своими деньгами?» Другой же - реклама интернет-магазина кормов для животных, символом которого стала говорящая кукла-носок. Реклама не спасла магазин от банкротства [2, с. 207].

Едва окончившие колледж молодые люди выходили на финансовый рынок, привлекая огромные инвестиции. Центральной биржей в этом отношении становится NASDAQ, ее фондовый индекс взлетел с 600 до 5000 пунктов. Стоит понимать, что большинство «новобранцев» не имели четких бизнес-планов, а еще большие не имели и прибыли. При этом отношение к экономике было как к «новой эре», которая не подчиняется старым «кирпичным» правилам, требующих четкое ресурсное подкрепление.

Известный американский инвестор в технологические стартапы Марк Кьюбан так

вспоминает о «лихорадке доткомов»: «Ах, старые добрые дни. Акции росли по $25, $50, $100 за день. Дни торгов были сущим адом. У каждого, с кем ты говорил, была история о том, как он сделал кучу денег на такой-растакой акции. За час. Люди поднимали на акциях миллионы за недели, если не быстрее».

В финансовой сфере пузырь фондового рынка — это самоподдерживающийся рост или бум цен акций определенной отрасли. Этот термин может быть использован с уверенностью только в ретроспективе, когда цены на акции уже рухнули. Пузырь возникает, когда спекулянты отмечают быстрый рост стоимости ценных бумаг и решают покупать в ожидании дальнейшего роста, а не потому, что акции недооценены и могут подорожать по объективным причинам. Американские средства массовой информации, в том числе такие авторитетные как Forbesи The WallStreet Journal, поощряли инвестирование в рискованные предприятия, оглушенные идеей «Новой экономики». Когда пузырь «схлопывается», ценына акциистремительно падают, а многие задействованные на рынке компании его покидают. В случае с «пузырем доткомов» такой датой считается 10 Марта, когда котировки NASDAQ достигают своего исторического максимума - отметки в 5132,52. С этого момента средний объем сделок начал постепенно снижаться. $2,232 млрд - 1 марта, до пика, 10 марта - $1,992 млрд, а в дальнейшем - до $1,5 млрд. [3, с. 321]

Вот примерные этапы падения:

• 15.03.2000 - 4582 (минус 10,7% от пика 10.03.2000);

• 01.11.2000 - 2597 (-49,4%);

• 01.03.2001 - 1840 (-64,1%);

• 04.09.2001 - 1498 (-70,8%);

• 03.09.2002 - 1172 (-77,2%).

1 ноября 2000 года NASDAQ Composite уменьшился за 8 месяцев вдвое. Капитализация рынка снизилась на 5 триллионов долларов. Компания eToys, вышедшая на IPO в 1999 году, к октябрю того же года продавала свои акции по $84 за единицу. Через 16 месяцев цена упадет до 9 центов.

После краха тысячи сотрудников технологических компаний потеряли работу, а после 2001 года на рынке it будет перенасыщение кадров.

Под всепоглощающий финансовый «каток» попали не только разработчики компьютерного обеспечение и сетевые компании, но и производители сетевого оборудования и персональных компьютеров. Так, например, стоимость акций Cisco падают с $80 за единицу до $10. Джон Чэмберз - генеральный директор Cisco - признавался, что хранит у себя в кабинете чек на 38 центов. Премию за 2002 год.

Самой легендарной сделкой «бума» по праву можно назвать слияние America ОпН^и Time Warner, прибыль от которой составила 250 миллиардов долларов. В 2002 году корпорация объявит об убытке в 99 миллиардов долларов. Со временем выяснится, что Грегори Хортон, глава кадрового подразделения, незаконно выводил деньги компании под предлогом получения услуг у сторонних консалтинговых компаний. Как выяснится еще позже, подобные махинации проводил не он один.

Еще одна громкая история -банкротствоWorldCom. Компания, которую газеты называли одним из самых надежных провайдеров, в марте 2002 года завысила свои доходы, объявив о прибыли в $74,4 миллиарда, при реальных убытках в $64,5 миллиардов. Также компания выдала огромную сумму Бенни Эбберсу, генеральному директору WorldCom, который незадолго до этого провел неудачную сделку слияния, обеспечив ее собственными акциями, на повторную покупку акций собственной компании по завышенной цене.

Известны еще несколько подобных случаев с крупными финансовыми махинациями (например, Xerox, QwestCommunication и дажеMicrosoft) [5]. Предприниматели были охвачены жаждой быстрой выгоды и зачастую не замечали опрометчивости собственных действий. Компании массово создавались ради скорейшего выхода на IPO и получения прибыли от продаж акций. Часто выход на биржу сопровождался непомерно дорогими

вечеринками, отмечающими еще не пришедшую прибыль. «Бум доткомов» представляется огромным шумным карнавалом, на котором хаотично движущиеся танцоры в масках существуют лишь в день карнавала. Заключение

Таким образом, главными причинами пузыря доткомов можно назвать:

• Непонимание Интернета. Всемирная сеть оказалась принципиально новой сферой взаимодействия, принцип правил работы на которой никто не понимал. Как ошибочно считалось, на Интернет не распространялись правила «материальной» рыночной экономики

• «Новая экономика». Пункт, вытекающий из предыдущего. Попытка приписать несуществующие правила новой индустрии, и их массовая реклама

• Отсутствие понимания того, как выгодно монетизировать интернет-трафик

• Спекуляции и махинации. Как среди инвесторов, держателей акций, так и со стороны (и внутри, в том числе) компаний

• Отсутствие бизнес-моделей. К сожалению, большинство стартапов были созданый-специалистами, а не бизнесменами, которые не понимали ни как монетизировать продукт, ни как управлять сотрудниками

• Невозможность оценить стоимость ценных бумаг. Ошибочно принятая формула, согласно которой цена акции прямо пропорциональна квадрату аудитории, создала на фондовом рынке «мыльный пузырь»

• Траты на рекламу. Огромные вложение денег на продвижение не давали реальных результатов. Аудитория увеличивалась, но лишь на короткое время

• Подмена понятий. Сейчас совершенно очевидно, что Интернет - это инструмент бизнеса, а не бизнес-процесс, который сам по себе может приносить доход.

Список использованных источников

1. Кашуро И.А., Мартюшев А.М., Розанов А.С. Роль

энергетических ресурсов в современном мире / Вестник

Московского университета. Серия 27: Глобалистика и

геополитика. 2015. № 1-2. С. 77-81.

2. Малков С.Ю. Современный этап модернизации: на пути к

мир-организму / Вестник Московского университета.

Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2015. № 1-2. С.

88-109.

3. Веряскина В.П. Человеческое развитие как проблема в

контексте глобальных процессов / Вестник Московского

университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 1. С. 25-43.

4. Джиоева А.А. Концепты глобального языка: understatement / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 3. С. 4053.

5. Стычинский М.С. Культурные различия как фактор возникновения конфликтов в условиях глобализации / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 3. С. 71-78.

6. Сулима Е.Н., Шепелев М.А. Геополитические идеи Ростислава Фадеева / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика.

2016. № 4. С. 56-66.

7. Ершов В.Ф. Банковская система России перед глобальным

вызовом транснационализации мирового финансового рынка / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 4. С. 31-55.

8. Васильева Е.И. Проблема периодизации геологических

эпох: фактор человека / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика.

2017. № 3. С. 53-58.

9. Залиханов М.Ч. Россия и Запад: глобальные вызовы и проблемы / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2019. № 1. С. 5-22.

10. Коротаев А.В., Зинькина Ю.В., Романов Д.М., Медведев И.А. Глобальный контекст влияния ценностных ориентаций на электоральное поведение россиян / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2019. № 1. С. 23-46.

11. Науменко Т.В. Массовое сознание и его роль в массово-коммуникативном процессе/ Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2004. №1.С.147.

12. Науменко Т.В., Гринюк А.И. Проблема модели экономического человека в современном научном пространстве / Проблемы современной экономики. 2016. №3(59). С. 39-42.

13. Мысляева И.Н., Науменко Т.В. Межбюджетные отношения в системе мер государственной региональной политики/ Регион: Экономика и Социология. 2017. №4(96). С. 62-76.

14. Науменко Т.В. Методологический анализ проблемы экономического сознания /Экономика и управление: проблемы, решения. 2013. №11(23). С.21-33.

15. Богомолов А.И., Невежин В.П. Информационное воздействие как инструмент дестабилизации финансовых систем конкурентных экономик // Экономика и управление: проблемы, решения. Т.2 № 3(86), 2019, - С. 31-36.

16. Bogomolov A.I., Nevezhin V.P., Chagovets L.O. Using Econometric Modeling in Likelihood Assessing of Investment Activity Risks // 2018 IEEE First International Conference on System Analysis & Intelligent Computing (SAIC). IEEE, 08-12 October 2018, p. 266-270.

17. Науменко Т.В. Экономическое сознание общества и массовая информация / Экономика и предпринимательство. 2015. №9-2. С. 159-163.

18. Науменко Т.В. Ценности и их роль в деятельности массовой коммуникации / Credo new. 2007. № 3. С. 7.

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.