Научная статья на тему 'Булярица - город-курорт в Черногории. Концептуальные решения отделки фасадов первой береговой линии'

Булярица - город-курорт в Черногории. Концептуальные решения отделки фасадов первой береговой линии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУРОРТ / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ВЕНЕЦИАНСКИЙ СТИЛЬ / ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА / ФАСАД / КОМПОЗИЦИЯ / СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ СТИЛЬ / БАРОККО / TOURISM / TOURIST RESORT / COLOUR / STYLISTIC ANALYSIS / VENETIAN STYLE / COLOR PALETTE / FACADE / COMPOSITION / MEDITERRANEAN STYLE / BAROQUE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Астанин Д.М., Юдичева В.Н., Дорофеева Е.А.

В статье рассматривается стилистическая концепция развития курортного города с учетом влияния культурных и географических характеристик местности, на примере поселка Булярица и одноименного пляжа в Будванской ривьере (Черногория). Пляж и поселок Булярица расположены на границах ранее существовавших Венецианской республики и Османской империи, границах влияния католической и православной церквей, что должно отражаться в архитектурно-планировочных принципах и методах проектирования туристско-рекреационных комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULJARICA IS A RESORT TOWN IN MONTENEGRO. CONCEPTUAL SOLUTIONS OF FACADES FINISHING FOR THE FIRST COASTLINE

The article deals with the stylistic concept of development Spa town with the influence of cultural and geographical characteristics of the area of Buljarica village and the eponymous beach in the Budva Riviera (Montenegro). The beach and the village of Buljarica are located on the borders of the pre-existing Venetian Republic and the Ottoman Empire, the boundaries of the influence of the Catholic and Orthodox churches, which should be reflected in the architectural and planning principles and methods of designing tourist and recreational complexes.

Текст научной работы на тему «Булярица - город-курорт в Черногории. Концептуальные решения отделки фасадов первой береговой линии»

DOI: https:// doi.org/10.18454/mca.2019.16.5

БУЛЯРИЦА - ГОРОД-КУРОРТ В ЧЕРНОГОРИИ. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ОТДЕЛКИ ФАСАДОВ

ПЕРВОЙ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ

Научная статья

Астанин Д. М.1*, Юдичева В. Н.2, Дорофеева Е. А.3

1,2,3Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия

* Корреспондирующий автор (montenegro.astanin@mail.ru)

Аннотация

В статье рассматривается стилистическая концепция развития курортного города с учетом влияния культурных и географических характеристик местности, на примере поселка Булярица и одноименного пляжа в Будванской ривьере (Черногория). Пляж и поселок Булярица расположены на границах ранее существовавших Венецианской республики и Османской империи, границах влияния католической и православной церквей, что должно отражаться в архитектурно-планировочных принципах и методах проектирования туристско-рекреационных комплексов.

Ключевые слова: туризм, курорт, колористическое решение, стилистический анализ, венецианский стиль, цветовая палитра, фасад, композиция, средиземноморский стиль, барокко.

BULJARICA IS A RESORT TOWN IN MONTENEGRO. CONCEPTUAL SOLUTIONS OF FACADES FINISHING

FOR THE FIRST COASTLINE

Research article

Astanin D. M.1*, Yudicheva V. N.2, Dorofeeva E. A.3

1,2,3Cherepovets State University, Cherepovets, Russia

* Corresponding author (montenegro.astanin@mail.ru)

Abstract

The article deals with the stylistic concept of development Spa town with the influence of cultural and geographical characteristics of the area of Buljarica village and the eponymous beach in the Budva Riviera (Montenegro). The beach and the village of Buljarica are located on the borders of the pre-existing Venetian Republic and the Ottoman Empire, the boundaries of the influence of the Catholic and Orthodox churches, which should be reflected in the architectural and planning principles and methods of designing tourist and recreational complexes.

Keywords: tourism, tourist resort, colour, stylistic analysis, Venetian style, color palette, facade, composition, Mediterranean style, Baroque.

Введение

Для многих стран одной из самых важных отраслей является мировой туризм. Города-курорты превращаются в визитную карточку, после которой у людей формируется представление о стране, ее культуре, менталитете и т. д. Туристический бизнес также является одним из наиболее важных источников дохода. Он приносит, к примеру, Испании около 30% ВВП, еще больше получают Кипр, Гаити и прочие страны, дающие максимум инвестиций именно на развитие данной отрасли. В настоящее время существуют государства, которые полностью зависят от количества туристов в год, например, Мальдивы, Сейшельские острова, Багамские острова. Одна из проблем туристических мест - загруженность курортов из-за большого потока отдыхающих. Так, например, в Черногории годовой приток туристов и желающих посетить страну составляет примерно 2,5 миллионов человек, что влечет такие проблемы (особенно в летние месяцы), как: переполненность пляжей и высокие цены на них, большое количество мусора, невысокий уровень сервиса в отелях и др. Но, Черногория является одной из самых популярных туристических стран, так как:

- действует безвизовый въезд для туристов из России (60% от общего количества отдыхающих);

- доступные цены на жилье и питание по сравнению с курортами Европы;

- большой выбор увлекательных экскурсий;

- живописная природа (пляжи на фоне гор);

- огромное разнообразие развлечений.

Также особенностью данной страны является то, что все города-курорты не похожи друг на друга, несмотря на близкое расположение. В Черногории существуют пустующие территории, которые могли бы приносить государству больший доход и решить вышеперечисленные проблемы.

Одним из самых масштабных незастроенных пляжей страны (а также Европы) является Булярица. Это курортный поселок, который расположен к югу от Петровца, рядом с Адриатическим шоссе. Вдоль моря протянулся пляж на 2,5 км длиной, который привлекает многих туристов своей доступностью. В северной части территория берега обустроена, но к югу переходит в не облагороженное побережье, где отдыхать туристам фактически невозможно. Территория - идеально подходит для развития нового города-курорта:

- расположение на берегу Адриатического моря;

- инвестиционная привлекательность;

- умеренный мягких климат;

- транспортная доступность;

- малый процент плотности застройки [1].

Рис.1 - П. Булярица. Существующее состояние

Методика исследования

Черногория расположена на восточной части побережья Адриатического моря, а Венеция - на северной. Несмотря на разные ориентации относительно сторон света, представленные территории имеют общие черты природы и климата, а также схожие проблемы.

Венецианский стиль имеет свои каноны, которые использовались повсеместно вдоль всего Средиземного моря. Но, при этом каждый город адаптировал стилистические особенности под свои возможности. Изменения зависели и от удаленности от эпицентра стиля. Город Пераст так же попал под влияние Венеции, но не располагая такими финансовыми возможностями столица республики (в Черногории архитекторы создавали менее пышные проекты).

Для достижения цели данного исследования необходимо изучить историю создания городов, в том числе стилистические направления, которые преобладали в период застройки, материалы и конструкции, с помощью которых возводились здания, а также колористические и архитектурные решения фасадов [2-7].

В качестве объектов анализа были выбраны участки улиц, которые являются интересными с точки зрения туризма.

В большинстве случаев, улицы, которые ориентированы на туристический поток, представляют собой совокупность достопримечательностей, ресторанов, отелей, сувенирных магазинов и пешеходных зон (важной составляющей является историческая ценность).

Первый объект анализа - улица вдоль канала Сан Марко в Венеции. Выбранный участок является береговой линией и имеет длину 205 метров. На нём расположены дворец Заключенных, соединенный с дворцом Дожей мостом Вздохов, колокольня Святого Марка и жилые дома. Все эти здания и сооружения представляют собой памятники архитектуры. Многие туристы приезжают именно на эту часть улицы для ознакомления с архитектурой XIV-XV веков [8-10].

Цветовая палитра Венеции может быть рассмотрена с двух ракурсов. С высоты птичьего полета город предстаёт в насыщенных оттенках красного цвета, который имеют кровли зданий. С уровня человеческого взгляда колористика фасадов меняется в зависимости от даты постройки зданий.

Первая береговая линия, участок которой был выбран в данном проекте, построена приблизительно в XIV-XV веках (об этом может свидетельствовать степень сохранности фасадов). На данный момент цвета на фасадах выцвели, но можно уловить оттенки голубого, зеленого, фиолетового, бежевого и белого.

Наиболее распространенными цветами являются белый (RGB 255, 255, 255), серый (RGB 204, 204, 204) и бежевый (RGB 255, 255, 204). Они играют роль базовых цветов, на которых держится всё колористическое решение данных

фасадов. Реже применяется оранжевый (RGB 204, 102, 51). Для создания наиболее гармоничного вида используются дополнительные цвета: голубой (RGB 204, 204, 255) и светло-зеленый (RGB 204, 255, 204). Также применяется акцент в качестве зеленого цвета (RGB 0, 102, 51).

Рис.2 - Г. Венеция. Венецианский стиль. Колористический анализ площади Сан Марко

Колокольня Святого Марка Дворец дожей Дворец

заключенных

1 RGB (255, 255, RGB (204, 255, RGB (255, 255, RGB (255, 255, RGB (102, 102,

255) 204) 204) 204) 102)

2 RGB (204, 204, RGB (204, 204, RGB (153, 51, 0) RGB (255, 255, RGB (204, 204,

255) 204) 255) 204)

3 RGB (204, 204, RGB (204, 102, RGB (204, 102, RGB (255, 255,

204) 51) 51) 255)

4 RGB (102, 102, 102) RGB (255, 255, 204) RGB (204, 204, 204)

5 RGB (0, 102, 51)

Второй объект анализа - улица Новый путь в Перасте. Выбранный участок является береговой линией и имеет длину 105 метров. На нём расположены «Conte» ресторан-отель, католическая церковь St. Nikola и жилые дома.

Пераст (черногор. Пераст, хорв. Perast, итал. Perasto) - город в Черногории. Расположен у Которского залива Адриатического моря, к северо-западу от Котора.

Первое упоминание об этом городе датируется 1326-м годом, но археологические находки говорят о том, что на этом месте было поселение ещё в 3500 году до нашей эры [11]. В XV веке город Пераст входил в состав Венецианской республики.

Город Пераст строился с функцией обороны, поэтому архитектурных излишеств нет (лаконичные фасады на фоне живописных холмов выглядят гармонично). Современный облик города обрёл в годы своего расцвета, который приходился на XVII-XVIII века [12].

На некоторых зданиях имеются барельефы в виде гербов, которые принадлежат знатным и почетным семьям этого города. Основным стилистическим направлением, в котором выполнены фасады зданий в данном городе, является барокко. Именно поэтому на некоторых зданиях применяются угловые рустовки, пилястры, замковые камни и карнизы.

Постройки на береговой линии возводились в тот период, когда Пераст входил в состав Венецианской республики. Удаленность от главного города республики повлияла на выбор материалов для строительства. Скудное разнообразие материалов и их низкая стоимость обусловлены экономической ситуацией данного города. Некоторые сооружения построены с благотворительной помощью Венецианской республики. Но, основной доход города был от военных походов на пиратов, а также от морской торговли и таможенной работы.

При строительстве использовался местный известняк. При строительстве некоторых зданий использовался камень от разрушенных замков, которые находились в округе [13]. Перекрытия выполнены из древесины. Кровля выполнялась скатной (материал - черепица).

Преобладающими цветами являются те, которые характерны для природных материалов, применяемых при возведении города. На данный момент цветовая гамма фасадов изменилась, так как заметно влияние воды и воздуха с моря, а также давность построек.

Все фасады имеют цвет бежевый (RGB 254, 234, 185), а цвет кровли красновато-коричневый (RGB 209, 32, 39). Доминантами города являются башни. Они отличаются и по цветовому решению. Основной объем розовато-серого оттенка (RGB 237, 221, 209), а кровля имеет зеленый цвет (RGB 210, 233, 214).

Рис. 3. Г. Пераст. Средиземноморский стиль. Колористический анализ по ул. Новый Путь

«Conte», отель и ресторан. Цветовая палитра «St. Nicola Church», отель и ресторан. Цветовая палитра

1 RGB (254, 234, 185) RGB (254, 234, 185) RGB (254, 234, 185) RGB (254, 234, 185) RGB (254, 234, 185) RGB (254, 234, 185)

2 RGB (204, 204, 204) RGB (151, 153, 156) RGB (209, 32, 39) RGB (237, 221, 209) RGB (204, 204, 204) RGB (204, 204, 204)

3 RGB (145, 66, 0) RGB (210, 233, 214) RGB (209, 32, 39) RGB (209, 32, 39)

4 RGB (209, 32, 39) RGB (204, 204, 204)

5 RGB (19, 103, 1 52)

6 RGB (209, 32, 39)

Основные результаты

Функции объектов определяются актуальностью и востребованностью.

Так как территория проектирования является курортной зоной, то назначение строений должно соответствовать данным условиям.

Здание №1 представляет собой гостиничный комплекс с рестораном. Для туристов место проживания на первой береговой линии является приоритетной при планировании отпуска.

Здание №2 предназначено для жилых помещений квартирного типа. Здесь размещаются люди, которые проживают непосредственно в данном районе, или туристы, которые планируют долгосрочное пребывание. Так же в здании расположены различные продовольственные и промтоварные магазины.

Здание №3 является общественно-культурным. Здесь располагаются концертные залы, выставочные пространства и офисы.

Жилые комплексы первой береговой линии всегда являются преобладающими по качеству. Общественные комплексы, в большинстве случаев, расположены на первых этажах жилых зданий. Первая береговая линия является совокупностью различных функций, объединенных общим стилистическим решением.

Общая композиция береговой линии представляет собой повторяющиеся элементы, которые создают единое пространство. Такой подход к организации архитектурного облика улицы позволяет создать ощущение гармонии и не вызывает острого диссонанса.

Здание № 1 - гостиница, поэтому на фасадах имеются небольшие балконы. По высоте фасадов имеются декоративные элементы - пилоны. Так же на первом этаже расположен ресторан, поэтому имеется выступ из общего объема здания. Исходя из стилистических особенностей применяются полукруглые арки, которые придают визуальную лёгкость постройке.

Цветовое решение сдержанное, что наиболее удачно для мест тихого отдыха. Кофейные оттенки применяются градиентом от темного к светлому снизу вверх и условно делят фасад на яруса-этажи. Используются оттенки: RGB 114,100,81; RGB 196,144, 124; RGB 221,181,148; RGB 232, 202, 179. Пилоны белого цвета (RGB 255, 255, 255).

mm *шж

■ПК Iпор

ттгят

.........

Рис.4 - П. Булярица.

Колористическое решение для фасада туристского здания первой береговой линии

N п/п Цветовая палитра

1 RGB (114, 100, 81)

2 RGB (196, 144, 124)

3 RGB (221, 181, 148)

3 RGB (232, 202, 179)

5 RGB (255, 255, 255)

Здание №2 - общественно-жилой комплекс переменной этажности. Количество лоджий, относительно количества балконов в предыдущем здании, резко сокращается, так как здесь располагаются квартиры. Первые этажи занимают магазины, поэтому используется несколько входных групп.

Цветовое решение однотонное: персиковый оттенок (RGB 232, 202, 179). Но для выделения входных групп и лоджий используется серый (RGB 180, 180, 180).

Ж ■■■ ■<■

Рис.5 - П. Булярица.

Колористическое решение для фасада общественно-жилого здания первой береговой линии

N п/п Цветовая палитра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 RGB (232, 202, 179)

2 RGB (180, 180, 180)

Здание №3 - общественно-культурный комплекс. В данном объекте применяется акцент на главный фасад. Ритмические угловые выносы стены на одном из фасадов являются доминирующим архитектурным элементом. Такие же декоративные повторы используются у входных групп, которые обеспечивают доступ к офисным помещениям. На фасаде используется два персиковых оттенка: темный (RGB 196, 144, 124) и светлый (RGB 232, 202, 179).

ID D E DDE ID [D ID

1] D 1 I III ODD

Рис. 6 - П. Булярица.

Колористическое решение для фасадаобщественно-культурного здания первой береговой линии

N п/п Цветовая палитра

1 RGB (196, 144, 124)

2 RGB (232, 202, 179)

Список литературы / References

1. Булярица [Электронный ресурс] - URL: https://womanadvice.ru/bulyarica_lc4184 (дата обращения: 14.12.2019);

2. Кочергин Э. С. Категории композиции. Категории цвета / Э. С. Кочергин - Санкт-Петербург, Вита Нова, 2016. - 160 с.;

3. Ефимов А. В. Колористика города / А. В. Ефимов - М. Стройиздат, 1990. - 272 с.;

4. Рыбаченко С. А., Лучкова В. И. Колористические и световые модификации речной панормамы города Хабаровска /С. А. Рыбаченко, В. И. Лучкова / Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса, 2014, № 1. - С. 179-184;

5. ГОСТ Р 56891.1-2016 Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200133115

6. Волкова Н. Ю. Формирование цвето-композиционных решений фасадов жилых домов и комплексов: диссертация кандидата архитектуры: 18.00.01 / Волкова Надежда Юрьевна. - М., 2009. - 211 с. ил.;

7. Кошкин Д. Ф. Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды^_диссертация кандидата архитектуры: 18.00.01 / Кошкин Дмитрий Фридович. - Казань, 2000. - 167 с. ил.;

8. Дмитриева С. Л. Влияние идей А. Палладио на развитие Церковной архитектуры Венеции в XVII-XVIII веках/ С. Л. Дмитриева // Теория и история искусства, 2016, №2 (61). - С. 95-98;

9. Maguire H., Nelson R. S. San Marco, Byzantium, and the Myths of Venice / H. Maguire, R. S. Nelson. - Harvard: Harvard University Press, 2010. - 304 p.;

10. Antonelli F., Lazzarini L., Cancelliere S., Tesser E. Grande Di San Marco's façade in Venice_/ F. Antonelli, L. Lazzarini, S. Cancelliere, E. Tesser // Studies in conservation, 2016, 61:2, 74-85 p.;

11. Curovic Z., Popovic S. Typological classification of settlements in the rural hinterland of the bay of Boka kotorska / Z. Curovic, S. Popovic // Agriculture and Forestry, 2014, 60:4, 275-289 p.;

12. Pejkovic J. Awakening Perast: interconnecting past and present architecture in a baroque town. Thesis (M. Arch) / J. Pejkovic - Massachusetts Institute of Technology, Dept. of. Architecture, 2006, 102 p.;

13. Horvat-Levaj K. Ilija Katicic u baroknoy obnovi Dubrovnika I Perasta - Nove spoznale o aeivotu I djelu dubrova kog graditela I klesara / K. Horvat-Levaj // Anali Dubrovnik, 2006, 44, 189-218.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Buljarica [Electronic resource] - URL: https://womanadvice.ru/bulyarica_lc4184 [In Russian];

2. Kochergin E. S. Сategories of composition. Color categories / E. S. Kochergin - St. Petersburg, Vita Nova, 2016. 160 p. [In Russian];

3. Efimov A.V. Coloristics of the city / A.V. Efimov - M. Stroizdat, 1990. - 272 p.;

4. Rybachenko S. A., luchkova V. I. Coloristic and light modifications of the river panoramas of the city of Khabarovsk / S. A. Rybachenko, V. I. Luchkova / Problems of development of architectural and construction complex, 2014, No. 1. - pp. 179-184;

5. GOST R 56891.1-2016 Preservation of cultural heritage. Terms and definitions [Electronic resource] - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200133115 [In Russian];

6. Volkova N. Yu. Formation of color and composition solutions of residential facades houses and complexes: thesis of candidate of architecture: 18.00.01 / Volkova Nadezhda Yurievna. - M., 2009. - 211 p.;

7. Koshkin D. F. Principles of coloristic organization of design objects architectural environment: dissertation of candidate of architecture: 18.00.01 / Koshkin Dmitry Fridovich. - Kazan, 2000. - 167 p.;

8. Dmitrieva S. L. The Influence of A. Palladio's ideas on the development of Church architecture in Venice in the XVII-XVIII centuries / S. L. Dmitrieva / Theory and history of art, 2016, No. 2 (61). p. 95-98 [In Russian];

9. Maguire H., Nelson R. S. San Marco, Byzantium, and the Myths of Venice / H. Maguire, R. S. Nelson. - Harvard: Harvard University Press, 2010. - 304 p.;

10. Antonelli F., Lazzarini L., Cancelliere S., Tesser E. Grande Di San Marco's façade in Venice / F. Antonelli, L. Lazzarini, S. Cancelliere, E. Tesser // Studies in conservation, 2016, 61:2, 74-85 p.;

11. Curovic Z., Popovic S. Typological classification of settlements in the rural hinterland of the bay of Boka kotorska / Z. Curovic, S. Popovic // Agriculture and Forestry, 2014, 60:4, 275-289 p.;

12. Pejkovic J. Awakening Perast: interconnecting past and present architecture in a baroque town. Thesis (M. Arch) / J. Pejkovic - Massachusetts Institute of Technology, Dept. of. Architecture, 2006, 102 p.;

13. Horvat-Levaj K. Ilija Katicic u baroknoy obnovi Dubrovnika I Perasta - Nove spoznale o aeivotu I djelu dubrova kog graditela I klesara / K. Horvat-Levaj // Anali Dubrovnik, 2006, 44, 189-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.