Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:
Булатова Е.К. — «Бульварная лента» в г. Екатеринбург // Архитектура и дизайн. - 2019. - № 2. DOI: 10.7256/2585-7789.2019.2.32709 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=32709
«Бульварная лента» в г. Екатеринбург
Булатова Евгения Константиновна
кандидат архитектуры
доцент, кафедра архитектуры, Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина
620076, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, 17
El bulatova_ek@bk.ru
Статья из рубрики "Ландшафтная архитектура и дизайн"
DOI:
10.7256/2585-7789.2019.2.32709
Дата направления статьи в редакцию:
29-04-2020
Аннотация.
Предметом исследования является проведение анализа проекта благоустройства территории г. Екатеринбурга в квартале улиц Верх — Исетский бульвар - ул. Репина — ул. Московская — ул. Попова под названием «Бульварная лента». Объектом исследования является анализ достоинств и недостатков проекта "Бульварная лента", с позиций которого рекреационные территории должны образовывать единую ландшафтно-градостроительную систему города. Основные задачи исследования: оценка современного состояния развития рекреационных систем Екатеринбурга; анализ трансформации и реконструкции "бульварной ленты". Сравнительный анализ реконструкции рекреационных территорий бульваров Екатеринбурга, анализ анализ достоинств и недостатков проекта «Бульварная лента». В Екатеринбурге наблюдается запустение еще не подверженных реконструкции бульваров по сравнению с новыми бульварами и бульварными кольцами и лентами, на которых проведена крупномасштабная реконструкция, в том числе с применением принципов ландшафтного урбанизма. Наибольшей посещаемостью характеризуются бульвары с большим количеством фокусов тяготения и аттракторов, с дополнительными, не типичными для традиционного европейского бульвара, функциями. Сейчас популярный бульвар находится в структуре микрорайона, отдален от авто-транспорта, предназначен для игр детей, для активного и пассивного отдыха. Данные характеристики должны послужить основой для проектирования новых бульваров.
Ключевые слова: бульвар, бульварная лента, рекреационная территория, комфортная
среда, городской каркас, ландшафтный урбанизм, зелёная архитектура, экологичность, озеленение, аттрактор
Введение
Одной их главных особенностей ландшафтного урбанизма является то, что создаются на его основе экологических и социально-ориентированных природных систем комфортные территории для людей. Что рекомендует новые подходы к формированию градостроительных структур, основанные на проектировании с учетом принципов экологической устойчивости и с бережным сохранением существующей ландшафтной
структуры территории —21. Это развитие начинается с создания взаимосвязанной системы озеленённых транспортных пространств, том числе и бульваров, реконструируемых на основе принципов урбанизированного ландшафта, которые с позиций «зеленой» архитектуры, должны сливаться в единую ландшафтно-градостроительную систему города.
На сегодняшний момент, в населенных пунктах не только России, но и в городах Восточной Европы и Азии, функционируют и продолжают проектироваться бульвары разных образцов в структурах жилой застройки и улиц. Хотя все-таки наблюдается тенденция запустения бульваров, уменьшения количества пешеходов, их переход на иные пути следования. Ввиду этого возникает вопрос о необходимости функционирования и реконструкции такой структурной единицы, как бульвар, в городской системе. Проекты реконструкции и реорганизации бульваров, выполненные с учетом принципов ландшафтного урбанизма, дадут бульварам новый стимул к увеличению пешеходного потока и будет одним из вариантов создания единого рекреационного каркаса города.
Анализ публикаций. В настоящий момент, все больше городов во всем мире невозможно представить без парков, скверов, бульваров и других рекреационных систем, которые выполняют не только экологическую и эстетическую функцию, но важны и с точки зрения природной организации городской среды. Из российский публикаций можем выделить Глазычев В.Л., Егоров, М.М., Ильина, Т.В. Лейзерова А.В. и др. Публикации дают общее представление не только о бульварах и скверах, их характеристиках и исторических принципах формирования и реконструкции, но и о рекреационных территориях в целом. Отдельно следует упомянуть Кайдалову Е. В.^61, она с позиции ландшафтной архитектуры дает оценку предпроектной деятельности и ландшафтного анализа территории, в том числе указывает исторические аспекты формирования бульваров в России и за рубежом.
Исторически сформированные бульвары.
Бульвары - линейные элементы озеленения города, предназначенные для массового пешеходного движения, прогулок и кратковременного отдыха. Общая длина бульвара значительно превышает его ширину, и их протяженность равняется нескольким километрам. Ширина их бывает от 10м и более. Основными элементами бульваров являются аллеи, дорожки, площадки, скамейки для отдыха, деревья, кустарники, газоны и цветники. Современные бульвары не ограничиваются одной лишь общедоступной аллеей. Они имеют развитую планировочную систему с фонтанами, элементами для отдыха, площадками для игр детей, торговыми киосками, декоративными насаждениями
и монументами К бульварам могут примыкать скверы, озелененные курдонеры, пешеходные улицы и сады. Покрытия дорожек и площадок устраивают из твердых и
полутвердых материалов с расчетом на большую нагрузку от потоков посетителей
Парижские бульвары - составляют с момента их появления важную часть городской и социальной жизни Парижа. Первые из них были обустроены в 1670 - 1865 гг. на месте бывших городских фортификационных сооружений, в разное время опоясывавших город
и пришедших в негодность
Бульвар Каналетес находится рядом с площадью Каталонии. Получил своё название по чугунному питьевому фонтанчику XIX в. Он популярен среди туристов, т.к. на нём написано, что «любой, кто выпьет воды из этого фонтана, влюбится в Барселону и вновь сюда вернётся». Кроме того, здесь - место сбора болельщиков футбольного клуба «Барселона» [7].
Авенидадель Марв Марбелье (Испания) - бульвар, являющийся одной из самых интересных достопримечательностей фешенебельного курортного города. Ранее эта аллея являлась частью большого городского парка Аламеда, а в 1980-х гг. началось строительство подземного паркинга. В 1990-хгг. Это место, благодаря широкому спектру архитектурно-дизайнерских средств, было преобразовано в пешеходную зону, которая стала не только частью городской культуры, но и популярным местом общения горожан и прогулок туристов
В настоящий момент в Екатеринбурге существует 16 бульваров, укладывающихся в традиционное представление. Встречаются улицы, названия которых включают слово «бульвар», но как таковыми ими не являются. В Екатеринбурге есть Сиреневый бульвар, Самоцветный бульвар, бульвар Денисова-Уральского, не укладывающиеся в понятие
традиционного бульвара. Появилась реализация проекта «Бульварная лента» основу которой составляют пять бульваров. Тем не менее в реализации пешеходный маршрут образовывают не бульвары, что говорит о неоднозначности понимания термина «бульвар» и о возникновении новых, современных типов бульваров вне классической трактовки.
Результаты исследования.
Концепция «Бульварной ленты» появилась в 2016г., как одна из идей польского архитектурного бюро S&P. Бюро победило в конкурсе на создание концепции «Екатерининского парка» возле стадиона «Екатеринбург Арена». И по замыслу архитекторов, «бульварная лента» должна стать единым рекреационным каркасом между парком Коммунаров и парком XXII Партсъезда[1, 5]. Уже в 2017 начались частично создание и реконструкция рекреационной зоны под «Бульварную ленту» (рис. 1).
Проект подразумевал разделение бульварной ленты на пять тематических зон: бульвары Медицины, Спорта, Цветочный, Парковый и бульвар Молодежи, в который вошел первый скейт-парк в центре Екатеринбурга.
Рис. 1. Реализация проекта «бульварная лента» Бульварная лента функционально разделена на 4 зоны:
- Бульвар Молодежи - территория в районе Дворца молодёжи. Это часть большого бульвара, которая проходит на западе от Дворца молодежи. Он имеет характер малых площадей и «зеленых комнат», которые объединяют окружающий контекст с его многообразием пространств - таких, как площадь напротив Дворца молодежи на западе, «Вечный огонь» на юге, новая городская спортивная зона, построенная с использованием оставшейся инфраструктуры от улично-дорожной сети на западе и в Парке XXII Партсъезда на севере.
- Бульвар медицины - участок бульвара от перекрестка ул. Московская - пр. Ленина до перекрестка улиц Репина - Попова. Эта часть объединяет «Вечный огонь» со зданием Медицинского университета и имеет более мягкий и зеленый характер. В середине Медицинского бульвара, чтобы создать место для отдыха, мы предлагаем устроить площадь с сухими фонтанами.
- Бульвар спорта — участок бульвара от ул. Репина до ул. Татищева. Главной темой этой части является спорт. Как один из главных входов к реконструируемому стадиону, он состоит из серии городских площадей и зеленых территорий. Эта часть бульвара будет приспособлена к пропуску большого количества людей, покидающих стадион, и поэтому здесь твердые покрытия преобладают над озеленением.
- Цветочный бульвар — участок ул. Пирогова от ул. Татищева до Верх-Исетского бульвара. Эта часть «Бульварной ленты» проходит близко к жилой застройке, соединяя Стадион с парком XXII Партсъезда, имеет характер цветочного сада. В основном засаженный многолетниками и луковичными цветами, он создает ощущение из ме ня юще го с я цв е та , а ро ма та и на с трое ния в те ч е ние в се го го да .
В проекте «Бульварной ленты» реализовано:
• бетонные скамьи, которые одновременно являются опорными стенками для образования объемных пирамид из вертикальных клумб и помогают моделировать территорию с точки зрения геопластики;
• уличная мебель от компании S&P и французского промышленного дизайнера Оливера Масселера, которая была доработана и реализована екатеринбургской компанией Moony.rocks;
• посажены деревья и кустарники, многолетние травы, в общей сложности более 35 тыс. корней, вертикальные клумбы в форме тетраэдров и пирамид;
• оборудован скейт-парк, который выступает в качестве аттрактора реконструируемой территории;
• создана воркаут-площадка, которая изменила динамику целого городского участка,
• оборудован безбарьерный доступ к территории и в самом бульваре установлены рампы для маломобильных граждан;
• применена в генеральном плане треугольная геометрия, чтобы найти компромисс между бульваром и зоной отдыха;
• части сформированного бульвара были запроектированы с учетом областей, где ранее располагалась улично-дорожная сеть, чтобы смягчить воздействие на существующее озеленение;
• выполнено соединение бульвара вдоль улицы Пирогова с существующей дорожно-тропиночной сетью Парка XXII Партсъезда;
• в местах пересечения тротуаров и велодорожек с выездами с прилегающей территории преимущество предоставлено пешеходному движению, посредством устройства искусственных дорожных неровностей на всю ширину и в одном уровне с тротуаром и велодорожкой.
Недостатки реализации концепции:
• по проекту планировалось создать единое непрерывное кольцо по бульварам с множеством озеленения. Но парк был разрезан новыми дорогами на перекрестке улиц Ленина и Московская. Было невозможно создать пешеходную зону на месте разрезанной улицы Ленина — по гарантийному обязательству. Парк XXII Партсъезда, реконструировался после Чемпионата мира по футболу в 2018г.;
• в концепции, в генеральном плане, была применена треугольная геометрия. По задумке концепции, бульварная лента должна была «собрать» все кусочки парка, которые были разделены дорогами;
• разделение бульварной ленты дорогами в концепции предлагалось соединить пешеходными мостами.;
• проектом предлагалось парк Коммунаров (разрезанный на пять отдельных частей) воссоединить посредством широкого бульвара - ленточного парка, что вернуло бы им пешеходное преимущество.
Таким образом, в реализованном проекте рекреационного пространства под названием «Бульварная лента» создается принципиально новое по качеству территория, способная образовать комфорт и уют в условиях оживленного мегаполиса. В бульваре предусмотрены зоны для прогулок, спорта и кратковременного отдыха и релаксации, а также велодорожки, детские игровые площадки и оригинальные малые архитектурные формы. Следовательно, представленная территория является продолжением сложившегося единого коммуникационного каркаса для движения пешеходов в центральной части столицы Урала.
Библиография
1. Кунщиков В. Парк-бульвар у «Екатеринбург Арены» на картинках и в жизни [Электронный ресурс] / В. Кунщиков // Информ. портал 66.ru. 2018.-и^:
https://66.ru/realty/news/210592
2. Глазычев В.Л., Егоров, М.М., Ильина, Т.В. Городская среда. Технология развития: Настольная книга / В.Л. Глазычев, М.М. Егоров, Т.В. Ильина.-М.: Ладья, 1995.-237 с.
3. Романова А.В. Проблемы нехватки озеленения современных городов / А.В. Романова // Научный вестник. Серия: студент и наука. Вып. З.-Воронеж: Воронежский ГАСУ, 2016.-С.76-81.
4. Косенкова Ю.Л. Общественные пространства в градостроительных концепциях советского периода // Academia. Архитектура и строительство. 2014. No4 -[Электронный ресурс] -Режим доступа. —URL:
https ://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-prostranstva-v-gradostroitelnyh-kontseptsiyah-sovetskogo-perioda (дата обращения: 06.05.2019)
5. Лейзерова А.В., Багина Е.Ю., Булавина Л.В. Новая жизнь бульваров // Архитектон: известия вузов №2 (62), 2018 - С. 58-72
6. Кайдалова Е. В. Ландшафтная архитектура. Конспект лекций [Текст] : учебное пособие / Е. В. Кайдалова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т - Н. Новгород: ННГАСУ, 2019. - 165 с.
7. Gateway Boulevard design guidelines //Nashville, Metropolitan Development and Housing Agency Metropolitan, Planning Department, Everton Oglesby Architects. 2005. 19 р.
8. Fair Oaks Boulevard Concept Plan//Sacramento County Planning April 2006. 43 p.
9. Holcomb Boulevard. Pedestrian Enhancement Concept Plan. Ordinance 05-1003// Portland. Alta Planning + Design, 2005. 17 P.