Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ КАК УГРОЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

БУЛЛИНГ КАК УГРОЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность образовательной среды / буллинг / профилактика и психокоррекция / межличностное взаимодействие / psychological safety of the educational environment / bullying / prevention and psychocorrection / interpersonal interaction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Галина Веньяминовна, Панова Екатерина Михайловна

В статье рассматриваются риски, которые могут нарушить психологическую безопасность образовательной среды. Особое внимание уделяется буллингу как варианту психологического насилия: анализируются особенности современного буллинга, уточняется определение и виды буллинга; анализируются причины буллинга: педагогические микроклимат класса, школы, психологические – личностные особенности участников; семейные недостаток родительской любви и внимания, не гармоничные детско-родительские отношения, авторитарность, семейное насилие и неправильные стили воспитания; роли участников ситуации буллинга и особое внимание уделяется наблюдателям (свидетелям) – ключевым участникам буллинга; причины возникновения буллинга. Ребёнок в силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей сам защититься от буллинга не может, поэтому задачей школы является предотвращение, а при необходимости, защита ребенка. Поэтому особое внимание в статье уделяется методам профилактики буллинга в образовательном пространстве школы, которая может включать такую работу школьного психолога, как: психодиагностику психологического климата в классе, просвещение педагогов и родителей по психофизиологическим, возрастным, гендерным особенностям современных детей, мотивам нарушения дисциплин и методам экстренного педагогического вмешательства, психокоррекцию личностной тревожности и формирование в тренинговых формах работы уверенности в себе детей и подростков, базовых социально-психологических коммуникативных навыков, оптимизацию межличностного взаимодействия детей, родителей, педагогов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING AS A THREAT TO THE PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses the risks that may violate the psychological safety of the educational environment. Particular attention is paid to bullying as a variant of psychological violence: the features of modern bullying are analyzed, the definition and types of bullying are clarified; the causes of bullying are analyzed: pedagogical the microclimate of the classroom, school, psychological – personal characteristics of participants; family lack of parental love and attention, not harmonious child-parent relationships, authoritarianism, family violence and incorrect parenting styles; the roles of participants in the bullying situation and special attention is paid to observers (witnesses) – key participants in bullying; the causes of bullying. The child, due to age and individual psychological characteristics, cannot protect himself from bullying, therefore, the task of the school is to prevent, and if necessary, protect the child. Therefore, special attention is paid in the article to the methods of bullying prevention in the educational space of the school, which may include such work of a school psychologist as: psychodiagnostics of the psychological climate in the classroom, educating teachers and parents on the psychophysiological, age, gender characteristics of modern children, motives for discipline violations and methods of emergency pedagogical intervention, psychocorrection of personal anxiety and formation in training forms of self-confidence of children and adolescents, basic socio-psychological communication skills, optimization of interpersonal interaction of children, parents, teachers, etc.

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ КАК УГРОЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

БУЛЛИНГ КАК УГРОЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Сорокоумова Галина Веньяминовна

Доктор психологических наук, профессор, Нижегородский государственный лингвистический университет (г. Нижний Новгород), galsors@mail.ru

Панова Екатерина Михайловна

Кандидат психологических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет (г. Нижний Новгород), galsors@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-4-14

Аннотация:

В статье рассматриваются риски, которые могут нарушить психологическую безопасность образовательной среды. Особое внимание уделяется буллингу как варианту психологического насилия: анализируются особенности современного буллинга, уточняется определение и виды буллинга; анализируются причины буллинга: педагогические - микроклимат класса, школы, психологические -личностные особенности участников; семейные - недостаток родительской любви и внимания, не гармоничные детско-родительские отношения, авторитарность, семейное насилие и неправильные стили воспитания; роли участников ситуации буллинга и особое внимание уделяется наблюдателям (свидетелям) - ключевым участникам буллинга; причины возникновения буллинга. Ребёнок в силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей сам защититься от буллинга не может, поэтому задачей школы является предотвращение, а при необходимости, защита ребенка. Поэтому особое внимание в статье уделяется методам профилактики буллинга в образовательном пространстве школы, которая может включать такую работу школьного психолога, как: психодиагностику психологического климата в классе, просвещение педагогов и родителей по психофизиологическим, возрастным, гендерным особенностям современных детей, мотивам нарушения дисциплин и методам экстренного педагогического вмешательства, психокоррекцию личностной тревожности и формирование в тренинговых формах работы уверенности в себе детей и подростков, базовых социально-психологических коммуникативных навыков, оптимизацию межличностного взаимодействия детей, родителей, педагогов и др.

Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды, буллинг, профилактика и психокоррекция, межличностное взаимодействие.

BULLYING AS A THREAT TO THE PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Sorokoumova Galina Venyaminovna

Doctor of Psychology, Professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University (Nizhny Novgorod), galsors@mail.ru

Panova Ekaterina Mikhailovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University (Nizhny Novgorod), galsors@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-4-14

Annotation:

The article discusses the risks that may violate the psychological safety of the educational environment. Particular attention is paid to bullying as a variant of psychological violence: the features of modern bullying are analyzed, the definition and types of bullying are clarified; the causes of bullying are analyzed: pedagogical - the microclimate of the classroom, school, psychological - personal characteristics of participants; family - lack of parental love and attention, not harmonious child-parent relationships, authoritarianism, family violence and incorrect parenting styles; the roles of participants in the bullying situation and special attention is paid to observers (witnesses) - key participants in bullying; the causes of bullying. The child, due to age and individual psychological characteristics, cannot protect himself from bullying, therefore, the task of the school is to prevent, and if necessary, protect the child. Therefore, special attention is paid in the article to the methods of bullying prevention in the educational space of the school, which may include such work of a school psychologist as: psychodiagnostics of the psychological climate in the classroom, educating teachers and parents on the psychophysiological, age, gender characteristics of modern children, motives for discipline violations and methods of emergency pedagogical intervention, psychocorrection of personal anxiety and formation in training forms of self-confidence of children and adolescents, basic socio-psychological communication skills, optimization of interpersonal interaction of children, parents, teachers, etc.

Key words: psychological safety of the educational environment, bullying, prevention and psychocorrection, interpersonal interaction.

Среди рисков, которые могут нарушить психологическую безопасность образовательной среды и личности отечественные исследователи выделяют «психологическое насилие в процессе взаимодействия, отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса всех участников взаимодействия, неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении и эмоциональное выгорание педагогов» (Баева, И.А., Бурмистрова, Е.В., Лактионова, Е.Б., Рассоха, Н.Г.) [2].

Одним из вариантов современного психологического насилия является буллинг. На важность этой проблемы указывают многие зарубежные исследователи. Например, Хайсинг М., Аскеланд К.Г., Ла Грека А.М., Сольберг М.Е., Брейвик К., Сивертсен Б. исследовали влияние буллинга на здоровье и обучение [16], Сабрамани В., Идрис И.Б., Исмаил Х., Надараджав Т., Закария Э., Камалуддин Г.Н.изучали семейные и школьные факторы, провоцирующие издевательства в школе Малайзии [19], М. Ди Капуа, Э. Ди Нардо и А. Петросино изучали особенности кибер-издевательств [13].

В последнее время появились и отечественные исследования. Так Аванесян Г., Дикая Л., Бермоус А, Кочкин С., Кирик В., Егорова В., Абкадырова И. провели исследование издевательств в российской средней школе и сделали прогностический анализ виктимизации [12].

Буллинг произошёл (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») как агрессия одних детей против других,мобинг -агрессия во взрослом трудовом коллективе.

Современный буллинг имеет свои специфические особенности: травля происходит в основном в интернете, кроме мальчиков активное участие принимают и девочки, издевательствам может подвергнуться и учитель, появление скулшутинга (от англ. - schoolshooting) - массового убийства учащихся. Как известно, все кто совершал убийства, являлись жертвами буллинга.

Выделяют следующие причины буллинга:

1. Педагогические (микроклимат класса, школы).

Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг. При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству. Примерами такого могут быть дерганье за косички или толкание в коридоре, а могут быть и крайне жестокие проявления, такие, как переломы конечностей, нанесение порезов и прочее. Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляцию от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах). Если педагог позволяет насмешки и унижения учащихся, то в такой обстановке буллинг расцветает. Провоцирование буллинга со стороны преподавателей обусловлено их профессиональным выгоранием, низким уровнем квалификации или недостаточной личностной зрелостью. Возможные варианты проявления педагогического буллинга: распространение ложной или непроверенной информации об ученике или членах его семьи, демонстрация вербального или невербального (жесты, взгляды) презрения в адрес ученика на уроке, позиция безразличия в отношении насилия, намеренное замалчивание ситуации (неинформированность других членов педагогического и родительского коллектива) [17].

2. Психологические (темперамент, акцентуации агрессора и жертвы).

Например, О.А. Мальцева выделяет внутриличностную агрессивность учащихся, комплекс неполноценности и неуверенности в себе, копирование агрессивного поведения ближайшего окружения, низкий уровень развития коммуникативных навыков и др. [4]. Неоспоримое влияние на современных подростков, конечно, имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где степень агрессии значительно завышена по сравнению с реальной жизнью, особенно в боевиках и триллерах. Запретить или ограничить контакт с такими продуктами невозможно, но можно показать реальную сторону вещей, например, записав на бокс, где ребенок сможет оценить силу. Стоит отметить, что школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех ее участников. Жертвы пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств. Сами буллеры зачастую имеют большие проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. Очевидцы травли или испытывают страх оказаться на месте жертвы, или испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость, социальные (пропаганда и поощрение агрессивного поведения в обществе).

В современной психологии выделяют три основные роли участников ситуации буллинга: жертва, преследователь, свидетель [18]. Каждый учащийся, выбравший для себя ту или иную роль, обладает определенными личностными и поведенческими чертами. Для жертв травли характерна тревожность, повышенная чувствительность, низкая самооценка, низкая социальная активность при взаимодействии со сверстниками [20]. Преследователи обладают высоким эмоциональным интеллектом, они хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют [14]. Буллинг для них, прежде всего, является способом ощутить свою власть и чувство превосходства над сверстниками. Некоторые агрессоры также способны испытывать чувство удовлетворения от причинения вреда другим [15]. Третья группа участников буллинга, ключевая с точки зрения профилактики, — это свидетели, которые традиционно составляют большинство учеников класса. Их реакция наиболее важна для происходящего: присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение служит поощрением преследователей, в то время как активное сопротивление и попытки поддержать жертву удерживают преследователя от дальнейшего насилия [17].

3. Семейные (недостаток родительской любви и внимания, не гармоничные детско-родительские отношения, авторитарность, семейное насилие и неправильные стили воспитания).

По мнению западных специалистов, первоочередная причина находится в наиболее раннем детстве и особенностях семьи агрессора [20]. Если ребенок рос и воспитывался в условиях дефицита родительского внимания и любви, граничащего с равнодушием, если в семье нечетко установлены понятия запретов и авторитетов, отсутствует пример уважительного отношения и нет предпосылок для построения

органичных отношений, то все это вызывает у ребенка много внутреннего протеста, боли, а потом и агрессии, как единственной движущей силы изменений. Направить поток претензий против своих родителей он не в состоянии, поэтому ищет кого-то более слабого. Такие дети всеми способами стремятся ощутить власть и контроль хоть в каком-то проявлении, и именно буллинг дает им полную власть над жизнью и настроением других. Это своеобразный способ получения доказательств своего превосходства и значимости, движимый психологическими травмами и нарциссическими чертами личности [21].

Ребёнок в силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей сам защититься от буллинга не может. Задача школы - предотвратить, а при необходимости защитить ребенка.

Для профилактики и психокоррекции буллинга должна быть создана система профилактической работы, которая может включать:

1. Психодиагностику психологического климата в классе. Для этой цели можно использовать различные психологические методики [3]: психодиагностическую методику «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой [2], школьный тест тревожности Филлипса (SAS) [10], тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут), который определяет уровень вербальной, физической, предметной, эмоциональной агрессивности подростков и самоагрессии [8] и др.

2. Знание психофизиологических, возрастных, гендерных особенностей современных детей.

В настоящее время фиксируются существенные психофизиологические изменения современных детей, подростков и юношей: процессы ретардации (замедленное или более позднее физиологическое развитие организма человека) и дицелерации, неравномерность развития, снижение показателей физического развития, ухудшение состояния здоровья [9].

С.В. Алехина, О.А. Козырева, А.В. Липатова, А.М. Павлова, Л.Б. Никифорова исследовали особенности детей с ОВЗ и показали их отличия от обычных «здоровых» детей: например, нарушение слуха становится причиной замкнутого и ограниченного восприятия, недостатка речевого развития, мыслительной деятельности и пробелов в знаниях и др. Как отмечают исследователи, функциональные ограничения возможностей взаимодействия с окружающим миром приводят к формированию личностных изменений, таких как неуверенность, заниженная или завышенная самооценка, беспокойство, обидчивость, конфликтность, страхи, связанные с передвижением или общением, пониженная мотивация к деятельности, стремление к ограничению социальных контактов [1].

3. Одной из серьезных проблем детей с ОВЗ является высокий уровень личностной тревожности и высокий уровень неуверенности в себе [7].

Поэтому наиболее важным для нас представляется психокоррекция личностной тревожности и формирование уверенности в себе детей и подростков, особенно с ОВЗ.

Нами разработана технологическая карта психокоррекции тревожности и

формирование уверенности в себе у детей и подростков с ОВЗ как инструмент, позволяющий обеспечить реализацию идеи в образовательной практике (таблица 1).

Таблица 1.

Технологическая карта психокоррекции тревожности и формирования уверенности в себе детей и подростков с ОВЗ

Цель и задачи Методическое обеспечение Ожидаемый результат

Мотивационный компонент Цель: обучение детей и подростков с ОВЗ приемам саморегуляции, снижения тревожности. Задачи: - преодоление эмоционального напряжения - овладение стратегиями управления стрессом групповая дискуссия, метод анализа ситуаций, ролевые игры устойчивая мотивация достижения, овладение приемами саморегуляции

Регуляционный компонент Цель: осознание школьниками личностных ресурсов. Задачи: - формирование навыков саморегуляции - формирование базовых навыков эффективного общения - формирование навыков уверенности в себе аутогенная тренировка психогимнастические упражнения ролевые игры синхрогимнастика формирование навыков саморегуляции, базовых навыков эффективного общения: установление контакта умение слушать, аргументировать свою точку зрения навыков уверенно-достойного поведения

Эмоциональный компонент Цель: развитие навыков определения своего эмоционального состояния Задачи: - снижение личностной тревожности -формирование стрессоу-стойчивости метод десенсибилизации дыхательная гимнастика, методы арт-терапии снижение личностной тревожности формирование стрессоу-стойчивости

4. Важным социально-психологическим методом профилактики и психокоррекции буллинга являются психологические тренинги, в которых формируются базовые социально-психологические коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, умение эффективно вести себя в конфликтной и психогенной ситуации, умение грамотно аргументировать собственную точку зрения, умение нестандартного выхода из неоднозначной ситуации, уверенность в себе и др. [6].

5. Целостные программы по оптимизации межличностного взаимодействия детей, родителей, педагогов для снижения агрессивных и враждебных реакций;

оптимизация межличностных и межгрупповых отношений; формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте; развитие толерантности, эмпатии [11].

Приведем пример разработанной нами программы «Общение без проблем». Основные блоки программы приведены в нижеследующей таблице

Таблица 2.

Пример программы «Эффективное общение»

Блок для детей и подростков «Общение без проблем» Блок для родителей «Общение без принуждения» Блок для педагогов «Общение без принуждения»

Модуль 1. «Имею право - я обязан» Цель: профилактика правонарушений и издевательств в среде подростков. Задачи: 1. Формирование представлений о правах и обязанностях детей и подростков. 2. Развитие навыков анализа и оценки ситуаций, связанных с насильственными действиями. 3. Развитие самосознания для предупреждения отклоняющегося поведения. Модуль 1. «Подросток и его права» Цель: Информирование о правах и ответственности несовершеннолетних и их родителей. Задачи: 1. Информация о том, как рассказать ребенку о последствиях и ответственности за свои поступки. 2. Информация о стилях семейного воспитания, предвосхищающих и предотвращающих насильственное поведение детей. 3. Развитие воспитательной компетентности родителей Модуль 1. «Как поддерживать дисциплину» Цель: Формирование у педагогов представлений о методах педагогического вмешательства на уроке. Задачи: 1. Формирование у педагогов адекватных способов реагирования на нарушения дисциплины. 2. Формирование умения педагогов анализировать мотивы «плохого» поведения учеников. 3. Выработка умения оказывать поддержку ученикам, нарушающим дисциплину.

Модуль 2. «Ненасильственное общение» Цель: информирование учащихся о способах «ненасильственной» коммуникации. Задачи: 1. Анализ психологических барьеров, возникающих в общении со сверстниками и взрослыми. 2. Развитие навыков общения: умение поддерживать контакт, понимать чувства свои и собеседника, навыки эмпатического слушания. 3. Развитие навыков уверенно-достойного и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Модуль 2. «Родители и дети: общение без конфликтов» Цель: формирование у родителей представлений о специфических задачах возрастного развития. Задачи: 1. Определение проблем во взаимоотношениях со своими детьми. 2. Определение способов разрешения конфликтов. 3. Принятие своего ребенка. 4. Создание благоприятного семейного микроклимата. Модуль 2. «Пространство отношений» Цель: понимание психологических особенностей детей и подростков. Задачи: 1. Осознание позиции педагога в общении с детьми и анализ своих установок при восприятии различных людей. 2. Овладение способами эффективного слушания, понимания и принятия подростка. 3. Формирование навыков уверенно-достойного поведения в любой ситуации.

Модуль 3. «Эффективное поведение в трудных ситуациях» Тренинг «Эффективное поведение в нестандартных ситуациях общения» Цель: Отработка навыков эффективного поведения при возникновении трудностей в общении в различных ситуациях. Модуль 3. «Поддержка ребенка при возникновении трудностей в общении» Тренинг «Воспитание на основе здравого смысла» Цель: Отработка навыков поддержки ребенка при возникновении трудностей в общении в различных ситуациях. Модуль 3. «Как помочь договориться» Тренинг «Эффективного педагогического общения» Цель: Отработка навыков поддержки ребенка и родителей при возникновении трудностей в общении в различных ситуациях.

Литература

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина/ под общ. ред. Н.В. Лалетина]. Красноярск, 2013. С.71 - 95.

2. Баева, И.А., Бурмистрова, Е.В., Лактионова, Е.Б., Рассоха, Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практ. рук-во. СПб.: Речь. 2006. 288 с.

3. Диагностика оценки психологического климата в классе // Режим доступа:https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/12/05/diagnostiki-ot-senki-psihologicheskogo-klimata-v-klasse (Дата обращения 22.10.2021).

4. Мальцева, О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления // Тюменский государственный университет. 2009. № 7. С. 51-54

5. Концепция развития психологической службы года в системе образования в РФ на период до 2025 // Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/kontseptsij a-razviti-ja-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (Дата обращения 22.10.2021).

6. ^рокоумова, Г.В. Психологический тренинг как эффективный метод развития навыков, необходимых в 21 веке. Развитие науки и образования: коллективная монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 115-122.

7. ^рокоумова, Г.В. Развитие коммуникативных компетенций и уверенности в себе детей и подростков с ОВЗ // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». 2019. № 6. С. 99-109.

8. Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) // Режим доступа: https:// www.b17.ru/tests/149/(Дата обращения 22.10.2021).

9. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. №2 (4). С.6-11.

10. Школьный тест тревожности Филлипса (SAS) // Режим доступа: https:// nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/11/test-shkolnoy-trevozhnosti-fillipsa/ (Дата обращения 22.10.2021).

11. Шалагинова, К.С. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект. Тула: Изд-во «ГРИФ и К». 2014. 237 с.

12. Avanesian, G., Dikaya, L., Bermous, A., Kochkin, S., Kirik, V., Egorova, V., Abkadyrova, I. Bullying in the Russian Secondary School: Predictive Analysis of Victimization. Front Psychol. 2021 Jul 29;12:644653. Doi: 10.3389/fpsyg.2021.644653.

13. Di Capua, M., Di Nardo, E., Petrosino, A. "Unsupervised cyber bullying detection in social networks," 2016 23rd International Conference on Pattern Recognition (ICPR), 2016, pp. 432-437. Doi: 10.1109/ICPR.2016.7899672.

14. Eroglu, M., Kilic, B.G. Peer bullying among children with autism spectrum disorder in formal education settings: Data from Turkey. Research in Autism Spectrum Disorders, Volume 75,2020. Doi:10.1016/j.rasd.2020.101572.

15. Galán CA, Stokes LR, Szoko N, Abebe KZ, Culyba AJ. Exploration of Experiences and Perpetration of Identity-Based Bullying Among Adolescents by Race/ Ethnicity and Other Marginalized Identities. JAMA Netw Open.2021;4(7).Doi:10.1001/ jamanetworkopen.2021.16364

16. Hysing, M., Askeland, K.G., La Greca, A.M., Solberg, M.E., Breivik, K., Sivertsen, B. Bullying Involvement in Adolescence: Implications for Sleep, Mental Health, and Academic Outcomes. J Interpers Violence. 2021 Sep;36(17-18). Doi: 10.1177/0886260519853409.

17. Llorent, V. J., Farrington, D. P., Zych I. School climate policy and its relations with social and emotional competencies, bullying and cyberbullying in secondary education. Revista de Psicodidáctica (English ed.),Volume 26, Issue 1,2021. Pages 35-44. Doi:10.1016/j.psicoe.2020.11.002.

18. Plamondon, A., Bouchard, G., Lachance-Grzela, M. Family Dynamics and

Young Adults' Well-Being: The Mediating Role of Sibling Bullying. J Interpers Violence. 2021 May;36(9-10). Doi: 10.1177/0886260518800313.

19. Sabramani, V., Idris, I.B., Ismail, H., Nadarajaw, T., Zakaria, E., Kamaluddin, M.R. Bullying and Its Associated Individual, Peer, Family and School Factors: Evidence from Malaysian National Secondary School Students. Int J Environ Res Public Health. 2021 Jul 5;18(13):7208. Doi: 10.3390/ijerph18137208.

20. Samara, M., Da Silva, N. B, El-Asam, A., Hammuda, S., Khattab, N. How Can Bullying Victimisation Lead to Lower Academic Achievement? A Systematic Review and Meta-Analysis of the Mediating Role of Cognitive-Motivational Factors. Int J Environ Res Public Health. 2021 Feb 24;18(5):2209. Doi: 10.3390/ijerph18052209.

21. Tyler, K.A., Schmitz, R.M. Bullying at School and on the Street: Risk Factors and Outcomes Among Homeless Youth. J Interpers Violence. 2021 May;36(9-10):NP4768-NP4787. Doi: 10.1177/0886260518794024.

References

1. Alekhina SV (2013) Inclusive education for children with disabilities. In: Laletina NE (ed). Modern educational technologies in working with children with disabilities. Krasnoyarsk, p 71 - 95.

2. Avanesian G, Dikaya L, Bermous A, Kochkin S, Kirik V, Egorova V, Abkadyrova I (2021) Bullying in the Russian Secondary School: Predictive Analysis of Victimization. Front Psychol. 12:644653. doi: 10.3389/fpsyg.2021.644653.

2. Baeva IA, Burmistrova EV, Laktionova EB, Rassokha NG (2006) Ensuring psychological safety in an educational institution. Saint Petersburg.

3. Bochaver AA, Khlomov KD (2013) Bullying as an object of research and a cultural phenomenon. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 10(3):149-159.

4. Diagnostics of the assessment of the psychological climate in the classroom. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/12/05/diagnostiki-otsenki-psi-hologicheskogo-klimata-v-klasse.

5. Di Capua M , Di Nardo E, Petrosino A (2016) Unsupervised cyber bullying detection in social networks, 2016 23rd International Conference on Pattern Recognition (ICPR).doi: 10.1109/ICPR.2016.7899672.

6. Eroglu M, Kilic BG (2020) Peer bullying among children with autism spectrum disorder in formal education settings: Data from Turkey. Research in Autism Spectrum Disorders, vol 75. doi:10.1016/j.rasd.2020.101572.

7. Feldstein DI (2010) Changing child in a changing world: psychological and pedagogical problems of the new school. National Psychological Journal 2 (4): 6-11.

8. Galán CA, Stokes LR, Szoko N, Abebe KZ, Culyba AJ (2021) Exploration of Experiences and Perpetration of Identity-Based Bullying Among Adolescents by Race/ Ethnicity and Other Marginalized Identities. JAMA Netw Open.4(7). doi:10.1001/ jamanetworkopen.2021.16364.

9. Hysing M, Askeland KG, La Greca AM, Solberg ME, Breivik K, Sivert-

sen B (2021) Bullying Involvement in Adolescence: Implications for Sleep, Mental Health, and Academic Outcomes. J Interpers Violence. 2021 Sep;36(17-18). doi: 10.1177/0886260519853409.

10. Llorent VJ, Farrington DP, Zych I (2021) School climate policy and its relations with social and emotional competencies, bullying and cyberbullying in secondary education. Revista de Psicodidactica (English ed.),Volume 26, Issue 1. doi:10.1016/j. psicoe.2020.11.002.

11. Maltseva OA (2009) Prevention of cruelty and aggression in adolescents and ways to overcome it. Tyumen State University. 7: 51-54.

12. Plamondon A, Bouchard, G, Lachance-Grzela M (2021) Family Dynamics and Young Adults' Well-Being: The Mediating Role of Sibling Bullying. J Interpers Violence. 2021 May;36(9-10). doi: 10.1177/0886260518800313.

13. Phillips' School Anxiety Test (SAS) . https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/ library/2012/05/11/test-shkolnoy-trevozhnosti-fillipsa.

14. Psychological services in the education system in the Russian Federation for the period up to 2025 (The concept of development). https://legalacts.ru/doc/kontsept-sija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi.

15. Sabramani V, Idris IB, Ismail H, Nadarajaw T, Zakaria E, Kamaluddin MR (2021) Bullying and Its Associated Individual, Peer, Family and School Factors: Evidence from Malaysian National Secondary School Students. Int J Environ Res Public Health. 2021 Jul 5;18(13):7208. doi: 10.3390/ijerph18137208.

16. Samara M, Da Silva NB, El-Asam A, Hammuda S, Khattab N (2021) How Can Bullying Victimisation Lead to Lower Academic Achievement? A Systematic Review and Meta-Analysis of the Mediating Role of Cognitive-Motivational Factors. Int J Environ Res Public Health. 2021 Feb 24;18(5):2209. doi: 10.3390/ijerph18052209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Sobkin VS, Smyslova MM (2015) School Bullying Victims: The Impact of Social Factors.Internet magazine "Eidos".http://www.socioedu.ru/userfiles/fail/Sob-kin.%20Smoslova_Zertvi.pdf.

18. Sorokoumova GV (2018) Psychological training as an effective method of developing skills needed in the 21st century. The development of science and education. Cheboksary, Publishing House Wednesday.

19. Sorokoumova GV (2019) Development of communicative competencies and self-confidence in children and adolescents with disabilities. Humanization of education. 6: 99-109.

20. Test of aggressiveness (Questionnaire by Pochebut) . https://www.b17.ru/ tests/149.

21. Tyler KA, Schmitz RM (2021) Bullying at School and on the Street: Risk Factors and Outcomes Among Homeless Youth. J Interpers Violence. 2021 May;36(9-10):NP4768-NP4787. doi: 10.1177/0886260518794024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.