Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
549
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ДЕТИ / МОЛОДЕЖЬ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова Е.А., Щанина Е.В.

В статье рассмотрены подходы к трактовке и содержанию понятия буллинга, определены его виды и разграничены формы прямой и косвенной травли. Сравнительный анализ результатов отечественных и зарубежных исследований позволил выявить масштабность распространения явления травли в современном обществе, что обуславливает развитие деструктивных социализационных процессов. Подчеркивается, что регулярное агрессивное поведение по отношению к одному или группе лиц является глобальной проблемой, характерной для всех стран мира. В фокусе внимания авторов находится явление буллинга в социально-демографических группах детей и молодежи, которые являются одними из самых уязвимых с точки зрения процессов социализации. При этом отмечается, что последствиями буллинга для его участников могут стать не только ухудшение физического и психического здоровья молодого поколения, но и более низкий социально-экономический статус в стратификационной структуре общества. В заключении статьи сделаны выводы о том, что в современных условиях следует активно развивать и реализовывать актуальные инициативы социальных институтов, которые могут послужить основой для формирования законодательной базы и государственных программ по профилактике и противодействию буллингу. Следовательно, такие инициативы будут способствовать становлению здорового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING AS A SOCIAL PHENOMENON IN THE MODERN WORLD

Тhe article discusses approaches to the interpretation and the content of bullying, defines its types and distinguishes the forms of direct and indirect bullying. A comparative analysis of the results of domestic and foreign studies has revealed the spread scale of the bullying phenomenon in modern society, which causes the development of destructive socialization processes. It is emphasized that regular aggressive behavior towards one or a group of persons is a global problem, that is common for all countries of the world. The authors focus on the phenomenon of bullying in the socio-demographic groups of children and youth, which are among the most vulnerable in terms of socialization processes. At the same time, the consequences of bullying for its participants may be not only the deterioration of the physical and mental health of the younger generation, but also a lower socio-economic status in the stratification structure of society. In conclusion, the article concludes that in modern conditions it is necessary to actively develop and implement relevant initiatives of social institutions, which can serve as the basis for the formation of a legislative framework and state programs for the prevention and counteraction of bullying. Consequently, such initiatives will contribute to the formation of a healthy generation.

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

УДК 316.4

DOI 10.26425/1816-4277-2023-7-214-219

Буллинг как социальное явление в современном мире

Данилова Елена Александровна

Канд. социол. наук, доц. каф. социологии и управления персоналом ORCID: 0000-0001-6834-1328, e-mail: danilovaea31@gmail.com

Щанина Екатерина Владимирова

Д-р социол. наук, зав. каф. социологии и управления персоналом ORCID: 0000-0002-6834-1886, e-mail: shchanina@mail.ru

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

Аннотация

Ключевые слова

В статье рассмотрены подходы к трактовке и содержанию понятия бул- Буллинг, травля, агрессивное поведение, линга, определены его виды и разграничены формы прямой и косвенной профилактика, дети, молодежь, инсти-травли. Сравнительный анализ результатов отечественных и зарубежных тут образования исследований позволил выявить масштабность распространения явления травли в современном обществе, что обуславливает развитие деструктивных социализационных процессов. Подчеркивается, что регулярное агрессивное поведение по отношению к одному или группе лиц является глобальной проблемой, характерной для всех стран мира. В фокусе внимания авторов находится явление буллинга в социально-демографических группах детей и молодежи, которые являются одними из самых уязвимых с точки зрения процессов социализации. При этом отмечается, что последствиями буллинга для его участников могут стать не только ухудшение физического и психического здоровья молодого поколения, но и более низкий социально-экономический статус в стратификационной структуре общества. В заключении статьи сделаны выводы о том, что в современных условиях следует активно развивать и реализовывать актуальные инициативы социальных институтов, которые могут послужить основой для формирования законодательной базы и государственных программ по профилактике и противодействию буллингу. Следовательно, такие инициативы будут способствовать становлению здорового поколения.

Для цитирования: Данилова Е.А., Щанина Е.В. Буллинг как социальное явление в современном мире// Вестник университета. 2023. № 7. С. 214—219.

© Данилова Е.А., Щанина Е.В., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Bullying as a social phenomenon in the modern world

Elena A. Danilova

Cand. Sci. (Sociol.), Assoc. Prof. at the Sociology and Personnel Management Department ORCID: 0000-0001-6834-1328, e-mail: danilovaea31@gmail.com

Ekaterina V. Shchanina

Dr. Sci. (Sociol.), Head at the Sociology and Personnel Management Department ORCID: 0000-0002-6834-1886, e-mail: shchanina@mail.ru

Penza State University, Penza, Russia

Abstract

The article discusses approaches to the interpretation and the content of bullying, defines its types and distinguishes the forms of direct and indirect bullying. A comparative analysis of the results of domestic and foreign studies has revealed the spread scale of the bullying phenomenon in modern society, which causes the development of destructive socialization processes. It is emphasized that regular aggressive behavior towards one or a group of persons is a global problem, that is common for all countries of the world. The authors focus on the phenomenon of bullying in the socio-demographic groups of children and youth, which are among the most vulnerable in terms of socialization processes. At the same time, the consequences of bullying for its participants may be not only the deterioration of the physical and mental health of the younger generation, but also a lower socio-economic status in the stratification structure of society. In conclusion, the article concludes that in modern conditions it is necessary to actively develop and implement relevant initiatives of social institutions, which can serve as the basis for the formation of a legislative framework and state programs for the prevention and counteraction of bullying. Consequently, such initiatives will contribute to the formation of a healthy generation.

Keywords

Bullying, harassment, aggressive behavior, prevention, children, youth, education institute

For citation: Danilova E.A., Shchanina E.V. (2023) Bullying as a social phenomenon in the modern world. Vestnik universiteta, no. 7, pp. 214—219.

© Danilova E.A., Shchanina E.V., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Масштабность развития жестокости и агрессии является признанной острой проблемой современного мира, что обуславливает необходимость глубокого исследования сложного социального явления буллинга. Такое явление несет разрушительные долгосрочные последствия для психического и физического здоровья, а также социального благополучия участников данного процесса, их семей, что в целом может приводить к замедлению экономического и социального развития любой страны.

Цель исследования заключается в рассмотрении сущности буллинга как социального явления, оказывающего влияние на социализационные процессы современного молодого поколения.

В качестве методологической основы использовались общенаучные методы исследования, такие как логический, системный подходы; метод обобщения; анализ документов, научной литературы и статистической информации по буллингу. Благодаря применению этих методов авторам удалось определить актуализацию данного социального явления в рамках формирования и реализации государственных программ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Само понятие «буллинг» является малоисследованным. Так в переводе с английского языка слово «bully» — это «хулиган, драчун, задира, грубиян», а термин «буллинг» (англ. bullying) дословно означает «травлю, запугивание, третирование» [1]. Научное определение буллинга ввел норвежский ученый Д. Олвеус, которое стало общепринятым и понимается как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы» [2, с. 140]. Российский социолог И.С. Кон определяет буллинг как физический и психический террор в форме подчинения личности через страх. Это международный социально-психологический и педагогический термин, включающий совокупность социальных, психологических и педагогических проблем [3]. Но следует отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной литературе отсутствует единая трактовка понятия «буллинг».

На сегодняшний день под буллингом понимается регулярное психологическое или физическое давление, агрессивное преследование и издевательство над одним из членов группы со стороны другого, но также часто и несколькими лицами необязательно из одной формальной или признаваемой другими группой.

Особыми характеристиками буллинга, по мнению доктора психологических наук А.А. Реана, является наличие таких факторов, как агрессивное поведение (косвенное или прямое); неравенство сил между инициатором травли и его жертвой; неоднократное повторение [4]. Кроме этого, отмечается взаимосвязь социально-демографических характеристик семьи и буллинга, в частности влияние ген-дера на процесс школьной травли [5].

Современные ученые определяют, что буллинг затрагивает все социально-демографические группы. Исследователи выделяют различные виды буллинга, такие как травля в школе, травля на рабочем месте (моббинг), домогательства, кибербуллинг. Кроме этого, необходимо разграничивать прямую травлю, которая может проявляться в формах физического насилия, обзывания, дразнения, порчи или конфискации имущества, денежных средств жертвы, а также косвенную травлю, характеризующуюся избеганием, бойкотированием, распространением слухов, манипуляцией и др.

Очевидно, что одними из самых уязвимых являются дети и подростки, а последствия буллинга могут сохраняться и в долгосрочной перспективе во взрослой жизни. Подобный опыт является травмирующим и негативно сказывается на развитии личности, формировании «Я-концепции», самооценке, а также на системе ценностей [6].

Так, исследования Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) показывают, что жертвы школьных издевательств подвержены повышенному риску не только в плане ухудшения физического и психического здоровья, но и в отношении более низкого социально-экономического статуса в стратификационной структуре общества, более трудного формирования и сохранения дружеских связей в зрелом возрасте [7]. Следует особо обратить внимание на то, что пережитый в детстве и молодости буллинг неразрывно связан с вероятностью развития такой модели поведения индивида, которая нанесет вред социальному становлению, собственному здоровью и в целом предопределит возможность формирования деструктивных практик, передающихся из поколения в поколение, в том числе насилия.

Так, по результатам опросов 2022 г. Всероссийского центра изучения общественного мнения, 58 % респондентов уверены, что сейчас современное детство проходит в более опасное время, чем раньше [5].

39 % респондентов считают, что среди наиболее серьезных угроз для детей на третьем месте выступают агрессия и жестокость со стороны сверстников (травля), а каждый пятый респондент указал на проблему агрессии и жестокости в отношении детей со стороны других взрослых. Следует заметить, что в возрастной группе 18—24 лет проблема насилия и агрессии в отношении детей более выражена и выходит на второе место среди угроз современного детства, уступая проблеме наркомании (44 % и 53 % респондентов соответственно в возрастной группе 18—24 лет) [8].

ВОЗ признана важность оценки детского благополучия как на субъективном, так и объективном уровнях. Характерно, что субъективный уровень детского благополучия представлен параметром безопасности жизнедеятельности, который выражен категорией «буллинг», т.е. «частотой, с которой дети и подростки сталкиваются с буллингом» [9, с. 26].

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Социальное явление буллинга приобретает все более глобальные масштабы, согласно исследованиям Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее — ЮНЕСКО), по всему миру около 246 млн детей и подростков ежегодно сталкиваются с различными формами насилия, почти каждый третий ребенок в возрасте от 9 до 15 лет хотя бы раз за последний месяц сталкивался с травлей в школе [10].

Данная деструктивная тенденция продолжает развиваться и в Российской Федерации (далее — РФ). По данным Общероссийского общественного движения «Народный фронт „За Россию"», треть детей становилась жертвами буллинга, каждый десятый участник никому не говорил о своей проблеме, а около 10 % ребят участвовали в буллинге в роли агрессора или свидетеля [11]. При этом специалистами отмечается, что роли свидетеля и агрессора оказывают не меньшее отрицательное воздействие на соци-ализационные процессы акторов, а бывшие жертвы, часто не сумев пережить подобный асоциальный опыт, в последующем становятся активными участниками травли.

Так, анализ статистических данных на территории РФ свидетельствует об увеличении физического насилия среди подростков и о раннем возрасте участников ее проявления [12]. В тоже время материалы Федеральной службы государственной статистики доказывают то, что число несовершеннолетних, признанных потерпевшими по данным Министерства внутренних дел РФ, за последние 10 лет увеличилось с 100 227 чел. в 2010 г. до 112 387 чел. в 2021 г., и прирост составляет 12,1 % [12].

Актуальность и масштаб исследуемой проблемы подтверждается учреждением Международного дня против насилия и буллинга в школах и в сети «Интернет (далее — Интернет) 3 ноября 2019 г. Данное решение поддержали 193 страны с целью привлечения всеобщего внимания к проблематике и остановки распространения грубого нарушения прав детей и подростков на образование, здоровье и благополучие.

В настоящее время российское общество находится в поиске наиболее эффективных комплексных программ по профилактике и противодействию буллингу, особенно со стороны норм права. Так, в 2021 г. уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова предложила в рамках соблюдения права детей на безопасность развивать становление института медиации как механизма предупреждения и разрешения конфликтов, а также дополнить Федеральный закон «Об образовании» соответствующим положением [13].

В 2022 г. в Государственной Думе РФ 4 политические фракции коллективно стали инициаторами законопроекта о борьбе с травлей детей в образовательных учреждениях, что допускает прогнозирование формирования правовых норм, позволяющих предупреждать, пресекать и профилактировать случаи буллинга [14]. Предполагается, что в законопроекте будут отражены следующие направления:

- установление юридического определения понятия «буллинг»;

- формирование законодательных основ государственной программы и единого стандарта по профилактике буллинга;

- выстраивание системы информирования и взаимодействия с семьями участников буллинга;

- создание в структуре образовательных организаций специализированных подразделений, деятельность которых направлена на рассмотрение случаев буллинга и принятие мер по его профилактике, пресечению и предотвращению;

- разработка программ социализации после актов травли с целью закрепления позитивных социальных навыков, что будет способствовать созданию здоровьесберегающего пространства для становления и развития новых поколений.

Актуализация придания нормативно-правового статуса социальному явлению травли на территории России в 2023 г. особо подчеркивается уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка и многими общественными деятелями [15].

С учетом того, что 2023 год Указом Президента России В.В. Путиным объявлен Годом педагога и наставника, планируется провести первый антибуллинговый фестиваль, в котором примут участие представители социальных институтов государства, образования, семьи и, несомненно, сами дети [16]. В марте 2023 г. состоялся I Всероссийский антибуллинговый форум «Надо поговорить», организованный при поддержке Министерства культуры РФ [17]. На этом форуме обсуждалось одно из центральных предложений об учреждении во всех регионах страны психологических центров помощи пострадавшим от травли. На масштабной дискуссионной площадке были представлены антибуллинговые проекты, раскрывающие последствия травли и инструменты для ее минимизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом проведенный анализ позволил определить масштабы исследуемой проблематики и первоочередность закрепления нормативно-правового статуса явления травли. Эти важные моменты будут обуславливать возможность правового регулирования данной сферы отношений и своевременно повышать уровень защищенности детей и молодежи, которые являются стратегическим потенциалом будущего России.

В ходе исследования было выявлено, что буллинг представляет собой малоизученное с теоретической и эмпирической сторон социально-психологическое явление, которое может оказывать значительное деструктивное влияние на социализационные процессы молодого поколения. При этом следует заметить, что в современной действительности представители различных социальных институтов стали проявлять активную ответственную гражданскую позицию с целью формирования эффективных механизмов профилактики и способов противодействия травли.

Библиографический список

1. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. https://classes.ru/dictionary-english-russian-Mueller-term-5457.htm (дата обращения: 05.04.2023).

2. Olweus D. Bullying at school.: What we know and what we can do. 1993; Malden: Blackwell Publishing. 140 p.

3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? Семья и школа. 2006;11:5-18.

4. Реан А.А. (ред.), Коновалов И.А., Новикова М.А., Молчанова Д.В Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта. Санкт-Петербург: Каста, 2021. С. 26-31.

5. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи. Психологическая наука и образование. 2018;23(4):112-120.

6. Собкин В.С., Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования). Социальная психология и общество. 2014;5(2):71-86.

7. Всемирная организация здравоохранения. Информационный бюллетень Всемирной организации здравоохранения «Травля

и издевательство (буллинг) в школах иучастие в драках среди подростков». https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_

file/0006/303486 (дата обращения: 05.04.2023).

8. Всероссийский центр изучения общественного мнения. От чего нужно защищать современных детей? Аналитический обзор ВЦИОМ от 01.06.2022 г. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-chego-nuzhno-zashchishchat-sovremennykh-detei#:~:text=%D0% (дата обращения: 07.04.2023)

9. Федеральная служба государственной статистики. Индекс субъективного детского благополучия, апрель 2021. Система показателей, характеризующих ход выполнения мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства. https://rosstat.gov. ru/storage/mediabank/g9oVosei/detstvo.pptx (дата обращения: 07.04.2023).

10. ЮНЕСКО. Официальный сайт Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Противодействие насилию в школе, травле и кибербуллингу. https://iite.unesco.org/ru/stop-nasilie-v-shkole-i-kiberbulling/ (дата обращения: 07.04.2023).

11. Общероссийское общественное движение «Народный фронт „За Россию"». (15 декабря 2020). Юристы, психиатры, педагоги и представители НКО на площадке ОНФ обсудили школьную травлю и механизмы ее профилактики. https://onf.ru/2020/12/15/ yuristy-psihiatry-pedagogi-i-predstaviteli-nko-na-ploshchadke-onf-obsudili-shkolnuyu/ (дата обращения: 08.04.2023).

12. Федеральная служба государственной статистики. Семья, материнство и детство. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного кребенку правосудия. https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (дата обращения: 11.04.2023).

13. Российская газета. Гончарук Д. (8 ноября 2021). Детский омбудсмен назвала меру против травли в школах. https:// rg.ru/2021/11/08/detskij-ombudsmen-nazvala-meru-protiv-travli-v-shkolah.html (дата обращения: 11.04.2023).

14. Российская газета. Замахина Т. (12 октября 2022). В Госдуме подготовлен законопроект о борьбе с травлей детей в школах. https:// rg.ru/2022/10/12/v-gosdume-podgotovlen-zakonoproekt-o-borbe-s-travlej-detej-v-shkolah.html (дата обращения: 12.05.2023).

15. Российская газета. Емельяненко В. (27 апреля 2023). Надо определить понятие «травли» для решения проблемы буллинга. https://rg.ru/2023/04/27/lvova-belova-nado-opredelit-poniatie-travlia-dlia-resheniia-problemy-bullinga.html (дата обращения: 11.04.2023).

16. ТАСС (3 ноября 2022). Первый антибуллинговый фестиваль планируется провести в России. https://tass.ru/ obschestvo/16240905 (дата обращения,: 12.04.2023).

17. Добро.га. Всероссийский антибуллинговый форум «Надо поговорить». https://dobro.ru/event/10338289 (дата обращения: 12.04.2023).

References

1. Muller VK. New English-Russian Dictionary. https://classes.ru/dictionary-english-russian-Mueller-term-5457.htm (accessed 05.04.2023) (In Russian).

2. Olweus D. Bullying at school:: What we know and what we can do. 1993; Malden: Blackwell Publishing. 140 p.

3. Kon I.S. What is bullying and how to deal with it? Family and school. 2006;11:15-18 (In Russian).

4. Rean A.A. (ed.), Konovalov I.A., Novikova M.A., Molchanova D.V Prevention of aggression and destructive behavior of youth: analysis of interaction experience. St. Petersburg: Kosta, 2021; pp. 26-31.

5. Novikova M.A., Rean A.A. Family prerequisites for a child's involvement in school bullying: the influence of the psychological and social characteristics of the family. Psychological science and education. 2018;23(4):112-120 (In Russian).

6. Sobkin V.S., Smyslova M.M. Bullying within the walls of the school: the impact of the socio-cultural context (based on cross-cultural research). Social psychology and society. 2014;5(2):71-86 (In Russian).

7. World Health Organization. Bulletin of the World Health Organization "Harassment and bullying (bullying) in schools andparticipation in fights among adolescents". https://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/0006/303486 (accessed 05.05.2023).

8. All-Russian Center for the Study of Public Opinion. What should modern children be protected from? Analytical review of VTSIOM from 01.06.2022. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ot-chego-nuzhno-zashchishchat-sovremenny-kh-detei#:~:text=%D0% (accessed 07.04.2023) (In Russian).

9. Federal State Statistics Service. Index of subjective child well-being, April 2021. A system of indicators characterizing the progress of activities carried out within the framework of the Decade of Childhood. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/g9oVosei/ detstvo.pptx (accessed 07.04.2023) (In Russian).

10. UNESCO. The official website of the UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Countering violence at school, bullying and cyberbullying. https://iite.unesco.org/ru/stop-nasilie-v-shkole-i-kiberbulling/ (accessed 07.04.2023).

11. All-Russian public movement "People's Front "For Russia". (the 15th of December 2020). Lawyers,psychiatrists, teachers and NGO representatives at the ONF site discussed school bullying and mechanisms for its prevention. https://onf.ru/2020/12/15/ yuristy-psihiatry-pedagogi-i-predstaviteli-nko-na-ploshchadke-onf-obsudili-shkolnuyu/ (accessed 08.04.2023) (In Russian).

12. Federal State Statistics Service. Family, motherhood and childhood. Creation of a system to protect and ensure the rights and interests of children and child-friendly justice. https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (accessed 11.04.2023) (In Russian).

13. Rossiyskaya Gazeta. Goncharuk D. (the 8th of November 2021). The Children's Ombudsman called a measure against bullying in schools. https://rg.ru/2021/11/08/detskij-ombudsmen-nazvala-meru-protiv-travli-v-shkolah.html (accessed 11.04.2023) (In Russian).

14. Rossiyskaya Gazeta. Zamakhina T. (October 12 2022). The State Duma has prepared a bill on combating bullying of children in schools. https://rg.ru/2022/10/12/v-gosdume-podgotovlen-zakonoproekt-o-borbe-s-travlej-detej-v-shkolah.html (accessed 12.04.2023) (In Russian).

15. Rossiyskaya Gazeta. Emelianenko V (the 27th of April 2023). It is necessary to define the concept of "bullying" to solve the problem of bullying.. https://rg.ru/2023/04/27/lvova-belova-nado-opredelit-poniatie-travlia-dlia-resheniia-problemy-bullinga.html (accessed 11.04.2023) (In Russian).

16. TASS (the 3rd of November, 2022). The first anti-bullyingfestival is planned to be held in Russia. https://tass.ru/obschest-vo/16240905 (accessed 12.04.2023) (In Russian).

17. Dobro.ru. All-Russian anti-bulyingforum 'We need to talk". https://dobro.ru/event/10338289 (accessed 12.04.2023) (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.