Научная статья на тему 'БУЛГАРСКИЕ И ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ БОГОСЛОВЫ И БОГОСЛОВСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «МУСТАФАД АЛ-АХБАР...» Ш. МАРДЖАНИ'

БУЛГАРСКИЕ И ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ БОГОСЛОВЫ И БОГОСЛОВСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «МУСТАФАД АЛ-АХБАР...» Ш. МАРДЖАНИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ш. МАРДЖАНИ / МУСТАФАД АЛ-АХБАР / ИСТОРИЯ БОГОСЛОВИЯ У ТАТАР / ИСТОРИЯ БУЛГАР / ИСТОРИЯ ТАТАР / БОГОСЛОВСКИЕ ИСТОЧНИКИ / БОГОСЛОВЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Адыгамов Рамиль Камилович

Целью исследования: является выявление названий богословских трудов и имен их авторов в первом томе упомянутого труда Ш. Марджани. Материалы исследования: источниковую базу исследования составил первый том «Мустафад ал-ахбар…» Ш. Марджани, а также справочные труды мусульманских биографов. В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, а также историко-сравнительный метод. Результаты исследования: в результате нашего исследования были установлены названия богословских трактатов, упомянутых в первом томе «Мустафад ал-ахбар…», имена их авторов, годы смерти, а также содержание произведений. Изучение персоналий богословов и их трудов позволило разделить их на булгарский и золотоордынский период. Однако следует отметить, что Ш. Марджани частично выходит за рамки упомянутых периодов и упоминает некоторых богословов, живших после завоевания Казанского ханства. Новизна исследования: в рамках данного исследования впервые были выделены названия и тематика богословских трудов, упомянутых в первом томе «Мустафад ал-ахбар…». Также были установлены имена их авторов, а сами труды разделены по историческому принципу на труды булгарского и золотоордынского периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BULGAR AND GOLDEN HORDE’S THEOLOGIANS AND THEOLOGICAL SOURCES THROUGH THE PRISM OF SH. MARJANI’S “MUSTAFAD AL-AKHBAR...”

Research objectives : The “Mustafad al-akhbar...” is one of the earliest and most important works on the history of the Bulgars and their descendants - the Tatars. After evaluating this source, we can rightly say that it is the first attempt at a scholarly description and analysis of the history of the Bulgars and Tatars. To achieve this purpose, Sh. Marjani used a large array of different sources, among which a special place was occupied by theological sources. In revealing religious life, the theologian used mainly written sources, but he did not limit himself to quoting them. The presentation of these texts is accompanied by Sh. Marjnani’s analysis of the information’s reliability. The author compares the facts and makes reasonable conclusions about the biographies of theologians, as well as the content of their works. The purpose of the study is to identify the authors’ names and the titles of their theological works that Sh. Marjani used in the first volume of the mentioned work. Research materials : The source basis of the study was the first volume of the “Mustafad al-akhbar...” by Sh. Marjani, as well as reference works by Muslim biographers. Throughout the study, the author used the methods of analysis and synthesis, as well as the historical and comparative method. Research results : This study established the titles of the theological treatises to which Sh. Marjani referred in the first volume of the “Mustafad al-akhbar...”, their content, the names of their authors, and years of their deaths. The study of the personalities of theologians and their works has allowed for a division of them into respective Bulgar and Golden Horde periods. However, it should be noted that Sh. Marjani partly goes beyond these periods and mentions some theologians who lived after the conquest of the Kazan Khanate in 1552. Research novelty : The author described, for the first time ever, the titles and topics of theological works mentioned in the first volume of the “Mustafad al-akhbar...”. Also, he identified the names of their authors and divided the works according to a historical principle into the works of the Bulgar and Golden Horde periods.

Текст научной работы на тему «БУЛГАРСКИЕ И ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ БОГОСЛОВЫ И БОГОСЛОВСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «МУСТАФАД АЛ-АХБАР...» Ш. МАРДЖАНИ»

УДК 930.85 Б01: 10.22378/2313-6197.2021-9-2.336-350

БУЛГАРСКИЕ И ЗОЛОТООРДЫНСКИЕ БОГОСЛОВЫ И БОГОСЛОВСКИЕ ИСТОЧНИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ «МУСТАФАД АЛ-АХБАР...» Ш. МАРДЖАНИ

Р.К. Адыгамов 12

1 Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ Казань, Российская Федерация abu_muhammad@mail.ru

«Мустафад ал-ахбар...» является одним из наиболее ранних и важных трудов по истории булгар и татар. Оценивая этот источник, можно по праву сказать, что он является первой попыткой научного описания и анализа истории булгар и татар. Для достижения поставленной задачи Ш. Марджани использовал большой массив различных источников, среди которых особое место занимают богословские источники. Раскрывая религиозную жизнь, ученый использовал в основном письменные источники. Однако он не ограничивался лишь их цитированием: изложение сопровождается анализом информации на достоверность, автор сопоставляет факты, сравнивает их, и делает соответствующие выводы относительно биографий богословов, а также содержания их трудов.

Целью исследования: является выявление названий богословских трудов и имен их авторов в первом томе упомянутого труда Ш. Марджани.

Материалы исследования: источниковую базу исследования составил первый том «Мустафад ал-ахбар.» Ш. Марджани, а также справочные труды мусульманских биографов. В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, а также историко-сравнительный метод.

Результаты исследования: в результате нашего исследования были установлены названия богословских трактатов, упомянутых в первом томе «Мустафад ал-ахбар.», имена их авторов, годы смерти, а также содержание произведений. Изучение персоналий богословов и их трудов позволило разделить их на булгарский и золотоордынский период. Однако следует отметить, что Ш. Марджани частично выходит за рамки упомянутых периодов и упоминает некоторых богословов, живших после завоевания Казанского ханства.

Новизна исследования: в рамках данного исследования впервые были выделены названия и тематика богословских трудов, упомянутых в первом томе «Мустафад ал-ахбар.». Также были установлены имена их авторов, а сами труды разделены по историческому принципу на труды булгарского и золотоордынского периодов.

Ключевые слова: Ш. Марджани, Мустафад ал-ахбар, история богословия у татар, история булгар, история татар, богословские источники, богословы

Для цитирования: Адыгамов Р.К. Булгарские и золотоордынские богословы и богословские источники через призму «Мустафад ал-ахбар...» Ш. Марджани // Золо-тоордынское обозрение. 2021. Т. 9, № 2. С. 336-350. Б01: 10.22378/2313-6197.2021-92.336-350

© Адыгамов Р.К., 2021

THE BULGAR AND GOLDEN HORDE'S THEOLOGIANS AND THEOLOGICAL SOURCES THROUGH THE PRISM OF SH. MARJANI'S "MUSTAFAD AL-AKHBAR.."

R.K. Adygamov 12

1 Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Kazan, Russian Federation

Abstract: Research objectives: The "Mustafad al-akhbar..." is one of the earliest and most important works on the history of the Bulgars and their descendants - the Tatars. After evaluating this source, we can rightly say that it is the first attempt at a scholarly description and analysis of the history of the Bulgars and Tatars. To achieve this purpose, Sh. Marjani used a large array of different sources, among which a special place was occupied by theological sources. In revealing religious life, the theologian used mainly written sources, but he did not limit himself to quoting them. The presentation of these texts is accompanied by Sh. Marjnani's analysis of the information's reliability. The author compares the facts and makes reasonable conclusions about the biographies of theologians, as well as the content of their works.

The purpose of the study is to identify the authors' names and the titles of their theological works that Sh. Marjani used in the first volume of the mentioned work.

Research materials: The source basis of the study was the first volume of the "Mustafad al-akhbar..." by Sh. Marjani, as well as reference works by Muslim biographers. Throughout the study, the author used the methods of analysis and synthesis, as well as the historical and comparative method.

Research results: This study established the titles of the theological treatises to which Sh. Marjani referred in the first volume of the "Mustafad al-akhbar...", their content, the names of their authors, and years of their deaths. The study of the personalities of theologians and their works has allowed for a division of them into respective Bulgar and Golden Horde periods. However, it should be noted that Sh. Marjani partly goes beyond these periods and mentions some theologians who lived after the conquest of the Kazan Khanate in 1552.

Research novelty: The author described, for the first time ever, the titles and topics of theological works mentioned in the first volume of the "Mustafad al-akhbar...". Also, he identified the names of their authors and divided the works according to a historical principle into the works of the Bulgar and Golden Horde periods.

Keywords: Sh. Marjani, Mustafad al-Akhbar, history of theology among Tatars, history of the Bulgars, history of Tatars, theological sources, theologians

For citation: Adygamov R.K. The Bulgar and Golden Horde's Theologians and Theological Sources through the Prism of Sh. Marjani's "Mustafad al-akhbar...". Zoloto-ordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2021, vol. 9, no. 2, pp. 336-350. DOI: 10.22378/2313-6197.2021-9-2.336-350

Введение

В своем историческом труде «Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Полезные вести о состоянии Казани и Булгара») Ш. Марджани наряду с историческим повествованием и анализом затрагивает широкий круг научных вопросов. Среди них можно выделить вопросы истории, географии, этнонимов, богословия и др. В ходе повествования богослов и историк приводит «Раздел о наследии и ученых Булгарии». В данном разделе он приводит не только их имена, годы жизни и краткие биографии, перечисляет их труды, но также дает

им критическую оценку. Помимо биографических данных и трудов, ученый также углубляется в некоторые богословские вопросы. Анализ проблематики данного раздела обусловил актуальность его более детального изучения. Особую важность он приобретает не только в связи с процессами этно-конфессионального возрождения, начавшимися в конце XX в., но также с необходимостью выявления и переосмысления наследия татарского духовенства в частности и российских мусульманских богословов в целом.

Возрождение институтов мусульманского социума и системы образования обострили вопросы поиска вектора развития мусульманской уммы России. Распространение различных идеологических установок, проникших в страну в 90-е годы XX в. привело не только к расколу в рядах мусульман, но также несло угрозу стабильности общества. В этой связи все большую актуальность приобретала задача выявления многовековой мусульманской богословской традиции, имеющей опыт выстраивания миролюбивых взаимоотношений как внутри конфессии, так и с представителями иных религий.

Это в свою очередь пробуждает особый интерес к биографическим и историческим трудам российских мусульманских богословов. В частности, к таким источникам как «Мустафад ал-ахбар.», «Талфик ал-ахбар...», «Асар» и пр.

Цель данного исследования выявить и описать персоналии богословов и богословские труды булгарского и золотоордынского периодов.

Общий обзор источников, использованных при написании «Мустафад ал-ахбар.» можно обнаружить в статьях И.М. Миргалеева [6, с. 102-109; 7, с. 179-195; 8, с. 183], М.А. Усманова [4, с. 17]. Более подробный анализ и описание представлены в диссертации Р.Т. Юзмухаметова [13]. Также описание и классификация источников данного труда была представлена в исследовании автора данной статьи [1, с. 674-686]. Однако упомянутые исследования в основном анализируют источники с исторической и структурно-лингвистической точки зрения. Что же касается выявления и описания личностей богословов и богословских источников, упомянутых в «Мустафад ал-хабар.», то оно проводится впервые.

Богословы и источники булгарского периода

Первым среди богословов булгарского периода Ш. Марджани упомянул Йа'куба ибн Ну'мана ал-Булгари1. Автор сообщает о том, что он написал книгу, посвященную истории Булгара, но она была утрачена. По его данным, в ее поисках были заинтересованы даже европейские историки, но в отличие от записок Ибн Фадлана2, она не была обнаружена. О самом богослове информация довольно скудная, со ссылкой на Абу Хамида ал-Андалуси3,

1 Был судьёй Булгара. Абу Хамид ал-Андалуси упоминает о встрече с этим человеком в 530 г. (1135 г.) во время посещения Булгара.

2 Ахмад ибн ал-'Аббас ибн Рашид ибн Хаммад ал-Багдади (предположительно 877960 [1472-1552]). Исламский учёный и известный путешественник. Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В 921-922 годах в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию. В своём отчёте «Рисаля», написанном в виде путёвых заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар, русов и хазар.

3 Абу Хамид ал-Андалуси (473-565 [1080-1170]) Абу 'Абд Аллах Мухаммад ибн 'Абд ар-Рахим ал-Мазини ал-Калиси ал-Гарнати ал-Андалуси. Исламский правовед и

Марджани сообщает об их встрече в 529 г. (1134 г.) в Булгаре. Также по информации Закарийи ибн Мухаммада ал-Казвини4, этот человек был учеником имама ал-харамайн Абу ал-Ма'али 'Абд ал-Малика ибн 'Абдуллы ал-Джувайни5 и умер в 559 г. (1163 г.) [5, с. 78]. Кроме упомянутых фактов, М. Рамзи еще указывает на то, что на исторический труд Йа'куба ибн Ну'мана ссылался Абу Хамид ал-Гарнати [9, с. 318].

Следующий богослов - Абу ал-'Ала Хамид ибн Идрис ал-Булгари [9, с. 324]6. Марджани сообщает, что он был кадием, жил в 500 г. (1106 г.). А также, со ссылкой на «Зухрат ар-рийад»7 Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини [12]8, приводит несколько цепочек хадисов с упоминанием этого человека. В этих цепочках присутствуют такие передатчики как: Абу ал-Му'ин Маймун ибн Мухаммад ибн Му'тамад ал-Макхули ан-Насафи9, 'Абдулла ибн Мас'уд10, Хамид ибн Идрис11, Абу Бакр Мухаммад ибн 'Абдулла ас-Сархакти12, Ибн 'Умара13, Абу Ибрахим Исма'ил ибн Мухаммад ибн ал-

арабский путешественник. Автор известной книги «Тухфа ал-албаб ва нухба ал-и'джаб», в которой он собрал свои заметки, написанные во время путешествий в разные страны, в том числе в Волжскую Булгарию.

4 Закария ибн Мухаммад ал-Казвини: (605-682 (1208-1283)) Абу 'Абд Аллах Зака-рия ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Казвини. Известный арабский учёный в области астрономии, физики, геологии, географии, истории, психологии, медицины, фармацевтики, химии, ботаники и зоологии. Автор знаменитой книги «'Аджа'иб ал -махлукат ва гара'иб ал-мауджудат», в которой он описывает планеты, звёзды, минералы, растения и животный мир.

5 Абу ал-Ма'али ал-Джувайни: (419-478 [1028-1085]) Имам ал-Харамайн Абу ал-Ма'али 'Абд ал-Малик ибн 'Абд Аллах ибн Йусуф ибн Мухаммад ибн 'Абд Аллах ибн Хайва ал-Джувайни. Выдающийся шафиитский правовед и аш'аритский мутакаллим. Учитель Абу Хамида ал-Газали. Является автором многих книг по исламскому праву, усул ал-фикху и науке - калам.

6 Абу ал-'Ала Хамид ибн Идрис ал-Булгари (?-?). Об этой личности почти ничего неизвестно. Жил в 600 г. (1203 г.).

7 Автор - Сулейман ибн Дауд ас-Саксини. Книга состоит из 67 бесед. Ее полное название - «Зухрат ар-рийад ва нузхат ал-кулуб ал-мирад». В каждой главе этой книги приводится какой-либо хадис и, в соответствии с ним, наставления и советы. Рукопись данной книги была обнаружена С.Т. Рахимовым. Библиотека «Сулеймания», фонд «Тырно-валы», номер 968. Сулейман бин Дауд ас-Саксини. Дата рукописи - 1329 г. Второй список хранится в Мешхеде в центре «Остан» под номером 1341. Ее копия была передана в Архивное управление Республики Татарстан.

8 Ученик Абу-л-'Аля Хамида ибн Идриса ал-Булгари (первая половина ХП в.). В своих дидактических и художественных произведениях подробно излагает проповеди учителя. Труды Сулеймана ибн Дауда вошли во многие источники, цитировали их многие ученые и богословы (первая пол. XII в. и до XX в.). Также известно, что его перу принадлежит еще одно сочинение - «ат-Тафсир фи 'илм ат-тазкир» («Разъяснение науки о напоминании»).

9 Исламский богослов, правовед ханафитского мазхаба (436-508 [1046-1114 гг.]).

10 Один из сподвижников пророка Мухаммада, считался одним из наиболее известных знатоков религии.

11 (?—1105), булгарский богослов, философ, кади. Автор религиозных и философских сочинений.

12 Абу Бакр Мухаммад ибн 'Абд Аллах ас-Сархакти (умер в 518 г. [1124 г.]).

13 Один из известнейших сподвижников, сын 'Умара ибн ал-Хаттаба.

Хасан ал-Хусайний14, 'Имад ад-Дин Абу Бакр Мухаммад ибн ал-Хасан ибн Мансур ан-Насафи15, Абу Бакр Мухаммад ибн 'Умар ал-Баззар16, Абу Зарра17, ал-Хаджадж Абу Бакр Мухаммад бин 'Али ибн ал-Фадл ал-Баздигри18.

При этом видно, что Ш. Марджани довольно глубоко владел информацией о передатчиках хадисов. В частности он указывает: «Нуждающийся (в помощи Аллаха - А.Р) автор этих строк сказал: "Абу ал-Му'ин ан-Насафи19 умер в 508 г. (1114 г.) в Насафе, Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан ибн Мансур ан-Насафи ал-Гуайдани умер в 505 г. (1111 г.) в Бухаре"» [5, с. 79]. Второй, видимо, является малоизвестным передатчиком, так как информация о нем не была обнаружена.

Также Марджани поясняет: «Абу Бакр Мухаммад ибн 'Абдулла ас-Сархакти умер в 518 г. (1124 г.) и был родственником Абу Ибрахима Ис-ма'ила ибн Мухаммада ибн ал-Хасана Абу ал-Йусра ал-Баздави20 и Абу ал-Му'ина ан-Насафи. От него передавали Ахмад бин Мухаммад ал-Хаками, Абу Бакр Мухаммад бин 'Умар ал-Базари21 , Абу Бакр Мухаммад ибн 'Али ибн ал-Фадл ан-Найсабури ал-Буздигари22. Все они умерли в пределах пятисотых годов (1106 г.)» [5, с. 80]. Таким образом, мы можем заключить, что Ш. Марджани прибегает к классической богословской методологии проверки аутентичности текста на основе анализа цепочки его передатчиков. В результате анализа и выявления возможности встречи передатчиков различных поколений богослов приходит к выводу о целостности цепочки, на основе чего делает вывод об аутентичности содержания самого предания.

Однако вызывает вопрос тот факт что, упомянув Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини в качестве ученика Абу ал-'Ала Хамида ал-Булгари, Ш. Марджани не говорит о нем как о богослове булгарского периода. Как известно, автор «Зухрат ар-рийад...» также был булгарским богословом. Вероятно, Ш. Марджани посчитал достаточным описание его труда, хотя оно преподносится лишь как иллюстрация к личности Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини. В

14 Абу Ибрахим Исма'ил ибн Мухаммад ибн ал-Хасан ал-Хусайни: об этой личности почти ничего неизвестно. Жил в V веке хиджры (XII в.). Упоминается в некоторых биографических справочниках по ханафитским учёным.

15 Информация не найдена.

16 Информация не найдена.

17 Сподвижник пророка Мухаммада.

18 Информация не найдена.

19 Абу Ал-Му'ин Ан-Насафи (418/438-508 гг. [1027/1038-1114 гг.]): Абу Ал-Му'ин Маймун ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Му'тамад ибн Мухаммад ибн Макхуль ибн Ал-Фадл Ан-Насафи Ал-Макхули. Выдающийся матуридитский мутакаллим и ханафит-ский правовед. Является автором книги «Табсыра ал-адилля фи усуль ад-дин», которая представляет собой важнейшую энциклопедию по матуридитскому каламу. Также написал ряд других книг по матуридитскому каламу и ханафитскому праву. Как один из самых ревностных последователей имама Ал-Матуриди, он сыграл ключевую роль в распространении матуридитского калама.

20 Абу ал-Йуср ал-Баздави (421-493 [1030-1100 гг.]): Абу ал-Йуср Мухаммад ибн Мухаммад ибн ал-Хусейн ибн 'Абд ал-Карим ибн Муса ибн Муджахид ан-Насафи. Был судьёй Самарканда. Известный ханафитский правовед и матуридитский мутакаллим. Написал ряд книг по праву и 'акыде. В частности, является автором известной книги по матуридитскому каламу «Усул ад-дин».

21 Информация не найдена.

22 Информация не найдена.

известном справочнике «Кашф аз-зунун» сообщается, что изначально труд был написан на персидском языке и назывался «Бахджат ал-анвар мин ха-фийат ал-асрар», впоследствии автор перевел его на арабский язык и озаглавил «Нузхат кулуб ал-мирад», а позднее название было дополнено фразой «Зухрат ар-рийад» [10, с. 364]. Здесь же он упомянут как ас-Сувари, что может указывать на его происхождение из Сувара, а не Саксина.

Более подробно Марджани пишет о ходже Ахмаде ал-Бургари [9, с. 323-324]. В том числе приводит различные написания нисбы «Бургари» и «Булгари». Также известно, что этот человек был учителем и наставником султана Махмуда ибн Сабактакина ал-Газнави23. Его имя упомянул 'Ала' ад-Дин 'Абд ал-'Азиз ибн Ахмад ал-Маймарги24 в своем комментарии «Усул фахр ал-ислам»25, в комментариях к «Кашф ал-кабир» и «Усул ал-хусами»26. Также одна из его точек зрения на вопрос о разводе упомянута в «Фаваид ал-давахир» со ссылкой на «Кунья»27. А Мулла Абу ал-Макарим28 в комментарии к «Мухтасар ал-викайа»29 ссылается на его книгу «Фаваид ал-Бургари» [5, с. 80].

Подытоживая характеристику этого человека, великий татарский богослов и историк указывал: «В целом об этом человеке можно сказать, что он был ученым, факихом, знатоком основ, глубокознающим, уважаемым, умелым человеком. Он был современником Шамс ал-А'имма ас-Сарахси30, Фахр ал-Ислама ал-Баздави31, Шейх ал-Ислама Хувахар заде32, и был ученым их уровня» [5, с. 81].

23 Махмуд ибн Сабактакин Ал-Газнави (971-1030): Абу ал-Касим Махмуд ибн Са-бактакин ал-Газнави. Величайший султан Газневидского султаната. Правил своей страной в 998-1030 г. Ряд авторов считают его «истинным основателем» Газневидского султаната. Во время его правления государство достигло наивысшего зенита в военно-политической сфере. Покровительствовал учёным и суфиям. Один из самых крупнейших завоевателей в истории ислама. Совершил множество завоевательных походов, особенно в направлении Индии.

24 'Аля ад-Дин 'Абд ал-'Азиз ибн Ахмад (?-730 г. [1330 г.]): 'Аля Ад-Дин 'Абд Ал-'Азиз ибн Ахмад ибн Мухаммад Ал-Бухари Ал-Ханафи. Ханафитский правовед. Ему принадлежит книга по усул ал-фикху «Шарх усул ал-баздави».

25 Автор - Абу ал-Хасан Фахр ал-Ислам ал-Баздави. Известная книга по усул ал-фикху в соответствии с ханафитской методологией.

Иное название: «Ал-Мунтахаб фи усул ал-мазхаб». Также известен под названием «Ал-Мунтахаб ал-хусами». Автор - Мухаммад ибн Мухаммад ибн 'Умар Хусам ад-Дин ал-Ахсикати. Известная книга по ханафитскому усул ал-фикху.

27 Полное название: «Кунья ал-минйа 'аля мазхаб Аби Ханифа». Автор - Мухтар ибн Махмуд ибн Мухаммад аз-Захиди ал-Ханафи. Книга по ханафитскому праву. Она не пользуется авторитетом в ханафитском мазхабе.

28 Информация не найдена.

29 Полное название: «Мухтасар ал-викая фи масаил ал-хидая». Автор - 'Убайд Аллах ибн Мас'уд ал-Махбуби. Известная книга по ханафитскому праву.

30 Шамс ал-А'имма ас-Сарахси (400-483 г. [1009-1090 г.]): Шамс Ал-А'имма Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Сахль Ас-Сарахси. Авторитетный ханафитский правовед. Автор ряда известных книг по ханафитскому праву и усул ал-фикху. Является автором книги «Ал-Мабсут», которая представляет собой многотомную и авторитетную энциклопедию по ханафитскому праву.

31 Абу ал-Хасан 'Али ибн Мухаммад ал-Баздави (?-482 г. [1089 г.]): Абу ал-Хасан Фахр ал-Ислам 'Али ибн Мухаммад ибн ал-Хусейн ибн 'Абд ал-Карим ибн Муса ибн

'Иса ибн Муджахид ал-Баздави. Крупный ханафитский правовед и специалист по усул ал-

Следует отметить, что информация относительно булгарского происхождения ходжи Ахмада ал-Булгари не является однозначно достоверной. Сам Ш. Марджани приводит его нисбу как «Бургари» или «Баргари». Такой вариант прочтения дает основания предполагать, что этот человек мог быть выходцем из деревни Баргар, расположенной в Саганийане на юге Центральной Азии. В частности, деревня с одноименным названием в настоящее время находится на севере Индии в штате Уттар Прадеш. Соответственно, второй вариант понимания исключает его из числа булгарских богословов.

Далее - Ахмад ибн 'Абдуллах ал-Кирмани33. Он был учеником 'Абд ал-Аввала бин 'Али ал-Фергани34, Хафиз ад-Дина ибн ал-Баззаз, Шараф ад-Дина ибн Камал ад-Дин ал-Крыми35. Его перу принадлежат субкомментарии к таким книгам как «Талвих», «Шарх 'акаид ан-Насафийа»36. Также его учеником был Йусуф ибн Джунайд ат-Тукати37, известный как Челяби.

Богословие в Золотой Орде

Среди богословов золотоордынского периода Ш. Марджани первым упомянул Бурхан ад-Дина Ибрахима ибн Хидра ал-Булгари ал-Ханафи [9, с. 326]38. Он указывает, что этот человек был автором книги «Усул ал-Хусами», которая была завершена, в третий день месяца раби' ал-аввал 751 г. (1350 г.). О самой рукописи богослов пишет: «Эта большая, хорошо сохранившаяся рукопись, с четким почерком, похожим на почерки, распространенные в Алеппо, Дамаске и других городах Шама. Она уже издавна находится в руках, автора39, нуждающегося (в помощи Аллаха - А.Р.)» [5, с. 82].

фикху. Он написал ряд книг по ханафитскому праву и известный трактат по усул ал-фикху «Усул ал-баздави».

Шейх ал-Ислам Хувахар Заде (?-483 г. [1090 г.]): Мухаммад ибн ал-Хусейн ибн Мухаммад ибн ал-Хасан ал-Бухари Бабакр Хувахар Заде. Ханафитский правовед. Сообщается, что он написал трактат по ханафитскому мазхабу под названием «Мабсут»; однако данная книга утеряна.

33 Ахмад ибн 'Абд Аллах ал-Кирмани (352-412 гг. [963-1021 гг.]): Хамид ад-Дин Ахмад ибн 'Абд Аллах ал-Кирмани. Известный философ исмаилитской секты. Ему принадлежит большая роль в систематизации философской системы исмаилизма. Написал ряд книг по исмаилитской идеологии.

34 Информация не найдена.

35 Шараф Ад-Дин ибн Камал Ал-Крыми (?-?). Об этой личности мало информации. Был исламским правоведом, предположительно, ханафитским. Сначала жил в Крыму, потом переехал в Османскую империю. Сообщается, что он написал комментарий к известной книге по усул ал-фикху «Ал-Манар».

36 Автор - Са'д ад-Дин ат-Тафтазани. Одна из самых известных и авторитетных книг по матуридитской акыде.

37 Йусуф ибн Джунайд ат-Тукати (?-902/5 г. [1496/9 г.]): Йусуф ибн Джунайд ат-Тукати Ар-Руми Джаляби. Ханафитский правовед. Написал ряд книг по ханафитскому праву и акыде. В частности, его перу принадлежит субкомментарий на известный трактат по ханафитскому праву «Ал-Викая» и сокращённая версия известного сборника ханафит-ских фетв «Фатава Кады Хан».

38 Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн Хидр ал-Булгари ал-Ханафи (?-?). Об этой личности почти ничего неизвестно. Был жив в 751 г.

39 Ш. Марджани имеет ввиду себя - А.Р.

Следующий богослов этого периода, упомянутый у Ш. Марджани - Абу Мухаммад Садр ибн 'Ала ад-Дин ал-Булгари40. Марджани сообщает, что одним из его учеников был Тадж ад-Дин Ибрахим ибн Мухаммад41 , получивший от него иджазу в конце рукописи книги «Усул», принадлежащей перу Фахр ал-Ислама42. Информации об этом человеке довольно мало. М. Рамзи сообщает о его иджазе, из которой можно примерно датировать период, когда он жил четырнадцатым веком. В частности, иджаза была дана 22 шаввала 766 г. (11 июля 1365 г.) [9, с. 327].

Далее следует известный суфий ходжа Хасан ибн 'Умар ал-Булгари43, который был мюридом шейха Са'д ад-Дина ал-Хамави44. Марджани указывает, что он был родом из города Канджа в Азербайджане, но благодаря тому, что долгое время прожил в Булгаре, стал известен как «булгари». В то же время есть разногласия по месту захоронения этого богослова. По одной из версий он был захоронен в Бухаре, и место захоронения именуется как Ходжа Булга-ри. По другой версии он умер и, соответственно, был похоронен в Тебризе в 677 г. (1278 г.). Следует отметить, что М. Рамзи указывает иную дату смерти - 22 раби' ал-аввала 698 г. Он же указывает, что по иной версии он происходил не из Азербайджана, а деревни Хасан шейх, расположенной северо-западнее Булгара [9, с. 329]45.

Следующий - Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн Йусуф ал-Булгари [9, с. 237]46. В «Кашф аз-зунун»47 указано, что он был автором книги «Шарх адаб ас-сахаиф» [11, с. 40]. Также сказано: «Для книги "Фусул ан-насафи"48 был написан комментарий Бурхан ад-Дином ал-Булгари».

Далее [5, с. 85] - известный ханафитский богослов Наджм ад-Дин Абу ар-Раджа' Мухтар ибн Махмуд ибн Мухаммад ал-Казани ал-Ханафи49, известный как аз-Захиди. Он является автором «ал-Кинйа» и комментария к «Мухтасар

40 Абу Мухаммад Садр ал-Булгари (?-?): Абу Мухаммад Садр ад-Дин ибн 'Ала ад-Дин ал-Булгари. Об этой личности почти ничего неизвестно.

41 'Исам Ад-Дин Ибрахим ибн Мухаммад ал-Исфараини (?-951 г. [1544 г.]): 'Исам ад-Дин Ибрахим ибн Мухаммад ал-Исфараини. Ханафитсий правовед и матуридитский мутакаллим. Написал ряд книг по арабской морфологии и каламу.

42 Информация не найдена.

43 Хасан ибн 'Умар ал-Булгари (?-678 г. [1279 г.]): Хасан Салах ад-Дин ибн 'Умар ал-Булгари.

44 Мухаммад ибн ал-Му'аййад ибн Абу Бакр Абу ал-Хасан ибн Мухаммад ибн Хама-вийа, один из мюридов Наджм ад-Дина ал-Кубра (ум. 650 [1252 г.]). См. ал-Джами А. На-фахат ал-унс мин хадарат ал-кудс. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмийа, 2003. Т. 2, С. 584.

45 Также он указывает, что этот богослов много путешествовал, в разное время жил в Булгаре, Бухаре, Кирмане и Тибризе, где умер и был похоронен. Многие ученые стали его мюридами.

46 Бурхан ад-Дин Ибрахим ибн Йусуф ал-Булгари (?-?). Об этой личности почти ничего неизвестно. Его упоминает ар-Рамзи.

47 Автор - Хаджи Халифа. В этой энциклопедической книге упоминаются арабские, персидские и турецкие трактаты и их авторы.

48 Полное название: «Ал-фусул фи 'ильм ал-джадл». Автор - Бурхан ад-Дин Мухам-мад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ан-Насафи ал-Ханафи. В книге затрагиваются вопросы усул ал-фикха, методов использования логических аргументов и т.п.

49 Мухтар ибн Махмуд ибн Мухаммад Абу ар-Раджа Наджм ад-Дин аз-Захиди ал-Газмини (ум. 658 г. [1260 г.]). Один из крупнейших ханафитских факихов родом из Газ-мина на территории Хорезма. Посетил Багдад и Византию.

ал-Кудури». Его наставниками по фикху были Садид ибн Мухаммад ал-Хаййати50 и Бурхан ал-А'имма Мухаммад бин 'Абд ал-Карим51, по каламу от Йусуф ибн Абу Бакр ас-Сакаки52. Известен тем, что в честь хана Береке трактат назвал свой трактат «Рисала-и насырийа». Умер в 688 г. (1289 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О следующем богослове известно лишь имя - Ахмад ибн Махмуд ал-Джунди53, а также наименование его труда - комментарий к «Мисбах»54, принадлежащему перу Матрази, и названный «Макалид» [5, с. 85]. Ш. Мард-жани указывает, что часть книги была написана в 751 г. (1350 г.) [5, с. 85], а, следовательно, автор относится к ученым XIV века. Место его рождения не известно, поэтому к ученым Поволжья он мог быть причислен лишь в том случае, если некоторое время жил в Булгаре или Сарае, что также не удалось установить.

Далее следует Кутб ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ар-Рази аш-Шафи'ий55. Марджани сам указывает, что его происхождение связывают с городом Рейем [5, с. 86], а, следовательно, и его включение в список богословов Булгарии вызывает вопрос. Известно, что этот человек был автором «Ки-таб ал-мухакамат»56, «ар-Рисала ал-ма'мула»57, комментатором «ал-Мата-ли'»58, «аш-Шамсиййа»59, «ал-Хави ас-сагир»60, посвященных проблемам шафиитского фикха.

За ним следует Минхадж ад-Дин Ибрахим ибн Сулейман ас-Сараи. Этот человек известен тем, что его наставник Рашид ад-Дин Исма'ил ибн Махмуд ибн Мухаммад ал-Кардарий был автором книги «Фаваид ал-маса'ил ад-дарурийа»61, а он скомпоновал эту книгу и дополнил ее, в результате чего она превратилась в комментарий к «Фара'ид ал-'усманийа»62, названный «Мафа-

50 Садид ибн Мухаммад ал-Хаййати (?-?). Информация не обнаружена. Он упоминается в некоторых биографических справочниках ханафитских ученых.

51 Бурхан ал-А'имма Мухаммад ибн 'Абд ал-Карим: информация не обнаружена. Он упоминается в некоторых биографических справочниках ханафитских ученых.

52 Йусуф ибн Абу Бакр ас-Саккаки (555-626 гг. [1160-1229 гг.]): Сирадж ад-Дин Абу Йа'куб Йусуф ибн Абу Бакр ибн Мухаммад ибн 'Али ас-Саккаки ал-Хаваризми. Написал ряд книг по языковым наукам.

53 Ахмад ибн Махмуд ал-Джунди (?-?). Об этой личности почти ничего неизвестно. Он упоминается в некоторых биографических справочниках ханафитских ученых. Является автором комментария на книгу по грамматике «Ал-Мисбах», составленную ал-Матрази.

54 Автор - Абу ал-Фатх Насыр ибн Абу ал-Макарим ал-Матрази. Книга по арабской грамматике.

55 Кутб ад-Дин ар-Рази (694-766 гг. [1295-1365 гг.]): Кутб ад-Дин Абу 'Абд Аллах Мухаммад ибн Мухаммад ар-Рази ат-Тахтани. Написал ряд трудов в области логики и философии. В некоторых источниках сообщается, что он был шиитом-имамитом.

56 Автор - Кутб ад-Дин ар-Рази. Книга посвящена проблемам логики.

57 Автор - Кутб ад-Дин ар-Рази. Содержание книги неизвестно.

58 Автор - Сирадж ад-Дин Махмуд ал-Армави. Книга по логике.

59 Автор - Наджм ад-Дин 'Умар ибн 'Али ал-Казвини. Книга по логике.

60 Автор - 'Абд ал-Гаффар ибн 'Абд ал-Карим ал-Казвини. Посвящена вопросам ша-фиитского права.

61 Автор - Рашид ад-Дин Исма'ил ибн Махмуд ибн Мухаммад ал-Кардари. Содержание книги неизвестно.

62 Автор - Рашид ад-Дин Исма'ил ибн Махмуд ибн Мухаммад ал-Кардари. Содержание книги неизвестно.

тих ал-акфал»63. Известно, что эта книга была дописана им в Хорезме в 771 г. (1369 г.).

Следующий - Ахмад ибн Шамс ал-А'имма ас-Сараи. Информация об этом человеке практически отсутствует. Марджани, со ссылкой на Ибн 'Арабшаха, приводит следующую цитату: «Он повелитель слов арабского, персидского и тюркского языков. Он был очень удивительным человеком для своего времени. Даже Тамерлан пригласил его в Самарканд» [5, с. 86]. Из чего можно сделать вывод, что, скорее всего, он был языковедом.

Одним из наиболее известных богословов, упомянутых в «Мустафад...», является Са'д ад-Дин Мас'уд ибн 'Умар ал-Хорасани ан-Насаи аш-Шафи'и, известный как ат-Тафтазани64, автор комментария к «'Ака'ид ан-Насафи», а также многих других книг. Несмотря на известность богослова, вызывает вопрос о его причислении к ученым Булгарии. Нисба ат-Тафтазани указывает на то, что он происходил из деревни Тафтазан, находящейся в иранской провинции Северный Хорасан. Возможно, Ш. Марджани исходил из того, что он некоторое время проживал в Сарае, столице Золотой Орды, однако, следует помнить о его персидских корнях. В этой связи с классификацией татарского богослова можно не согласиться: вероятнее всего, она была связана с желанием придать больший вес булгарскому богословию.

О следующем богослове информации довольно мало. Камал ад-Дин ал-Худжанди65. Со ссылкой на неизвестного автора Сеида Ракима, Марджани приводит цитату: «Когда войско хана Токтамыша направлялось в Табриз, уважаемый шейх Камал ад-Дин находился в этом городе. Когда же город был захвачен, то по велению хана Токтамыша он был доставлен в столицу Дешт-и кипчака Сарай» [5, с. 87]. Видимо, появление этого ученого в Сарае и стало причиной включения в данный список.

Далее - Хафиз ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ибн Шихаб ибн Йусуф ал-Хаваризми ал-Кардари66, известный как Ибн ал-Баззаз. Является известным ханафитским богословом. Он умер в возрасте 80 лет в 827 г. (1423 г.). Татарский богослов и история сообщают, что этот человек не только путеше-

63 Автор - Рашид ад-Дин Исма'ил ибн Махмуд ибн Мухаммад ал-Кардари. Содержание книги неизвестно.

64 Са'д ад-Дин ат-Тафтазани (722-792 гг. [1322-1390 гг.]): Са'д ад-Дин Абу Са'ид Мас'уд ибн 'Умар ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ал-Гази ат-Тафтазани ас-Самарканди. Выдающийся суннитский мутакаллим и ханафито-шафиитский правовед. Издавал фетвы как по ханафитскому, так и по шафиитскому мазхабу. Автор множества трактатов по каламу, логике, усул ал-фикху, правилам арабского языка, исламскому праву, тафсиру. Автор знаменитой книги по суннитскому каламу «Шарх ал-'акаид ан-насафиййа», которая считается одним из важнейших трактатов по преподаванию исламских убеждений. Он также написал книгу «Шарх ал-макасыд», которая представляет собой многотомную энциклопедию по каламу.

65 Камал ад-Дин ал-Худжанди (1321-1400 гг.): Камал ад-Дин Мас'уд ибн 'Абд Аллах ал-Худжанди. Поэт и суфий. Похоронен в городе Табриз.

66 Хафиз ад-Дин ал-Баззази (?-827 г. [1424 г.]): Хафиз ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ибн Шихаб ибн Йусуф ал-Кардари ал-Хаваризми ал-Баззази. Ханафитский правовед. Автор ряда трактатов по ханафитскому праву. В частности, его перу принадлежит известный сборник ханафитских фетв «Ал-Фатава ал-баззазиййа».

ствовал по Булгарии, Крыму, Византии, но и долгое время прожил в Булгаре [5, с. 87]. Известен своим сборником фетв «Фатава Базазийа»67.

О следующем богослове - 'Исаме ибн ал-Малике ал-Маргинани - известно то, что он был сыном автора «ал-Хидайа»68. Он был факихом, ученым и поэтом. Марджани приравнивает его к Хафиз ад-Дину ибн ал-Баззазу и пишет о соперничестве между этими двумя учеными [5, с. 88].

Далее упоминается Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Мухаммад ибн 'Абдуллах ал-Кураши ад-Димашки69, известный как Ибн 'Арабшах. Как указывает татарский богослов и историк, он родился в Дамаске в 791 г. (1388 г.) и умер в 954 г. (1547 г.) [5, с. 88]. По всей видимости, либо сам Марджани допустил неточность, либо это является опечаткой. Известно, что Ибн 'Арабшах умер в 854 г. хиджры, что соответствует 1450 г. Он был факихом, знатоком литературы, поэтом, историком и этнографом, много путешествовал по Булгарии, Ираку, Хорасану, Византии, Мавераннахру и Хорезму. Его перу принадлежит книга «'Аджа'иб ал-макдур фи наваиб (фи ахбар) Таймур»70.

О следующем богослове - Мухаммаде ал-Булгари71 - известно только то, что он является автором небольшой книги наставлений и проповедей «Хазинат ал-'улама ва зинат ал-фукаха»[11, с. 704], содержащий хадисы и предания.

Среди богословов Казани и Булгара Ш. Марджани также приводит Каси-ма ибн Ибрахима ал-Казани, известного как Шейх 'Азизан и который был мюридом Вали 'Азизана ал-Кухзари. Однако его нельзя отнести ни к булгар-скому, ни к золотоордынскому периоду, так как известно, что он умер в 998 г. (1589 г.) в Кримне, деревне между Бухарой и Самаркандом [5, с. 83].

Заключение

Анализ содержания первого тома «Мустафад ал-ахбар...» позволил выявить, что в основном повествование имеет описательный характер, лишь при анализе некоторых вопросов исламского права автор прибегает к их содержательному анализу. В частности, останавливаясь на проблеме определения времени ночной молитвы в летнее время в Волго-Уральском регионе, автор использует труд Наджм ад-Дина аз-Захиди72, комментарий к известной хана-

67 Автор - Хафиз ад-Дин Мухаммад ал-Хаваризми ал-Кардари. Известный сборник фетв ханафитского мазхаба.

68 Автор - Бурхан ад-Дин Абу ал-Хасан 'Али ал-Маргинани. Известная книга по ха-нафитскому праву.

69 Ибн 'Арабшах (791-854 гг. [1389-1450 гг.]): Шихаб ад-Дин Абу Мухаммад Ахмад ибн Мухаммад ибн 'Абд Аллах ибн Ибрахим. Поэт, историк и путешественник. Является автором ряда книг по истории мусульманских стран и известных правителей. В частности, его перу принадлежат трактаты о биографии Тимура и Бейбарса. Также он написал ряд книг в области языковых наук.

70 Автор - Ибн 'Арабшах. Книга посвящена биографии Тимура.

71 Мухаммад ал-Булгари (?-?). Об этой личности почти ничего неизвестно. Он упоминается в некоторых биографических справочниках ханафитских учёных.

72 Наджм ад-дин Мухтар аз-Захиди ал-Газмини (ум. 1260 г.), полное имя - Мухатр ибн Махмуд ибн Мухаммад Абу Раджа, известный ханафитский факих. Наджм ад-Дин Абу ар-Раджа' Мухтар ибн Махмуд ал-Газмини (?-658 г. [1259 г.]): Надж ад-дин Абу ар-Раджа' Мухтар ибн Махмуд ибн Мухаммад аз-Захиди ал-Газмини. Ханафитский правовед и матуридитский мутакаллим. Написал ряд книг по каламу, ханафитскому праву и усул ал-фикху.

фитской книге по фикху «Мухтасар ал-кудури»73. Продолжая анализ данного вопроса, Ш. Марджани ссылается на трактаты имама А'зама бин 'Абд ар-Рахмана ат-Тенеки74, однако не указывает их название. Он лишь указывает дату создания: «.в своей книге, написанной в 1146 г. (1733 г.).». Также он ссылается на трактат Абу ан-Насра ал-Курсави, хотя и не называет его. Судя по содержанию цитат речь идет об «Иршад ли ал-'ибад» («Наставление рабам (Аллаха - А.Р.)»). Далее он ссылается на устные высказывания татарских имамов, среди которых: мулла Ибрахим, мулла 'Абд ар-Рахим, ахунд Тадж ад-Дин, мулла 'Али Ниязакул ат-Туркмани, муфтий 'Абд ас-Салам, шейх Ни'матулла ишан из Стерлибаша, мулла Фахрутдин ал-Бахтарий, мулла Ис-хак-и Фахрутдин, мулла Хабибулла ибн Рахманкули [14, с. 68-72].

Для анализа биографий богословов, выявления исторического периода их проживания Ш. Марджани обращается к книге «Джавахир ал-муди'а», полное название которого - «ал-Джавахир ал-муди'а фи табакат ал-ханафийа» [4] («Сверкающие жемчужины о биографиях ханафитов»). Данная книга представляет собой сборник биографий ханафитских богословов. Ее автором является Мухи ад-Дин Абу Мухаммад 'Абд ал-Кадир ибн Мухаммад ибн Мухам-мад ибн Наср Аллах ибн Салим ибн Абу ал-Вафа ал-Кураши ал-Ханафи 696775 гг. (1296-1373). Также он упоминает известную энциклопедию ученых и их трудов «Кашф аз-зунун», принадлежащую перу Хаджи Халифы.

Среди булгарских богословов Ш. Марджани перечисляет Йа'куба ибн Ну'мана ал-Булгари, Абу ал-'Ала Хамида ибн Идриса ал-Булгари, Сулеймана ибн Дауда ас-Саксини, Ахмада ал-Бургари, Ахмада ибн 'Абдуллу ал-Кирмани.

Этими людьми были написаны такие труды как книга, посвященная истории Булгара, «Зухрат ар-рийад...», «Усул фахр ал-ислам», комментарии к «Кашф ал-кабир» и «Усул ал-хусами», «Фаваид ал-давахир», «Кунья», «Мух-тасар ал-викайа», «Фаваид ал-Бургари».

Среди богословов периода Золотой Орды Ш. Марджани упомянул Бур-хан ад-Дина Ибрахима ибн Хидра ал-Булгари ал-Ханафи, Абу Мухаммада Садра ибн 'Ала ад-Дина ал-Булгари, Хасана ибн 'Умара ал-Булгари, Бурхан ад-Дина Ибрахима ибн Йусуфа ал-Булгари, Наджм ад-Дина Абу ар-Раджа' Мухтара ибн Махмуда ибн Мухаммада ал-Казани ал-Ханафи, Ахмада ибн Махмуда ал-Джунди, Кутб ад-Дина Мухаммада ибн Мухаммада ар-Рази аш-Шафи'ий, Минхадж ад-Дина Ибрахима ибн Сулеймана ас-Сараи, Ахмада ибн Шамс ал-А'имма ас-Сараи, Са'д ад-Дина Мас'уда ибн 'Умара ал-Хорасани ан-Насаи аш-Шафи'и ат-Тафтазани, Камал ад-Дина ал-Худжанди, Хафиз ад-Дина Мухаммада ибн Мухаммада ибн Шихаба ибн Йусуфа ал-Хаваризми ал-Крадари, 'Исама ибн ал-Малика ал-Маргинани, Шихаб ад-Дина Ахмада ибн Мухаммада ибн 'Абдуллу ал-Кураши ад-Димашки, Мухаммада ал-Булгари.

Ими были написаны такие труды как «Усул ал-Хусами», «Шарх адаб ас-сахаиф», комментарий «Для книги "Фусул ан-насафи"», «ал-Кунйа», комментарий к «Мухтасар ал-Кудури», «Рисала-и насырийа», «Мисбах», «Китаб ал-мухакамат», «ар-Рисала ал-ма'мула», «аш-Шамсиййа», «ал-Хави ас-сагир»,

73 Известная книга по ханафитскому праву. Автор - Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Джа'фар ибн Хамдан ал-Кудури, род. 362 г. (973 г.).

74 Информация об этом ученом не обнаружена. Из слов Марджани следует, что имам ат-Тенеки жил в XVIII в.

«Мафатих ал-акфал», комментарий к «'Ака'ид ан-Насафи», «Фатава База-зийа», «Хазинат ал-'улама ва зинат ал-фукаха», субкомментарии к таким книгам как «Талвих», «Шарх 'акаид ан-Насафийа».

Выявленные богословы и их труды представляют собой огромный пласт неизученного булгаро-татарского письменного наследия. Перед ученым сообществом историков и теологов на данный момент стоит задача обнаружения упомянутых рукописных списков, опубликованных трудов. Уточнение и более подробное описание их биографий является важной задачей, без которой невозможно введение в научный оборот и возрождение наследия российских богословов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адыгамов Р.К. Источниковая база первого тома «Мустафад ал-ахбар фи ах-вали Казан ва Булгар» Ш. Марджани // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 4. С. 674-686. Б01: 10.22378/2313-6197.2019-7-4.674-686.

2. ал-Джами А. Нафахат ал-унс мин хадарат ал-кудс. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмийа, 2003. Т. 2. С. 845 с.

3. Ахмадуллин С.З. "Талфик ал-ахбар." ("Свод сведений.") Мурада Рамзи как источник по истории башкир. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2018. 68 с.

4. Госманов М.А. Шиhабетдин Мэржани hэм тарихи чыганакларны ейрэну // Мэржани: тарих hэм хэзерге заман. Мэкалэлэр жыентыгы. Казан: Мастер Лайн, 1998. 17 б.

5. Марджани Ш. Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. Казань, 1900. Т. 1. 264 с.

6. Миргалеев И.М. Ш. Мэржанинен Алтын Урда тарихына карашы // Шихабет-дин Мэржани: Мирасы hэм хазерге заман / Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Казан: «Алма-Лит», 2008. Б. 102-109.

7. Миргалеев И.М. Шиhабетдин Мэржани мирасыннан // Эхо веков=Гасырлар авазы. 2008. № 1. С. 179-195.

8. Миргалеев И.М., Абызова Р.Р. Шихабетдин Марджани о Золотой Орде // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 1. С. 181-198. Б01: 10.22378/23136197.2018-6-1.181-198

9. Рамзи М. Талфик ал-ахбар фи вакаи' Казан ва Булгар ва мулук ат-татар. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмийа, 2002. 736 с.

10. Челяби М. Кашф аз-зунун 'ан асами ал-кутуб ва ал-фунун. Бейрут, 1971. Т. 1. 488 с.

11. Челяби М. Кашф аз-зунун 'ан асами ал-кутуб ва ал-фунун. Стамбул: Маариф, 1941. Т. 1. 940 с.

12. Шарафутдинов Д. Саксин - древний булгарский город. 05.11.2015. Режим доступа: https://posredi.ru/saksin-drevnij-bulgarskij-gorod.html (дата обращения 15.03.2020).

13. Юзмухаметов Р.Т. Структура текста и языковые особенности «Китабе Мус-тафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар» («Книга использованных сведений по истории Казани и Булгара») Шигабутдина Марджани. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Казань, 2002. 204 с.

Сведения об авторе: Рамиль Камилович Адыгамов - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела истории религий и общественной мысли

Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7А, Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0002-0448-0107. E-mail: abu_muhammad@mail.ru

Поступила 04.03.2021 Принята к публикации 12.05.2021

Опубликована 29.06.2021

REFERENCES

1. Adygamov R.K. Istochnikovaya baza pervogo toma "Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar" Sh. Mardzhani [Marjani's sources for the first volume of his "Mustafad al'-akhbar fi Ahwali Qazan wa Bulgar"]. Zolotoordynskoe obozrenie = Golden Horde Review. 2019, vol. 7, no. 4, pp. 674-686. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-74.674-686 (In Russian)

2. al-Jami A. Nafahat al-uns min hadarat al-kuds [The Separation of Intimate Conversation from the Presence of Holiness]. Beirut: Dar al-kutub al-'ilmija, 2003, vol. 2. 845 p. (In Arabic)

3. Ahmadullin S.Z. "Talfik al-ahbar... " ("Svod svedenij... ") Murada Ramzi kak istochnik po istorii bashkir. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [The "Talfiq al-Akhbar..." ("Summary of Information...") of Murad Ramzi as a Source for the History of Bashkirs. PhD Thesis]. Moscow, 2018. 68 p. (In Russian)

4. Gosmanov M.A. Shihabetdin Marjani ham tarihi chyganaklarny ojranu jyentygy [Shihabutdin Marjani and the study of historical sources]. Marjani: tarih ham hazerge zaman. Makalalar [Marjani: History and Modernity]. Kazan: Master Line, 1998. 17 p. (In Tatar)

5. Marjani Sh. Mustafad al-ahbar fi ahvali Kazan va Bulgar [The Book of Useful Information on the History of Kazan and Bolgar]. Kazan, 1900, vol. 1. 264 p. (In Tatar)

6. Mirgaleev I.M. Sh. Marjaninen Altyn Urda tarihyna karashy [Views of Sh. Marjani on the History of the Golden Horde]. Shihabutdin Mardzhani: nasledie i sovremennost' [Shigabutdin Marjani: Heritage and Modernity]. Kazan: Alma-Lit, 2008, pp. 102-109. (In Tatar)

7. Mirgaleev I.M. Shihabetdin Marjani mirasynnan [From the heritage of Sh. Marjani]. Ekho vekov - Gasyrlar avazy [Echo of Centuries]. 2008, no. 1, pp. 179-195. (In Tatar)

8. Mirgaleev I.M., Abyzova R.R. Shikhabetdin Mardzhani o Zolotoy Orde [Shihabutdin Marjani on the Golden Horde]. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2018, vol. 6, no. 1, pp. 181-198. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.181-198 (In Russian)

9. Ramzi M. Talfik al-ahbar fi vakai ' Kazan va Bulgar va muluk at-tatar [Summary of the Events of Kazan, Bulgar, and Tatar Rulers]. Beirut: Dar al-kutub al-'ilmija, 2002. 736 p. (In Turkish)

10 Chelyabi M. Kashf az-zunun 'an asami al-kutub va al-funun [Removing the Doubts about the Names of Books and Sciences]. Beirut, 1971, vol. 1. 488 p. (In Turkish)

11. Chelyabi M. Kashf az-zunun 'an asami al-kutub va al-funun [Removing the Doubts about the Names of Books and Sciences]. Stambul: Maarif, 1941, vol. 1. 940 p. (In Turkish)

12. Sharafutdinov D. Saksin - drevniy bulgarskiy gorod [Saksin: Ancient Bulgar City]. 05.11.2015. Available at: https://posredi.ru/saksin-drevnij-bulgarskij-gorod.html (accessed 15.03.2020).

13. Yuzmukhametov R.T. Struktura teksta i yazykovye osobennosti "Kitabe Mustafad al'-ahbar fi ahvali Kazan va Bulgar" ("Kniga ispol'zovannyh svedenij po istorii Kazani i Bulgara ") Shigabutdina Mardzhani. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata

filologicheskih nauk [The Text Structure and Language Features of the "Kitabe Mustafad al-akhbar fi ahvali Kazan va Bulgar" ("Book of Useful Information on the History of Kazan and Bulgar") of Shigabutdin Marjani. PhD Thesis]. Kazan, 2002. 204 p. (In Russian)

About the author: Ramil K. Adygamov - Cand. Sci. (History), Senior Researcher of the Department of History of Religions and Public Thought of the Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (7A, Baturin Str., Kazan 420111, Russian Federation); ORCID: 0000-0002-0448-0107. E-mail: abu_muhammad@mail.ru

Received March 4, 2021 Accepted for publication May 12, 2021

Published June 29, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.