Научная статья на тему 'Булгаковское наследие как культурный код современности (молодежный аспект)'

Булгаковское наследие как культурный код современности (молодежный аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
925
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛГАКОВСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ХРИСТИАНСКАЯ ПАРАДИГМА / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / СТАЛИНИЗМ / ПРАКТИКА МОЛОДЕЖНОЙ КОММУНИКАЦИИ / BULGAKOV'S HERITAGE / CHRISTIAN PARADIGM / CULTURAL CODE / STALINISM / YOUTH COMMUNICATION PRACTICES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесникова Александра Геннадьевна

Основная цель этой статьи взглянуть на советскую власть, ее носителей и ее институты, а также на массового советского обывателя через систему символов и элементов кода романа «Мастер и Маргарита». В исследовании проведен анализ вариантов интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через молодежный аспект, через современный пласт культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Bulgakov’s heritage as a cultural code of the modernity (aspect of youth)

The main purpose of this article is to make a deeper look at the Soviet power, its proponents, its institutions and at the attitude of the soviet admass commoner through symbols and elements of “Master and Margarita” by M. Bulgakov. Research specifies on the interpretation analysis of the novel through the aspect of youth and modern cultural flow.

Текст научной работы на тему «Булгаковское наследие как культурный код современности (молодежный аспект)»

Культурология

А.Г. Колесникова

Булгаковское наследие как культурный код современности (молодежный аспект)

Основная цель этой статьи - взглянуть на советскую власть, ее носителей и ее институты, а также на массового советского обывателя через систему символов и элементов кода романа «Мастер и Маргарита». В исследовании проведен анализ вариантов интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через молодежный аспект, через современный пласт культуры.

Ключевые слова: Булгаковское наследие, христианская парадигма, культурный код, сталинизм, практика молодежной коммуникации.

Булгаковские произведения, написанные в неоднозначную и сложную для общества эпоху сталинизма, без малого почти восемь десятилетий назад, оказались встроены в культурный контекст современности путем массовой интерпретации образов и символики, их наполняющей. Наиболее ярко и отчетливо этот момент может быть прослежен при анализе романа «Мастер и Маргарита», а также его современной интерпретации в среде современной молодежи. Важны не только образы массового сознания, но и их манифестация в бытийности: граффити, элементы творчества (стихи, очерки, фантазии).

С одной стороны, роман «Мастер и Маргарита» как сложный набор символов и система образов - это один из культурных кодов современности. С другой стороны, интересен аспект его «вживления» в практику молодежной коммуникации и бытование в российской среде, что, безусловно, имеет место быть.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным и необходимым выход на проблемно-исследовательское поле, где

© Колесникова А.Г., 2017

основными понятиями исследователя будут понятия сакрального и профанного, содержание которых емко отражено в элементах булгаковского культурного кода через базовую христианскую парадигму. Данный проект - своеобразная проба пера, попытка посмотреть на уже знакомое междутемье под иным углом - историко-философским.

Основная цель короткого исследования - взглянуть на советскую власть и ее носителей, ее институты и учреждения, а также на массового советского обывателя через систему символов и элементов кода романа «Мастер и Маргарита», вычленить столкновение сакрального (в романе - это божественное милосердие в лице Иешуа и сакральное зло в лице Воланда и его свиты) как неотвратимого и предикатного начала и профанного (образа советского режима и советской системы) как окружающей обыденности.

Специфика исследования заключается в анализе вариантов интерпретации булгаковского романа «Мастер и Маргарита» через молодежный аспект, через современный пласт культуры. В качестве источников взяты текст романа М.А. Булгакова, киноверсия романа (телесериал «Мастер и Маргарита», реж. В. Бортко), результаты социологического опроса (автором было проведено анонимное анкетирование молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет, абитуриентов и студентов РГГУ), а также материальные источники в виде граффити и иной «настенной живописи».

Кроме того, был исследован такой информационный контент, как сообщества и группы в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук, посвященные М.А. Булгакову и непосредственно его произведению «Мастер и Маргарита». Можно говорить о том, что, сталкиваясь с современной молодежной интерпретацией романа Булгакова, мы имеем возможность наблюдать элементы сакральности, иными словами, перед нами - вариация религиозной микросистемы, опирающейся на христианскую парадигму.

Говоря о сакральном (от лат. «посвященное богам», «священное», «запретное», «проклятое») как о философской категории, мы подразумеваем святое, священное. Это важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые человеческим сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантическом строе слова, принятом для наименования сакрального: лат. - ваеег, др.-евр. gadosh связаны со значением отделенности, сокрытости, неприкосновенности1. В более конкретном современном культурном контексте - исполненное иночеловеческой силой. В картине

мира сакральное выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о сакральном выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия.

Во всех без исключения культурах исторически комплекс идей и чувств, предметом которых выступает сакральность, нашел свое наиболее полное выражение в религиозной духовности. Убеждение в существовании сакрального и, что важно, влечение быть сопричастным ему составляет суть религии. В религии же сакральность представлена в своем онтологическом аспекте как чудесное, сверхъестественное. Немецкий теолог Р. Отто в классической работе «Святое» (1917) указывал, что для религиозного сознания сакральное есть «совершенно Иное». В религиозной культуре сакральное - не просто иная реальность, но также реальность абсолютная, вечная и по отношению к бытийному миру первичная. Сакральному соответствуют такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество.

Что касается извечной антитезы данной категории - профан -ного (от греч. pro - прежде, и лат. fanum - святилище, храм), то исходя из предыдущего философско-культурологического контента, оно представляет собой мирское, не связанное с религиозным и священным; светское и всегда оценивается по нисходящему вектору от сакрального.

Противопоставление сакрального/профанного по линии духовное, возвышенное, божественное VS телесное, обыденное, мирское сложилось в рамках христианской парадигмы культуры и господствовало на протяжении многих веков европейской культуры и, конечно, не могло не проявиться в, пожалуй, наиболее загадочном романе XX в. - «Мастер и Маргарита». В значительной степени данное противопоставление через сложившийся культурный код продолжает выполнять свою функцию и в сознании современного российского человека, особенно - в молодежной среде. Функция эта - актуализация сакральности и критика профанности через устойчивую систему образов романа. Причем, исходя из содержания произведения, данная критика контекстно проявлена буквально в каждой сцене романа.

Благодаря сюжету, читатель оказывается в Москве конца 1920 - начала 1930-х годов, в обстановке конструирования новой, советской социальной реальности, где роли распределены и уже никому неинтересны, где вера как базис европейской христианской культуры - это нерабочий компонент в рамках проинженирован-ного властью советского быта, а любое проявление сакральности классифицируется как нелепость и фикция (например, часть текста

романа, описывающая пресловутый «сеанс черной магии»2, являющийся, по сути, проявлением, материализацией сакрального зла в советской столице), как глупость и отсутствие здравого смысла. Только все помнят, чем закончилось появление Дьявола на публике: глупостью и отсутствием здравого смысла были наделены как раз городские обыватели, присутствовавшие на шоу в театре Варьете. Действительно, с точки зрения современных исследователей сталинской тематики, для становления и фиксации сталинизма была характерна узурпация смысла бытия: решалась проблема переустройства общества на основе партийных установок3. И если другие тоталитарные идеологии Европы (итальянский фашизм и немецкий национал-социализм) заимствовали у традиционных религий объяснение мира с позиции спасения, то большевизм изначально отличался антирелигиозной направленностью. Эта направленность была в полной мере характерна для сталинизма периода его консолидации.

Результаты отрицания сакрального также отражены в сценах романа. В частности, отрицание традиционных метафизических основ бытия приводит к отказу от религиозной ценности жизни и смерти (сцена гибели Берлиоза, его похорон, кражи головы и последующего «доказательства» существования Дьявола, предпринятые Воландом, заставляют по-другому взглянуть на жизнь и смерть: сложившаяся обыденность этих таинств уходит, привнося глубину сакрального и заставляя как персонажей, так и читателя прочувствовать величие этих процессов)4.

Отрицание права и справедливости (во многом привнесенное культом революционного насилия, террора и произвола) разрушается появлением образа глобальной сакральной справедливости в лице Воланда и его свиты: череда сцен романа, в которых показаны деяния Дьявола и его свиты, имеют своим итогом наказание за совершенное людьми зло. Проявляется вектор неотвратимости наказания с элементом возмездия, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники, шпионы, любители легкой наживы и охотники за квартирами: судом Воланда каждому воздается по вере его5.

Подмена творческой деятельности имитационной также контекстно и сюжетно подвергается критике: роман о Понтии Пилате, написанный Мастером (за которым исследователи локально просматривают образ самого Булгакова, а глобально - Творческого Начала как такового), сам по себе есть убедительный знак, символ поруганного творческого гения в советском обществе.

Наконец, тот фатализм и пассивность, которые были присущи советскому обывателю эпохи становления тоталитаризма, разби-

ваются в романе на мелкие кусочки, когда в сюжете разворачивается линия Любви и Долга, связанная с Мастером и его любовницей, а особенно когда сакральное в романе (сюда можно отнести и «ершалаимские главы», и «линию сакрального возмездия») начинает превалировать над обыденным, профанным, менять реальность и актуализировать в ней новые, забытые смыслы.

Но вернемся к современности: актуализированные М.А. Булгаковым и вызванным им к жизни смыслы и символы романа «Мастер и Маргарита» на сегодняшний день можно считать одним из культурных кодов современной российской культуры. Само понятие «культурный код» предполагает некую совокупность символов и смыслов (а также их комбинаций), которые заключены в предмете материальной либо духовной деятельности человека.

С помощью культурного кода осуществляется фиксация и оценка как индивидуальной, так и общезначимой информации о человеке и мире, о добре и зле, о сакральном и профанном в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное целедостижение и многое другое.

В случае с романом «Мастер и Маргарита» мы сталкиваемся с классическим вариантом культурного кода, однако действующим не только прямо (через текст романа, его экранизации, музыкальные произведения и театральные постановки), но и опосредованно: так сказать, «с изнанки», интерпретируясь современной молодежной средой в нечто большее - в вариант сакральной системы.

При исследовании любой знаковой системы важен социологический подход. Автором данной статьи было проведено анонимное безгендерное анкетирование молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет (абитуриентов и студентов 1-4-го курсов РГГУ), имевшее целью выявление булгаковского культурного кода. В анкетировании (в бумажной и электронной форме) приняли участие 60 человек, ответивших на все вопросы анкеты.

Данные опроса могут быть признаны репрезентативными и соответствующими тематике исследования. Все 60 опрошенных читали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», читали книгу и смотрели телесериал В. Бортко 34 человека (всем, кто читал книгу и смотрел фильм, больше понравилась книга). Признались в том, что книга является их любимым произведением, 44 человека, 8 студентов и абитуриентов таковым для себя роман не сочли; еще 8 человек затруднились ответить на этот вопрос однозначно. На основе данного опроса был составлен рейтинг любимых персонажей: 35 человек из числа ответивших на вопросы анкеты назвали своими любимыми персонажами Воланда и его свиту как

сакральное зло и как Гарант глобальной справедливости. Мастер и Маргарита являются любимыми персонажами для 9 опрошенных. Еще 6 человек отметили Понтия Пилата (проводника локальной справедливости в романе), также 6 человек высказались за Иешуа Га-Ноцри как сакральное добро и милосердие. Не смогли выделить любимого персонажа 4 человека.

Киноэкранизацию В. Бортко назвали своим любимым фильмом 18 человек, затруднились с однозначным ответом 31 человек, для 11 опрошенных телесериал не является любимым однозначно. В сверхъестественное применительно к роману «Мастер и Маргарита» верят 44 человека из 60 опрошенных. Считают глупостью подобное суждение 6 человек, еще 10 человек с ответом затруднились. Интересны и свои варианты ответов на данный вопрос анкеты (их было всего 3):

1. Книга непростая, но не по своей сверхъестественности, а по глубине и загадкам в тексте (с).

2. Это красивое литературное произведение, оно о любви вообще (с).

3. Я не верю в сверхъестественное применительно к этой книге. А вот применительно к автору... (с)

В рамках анкеты давалась возможность и пофантазировать: представить, что Воланд и его свита посещают современную Москву. Ответы были следующего характера: из 60 опрошенных 41 человек считает, что это было бы замечательно, справедливость бы восторжествовала и визит Дьявола в Москву крайне желателен. Категорически против посещения Москвы Воландом 3 человека. «Мне все равно» - такой вариант ответа дали еще 6 человек. Свой вариант ответа предоставили 10 студентов и абитуриентов (несколько наиболее интересных на взгляд автора ответов приведены ниже):

1. Это было бы интересно (с).

2. Воланду современная Москва не показалась бы местом, достойным его внимания (с).

3. Я не писатель, чтоб представлять себе такое, и не режиссер (с).

4. Это катастрофа - но это замечательно. Если появление Во-ланда разрешится так же, как в романе, то на это будет интересно посмотреть, для многих людей это станет уроком (хорошим!) (с).

В анкете присутствовал также вопрос, призванный выявить молодых людей, знакомых с творчеством и биографией М.А. Булгакова не только дистанционно, но и посредством посещения Музея-квартиры писателя. На вопрос «Посещали ли Вы "нехорошую квартирку" в Москве?» 12 человек ответили положительно, указывая, впрочем, что сделали это 1 раз. «Да, и неоднократно», -

ответили 8 человек. Еще 31 опрошенный не был в Музее, но очень хочет это сделать в ближайшее время. Наконец, не посещали и не хотят посещать «нехорошую квартирку» 9 человек из 60 опрошенных.

Таким образом, можно констатировать, что все опрошенные знакомы с творчеством М.А. Булгакова по роману «Мастер и Маргарита», читали и любят это произведение. Опрос выявил элементы культурного кода на уровне сознания опрошенных: реальность, созданная писателем, является довольно устойчивым пластом молодежного сообщества.

Симпатии молодых людей также ярко проявлены в их ответах: наибольшее количество опрошенных отдает предпочтение именно сакральному злу в лице Воланда и членов его свиты, интерпретируя их как Справедливость и Возмездие, перед лицом которого несколько меркнет как божественное милосердие и всепрощение в лице прототипа Христа Иешуа Га-Ноцри, так и замечательная история Любви Мастера и Маргариты.

Интерпретировать данные результаты опроса стоит как раз через бытийность, окружавшую автора романа: атмосфера сталинского режима, невозможность полноценно творить в рамках тоталитарной реальности подтолкнули автора текстуально и символично зафиксировать символы Справедливости и Возмездия. Эти символы в лице персонажей романа прописаны очень живо и бытийно: настолько реалистично в романе сакральное зло, что поневоле начинаешь воспринимать повседневность романа, про-фанное в произведении как фон для литературной визуализации сакральной системы. Но любая подобная система, как и любая религиозная система, нуждается в материализации (ритуалике своего культа), актуализирующей саму систему вновь и вновь.

Подобной материализацией на сегодняшний день является современная «настенная живопись» - граффити. Граффити - рисунки с мотивами «Мастера и Маргариты» есть в Москве и Киеве. Большинство из них украшают стены Музея М.А. Булгакова в Москве, однако и в отдалении (например, граффити на ул. Советской армии) от квартиры писателя они также имеются. В Киеве большие настенные рисунки украшают пригороды. Персонажи рисунков - это Воланд и его свита (особое предпочтение отдается коту Бегемоту), Мастер и Маргарита, а также цитаты из романа и такие неперсонифицированные объекты, как трамвай, печатная машинка, стопка рукописей и примус. Интересно обратить внимание и на обращения людей к героям романа, которые «возникают» на стенах, например, Музея-квартиры писателя на Садово-Кудрин-

ской ул. в Москве. Эти обращения часто имеют характер просьб и почти молитвы: неизвестные (часто в стихотворной форме) просят как самого писателя, так и Воланда помочь им решить всякого рода проблемы (сдать ЕГЭ, найти любимого/любимую, написать книгу, найти работу, отомстить врагам и мн. др.). Просьбы обращены также к Мастеру и Маргарите (к Мастеру люди часто обращаются за вдохновением и даже за познанием истины). Подобные рисунки и обращения также являются материальным проявлением той сакральной системы, которая была создана автором романа «Мастер и Маргарита».

Важным для данного проекта представляется и анализ групп и сообществ по интересам в самом современном и доступном СМИ - в Интернете. Были исследованы наиболее многочисленные на данный момент в России социальные сети - Вконтакте (УК) и Фейсбук (БаееБоок).

Лично М.А. Булгакову в социальной сети ВКонтакте посвящено 17 сообществ. Из них 12 открыты для пользователей, 5 закрыты. В открытых группах в общей сложности около 4500 тысяч участников. Основным содержанием открытых контентов являются фразы из произведений Булгакова (большинство - из романа «Мастер и Маргарита»), портреты писателя и близких ему людей, картинки, граффити и книжные миниатюры из романа, отрывки из киноверсий романа. Менее трети содержания открытых групп составляют собственные литературные опыты участников (в основном поэзия и философско-публицистические очерки), посвященные опять же (более 80%) роману «Мастер и Маргарита». Наконец, менее всего информации об экскурсиях и совместных прогулках по булгаков-ским Москве и Киеву. Важная деталь, на которую хотелось бы обратить внимание, - опросы в тематических группах. Почти 90% из них посвящены роману, а конкретно - любимым персонажам произведения.

Непосредственно роману «Мастер и Маргарита» и его киноэкранизациям в сети ВКонтакте посвящено 365 сообществ, открытых - 260. Основное содержание этих групп - цитаты, картинки, кадры из фильма реж. В. Бортко, части биографии М.А. Булгакова, а также собственные литературные и проблемно-публицистические опусы участников. Порядка 5 групп посвящены проведению ролевых игр по сюжету романа. Еще 37 групп - театральным постановкам по мотивам романа. Эти группы объединяют более 80 тысяч участников по всей России и за рубежом.

Что касается социальной сети Фейсбук, то здесь было найдено 36 сообществ (включая страницы мероприятий и встреч), посвя-

щенных роману «Мастер и Маргарита». Тематика нравится (поставили «лайк») более чем 148 тысячам пользователей по всему миру. 15 сообществ из 36 посвящены книге, ее проблематике и героям; 5 - киноэкранизациям романа (из них 4 - телесериалу В. Бортко и 1 - фильму Ю. Кары).

Непосредственно М.А. Булгакову (все его произведения, биография) на Фейсбуке посвящено всего 6 сообществ (включая страницы мероприятий). Они объединяют 3248 участников.

Таким образом, можно говорить о наличии устойчивого булга-ковского культурного кода в современном российском культурном пространстве, который наиболее ярко и бытийно проводится и интерпретируется молодежной средой не только как система символов и смыслов, но и как вариант мистико-религиозного пласта современности, своего рода сакральной системы, в которой есть место божественному, его проводникам и носителям, а также воспринимающим данную систему обывателям.

В романе сакральное олицетворяется Воландом и дьявольской свитой (вариация божественной справедливости и карающего возмездия), а также прототипом Христа философом Иешуа Га-Ноцри (божественное милосердие и всепрощение в типично «толстовском» варианте его интерпретации). Можно говорит о наличии персонажей - носителей этой сакральности - в мире профанного, повседневного (это Мастер (а под его личиной скрывается сам писатель), Маргарита и в какой-то степени духовный ученик Мастера поэт Иван Бездомный). Есть и непосредственно профанный мир бытийной повседневности, на фоне которого читатель еще острее чувствует необходимость вмешательства сакрального в жизнь героев романа. Если интерпретировать роман «Мастер и Маргарита» через его отражение в молодежном сегменте российской современности, то можно говорить о наличии в этом культурном коде элементов своеобразного религиозного культа: в нем есть божественное (сам роман и его киноверсии), в нем есть последователи, активно продвигающие основные идеи и смыслы в окружающую реальность (об этом говорит впечатляющее количество многочисленных сообществ, групп и страниц с соответствующим информационным контентом в социальных сетях, где люди общаются порой чаще, чем в реальной жизни), а нем есть своеобразная материализация сакрального (примером служат многочисленные примеры современной «настенной живописи» - граффити и надписи), а также варианты инвокаций и просьб как к представителям сакрального в романе, так и к персонажам, привносящим его в повседневность (многочисленные

просьбы самого разного содержания, выполненные в виде настенных надписей и выраженные как в поэзии, так и в прозе).

Необходимо отметить, что мотивы сакрального и повседневного проявлены в творчестве М.А. Булгакова неслучайно: можно предположить, что именно через грани творчества им мастерски был передан контекст самой сути сталинизма, специфики восприятия сталинской эпохи сквозь призму сознания Творца. Творца, которому (как и Мастеру в романе) не давали полноценно осуществлять его смелые замыслы, Творца, сумевшего в каждой сюжетной линии «романа-загадки» повесить столь необходимые исследователям на данном этапе символы-маячки, помогающие полнее и глубже рассмотреть эпоху сталинской социальной инженерии.

Представляются актуальными и дальнейшие исследования в области культурных кодов и знаковых систем через современный молодежный сегмент: вариативные возможности продуктов культуры как контекста эпохи, а также их современная интерпретация открывают новое междисциплинарное поле исследователям как сталинской эпохи, так и иных исторических континуумов.

1

Примечания

Забияко А.П. Сакральное // Нов. филос. энцикл.: В 4 т. М., 2001.

2 Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб., 2002. С. 121-136.

3

4

Медушевский А.Н. История сталинизма: итоги и проблемы изучения // Рос. история. 2009. № 5. С. 189-196. Булгаков М.А. Указ. соч. С. 48, 84, 120.

5 Там же. С. 76-87, 101-106, 284-285.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.