Научная статья на тему 'Букса грузового вагона с осевой опорой'

Букса грузового вагона с осевой опорой Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
285
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУКСА / ПОДШИПНИК / РОЛИК / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ / AXLE BOX / BEARING / ROLLER / LIFE / LOAD CAPACITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бородин Анатолий Васильевич, Иванова Юлия Алексеевна, Вельгодская Татьяна Владимировна

Показано, что эксплуатационные неисправности буксы грузового вагона с коническими подшипниками аналогичны неисправностям типовой буксы с цилиндрическими подшипниками. Предложена конструкция буксы с осевой опорой, обеспечивающая повышение долговечности подшипников типовой буксы грузового вагона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бородин Анатолий Васильевич, Иванова Юлия Алексеевна, Вельгодская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Railway axle box with axial support

It is shown that taper roller bearing operational defects are the same as typical cylindrical roller bearing defects. An axle box construction with axial support, providing enlarged life of typical freight car axle box bearings is presented.

Текст научной работы на тему «Букса грузового вагона с осевой опорой»

9. Феодосьев. В.И. Сопротивление материалов / В.И. Фролосьон. - М : Наука, 1979. - 560 с.

ПЕНЬКОВ Иван Александрович, студент гр. ДП-415, лаборант кафедры «Сопротивление материалов».

КОРНЕЕВ Сергей Александрович, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Сопротивление материалов».

Статья поступила и редакцию 29.12.08 г. © И. Л. Пгньков, С. Л. Корнсев

УДК 629.4.027.115 Д.В.БОРОДИН

Ю. Л. ИВАНОВА Т. В. ВЕЛЬГОДСКАЯ

Омский государственный университет путей сообщения

БУКСА ГРУЗОВОГО ВАГОНА С ОСЕВОЙ ОПОРОЙ_

Показано, что эксплуатационные неисправности буксы грузового вагона с коническими подшипниками аналогичны неисправностям типовой буксы с цилиндрическими подшипниками. Предложена конструкция буксы с осевой опорой, обеспечивающая повышение долговечности подшипников типовой буксы грузового вагона. Ключевые слова: букса, подшипник, ролик, долговечность, грузоподъемность.

В условиях роста скоростей движения поездов и нагрузок на их ходовые части букса, включающая два роликовых подшипника с короткими цилиндрическими роликами, но обеспечивает удовлетворительную работоспособность опорного узла, снижает безопап юсть дни жен и я. Акту алы юй ста| ювится задача усовершенствования конструкции буксы с целью устранения факторов, сокращающих долговечность буксовых подшипников и узла в целом 111.

В типовой буксе грузового вагона восприятие осевых нагрузок происходит при контакте небольшой площади горцо» роликов с бортами колец. Порождаемый опрокидывающий момент изменяет давление подлине образующей ролика, разрушает масляную пленку и приводит к соприкосновению металлических поверхностей. Использование в буксе двух однорядных роликовых подшипников определяет неравномерную нагрузку на кольца подшипников из-за разноразмерное™ их рабочих поверхностей. Эти и другие конструктивные особенности вызывают повышенное нагревание букс, необходимость от цепки колесной пары.

В настоящее время перед специалис тами железнодорожного транспорта пост авлена задача создания конструкции буксового узла с гарантированной надежностью и долговечностью при более жестких условиях эксплуатации. Повышение работоспособности буксового узла грузовых вагонов связывается с внедрением двухрядного конического подшипника, применяемого в ряде стран с развитой железнодорожной сетыо. На основании указаний МПС в 2003 г. организованы пробеговые испытания колесных пар с коническими подшипниками кассетного типа, при которых выявлены особенности их эксплуатации |2|.

Конструкция кассетного подшипника сохраняет две внутренние обоймы с посадочными натягами, а введение конических роликов с небольшой конус-

ностью не исключает причины отказов вследствие горизонтальной поперечной нагрузки. При холодной посадке колец подшипника на шейку оси для переднего кольца после посадки заднего формируется посадка с меньшим натягом, что снижает нагрузочную способность переднего подшипника. Установлено, что под нагрузкой разница температур между коническими роликами и наружными кольцами достигает 120*С. Из-за температурного удлинения роликов возможна ликвидация осевого зазора, заклинивание роликов. Испытания вагонов с кассетными подшипниками показали, что средний уровень нагрева букс с коническими подшипниками в 1,6 — 2,0 раза выше, чем и типовых буксах, а основные неисправности, приводящие к отцепкам вагонов в текущий ремонт, аналогичны неисправностям букс с цилиндрическими подшипниками |2].

Предлагаемое авторами решение проблемы основано на устранении в типовой буксе одновременного восприятия роликами подшипников радиальной и горизонтальной поперечной нагрузок (рис. 1). Выполнение осевой опоры с шаровым подпя тником исключает основной недостаток типовой конструкции буксы — восприятие горизонтальной поперечной нагрузки бортами колец цилиндрических подшипников |3, 4|. Конструкция буксы с осевой опорой вписывается в габариты типового корпуса буксы без изменения конструкции оси (рис. 2). Долговечность подшипников такой буксы не определяется величиной горизонтальной поперечной нагрузки, а зависит только от радиальной нагрузки, для восприя тия которой и предназначен этот тип подшипников. Новое структурное построение буксы позволяет использовать в конструкции опоры двухрядный цилиндрический подшипник более высокого класса точности, ввести герметизацию рабочей полости этого подшипника и ряд других технических новшеств |5-7|,

Рис. 2. Конструкции буксы с осевой опорой

Рис. 1. Схема опоры для восприятия комбинированной нагрузки: I - корпус, 2 - цилиндрический роликовый подшипник, 3 - ось, 4 - шаровый подпятник, 5 - прижимной упор; Р^ - радиальная нагрузка, К. - горизонтальная поперечная нагрузка

способствующих улучшению работоспособности буксы грузового вагона.

Таким образом, введение в типовую конструкцию буксы грузового вагона осевой опоры обеспечило нагружение подшипников буксы только радиальной нагрузкой, что увеличило расчетную долговечность цилиндрических подшипников не менее чем на 15 %. Новые решения защищены блоком изобретений и проходят стендовые испытания.

Библиографический список

I Цюронко. 11 II Надежность роликовых подшипников в буксах вагонов / В. Н. Цюронко, В. А. Петров. - М.: Транспорт, 1982. - 96 с.

2. Сергеев К. А. Повышение работоспособности буксового узла с кассетным подшипником / К. Л. Сергеев, А. Н. Францев // Железнодорожный транспорт. - 2008. — No 7. - С. 58-62.

3. Пат. 209427 Российская Федерация, МКИ 1)61 Р15/12. Букса с роликовыми подшипниками. / A.B. Бородин, A.C. Лисовский, Н.В. Ковалева: заявитель и патентообладатель Омская гос. академии путей сообщении • N»95105198/11: заяв. 03.04.95; опубл. 27 10 97, Бюл. N»1.

4. Бородин А В. Модернизированная букса грузового вагона / А. В. Бородин, IO.A. Иванова // Ремонт. Восстановление. Модернизация. - 2008 - N»4 - С. 7-II.

5. Пат. 2309865 Российская Федерация. МПК В61 Р15/12. Букса с цилиндрическими роликоподшипниками. / A.B. Бородин: заявитель и патентообладатель Омский гос. университет путей сообщения. - N«2006114319/11: заяв.26.04.06; опубл. 10.11.07, Бюл №31.

6. Пат. 65008 Российская Федерации. МПК В61 р 15/12 Букса с цилиндрическими роликоподшипниками. / A.B. Бородин, Иванова Ю.А.: заявитель и патентообладатель Омский гос. университет путей сообщения. - N« 2007112328/11: мяв. 02.04.07; опубл. 27.07.07, Бюл. N»21. •

7. Пат.62568 Российская Федерации,МПКВ61 Р 15/12. Букса с роликовыми подшипниками и осевой шаровой опорой / AB. Бородин. Иванова Ю.А.: заявитель и патентообладатель Омский гос. университет путей сообщении. - N» 20061 143938/11: заяв 11.12.06; опубл. 27.04.07, Бюл. N« 12.

БОРОДИН Анатолий Васильевич, док тор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теория механизмов и детали машин». ИВАНОВА Юлия Алексеевна, аспирант кафедры «Теория механизмов и детали машин». ВЕЛЬГОДСКАЯ Татьяна Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Теория механизмов идетали машин».

Статья поступила в редакцию 20.12.08 г. © А. В. Бородин, Ю. А. Иванова, Т. В. Вельгодская

Книжная полка

Розенберг, Ю. А. Резание материалов [Текст]: учеб. для вузов по направлению подгот. «Конст-рукторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» / IO. А. Розенберг; Курган, гос. ун-т, Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т. - Курган : Зауралье, 2007. - 292 с.: рис., табл. -Библиогр.: с. 283-288. - ISBN 5-86328.

Излагаются основные положения теории резания металлов. Используется системный подход Рассмотрены: механика процесса резания; износ, стойкость режущих инструментов и обрабатываемость металлов резанием, определение оптимальных режимов резания; особенности процесса резания при работе многолезвийных и абразивных инструментов. Каждый раздел содержит историю развития, результаты различных исследований и использование методов решения задач: экспериментального, эмпирического и с помощью теоретических моделей процесса резания. Показано применение теории к решению практических задач и, в частности, при расчете режимов резания, работе на станках с ЧПУ, применение адаптивных систем управления и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.