DOI: 10.17805/trudy.2020.2.6
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ООО "МАГАМАКС")
О. М. Мазунов Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье рассмотрены аспекты проведения бухгалтерского учета и аудита расчетов по оплате труда компании ООО "МАГАМАКС" (Россия), которая осуществляет розничную, оптовую или мелкооптовую торговлю в мебельной фурнитуре.
Текст доклада автора на Общероссийской (национальной) научной конференции «Моисеевские чтения. Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации», которая состоялась 4-5марта 2020 г. в Московском гуманитарном университете.
Ключевые слова: аудит; бухгалтерский учет; аудиторская проверка; форма оплаты труда; бухгалтерская отчётность
ACCOUNTING AND AUDIT OF PAYROLL CALCULATIONS (EXEMPLIFIED BY LLC "MAGAMAX")
O. M. Mazunov Moscow University for the Humanities
Abstract: The article considers the aspects of the accounting and audit of payroll calculations at LLC "MAGAMAX" (Russia), which operates as a retailer, a wholesaler and a small-scale wholesaler of furniture fittings.
The text of the author's speech at the All-Russian (National) Scientific Conference "Moiseev's Readings. The Culture and Humanitarian Issues of Modern Civilisation", which was held at Moscow University for the Humanities on 4-5 March, 2020.
Keywords: audit; accounting; audit examination; forms of remuneration; financial statements
Сегодня значимую позицию в концептуальном управлении любого предприятия и ведением бухгалтерского учета имеет учет расчетов по оплате труда. Под понятием «оплаты труда» следует понимать все типы заработка, разных премий, социальных привилегий и иных доплат, которые начислены как в натуральной, так и в денежной формах. Компания ООО "МАГАМАКС" (Россия) осуществляет розничную, оптовую или мелкооптовую торговлю в мебельной фурнитуре.
Доход персонала любой компании определяется пропорционально личному вкладу каждого сотрудника в зависимости от конечного результата деятельности хозяйствующего субъекта. Важно отметить, что минимальная величина размера оплаты труда формируется на законодательном уровне и подчиняется организационно-правовой форме компании. В свою очередь максимальная величина размера оплаты труда не имеет каких-либо границ.
Стоит подчеркнуть, что у хозяйствующих субъектов есть значительные права по вопросам оплаты труда персонала, так как они самостоятельно создают их системы, нормы, расценки, формы, удержания и поощрения. Законодательные органы уполномочены только к поправкам минимального размера оплаты труда.
Непрерывный процесс усовершенствования ведения и учета расчетов по оплате труда обуславливает к некоторым сложностям, а также к повышению трудоемкости
расчетов. Следствие этого становится необходимым создавать контроль за использованными средствами фонда заработной платы внутри компаний, а также во время организации внешних аудиторских проверок.
Основной задачей проведения аудита расчетов по оплате труда можно считать формирование согласованности используемой в компании методологии учета расчетов по оплате труда действующим нормативно-правовым актам, в том числе внутренней распорядительной документации в сфере труда, его устройству и соблюдения распорядка рабочего времени. Важно подчеркнуть, что осуществление аудиторских операций с персоналом по оплате труда и определение соответствий с необходимыми нормами дает возможность составить аудитору свое заключение о правомерности бухгалтерского (финансового) отчета аудируемого лица в различных значимых моментах.
В процессе проведения аудиторской проверки по оплате труда аудитор обязан выполнить следующие организационно-управленческие действия:
1. Выполнить проверку на подлинность сформированных удержаний и начислений из заработной платы персонала по всем основным положениям, а также отобразить результаты данной проверки в учете;
2. Осуществить следование установленным нормативно-правовым актам по отношению удержаний и начислений из заработной платы персонала по всем основным положениям, а также отразить данные хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
3. Произвести сопоставление данных между синтетическим и аналитическим учетом в организации;
4. Проверить грамотность оформления трудовых взаимоотношений с персоналом в данной организации;
5. Отобразить сведения бухгалтерского учета по расчету с сотрудниками по оплате труда в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
Необходимо отобразить значимые источники данных при осуществлении аудита по оплате труда на примере ООО "МАГА-МАКС" {схема 1).
Первичные и договорные документы, бухгалтерская (финансовая) отчетность и
учетные регистры
V_
/---\
Аудиторское заключение, выполненное при первоначальной аудиторской проверке, а также рабочая аудиторская документация оти повторной проверке
Внутренняя документация организации по учету, расчету оплаты труда, планированию и контролю трудовых взаимоотношений
Необходимые источники данных при осуществлении аудита по оплате труда
Схема 1. Значимые источники данных при осуществлении аудита по оплате труда.
Заключения экспертов, пояснения и заявления руководителей аэрируемой организации, итоги проверок контролирующих учреждений
Стоит подчеркнуть, что под значимыми источниками данных при осуществлении аудита по оплате труда также можно считать документацию по приему, увольнению и переводу сотрудников компании; регистры бухгалтерского учета; первичную расчетную документацию.
Действия организационно-управленческого характера аудитора обуславливаются процессом проведения проверки и ее планирования. Под задачей планирования подразумевается повышение эффективности контрольных параметров качества, трудозатрат и сроков.
Следует выделить ряд стадий у общего плана аудиторской проверки расчетов по оплате труда: ознакомительная, основная и заключительная.
1. Ознакомительная стадия подразумевает знакомство со спецификой учета расчетов с сотрудниками по оплате труда в исследуемой организации; анализ учетных регистров, кадровой документации и первичной документации.
2. Основная стадия подразумевает проведение проверки грамотного документального оформления работников: прием, перевод и увольнение; проведение проверки грамотного употребления норм расценок и тарифных ставок; осуществление проверки выполнения установленного регламента режима рабочего времени и непосредственно самого режима труда.
3. Заключительная стадия подразумевает подготовку пакета рабочей документации; оформление собранных данных и формирование аудиторского заключения.
Далее на основании плана аудиторской проверки расчетов по оплате труда формируется программа аудиторской проверки расчетов персонала по оплате труда, предоставляемая руководству аудируемой компании для приведения в согласие сроков и объема проверки.
Важно подчеркнуть, что основными ошибками при проведении бухгалтерского учета и аудита расчетов по оплате труда являются:
- Недостающие типовые формы первичной документации по оплате труда с персоналом;
- Недостающая документация, которая подтверждает удержания и начисления из зарплаты работников;
- Отсутствие аналитического учета расчетов с работниками по оплате труда;
- Неправомерное осуществление списания на себестоимость продукции издержек на подготовку, переподготовку и обучение работников;
- Неправомерное осуществление начислений любого рода доплат и других вознаграждений персоналу, который не отображен в трудовых договорах и во внутренних локальных нормативных актах;
- Ошибочное оформление отпусков персонала и выплат за суточные при командировках;
- Ошибочное начисление выплат по среднему заработку персонала (отпуск, больничный и другие);
- Несоответствие сведений синтетического и аналитического учета, а также неправильная корреспонденция бухгалтерских счетов.
В заключении статьи можно сделать вывод, что бухгалтерский учет и аудит расчетов по оплате труда дает возможность выявить беспристрастные и справедливые сведения, которые позволяют определить неоднозначную информацию с целью приведения системы оплаты труда в согласованность с действующими нормативно-правовыми актами РФ. Понижение рисков при проведении аудиторской проверки, а также возможность миновать разногласий с персоналом исследуемой компании определяют аудит оплаты труда значимым и действующим средством для результативного управления фирмой.
Дата поступления: 30.03.2020 г.
Мазунов Олег Михайлович — студент факультета экономики, управления и международных отношений, направление подготовки «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (985) 641-29-83. Эл. адрес: oleko1989@gmail.com
Mazunov Oleg Mihaylovich, Student, Faculty of Economics, Management and International Relations, academic program "Economics", specialisation 'Accounting, Analysis and Audit", Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Те1: +7 (985) 641-29-83. E-mail: oleko1989@gmail. com.
Для цитирования:
Мазунов О. М. Бухгалтерский учет и аудит расчетов по оплате труда (на примере ООО "МАГАМАКС") // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №2. С. 32-35. DOI: 10.17805Дгт1у.2020.2.6