БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
A.B. Суворов,
кандидат экономических наук МГТА
Для обеспечения системного учета разнообразных хозяйственных операций в бухгалтерском учете независимо от национальной принадлежности применяются специальные бухгалтерские счета. На них записываются все изменения, которые происходят с активами, финансовыми обязательствами и капиталом хозяйствующего субъекта под влиянием хозяйственной деятельности. Так появилась система счетов бухгалтерского учета, с помощью которой осуществляется непрерывное наблюдение и контроль за хозяйственной деятельностью и изменениями в составе имущества хозяйствующего субъекта.
Счета открываются на каждый экономически однородный вид имущества в соответствии с классификацией объектов учета.
Каждый факт хозяйственной деятельности должен быть отражен дважды в одинаковой сумме - по дебету одного и кредиту другого счета. Этот принцип носит название принципа двойной записи и вытекает из балансового уравнения, которое в международной практике бухгалтерского учета имеет вид: А = П + К,
где
А - актив (хозяйственные средства);
П - пассив (привлеченные средства и кредиторская задолженность; пассивы иногда называют обязательствами);
К - собственный капитал хозяйствующего субъекта.
В российском учете уравнение баланса имеет вид:
А = П,
где
II - источник собственных и привлеченных средств.
Двойная запись вытекает из условий балансового уравнения. Например, в США балансу придается настолько большое значение, что понятие "Забалансовые счета " там отсутствует.
Арендованные основные средства, товары, принятые на комиссию, давальческое сырье и другие ценности, не составляющие собственность хозяйствующего субъекта согласно принятой за рубежом учетной практике, отражаются на балансовых счетах с помощью принципа двойной записи. Это приводит к тому, что в активе собственность хозяйствующего субъекта увеличивается на стоимость предметов, ее не составляющих. Соответственно, в пассиве такого баланса возникает кредиторская задолженность, которая таковой не является. Российская же теория и практика учета применяют двойную запись только для учета того, что составляет собственность хозяйствующего субъекта.
Следует отметить, что принцип двойной записи в зарубежной практике получил более широкое применение, но в ущерб содержательной стороне учета.
В любой системе учета Счет (Account) является основной единицей хранения информации в бухгалтерском учете. Счета открываются на каждый вид активов, пассивов и капитала хозяйствующего субъекта. Систематизированный по установленным принципам перечень счетов бухгалтерского учета, составляющий совокупность счетов того или иного хозяйствующего субъекта с соответствующими номерами, называется Планом счетов. Каждый хозяйствующий субъект на основании типового Плана счетов разрабатывает свой План счетов. При ручном способе ведения бухгалтерского учета на каждый счет открывается отдельная страница. Эти страницы затем объединяются в книгу, которую называют Главной книгой.
Напомним, что во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Министерство финансов РФ приказом № 94н от 31 октября 2000 года утвердило План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению. Приказ введен в действие с 1 января 2001 года. Переход к применению нового Плана счетов (для удобства прежний план счетов мы будет назвать старым Планом счетов, а введенный с начала текущего года - Новым планом счетов) разрешается осуществить в течение 2001 года по мере готовности организаций.
Применяемый в настоящее время в нашей стране План счетов был утвержден письмом Министерства финансов СССР от 11 ноября 1991 года за № 56 и одобрен Межправительственной рабочей группой, заседание которой проходило с 28 по 31 октября 1991 года.
Старый План счетов был разработан в основном на период перехода к рыночной экономике и в дальнейшем постепенно приближался к Плану счетов, принятому в зарубежной практике бухгалтерского учета.
План счетов 1991 года являлся (и в течение текущего года еще будет являться) единым и обязательным к применению в организациях всех видов хозяйственной деятельности, ведущих учет методом двойной записи, независимо от их подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы (кроме банков и бюджетных учреждений).
Субсчета, предусмотренные в старом Плане счетов, использовались и используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Хозяйствующие субъекты могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять. Следует иметь в виду, что конкретный хозяйствующий субъект не обязан использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов. Он выбирает те из них, которые ему действительно необходимы.
Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.
Поскольку при рассмотрении счетов очень важным является принцип двойной записи, проанализируем соблюдение этого принципа более подробно.
Наименование бухгалтерского счета
Дебет Кредит
В зарубежной практике учета, так же как и в российской, для регистрации изменений, происходящих со всеми элементами финансовой отчетности, используются счета. Простейшей формой счета является двусторонний счет, который также называется "Т - счет ".
В зарубежных системах учета также существуют понятия дебета и кредита; слова "дебет "и "кредит "являются бухгалтерскими терминами для обозначения правой и левой частей счета, но не для обозначения уменьшения или увеличения.
Поскольку сумма записей на дебет всегда должна равняться сумме записей на кредит, то при регистрации каждой операции появляется, по крайней мере, одна запись по дебету счета и одна - по кредиту счета. Эта система и называется системой двойной записи.
Разность между суммой записей по дебету и суммой записей по кредиту называется сальдо. Нормальным сальдо любого счета называется сальдо на той стороне счета, которая увеличивает его значение.
Двусторонние счета используются только в процессе обучения будущих бухгалтеров. На практике хозяйствующие субъекты ведут свои счета в форме регистра.
В российской системе учета, как и во многих зарубежных системах, все счета подразделяются на активные и пассивные.
Активными называются счета, предназначенные для учета имущества хозяйствующего субъекта (счета "Касса", Расчетный счет", "Основные средства"и др.). Пассивные счета -это счета для учета обязательств хозяйствующего субъекта (источников формирования имущества; счета "Уставной капитал", "Добавочный капитал" и др.)
Запись на счетах в российской системе учета начинается с указания начального остатка (начального сальдо) или источников его формирования. При этом в активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных - по кредиту. Далее на счетах отражаются все операции, вызывающие изменение начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, - на противоположной стороне. Таким образом, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счета, а уменьшение - по кредиту, а в пассивных счетах - наоборот: увеличение - по кредиту, умень-
шение - по дебету. Таково принципиальное отличие активных счетов от пассивных в российской системе учета.
Если сложить суммы всех операций, записанных на обеих сторонах счета, то получаются обороты счета. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, а по кредиту - кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.
Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяется прибавлением к начальному остатку оборота той же стороны счета и вычитанием из полученного итога оборота противоположной стороны. Конечный остаток записывается на той же стороне, что и начальный остаток. Следовательно, для установления конечного сальдо в активных счетах к начальному сальдо прибавляют оборот по дебету и вычитают оборот по кредиту. Новые остатки, если они есть, записываются по дебету счета.
Активный счет
Дебет Кредит
Начальное сальдо
Увеличение (+) Уменьшение (-)
Конечное сальдо
В пассивных счетах для определения конечного сальдо к начальному остатку прибавляют оборот по кредиту и вычитают оборот по дебету. Новый остаток, если он есть, отражают по кредиту счета. Если же первоначального остатка не было, то сальдо на конец отчетного периода определяется вычитанием из большего оборота меньшего. Результат записывается на той стороне счета, на которой была отражена сумма большего оборота.
Пассивный счет
Дебет Кредит
Начальное сальдо
Уменьшение (-) Увеличение (+)
Конечное сальдо
Помимо счетов для учета имущества (активных счетов) хозяйствующего субъекта и источников его формирования (пассивных счетов), в российской системе учета существуют счета, на которых отражаются одновременно и имущество хозяйствующего субъекта, и источники его формирования. Такие счета назы-
ваются активно-пассивными. Они подразделяются на два типа: с односторонним сальдо (дебетовым или кредитовым) и с двусторонним сальдо (дебетовым и кредитовым одновременно). Счетом с односторонним сальдо в старом Плане счетов являлся счет "Прибыли и убытки". Если у хозяйствующего субъекта суммы доходов превысили суммы расходов, то разница между ними дает прибыль, поэтому сальдо счета будет кредитовым, поскольку прибыль является источником формирования имущества и отражается в пассиве баланса. Если же суммы доходов оказываются меньше сумм расходов, то разница между ними показывает убыток, а сальдо по счету будет дебетовым.
В качестве примера активно-пассивного счета с двусторонним развернутым сальдо (как по старому, так и по новому Планам счетов) можно привести Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Сальдо по дебету этого счета означает дебиторскую задолженность, а сальдо по кредиту - кредиторскую. Расчеты с дебиторами и кредиторами объединены на одном счете для того, чтобы не открывать разных счетов для различных организаций и фирм, которые могут быть в различные промежутки времени и дебиторами, и кредиторами по отношению к данному хозяйствующему субъекту.
В приведенном в качестве примера активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской задолженности. Запись по кредиту счета также будет иметь разное значение: либо увеличение кредиторской задолженности, либо уменьшение дебиторской задолженности.
В международной-практике учета увеличение активов и обязательств традиционно отражается в левой стороне счета (по дебету), так как эти объекты учета располагаются в левой части балансового уравнения. Соответственно, уменьшение объектов учета, относящихся к активам и обязательствам хозяйствующего субъекта, записывается с правой стороны счета.
Отражение хозяйственных операций, вызывающих увеличение стоимости финансовых обязательств, доходов и капитала собственника, наоборот, производится в правой части счета (по кредиту), а уменьшение - в левой (по дебету).
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что по дебету счета отражаются:
• увеличение счетов активов;
• увеличение счетов расходов (затрат);
• уменьшение счетов финансовых обязательств;
• уменьшение счетов капитала собственника;
• уменьшение счетов доходов.
В свою очередь, по кредиту счета отражаются:
• увеличение счетов финансовых обязательств;
• увеличение счетов капитала собственника;
• увеличение счетов доходов;
• уменьшение счетов активов;
• уменьшение счетов расходов (затрат). Если рассматривать совокупность хозяйственных операций, имевших место в течение определенного промежутка времени, то для каждого счета, задействованного для отражения этих операций, в международной учетной практике существует еще одно простое правило: сумма, отражающая увеличение стоимости соответствующего объекта учета, может быть больше или равна сумме уменьшения его стоимости. Таким образом, нормальным является наличие положительных дебетовых остатков для счетов активов и наличие положительных кредитовых остатков для счетов финансовых обязательств, доходов и капитала собственника.
В зарубежной практике учета распространенным подходом к классификации бухгалтерских счетов является отнесение финансовых обязательств и капитала собственника к группе так называемых реальных счетов (в отечественной системе учета их аналогом являются активные счета), а счета доходов и расходов (затрат) - к группе номинальных счетов (в отечественной системе учета их аналогом являются, соответственно, пассивные счета). Такая классификация применяется для того, чтобы выделить временные различия, присущие счетам различных групп основного бухгалтерского уравнения. Реальные счета самим своим названием призваны акцентировать внимание на тех объектах учета, для которых они предназначены. Счета этих групп составляют основу бухгалтерского баланса и из года в год отражают наличие и участие в обороте хозяйствующего субъекта определенных видов имущества, заемных и привлеченных средств.
В свою очередь, номинальные счета своим наименованием подчеркивают периодичность, текучесть и ограниченность временными рамками тех операций, которые проводи-
лись и проводятся по счетам доходов и расходов, составляющих основу отчета о прибылях и убытках.
Часть счетов, несущих в себе элементы реальных и номинальных счетов, называются смешанными счетами (в отечественной системе учета их аналогом являются активно-пас-сивные счета). Примером такого счета является счет "Страховые услуги".
В российской учетной системе все бухгалтерские счета подразделяются на синтетические и аналитические. Синтетические счета, как правило, соответствуют статьям баланса. На них отражаются обобщенные (синтетические) данные об имуществе и обязательствах хозяйствующего субъекта. Счета, на которых имущество хозяйствующего субъекта, его обязательства и хозяйственные процессы отражаются в обобщенном виде, называются синтетическими. К ним относятся счета "Основные средства", "Материалы", "Расчеты по оплате труда"VI др. Учет, осуществляемый на синтетических счетах, называется синтетическим и ведется только в денежном выражении.
Для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и контроля за сохранностью собственности, как правило, недостаточно обобщающих данных, получаемых с помощью синтетического учета. Например, в дополнение к данным об общей сумме основных средств необходимо иметь сведения о конкретных видах основных средств (здания, оборудование, машины и т. д.). Помимо данных об общей сумме задолженности перед рабочими и служащими, нужны сведения о задолженности каждому конкретному работнику. Для получения детальных и подробных данных об объектах бухгалтерского учета в российской системе учета применяют аналитические счета.
Счета, на которых отражаются детальные данные по каждому отдельному виду имущества, называются аналитическими и, соответственно, учет по этим счетам - аналитическим. Аналитические счета открываются в дополнение к синтетическим с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества, обязательств хозяйствующего субъекта и его хозяйственных операций. Следовательно, между синтетическими и аналитическими счетами существует прямая связь, сущность которой заключается в следующем. Остатки и обороты синтетического счета должны быть равны остаткам и оборотам всех
аналитических счетов. Каждая хозяйственная операция, записанная по дебету или кредиту синтетического счета, отражается в той же сумме по дебету и кредиту нескольких аналитических счетов, которые открыты в дополнение к соответствующему синтетическому счету.
Однако не все синтетические счета требуют ведения аналитических счетов. Счета, не требующие такого ведения, называются простыми (счета "Касса, "Расчетный счет" и др.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными (счета "Расчеты с подотчетными лицами", "Основные средства" и др.).
Некоторые сложные синтетические счета непосредственно связаны с аналитическими счетами, без каких-либо промежуточных групп. Например, в дополнение к синтетическому счету "Расчеты с подотчетными лицами" открываются аналитические счета на каждое подотчетное лицо. Также обстоит дело и со счетом "Расчеты по оплате труда".
Однако такое простое построение аналитического учета не всегда обеспечивает получение необходимых показателей. Некоторые аналитические счета приходится определенным образом группировать. Первые (после синтетического учета) группы счетов аналитического учета называются субсчетами. Субсчет является промежуточным учетным звеном между синтетическими и аналитическими счетами. Каждый них объединяет несколько аналитических счетов, но сами они, в первую очередь, объединяются одним синтетическим счетом.
В отечественной системе учета субсчета иногда называют счетами второго порядка, в то время как синтетические счета называют счетами первого порядка. Примером может служить Счет 10 "Материалы". В дополнение к этому синтетическому счету отрываются следующие субсчета:
сырье и материалы;
покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; топливо;
тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы;
материалы, переданные в переработку на сторону;
строительные материалы;
инвентарь и хозяйственные принадлежности.
В свою очередь, в дополнение к каждому
субсчету отрываются аналитические счета на каждый конкретный вид материалов.
На данном примере можно проследить связь между синтетическим счетом и его субсчетами.
Продолжая сравнивать отечественную практику учета с зарубежной, следует отметить, что в зарубежной практике применяется классификация счетов в разрезе элементов, составляющих основное бухгалтерское уравнение.
Счета активов (Asset accounts). Счета этой группы предназначены для учета имущества, которым располагает данный хозяйствующий субъект и которое находится в его обороте. Эти счета показывают увеличение или уменьшение имеющихся в наличии ресурсов.
Счет "Касса" (Cash) (иногда этот счет называют "Денежные средства в банке") - это счет, используемый для регистрации движения денежных средств, под которым понимаются наличные деньги и иные средства обмена, принимаемые банком на вклады по номинальной стоимости. Сюда относятся монеты, валюта, чеки, почтовые и срочные переводы, а также деньги, вложенные в банки. В российской системе учета счет "Касса" учитывает только наличные денежные средства. Для учета денег предприятия, хранящихся в банке, используются счета "Расчетный счет", "Валютный счет" и другие.
"Векселя полученные" (Notes receivable) - это счет, предназначенный для учета письменных долговых обязательств по выплате определенной суммы к четко установленной будущей дате. По своему содержанию этот счет аналогичен "Счету к получению", который будет рассмотрен ниже. В зарубежной учетной практике счета "Векселя полученные" - это счета особого рода. Во-первых, как правило, они носят долгосрочный характер. Во-вторых, наряду с номинальной стоимостью, которая во многих случаях соответствует базовой продажной цене товара (работ, услуг), векселя содержат еще и определенные фиксированные проценты, которые должник обязуется погасить к определенному моменту или по первому требованию векселедержателя, и эта учетная информация также должна быть отражена на данном счете.
"Счета к получению" (Accounts receivable) применяются для учета письменных или устных обязательств покупателей оплатить в будущем уже отгруженные им товары или оказанные услуги. В российской системе для учета дебиторской задолженности применяется ряд счетов,
которые в общем виде иногда называют "Средства в расчетах". Это такие счета, как "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", "Расчеты с подотчетными лицами", и другие.
"Авансом оплаченные расходы" (Prepaid expenses). Этот счет используют для отражения стоимости товаров и услуг, которая со временем станет расходами, но до тех пор считается полноценными активами. В российской системе учета и по старому, и по новому Плану счетов для подобных расходов применяется счет "Расходы будущих периодов".
Счет "Земля" (Land) используется для регистрации покупки и продажи земельных участков. В российской системе учета подобный счет не используется.
Счет "Здания" (Buildings) предназначен для регистрации покупки и продажи зданий и сооружений, используемых в основной деятельности хозяйствующего субъекта.
Счет "Оборудование" (Equipment) ведется отдельно для каждого типа оборудования. В российской же системе учета используется один счет для обозначения всех основных средств предприятия, который так и называется - "Основные средства".
Счет "Торговые и товарные запасы" предназначен для учета стоимости товаров, приобретенных у поставщиков по закупочным ценам с целью их дальнейшей перепродажи. Применяется главным образом в сфере оптовой и розничной торговли.
Счет "Производственные запасы" используется для учета закупочной стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, запасных частей и других ценностей, которые приобретались с целью дальнейшей переработки и производства из них готовой продукции. Этот счет применяется в зарубежной практике в основном на хозяйствующих субъектах в промышленности.
Счета пассивов (Lability Accounts) в зарубежной учетной практике иногда называют Счетами финансовых обязательств. На этих счетах отражается увеличение или уменьшение денежных обязательств. К ним относятся счета, отражающие разнообразные виды кредиторской задолженности и долговых обязательств хозяйствующего субъекта перед другими хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, наемными работниками, органами социального и медицинского страхования и т. д.
"Векселя выданные" (Notes payable) - это счет, противоположный счету "Векселя полу-
ченные". Он используется для регистрации увеличения или уменьшения долговых обязательств перед кредиторами и характеризует долгосрочные кредиторские обязательства хозяйствующего субъекта.
"Счета к оплате" (Accounts payable) противоположны "Счетам к получению". На них учитываются суммы, которые хозяйствующий субъект должен выплатить кредиторам на основе устного или письменного обязательства. В российской системе учета для обозначения кредиторской задолженности применяются несколько счетов, называющихся "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", "Расчеты с подотчетными лицами" и др. В зарубежной учетной практике эти счета используются для учета задолженности, которая возникает в случаях, когда поставки сырья, материалов, товаров, полуфабрикатов, запасных частей, услуг и работ осуществляются на условиях последующей оплаты. Стоимость этой кредиторской задолженности, как правило, соответствует закупочным ценам.
Счета "Долгосрочные обязательства" (Long-term liabilities) используются для учета таких наиболее распространенных типов обязательств, как векселя со сроком оплаты более одного года, облигации, закладные на недвижимость и т.д.
Счета капитала (Owner's equity accounts) предназначены для отражения средств собственника, вложенных в хозяйствующий субъект, и их изменений. В российской системе учета подобные счета не применяются. Количество и состав счетов, принадлежащих этой группе, зависят от формы собственности. К счетам капитала относятся:
(1) Счет "Вложения капитала" (Capital Investments) используется для учета средств, вложенных собственником в хозяйствующий субъект. Обычно на этом счете отражается первоначальный размер инвестиций, сделанных собственником в данный хозяйствующий субъект;
(2) Счет "Изъятия капитала"(Withdrawals). На этом счете отражаются активы, изымаемые собственником из хозяйствующего субъекта за определенный промежуток времени;
(3) Счет "Дополнительные инвестиции" (Additional Investments) служит для отражения сумм дополнительных вложений капитала, которые были сделаны собственником в данный хозяйствующий субъект в отчетном периоде.
Счета доходов и расходов (Revenue and Expense Accounts). Доходы и расходы изменяют
величину капитала хозяйствующего субъекта. Виду того, что главной целью управления хозяйствующим субъектом является получение прибыли, функция бухгалтерии сводится к обеспечению руководства этого субъекта учетной информацией, необходимой для достижения данной цели. Главным условием, обеспечивающим предоставление такого рода информации, является наличие счетов для каждого вида доходов и расходов. Используя счета доходов и расходов, которые показываются в Отчете о прибылях и убытках, руководство хозяйствующего субъекта может точно установить источник всех доходов и характер всех расходов.
Как правило, большую часть общей суммы доходов занимают доходы, полученные от основной хозяйственной деятельности, то есть от продажи той продукции (работ, услуг), ради которой был создан данный хозяйствующий субъект. Такие доходы называются операционными доходами.
Основными счетами операционных доходов являются: "Заработанные комиссионные" и "Реализация", которые могут иметь различное наименование в зависимости от сферы предпринимательской деятельности, в которой действует хозяйствующий субъект.
Под расходами применительно к основному бухгалтерскому уравнению в зарубежной практике учета понимаются все те затраты ресурсов, в результате которых стало возможным получение в отчетном периоде соответствующих доходов. За рубежом строго следят за соблюдением требований учетного принципа "Соответствия (согласования) затрат и доходов" при включении затрат в стоимость реализации продукции (работ, услуг).
К счетам расходов относятся, например, следующие счета: "Расходы на материалы", "Расходы по заработной плате" и другие.
Далее следует рассмотреть материальные счета (счета, с помощью которых ведется учет материальных ценностей) и соответствующие отчеты. Эти счета применяются в управленческом учете. Основными из них являются следующие:
(1) Счет "Материалы" (Materials Inventory), который отражает имеющиеся в наличии остатки материалов и комплектующих изделий. Списанная с этого счета себестоимость сырья, затребованного в производство, отражается по дебету счета "Незавершенное производство".
(2) Счет "Незавершенное производство" (Work in Process Inventory). Этот счет использу-
ется для отражения всех производственных затрат, которые возникают в связи с производством продукции. К ним относятся затраты на сырье и материалы, расходы на оплату труда, общезаводские накладные расходы. Общезаводские накладные расходы переносятся со счета "Общезаводские накладные расходы" на счет "Незавершенное производство" с помощью коэффициента, называемого нормативной ставкой накладных расходов. После того, как изготовленные изделия поступают на склад готовой продукции, относящиеся к ним затраты переносятся со счета "Незавершенное производство" на счет "Готовая продукция".
(3) Счет "Готовая продукция" (Finished Goods Inventory). Все затраты, относимые на дебет счета "Готовая продукция", представляют собой суммы, списанные со счета "Незавершенное производство". Сальдо по счету "Готовая продукция" на конец отчетного периода представляет собой затраты на изготовленные, но не проданные на текущую дату изделия.
Что касается отчетов, то немаловажным документом для управленческого учета за рубежом (в частности, в США) является Отчет о себестоимости произведенной продукции. Этот отчет составляется для объяснения данных Отчета о прибылях и убытках производителя.
В конце отчетного периода информация о всех производственных затратах подсчитывает-ся в Отчете о себестоимости произведенной продукции. Этот отчет дает стоимостное выражение продукции, изготовленной и отраженной в отчетном периоде на счете "Готовая продукция". Величина себестоимости готовой продукции должна быть равна сумме, переведенной за этот период со счета"Незавершенное производство" на счет "Готовая продукция".
Составление этого отчета в общем виде можно свести к трем этапам. На первом этапе подсчитывается себестоимость использованных материалов. На втором этапе рассчитывается общая сумма производственных затрат за отчетный период. На третьем этапе осуществляется переход от общей суммы производственных затрат к общей себестоимости произведенной за отчетный период продукции.
В заключение следует отметить, что, хотя подходы к классификации бухгалтерских счетов в российской системе учета во многом схожи с зарубежными, их отличие главным образом связано с отличием в основном бухгалтерском уравнении.