Научная статья на тему 'БУХАРСКИЕ ТАТАРЫ И ПОИСК МАТЕРИАЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ'

БУХАРСКИЕ ТАТАРЫ И ПОИСК МАТЕРИАЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
308
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХАРЦЫ / САРТЫ / ИСТОЧНИКИ / ТАТАРСКИЕ ДЕРЕВНИ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Сергей Семенович

В XVI - начале XX веков в Западной Сибири была группа татар - выходев из Средней Азии, которых называли бухарлык, бухарцы, сибирские бухарцы, сарты и т.д. Придя в Сибирь как проповедники ислама, торговцы, воины, они постепенно смешались с местным населением, а в конце XVII века стали подданными Русского государства. Их история известна по письменным источникам. Однако до сих пор неясными остаются вопросы: из каких районов Средней Азии пришли в Сибирь бухарцы? Каковы были побудительные причины переселения? Сколько и в какие конкретно периоды было переселенцев? Изучение истории бухарских татар позволит не только более полно рассмотреть этногенез и этническую историю одного из тюркских народов, но простимулирует развитие методологии подобных исследований. Автор считает, что у каждого народа есть специфические элементы культуры, которые отсутствуют у их соседей. Диагностировать подобные элементы сложно, но не невозможно. В случае успешного решения этой проблемы у археологов и этнографов появится алгоритм выявления маркеров малых этносов в однородной культурной среде. В данной же работе автор остановился на анализе материалов, свидетельствующих о пребывании сартов в Западной Сибири и возможности их использования в археолого-исторических и этноархеологических исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUKHARA TATARS AND THE EVIDENCE OF THEIR STAY IN THE MIDDLE IRTYSH AREA

In the 16th - early 20th centuries, in Western Siberia lived a group of Tatars - leaving Central Asia, called Bukharlyk, Bukharans, Siberian Bukharians, Sarts, etc. Having come to Siberia as preachers of Islam, traders, warriors, they gradually mingled with the local population, and at the end of the 17th century became subjects of the Russian state. Their history is known from written sources. However, till now the following questions remain unclear: from what regions of Central Asia did the Bukharans come to Siberia? What were the reasons for the resettlement? How many and in what specific periods were the settlers? Studying the history of Bukhara Tatars will allow not only to more fully consider the ethnogenesis and ethnic history of one of the Turkic peoples, but will stimulate the development of the methodology of such studies. The author believes that each nation has specific cultural elements that are absent from their neighbors. It is difficult to diagnose such elements, but it is not impossible. If this problem is successfully solved, archaeologists and ethnographers will have an algorithm for identifying markers of small ethnic groups in a homogeneous cultural environment. In the same work, the author dwelled on the analysis of materials testifying to the presence of Sarts in Western Siberia and the possibility of their use in archaeological, historical and ethnoarchaeological studies.

Текст научной работы на тему «БУХАРСКИЕ ТАТАРЫ И ПОИСК МАТЕРИАЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ»

УДК 904

БУХАРСКИЕ ТАТАРЫ И ПОИСК МАТЕРИАЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В СРЕДНЕМ ПРИИРТЫШЬЕ

© 2017 г. С.С. Тихонов

В XVI - начале XX веков в Западной Сибири была группа татар - выходев из Средней Азии, которых называли бухарлык, бухарцы, сибирские бухарцы, сарты и т.д. Придя в Сибирь как проповедники ислама, торговцы, воины, они постепенно смешались с местным населением, а в конце XVII века стали подданными Русского государства. Их история известна по письменным источникам.

Однако до сих пор неясными остаются вопросы: из каких районов Средней Азии пришли в Сибирь бухарцы? Каковы были побудительные причины переселения? Сколько и в какие конкретно периоды было переселенцев?

Изучение истории бухарских татар позволит не только более полно рассмотреть этногенез и этническую историю одного из тюркских народов, но простимулирует развитие методологии подобных исследований.

Автор считает, что у каждого народа есть специфические элементы культуры, которые отсутствуют у их соседей. Диагностировать подобные элементы сложно, но не невозможно. В случае успешного решения этой проблемы у археологов и этнографов появится алгоритм выявления маркеров малых этносов в однородной культурной среде.

В данной же работе автор остановился на анализе материалов, свидетельствующих о пребывании сар-тов в Западной Сибири и возможности их использования в археолого -исторических и этноархео логических исследованиях.

Ключевые слова: бухарцы, сарты, источники, татарские деревни, методология.

Проблема. С 2007 года археологи Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (руководитель проекта С.Ф. Татауров) и их коллеги из разных городов Сибири исследуют Тарскую крепость - первый русский город в Среднем Прииртышье, заложенной князем Андреем Елецким в 1594 году. Ныне это районный центр Тара в 300 км севернее Омска на левом берегу Иртыша.

В ходе археологических работ, а особенно при соотнесении раскопанных объектов с картографическими данными, встал вопрос о планиграфии крепости и ее окрестностей, а также о расположении Бухарской слободы - месте компактного проживания бухарцев (иначе - бухарских татар или сартов). Автор течение нескольких лет проводил разведочные работы по поиску этой слободы (Тихонов, 2015а, т. XXI, с. 420-423; 2015б, с. 409-410; 2015в, с.411-413; 2016а, с. 440-442; 2016б, с. 32-38; 2017,с. 74-80).

Предполагалось, что после выявления места, где жили бухарские купцы, там будут проведены раскопки, и получены данные, которые позволили бы проанализировать материальную культуру локальной для Тары группы населения - бухарцев, и выделить признаки, специфичные для них. Это бы стало этническим маркером одной из групп тюркоязычного населения при проведении ар-хеолого-исторических и этноархеологических исследований. Однако, результат оказался несколько иной, чем ожидался.

Обсуждение. Что касается собственно Бухарской слободы близ Тары, то в соответствие с картами первой половины XVIII века, она располагалась на правом берегу Аркарки (левый приток Иртыша) чуть ниже Тарской крепости (Тихонов, 2016б, рис. 7). К сожалению, на данном участке несколько лет назад был построен автодром (смещено русло реки, насыпан дополнительный грунт, проложены трассы и установлены препятствия для автомобилей). Поэтому возможные следы бывшей здесь когда-то Бухарской слободы в настоящее время скрыты под толстым слоем балласта. Более того, последние два года этот участок постоянно затапливает в половодье (рис. 11), и он недоступен для исследований.

1 Рис. 1-4 к статье см. на форзаце 1.

Внушают надежду сведения, полученные от жителей улицы Зааркарской о находке человеческого черепа, вымытом близ Бухарской слободы из грунта во время схода вешних вод в 2015 году. Это место осмотрено. Установлено, что глубина залегания черепа была около 50 см, т.е. соответствовала глубине некоторых могил аялынских татар на могильниках ХУП-ХУШ веков БергамакИ (раскопки С.С. Тихонова и К.Н. Тихомирова), Черталы I (раскопки Б.В. Мельникова и М.А. Кору-сенко), Чеплярово XXVII (раскопки М.А. Корусенко) в Муромцевском и Большереченским районах Омской области. К сожалению, череп утрачен.

Местные жители о существовании Бухарской слободы на правом берегу Аркарки не знают, утверждая, что татары всегда жили на ее левом берегу под горой в районе улиц Береговая, Нерпин-ская, Максима Горького компактной группой неподалеку от мечети. Часть информаторов сообщила, что в годы царизма татарам не разрешали жить в других районах Тары.

На картах XIX века на правом берегу Аркарки строений практически нет. Полагаю, что причиной ухода людей с этого места является изменение водного режима в первой половине XVIII века. По имеющимся у нас сведениям в этом веке некоторые деревни в пойме были перенесены на более высокие места. Так, жители Шуево (Большереченский район) от устья речки Нюхаловка перебрались на высокую террасу. С правого пойменного берега Иртыша на коренной левый берег переселились жители д. Изюк (ныне д. Евгащино в Большереченском районе). С острова внутри старицы на высокий берег перебрались жители Мамешево (Знаменский район). Возможно, обитатели правобережья Аркарки не были исключением.

Поскольку в Таре ожидаемых результатов получить пока не удалось, я решил рассмотреть другие источники, свидетельствующие о пребывании бухарцев в Западной Сибири, и рассмотреть их возможности при интерпретации археологических материалов.

Наиболее ранние сведения, говорящие о приходе в Западную Сибирь в 1394 годах 366 шейхов и 1700 воинов хана Шейбана для распространения здесь ислама, содержатся в двух рукописях опубликованных Н.Ф. Катановым чуть более 100 лет тому назад (Катанов, 1903, с. 133-146; 1905, с. 1-28). Нет смысла излагать содержание этих хорошо известных специалистам документов, тем более, есть специальная работа, где проведен анализ событий (Белич, 2006, с. 153-171).

Еще в одной рукописи, опубликованной Н.Ф. Катановым, есть данные о приходе в 1572 году в Сибирь по просьбе хана Кучума группы знатоков ислама, посланных Абдуллой-ханом (Катанов, 1897, с. 51-61). Вспомним также, что Ермак, ходивший вверх по Вагаю в 1582 году, надеялся встретить караван бухарских купцов, которых якобы не пропускал хан Кучум.

Их этих трех рукописей следует, что бухарцы побывали в Сибири в конце XIV века, и что в конце XVI века связи Бухары и Сибири были делом достаточно обычным. В XVII веке бухарцы проживали в крупных сибирских городах Таре, Тобольске, Томске, Тюмени, а конце XVII - начале XVIII века выходы из Бухарии, проживавшие в Западной Сибири стали подданными Российского государства (Корусенко, 2011, с. 32-33, Тихонов, 2016б, с, 35-36; 2016в, с. 161-163; Томилов, 1992, с. 86).

По какой-то причине ученые не рассматривали детально место выхода бухарцев, ограничившись тем, что под этим этнонимом понимается группа представителей узбеков, таджиков, уйгуров и других народов, называвших себя в Сибири бухарлык, сарты, узбеки (Валеев, 1992, с. 29; Корусенко, 2011, с. 19). Между тем, в XVIII веке было два образования, которые называли Бухария:

• Большая Бухария с главным городом Бухара - располагалась под 40 градусом с.ш. между Персией и государством Великого Могола. Здесь жили татары, исповедавшие ислам, которых называли узбеки. Они торговали во владениях Великого Могола, Персии, Сибири. Дань платили узбекским ханам (Чулков, 1785, с. 8-9, 13).

• Малая Бухара с главными городами Эркеть и Кашгар находилась к востоку от Большой Бухары и простиралась до китайских владений. Происхождения своего ее население не знало, придерживалось исламских традиций, торговало с Китаем, Тибетом, тангутами, калмыками и монголами. Дань платили контайше, т.е. джунгарам. Жители Малой Бухары занимались исключительно торговлей, жили в городах обоих Бухарий, и имели многие обычаи и обряды, сходные с еврейскими. В их речи прослеживалось сходство с этим народом. Кроме того, сходство прослеживалось по лицу и росту (Чулков, 1785, с. 8-9).

Не будем обращать внимания на некоторые неточности, но фактически М.Д. Чулков описал два разных народа, различавшихся по обычаям, языку, антропологическому типу, месту проживания, уровню государственности, торговым связям, представители которых со временем стали сибирскими бухарцами. Один из них определенно узбеки, о другом М.Д. Чулков написал неопреде-

ленно. Полагаю, что Малую Бухарию следует соотносить с Уйгурией, поскольку именно там были города Эркеть/Яркенд и Кашгар, население ее было сложным по этническому составу и происхождению, и наконец, есть свидетельства более поздних авторов. Так, Чокан (в современной огласовке - Шокан) Валиханов в 1859 г. писал: «На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгуристаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского, Туркестана, иногда называется Кашгарией» (Валиханов, 1985, с. 9).

Рассмотрим же материальные свидетельства пребывания бухарцев в Сибири. В наши дни близ ряда татарских деревень, расположенных по берегам Иртыша на севере Омской области и на юге Тюменской областей (примерно между устьями Тобола и Ишима), чтимыми являются около 40 объектов (астана) в которых, по преданиям, похоронены первые проповедники ислама (Рахимов, 2006; Селезнев, Селезнева, Белич, 2009). Судя по текстам вышеупомянутых рукописей, у миссионеров в 1394 году не все прошло так, как они предполагали, поскольку многие из них погибли и были похоронены в Сибири, (Катанов, 1905, с. 22). Остальные расселились по Сибири, и их потомков зафиксировали в Таре, Тобольске, Томске, Тюмени (Томилов, 1992, с. 86).

Интересно, что сведения о могилах мусульманских святых сохранились не только в устной традиции, но и по материалам казачьих «сказок и отписок» были зафиксированы на первых чертежах Сибири конца XVII - начала XVIII веков (Ремезов, 2011, лист 107), которые были проанализированы современными учеными (Селезнев, Селезнева, 2015, с. 165-173). Интересно, что близ астана в низовьях Ишима находится «кладбище Она царя» (рис. 2). Как известно, правителей и людей высокого ранга хоронили в особых местах.

К сожалению, строго говоря, все известные астана не могут пока быть источником по материальной культуре бухарцев. Причин этому две. Во-первых, ни одна астана не изучена археологически, поэтому нет точной даты их сооружения и описания обряда погребения. Но очевидно и то, что вряд ли кто решится раскапывать святое место, оскорбляя религиозные чувства верующих. Во-вторых, если даже принять дату «конец XIV века», надмогильные сооружения сильно трансформировались (часть из них была «подновлена» уже в наши дни), и тоже без специальных исследований источником по материальной культуре давнего прошлого служить не могут.

Интересные материалы по генеалогии двух родов бухарцев - Шиховых и Ильяминовых -опубликованы А.К. Бустановым и С.Н. Корусенко. Они рассмотрели генеалогии родов и сопоставили содержащиеся в них сведения с другими источниками, прежде всего материалами ревизий и переписей XVIII-XIX веков, и выявили несколько вариантов родословных, а также социальный статус элитных родов бухарцев (Бустанов, Корусенко, 2010, с. 97-105; 2014, с. 136-145). Эти письменные источники, безусловно, важны при изучении формирования группы сибирских бухарев, но в плане изучения их материальной культуры они большого значения не имеют.

Возможно, что пометка на одной из карт С.У. Ремезова содержит сведения о способах передвижения бухарцев. Так на листе 95 «Хорографической чертежной книги...» (Ремезов, 2011) между оз. Бекея (район д. Увальная Бития) и Иртышом (район современной д. Верблюжье в Саргат-ском районе в 70 км севернее Омска) есть пояснение: «Верблюд шел криво» (рис. 3). Как известно, эти животные не являются традиционными домашними питомцами русских, а более распространены среди жителей степей и пустынь Казахстана и Средней Азии, в том числе и бухарцев. Мало кто помнит, что на верблюдах приезжали в Омск казахи еще в конце XIX века (рис. 4-1). Еще одно свидетельство прохождения верблюдов по дорогам Прииртышья. В 1990-ых годах при обследовании Серебрянского лога близ д. Серебряное (Горьковский район) были найдены растения, более характерные для степей. Одно из них - Cypripedium macranthos (башмачок крупноцветковый или венерин башмачок крупноцветковый - дикая орхидея), фото которого размещено на обложке календаря за 2009 год, выпущенным дирекцией «Национального природного и археологического парка Батаково» (рис. 4-2). Другое называется живокость (Delphinium), и по мнению ботаников, семена этих растений, прикрепившихся к шерсти, переносят только верблюды.

Естественно, что безусловных доказательств о принадлежности верблюдов бухарцам нет, тем более, что кости этих животных изредка встречаются в материалах городищ раннего железного века и средневековья по Иртышу и Тоболу. В случае же получения таких доказательств появится целый комплекс предметов бухарцев: упряжь, арбы/телеги или еще что-нибудь.

В конце XVII века принявших русское подданство бухарцев поселили двумя группами вблизи Тары (Корусенко, 2011, с. 32-33; Тихонов, 20166, с. 36-36, рис. 8, с. 37; 2016в, с. 162-163, рис. 1, с. 163). Все они: Себеляково, Сеитово, Шихово, Иткучуково, Атак, Киргап, за исключением Айт-кулово, сохранились. Кроме бухарев в этих деревнях жили татары служилые, захребетные, и ясачные (в Себеляково). Автором осмотрены две из них: Айткулово и Киргап. После пожара в 2005 г. жители Айткулово (8 семей) разъехались по окрестным деревням (Междуречье, Заливино, Фрунзе), а площадь, занимаемая когда-то деревней, заросла высокой травой. Сохранились основания домов в виде кольцевой насыпи с углублением в центре. Такие объекты археологи иногда называют «бублики». Прослеживаются улицы и переулки, спуски к реке. Сохранилось кладбище, правда, надмогильные сооружения «кыртма» все сгорели. Что касается культурного слоя, то его мощность не превышает 20-30 при очень слабой насыщенности и местами повышенной плотности. К слову сказать, что в осмотренных автором и С.Ф. Татауровым в конце 1990-ых годов татарских деревнях Юрт-Бергамак, Куллук-аул, Таксай-аул (Муромцевский район) культурный слой практически отсутствовал.

В Киргапе проживает несколько десятков жителей, и есть два кладбища. Старое более чем наполовину смыто Иртышом, новое организовано около 20 лет назад. Но если Айткулово всегда стояло на одном месте, то в XVIII веке жители Киргапа зимой жили на одном месте, а летом - на другом. Зимние юрты Кигапские зафиксированы как поселение Киргап I в 1983 г. В.И. Ма-тющенко. В XIX веке юрты Киргапские находились на разных берегах Иртыша: на правом берегу на месте зимних юрт, и на левом близ безымянного озера в пойме Иртыша были юрты летние. Что касается культурного слоя в д. Киргап, то в осмотренном обнажении берега на протяжении 500600 метров никаких находок не обнаружено.

Итоги. История формирования группы выходцев из Средней Азии, называемых в Западной Сибири бухарцами, бухарскими татарами, сартами изучена исключительно по письменным источникам. Известно время их прихода в Сибирь, места компактного проживания, занятия, пофамильный состав, генеалогия некоторых родов.

Но, как это часто бывает в научных исследованиях, вопросов появляется больше, чем ответов на них. Например, можно определенно говорить, что миссионеры, проповедники, учителя ислама приходили из Большой Бухары, но откуда приходили другие бухарцы? Из Уйгурии? По какой причине во второй половине XVII века в Сибирь приходит масса переселенцев с юга, которые впоследствии оседают в небольших татарских деревнях? Очевидно, что это представители разных социальных групп. Наконец, можно ли выделить и достоверно диагностировать культурно-хронологический пласт сибирских бухарцев? Или же возможности современной археологии и эт-ноархеологии не позволяют выделять иноэтничные группы (бухарцев) в культурной среде сибирских татар? Этот последний вопрос - иноэтничные группы в однородной культурной среде - очень важен в методологическом аспекте, поскольку его успешное исследование дало бы алгоритм выявления инфильтрированных в монокультурную среду сходных по материальной культуре групп населения. Подобный вопрос рассматривал Ю.В. Трофимов, на материалах более ранних памятников (Трофимов, 2004).

Что касается археологических материалов, то отметим, что, несмотря на то что изучение этно-графо-археологических комплексов сибирских татар омские археологи и этнографы ведут более 20 лет, специально бухарских татар никто не изучал. В этом плане могут быть перспективными для исследований памятник Киргап I и деревня Айткулово.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеев Ф.А. Сибирские татары: культура и быт. Казань: Татар. Кн. Изд-во, 1992. 208 с.

2. Валиханов Ч. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т. 3. Алма-Ата: Каз. Сов. Энцикл., 1985. 415 с.

3. Белич И.В. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородев Западной Сибири // (к 100-летию публикации Н.Ф. Катановым рукописей Тобольского музея) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2006. № 6. С. 153-171.

4. Бустанов А.К., Корусенко С.Н. Родословные сибирских бухарцев: Ильяминовы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. № 2 (42). С. 97-105.

5. Бустанов А.К., Корусенко С.Н. Родословные сибирских бухарцев: Шиховы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. № 4 (60). С. 136-145.

6. Катанов Н.Ф. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 году мухаммеданских проповедников в город Искер // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, Губернская типография, 1897. Вып. 7. С. 51-61.

7. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородев Западной Сибири // Ученые записки Императорского Казанского университета. 1903. Кн. XII. С. 133-146.

8. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири (по рукописям Тобольского губернского музея) // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, Типография Епархиального Братства, 1905. Вып. XIV. С. 1-28.

9. Корусенко С.Н. Сибирские бухарцы в начале XVIII века. Омск: Издат. дом «Наука», 2011. 248 с.

10. Рахимов Р.Х. Астана в истории сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия. Тюмень, 2006. 77 с.

11. Ремезов С.У. Хорографическая чертежная книга Сибири Семена Ульяновича Ремезова. Тобольск : Обществ. Благотворит. Фонд «Возрождение Тобольска», 2011. 690 с.

12. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Мусульманские культовые комплексы Сибири в картографических материалах Семена Ульяновича Ремезова // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 4 (8). С. 165-173.

13. Селезнев А.Г., Селезнева И.А., Белич И.В. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального. М.: Изд. дом Марджани, 2009. 216 с.

14. Тихонов С.С. Археолого-исторические объекты Тары и их картографирование // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015а. Т. XXI. С. 420-423.

15. Тихонов С.С. К вопросу о микротопонимике малого сибирского города и глубине исторической памяти его населения (по материалам города Тары, Омская область) // Третьи Ядринцевские чтения. Материал III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию Омска. Омск: ОГИК музей, 2015б. С.409-410.

16. Тихонов С.С. К вопросу о месте расположения Бухарской слободы Тарской крепости (исторические районы и топонимы города Тары) // Третьи Ядринцевские чтения. Материал III Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию Омска. Омск: ОГИК музей, 2015в. С.411-413.

17. Тихонов С.С. Исследования микротопографии Тарской крепости и ее окрестностей в 2016 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016а. № 22. С. 440-442.

18. Тихонов С.С. Бухарская слобода Тарской крепости: исследования топографии и исторических районов города // Средневековые тюрко-татарские государства. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016б. № 8. С. 32-38.

19. Тихонов С.С. Бухарцы в Тарском Прииртышье в конце XVI - начале XVIII в. // Экология древних и традиционных обществ. Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета. 2016в. Вып. 5. Ч. 2. С. 160-164.

20. Тихонов С.С. Город Тара, его историческая топография и этнографо-археологические исследования // Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. Павлодар-Барнаул, 2017. Т. 2. С. 74-80.

21. Трофимов Ю.В. Контакты древнего населения Западной Сибири по археологическим материалам: Исследования отечественных ученых 1920-1970-х гг. Автореф. дисс. ... к.и.н. Омск, 2004. 24 с.

22. Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI-начале XX вв. Новосибирск : Изд-во Новосибир. Ун-та, 1992. 271 с.

23. Чулков М.Д. Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древнейших времен до ныне настоящего. Т. II. Кн. III. М. Университетская типография. 1785. 644 с.

S.S. Tikhonov

BUKHARA TATARS AND THE EVIDENCE OF THEIR STAY IN THE MIDDLE IRTYSH AREA

In the 16th - early 20th centuries, in Western Siberia lived a group of Tatars - leaving Central Asia, called Bukharlyk, Bukharans, Siberian Bukharians, Sarts, etc. Having come to Siberia as preachers of Islam, traders, warriors, they gradually mingled with the local population, and at the end of the 17th century became subjects of the Russian state. Their history is known from written sources.

However, till now the following questions remain unclear: from what regions of Central Asia did the Bukharans come to Siberia? What were the reasons for the resettlement? How many and in what specific periods were the settlers?

Studying the history of Bukhara Tatars will allow not only to more fully consider the ethnogenesis and ethnic history of one of the Turkic peoples, but will stimulate the development of the methodology of such studies.

The author believes that each nation has specific cultural elements that are absent from their neighbors. It is difficult to diagnose such elements, but it is not impossible. If this problem is successfully solved, archaeologists and ethnographers will have an algorithm for identifying markers of small ethnic groups in a homogeneous cultural environment.

In the same work, the author dwelled on the analysis of materials testifying to the presence of Sarts in Western Siberia and the possibility of their use in archaeological, historical and ethnoarchaeological studies.

Keywords: Bukharans, Sarts, sources, Tatar villages, methodology.

Сведения об авторе:

Тихонов Сергей Семенович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Омского филиала ФГБУН «Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук» (г. Омск); semchi957@gmail.com

Tikhonov Sergey - Candidate of Historical Sciences, Senior Research fellow of the Omsk Branch of the Institute of Archeology and Ethnography of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Omsk)

К статье: Тихонов С.С. «Бухарские татары и поиск материальных свидетельств их пребывания в Среднем Прииртышье»

Рис. 2. Астана и кладбище Она царя на Ишиме на листе 107 «Хорографической чертежной книги...»

Рис. 3. Участок Среднего Прииртьппья на листе 95 «Хорографической чертежной книги...»

^ . __^ -г""" ■»-"•■!--- —

^Ив ВИ1МВИИ ¡ЯВЖЮи '

Рис. 4. Свидетельства пребывания верблюдов в Среднем Прииртышье

1 - верблюд в Омске. Фото 1904 г.;

2 - дикая орхидея на календаре 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.