Научная статья на тему 'Будущий абитуриент: штрихи к портрету. Социологический портрет посетителя Дней открытых дверей Герценовского университета'

Будущий абитуриент: штрихи к портрету. Социологический портрет посетителя Дней открытых дверей Герценовского университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
542
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИТУРИЕНТ / ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущий абитуриент: штрихи к портрету. Социологический портрет посетителя Дней открытых дверей Герценовского университета»

АБИТУРИЕНТ - 2007

Н. Ю. Белякова,

начальник отдела маркетинга планово-финансового управления В. Г. Зарубин,

заведующий кафедрой прикладной социологии

БУДУЩИЙ АБИТУРИЕНТ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Социологический портрет посетителя Дней открытых дверей Герценовского университета

В период с 25-26 марта 2007 г. проводилось анкетирование посетителей Дней открытых дверей университета, т. е. потенциальных абитуриентов РГПУ им. А. И. Герцена. Второй раз в практике Герценовского университета Дни открытых дверей проводились в форме образовательной выставки: на одной площадке (клуб университета, 3 этаж) были представлены все учебные подразделения вуза, работали представители приемной комиссии и издательства. Полевой этап настоящего исследования (опрос) осуществлялся студентами кафедры прикладной социологии при организационной поддержке сотрудников отдела маркетинга. Аналитическая обработка полученных результатов и их сопоставление с данными прошлых лет легли в основу предлагаемого исследования.

Целью проделанной работы являлось создание комплексного портрета потенциального потребителя образовательных услуг университета. В рамках исследования были поставлены задачи изучения социально-демографических характеристик потенциальных абитуриентов, уровня их готовности к обучению в вузе (на основе самооценки учащихся), мотивации при выборе высшего учебного заведения вообще и отношения к РГПУ в частности. Помимо прогнозирования спроса на основные образовательные программы, диагностировались перспективы освоения потенциальными абитуриентами дополнительного образования и гуманитарных технологий.

Для проведения исследования был выбран метод анкетирования; было опрошено 295 респондентов. Осуществлялась сплошная выборка.

Широкими мазками: базовые характеристики будущих абитуриентов

Под базовыми мы понимаем социально-демографические характеристики. Несмотря на их кажущуюся стабильность, сравнение с предшествующими данными позволяет прослеживать определенную динамику их изменения.

Начнем с половозрастных характеристик. В 2007 г. основную часть потенциальных абитуриентов составляли девушки, меньшая часть — юноши. Наблюдается тенденция сокращения доли юношей и увеличение доли девушек, которые приняли участие в Дне открытых дверей. Если 2006 г. 3/4 от числа опрошенных составляли девушки, а 1/4 — юноши, то в 2007 г. это соотношение было таково: 6/7 от числа опрошенных составляли девушки и только 1/7 часть — юноши.

По сравнению с прошлым годом произошли изменения в возрастном составе абитуриентов. Если в 2006 г. доля абитуриентов младше 17 лет составляла 53,9%, то в 2007 г. — 47,8%. Доля абитуриентов в возрасте 17-18 лет осталась практически неизменной и составила в 2006 г. — 32,2%, а в 2007 г. — 31,9%. А вот доля абитуриентов старше 18 лет в 2007 г. увеличилась (20,3%) по сравнению с прошлым годом, где она составляла 13,9%.

Что касается рода занятий потенциальных абитуриентов, то подавляющее большинство (89,2%) из них учатся. В 2007 г. увеличилась доля абитуриентов, которые обучаются в лицеях, гимназиях (с 15,1% до 27,5%) и специальных училищах (с 6,5 до 9,5%). Вместе с тем уменьшилась доля абитуриентов, которые обучаются в средних общеобразовательных школах (с 78,4% до 63,3%). Примечательно, что по сравнению с прошлым годом увеличилась доля абитуриентов, которые в настоящее время работают. Если в 2006 г. только 3,4% абитуриентов работали, то в 2007 г. их доля составила 7,1%.

Определение семейного положения потенциальных абитуриентов заставляет обратиться прежде всего к выявлению социального состава их семей. Отметим, что данные об этом не претерпели существенных изменений по сравнению с 2006 г. Основная часть абитуриентов (67,9%) — выходцы из полных семей, они живут с матерью и отцом. В то же время 29,3% абитуриентов воспитываются в неполных семьях. Состав неполных семей таков: воспитывает только мать — 23,3%, воспитывает только отец — 0,4%, воспитывает один из родителей + отчим (мачеха) — 5,6%. Часть абитуриентов (2,8%) живут без родителей.

Ситуация, характеризующая количество детей в семье, претерпела определенные изменения. Если в 2006 г. 58,4% абитуриентов являлись единственными детьми в семье, а 41,6% абитуриентов имели братьев и сестер, то в 2007 г. только 2/5 абитуриентов (37,8%) — выходцы из однодетных семей, 53,0% — выходцы из семей, где насчитывается двое детей, а 9,2% — из семей, где насчитывается трое и более детей.

Обратимся к такому немаловажному показателю, как уровень образования родителей наших потенциальных абитуриентов. Половина из них имеют высокий образовательный уровень: лица с высшим образованием среди отцов составляют 50,0%, среди матерей — 51,1%. Среднее специальное образование имеют 36,6% отцов, 38,4% матерей. В 2007 г. несколько уменьшилась доля родителей с высшим образованием: его получили 50,0% отцов и 51,1% матерей опрошенных (вместо 57,3 и 56,4% соответственно).

В структуре профессиональных занятий родителей существуют определенные различия. Среди отцов абитуриентов наблюдается равномерное распределение по роду профессиональных занятий: часть из них работает в государственных организациях, а часть — в коммерческих. Матери абитуриентов работают преимущественно в государственных организациях.

Основными сферами общественного производства, в которых заняты родители абитуриентов, являются сфера услуг и торговля (77%), промышленное производство (74%), транспорт, связь (50%) и образование (44%).

В процессе исследования особое внимание было уделено получению развернутых сведений о материальном положении потенциальных абитуриентов, обусловливающем их платежеспособность.

В 2006 г. 2/5 абитуриентов (41,5%) являлись выходцами из семей с низким материальным достатком, где на одного члена семьи приходится 6 000 руб. и меньше. Половина абитуриентов (50,8%) являлись выходцами из семей со средним материальным достатком, где на одного члена семьи приходится от 6 000 до 15 000 руб. в месяц. Незначительная часть абитуриентов (7,7%) относили свою семью к разряду высокообеспеченных, где доход на одного члена семьи составляет более 15 000 руб. в месяц. В 2007 г. эти цифры несколько изменились. 44,4% абитуриентов являются выходцами из семей с низким материальным достатком, где на одного члена семьи приходится 6 000 руб. и меньше. Половина абитуриентов (48,7%) — выходцы из семей со средним материальным достатком, где на одного члена семьи приходится от 6 000 до 15 000 руб. в месяц. Незначительная часть абитуриентов (6,9%) являются выходцами из высокообеспеченных семей, где доход на одного члена семьи составляет более 15 000 руб. в месяц.

Доминирующая тенденция, проявившаяся на протяжении двух лет наблюдений, состоит в том, что происходит выравнивание социальной структуры абитуриентов. В 2006 г. основная часть абитуриентов (70,3%) относит себя к представителям среднеобеспеченного слоя. Примерно 1/4 абитуриентов (24,6%) относит себя к представителям малообеспеченных слоев населения, для которых характерен критический уровень достатка или уровень достатка ниже среднего. Представители полярных групп — слой, живущий ниже черты бедности (1,6%), и высокообеспеченный слой (3,5%) — составляют незначительное меньшинство среди абитуриентов. В 2007 г. основная часть абитуриентов (71,9%) относит себя к представителям среднеобеспеченного слоя. Чуть более 1/4 абитуриентов (26,7%) относит себя к представителям малообеспеченных слоев населения, для которых характерен критический уровень достатка или уровень достатка ниже среднего. А вот доля представителей полярных групп — слой, живущий ниже черты бедности (0,7%), и высокообеспеченный слой (0,7%) — значительно уменьшилась.

Основная часть абитуриентов, посетивших День открытых дверей, проживают в Санкт-Петербурге. По количеству упоминаний лидировали Выборгский, Невский, Калининский и Приморский районы города, причем «первая тройка» не изменилась по сравнению с предыдущим годом.

Штрих первый: уровень готовности к обучению в вузе

Предполагается, что выбравшие поступление в вуз выпускники априори успешно справляются с учебной программой последнего класса школы. Собственно, это является, при прочих равных, необходимым условием для поступления. Тем не менее распространенным среди

преподавателей, работающих с первокурсниками, является мнение об их низкой культуре восприятия информации, неумении ее обобщать, анализировать и систематизировать. Мнение это, безусловно, имеет под собой веские основания и заслуживает отдельного изучения. Здесь же мы поставили вопрос несколько в иной плоскости: какова самооценка учащимися своих текущих интеллектуальных, психических и физических нагрузок в школе?

Отвечая на вопрос «Учиться в старших классах для Вас лично — это легко или трудно?», — потенциальные абитуриенты оценивали свой интеллектуальный, психологический уровень и свое физическое состояние по трем показателям: «довольно трудно», «легко» и «бывает и то, и другое». Полученные результаты таковы.

83,9% респондентов отметили, что испытывают умственные и интеллектуальные нагрузки в процессе обучения в старших классах. 53,1% абитуриентов испытывают повышенное волнение, беспокойство в процессе обучения в старших классах. 58,0% абитуриентов испытывают повышенные физические нагрузки.

Уровень самооценки своего участия в учебном процессе по 5-балльной шкале свидетельствует, что абитуриенты достаточно высоко (от 4,29 до 4,08 баллов) определяют свои способности понимать то, о чем говорят учителя на уроках, умение составлять четкий конспект, а также сообщения, доклады, рефераты, уровень дисциплинированности и готовность сдавать зачеты и экзамены. Довольно критично (от 3,84 до 3,82 баллов) абитуриенты оценивают свое умение концентрировать внимание на протяжении всего урока, самостоятельно работать с учебной литературой и высказывать свое мнение на уроках. Еще ниже (от 3,69 до 3,56 баллов) оценивается ими свое умение задавать вопросы учителю, искать дополнительную информацию и понимать сложные тексты, научные сообщения.

Важным аспектом готовности абитуриента к обучению в вузе, действующем в условиях Бо-лонской системы и реализующем инновационную программу, является степень владения принципиальными компетенциями — компьютерной грамотностью, навыками работы с интернет-ресурсами, знанием иностранного языка. Высокий уровень освоенности этих компетенций служит залогом успешного обучения в РГПУ им. А. И. Герцена и одновременно — базой для плановой и качественной реализации инновационной программы вуза.

По данным исследования, абсолютное большинство абитуриентов (87,8%) в той или иной мере владеют английским языком. Степень своего знания английского языка абитуриенты оценивают следующим образом: «говорю и читаю со словарем» — 46,8%, «говорю и читаю свободно» — 25,1%, «не говорю, но читаю со словарем» — 15,9%. Одновременно 28,9% респондентов сообщили, что владеют другим иностранным языком, помимо английского. Степень своего знания второго иностранного языка абитуриенты оценивают так: «говорю и читаю свободно» — 9,2%, «говорю и читаю со словарём» — 12,5%, «не говорю, но читаю со словарём» — 7,5%.

Абсолютное большинство абитуриентов (71,2%) признали, что владеют навыками работы на компьютере. Степень своей компетентности в данной сфере абитуриенты оценивают следующим образом: начинающий пользователь — 52,3%, опытный пользователь — 45,7%, системный специалист — 2%.

65,1% опрошенных заявили, что владеют навыками работы в Интернете. 50,0% относят себя к начинающим пользователям, 46,4% — к опытным, а 3,6% считают себя системными специалистами.

Штрих второй: рабочее место абитуриента

Рабочее место, точнее — степень его удобства и оснащенности — залог успеваемости учащегося. Обеспечить материально-техническое оснащение образовательного процесса в стенах вуза — задача alma mater. Однако значительная часть учебного процесса проходит вне университета, и с каждым годом тенденция к уравновешиванию аудиторной и самостоятельной работы студента усиливается. Глядя в будущее и видя в посетителях Дней открытых дверей наших студентов, мы задаемся вопросом: а созданы ли у них дома возможности для напряженной учебы в инновационном вузе, немыслимой без планомерной работы в течение всего года, доступа к компьютеру и Интернету? Есть ли у него под рукой домашняя библиотека?

Рабочее место абитуриента включает помещение (наличие или отсутствие комнаты), мебель для учебных занятий, библиотеку, компьютеры и компьютерную периферию, возможность доступа в Интернет.

Ситуация с наличием помещения для учебного процесса выглядит неплохо: лишь 3,8% абитуриентов не имеют постоянного рабочего места в домашних условиях. У 4/5 абитуриентов (83,4%) имеется отдельная комната или комната на двоих.

Только у 6,5% абитуриентов отсутствует рабочее место, не оборудованное мебелью для учебных занятий. Для абсолютного большинства абитуриентов в домашних условиях создано специализированное рабочее место, причем у половины опрошенных оно включает письменный стол и место для компьютера, а у 1/4 имеется комплект рабочей мебели.

У большинства абитуриентов домашняя библиотека насчитывает до 300 книг (76,3%), причем у 2/5 опрошенных (43,8%) — до 100 книг.

Персональный компьютер имеют в своем распоряжении 2/3 абитуриентов. Более половины опрошенных имеют постоянный доступ в Интернет, еще примерно 1/5 имеет повременной доступ и только 1/4 абитуриентов имеет доступ в Интернет от случая к случаю или вовсе его не имеет.

Таким образом, у большинства абитуриентов, посетивших Дни открытых дверей, имеются благоприятные условия для учебы в вузе. На просьбу оценить свое рабочее место с точки зрения его удобства для подготовки к занятиям были получены следующие результаты: абсолютное большинство абитуриентов (78,2%) считает свое рабочее место функциональным и только 1/5 часть оценивает свое рабочее место как малофункциональное (19,2%) или нефункциональное (2,6%).

Штрих третий: отношение к платному обучению в вузе

На вопрос анкеты: «Готовы ли Вы учиться на платной основе?» — ответы распределились следующим образом: «да, я буду учиться на платной основе» — 10,3%, «да, но только если не пройду по конкурсу» — 43,3%, «нет, буду пытаться поступить в любой вуз на бюджетное место» — 21,4%, «нет, так как я рассчитываю на льготы при поступлении» — 6,7%, «нет, так как не могу оплачивать обучение» — 18,3%. Наблюдения показывают, что происходит увеличение числа абитуриентов, которые готовы обучаться в вузе на платной основе. Если же учесть и тех абитуриентов, которые готовы учиться на платной основе при условии, что они не пройдут по конкурсу на бюджетные места, то динамика этого явления такова. В 2006 г. почти половина из числа опрошенных абитуриентов (47,4%) были готовы учиться на платной основе, в 2007 г. их доля составила 53,6% от числа опрошенных.

Тенденция роста готовности платить за образовательные услуги сочетается с реалистичной оценкой своего материального положения. На вопрос анкеты: «Если придется платить за обучение, как это скажется на материальном положении вашей семьи?» — 3/5 абитуриентов признались, что эти траты будут существенны.

Данные эмпирических исследований выявили определенные различия в отношении абитуриентов к платному обучению. С одной стороны, возросло число абитуриентов, выбирающих вуз, в котором они будут получать желаемую специальность, на основании собственных маркетинговых изысканий — изучения стоимости обучения данной специальности в разных вузах (с 34,4% до 40,2%). С другой стороны, стремительно сокращается (с 46,5% до 34%) число абитуриентов, для которых главным критерием выбора вуза является бюджетная форма обучения по интересующей специальности. Можно говорить о том, что потенциальный абитуриент — 2007 более ориентирован на выбор оптимального соотношения стоимости и качества образовательных услуг; бесплатность специальности не является в глазах потребителей залогом качественного обучения. В сфере высшего профессионального образования возрастает роль репутаци-онного, имиджевого фактора: выбирающий ориентируется не только на «свою» специальность, но и на то, какой вуз будет оказывать ему образовательную услугу. И если этот вуз выглядит в глазах потребителя поставщиком качественной услуги, то учащийся готов платить: в 2006 г. только 1/10 часть абитуриентов были готовы обучаться по избранной специальности в выбранном вузе независимо от размера оплаты, а в 2007 г. их доля составила 1/6 часть (15,8%).

Следует указать, что у абитуриентов возрастает интерес к долгосрочному кредитованию обучения: в 2007 г. при необходимости к нему готовы обратиться 54,7% опрошенных. В то же время сокращается (с 33,5% до 22,7%) число сторонников государственного субсидирования при условии обязательного распределения после окончания учебы.

Штрих четвертый: мотивация выбора вуза

Анализ данных позволяет выделить три группы факторов, определяющих выбор вуза.

К числу основных факторов относятся интерес к выбранной специальности (95,7%), высокое качество образования (91,2%), возможность бесплатного обучения (83,0%), высокопрофессиональный состав преподавателей (79,3%) и интересная насыщенная студенческая жизнь (74,3%). В число существенных факторов, определяющих выбор вуза, входят диплом о высшем образовании, который признается за рубежом (65,9%), наличие современной материаль-

но-технической базы (61,9%), высокие требования, предъявляемые к обучению студентов (54,9%), сложная, насыщенная образовательная программа (54,7%).

К числу менее существенных факторов, определяющих выбор вуза, относятся низкая, в сравнении с другими вузами, стоимость обучения (49,4%), возможность дополнительно получить второе высшее образование (48,5%), строгий отбор (конкурс) при поступлении в вуз (47,4%), престиж и известность вуза (40,3%), возможность обучения в зарубежных вузах (39,7%). Малосущественным фактором, определяющим выбор, является обстоятельство, что в тот же вуз поступают друзья абитуриента (15,6%).

В сознании абитуриентов факторы, определяющие выбор вуза, занимают достаточно устойчивые позиции относительно друг друга. На протяжении нескольких лет лидируют интерес к выбранной специальности, высокое качество образования, высокопрофессиональный состав преподавателей (их называют от 79,3% до 95,7% опрошенных).

Результаты опроса показали, что 2/3 (68,5%) опрошенных посетителей Дней открытых дверей 25-26 марта уже выбрали факультет, на котором собираются учиться; более 1/5 (22,4%) абитуриентов своего выбора еще не сделали и менее 1/10 (9,1%) абитуриентов на вопрос анкеты не ответили. Таким образом, число абитуриентов, не определившихся с выбором факультета, возросло по сравнению с 2006 г. (31,5% против 18,1% в прошлом году).

В 2007 г. 51,5% респондентов назвали конкретный факультет, на котором они хотели бы учиться. Как и в прошлом году, лидерство по числу упоминаний осталось за факультетами иностранных языков, управления и психолого-педагогическим факультетом.

У абитуриентов 2006 г. и 2007 г. сформировались устойчивые мотивы выбора факультета и специальности. Лидирует следование своему призванию, затем учитывается текущая престижность профессии, перспективы трудоустройства и карьерного роста. На выбор влияет и позволительная плата за обучение. В то же время влияние учителей на выбор абитуриентов уменьшилось. Если в 2006 г. 10,2% опрошенных абитуриентов отметили, что на их выбор оказали влияние учителя, то в 2007 г. таких абитуриентов оказалось только 2,4%.

Штрих пятый: перспективы получения дополнительного образования

Следует отметить, что основная часть потенциальных абитуриентов положительно относится к перспективе получения дополнительного образования. Более половины из них (51,6%) намерены или уже получают дополнительное образование.

Важным моментом является тот факт, что более 2/5 абитуриентов планируют получать дополнительное образование в том вузе, где собираются осваивать основную образовательную программу. При этом основная часть опрошенных понимают, что дополнительное образование является платным. На вопрос анкеты: «Знаете ли Вы, что дополнительное образование носит платный характер?» — 2/3 респондентов ответили утвердительно.

Интересно, что около 1/3 абитуриентов еще на стадии выбора первого высшего образования всерьез задумываются о получении второго. Очевидно, что одна из ведущих идей современной образовательной парадигмы — образование не на всю жизнь, а в течение всей жизни — разделяется и современными абитуриентами. Примечательно, что при планировании своего будущего их привлекает не столько углубление знаний по выбранной специальности (о повышении квалификации задумывается 10,5%), сколько расширение профессиональной сферы (о втором высшем образовании упомянули 30,8%). Традиционно востребовано изучение иностранного языка.

Штрих шестой: отношение к инновационной образовательной программе «Гуманитарные технологии в социальной сфере»

Реализация заявленной Герценовским университетом инновационной программы предполагает на начальном этапе изучение потребностей рынка труда в специалистах в области гуманитарных технологий. Однако немаловажным является и аспект готовности, заинтересованности другой стороны инновационного процесса — будущих студентов — в освоении образовательных модулей по программе.

Принципиальным является тот факт, что большинство (78%) потенциальных абитуриентов выразили готовность осваивать разнообразные гуманитарные технологии.

По степени популярности выделяются три группы гуманитарных технологий.

Наиболее привлекательными для респондентов оказались гуманитарные технологии, регулирующие отношения «человек — общество», т. е. технологии в области разрешения конфликтов, межэтнических взаимодействий, в сфере гуманитарной экспертизы и аудита; интерес к их изучению выразили от 15,3% до 12,5% опрошенных.

Меньшей популярностью среди респондентов пользовались гуманитарные технологии, регулирующие отношения «человек — организация», а именно технологии управления репутацией, образовательными процессами, а также в сфере здоровьесберегающих технологий (от 8,8% до 7,5%).

Слабовыраженный интерес был проявлен к гуманитарным технологиям, направленным на формирование универсальных социальных качеств личности, т. е. технологиям в области межконфессиональных взаимодействий и в области волонтерской деятельности (2,7%).

Штрих седьмой: восприятие РГПУ им. А. И. Герцена

В сознании потенциальных абитуриентов сформировались определенные позитивные представления о Герценовском университете. С учетом того, что большинство респондентов заполняли анкеты до подробного знакомства с выставкой образовательных возможностей университета, можно считать, что эти представления — наиболее общие, широко распространенные во внешней среде взгляды. Каковы же имиджевые позиции РГПУ в сознании потенциальных потребителей его образовательных услуг? Ранжирование ответов на вопрос «Как вы считаете, РГПУ им. А. И. Герцена — это ...» позволили выделить три группы таких представлений.

Первая группа — определяющие, базовые позитивные представления об РГПУ им. А. И. Герцена. Доля абитуриентов, согласившихся с данным утверждением, колеблется от 73,9% до 61,4%, доля несогласных или не ответивших на вопрос колеблется от 26,1% до 38,6%. В число таких представлений входят мнение об РГПУ как об известном российском университете; вузе, который готовит и педагогов, и специалистов в различных областях жизни; одном из лучших вузов Санкт-Петербурга, который дает качественное высшее образование.

Вторая группа — устойчивые позитивные представления об РГПУ. Доля абитуриентов, согласившихся с данным утверждением, колеблется от 56,9% до 40,7%, доля несогласных или не ответивших на вопрос колеблется от 43,1% до 53,9%. РГПУ воспринимается как вуз, обладающий положительным имиджем в общественном мнении и в СМИ; объединяющий высококвалифицированных преподавателей, владеющих современными технологиями обучения; диплом которого котируется при приеме на работу; где возможно получить дополнительное образование без отрыва от основной учебы.

Третью группу составляют позитивные представления об РГПУ, которые носят неустойчивый характер. Доля абитуриентов, согласившихся с данным утверждением, колеблется от 37,3% до 25,1%, доля несогласных или не ответивших на вопрос — от 62,7% до 74,9%. К числу таких представлений относится мнение о Герценовском университете как о вузе, где идет интересная и насыщенная студенческая жизнь; в котором учебный процесс подкреплен современной материально-технической базой; чьи выпускники конкурентоспособны и легко находят высокооплачиваемую работу.

Мощным оружием в борьбе за сохранение и приумножение высоких имиджевых позиций вуза является его качественное и своевременное информационное продвижение. В 2006 г. ответы абитуриентов на вопрос «Интересует ли Вас информация о Герценовском университете?» показали, что 4/5 из числа опрошенных абитуриентов (82,8%) нуждаются в дополнительной информации об РГПУ им. А. И. Герцена. В 2007 г. потребность в информации о вузе выразили 94,3%.

Судя по данным исследования, в текущем году абитуриентам не хватает прежде всего базовой информации о вузе. Если в 2006 г. заинтересованность абитуриентов была относительно распределенной, то в 2007 г. большинство респондентов стремились получить конкретную информацию об условиях приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Основными источниками информации о вузе традиционно являются справочники для поступающих (в 2007 г. — для 64,1% опрошенных), Дни открытых дверей (44%) и интернет-сайт вуза (13,2%). На мнение абитуриентов о вузе оказывает влияние прежде всего позиция родителей, родственников (21,0%) и друзей (20,3%).

Таков, в общих чертах, портрет потенциального абитуриента — 2007. Он выбирает вуз, исходя прежде всего из своего призвания, но обязательно сопоставляя его с перспективами трудоустройства. Он готов при необходимости платить за обучение, но только в том случае, если не сомневается в качестве преподавания в вузе. Он пришел на Дни открытых дверей в вуз, который считает известным российским университетом, готовящим специалистов в разных областях знания, причем делающим это качественно. У нас есть основания надеяться на продолжение знакомства с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.