Научная статья на тему 'БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ВЛАСТИ НА БУДУЩЕЕ СТРАНЫ'

БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ВЛАСТИ НА БУДУЩЕЕ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
164
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ВЛАСТИ НА БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»

О.А. ИГНАТЬЕВА*

БУДУЩЕЕ ЗА НАМИ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ВЛАСТИ НА БУДУЩЕЕ СТРАНЫ (РЕЦЕНЗИЯ)

Рецензия на книгу: Образ желаемого будущего России глазами учащейся молодежи: монография / под ред. В.С. Комаровского. - М.: Аспект Пресс,

2021. - 224 с.

Для цитирования: Игнатьева О.А. Будущее за нами: взгляд учащейся молодежи и власти на будущее страны (Рецензия) // Политическая наука. - 2022. -№ 3. - С. 325-333. - DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2022.03.16

В 2021 г. в свет вышла новая монография «Образ желаемого будущего России глазами учащейся молодежи» творческого коллектива под редакцией д-ра филос. наук, профессора РАНХиГС при Президенте РФ В.С. Комаровского. Работа является результатом эмпирического исследования в рамках проекта РФФИ «Наставник». Прежде всего необходимо отметить ее инновационность и актуальность. Фокус авторов данной монографии сосредоточен на так называемом поколении Z, т.е. поколении молодежи, старшая группа которой сейчас обучается в университетах, а младшая - в старших и средних классах школы. Данная монография становится

* Игнатьева Ольга Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры политического управления, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: o.a.ignatyeva@spbu.ru

© Игнатьева О.Г., 2022 DOI: 10.31249/poln/2022.03.16

важным вкладом в исследование цифрового поколения в российском поколенческом анализе, так как данной проблематике в настоящее время посвящены в основном статьи. Эта тема волнует многих российских исследователей, поскольку поколение Z имеет качественно новые характеристики, в отличие от предыдущих поколений, а также постепенно оно становится активным участником политических отношений и важным актором в социальном конструировании реальности. Эмпирической базой исследования стали материалы фокус-групп, проведенных в среде студенческой молодежи, и результаты Всероссийского конкурса эссе «Если бы я был президентом».

Наиболее полно поколенческий анализ представлен в работе американских исследователей В. Штрауса и Н. Хове [Strauss, Howe, 1991], однако в ней еще нет упоминаний о поколении Z. Данная когорта стала фокусом внимания более поздних исследователей, таких как Дж. Палфри и В. Гассер [Палфри, Гассер, 2018], Д. Стилманн и Дж. Стилманн [Стилманн, Стилманн, 2018], М. Пренски [Prensky, 2001], Д. Тэпскотт [Tapscott, 2008]. В их работах были описаны такие черты нового поколения, как крайний индивидуализм, погруженность в мир виртуальной реальности и политическая пассивность. Эти характеристики были присущи американскому поколению Z, которое в силу особенностей технологического развития США стало формироваться раньше, чем в России. Так, к поколению зуммеров там относятся граждане, рожденные в 1990-1995 гг. и позже, а в России - те, кто родился после 2000-х годов.

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, повсеместное распространение Интернета привело к тому, что представители данного поколения начали пользоваться гаджетами почти тогда же, когда научились ходить. Еще раз подчеркивая важность данной монографии, необходимо отметить, что она является одной из немногих работ в российской современной науке, которая постаралась совместить представления о поколении Z, существующем в российском обществе, с ролью молодежи в политическом процессе и ее видением будущего нашей страны. В российской науке существуют публикации о разных характеристиках поколения Z: особенностях социализации, системе ценностей, конвенциональных и неконвенциональных способах участия в политике [Бродовская, Хуанг, 2019 ; Трынов, 2019]. В работе «Поко-

ление Ъ и его ценностные трансформации: цифровая реальность У8 фиджитал взаимодействия» [То^йкоуа й а1., 2020] уточняются особенности системы ценностей поколения Ъ в России, где крайний индивидуализм американских ровесников смягчается коллективистскими ценностями взаимопомощи и эмпатии, характерными для ценностного профиля российского поколения Ъ. В монографии «Образ желаемого будущего России глазами учащейся молодежи» поколению Ъ посвящены главы 1.4, 1.5, 1.6, а также раздел 2. Авторы монографии отмечают, что поколение Ъ находится под сильным влиянием Интернета, поэтому зачастую выбирает активность в виртуальной реальности, оставаясь внешне политически пассивными субъектами: «Выбирая между реальной и виртуальной активностью, молодежь выбирает вторую, как свободную и менее контролируемую со стороны государства, простую и не требующую активного действия. В результате были перенесены традиционные формы активности в виртуальное пространство, появились онлайн-петиции, акции, пикеты, митинги, общественные обсуждения» (с. 148).

Необходимо отметить важный замысел данной монографии, который заключается в том, чтобы соединить представления о будущем как со стороны молодежи, так и со стороны официальных властей, ибо только совпадение этих концепций может гарантировать действительную реализацию намеченных планов заинтересованными сторонами, а следовательно, обеспечивать перспективы развития страны и выход России в экономические и политические лидеры мирового сообщества: «Картина воображаемого будущего выступает в роли объединяющего фактора, который формирует общество, задавая все его ориентации. Если картины будущего, предъявляемые от лица государства, и картины желаемого будущего граждан совпадают, то страна движется вперед» (с. 70).

Интересен и оригинален замысел самой монографии, которая состоит из двух разделов, несущих разную смысловую нагрузку. Так, в первом разделе представлены результаты анализа как нормативно-правовых документов, характеризующих представление о будущем России глазами официальных лиц (президента и наиболее известных политических партий), так и анализ результатов фокус-групп, проведенных в среде студентов по всей России, а также эссе старшеклассников, принявших участие во Всероссийском конкурсе «Если бы я был президентом». Во втором разделе, со-

стоящем из девяти глав, приводятся экспертные оценки как известных ученых, так и студентов, касающиеся аспектов согласования официальной и гражданской повесток дня, особенностей вовлечения молодежи в политику путем социализации и внедрения новых способов активизации конвенциального участия молодежи на примере действия властей Ярославской области, рассматриваются сетевые механизмы формирования идентичности. Немаловажным является и дискурс-анализ материалов газеты New York Times группой исследователей из МГУ им. М.В. Ломоносова, поскольку данное издание является одним из самых авторитетных в США, поставляя информацию и суждения не только для американской элиты и ученых, но и для блогеров и социальных медиа: «Вероятность непосредственного воздействия публикаций N.Y.T. на формирование образа страны в глазах российской молодежи невелика. Тем не менее газета в отношении России предлагает определенные идеи и подходы, которые нередко "подхватываются" некоторой частью несистемной оппозиции, блогерами, другими активными участниками дискуссий в Интернете» (с. 210-211).

Ценным новшеством является решение руководителей проекта доверить написание некоторых глав студентам и магистрантам, ибо кто как не они могут быть лучшими экспертами в видении проблем современной молодежи и дать честную и открытую оценку будущего России и способов его достижения, которые они могут использовать для того чтобы это будущее стало реальностью, а не осталось лишь красивыми словами на листе бумаги.

Монография не только представляет коллекцию фактов и их анализ, но и имеет прикладное значение, о котором открыто заявляют авторы. Они полагают, что данная работа может стать полезной для разработки методик, направленных на повышение явки представителей поколения Z на выборы в Государственную думу в 2021 г. и на выборы Президента РФ в 2024 г., а кроме того она способна спрогнозировать результаты данных выборов: «Цель проекта направлена как на продвижение теории формирования политической идентичности молодежи, так и на решение прикладных задач» (с. 19).

Данная монография представляет ценный материал не только для науки, но и для правящей элиты, давая пищу для размышления и корректировки политического курса. Как верно подмечено в работе, образ будущего можно разделить на отдаленное буду-

щее, которое станет реальностью через двадцать - двадцать пять лет, когда новое поколение уже будет сходить с подмостков истории, так и ближайшее будущее, которое отражается в повестке дня и рассчитано на реализацию в данном электоральном цикле. Для того чтобы официальная повестка дня стала реальностью, недостаточно принятия указов и других распоряжений, необходимо чтобы и гражданское общество верило в руководящие принципы данной повестки, верило власти и было готово реализовывать ее идеи в повседневной деятельности. Авторы монографии внимательно проанализировали повестку дня, закрепленную в указе президента № 204 от 07.05.2022 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.»1, подчеркивая ее важность, актуальность и обоснованность ее целей. Так, в данной повестке указывается как цивилизационная роль России, так и необходимость решать острые экономические проблемы, изменяя роль России на международном рынке с сырьевой на обрабатывающую, и социальные проблемы, особенно в образовании и медицине. В качестве базовых ценностей построения взаимоотношений в российском обществе заявлены патриотизм, уважение и социальная справедливость. Образ отдаленного будущего страны в рамках официального дискурса фиксируется президентом во время выступлений на международных дискуссионных площадках и форумах, а также в рамках официальных заявлений в случае резонансных событий. В отличие от риторики президента, политические партии не могут похвастаться целостным видением даже ближайшего будущего, указывая лишь на необходимость решения отдельных острых проблем, на что указывает анализ политических программ, проведенный авторами данной монографии.

Материалы анализа конкурса эссе школьников, представленные в главе 1.5, выдержки из фокус-групповых интервью студентов российских вузов, а также экспертные оценки бакалавров и магистрантов второго раздела монографии могут служить тревожными звоночками для правящей элиты. Во-первых, школьники (нижняя возрастная группа поколения Ъ) не ассоциируют будущее

1 Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Президент России. -2018. - 7 мая. - Режим доступа: http://www.krem1in.ru/events/president/news/57425 (дата посещения: 20.05.2022).

России с действующими властями. Запрос на смену власти отчасти сформирован в связи с влиянием Интернета, где нет выступлений действующего президента и господствуют оппозиционные блоге-ры (с. 71). Во-вторых, в среде молодежи присутствует запрос на социальную справедливость и на искоренение дискриминации по имущественному признаку: «Чем моложе участник конкурса (1314 лет), тем чаще он выдвигает к президенту требования быть чутким к запросам простых людей. Требования к ответственности президента повышены у более старшей возрастной группы (15 лет и старше)» (с. 74). Необходимо отметить, что если школьники говорили в основном о гражданской повестке дня, т.е. о ближайшем будущем, то студенты оценивали свои возможности в глобальной перспективе. Отсюда следует третий немаловажный момент. Большинство опрошенных студентов оценивают будущее России осторожно позитивно, часть из них пессимистична, а некоторые вообще не связывают свое будущее с Россией, размышляя об эмиграции. Для тех, кто все-таки хочет остаться в России и надеется на позитивные перемены, желаемый образ будущего - это Россия с инновационной экономикой, в которой реально существует социальное государство, нет бедности и нищеты.

Как уже отмечалось выше, во втором разделе представлены экспертные оценки, которые могут служить для характеристики текущей ситуации в отношении представлений об образе будущего в молодежной среде и содержат конкретные рекомендации, как стать активным политическим субъектом и участвовать в строительстве будущего страны наряду с коалициями, обладающими ресурсами для продвижения своих вопросов в повестку дня. Так, д-р полит. наук, проф. А.И. Соловьев в главе 2.1 «На пороге будущего. Политическая повестка правительства и интересы российской молодежи» очень подробно анализирует творческий потенциал современной молодежи, а также правила игры, используемые для построения официальной повестки дня. Для того чтобы не искать лучшее будущее за рубежом, необходимо повышать политическую грамотность и быть готовым принимать на себя ответственные решения и участвовать в политической конкуренции при построении светлого будущего своей страны: «И только на такой основе может обрести эффективность артикуляции молодежных интересов, состояться выдвижение молодежных лидеров, способных добиться нужных результатов при переговорах с политиче-

скими конкурентами, повыситься привлекательность программных задач и целей» (с. 137).

Второй раздел монографии пронизан идеями о необходимости перемен, сближения официальной и гражданской повесток дня, повышения вовлеченности молодежи в реальную политическую жизнь страны. В этом разделе эксперты постоянно обсуждают социализирующую роль Интернета, как с точки зрения формирования цифровых идентичностей поколения Ъ, так и с точки зрения конвенциальных и неконвенциальных форм политического участия. Признанные специалисты в сфере сетевого анализа, профессора Кубанского государственного университета И.В. Мирошниченко и Е.В. Морозова в данной монографии также внесли свой вклад в исследование проблемы политической социализации молодежи, описав возможные сетевые механизмы формирования ее социальной и политической идентичности. В отличие от общего мнения об аполитичности поколения Ъ, исследователи утверждают, что «сетевые механизмы позволяют формировать идентичности, носители которых ориентированы на активные социальные действия в публичной сфере. Формирование таких идентичностей происходит благодаря механизмам сетевого топос-структурирования и публичного краудсорсинга» (с. 180).

В целом такой взгляд на поколение Ъ и роль Интернета в характере политического участия отличается от мейнстримных оценок российских зуммеров [Бродовская, Хуанг, 2019 ; Трынов, 2019], но является ценным дополнением их образа и требует учета при разработке документов по молодежной политике. Квинтэссенцией образа будущего глазами молодежи может служить глава 2.7, написанная студенткой Воронежского государственного университета. Она пишет: «Молодые россияне искренне хотят перемен. Через 15-20 лет они представляют Россию процветающей и успешной, подлинной "сверхдержавой", а не "одинокой цивилизацией"» (с. 197).

Данное исследование позволило вскрыть наиболее проблемные моменты в политической реальности российского общества с точки зрения наиболее ее активной части, которая сейчас вступает во взрослую жизнь и способна участвовать в реализации образа будущего страны. Положительным аспектом является то, что различия в официальной и гражданской повестках дня не являются непреодолимыми. Следовательно, правящая элита должна исполь-

зовать открытость, энергию и патриотизм молодого поколения, чтобы согласовать общие цели и вместе заняться необходимыми преобразованиями. Данная монография, несомненно, может быть полезна не только для прогнозирования результатов выборов, но однозначно должна быть использована при разработке молодежной политики, которая сейчас становится одним из важных приоритетов повестки дня. Молодежь - это будущее нашей страны, именно она будет определять направления движения общества. И все мы (и власть, и преподаватели, и молодежь) в ответе за то, чтобы наше общество стало процветающим, сохранило историческую преемственность и жизнь.

O.A. Ignatjeva* The future is ours: the view of student youth and authorities on the future of the country (Review)

For citation: Ignatjeva O.A. The future is ours: the view of student youth and authorities on the future of the country (Review). Political science (RU). 2022, N 3, P. 325-333. DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2022.03.16

References

Brodovskaya E.V., Huang T. Digital generation: civil mobilization and political protest of Russian youth. Public opinion monitoring: economic and social changes. 2019, Vol. 153, N 5, P. 3-18. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.01 (In Russ.)

Komarovsky V.S. The image of the desired future of Russia through the eyes of students: monograph. M.: Aspect Press, 2021, 224 p.

Palfrey J., Gasser W. Children of the digital era. Moscow: Eksmo, 2011, 368 p. (In Russ.)

Prensky M. Digital natives, digital immigrants. On the horizon. 2001, Vol. 9, N 5. Mode of access: https://maicprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digi1:al%20Natives, %20Digital% 20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed: 20.05.2022).

Stillman D., Stillman I. Gen Z. Work. How the next generation is transforming the workplace. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2018, 272 p. (In Russ.)

Strauss W., Howe N. Generations: the history of America's future, 1584 to 2069. New York: Morrow, 1991, 538 p.

* Olga Ignatjeva, St Petersburg State University (St Petersburg, Russia), e-mail: o.a.igntayeva@spbu.ru

Tapscott D. Grown up digital: how the net generation is changing your world. New

York: McGrawHill, 2008, 384 p. Tolstikova I., Ignatjeva O., Kondratenko K., Pletnev A. Generation Z and its value transformations: digital reality vs. Phygital interaction. Digital transformation and global society. 5 th international conference, DTGS 2020, St. Petersburg, Russia, June 17-19, 2020, Revised Selected Papers. Part of the communications in computer and information science book series (CCIS, volume 1242). 2020, P. 47-60. DOI: 10.1007/978-3-030-65218-0_4 Trynov D.V. Youth political participation: support vs. protest. Sociodynamics. 2019, N 12, P. 298-314. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.12.31195 (In Russ.)

Литература на русском языке

Бродовская Е.В., Хуанг Т. Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2019. - Т. 153, № 5. -С. 3-18. - Б01: https://doi.Org/10.14515/monitoring.2019.5.01

Образ желаемого будущего России глазами учащейся молодежи: монография / под ред. В.С. Комаровского. - М.: Аспект Пресс, 2021. - 224 с.

Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. - М.: Эксмо, 2011. - 368 с.

Стилманн Д., Стилманн И. Поколение Ъ на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.

Трынов Д.В. Политическое участие молодежи: поддержка vs протест // Социоди-намика. - 2019. - № 12. - С. 298-314. - Б01: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2019.12.31195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.