Научная статья на тему 'Будущее отечественного машиностроения как базовой основополагающей отрасли всей российской экономики'

Будущее отечественного машиностроения как базовой основополагающей отрасли всей российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее отечественного машиностроения как базовой основополагающей отрасли всей российской экономики»

БУДУЩЕЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК БАЗОВОЙ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Будущее российской экономики — это новейшие информационные технологии, биотехнологии, принципиально новые материалы с заданными свойствами, энергосберегающие и авиакосмические технологии, системы машин и производственные технологии новых поколений.

Отечественное машиностроение — важнейшая отрасль, определяющая и обеспечивающая в экономике страны переход к прогрессивным технологическим укладам. Однако выполнить эту роль оно сможет только при условии приоритетного и быстрого обновления производственного потенциала.

Решение таких задач, как тотальная модернизация производственных фондов машиностроения и переход к его инновационному и опережающему развитию требует серьезного государственного ресурса как с финансовой точки зрения, так и с позиций эффективного регулирования. Поэтому участие государства в разработке комплексной стратегии развития отечественного машиностроения представляется необходимым. Причем реализовать это участие целесообразно в рамках государственно-частного партнерства.

Для технологического прорыва необходима концентрация ресурсов государства на наиболее перспективных направлениях. И для этого важно правильно определить приоритеты в машиностроении для государственной поддержки. Это обеспечит эффективность вложений и высокие темпы модернизации.

Стратегический маневр, который остро необходим в области развития машиностроения России, должен опираться на комплексную модернизацию и развитие подотраслей машиностроения, относящихся к новым наукоемким и высокотехнологичным производствам. От этого зависят темпы распространения новых технологий и на другие сферы экономики.

Заместитель председателя-руководителя аппарата бюро Центрального совета Союза машиностроителей России В.В. Гутенев

Таким образом, очевидна необходимость формирования программ комплексного подхода к модернизации отечественного машиностроения, которые могли бы стать составной частью новой научно-промышленной политики России.

О приоритетах развития отечественной экономики говорил в своем первом Послании к Федеральному собранию РФ Президент России Д.А. Медведев. Руководитель государства четко обозначил среди основных приоритетов — производство, а в перспективе — и экспорт знаний и новых технологий. Поставлены и конкретные задачи, которые в связи с этим предстоит решать, — это достижение лидирующих позиций в науке и образовании. Президент особо отметил, что будущее России за инновационной экономикой и наши действия в ее развитии будут базироваться на уже заявленной концепции четырех "И" — Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации. К этому добавлена пятая составляющая — Интеллект. Такой подход закреплен Правительством РФ в Концепции развития до 2020 г.

Для ее реализации потребуется максимально объединить возможности образования, науки и бизнеса. В связи с этим абсолютно ясно, что для строительства экономики будущего, основанной на передовых знаниях, нужны специалисты нового поколения.

Говоря о завтрашнем дне, необходимо помнить ситуацию, которая сложилась в машиностроении в кризисные 90-е годы. Повсеместное сокращение производства, резкое падение престижа профессии машиностроителя, чей труд не находил должного вознаграждения, — все это привело к массовому исходу из отрасли высокопрофессиональных специалистов.

Старшее поколение хорошо помнит высказывание советской эпохи: "Ничто не обходится стране так дорого и не ценится так дешево, как инженерно-технические кадры". Именно эта армия одной из первых приняла на себя удар рыночной стихии. Невыгодно было вести и подготовку специалистов в технических вузах. Была разрушена система послевузовского распределения выпускников с обязательным трудоустройством на предприятиях. Ничего взамен создано не было и, как следствие, образовался разрыв между интересами учебных заведений — от среднеспециального до вузов — и потребностями промышленности.

Сегодня наблюдается острый дефицит целого поколения кадров рабочих специальностей — примерно 40... 60 % (по данным Министерства образования и науки России) от общего количества персонала в различных отраслях машиностроения. Наряду с этим ощущается нехватка менеджеров среднего и высшего звена, и прежде всего ученых и конструкторов. Требуются специалисты инновационных процессов, инженерно-технический персонал.

Представителям машиностроительного сообщества известно немало примеров, когда новые производства недостаточно эффективно

работают из-за неукомплектованности инженерами-технологами необходимой квалификации. Специалистов должного уровня подготовки у нас в стране сейчас крайне мало. Кроме того, заставить их переехать из крупных городов европейской части страны туда, где они нужнее, очень непросто.

Проблема обновления кадров назрела давно. Задача усложняется тем, что инновационное развитие требует особой системы и особого подхода к вопросам подготовки кадров. Сегодня нужны не просто специалисты, а специалисты, способные находить новые решения, создавать и совершенствовать научные школы, внедрять высокие технологии.

Для успешного решения этой задачи высшим руководством страны заявлено о необходимости организовать масштабный и системный поиск талантов, которыми Россия исторически славилась. Вот как определяет направления этой работы Президент России: вести настоящую "охоту за головами", содействовать приходу молодых, одаренных людей в фундаментальную и прикладную науку, ускорить формирование сильных государственных и частных центров разработки новых технологий. Данные вопросы необходимо решать комплексно.

Поэтому просто необходимо проводить такие мероприятия, как Всероссийская конференция молодых ученых и специалистов. Это не только способствует их личностному и гражданскому становлению, но и раскрывает творческий потенциал, который становится достоянием всего общества и страны в целом.

Не случайно Союз машиностроителей России уделяет пристальное внимание вопросам кадровой политики машиностроения и смежных отраслей промышленности. В декабре 2007 г. было проведено расширенное заседание бюро Центрального совета Союза машиностроителей России, посвященное вопросам государственной поддержки и стимулирования подготовки кадров для машиностроения и смежных с ним отраслей промышленности. В его работе принял участие Д.А. Медведев. По итогам заседания были даны поручения Правительству РФ для совместной работы с Союзом машиностроителей России по вопросам подготовки кадров для машиностроительного комплекса.

Одним из важных шагов по выполнению данных поручений стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Союзом машиностроителей России и Российским союзом ректоров. Данное соглашение направлено на решение различных вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в интересах отечественного машиностроения, в том числе и оборонно-промышленного комплекса. Для привлечения талантливой молодежи, поддержки научно-технического творчества школьников, одаренных студентов, молодых ученых и специалистов предусматривается специальная система стимулирования, включающая именные стипендии

и гранты, образовательное кредитование студентов и другие современные формы финансирования учебных заведений.

Хорошим импульсом для развития системы "вуз-производство" стало соглашение о стратегическом партнерстве, которое заключили председатель Союза машиностроителей России, генеральный директор Госкорпорации "Ростехнологии" С.В.Чемезов и ректор МГИМО А.В. Торкунов. В рамках этого соглашения уже началось финансирование подготовки в стенах МГИМО группы магистров по программе "Менеджмент в области военно-технического сотрудничества и высоких технологий". В этой группе обучаются выпускники МГИМО, МГТУ им. Н.Э. Баумана и других вузов, бакалавры и специалисты, которые проходят двухгодичную целевую контрактную подготовку.

Подобные инициативы, безусловно, важны, однако главный приоритет в кадровой политике в интересах машиностроения, особенно одного из его важнейших сегментов — оборонно-промышленного комплекса, принадлежит государству.

Что предполагается сделать на федеральном уровне? Здесь задействован целый комплекс мероприятий. Еще в 2006 г. ряду вузов было дано государственное задание на подготовку 57 тыс. специалистов для оборонной промышленности. В июле 2008 г. утверждена федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 гг. Одна из ее задач — закрепление молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий. На реализацию программы выделено около 80 млрд руб. Из них около 5 млрд руб. решено направить на оснащение ведущих вузов, готовящих кадры для науки и оборонной промышленности, современным специальным оборудованием.

Подготовлен и в самое ближайшее время будет принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на повышение привлекательности подготовки кадров в ОПК. В частности, готов проект постановления Правительства РФ, предусматривающий специальную государственную стипендию студентам вузов, обучающимся по направлениям оборонного профиля. Она на сегодняшний день составит 1800 руб. и будет регулярно индексироваться.

Министерством промышленности и торговли РФ подготовлен проект постановления, согласно которому с 1 января 2010 г. молодым специалистам, участвующим в исследованиях и разработках по созданию современных образцов вооружения и их испытаниях, будет выплачиваться ежемесячная стипендия в размере 25 тыс. руб. Представители Союза машиностроителей России в составе рабочих групп при министерствах и ведомствах участвуют в разработке различных концептуальных документов, направленных на улучшение кадровой ситуации в машиностроении. Один из них — Программа переподготовки руководящих кадров и подготовки специалистов для интегрированных структур в высокотехнологичных секторах промышленности

на 2009-2011 гг., которая разрабатывается Минпромторгом России по поручению Правительства РФ. Число специалистов промышленных предприятий, прошедших переподготовку в рамках этой программы составит 2 000 человек.

Переход на инновационный путь развития нашей экономики подразумевает принципиально новый, комплексный подход к вопросам подготовки кадров, включающий разработку и реализацию концепции государственного профессионального образования в области машиностроения, а также концепции межрегиональной системы отраслевой профессиональной ориентации молодежи и школьников на базе современных образовательных технологий "школа-вуз-производство". По данным Министерства образования и науки РФ в учреждениях начального и среднего профобразования в 2010-2011 гг. ожидается дефицит абитуриентов. Решением данной проблемы, а также других вопросов социальной и кадровой политики в машиностроении занимается одноименная комиссия Союза машиностроителей России.

В Союзе машиностроителей России действуют пять комиссий по общеотраслевым проблемам и 10 отраслевых комитетов, которые стали эффективным инструментом решения актуальных проблем машиностроения. Кроме того, Союз активно содействует организации и проведению всероссийских конкурсов научно-технического творчества молодежи, технических олимпиад, региональных конкурсов для молодежи и школьников, направленных на распространение научно-технических знаний, пропаганду инженерного образования, повышение имиджа технических специальностей, развитие преемственности поколений.

Одним из таких мероприятий, воспитывающих в нашей молодежи уважение к почетной профессии машиностроителя, стал конкурс "Лучший по профессии", который проводится региональными отделениями Союза машиностроителей России, действующими в 62 субъектах РФ. Награждение победителей конкурса проводится в День машиностроителя.

Поэтому принципиально важен вопрос создания сети учебно-инженерных центров в ключевых производственных регионах. Такой подход позволит восполнить потребность предприятий в инженерно-технических кадрах. В октябре 2008 г. на встрече руководства Союза машиностроителей России, государственной корпорации "Российские технологии" и Министерства промышленности Пермского края обсуждался вопрос создания одного из таких учебных центров в Перми. Его задачей станет подготовка специалистов для Объединенной двигательной корпорации. И здесь, безусловно, важны меры государственной поддержки по вопросам подготовки кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.

Конечно, государство, может быть, и скажет свое веское слово в кадровой политике, однако очень многое зависит от того, насколько

грамотно и вдумчиво ведется работа с молодыми специалистами на местах, на каждом конкретном предприятии.

Например, в ОКБ "Сухой" сложилась комплексная система работы с молодыми специалистами, которая определяет для них четкие профессиональные перспективы роста. Показателен такой факт, что более 10 человек в возрасте до 30 лет уже являются руководителями высшего звена. Они прошли путь от студента, работающего на полставки, до начальника научно-исследовательского отделения, заместителя главного конструктора или заместителя директора компании.

Молодые специалисты ОКБ "Сухой" ежегодно участвуют в конкурсе на лучшую научно-техническую работу, победители которого получают денежные премии, а Гран-при конкурса — поездка на международный авиасалон.

В компании успешно работает совет молодых специалистов, который стоит на защите прав выпускников вузов, способствует развитию научно-технического потенциала молодых специалистов и ученых, реализует программы их адаптации и кураторства.

На предприятии действует программа работы с кадровым резервом, выстроена целая система работы с будущими специалистами компании. Сегодня в компании работает более 300 студентов, среди них 120 человек обучаются по программе целевой подготовки. Сотни студентов профильных вузов ежегодно проходят практику в подразделениях холдинга. Система ознакомительной, производственной и преддипломной практики помогает студентам технических вузов сделать правильный выбор и лучше адаптироваться на новом месте работы.

Большое внимание молодым специалистам уделяется на предприятиях концерна "Тракторные заводы", где также отлажена система работы с выпускниками технических вузов. Примечательно то, что в Чебоксарах — столице отечественного тракторостроения — по инициативе Союза машиностроителей России была открыта скульптурная композиция "Машиностроитель России". Этот замечательный памятник стал символом возрождения престижа инженерно-технических профессий. Здесь же родилась новая традиция - чествовать молодых машиностроителей, вступающих на путь самостоятельной трудовой деятельности. Так, в этом году у нового монумента прошло вручение дипломов 90 выпускникам машиностроительного факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, большинство из которых связали свою судьбу с предприятиями концерна.

Положительных примеров по работе с молодыми специалистами в отрасли немало, но это не означает, что в этой сфере не существует проблем. Если доброе внимательное отношение к молодежи не в дефиците, то реальных денежных средств на обучение персонала, выделяемых предприятиями, недопустимо мало. По данным Министерства образования и науки РФ и Комитета по образованию Госдумы РФ эта цифра составляет всего 0,7 % прибыли предприятий, наряду с тем, что

в развитых западных странах этот показатель составляет в 10... 15 раз больше.

Сегодня отечественная экономика переживает не лучшие времена, испытывая на себе влияние мирового финансового кризиса. Означает ли это, что его воздействие на отрасль будет таким же разрушительным, как в 90-е годы? Действительно, для российской промышленности сложилась непростая ситуация. И это объяснимо, так как экономика России глубоко интегрирована в мировую.

Отечественные машиностроители в лице Союза машиностроителей России одними из первых забили тревогу о возможных серьезных последствиях для машиностроительного комплекса и смежных отраслей промышленности надвигающегося мирового кризиса. Это — серьезное испытание. И недооценивать его нельзя.

Именно поэтому бюро Центрального совета Союза во главе с председателем организации С.В.Чемезовым стало своеобразным штабом по выработке действий по минимизации ущерба от рецессии мировых финансовых рынков и предложений по формированию государственных мер, направленных на сохранение положительных тенденций роста промышленного производства в российской экономике.

Преодоление разразившегося кризиса и снижение его последствий зависит не от деклараций и популистских лозунгов, а от конкретных действий по государственной поддержке отечественных предприятий и отраслей, прежде всего обрабатывающего сектора экономики. Проект такой программы действий был выработан на совместном заседании Комиссии по экономическим вопросам и Комиссии по технологическому развитию, защите внутреннего рынка и развитию кооперации Союза машиностроителей России. В нее вошли предложения по мерам государственной поддержки российской машиностроительной отрасли и преодолению кризиса кредитно-финансовой системы РФ.

Эти предложения были направлены на рассмотрение в региональные отделения Союза машиностроителей России. Обсуждение в регионах проекта документа, внесение в него дополнительных предложений сделали его еще более весомым и конкретным. Вот почему под обращением председателя Союза машиностроителей России С.В.Чемезова на имя Председателя Правительства РФ В.В.Путина с предложениями по реализации мер, направленных на защиту промышленного сектора экономики в условиях мирового финансового кризиса, свою подпись может поставить каждый машиностроитель нашей страны.

Обращение руководителя Союза машиностроителей России от 27 октября 2008 года вызвало большой общественный резонанс. И это понятно, ведь мировой финансовый кризис в большей или меньшей степени сказался на работе каждого промышленного предприятия, а значит на судьбе миллионов машиностроителей.

Меры по стабилизации и выравниванию ситуации в промышленном секторе экономики, изложенные руководителем Союза машиностроителей России в обращении на имя Председателя Правительства РФ, содержат три блока предложений. В первом сформулированы предложения по государственной поддержке платежеспособного спроса на продукцию отечественной обрабатывающей промышленности. Второй блок включает в себя меры по восстановлению кредитно-финансовой функции банковской системы. Третий блок предложений направлен на защиту российского рынка промышленной продукции с целью увеличить объемы продажи товаров отечественного производства на внутреннем рынке.

7 ноября 2008 года Председатель Правительства РФ В.В. Путин утвердил "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики".

Анализ двух предложений Союза машиностроителей России и плана действий Правительства РФ показывает, что высший орган исполнительной власти в основном учел выработанные машиностроительным сообществом меры, направленные на защиту реального сектора экономики в условиях мирового финансового кризиса.

В утвержденном Председателем Правительства РФ плане содержатся конкретные действия, направленные на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики — автомобилестроении и сельскохозяйственном машиностроении, оборонно-промышленном комплексе и транспортном комплексе. Реализация этого плана, безусловно, положительно скажется и на ситуации в машиностроительной отрасли.

Союз машиностроителей России приступил к совместной работе с федеральными и региональными органами исполнительной власти по реализации мер, направленных на защиту экономики России от последствий мирового финансового кризиса.

Несомненно, эта работа будет успешной. Такая уверенность базируется на твердой и бескомпромиссной позиции Президента России, призыв которого каждый машиностроитель воспринял как руководство к действию. "Из-за кризиса ни на один день нельзя откладывать развитие экономики, — подчеркнул Д.А. Медведев на заседании Госсовета в Ижевске. — Альтернативы все равно нет. Инновации — это и есть лучшее антикризисное средство."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.