Научная статья на тему 'Современное машиностроение: кризис и его причины'

Современное машиностроение: кризис и его причины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
683
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / КРИЗИС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MACHINE BUILDING / CRISIS / EFFICIENCY / COMPETITIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячева Татьяна Владимировна

В статье на основе анализа текущей ситуации в условиях мирового кризиса определены причины кризисного положения машиностроительной отрасли. Обобщен материал по состоянию данной отрасли, которая является системообразующей в отечественной экономике и обусловливает уровень производственного и кадрового потенциалов страны, обороноспособности государства, служит фундаментом для подъема экономики России и придания ей инновационного характера. Автором впервые определено, что преодоление создавшегося кризиса возможно только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального потенциала общества с мобилизацией всех необходимых ресурсов государства и посредством проведения целенаправленной промышленной политики на всех уровнях иерархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное машиностроение: кризис и его причины»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 4

Т.В. Горячева1,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления в машиностроении

Саратовского государственного технического университета

СОВРЕМЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ:

КРИЗИС И ЕГО ПРИЧИНЫ

В статье на основе анализа текущей ситуации в условиях мирового кризиса определены причины кризисного положения машиностроительной отрасли. Обобщен материал по состоянию данной отрасли, которая является системообразующей в отечественной экономике и обусловливает уровень производственного и кадрового потенциалов страны, обороноспособности государства, служит фундаментом для подъема экономики России и придания ей инновационного характера.

Автором впервые определено, что преодоление создавшегося кризиса возможно только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального потенциала общества с мобилизацией всех необходимых ресурсов государства и посредством проведения целенаправленной промышленной политики на всех уровнях иерархии.

Ключевые слова: машиностроение, кризис, эффективность, конкурентоспособность.

In article the reasons of crisis position of machine-building branch on the basis of the analysis of a current situation in the conditions of world crisis are defined. The material on a condition of machine-building branch which is generalized and defines level of industrial and personnel potentials of the country, defensibility of the state, serves as the base to lifting of economy of Russia and giving to it of innovative character.

The author defines for the first time, that overcoming of the created crisis probably only at realization of system approaches, an effective utilization of a mental potential of a society, to solve by means of carrying out of a purposeful industrial policy at all levels of hierarchy

Key words: machine building, crisis, efficiency, competitive.

Структура российской экономики исторически сложилась таким образом, что машиностроение является технологическим ядром промышленности и определяет состояние национальной безопасности. Но на современном этапе сохранение подобной ситуации возможно только на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.

1 Горячева Татьяна Владимировна, тел.: +7 (8452) 52-78-96; e-mail: tvgsgtu@ram-bler.ru

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в других отраслях национального хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тыс. крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тыс. мелких, т.е. около 40% от числа предприятий, состоящих на балансе в промышленности. Из них более 3 тыс. предприятий, наиболее значимых для промышленности, курируются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Основная часть предприятий (90%) приватизирована, причем более 80% из них выкуплены полностью2.

Количество занятых работников в машиностроении — около 4 млн чел., что составляет более трети всех работающих в промышленности. Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20% (второе место, после топливно-энергетического комплекса), что, однако, в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где он достигает 35—50%.

В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение, 12,3 — на электротехнику и приборостроение, 10,3 — на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6 — на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4 — на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1 — на строительно-дорожное машиностроение, 1,9 — на станкоинструментальную промышленность, 1,8 — на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35% — на оборонные и другие подотрасли3.

Машиностроение занимает второе место (после топливной промышленности) по стоимости основных промышленно-производст-венных фондов крупных и средних промышленных предприятий. В структуре инвестиций в основной капитал страны по отраслям промышленности доля машиностроения составляет более трети, в структуре инвестиций по всем отраслям экономики — более 15%.

2 Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России // Сайт Союза производителей нефтегазового оборудования. 2008. URL: http://www.derrick.ru/?f=n&id=14442 (дата обращения: 26.06.2008).

3 Там же.

Отрасль занимает второе место (после топливной промышленности) по вкладу в бюджет Российской Федерации. Предприятия отрасли имеются в большинстве регионов России, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние региональных и российского рынков труда. Являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, машиностроительный комплекс содействует развитию этих и других отраслей.

Сотни технических университетов, учреждений среднего профессионального образования и других социальных организаций обеспечивают потребность машиностроительной отрасли в кадрах.

Таким образом, роль и значение машиностроительного комплекса в социально-экономическом развитии страны на данном этапе невозможно переоценить.

Машиностроение как системообразующая отрасль отечественной экономики, определяющая уровень производственного и кадрового потенциалов страны, обороноспособности государства, а также устойчивого функционирования всех отраслей промышленности, является фундаментом для подъема экономики России и придания ей инновационного характера. От развития машиностроения во многом зависит, сможет ли Россия занять ведущее место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью и производящих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, или превратится в сырьевую базу экономик развитых стран мира.

Президент Российской Федерации в своих посланиях Федеральному собранию и в стратегии развития России до 2020 г. сформулировал задачи инновационного развития и входа страны в число мировых технологических лидеров, удвоения к 2010 г. ВВП, обеспечения безопасности. Столь же четко он определил то, что решение этих задач должно базироваться на создании диверсифицированной, инновационной, динамично развивающейся, конкурентоспособной национальной экономики, важнейшим критерием которой является не только количественное приращение валового продукта, но и повышение качества и уровня жизни человека.

То есть, по сути дела, речь идет о масштабном проекте выхода России на новый качественный уровень, результатом которого должно стать построение на основе реализации инновационных достижений «нового интенсивного постиндустриального общества, обеспечивающего конкурентоспособность России в глобальном мире».

В изложенном контексте опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического

роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения.

Как отмечает статистика, за последние полгода в отдельных подотраслях машиностроения наблюдается заметный рост. Некоторые аналитики называют его даже фронтальным. Например, с января по август 2008 г. сохранялся стабильный рост производства машин и оборудования для электроэнергетики, железнодорожного транспорта, а также для сферы строительства. Кроме того, позитивным аспектом является положительная динамика производства станков (при этом необходимо учитывать высокую базу 2007 г.).

Но хотя статистика и фиксирует устойчивый рост производства в отечественном машиностроении, до сих пор предприятия переживают период достаточно противоречивого развития, не позволяющий слишком уверенно прогнозировать даже среднесрочные перспективы.

Специфические особенности машиностроительных предприятий сделали кризис машиностроения наиболее глубоким и болезненным. К числу этих особенностей следует отнести: относительно низкий уровень рентабельности производства, высокий уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий, длительный производственный цикл и как следствие длительный период возврата инвестиций. Машиностроительное предприятие по сравнению с непромышленными предприятиями имеет также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уровень специализации, потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании и, безусловно, в высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах. Кроме этого, на машиностроительное предприятие влияет наличие объемной и разветвленной социальной инфраструктуры, а также неудовлетворительное соотношение площадей, непосредственно используемых в основном производстве, и общей площади, занимаемой предприятием. Следует отметить, что стабильный рост наблюдается у предприятий, близких к потребительскому рынку и транспорту, там, где ощущается давление денег (например, сборочные производства легковых автомобилей, продукция железнодорожного машиностроения, предприятий авиационной и судостроительной отраслей). В других подотраслях можно наблюдать противоположную ситуацию.

По данным Московского государственного технологического университета «Станкин», в 2005 г. промышленность России произвела 4795 металлорежущих и 4277 деревообрабатывающих станков, 1503 единицы кузнечно-прессового оборудования на общую сумму 161 млн долл. В том же году в страну из-за рубежа было ввезено станкостроительной продукции практически в два раза больше —

на 301 млн долл. За девять месяцев 2007 г. зарубежные закупки составили уже 348 млн долл., а отечественных станков было произведено даже меньше, чем раньше4. Разрыв между внутренним производством и импортом растет с 2001 г., и обратной тенденции пока не предвидится. Импортеры постепенно вытесняют отечественные заводы, используя ценовые преимущества, более высокое качество и технологичность продукции. Как отмечает вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов, «износ производственных мощностей составляет 60—70% — это удручающая цифра». Кроме того, по его словам, на машиностроительных предприятиях все острее ощущается дефицит квалифицированных кадров, «катастрофически мало» денег выделяется на научные разработки. «Состояние российского машиностроения сегодня приближается к критической точке, и мы имеем почти десятикратное отставание от уровня машиностроения ряда развитых стран, включая США», — так заявляет глава ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергей Чемезов, при этом подчеркивая, что для решения стоящих перед российской отраслью машиностроения задач предстоит «консолидировать усилия всей многомиллионной армии машиностроителей во всех регионах страны».

Необходимо обратить внимание и еще на один негативный момент, существующий в машиностроительной отрасли. Хотя рост промышленного производства в последние несколько лет и свидетельствует о некотором улучшении рыночных позиций предприятий, но это не говорит о росте конкурентоспособности продукции наших предприятий. Наращивание объемов производства в большинстве случаев основано на приспособлении к второстепенным рыночным нишам и эксплуатации прошлых достижений (созданного в советский период научного и технологического задела) без осуществления долгосрочных инвестиций в развитие. Рост в достаточно многочисленных случаях сопровождается упрощением производства. По некоторым оценкам, на разработку и приобретение новых технологий и перепрофилирование производственных мощностей в машиностроении России понадобится 100—150 млрд долл.5 Очевидно, что это потребует преодоления тех пассивных тенденций в инновационно-инвестиционной сфере, которые пока наблюдаются в отечественном машиностроении, прежде всего такой особенности российского инвестиционного процесса, как замена компонентов технического оборудования за счет оборотных средств (доля собственных средств в инвестициях, включая прибыль, составляет до 80%), без долгосрочных вложений в основной капитал.

4 См.: Александров Н. У российского станкостроения есть собственные ниши // Металлы и цены. 2008. № 9 (163).

5 Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России.

Попробуем охарактеризовать состояние российской наукоемкой промышленности с этих позиций (таблица).

Развитие машиностроения в России: основные показатели (2006 г.)6

Вид экономической * деятельности* / Показатель Производство машин и оборудования Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Производство транспортных средств и оборудования Экономика в целом

Индекс производства, % к предыдущему году** 99,9 120,7 106,0 104,0*******

Уровень рентабельности, % 8,5 9,0 7,3 ******* 18,8

Доля убыточных предприятий, % 30,3 23,9 32,2 33,5

Индекс инновационности, %*** 4,0 5,7 14,8 3,3

Доля процессных иннова- и /уу **** ций, %**** 35,1 19,9 27,4 52,6

Индекс ИТ-активности, %***** 1,3 2,6 н/д 2,7*******

Кредитная активность предприятий: — доля кредитов, приходящаяся на предприятия отрасли, % — удельный объем кредитов на одно предприятие отрасли, млн руб. 1,3 1,0 1,3 2,2 4,0 23,4 55,7******* 1,2

Индекс задолженности, %****** 87,9 86,1 70,8 11,7

Примечания:

* В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

** Физический рост выпуска продукции за год.

*** Доля инновационной продукции в объеме выпуска.

**** Удельный вес организационных инноваций в общем объеме инноваций.

***** у-Ч ТТф »_» /—

Отношение доли И1-активных предприятий отрасли в общем количестве ИТ-заказчиков к доле предприятий отрасли в общем количестве предприятий в экономике.

Превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской.

******* ч-"!"

******* Промышленность в целом.

6 См.: Карачаровский В. Рост без прогнозов // CNews, 2007. № 3. С. 67.

Анализ внедрения инноваций на машиностроительных предприятиях свидетельствует о том, что на 12% российских предприятий машиностроения осуществляется их использование. Значительное обновление мощностей требуется практически во всех секторах отечественного машиностроения.

Удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий этих отраслей составил соответственно 4, 5,7 и 14,8%, что является довольно высоким показателем. Однако заметим, что инновационно-активными являются не более 13—25% всех предприятий, нацеленных на выпуск наукоемкой продукции (в основном за счет автомобилестроения и авиакосмической промышленности). Также нельзя не отметить сокращение доли инновационной продукции практически во всех отраслях в среднем на 0,7—1%.

Положительным моментом является рост рентабельности в машиностроении, которая по разным секторам составляет 7—9%. Но следует упомянуть, что с 1992 г. уровень рентабельности продукции отечественного машиностроения упал более чем в 5 раз и является самым низким среди прочих отраслей промышленности.

Если проанализировать состояние производственных мощностей, то многие из них безвозвратно потеряны. Наибольшая загруженность отмечается в легком автомобилестроении, а секторы, ориентированные на обслуживание промышленности (станкостроение), загружены на 12%. На 20—30% загружены мощности, ориентированные на производство потребительских товаров (бытовая техника, часы). Мощности предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) загружены не более чем на 30—40%7.

Анализ финансовой устойчивости предприятий также дает противоречивую картину, показывающую, что без крупных финансовых вливаний большинство предприятий вряд ли могут самостоятельно осуществить задачу повышения конкурентоспособности своих производств. Здесь есть как позитивные, так и негативные факты. Так, в последние годы резко (почти в 5 раз) снизилась дебиторская задолженность предприятий. Однако чрезмерно высоким остается уровень просроченной кредиторской задолженности — ее превышение над просроченной дебиторской задолженностью составляет по разным подотраслям от 70 до 90%8.

Наконец, предприятия машиностроения проводят довольно пассивную кредитную политику, а удельный объем взятых кредитов, приходящихся на одно предприятие, оказывается достаточно низким. Выделяется на общем фоне только транспортное машиностроение, что, очевидно, связано с бумом ввоза в страну новых

7 Там же.

8 Там же.

сборочных предприятий. Экспортный же потенциал машиностроения продолжает сокращаться. Уровень экспорта продукции машиностроения по итогам 2005—2006 гг. впервые сократился не только в относительном, но и в абсолютном выражении — на 800 млн долл.

В настоящее время также осуществляется структурная перестройка отрасли. Новая структура промышленного комплекса ориентирована на повышение конкурентоспособности продукции. Заметно усилилась роль государства в создании условий для экономического роста, о чем свидетельствует создание новых институтов развития — Банка развития, Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании и государственных корпораций. Разработаны и начали осуществляться федеральные целевые программы «Национальная технологическая база на 2007—2011 годы», «Развитие инфраструктуры наноиндуст-рии в Российской Федерации на 2008—2010 годы» и др.

В 2007 г. был образован Союз машиностроителей России, создана госкорпорация «Российские технологии», призванная, как было заявлено, «вытащить» не только оборонную, но и другую конкурентоспособную машиностроительную продукцию на мировой рынок. Практически готовы аналогичные решения для атомного машиностроения, станкостроения. В конце 2007 г. государство добилось фактического контроля над двумя крупнейшими компаниями — ОАО «Силовые машины» и ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ). ОМЗ одной из первых в отрасли вышла на мировой рынок капитала, разместив свои акции на европейских биржах. Союз машиностроителей России должен установить нормальный рабочий диалог между представителями отрасли и власти. Новый союз и все его члены из 60 регионов России должны уделить внимание подготовке квалифицированных кадров, начиная от воссоздания учреждений профессионального образования до создания нового научно-технического поколения.

В этих условиях единственно возможным способом производства конкурентоспособной продукции становится ее эксклюзивность и оригинальность, т.е. придание товарам особых свойств, отсутствующих у продукции конкурентов. К сожалению, приходится констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний.

Таким образом, анализ современного состояния машиностроения и промышленности в целом дает основания говорить, что, несмотря на некоторые положительные тенденции последнего времени,

7 ВМУ, экономика, № 4 97

комплекс проблем в отрасли пока не преодолен. Отсутствие со стороны государства продуманной стратегии развития привело к тому, что, оказавшись в условиях необходимости самофинансирования, при отсутствии практического опыта деятельности в условиях рынка, большинство предприятий машиностроительного комплекса вынуждены были существовать в режиме выживания. Результатом этого явилась утрата рыночных позиций, развал и банкротство множества предприятий, отток квалифицированных кадров, критическое моральное и физическое старение технологий и оборудования. Поэтому большинство промышленных предприятий России до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (так называемый спазм ликвидности), что в свою очередь определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.

Все это говорит о том, что резервы повышения эффективности отечественного машиностроения на основе использования экстенсивных факторов роста исчерпаны.

Жизненно необходима переориентация отечественной промышленности на интенсивный, опережающий путь развития, что влечет необходимость решения комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных сферах. При этом фактор времени приобретает решающее значение, если учесть, что развитые страны перевооружают свою промышленность каждые 7—10 лет. Однако для того чтобы создать промышленную базу, полностью обновляющуюся каждые 7—8 лет, необходимый объем инвестиций в ВВП должен быть не на уровне 20—22%, как прогнозируется на ближайшие три года, а на уровне хотя бы 30%9.

Следует еще раз подчеркнуть, что сложившиеся именно в машиностроении проблемы носят не частный, а общий характер. На уровне машиностроительных предприятий к числу основных из них следует отнести:

— критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

— острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем;

9 У машиностроения появился свой лоббист // Самарская газета. 2007. 2 мая.

— дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований, таких, как внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг;

— наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т.п.) и соответственно крайне высокие издержки на их содержание (в станкостроении уровень загрузки производственных мощностей составляет около 20%);

— морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логистика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т.п.);

— морально устаревшая система управления предприятием;

— недостаточно развитая система производственной кооперации;

— слаборазвитая система менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);

— недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

— недостаточно развитая (вплоть до полного отсутствия) система сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия.

Все это привело к тому, что Россия отстает от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере, промышленность испытывает недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития.

Список литературы

Александров Н. У российского станкостроения есть собственные ниши // Металлы и цены. 2008. № 9 (163).

Карачаровский В. Рост без прогнозов // CNews. 2007. № 3.

Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России // Сайт Союза производителей нефтегазового оборудования. 2008. URL: http://www.derrick.ru/?f=n&id=14442.

У машиностроения появился свой лоббист // Самарская газета. 2007. 2 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.