Научная статья на тему 'БУДУЩЕЕ НЕМЕЦКОГО МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА'

БУДУЩЕЕ НЕМЕЦКОГО МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАНТЫ / ИСТОРИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Заозерский Г.Н.

Статья посвящена такому явлению как мультикультурализм. Описываются причины появления данного явления и проблемы, которые появляются в том или ином обществе где данное явление возникает, а также задается вопрос есть ли будущее у данного течения на примере Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БУДУЩЕЕ НЕМЕЦКОГО МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА»

УДК 8.1751

Заозерский Г.Н. студент 4 курса высшая школа энергетики нефти и газа Северный (Арктический) федеральный университет научный руководитель: Степырева Е.В., к.филол.н.

доцент

кафедра немецкой и французской филологии

Россия, г. Архангельск БУДУЩЕЕ НЕМЕЦКОГО МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

Аннотация: статья посвящена такому явлению как мультикультурализм. Описываются причины появления данного явления и проблемы, которые появляются в том или ином обществе где данное явление возникает, а также задается вопрос есть ли будущее у данного течения на примере Германии.

Ключевые слова: общество, иммигранты, история, мульт икультурализм.

Zaozerskii G.N. graduate student 4th year, igher School of Energy, Oil and Gas Northern (Arctic) Federal University Russia, Arkhangelsk scientific adviser: Stepyreva E. V.

PhD in philology, associate professor at the department of German and

French philology

Abstract: the article is devoted to such phenomenon as multiculturalism. Describes the causes of this phenomenon and the problems that appear in a particular society where the phenomenon arises, and asks whether there is a future in this trend on the example of Germany.

Keywords: public, immigrants, history, multiculturalism.

На сегодняшний день Европа, а в частности и Германия, столкнулась с рядом проблем, повлеченных политикой «мультикультурализма», которые вызваны в большей степени волной миграции из ближневосточных и других стран.

Ведь как можно различить грань между равенством прав всех национальных и социальных групп и обособлением какой-либо национальности в отдельно взятую группу? И приводит ли движение толерантности к тому, что слабый имеет превосходство над сильным? И к чему приводит подобная политика? Попробуем ответить в данной статье на эти и другие вопросы.

Так как ФРГ лидирует по количеству приема беженцев и мигрантов, то именно она несет на себе основную нагрузку, связанную с их проживанием и

интеграцией в новом общественном строе. Но стоит принять во внимание и тот факт, что ее ресурсы не безграничны. И вопрос о национальном будущем европейских держав, а также самой Германии особенно актуален.

Прежде чем отвечать на вопрос о будущем «мультикультурализма», стоит понять откуда пошло это явление и с чем связано его появление.

Сам по себе термин «мультикультурализм» возник в 1957 г. в Швейцарии, где он впервые был употреблен. Объяснить появление этого термина именно в этой стране не трудно, так как швейцарцы говорят на четырех языках, исповедуют различные религии и совмещают множество культур, поэтому для описания всего этого многообразия и было введено данное понятие[3].

Но затем в 1971 г. правительство Канады ввело официально политику «мультикультурализма» и термин этот приобрел уже более конкретное значение. Так если раньше под этим термином понималось сосуществование в одной стране разных религий и говорящих на разных языках, то с этого времени под этим понималось многокультурное, принимающее мигрантов и уважающие чужие культуры[3].

Затем и другие страны вслед за Канадой подхватили волну «мультикультурализма», Великобритания, Голландия стали продвигать данную политику.

Теперь обратимся к моменту истории, а когда же в самой Германии впервые стали проявляться признаки данного явления. Как известно, после второй мировой войны ФРГ нуждалась в рабочей силе и была острая необходимость принятия данной «силы» из вне, что впоследствии и произошло. В период так называемого «экономического чуда» правительство молодого немецкого государства решает пригласить рабочих из других стран. Было подписано соглашение с такими странами как Италия, Греция и Испания. Стони тысяч гастарбайтеров прибыли в Германию для строительства новой страны. Часть вернулась из этой волны так и осталась в ФРГ, а остальные вернулись на родину.

Но особое внимание стоит обратить волне гастарбайтеров из Турции. 30 сентября 1961 г. ФРГ подписывает с Турцией соглашение о наборе рабочей силы. Через 10 лет в Германии было 650 тыс. турецких граждан, а в 1997 г, в стране было 2 млн. 100 тыс турок[3].

Вместе с этим быстро возросло и количество немцев турецкого происхождения, так как до января 2000 г. детям турецких граждан, родившимся в ФРГ по достижении ими совершеннолетия, давали немецкое гражданство. Затем закон изменили и динамика изменилась в меньшую сторону.

Турки внесли огромный вклад в развитие немецкой экономики, культуры искусства, но тем не мене новую родину признать так и не захотели.

Приведем историю адвоката немецкого происхождения Мехмета Даймагюлера: Он утверждает, что «нет прекрасных стран в наше время»,

несмотря на удачную карьеру его абсолютно точно нельзя назвать счастливым человеком. Его отец, приехавший работать на сталелитейные заводы Круппа, всегда мечтал вернуться на родину. На просьбу Мехмета купить велосипед он всегда отвечал одно и то же: «Куплю, когда мы вернемся в Турцию». Жизнь в ФРГ казалась ему какой-то призрачной, ненастоящей. Не чувствовали себя в Германии уверенно и его дети. Барт Мехмета стал уголовником, уже в 14 лет он попал под суд. Сам будущий адвокат из-за проблем с языком был постоянным объектом насмешек и оскорблений. Ему с трудом удавалось сдерживать свою агрессивность, порой он впадал в глубокую депрессию. Лишь ценой колоссальных усилий он смог, окончив сначала лишь грундшуле (низшая форма школьного образования), поступить в реальную школу, затем в Гарвардский университет и стать юристом. Его жизнь, ставшая в конце концов благополучной, никак не может служить образцом удачливой карьеры.[1 43c]

Есть и другие случаи, когда турецкие гастарбайтеры, прожив до 20 лет в Германии, построив удачный, бизнес не имели никакого чувства благодарности к новой родине. А напротив высказывались о том, что ФРГ «должна» им за вложенные в нее силы.

Спустя годы, часть европейских политиков, писателей, видных деятелей культуры стали высказываться против проведения данной политики. Дэвид Кэмерон на Мюнхенской конференции в феврале 2011 г. вызвавший необычайно бурную реакцию в общественно политических и экспертных кругах. В его докладе говорилось о провале политики мультикультурного общества. В подобном духе высказывались и другие лидеры европейских государств, например, Ангела Меркель и Николя Саркози.

Но особо стоит отметить во всей волне этого протестного движения мультикультурализма немецкого деятеля Тило Саррацина. В августе 2010 года вышла в свет его книга «Deutschland schaff sich ab», в русском издании которая переведена как «Германия: самоликвидация». Данная книга произвела настоящий фурор во многих кругах немецкого общества. В ней рассматриваются социальные, демографические, культурные проблемы, но особое внимание уделяется проблеме миграции-мусульман и их интеграции в немецкое общество. В своей книге он абсолютно скептически относится к возможности интеграции мусульман[3].

От части можно сказать, что Саррацин спекулирует данными статистики в свою пользу, но одним из основных выводов в его деятельности можно сделать то, что появляются в немецком обществе люди ему подобные, которые все больше недовольны положением мигрантов в стране. И этот сгусток напряжений может расти все больше до тех пор, пока правительство ФРГ не примет каких-либо реформативных действий.

С появлением сирийского конфликта на ближнем востоке в Германию хлынула новая миграционная волна беженцев. По информации с сайта

Deutsche Welle в Германию прибыло 900 623 человека, что несомненно нанесло очередной удар по политике мультикультурализма[4].

На ФРГ легло экономическое, социальное и культурное бремя. Общество неоднозначно приняло это явление поделившись на два лагеря. Одни содействуют беженцам в их адаптации в новых реалиях, другие же являются противниками столь большого радушия к ним.

Во многом сами беженцы, добавляют напряжений в обществе. Так примечателен случай, когда один беженец, приехав в Германию, потребовал пособий для всех двадцати его жен и имеющихся у них детей. Случай конечно же показывает какое огромное различие присутствует в культурах людей, прибывающих в Германию.

Останавливаясь на этом в критике, рассматриваемого явления, хочется сказать и о его положительных сторонах. Первое, что стоит отметить это то, что есть мигранты, которые действительно обогащают немецкую культуру, делая ее более колоритной и уникальной. Есть большое количество мигрантов добившихся своих результатов на благо ее процветания. Как среди мусульман, так и среди мигрантов-европейцев, например, бывший москвич Владимир Каминер, который является одним из самых читаемых авторов или же киевлянка Марина Вайсбанд была лидером партии «пиратов», которую поддерживают 5-8% немцев[3].

Мультикультурализм это действительно уникальное явление, которое оказывает влияние на все сферы общества, касаясь их напрямую и косвенно.

И отвечая на вопрос стоит ли сохранить его в той форме, которой он есть сейчас, стоит ответить нет, но изменив его он должен остаться в обществах, сталкивающемся с подобными явлениями. Ведь если добиться действительно толерантности между людьми, которая приведет к толерантности и между государствами, то ряд конфликтов между сойдет на нет. Государства запада не будут вмешиваться в дела мусульманских государств, тем самым, не воспитывая ненавистников к себе. И проблема миграции с их стороны сойдет на нет.

Но чтобы добиться всего этого необходимо воспитать еще не одно поколение граждан на ценностях мультикультурализма. Необходимо проделать работу не только европейским странам, но и странам остального мира, ради всеобщего блага.

Использованные источники:

1 Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики. Под ред. М.Б. Погребинского и А.К. Толпыго. М.: Весь Мир, 2013, С.400.

2 Саррацин Т., Германия самоликвидация: пер. с нем. / Тило Саррацин. -М.: Рид Групп, 2012. - 400 с. - (Political animal. «Политическое животное»).

3 Бабич И.Л., Родионова О.В. Теория и практика мультикультурализма / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., ИЭА РАН, 2009. - Вып. 215. - 49.

4 Deutsche Welle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //p.dw. com/p/1 JraI (Дата обращения 12.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.