Научная статья на тему 'Будущее горнолыжного Мамисона'

Будущее горнолыжного Мамисона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее горнолыжного Мамисона»

40

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ЭКОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

БУДУЩЕЕ ГОРНОЛЫЖНОГО МПМИСОНО

Б.М. Бероев

Д.Г.Н.,

профессор СОГУ Б.М. Бероев

Горнолыжные ресурсы Мамисонского ущелья известны с давних времен, но только в конце 60-х годов об их колоссальных возможностях заявили известные в бывшем СССР основатели таких известных горнолыжных комплексов, как Домбай, При-эльбрусье, Архыз и т.д., А. Малеинов и А. Ансиси-мов, которые сами после трехчасовых подъемов с лыжами на плечах в считанные минуты преодолевали 10-12-километровые склоны Мамисонского ущелья.

На горнолыжные ресурсы Мамисона обратили внимание на 5-ом Международном экономическом форуме «Кубань-2006», участником которого был Президент России В.В. Путин. Из представленных нашей Республикой Северной Осетией-Аланией 46 инвестиционных проектов горно-рекреационный комплекс «Мамисон» вызвал особый интерес, а Герман Греф отметил, что «Мамисон» - один из крупнейших перспективнейших проектов на Северном Кавказе.

Богатейшие возможности туризма, экскурсионного дела, альпинизма, лечения и просто отдыха на лоне горной природы Северной Осетии осваиваются с начала XIX века, прежде всего приезжими из России и зарубежных стран, а позднее и зажиточной частью местного населения. Горнолыжные же ресурсы осваиваются с начала XX века, особенно активно с послевоенного периода.

Наиболее популярными для катания на горных лыжах были склоны гор на Сапицкой будке, на Ре-данте, на склонах гор Лысой, Арау-хох, Кандыл-хох, Столовой. Уже в конце 50-х и начале 60-х годов прошлого века по инициативе начальников альпинистских лагерей и студенческого лагеря СКГМИ в Цее устанавливаются простейшие подъемники кустарного производства, часть летних жилых домов становится отапливаемой, и здесь начинает формироваться горнолыжный спорт, как для гостей, так и для местного населения республики. Ежегодно Цей посещало до 2-3 тысяч любителей горнолыжного

спорта, как правило, в большинстве приезжие из Москвы, Ленинграда, Ростова, Киева и т.д. Отзывы

о склонах Цея были самые высокие, хотя бытовые условия и горнолыжная техника (подъемники) оставляли желать лучшего.

Местные же горнолыжники, несмотря на отдаленность, посещали Цей, но затем, по инициативе Проскурякова, Быкова, Теняева и др., облюбовали близлежащие к Владикавказу склоны гор, смастерили переносные подъемники и по выходным целыми семьями и производственными коллективами приобщались к горным лыжам.

Уже в начале 70-х годов стали популярными такие районы катания, как Суаргом, Кандыл-хох, Каз-беги, к этому времени появилось большое количество прилично катающихся, а поэтому, по инициативе тогдашнего секретаря горкома партии М. Цал-лагова, комсомольские, спортивные и профсоюзные организации стали проводить уже соревнования по горным лыжам городского и республиканского уровня, выезжали даже на соревнования российского масштаба. Нельзя не вспомнить поддержку в развитии горнолыжного спорта со стороны тогдашних руководителей республики (Б.Е. Кабалоева, В.Ф. Хозиева, М.Г. Цагараева, М.К. Цаллагова и др.), благодаря чему в торговых точках появилось большое разнообразие горнолыжного инвентаря, были установлены подъемники чехословацкого производства, завершилось строительство первой в республике канатно-кресельной дороги в Цее и гостиницы «Горянка» на 300 мест со всеми удобствами, были переведены на зимнюю работу все альплагеря, турбаза «Осетия», студенческий лагерь СКГМИ. И уже во второй половине 70-х годов Цей одновременно мог принять на проживание до 1500 человек; приезжали сюда из Владикавказа, Алагира, Моздока, Нальчика и даже из городов Кавминвод.

Вскоре в Цее устанавливается вторая канатно-кресельная дорога (но уже парнокресельная), строятся

Б.М. БЕРОЕВ. БУДУЩЕЕ ГОРНОЛЫЖНОГО МАМИСОНА 41

гостиницы таможенникам, космонавтам, благоустраивается турбаза «Осетия», и сейчас Цей считается одним из самых популярных горно-рекреационных районов не только в Северной Осетии, но на всем Юге России.

Но горнолыжные ресурсы не ограничиваются Цеем. В Северной Осетии, по мнению специалистов, есть районы для развития горнолыжного спорта, которым нет равных не только в условиях Северного Кавказа, но и в России, а может, даже на мировом уровне. Дело в том, что сегодня горнолыжный спорт можно считать самым модным из всех видов спорта, относящихся к горным. Во всем мире этому виду спорта уделяется колоссальное внимание, а поэтому активно осваиваются горные регионы для развития зимних видов спорта, и это дошло до России, где почти 40 % территории гористо, есть возможность стать лидером мирового масштаба.

Уже освоенные районы горнолыжного катания: Приэльбрусье, Домбай, Архыз, Красная Поляна, Цей, Хибины и т.д. вполне спортивны, но местного, российского уровня. Здесь невозможно проводить соревнования по горным лыжам мирового и европейского уровня, как по вместимости в гостиницах, так и по характеру инженерных сооружений, по характеру транспортной доступности и кадрового обеспечения.

Вот поэтому с советских времен идет поиск района с длительным периодом сохранения снежного покрова, удобными склонами для всех форм зимних видов спорта и прочими достоинствами, о которых сказано выше. Было время, когда знатоки горных лыж из Франции, самые компетентные в мире, вместе с нашими специалистами обращали свое внимание на Архыз, Красную Поляну, на Закка и Мами-сон. Но дело дальше разговоров не пошло из-за дороговизны строительства комплекса на 5-10 тысяч мест для одновременного размещения, с созданием всей необходимой социальной и инженерной инфраструктуры. А необходимость такого комплекса диктуется временем, т.к. сегодня горные виды спорта во всем мире развиваются особо быстро. Да и тренировки по многим видам спорта на высотах более эффективны, чем на равнине. Вот поэтому во всем мире идет поиск удобных районов для развития горных видов спорта и в первую очередь для горнолыжного катания, с возможностью проведения соревнований европейского и международного уровня.

Именно с этих позиций руководство нашей республики представило на рассмотрение российского правительства горно-рекреационный комплекс «Мамисон», который, по мнению министра экономического развития России Германа Грефа, закон-

но считается перспективным проектом на Северном Кавказе. Примечательно, что проект «Мамисон» привлек внимание и Президента России В.В. Путина, который, как известно, увлекается горными лыжами и в этом виде спорта разбирается профессионально. Нельзя сказать, что в России нет мест для катания на горных лыжах. Есть, их много помимо Северного Кавказа. Это, конечно, прежде всего на Алтае, где для горных лыж создано несколько приличных комплексов, в Челябинской области, в окрестностях Санкт-Петербурга, в Подмосковье, в Калужской области. Но все эти места пригодны для любительского катания, говорить о подготовке и проведении здесь международного уровня соревнований не приходится: слишком просты склоны, нет той масштабности, которая сегодня имеется в таких горнолыжных районах, как Франция, Австрия, Швейцария, Италия и т.д. Вот поэтому многолетний поиск места с высоким уровнем склонов, продолжительным сохранением снежного покрова (в Мамисоне - это 150-160 и более дней), для проведения соревнований европейского и мирового уровня, привел к Мамисону.

Чем примечателен Мамисон, что о нем заговорили так активно и убедительно?

Прежде всего тем, что это ущелье расположено в комфортных природно-климатических условиях в центральной части Северного Кавказа. Здесь большое разнообразие удобных для катания склонов, как для новичков, так и для классных горнолыжников мирового уровня. По визуальным подсчетам, на склонах Мамисона одновременно может кататься до 10 000 горнолыжников самой различной спортивной подготовки, в т.ч. дети дошкольного и школьного возраста. Общая длина всех трасс для катания может достигать 60 км, в том числе для слалома-гиганта протяженностью до 1012 км, малые учебные трассы от 200 до 500 метров для начинающих горнолыжников. Практически все склоны вокруг Мамисонского перевала по всему Водораздельному и Боковому хребтам удобны для катания с установкой подъемников от 100200 метров до многокилометровых канатных дорог всех модификаций, которые уже имеются в горнолыжных районах мира. При этом часть канатных дорог будет удобно использована в теплое время года туристами и экскурсантами, которые могут путешествовать через десяток перевалов туристской сложности. К этому следует добавить, что в межсезонье и летом, кроме туризма, есть возможность развития альпинизма, водного слалома, дельтапланеризма, экскурсионной деятельности, лечения климатом и минеральными водами, для занятий конным

2 0 0 7 1

42

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ЭКОЛОГИЯ, ЭКОНОМИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

спортом, можно развивать велотуризм. Особо удобные условия здесь для экскурсионной деятельности благодаря наличию большого количества памятников истории и природы, и в том числе селения Нар - родины великого осетинского поэта, писателя и общественного деятеля К.Л. Хетагурова, где имеется прекрасный музей его имени.

Примечательно, что на всем протяжении Мами-сонского ущелья от селения Зарамаг (здесь начинается Мамисонское ущелье на высоте около 1800 м над уровнем моря) и до седловины Мамисонского ущелья (высота 2 918 м) множество удобных площадок для строительства гостиниц, турбаз, мотелей, пансионатов, хозяйственных помещений для обслуживания горнолыжников и развития инфраструктуры социальной и технической. Особого внимания заслуживают проблемы дорожного строительства, как в период строительства материальной базы, так и в период эксплуатации столь важной рекреационной зоны с большим количеством горнолыжников и обслуживающего персонала, а поэтому, по опыту подобных зарубежных зон рекреации, необходимо иметь не менее двух автомобильных дорог. Здесь они вчерне имеются: во-первых, Военно-Осетинская дорога, во-вторых, проезжая дорога по дну Мамисонского ущелья, которой сейчас пользуются местные жители. Есть возможности оборудования здесь площадок для посадки вертолетов, что может решить проблемы транспортной доступности и вывоза рекреантов комфортным видом транспорта. Такой опыт в мировой практике имеется.

Теперь о других положительных факторах Ма-мисонского рекреационного комплекса: это прежде всего доступность с равнинной части Юга России от аэропортов Владикавказа, Нальчика, Грозного и Минеральных Вод. Удобны также подъезды по железной дороге к таким крупным станциям, как Владикавказ, Беслан, Алагир, Нальчик, Махачкала, Грозный и т.д. Вблизи Мамисона проходит автомобильная дорога федерального значения «Кавказ», от которой отходят дочерние дороги: ВоенноГрузинская и Военно-Осетинская и, конечно, «Транскавказская автодорога», которая в районе Зарамагской котловины подходит вплотную к началу Мамисонского ущелья. Такая транспортная доступность во многом способствует быстрому освоению рекреационных ресурсов Мамисона как в период строительства, так и во время эксплуатации столь мощной рекреационной зоны.

Немаловажным считается также вместимость будущего рекреационного комплекса «Мамисон», который специалистами-горнолыжниками из Франции в

далекие 70-е годы XX века определялась в 5 000 мест для горнолыжников и до 1,5-2 тысяч мест для обслуживающего персонала и служб, которые будут заниматься различными проблемами рекреационного комплекса. Позднее речь шла о 10 000 мест для горнолыжников и до 3-4 тысяч мест для обслуживающего персонала. Здесь, видимо, следует обратиться к рекреационной географии, где по опыту зарубежных и отечественных горнолыжных комплексов уже имеются научные разработки нормативного характера. Понятно, что чем больше вместимость, тем экономически выгодней решать проблемы рентабельности, но не следует забывать о перегрузке природного комплекса, от которой можно ожидать отрицательные последствия для самих же горнолыжников. Здесь уместен научный подход во имя будущего.

В любом случае экономические выгоды этой формы природопользования очевидны, и при простом подсчете ясно, что от пребывания одного горнолыжника в сегодняшних ценах можно иметь до 1 200-

1 750 рублей: проживание, питание, культурное обслуживание, прокат горнолыжного и спортивного оборудования. И это за одни сутки. А если обслужить по таким расценкам 5 тысяч горнолыжников, если их будет 10 тысяч? Умножьте на 30 дней в месяц, потом на 4-5 зимних месяца. В межсезонье же и летом более низкие цены, но до 750-1 000 рублей в сутки, и опять умножить на 30 дней и на 5-7 месяцев теплого времени года.

Немаловажно и то, что в этой отрасли можно легко решать проблемы занятости местного населения, прежде всего горского, потом близлежащих населенных пунктов и даже городского: Владикавказа, Ала-гира, Ардона, Беслана и т.д., которые, так или иначе, будут способствовать обслуживанию рекреантов Ма-мисона. Уместно сказать и о том, что новая форма деятельности может способствовать развитию горноаграрной деятельности: фермерских хозяйств по горному животноводству, земледелию, рыбоводству, коневодству и т.д.

Новая форма рекреационной деятельности будет способствовать использованию уже имеющихся кадров, но их не хватит, а поэтому придется готовить их в профтехучилищах, средних учебных заведениях, в университете, где уже имеется специальность «социально-культурный сервис и туризм» со знанием одного-двух иностранных языков.

Круг вопросов перспективного рекреационного комплекса «Мамисон» широк и разнообразен. Я остановился на ряде наиболее заметных из них, их много, а поэтому желательно уже на начальном этапе провести научную конференцию, чтобы определить завтрашний день «Мамисона».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.