УДК 101.1
Т.В. КУЛИКОВА1, А.М. ПАЛАМАРЧУК1, А.И.СИМОНОВ1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
«БУДУЩЕЕ ФИЛОСОФИИ» О БУДУЩЕМ ФИЛОСОФИИ
(ИЛИ БУДУЩЕЕ ФИЛОСОФИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ-
ФИЛОСОФОВ)
Аннотация. Основной замысел статьи - показать, что будущее философии - это наши студенты сегодня на примере тех, кто стоит в самом начале пути, и тех, кто завершает свое обучение по специальности «Философия» на факультете гуманитарных наук, в 2013 году объединившем три факультета: философско-теологический, исторический и филологический. Такой выбор (1 и 5 курс, а также аспиранты из числа выпускников философско-теологического факультета НГПУ) был сделан сознательно, чтобы была возможность сравнить точки зрения на «входе» и на «выходе» университетского, философского образования, продемонстрировать «зрячую мысль», мысль-зрение, буквально - мировоззрение, в чём и состоит основное предназначение философии. Наиболее активные участники презентации на симпозиуме «Будущее философии» выступают в роли соавторов данной статьи.
Ключевые слова: будущее философии, мировоззрение, философское образование, гуманитарная рациональность, доминирующая установка сознания.
T.V.KULIKOVA1, A.M.PALAMARCHUK1, A.I. SIMONOV1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
"THE FUTURE OF PHILOSOPHY" ABOUT THE FUTURE OF PHILOSOPHY (OR THE FUTURE OF PHILOSOPHY IN THE VIEWS OF THE STUDENTS AND THE POSTGRADUATE COURSE STUDENTS OF THE DEPARTMENT OF PHILOSOPHY)
Abstract.The main aim of the article is to show that nowadays our students are the future of philosophy. As an example we can show those, who are at the beginning of the way, and those, who are finishing their education, specialising on "Philosophy" at Faculty of Humanities, which united three faculties in 2013 - Faculty of Philosophy and Teology, the Historical Faculty and Faculty of Philology. Such a choice (the 1st and the 5th year students, the post-graduate course students among our graduates of Faculty of Philosophy and Teology of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University) was made deliberately in order to compare the viewpoints at the beginning (the initial knowledge of philosophy) and at the end of getting philosophical education at the University and to show the "seeing thought", the thought-eyesight, literally - the worldview, in which we can find the basic destination of philosophy. The most active participants of the presentation on the symposium "The future of philosophy" are taking part as the co-authors of this article.
Keywords: the future of philosophy, worldview, the philosophical education, the humanitarian rationality, the dominating installation of consciousness.
Сегодня есть те, кому интересна философия и кто приходит в вуз за философским образованием. По нашему глубокому убеждению, и завтра, в будущем, такая потребность будет существовать. А вот будет ли возможность удовлетворить эту потребность в стенах вуза - это уже другой вопрос. Чтобы разобраться с местом философии в истории, в
современном мире и в будущем, необходимо сформировать ясное представление о ней, прийти к своему собственному пониманию философии.
Для презентации на симпозиуме «Будущее философии» группе студентов и выпускников философско-теологического факультета НГПУ им. К. Минина было предложено кратко, перед объективом видеокамеры, в течение 1 -2 минут ответить на вопрос, каким они видят будущее философии, и способна ли она, по их мнению, принять вызов времени?
Следует сказать слова благодарности всем тем, кто откликнулся на просьбу принять участие в этой «живой» презентации для симпозиума, кто не побоялся высказать своё мнение на камеру (1 курс: Роман Сизов, Михаил Чикризов, Максим Переводов; 5 курс: Александр Симонов, Дмитрий Букин, Дарья Храпцова, Ирина Каххарова, Руслан Суслопаров; выпускники философско-теологического факультета НГПУ: аспиранты Ольга Шнырёва и Анжелика Паламарчук; кандидат философских наук Людмила Сидорова). И хотя сковывающий «эффект камеры» был заметен во многих выступлениях, общее впечатление -благоприятное, обнадёживающее, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, в том числе, и в будущее философии.
Проведенный опрос в форме интервью, а также письменного эссе, конечно же, не претендует на полноценное социологическое исследование. Участие в нем - добровольное, ограниченное по времени для высказывания своего мнения. Многообразие прозвучавших точек зрения, эмоционально окрашенных, откровенных и доверительных затрудняет их систематизацию. И мы не ставили перед собой такой цели, лишь озвучивая отдельные фрагменты высказываний, которые помогают раскрыть общий смысл идеи будущего философии и убеждают в результативности, а вовсе не в бесполезности философского образования, поскольку заметной для участников симпозиума оказалась разница в выступлениях студентов-первокурсников и студентов пятого курса, представивших свои размышления по существу проблемы, критически оценивших современную ситуацию, в том числе, и саму тему симпозиума. Эта разница в суждениях еще раз убеждает нас в том, что над сознанием надо работать, его надо формировать. И это очень непростой путь. В решении этой задачи велика роль гуманитарных наук, в системе которых философия занимает особое место.
К какому же пониманию философии приходят наши студенты? Что они сами думают о будущем философии, о своём будущем, получив философское образование?
Предлагаем вниманию ряд фрагментов из студенческих эссе и видео-интервью для симпозиума «Будущее философии».
Сизов Роман (1 курс): «Честно говоря, смутно представляю своё будущее. Бренность бытия познал уже на первом курсе. Скажу точно, получив философское образование, изрядно поумнею (то, к чему я стремлюсь последнее время). Хотя: «Век живи, век учись - дураком помрешь». Но не буду о грустном. Задумываясь над вопросом о смысле жизни, пришёл к выводу о том, что постараюсь сделать память о себе достойной, так как это единственное, что останется от меня после падения в небытие. Не могу точно сказать, будет ли моя профессия непосредственно связана с философией. <...> Если я чем-то займусь, то это будет «всерьез и надолго»... Смогу ли я внести что-то новое в философию? Возможно. Анатолий Вассерман формулировал примерно так: «Всё, что мы делаем, так или иначе было до нас, так что если нам удастся внести десятитысячный процент нового, то нам очень повезет». Как известно, учитель посоветовал Максу Планку: «Не занимайтесь физикой, все, что там можно было открыть - уже открыто». В планах у меня получить не только философское образование, но вот какое еще? Большой вопрос. Может медицинское, так или иначе придётся лечить родных, да и себя. Учусь на философском, но при этом не ставлю философию приоритетом. Думаю, что правильно. Многие античные философы были энциклопедистами. Один из составителей французской энциклопедии . сказал: «Для того чтобы познать предмет, порой не нужно знание фактов, нужно знание закономерностей».
Вот к этому энциклопедизму я и стремлюсь, хотя порой гедонизм побеждает меня, но ведь отдыхать тоже надо. А в идеале нужно превратить работу в отдых, и для этого не обязательно медитировать в пещерах, как буддистские монахи. Вообще, стараюсь не говорить о далеком будущем и живу настоящим. Много ли кто предполагал, что Крым вернется в состав России? Философия - это любовь к мудрости. Изучая философию, я познаю вселенскую мудрость (не преувеличиваю). Знание зачастую оберегает от многих ошибок. Есть выражение: «Учиться на своих ошибках». Мне больше нравится, как сказал Отто Эдуард Леопольд Карл-Вильхельм-Фердинандович герцог фон Лауэнбург князь фон Бисмарк унд Шёнхаузен: «Только дураки учатся на собственных ошибках. Умные люди должны учиться на ошибках других с тем, чтобы не повторять их». Всё чаще наблюдаю неумолимый ход времени и катастрофически ничего не успеваю. Понимаю черного человека Есенина. Знаете, чтобы познать философию, нужно уделить ей всю жизнь, иначе это будет поверхностным. Платоновский Парменид (тот, что из диалога «Парменид») учил: «Чтобы знать предмет, нужно знать его во всех связях и даже в тех, которые, как ты считаешь, тебе ни к чему». Нужно быть готовым к жертвам, как Феликс Эдмундович Дзержинский, подорвавший свое здоровье в шести ссылках. И всё это во благо пролетариата. Лишь время покажет, чего я стою, так давайте же не будем загадывать. И подождём. Чуть-чуть осталось».
Ванюхина Александра (1 курс): «Существует большое количество заблуждений на тот счет, что с философским образованием сложно куда-либо устроиться на работу. Напротив, с таким широким профилем можно выбрать из большого списка профессий интересующую именно вас. <...> Лично меня привлекает журналистика и преподавательская деятельность. Не могу сказать, как сложится моя жизнь в дальнейшем, но надеюсь, что полученные знания по философии будут полезными для меня. Пока меня, как будущего философа, безумно радует то количество интересной информации, которую доносят до нас преподаватели. Быть преподавателем интересно. Ведь что может быть лучше, когда ты обучаешь кого-то, передаешь имеющиеся у тебя знания, даешь, можно сказать, «дорогу в жизнь» заинтересованным студентам. <...> Так же, вполне возможно, я буду работать в сфере журналистики, самостоятельно писать статьи. Ведь философское направление помогает развивать правильность письма и незаурядность мыслей, свой взгляд на многие вещи. С философией писать веселее. Да что писать? Даже жить веселее. Закончить свое эссе хотелось бы фразой: «Не важно, кем я буду в будущем, главное - всегда оставаться человеком!» Это и является сейчас моей первостепенной задачей. А будущее - оно в будущем!».
Гнетнева Ксения (1 курс): «Очень часто я задумываюсь над тем, что ждёт меня в будущем, после окончания ВУЗа. <...> Было бы логичным продолжить учебную деятельность (магистратура, аспирантура). Посвятить свою жизнь науке. Преподавание в университете представляется мне крайне интересным занятием: преподаватель находится в постоянном поиске, совершенствует свои знания, главное - передает их другим, находит последователей или единомышленников. Но для этого нужно иметь призвание. <.> Кроме того, я планирую не останавливаться на одном высшем образовании. Меня тянет в сферу журналистики, и я имею определенный опыт в этой области. Кто знает, быть может, жизнь закинет меня в мир, совершенно противоположный миру философии. Но тот опыт, который я приобрету, обучаясь по специальности «Философия», пригодится мне. <.> Философия в различной мере концентрируется во всех сферах. Отсюда, можно сказать, что философское образование послужит хорошей основой в жизни».
Бажанова Анастасия (1 курс): «Я считаю, что философия должна непосредственно присутствовать в жизни каждого, потому что это наука о бытии, о нашей жизни, о человеке в целом... Только через познание себя можно добиться чего-то в этой жизни, и нужно хотя бы пытаться это сделать, потому что иначе ты обречен на внутреннее душевное расстройство... <.> Чем больше я нахожусь в университете и читаю книг, тем больше я понимаю для себя: я хочу стать преподавателем <.> преподавать студентам свой предмет. Раньше я даже не
думала об этом... Важно найти своё (в профессии и в личной жизни). <.. .> Но самое главное, я хочу развиваться и давать что-то новое людям, хочу использовать на максимум каждый день и видеть улыбающиеся лица окружающих. <...> У меня в представлении светлое, доброе, конечно, не без трудностей, будущее. <...> Главное, помнить: только мы строим свое будущее, и только от нас оно зависит!».
Плотникова Анастасия (1 курс): «.философское образование поможет найти работу в любой сфере. Ведь философ в современном мире - это человек, легко усваивающий знания, обладающий нестандартным мышлением. Лично я надеюсь на то, что благодаря именно философии я получу работу своей мечты - творческую, нестандартную, связанную с обществом.».
Чайникова Дарья (1 курс): «.существует множество вопросов, которые нас тревожат, и на каждый из них есть огромное количество совершенно разных ответов. <...> Именно философия может помочь разобраться человеку в этих вопросах и подвигнуть его на то, чтобы он помог тем, кто находится рядом с ним. <... > Помимо того, что философия пытается раскрыть тайну мироздания, она также может размышлять и на самые обыденные темы. <.> Я считаю, что человек, если хочет добиться чего-то в своей жизни, должен быть всесторонне развит и в образовании, и в культуре, и в духовном плане. Это достигается изучением различных наук. Мне кажется, что философия стоит в центре всего этого и управляет этим процессом. Философия учит людей абстрактно мыслить и применять это мышление в жизненных ситуациях. Изучение философии полезно для человека, ведь оно раскрывает его личность, расширяет кругозор».
Пугин Дмитрий (1 курс): «На уровне всех остальных образовательных отделений философское, на мой взгляд, одно из самых важных в жизни людей. Оно не только помогает развить интеллект и эрудицию, но также помогает человеку с его жизненным предназначением, выбором жизненного пути. Это не просто учёба, это реальное погружение в глубины своей личности, развитие своего видения мира, мировоззрения, развитие аналитического ума, превосходной фантазии и интуитивного чутья. Близкое знакомство с философией не просто заинтересовывает, но затягивает с головой. Неутолимая жажда знания, истинного знания, правит человеком на протяжении всей жизни с момента знакомства с философией. Полученные знания вызывают амбивалентное чувство -непростое, противоречивое. <.> Своё будущее возникает предо мной туманно. К концу учебы, я думаю, будет виден мне мой путь, и мои взгляды сформируются, устоятся. <.> В моей жизни не будет места для обыденности - лишь творческое, фантазийное размышление над фундаментальными вопросами философии, а также обозначение новых, не менее важных вопросов».
Кузьминов Сергей (1 курс): «Я учусь на первом курсе философского отделения и . ни разу еще не пожалел об этом. <.> Поступая в вуз, я уже знал, кем хочу стать, и могу сказать, что я ещё не передумал, а наоборот, мое стремление еще больше усилилось. Я всегда хотел стать депутатом. Мне интересно работать с людьми. <.> Прошел только год, но мое мировосприятие сильно изменилось и продолжает изменяться, и это хорошо, это дает новые силы и энергию для покорения новых высот».
Переводов Максим (1 курс): «Поступая на философское отделение, я уже осознавал всю степень сложности философского образования, но она мне по душе. Я люблю находить для себя что-то новое и неизведанное. Философия мне это дает, как ничто другое. Скорее всего, я не буду работать по своей специальности. Она мне нужна для того, чтобы посмотреть на мир более широко и развиться разносторонне. <.> Особенно меня привлекает трансцендентность в философии, мне нравится изучать то, что выходит за рамки понимания. Этим философия манит меня куда больше, чем другие науки».
Шкарина Татьяна (1 курс): «.общие философские вопросы в каждом новом культурном контексте получают свою специфику и требуют новых ответов. Современное вторжение науки и техники в виде новых информационных технологий, компьютеров,
сотовых телефонов, Интернета колоссально меняет нашу жизнь, делает человека другим, поэтому таких вопросов все больше и больше, они заставляют нас искать на них ответы, поэтому и философия как способ осмысления мира и самого человека будет всегда. <.> .философия есть самосознание человека и культуры, в которой он живет, но она же - и критика этой культуры, этой ситуации, она выводит за рамки того, что сейчас есть, она -способ самопреображения человека и его мира. Именно поэтому я больше склоняюсь к тому, что будущее у философии было и будет. Это необходимо человеку. Я считаю, что получив философское образование, я буду больше понимать человека, мир, расширится мой кругозор. Поэтому все эти знания, разумеется, не будут лишними, а будут только помогать мне в жизни».
Мисник Светлана (4 курс): «В истории человечества и в истории философии было достаточно много переломных моментов, связанных с кардинальными изменениями в представлениях о мире. Если отвечать на вопрос, есть ли у философии будущее, то, конечно, есть. Мышление всегда непрерывно, опирается на традиции. Новое отличается от старого, но, несомненно, связано с ним. <.> Будущее философии будет связано с актуальными проблемами человечества, которые поставит время. <.> В сущности, философские вопросы выходят за пределы конкретного времени, значит, философия способна принять вызов времени».
Савина Дарья (4 курс): « .рассуждать о будущем чего-либо достаточно трудно, так как у будущего свои законы. Единственное, что можно сказать с уверенностью, это то, что философия будет существовать, ведь столько времени она продолжает оставаться значимой со своими вечными вопросами. Возможно, в будущем она поменяет свою форму, но не содержание.».
Ильин Пётр (4 курс): «На мой взгляд, до тех пор, пока человек есть разумное, мыслящее, стремящееся к познанию существо, философия будет оставаться в той или иной форме основным способом познания. Как бы стремительно не развивались технологии и не возрастал интерес к естественным наукам, на фоне которых гуманитарное знание отходит на второй план, философия никогда не найдёт своего завершения. Вместе с трансформацией человеческого сознания, она будет трансформироваться вместе с ним, интегрируясь в те или иные сферы человеческого бытия. И пока человек как субъект познания существует, он не сможет отказаться от философии».
Симонов Александр (5 курс): «Как мне кажется, чтобы дать оценку философии будущего, нужно первоначально посмотреть на ее историю. Вся история философии соткана из ряда разрывов. Это разрыв между мифологией и нарождающейся философией (от мифа к Логосу) во времена античности, разрыв между языческой философией эллинизма и философским посылом христианства, который также был преодолен на путях рационалистической философии Нового времени, начиная от «Нового Органона» Фрэнсиса Бэкона и заканчивая всеобъемлющей философской системой Гегеля. Так и сегодня, по моему мнению, философия находится в стадии такого разрыва, неопределенности, когда нет твердой концептуальной основы: мысль эклектична, чувства обострены, а мироощущение расколото, мозаично. Она выбилась из привычного хода своего развития, остановившись на разработке этого концептуального разрыва, причиной которому - «проговоренность» всех идей и концептов, обесценивание самого слова.
Но в этой «проговоренности» и эклектичности и есть будущее философии. Она оказывается в бесконечном информационном пространстве, на просторах которого могут сталкиваться и взаимодействовать идеи диаметрально противоположных мыслителей, школ и направлений. Философия становится большой интеллектуальной «игрой», и в ней есть место любой, даже самой неординарной и непривычной мысли. Пример тому - обращение современной философии к теологической проблематике, которое, как мне кажется, будет длиться и в будущем. Говорить о Боге сегодня становится модно. Разговор о Боге с точки зрения философии уже совсем иной, чем был раньше. Современная философская речь о
теологии близка «взлому» традиции, попытке разложить ее на составные части и собрать их в своем новом порядке; это далеко не прежняя молитва и почитание. В этом случае, философия будущего - это скорее широкое ментальное поле, поле идей, бесконечное пространство информации, в которое оказывается погруженным человек. И он остается единственным вершителем судеб мира, обладателем слова, идеи, информации.
Можно ли согласиться с расхожим сегодня мнением, что философии пришел «конец»? По моему мнению, о «конце философии» нужно говорить с определенной осторожностью. Заявления такого характера можно встретить и в прошлом (например, у К. Маркса и Ф. Энгельса с их отрицанием философии в старом смысле этого слова), и сегодня, когда философия утверждает «смерть Бога», «смерть субъекта» и т.д.
Всю историю философии можно рассмотреть как нескончаемый поиск ею своего предмета. Философия будущего, в равной мере, как и философия прошлого - это свободное мышление человека, осмысление культуры, основных ценностей, мировоззренческих универсалий и выработка новых. Она - некий генератор смыслов культуры, ее «суд» разумом. Поэтому у нее есть будущее, пока развивается культура и общество.
Философия будет иметь будущее, пока есть человек как главный ее творец и источник. Ведь только человек способен ставить перед собой вечные вопросы о жизни и смерти, вере, бессмертии, на которые окончательных ответов нет. Философия в этом смысле - это самосознание человека, его мировоззрение. Поэтому в будущем она будет иметь окраску антропологизма и гуманитаристики, где человек, его разум и культура духа будут сущностным стержнем, дающим импульс для развития.
Кроме того, философию будущего можно наименовать некой философией гуманитарной рациональности. Сама гуманитарная рациональность здесь может быть представлена как феномен постнеклассической рациональности. Сегодня знание, полученное в любой из научных сфер, непосредственно оказывается соотнесенным со всем массивом общенаучных представлений, а также с пластом этических, эстетических и аксиологических идей, т.е. гуманитаристики, культуры в целом. При этом рациональность и знание, в частности, может характеризоваться открытостью, взаимосвязью с иррациональным, интуитивным, при которой на первый план выходит аспект коммуникации, диалога.
Как заметил А.Н. Павленко, объем объектов, конструируемых сегодня, превышает объем открываемого. Такое положение вещей, по моему мнению, связано в первую очередь именно с коммуникативистской «игрой» современной философии, при которой процесс познания становится равен обмену и распространению информационных единиц и концептов. Человек, стоящий на пороге виртуального, желающий его перешагнуть, больше занят умозрением, конструированием. Мир оказывается «изученным», создается новый мир ментального. И философия играет не последнюю роль в этом деле.
Как мне кажется, новое пространство рациональной гуманитаристики может представлять собой ничем не ограниченное, открытое, нестабильное поле смыслов. Оно постоянно изменяется и развивается посредством коммуникации. С помощью своей диалогической подосновы философия будущего «уходит в безграничное прошлое и в безграничное будущее» [1, с. 373]. Она в этом случае становится подобием «Елисейских полей» Поля Рикёра [7], страны блаженных, где все без исключения философы - Платон, Декарт, Спиноза и другие - доступны для диалога друг с другом, став современниками».
Каххарова Ирина (5 курс): «Философия в своем будущем должна заполнять пустоту. И главное, что должна сделать философия, - отыскать пустоту (в социальном). Религия ушла, «Бог умер». Религия была основана на страхе, политика основана на страхе, любой догмат в современном обществе основан, в основном, на страхе - на страхе смерти, на страхе быть не таким полноценным, как тебе об этом говорят. Философии следует прекратить бросать свои зёрна на асфальт. Нужно найти почву, иначе ничего не прорастет, и мы так и будем задаваться из года в год вопросом, в чем же будущее философии, в чем же она сейчас. Я хочу сказать, что надо заполнить пустоту. И главная пустота - не в разуме. Разум
сейчас переполнен информацией, пропагандой, страхом. Философия должна пойти путем Любви. Любовь есть то, чем можно заполнить эту пустоту в сердцах. Поэтому, будущее философии, если оно и возможно, то мною оно видится в заполнении пустоты сердец любовью. Каким путем это возможно? - «Спуститься с небес на землю» и перестать говорить о высоких категориях, ибо они так далеки от современного человека, что никто не поймет философии в том виде, в котором она существует сейчас. Поэтому, нужно упростить язык, обратиться к обычным людям, ибо у каждого из них есть пустота в сердце, и на эту пустоту нужно обратить внимание, прийти на помощь современному человеку: сменить религию, отодвинуть политику, и выбить себе ту почву, которая сейчас просто не используется».
Суслопаров Руслан (5 курс): «Мощь любой силы (как интенции, направленной на изменение мира в том или ином аспекте) зависит от двух «вещей» - поля применения и потенциала. С чем сейчас имеет дело философия? Полем применения философии всегда было сознание людей. Вот здесь у нас просто не вспаханная почва! <...> Потенциал - это, прежде всего, философы. <...> Я не считаю, что философия сейчас способна справиться с тем масштабом работ, который её ждет. Поэтому, наверное, уже только от нас, молодого поколения зависит то, насколько сильной будет философия. Хочется всем пожелать, чтобы мы не только писали и читали книжки, но максимально применяли это на сознании людей -не в плане манипуляций, а в плане культурного просвещения».
Букин Дмитрий (5 курс): «.современному человеку свойственно жить будущим, как человеку архаического или традиционного общества свойственно было жить прошлым. В будущем обычно видят золотые времена или конец всех времен . Однако, устремляя свой взор в будущее, человек зачастую забывает о настоящем, которое и без того мимолетно. <.> По моему мнению, вопрос поставлен не вполне корректно. Вместо вопроса о будущем философии я спрошу: в чем настоящее философии? Чем является философия сейчас, и где её место? Философия не отделима от философствующего, от того, в ком есть желание, интенция, стремление к философии. Философия создается здесь и сейчас, не становясь при этом мертвым грузом отжившей традиции. Поэтому, чтобы ответить на вопрос о настоящем философии, необходимо начать философствовать. Именно в динамике, в изменчивых формах сознания философствующего будет она определена, при этом, делая из философствующего, собственно, философа. А именно в философе мы найдем будущее, прошлое и, самое главное, настоящее философии».
Храпцова Дарья (5 курс): «Для того, чтобы ответить на вопрос, есть ли у философии будущее, надо обратиться к философии настоящего. Для чего вообще человеку нужна философия? Она не нужна конформистам, бездумным исполнителям, но без нее не обойтись творческому, интересному человеку. Она нужна человеку для того, чтобы преодолеть монотонную повседневность. Она дает нам возможность пережить всю полноту бытия. Её изучение доставляет нам не только интеллектуальное, но и эстетическое, нравственное наслаждение. Философия помогает человеку найти себя в этом мире. Её истинная цель заключается в том, чтобы возвысить человека. Философия не является дисциплиной, которую можно было бы развивать, не думая о ее прошлом, не осознавая ее настоящее и не думая о ее будущем. Некоторые считают, что философия . находится в процессе вырождения. С чем это связано? С мнением о том, что обществу потребления, там, где господствует рыночная экономика, философия просто не нужна. Она создана для выработки новых ценностей, именно в этом заключается её главная задача, с этим связано её будущее. Будущее философии - это процесс всё более полной реализации заложенных в ней потенциальных возможностей в постижении мира и человека. Поэтому, если есть у человеческого общества будущее, значит, и у философии оно тоже будет».
Паламарчук Анжелика (выпускница философско-теологического факультета НГПУ 2013 г., аспирант кафедры философии и общественных наук НГПУ им. Козьмы Минина):
«Для меня очевидно, что будущее философии (и как науки, и как особой формы мировоззрения) непосредственно связано с людьми, стоящими на пути совершенствования сегодняшнего образования и сознательно вступившими на путь «служения» науке будущего, той науке, которая впитывает в себя самые современные достижения человечества и при этом главной своей задачей сохраняет воспитание гармонично развитой личности.
Современную ситуацию можно оценить как своеобразный «диалог» науки (техники) и человека (общества), и будущее любой науки лежит на пути синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания. Так, например, результатом синтеза многих научных достижений могут быть попытки создания искусственного интеллекта. Но если задуматься над тем, что именно научный мир желает получить в некой финальной точке своих исследований по данной проблеме, какой именно «пласт» этого многогранного явления (интеллекта) необходимо воссоздать искусственно, и где проходит граница его полезности и безопасности для человека и человечества в целом, то мы неизбежно приходим к проблеме моральной ответственности ученого за свои открытия, инноватика за их внедрение, практическую реализацию.
В основании любой инновационной идеи лежит опыт (позитивный и негативный) предшествующих поколений, поэтому, в моём представлении, инновационная идея не исключает идею преемственности. Важную роль философии для современного общества я связываю с тем интеллектуальным опытом осмысления бытия, который накоплен за всю историю её развития. Существует тонкий механизм взаимовлияния среды и отдельной личности, до конца не изученный. Невозможно, например, просчитать все варианты поведения человека, оказавшегося в новой для него среде (социальной, политической, культурной, инновационной и др.), трудно понять те внутренние изменения, которые в этих условиях происходят с ним. Уникальная роль философии заключается в том, что она осмысливает многообразный опыт бытия человека в мире, исследуя эти сложные механизмы отношений, взаимосвязей и тончайших взаимопереходов. Этим подтверждается значимость философского образования, его актуальность как в настоящем, так и в будущем.
Сегодня идёт активное обсуждение современных, в частности, дистанционных методов преподавания, мультимедийных технологий образования в учебном процессе. Учитывая особенности способов существования человека в информационном обществе, эта тенденция в будущем будет только усиливаться. Использование технологических средств, рассчитанных, в том числе, на активизацию визуального восприятия в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, способно привлечь к ним внимание студентов, повысить их интерес. Идея инновации как двигателя прогресса безусловна для технической сферы, а в контексте гуманитарного познания этой «инновацией» уже в течение тысячелетий выступает философия.
Философское осмысление действительности жизненно необходимо, поскольку эффективность от внедрения любой инновационной идеи зависит от того, принята ли она «изнутри» или навязана «извне». Только принятая «изнутри» инновация будет органична, окажется безболезненной для усвоения преобразуемой средой и получит возможность дальнейшего развития в рамках этой преобразованной изнутри среды. Образовательное пространство всегда открыто для инноваций в силу того, что образовательный процесс - это активный диалог преподавателя (как транслятора знаний, координатора действий и «навигатора» мыслительной деятельности в информационном многообразии) и студентов как представителей нового, прогрессивно мыслящего поколения, быстро обучаемого и открытого для творческого взаимодействия и сотрудничества.
Будущее философии как науки гуманитарной состоит в осуществлении преемственности традиционных духовных ценностей наряду с принятием нового, инновационного. Открытость философии всему новому, её способность направлять человека на созидательный путь сохранения лучшего из опыта прошлого в сочетании с инновациями, призванными формировать «бесконечно потрясающий прогресс», подтверждается её
новаторским духом, который проявляется, например, в смене парадигм, установок сознания, переоценке ценностей, и который Ф. Ницше выразил в идее несвоевременности философии в современном мире.
Вероятно, именно в силу этого стиля «несвоевременности» множество вопросов вызывает необходимость философского образования как такового. Я связываю практическую пользу философии с формированием критического мышления, умением вести диалог, способностью выражать, отстаивать и корректировать (в случае необходимости компромисса) собственную точку зрения, гибкостью мышления и мобильностью в быстро изменяющемся социальном пространстве, при этом оставаясь верным собственным принципам и убеждениям. Всё это может быть сформировано на основе тех универсальных ценностей, которые принимаются сознанием человека, получившего базовое философское образование.
Аспирантура - как путь продолжения интереснейшего процесса интеллектуального развития - может стать начальным звеном осознания человека на пути вступления в мир науки. Включённость в это интеллектуальное пространство таит в себе немало трудностей, по мере преодоления которых каждому из нас предоставляется возможность выбора этого научного пути как главного в своей жизни, или же признание его в качестве важнейшего, но проходящего, жизненного этапа. Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, не может быть скоропалительным, но в то же время не требует постоянного обдумывания. В процессе творческой деятельности важно скорее вдохновение и некое упоение, восторженность процессом. А значит, если ты с удовольствием преодолеваешь предлагаемые трудности, то это твой путь. Сомнения зачастую помогают убедиться в правильности изначально сделанного выбора. Немалую роль играет среда, окружение; и если среда эта благоприятна и доброжелательна, то намерение воссоздать эту атмосферу для других, возможно, так же сомневающихся в правильности выбора, позволит раскрыть свой личностный потенциал на педагогическом поприще. Мне кажется, что столь тесное соприкосновение с философией как с наукой, позволяющей совершенно иначе мыслить и жить, становится судьбоносным именно для тех, кто открыт новому, не страшится собственных сомнений и готов приложить свои усилия к построению философского диалога посредством междисциплинарного сотрудничества.
Шнырёва Ольга (выпускница философско-теологического факультета НГПУ 2011 г., аспирант, ассистент кафедры истории, философии и методологии науки факультета социальных наук ННГУ им.Н.И. Лобачевского):
« . Будущее философии как академической науки видится мне весьма туманным, неопределённым. Что же касается философии как способа жить, как способа мыслить, то в этом смысле философия будет продолжать существовать. Как говорил герой романа «Игра в бисер» Г. Гессе, истину не преподают, ею живут».
Сидорова Людмила (выпускница философско-теологического факультета НГПУ 2009 г., кандидат философских наук, преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук НФ НИУ ВШЭ):
«. убеждена, что философия будет существовать и далее именно как способ мыслить и жить, поскольку я вижу заинтересованность студентов, хотя преподаю не на философских специальностях (на факультете бизнес-информатики): они с удовольствием читают философские труды, задают глубокие вопросы. Кроме того, хотелось бы поблагодарить наших преподавателей, которые способны заинтересовать студентов и привить им любовь к философии. Именно благодаря таким преподавателям философия будет жить и в рамках академических».
Презентация мнений студентов-философов и выпускников философско-теологического факультета наводит на ряд размышлений, которые мы представим как постановку проблем на будущее.
Вопрос о будущем философии - это вопрос о смысле философии. Понимание смысла не может быть одинаковым, поскольку в процессе смыслообразования важны многие элементы: исторический, временной, культурный, мотивационный контексты; действующая система ценностей, личные переживания человеком своего индивидуального бытия и бытия социального; экономическая и политическая (не)стабильность и многое другое. У А.Ф. Лосева есть такое понятие, как «понимаемый смысл» - «глубинный и рельефный». Он включает в себя как логическое, рациональное, так и алогическое и надлогическое, достигается в общении, через откровение личности, где важен не интеллект, а другое сознание как необходимое условие понимания [6, с.821-825]; понимания в самом главном, которое каждый человек носит внутри себя как некую тайну, которому всю свою жизнь ищет выражение, может находить это выражение в искусстве, науке или простом человеческом общении, снова его терять... Понятие «понимаемый смысл», по нашему мнению, близко к существу проблемы гуманитарной рациональности, достойной обсуждения, учитывая характер новых тенденций, одну из которых профессор А.Н. Павленко обозначил на симпозиуме как переход «от научной рациональности к рациональности технической».
Трудно представить будущее без философии. Если только мышление, воспользуемся метафорой Э.В. Ильенкова, окажется «чем-то вроде плесени на остывающей планете» или «пустоцветом - красивым, но абсолютно бесплодным цветком» [3, с.431-432]. В чём состоит задача философа сегодня? Именно сегодня. Потому что и сегодня можно мыслить масштабно, в горизонте не одного, а нескольких лет или нескольких десятилетий. Не идти на поводу у того, что модно или популярно сегодня, а завтра об этом никто и не вспомнит. Философия - это не «поводырь» у моды. У неё другой масштаб, за которым стоит многовековой опыт осмысления бытия с разных точек зрения, история судеб, часто трагических, дающая образцы внутренней свободы мышления. Есть чему поучиться. Можно ли научить философии, учитывая её масштаб? Очевидно, что нет.
Задача преподавателя философии - помочь войти в удивительный мир философии, приобщиться к мудрости веков. История - это как «вторая вселенная» (Б. Пастернак). История любой науки, как написал В.И. Вернадский в статье, посвященной «Памяти М.В. Ломоносова» (1911 г.), является «отражением современного состояния научного знания в былом человечества»; «человечество не только открывает новое, неизвестное, непонятное в окружающей его природе - оно одновременно открывает в своей истории многочисленные забытые проблески понимания отдельными личностями этих, казалось, новых явлений. Движение вперед обуславливается долгой, незаметной и неосознанной подготовительной работой поколений. Достигнув нового и неизвестного, мы всегда с удивлением находим в прошлом предшественников» [2, с.56].
Многое из серьёзных достижений настоящего подготовлено всем предшествующим. Поэтому и будущее философии, как другой горизонт времени или модус сознания, не мыслим без философского осмысления настоящего и прошлого. Связь времён, культур, горизонтов. С одной стороны, преемственность и форма, с другой - новаторство и содержание. Важно, чтобы эта связь не разорвалась. Проводниками этой связи являются сами люди как носители исторического и культурного сознания, над которым нужно трудиться. Философия даёт такую возможность. Вошедший в мир философии отправляется в самостоятельное плавание по открытому морю, название которому - жизнь. И здесь у получившего философское образование есть масса возможностей применить свои знания.
Философское образование представляет собой путь к такому пониманию, в том числе, и самой философии, когда определение её становится невозможным или недоступным; более того - определение вообще становится не важным, когда начинаешь понимать не умом, а сердцем, когда сталкиваешься в жизни с такими «вещами», которые лучше не понимать, которые в выражении теряют свой смысл.
Насколько сложной является задача философа, передают слова М. Хайдеггера (заметим, одного из самых радикально мыслящих философов XX столетия): «Видимо,
борьба за сохранение традиции истощает нас. Создавать своё и охранять великое одновременно - превосходит силы человека. .Из этого круга нет выхода - вот так и получается, что собственный труд кажется то важным, то вновь совершенно незначительным.» [9, с.89.]. Р. Рорти, обвинявший Хайдеггера в философском авангардизме, говорит о том же: «Наша работа состоит в примирении старого и нового, а наша профессиональная функция - быть честными посредниками между поколениями, между сферами культурной активности и между традициями» [8].
В наши дни перед философией вновь встаёт вопрос её возможностей -интеллектуальных, духовных, творческих. Наработанные веками традиции, равно как и «традиция отказа от традиции», опыт осмысления бытия является серьезным основанием для веры в будущее философии. Будет ли это «философия в новом ключе» [4] или «философия изобретения» [5], - история философии даёт множество других примеров, - неизменным останется философский интерес к проблемным вопросам человеческого существования.
Проведенный анализ прозвучавших точек зрения (в интервью, в эссе) выявил у студентов-философов доминирующую установку их сознания на живые формы общения в образовательном процессе. Сохранить эти живые формы общения, составляющие существо проблемы гуманитарной рациональности, в современных условиях развития технической рациональности, - задача сегодняшнего дня для будущего философии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
2. Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова // Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. 464 с.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с. - (Мыслители XX века).
4. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. С.П. Евтушенко. М.: Республика, 2000. 287 с. - (Мыслители XX века).
5. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: введение в историю философии. М.: Республика, 1999. 399 с. - (Мыслители XX века).
6. Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос. М.:, 1993. 958 с.
7. Рикёр П. История и истина. СПб.: Алетейя, 2002. 400 с.
8. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. № 6.
9. Martin Heidegger - Elizabeth Blochmann. Briefwechsel 1918-1969 / Hrsg. v. J. Storck. Marbach am Neckar. 1989, 169 р.
REFERENCES
1. Bakhtin M.M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Iskusstvo, 1979. 423 р. (in Russian)
2. Vernadskiy V.I. Pamyati M.V. Lomonosova [Memory MV Lomonosov]. Vernadskiy V.I. Trudy po istorii nauki v Rossii [Works on the history of science in Russia]. Moscow: Nauka, 1988. 464 р. (in Russian)
3. Il'enkov E.V. Filosofiya i kul'tura [Philosophy and Culture]. Moscow: Politizdat, 1991. 464 р. -(Mysliteli XX veka). (in Russian)
4. Langer S. Filosofiya v novom klyuche: Issledovanie simvoliki razuma, rituala i iskusstva [Philosophy in a new key: Exploring the mind of symbolism, ritual and art:]: Per. s angl. S.P. Evtushenko. Moscow.: Respublika, 2000. 287 р. (Mysliteli XX veka). (in Russian)
5. Lapshin I.I. Filosofiya izobreteniya i izobretenie v flosofi: vvedenie v istoriyu filosofii [The philosophy of the invention and the invention of philosophy: an introduction to the history of philosophy]. Moscow: Respublika, 1999. 399 р. (Mysliteli XX veka). (in Russian)
6. Losev A.F. Bytie-Imya-Kosmos [Genesis-Name-Space] Moscow:, 1993. 958 р. (in Russian)
7. Riker P. Istoriya i istina [History and Truth]. St.Petersburg: Aleteyya, 2002. 400 р. (in Russian)
8. Rorti R. Filosofiya i budushchee [Philosophy and the Future] . Voprosy filosofii. 1994. no 6. (in Russian)
9. Martin Heidegger - Elizabeth Blochmann. Briefwechsel 1918-1969 / Hrsg. v. J. Storck. Marbach am Neckar. 1989, 169 p.
© Куликова Т.В., Паламачук А.М., Симонов А.И., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Куликова Тамара Валентиновна - доктор философских наук, профессор кафедры философии и общественных наук, Нижегородский
государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Kulikova Tamara Valentinovna - PhD, Professor, Department of Philosophy and Social Sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
Паламарчук Анжелика Михайловна - аспирант кафедры философии и общественных наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
Palamarchuk Angelica M. - postgraduate student of the Department of Philosophy and Social Sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
Симонов Александр Игоревич - студент 5 курса факультета гуманитарных наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
Smirnov Alexander I. - 5 th year student of the Faculty of Humanities, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation