Научная статья на тему 'БУДНИ СТРОИТЕЛЕЙ ПЛЕСЕЦКА'

БУДНИ СТРОИТЕЛЕЙ ПЛЕСЕЦКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БУДНИ СТРОИТЕЛЕЙ ПЛЕСЕЦКА»

I

ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ

I

БУДНИ СТРОИТЕЛЕЙ ПЛЕСЕЦКА

Строительство первых в СССР боевых стартовых позиций межконтинентальных баллистических ракет

НАЧАЛЕ 1957 года командование нашей воинской строительной части получило приказ о передислокации в район железнодорожной станции Плесецкая Архангельской области для выполнения особого задания. Определялось оно решением правительства, принятым в январе 1957 года, и заключалось в строительстве первых боевых стартовых площадок для перспективной баллистической ракеты. Проект, в соответствии с которым планировалось создать четыре стартовые позиции (первая очередь — 1-я и 2-я площадки в 1957—1959 гг. и вторая очередь — 3-я и 4-я площадки — в 1959—1960 гг.), назывался «Ангара». Общая его стоимость составляла 1,5 млрд рублей.

Поскольку объекты строительства считались режимными, сюда не допускались ранее судимые и психически неуравновешенные лица. Поэтому зарекомендовавшие себя неблагонадежными были переданы из нашей в другие части.

28 февраля эшелон с личным составом и техникой 167-го отдельного механизированного аэ-родромно-строительного батальона (ОМАСБ) в составе 35 вагонов прибыл на станцию назначения. Для обживания нового места командование выбрало мою роту. Командир перед отправкой поставил задачу подготовиться в течение месяца к приему основных сил батальона. Моим подчиненным в соответствии с утвержденным планом предстояло развернуть пионерный палаточный городок со столовой, хозяйственной и складской зоной, расчистить и оградить территорию будущих парков для автомобильной и строительной техники, провести линии электропередачи от дизельной электростанции до потребителей, продумать возможности водоснабжения (временного — водовозками, постоянного — из подземных скважин). Чтобы с первых шагов на будущем объекте не замусорить участок, следовало договориться с руководством стройки о специальной территории для свалки.

Устройство бани тоже считалось неотложным делом (на первых порах можно было использовать теплую палатку).

Поздно вечером, во время короткого общения уже у вагонов на станции начальник строительства полковник С.В. Былеев уточнил, что мы будем строить объект под условным названием «Известковый завод». Именно так должны были полагать неосведомленные, а тем более сверхлюбопытные. Полковник также разъяснил, где и как нам разгрузиться.

Местом разгрузки была выбрана большая таежная поляна среди гигантских сосен, покрытая полутораметровым слоем снега. Я проверил личный состав прямо в вагоне, предупредил, что снаружи сорок градусов мороза, поэтому нужно потеплее одеться. После скромного завтрака мы приступили к разгрузке имущества и техники на предварительно расчищенные нами от снега площадки, изредка обогреваясь у костров.

Для размещения личного состава, столовой и имущества роты до обеда установили утепленные палатки УСБ-41, которые отапливались самодельными печами, сделанными из металлических бочек. Вместо коек соорудили двухъярусные нары, детали для которых были заготовлены заранее. В одну палатку на первых порах вместилась вся рота, а уже через неделю расселились в палатках повзводно. Для электроснабжения использовалась передвижная электростанция, воду получали, растапливая снег. Рацион питания состоял в основном из консервов, круп, макаронов и сухарей; он дополнялся мясом зайцев и тетеревов, в изобилии водившихся в округе. Вскоре нам стали завозить хлеб и другие продукты централизованно, так что питание наладилось и улучшилось.

Первое время, пока не потеплело, офицеры и солдаты обосновались в общем палаточном городке. Два месяца спустя, основательно отремонтировав покосившиеся от времени строе-

ния, которые в километре от нашего расположения освободили геологи и изыскатели, мы разместились в более приличных условиях на трехъярусных нарах. Хуже было с баней, поскольку приходилось ради нее преодолевать по снегу восьмикилометровый путь до поселка лесозаготовителей иногда на машинах, а чаще пешком, из-за чего среди личного состава участились простудные заболевания. Пришлось срочно установить штатный душевой комплекс недалеко от расположения роты, а спустя месяц эта временная баня была заменена постоянной, с парилкой, сооруженной нами же.

Полностью батальон передислоцировался на новое место в середине мая, когда на объекте уже вовсю работали экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, дизельные электростанции, до полусотни автомобилей. Так что техникой мы были обеспечены довольно щедро, а из лесопильного и деревообрабатывающего цехов шли практически любые пиломатериалы. В конце этого же месяца стали поступать комплекты сборно-разборных конструкций казарм СР-2, общежитий ОЩ-60 и штабов К-9. Основной задачей личного состава 167 ОМАСБ в этот период кроме обустройства являлось строительство объектов базы материально-технического снабжения для заказчика: складов открытого и закрытого хранения, прирельсовых разгрузочных рамп и площадок. Одновременно выполнялись работы по созданию инфраструктуры комплекса: бурились скважины на воду, прокладывались трубопроводы системы водоснабжения и канализации, строились трансформаторные подстанции, линии электропередачи и автомобильные дороги. Срочной замене подлежал весь подъездной железнодорожный путь до ст. Плесецкая, так как уложенные некогда шпалы от времени сгнили, а рельсы не соответствовали резко увеличившимся, а тем более предстоящим нагрузкам на них. Подавать

Г.М. ПИТАЛЕВ. Будни строителей Плесецка

составы в летний период по такой ветке было небезопасно.

В ИЮНЕ весь личный состав переселился из палаток в сборно-щитовые казармы, открылись столовая военторга и солдатский клуб. Но к этому времени так развезло дороги и прилегающую к ним местность, что всякое перемещение грузов по строительной площадке стало возможным только с помощью тракторов и специальных санных прицепов, а также так называемых пенов. Последние представляли собой прицепленные к трактору на тросах листы металла толщиной 5—6 мм, на которые грузили, что требовалось. Но выдавались дни, когда вообще нельзя было проехать никаким видом транспорта. Даже отсыпанное из известняка полотно для постоянных автодорог во многих местах представляло собой довольно вязкое месиво. Для перемещения людей вдоль основных трасс были проложены дощатые тротуары, обеспечивавшие нам сравнительную безопасность. Вскоре наконец стало подсыхать — наступило короткое северное лето. Тогда же состоялся и общий смотр обустройства на новом месте частей и подразделений. Моя рота была признана одной из лучших, в связи с чем начальник строительства полковник С.В. Былеев принял решение перевести меня с повышением в соседний полк на вакантную должность заместителя командира строительного батальона по технической части. Эта часть, которой командовал полковник И.М. Агеенков, прибыла на объект со строительства аэродрома в Крыму почти одновременно с нашим батальоном и базировалась на той же железнодорожной ветке, что и мы.

В те времена строительные полки были полноценными воинскими частями, укомплектованными списочным штатом офицеров, сержантов и солдат, имели стрелковое вооружение, полный комплект строительной и автомобильной техники для производства строительно-монтажных работ на аэродромных комплексах. В соответствии с планом мы занимались и боевой подготовкой, в основном зимой, а руководствуясь приказом министра обороны Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, командование отводило время также для занятия спортом. На высоком уровне находилась воинская дисциплина.

Полковник И.М. Агеенков, окончивший Военную инженерную академию с золотой медалью, в отношении службы являлся примером для подчиненных, отличался высокой эрудицией, собранностью и внутренним самоконтролем. Он, как говорится, не дергал личный состав по пустякам, добиваясь выполнения служебных обязанностей повседневным и строгим соблюдением уставных требований и распорядка дня, что сказывалось и на выполнении плана строительно-монтажных работ.

Жили мы в таежном краю, как на острове, и единственным транспортом, который связывал освоенные нами «километры» со всей остальной территорией страны, был мотовоз с одним или двумя пассажирскими вагонами. На нем привозили газеты, письма, телеграммы, добирались до семей и руководства стройкой в п. Канифольный, как тогда назывался будущий город Мирный. Когда более-менее привели в порядок грунтовую дорогу, раз в месяц командир полка предоставлял возможность офицерской молодежи под мою ответственность на автомашине высокой проходимости выезжать на станцию Плесецкая, где мы основательно мылись и парились в привокзальной бане, посещали Дом культуры лесорубов.

ИНЖЕНЕРНЫЙ потенциал части серьезно укрепился с прибытием молодых офицеров, окончивших специальные вузы. Кроме того, в полку велась постоянная работа по технической переподготовке остального офицерского состава, ИТР и солдат. Строительство весьма объемных сооружений из монолитного бетона и железобетона, к которому мы должны были приступить, с применением стальных и арматурных каркасов было для многих, даже опытных инженеров делом новым или полузабытым, поэтому дополнительные занятия по монтажу конструкций, сварке, устройству опалубки и технологии укладки бетона пришлись кстати. Для этой цели использовали наглядные пособия собственного изготовления, изучали приемы работы непосредственно на площадке и на специально оборудованных полигонах. Весь этот процесс завершался приемкой зачетов. И все же работы на основной площадке шли медленно, часто приостанавливаясь из-за отсутствия или задержки поступления соответствующей техни-

В

К

ческой документации и дополнительных требований по маскировке и режиму строительства.

С получением комплекта чертежей огромного котлована под первое сооружение с четко обозначенным газоотводным лотком, расчетом выемки грунта под командный пункт, фундаментов довольно объемного монтажно-испытательного корпуса (МИК) стало ясно, что нам поручено строить не «Известковый завод», как открытым текстом называлась наша стройка, а стартовую позицию для межконтинентальных стратегических ракет.

Разработка суглинка и известняка на будущем объекте велась в несколько ярусов, и 12 экскаваторов и 50 самосвалов упорствовали здесь практически круглосуточно. С заглублением в известковую породу начались буровзрывные работы. Летом на объекте побывали главный инженер проекта полковник А.А. Ниточкин и его заместитель подполковник Г.А. Сергеев. Они представляли 31-й Центральный проектный институт Министерства обороны (ЦПИ МО), который проектировал стартовый комплекс. Вскоре у нас обосновалась постоянная группа проектировщиков, и вопросы по технической документации были сняты.

Постепенно на стройку прибывали другие полки и подразделения. На совещаниях к концу 1957 года упоминались фамилии их командиров полковников Н.В. Колбасина, Л.С. Фридлянда, В.Т. Журина, Н.С. Майдана и А.Ф. Циргвавы. Видимо, ни по структуре, ни по комплектованию полки и батальоны, соответствовавшие требованиям аэродромного строительства, не отвечали характеру работ по новой программе, поэтому в начале 1958-го они были расформированы, а вместо их созданы аэ-родромно-строительные бригады, управления начальника работ (УНР) и военно-строительные отряды (ВСО). К маю того же года все утряслось, и новые формирования приступили к работе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ строительства первой стартовой площадки поручили вновь сформированной 1-й бригаде полковника А.Ф. Циргвавы, энергичного, опытного строителя. Ему в подчинение передали группу инженерно-технических работников и личный состав нашего полка, а также часть других прибывших к тому времени подразделений. Меня как имеющего

опыт организации и производства работ на первом старте перевели во вновь сформированную 6-ю бригаду полковника Н.В. Кол-басина, которой поручили строительство второй стартовой площадки, а также хранилищ для ракет и головных частей к ним. После представления и беседы с командованием бригады я был назначен начальником возведения сооружений боевого стартового комплекса для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, включавшего в себя стартовую позицию, защищенный командный пункт, хранилища топлива, окислителя и перекиси водорода, подземную дизельную электростанцию на 5000 кВт, скважины на воду, два резервуара по 3000 м3 с насосной системой пожаротушения, заглубленный кислородный завод, караульное помещение, ряд наземных емкостей для слива топлива и его компонентов, систему ограждений и подземных проходных каналов. За пределами площадки находились монтажно-испытательный корпус (МИК), очистные сооружения и комплекс котельной. Объемы предстоящих работ впечатляли: выемка грунта для всего комплекса — свыше 1,5 млн м3, масса закладывавшегося в первое сооружение монолитного бетона — 30 тыс. м3. Беспокоили чрезмерно сжатые сроки.

В связи с тем что геологи и топографы пока не дали координаты привязки второй площадки, да и разрешение на производст-

ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ

во на ней работ не было получено, командир бригады вернул меня на первую площадку, хорошо уже знакомую мне, в качестве дублера начальника строительства старта капитана Н. За-валишина. В этой роли я пребывал целый месяц, пока меня не отозвали для приемки от изыскателей и геодезистов реперов и разбивочной сетки второй площадки. При этом новый начальник 57 УИРа полковник Н.С. Степанченко, сменивший полковника С.В. Былеева, поставил нашей 6-й бригаде жесткую по сути и срокам задачу — догнать первую площадку по фронту строительно-монтажных и пус-коналадочных работ, несмотря на то, что приступали мы к этим работам с отставанием больше чем на год. Удивительно, но это удалось сделать: военные строители бригады полковника А.Ф. Циргвавы ввели свою первую площадку в конце декабря 1959 года, а мы свою вторую — в феврале 1960-го. Способствовал тому более высокий уровень организованности и порядка, установившийся у нас с самого начала под влиянием в первую очередь командира бригады полковника Николая Васильевича Колбасина, которого отличали исключительная работоспособность, высокий профессионализм, требовательность к подчиненным и, если хотите, педантизм. У него была прекрасная память, я ни разу не видел, чтобы он делал какие-нибудь записи, но в нужный момент цифры,

даты и факты приводились им в требуемой последовательности и с необходимыми акцентами. Он был настоящий лидер среди офицерского состава в лучшем смысле этого слова: всегда подтянут, чисто выбрит, одежда на нем была неизменно в безукоризненном виде, в быту очень скромен, к тому же не пил и не курил. Его ближайший помощник главный инженер подполковник В.В. Беляев проявлял, думается, излишнюю строгость к прорабам и мастерам. Но дело тоже знал, в технологии строительства разбирался глубоко, так что потребовать с каждого мог, как говорится, с полным правом.

Словом, под присмотром таких опытных руководителей мы, молодые офицеры, за полтора года прошли отличный курс переподготовки и стали настоящими военными инженерами-строителями, специалистами широкого профиля. Так, старшие лейтенанты Ю. Бильтюков, В. Калюжный, В. Мельниченко, А. Иванов и капитан Г. Симонов трудились на первом сооружении и командном пункте практически с начала их строительства и до ввода в эксплуатацию. Старший лейтенант В. Анисимов был закреплен за установкой подземной дизельной электростанции на 5000 кВт, и после ее завершения переведен на возведение подземных хранилищ атомных боеголовок. Проходные каналы, караульное помещение, системы ограждений, пункты для охраны и обороны объекта, бе-

1 июня 1897 года родился Павел Иванович Батов (д. Филисово ныне Рыбинского района Ярославской области), генерал армии (1955), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). Участник Первой мировой войны. В Красной армии - с 1918 года. Участник гражданской войны в Испании. В 1939—1940 гг. участвовал в Советско-финляндской войне. Во время Великой Отечественной войны командовал армиями и фронтом. После войны - на ответственных командных должностях. В 1959—1961 гг. — старший военный специалист в Народно-освободительной армии Китая. В 1962— 1965 гг. - начальник штаба Объединенных вооруженных сил стран — участниц Варшавского договора. Умер 19 апреля 1985 года.

3 июня 1942 года приказом народного комиссара обороны на базе ВВС Северо-Кавказского фронта сформирована 5-я воздушная армия. Командующий - генерал-лейтенант авиации Сергей Кондратьевич Горюнов, впоследствии генерал-полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (1945).

4 июня 1777 года родился Алексей Петрович Ермолов (Москва), генерал от инфантерии (1818) и артиллерии (1837). Герой Отечественной войны 1812 года, начальник штаба русской армии, командир Отдельного Грузинского, позже Кавказского корпуса (1816—1826) во время Кавказской войны 1817—1864 гг. Покровительствовал сосланным на Кавказ декабристам. За связь с ними в 1827 году уволен в отставку. Умер 23 апреля 1861 года. Похоронен в Орле.

4 июня 1917 года родился Сергей Христофорович Аганов (г. Астрахань), маршал инженерных войск (1980). Участник Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Помощник, затем старший помощник начальника отдела штаба инженерных войск Красной армии (1942). Оказывал помощь войскам в организации инженерного обеспечения операций на Юго-За-

Все даты приводятся по новому стилю

падном, Брянском, Воронежском, 3-м Белорусском, 1-м и 2-м Прибалтийских фронтах. Начальник инженерных войск МО СССР (1955—1960, 1975—1987), начальник Военно-инженерной академии (1974—1975). Умер 1 февраля 1996 года в Москве.

6 июня 1942 года приказом народного комиссара обороны на базе ВВС Северо-Западного фронта сформирована 6-я воздушная армия. Командующий — генерал-майор авиации Даниил Федорович Кондратюк, впоследствии генерал-лейтенант авиации (1943).

7 июня 1887 года родился Сидор Артемьевич Ковпак (с. Ко-тельва, ныне поселок городского типа Полтавской области, Украина), генерал-майор (1942), один из организаторов партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944). Умер 11 декабря 1967 года. Подробнее см.: Старинов И.Г. Встречи с Ковпаком // Воен.-истор. журнал. 1987. № 6. С. 61—65.

7 июня 1897 года родился Кирилл Афанасьевич Мерецков (д. Назарьево, ныне Зарайского района Московской области), Маршал Советского Союза (1944), Герой Советского Союза (1940). В Красной армии — с 1918 года. Участник Гражданской войны. В 1936—1937 гг. участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании. Во время Советско-финляндской войны командовал 7-й армией. С августа 1940 года — начальник Генерального штаба. Был арестован в самом начале Великой Отечественной войны, но вскоре освобожден. Во время Великой Отечественной войны командовал армиями и фронтами. В августе 1945 года командовал 1-м Дальневосточным фронтом, участвовавшим в разгроме японских войск в Маньчжурии и Северной Корее. После войны командовал войсками ряда военных округов. Среди прочих наград удостоен высшего военного ордена страны — ордена Победы. Умер 30 декабря 1968 года. Похоронен на Красной площади.

8 июня 1837 года родился И.И. Воронцов-Дашков, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, граф. На военной службе — с 1856 года. Участник боев с горцами на Кавказе и боевых действий в Туркестане. Участник Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.,

Г.М. ПИТАЛЕВ. Будни строителей Плесецка

тонные площадки, автомобильные и железные дороги — это сфера ответственности капитана Ю. Субботина. Старшему лейтенанту А. Субетто был поручен комплекс котельной с устройством для слива мазута, железобетонными резервуарами хранения его и насосной. В его же ведении находился энергопоезд, обеспечивавший электроэнергией строительную площадку и жилой городок. Капитан А. Ключников отвечал за группу наземных и подземных сооружений слива и хранения керосина, а также перекиси водорода. Старшие лейтенанты Ю. Полтарыгин, В. Пачкай и В. Озмидов сооружали резервуары на 3000 м3 и насосную станцию системы пожаротушения.

Возведение массивных конструкций из монолитного железобетона в тот период не представляло особых трудностей для военных строителей, поскольку уже был накоплен немалый соответствующий опыт.

Строительство велось круглосуточно, без выходных. На отметке 4.6 и 15.2 м шел монтаж арматуры и опалубки, а внизу, на дне котлована, на отметке 33.0 м продолжалась выемка породы под газоотводный лоток. Одновременно задействовались экскаваторы, бурильные пневматические станки, компрессоры, гусеничные или автомобильные краны, автосамосвалы. Чем больше углублялся котлован, тем плотнее становилась порода, тем больше мы расходовали взрывчатки для рыхления известняка.

На нулевой отметке первого сооружения использовались два самоподъемных монтажных крана УБК-5-49 треста «Спецсталь-конструкция» и десятки других строительных машин и механизмов, с помощью которых вели монтаж арматурных каркасов пилонов и газоотводного лотка, сборку и клепку мостового строения. Последнее накатывалось на готовые пилоны, образуя отдельный пролет, бетонировалось и служило базой для опорных конструкций старта.

На всем комплексе второй площадки трудился личный состав четырех ВСО, автомобильного и механизированного батальонов — всего около 4,5 тыс. человек. Из ИТР кроме меня как начальника площадки были заняты шесть начальников участков, пять прорабов, двадцать четыре мастера, геодезисты, нормировщицы и технические работники других специальностей. В основном это была молодежь, которая впервые участвовала в строительстве подобных сооружений, поэтому безмерно гордилась, что ей доверили такое серьезное дело.

ЗА ХОДОМ строительства осуществлялся постоянный строгий контроль, и к нам то и дело приезжали самые высокие представители, различные комиссии. Особенно памятной была встреча с главным маршалом артиллерии М.И. Неделиным, главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения. Незабывае-

В

К

мы внимание и уважение, которые оказывал строителям и монтажникам первый начальник космодрома Плесецк полковник, впоследствии генерал-полковник М.Г. Григорьев. Вместе с нами он радовался успехам и переживал неприятности, мог запросто отведать обед из солдатского котла, попить чай с прорабами и мастерами, получая информацию непосредственно от исполнителей. У меня сложилось, как помню, впечатление, что на каком-то этапе возведения первых боевых стартов он был больше строителем, чем ракетчиком: спрашивал со своих подчиненных по всей строгости, если речь шла о задержке для нас техдокументации или поставках оборудования. В должности начальника Северного полигона его сменил Герой Советского Союза генерал С.Ф. Штанько, с которым, к сожалению, мне довелось поработать непродолжительное время.

Объекту «Ангара» как единственному в тот период советскому боевому комплексу межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в тот период придавалось особое значение. В 19б0 году на нем побывали заместитель председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинов, министр обороны Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский, его заместитель по строительству генерал-полковник А.И. Шебунин, главнокомандующий РВСН Маршал Советского Союза А.С. Москаленко и другие.

командовал кавалерией Рущукского отряда. В 1905—1915 гг. — наместник на Кавказе и главнокомандующий войсками Кавказского военного округа. Умер 28 января 1916 года.

9 июня 1672 года, 335 лет назад, родился Петр I Алексеевич (Романов), Петр Великий с октября 1721 года (Москва), русский царь (1682), Император Всероссийский (1721), государственный военный деятель, полководец, основатель регулярной армии и флота. В 80-е годы XVII века создал потешные полки, ставшие впоследствии гвардией русской армии. Под руководством Петра I проведены Азовские походы (1695—1696 гг.), в результате которых был взят Азов и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. По Ништадтскому мирному договору, завершившему Северную войну 1700—1721 гг., Россия получила выход в Балтийское море, а во время Персидского похода (1722— 1723 гг.) к ней отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку. Явился основоположником русской военной школы. Вошел в историю России как прогрессивный государственный и военный деятель. Умер 8 февраля 1725 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

9 июня 1907 года за отличие в Русско-японской войне 1904-1905 гг. 1-му конному полку Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) присвоен Георгиевский штандарт, положивший начало формированию пограничной знаменной системы.

10 июня 1807 года на базе Ижевской железоделательной мануфактуры, основанной в 1760 году графом П.И. Шуваловым, создан Ижевский оружейный завод, переданный в 1808 году из горного ведомства в военное. Специализировался на выпуске стрелкового оружия, давая треть всей оружейной продукции России. В 1884 году завод получил название «Ижевский оружейный и стале-делательный завод». За годы Первой мировой войны здесь было изготовлено 1,5 млн винтовок, что составило около 64 проц. числа всех поставленных фронту. В годы Великой Отечественной войны завод дал фронту свыше 11 млн винтовок и карабинов, более 7000 авиапушек, 213 440 пулеметов, 131 310 противотанко-

вых ружей, около 1 млн пистолетов ТТ. С 1975 года завод стал называться «Производственное объединение "Ижмаш"».

10 июня 1807 года во время войны с Францией 1805-1807 гг. у Гейльсберга (Восточная Пруссия) состоялось сражение между 85-тысячной русской армией под командованием Л.Л. Беннигсе-на и 115-тысячной армией Наполеона. Победа не досталась никому. Беннигсен организованно отступил, потеряв около 10 тыс. человек, но и французам был причинен почти такой же урон (около 8000). После битвы маршал Ланн сказал Наполеону: «Русские сражаются все лучше и лучше». «Да, — согласился тот, — мы даем им уроки, и, возможно, они станут нашими учителями».

14 июня 1942 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о посмертном награждении командира 2-го гвардейского Краснознаменного смешанного авиационного полка ВВС Северного флота Героя Советского Союза гвардии подполковника Б.Ф. Сафонова второй медалью «Золотая Звезда» (звание Героя Советского Союза присвоено 16 сентября 1941 г.).

15 июня 1882 года родился Митрофан Борисович Греков (Мартыщенко) (хутор Шарпаевка, ныне Ростовской области), художник-баталист, основатель советской школы батальной живописи. Учился в Одесском художественном училище (1899—1903), затем в Петербургской Академии художеств (1903—1911). Участвовал в Первой мировой войне. В период Гражданской войны служил в 1-й Конной армии. После смерти Грекова (27 ноября 1934 г.) приказом наркома обороны была создана Студия военных художников, носящая его имя. С 1966 по 1991 год за лучшие произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждались 1 золотая и 3 серебряные медали имени М.Б. Грекова. В 1957 году в Новочеркасске открыт Дом-музей Грекова.

18 июня 1937 года начался беспосадочный перелет экипажа в составе летчиков В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и штурмана А.В. Белякова на самолете АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер (США). 20 июня, преодолев за 63 ч 16 мин расстояние в 8504 км, самолет приземлился на аэродроме Ванкувера.

в

Нас такое внимание только мо-билизовывало и настраивало на еще более ответственное отношение к порученному заданию.

Строительная часть старта второй площадки выполнялась с учетом ряда практических улучшений по сравнению с первой. Так, на нулевой отметке из рулонных материалов сделали более надежную металлическую гидроизоляцию вместо многослойной. В некоторых помещениях по моему предложению в качестве несъемной опалубки для монолитного бетона применялись железобетонные плитки разных размеров, что позволяло и улучшить качество работ, и обеспечить своевременную готовность помещений под монтаж оборудования. Интересным и очень эффективным получилось другое мое предложение — о замене обсыпной конструкции дренажа по проекту из песка и щебня на блочную из пористого бетона.

Если на первую площадку для усиления в 1958 году были направлены опытные инженеры, прошедшие школу Байконура, С.А. Алексеенко, В.Т. Варфоломеев и другие, то на второй площадке мы справились собственными силами.

Во время проведения примерочных и других испытаний с ракетой на старте, а также при транспортировке ее из монтаж-но-испытательного корпуса в целях соблюдения режима скрытности ракетчики выставляли оцепление вдоль железнодорожного полотна и весь контин-

ВОСПОМИНАНИЯ И ОЧЕРКИ

гент, проживавший в городке строителей непосредственно у площадки, просили не появляться на улице. Обычно в это время в клубе демонстрировали сравнительно новый фильм. Считаю, что это было не лишней мерой предосторожности.

НЕСКОЛЬКО позднее был сдан в эксплуатацию заглубленный кислородный завод, исключительно сложное и по строительной, и по технологической части сооружение. На нем от монтажников треста «Союз-кислородмонтаж» трудился сначала мастером, а потом прорабом А.И. Михальченко. Мы с ним сдружились и принимали сообща самые решительные меры, чтобы сдать объект в срок. Александр Иванович отличался высоким ростом, интеллигентностью, а главное, был специалистом высочайшего класса и умелым организатором, с которым работалось споро и результативно. Часто выручали его предложения по ускорению монтажа и улучшению качества работ. Впоследствии он возглавил трест «Союзкислород-монтаж» и с успехом руководил монтажным процессом на многих оборонных объектах, в том числе и на космодроме Байконур. В ранге министра Александр Иванович обеспечивал четкое взаимодействие всех монтажных организаций и выполнение задач в установленные сроки с высоким качеством. Свои добрые отношения мы сохранили на долгие годы. Помнится, как при очередной встрече ветеранов — участ-

ников создания объектов наземной инфраструктуры и стартов на космодроме Плесецк в августе 2003 года председатель коллегии корпорации Монтажспецст-роя А.И. Михальченко вручал мне знак «Почетный монтажник» за долголетнюю плодотворную работу. Я также горжусь тем, что в свое время трудился рядом с талантливыми организаторами монтажных и специальных строительных работ, занимавшими министерские должности: Ф.Б. Якубовским и Б.В. Бакиным, их заместителями Г.В. Голдиным, В.И. Ярмушем, В.М. Миненковым, руководителями Главспецмонтажа М.П. Ножкиным, И.М. Гулевским и другими. С ними было под силу строительство объектов любой сложности.

Принимал вторую боевую площадку командир ракетного полка полковник Н.В. Тарасов, который постоянно находился рядом с нами и способствовал быстрому освоению комплекса боевыми расчетами. За качество работ по большинству сооружений и систем мы получили оценку «хорошо», а за дизельную и ряд других сооружений — «отлично». В целом нам повезло, что командиром оказался именно этот знающий и любящий свое дело офицер, как и строители, вкусивший горький хлебушек строительства и эксплуатации первых боевых стартов.

В июле 1961 года заступили на боевое дежурство третья и четвертая площадки, которые строила бригада полковника Циргва-

18 июня 1877 года во время Русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. на Кавказском театре военных действий началась героическая оборона небольшим русским отрядом (30 офицеров и 1570 нижних чинов) крепости Баязет. 21 день, испытывая острый недостаток продовольствия и воды, гарнизон отбивал турецкие атаки. Руководил обороной капитан Ф.Э. Штоквич. К концу осады стали выдавать раненым солдатам по кружке воды и по 50 г сухарей на 1 человека в день, а здоровым — по полкружки воды через день. Лишь 9 июля 1877 года подошедшие войска генерал-лейтенанта А.А. Тергукасова спасли героический гарнизон.

20 июня 1637 года донскими казаками взята турецкая крепость Азов (4-тысячный гарнизон и 200 пушек). Успешно закончив войну с Ираном, турки предприняли попытку вернуть Азов. В начале июня 1641 года турецко-татарское войско (более 100 тыс. человек) при поддержке сильного флота (около 300, по другим данным, около 400 кораблей и судов) блокировало крепость. Осажденные (5,5 тыс. человек, в том числе 800 женщин) отвергли предложение турок о сдаче. Под руководством атаманов О. Петрова и Н. Васильева они отбили 24 приступа врага, совершали дерзкие вылазки из крепости, во время которых разрушили земляные укрепления турок и взяли их большое знамя, доставленное впоследствии в Москву. В обороне принимало участие все население Азова. Стойкость казаков и большие потери вынудили турецко-татарское войско снять осаду Азова, продолжавшуюся 3,5 месяца. Отстояв Азов, казаки предложили русскому правительству взять его под свою власть. Но Россия в то время не была готова к войне с Турцией, и казаки по указу русского правительства 27 мая 1642 года ушли из Азова, разрушив его укрепления.

21 июня 1897 года в Полтаве (Украина) родился Юрий Васильевич Кондратюк (настоящее имя и фамилия — Александр

Игнатьевич Шаргей), ученый, один из основоположников теории космонавтики и ракетной техники. Участник Первой мировой войны. В 1918—1919 гг. независимо от К.Э. Циолковского разработал теорию космических перелетов. В его последующих трудах был решен ряд вопросов ракетодинамики и ракетостроения. Погиб в феврале 1942 года в бою с фашистами в деревне Кривцово Болховского района Орловской области.

22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков. День памяти и скорби. Установлен Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 1996 года № 857 «О дне памяти и скорби».

В ходе Великой Отечественной войны на территории СССР полностью или частично разрушено 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень. Лишено крова 25 млн человек, разрушено свыше 6 млн зданий, около 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий и 65 тыс. км железнодорожных путей. Колоссальный урон был нанесен сельскому хозяйству. Сумма ущерба, нанесенного Советскому Союзу, составила 679 млрд рублей. Общие людские потери советского народа составили, по мнению ряда исследователей, 27 млн человек.

23 июня 1782 года в с. Ольховатка ныне Харьковской области (Украина) родился Петр Степанович Котляревский, генерал от инфантерии (1826). На военной службе — с 1794 года. Во время Русско-персидской войны 1804—1813 гг., командуя полком, участвовал в обороне Карабаха от войск Аббас-Мирзы, затем во взятии крепости Ахалкалаки, в октябре 1812 года разгромил 30-тысячную армию персов при Асландузе, а в начале 1813 года штурмом взял крепость Ленкорань. Умер 3 декабря 1851 года близ Феодосии.

23 июня 1941 года в 18 ч 40 мин наземные средства ПВО Москвы (548 зенитных пушек среднего и 28 малого калибра, 84 счетверенные зенитные пулеметные установки и два полка аэростатов заграждения) были изготовлены к бою. Вся система ПВО Москвы, в том числе и 6-й истребительный авиационный корпус, были готовы к отражению налетов авиации противника на Москву.

вы. Таким образом, в 1961-м все пять стартов для ракеты Р-7А были приняты на вооружение, причем четыре из них — на Плесецком полигоне и одна — на Байконуре, которая как резервная иногда использовалась и для запуска космических кораблей.

Уже в процессе создания ракетной системы Р-7, Р-7А и строительства пусковых устройств для нее стало ясно, что решить проблемы вооружения Ракетных войск стратегического назначения подобными ракетами не представляется возможным, поэтому параллельно с декабря 1956 года началась разработка новой боевой двухступенчатой ракетной системы на высококипящих компонентах топлива. К тому времени в ОКБ-586 под руководством Генерального конструктора М.К. Янгеля была разработана одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности Р-12, в 1957—1958 гг. прошедшая испытания и в марте 1959-го принятая на вооружение. С августа следующего года стала возводиться пятая боевая площадка, головная в этой серии, со стартами пятым и шестым. Она была проще, чем старты для ракет Р-7, и по строительной, и по технологической части. Многие, даже котлованные сооружения возводились с конструктивной точки зрения очень удачно, в сборно-монолитном варианте, что упрощало и ускоряло их монтаж. Мы, работая в прежнем режиме, ввели пятую площадку в эксплуатацию коллективом строителей и монтажников

6-й бригады в установленные сроки, практически за один год. Наземный комплекс, который назывался «Шексна-Н», представлял собой два старта с командным пунктом посредине, хранилищами топлива и окислителя, а также ремонтно-технической базой (РТБ). После успешных пусков на Байконуре нашу пятую площадку 27 октября 1961 года со стартами 5 и 6 принял 1-й дивизион ракетной части полковника Д.Т. Гущи. Так что к началу 1962-го на боевом дежурстве в Плесецке стояли шесть стартов МБР, из которых мне довелось участвовать в строительстве четырех (частично первого старта и полностью второго, пятого и шестого).

В ПЛЕСЕЦКЕ я проработал пять лет, получив огромный и неоценимый опыт организации работ на основных стартовых сооружениях для ракетных комплексов Р-7, Р-7А и Р-16, гигантских подземных хранилищах ракет и боеголовок, причем в труднейших природно-климатических условиях, последовательно пройдя ступени служебной лестницы от командира строительной роты, заместителя командира строительного батальона, начальника специализированного участка до начальника производственно-технического отдела бригады. Большую роль сыграло и то, что трудиться довелось рядом с умелыми организаторами строительного производства, требовавшими полной самоотдачи, целеустремленности и результативности в работе, не допускавшими ника-

_ В

К

кой самоуспокоенности и снисходительности. За этот период были освоены виды и методы работ, с которыми ранее я не только не встречался, но и не помышлял, что до них дойдет дело. Впечатляющим был и широкий спектр сооружений различного назначения и коммуникаций к ним, которые мне поручались руководством.

Когда впоследствии для меня наступали тяжелые времена и трудности казались непреодолимыми, я всегда вспоминал искрящийся снег первого морозного утра по приезду на будущий космодром, вековые таежные сосны и ели, непролазную весеннюю распутицу и непрерывный, все сметающий поток бетона на старты первой, второй и других площадок. Закалка и стойкость, полученные в горниле возведения стартовых комплексов космодрома Плесецк, оказались самой высокой пробы, самого высшего качества, помогали мне и моим сослуживцам во всем, всегда и везде. Прошло много лет, что-то утратило смысл, часть событий из сознания выветрилась, но Плесецк остался в памяти одним из самых значительных периодов моей жизни, ярким и неповторимым, бурным, стремительным, заполненным многочисленными встречами и знакомствами с замечательными людьми, самоотверженным выполнением воинского долга.

Полковник в отставке Г.М. ПИТАЛЕВ

24 июня 1947 года летчик Г.А. Кондрашев совершил первое в стране воздушное катапультирование, покинув на высоте 1800 м летящий со скоростью 270 км/ч двухмоторный бомбардировщик Пе-2.

26 июня 1877 года в имении Злеки Виндавского уезда Курляндской губернии (Латвия) родился Ян Фрицевич Фабрициус, герой Гражданской войны. В революционном движении с 1891 года, участник Первой мировой войны, старший унтер-офицер. С октября 1917 года — председатель полкового комитета. В 1918 году командовал отрядом, действующим против банд С.Н. Булак-Балаховича. С августа 1919 года - командир отряда, который вел боевые действия против белогвардейской конницы К.К. Мамонтова. Затем командир бригады, сражавшейся с войсками генерала А.И. Деникина. После войны — командир дивизии, корпуса. С 1928 года — помощник командующего Кавказской Краснознаменной армией. Погиб 24 августа 1929 года в авиационной катастрофе близ Сочи. Похоронен в Тифлисе (Тбилиси, Грузия).

26 июня 1941 года на вечернем богослужении в Елоховском кафедральном соборе митрополит Московский и Коломенский Сергий произнес речь при торжественном молебне о победе русского воинства. Глава Русской православной церкви призвал верующих пожертвовать собой «за други своя» и победить заклятого врага.

27 июня 1827 года родился Петр Андреевич Шувалов, государственный деятель и дипломат, генерал-адъютант(1866), генерал от кавалерии (1872). Участник обороны Севастополя. С 1860 года — директор департамента Министерства внутренних дел, а с 1861-го начальник штаба корпуса жандармов. В 1866— 1874 гг. — шеф корпуса жандармов и начальник Третьего отделения. Ближайший советник Александра II. В 1874—1879 гг. — посол в Лондоне. Умер 22 марта 1889 года в Санкт-Петербурге.

27 июня 1877 года в ходе Русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. русские войска форсировали р. Дунай в районе г. Зим-ницы и овладели г. Систово (Свиштов) в Болгарии.

С 11 ч 27 июня начали переправу главные силы русской армии и к 14 ч они уже были на противоположном берегу. Пример переправы русских войск через Дунай и по сей день является классическим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 июня 1902 года родился Владимир Николаевич Перегудов, специалист в области судостроения, капитан 1 ранга — инженер, Герой Социалистического Труда (1959). С февраля 1953 года начальник и главный конструктор СКБ-143. Принимал участие в разработке новых проектов подводных лодок, в том числе первой атомной подводной лодки проекта 627 «Ленинский комсомол». Умер в 1967 году.

28 июня 1942 года началась Воронежско-Вороши-ловградская стратегическая оборонительная операция войск Брянского (генерал-лейтенант Ф.И. Голиков, с 7 июля — генерал-лейтенант Н.С. Чибисов, а с 13 июля — генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский), Воронежского (с 7 июля генерал-лейтенант Ф.И. Голиков, с 14 июля — генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин), Юго-Западного (до 12 июля Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко) и Южного (генерал-лейтенант Р.Я. Малиновский) фронтов. Проводилась с целью отразить наступление противника на воронежском и ворошиловградском направлениях. В результате операции, завершившейся 24 июля 1942 года, были сорваны планы немецко-фашистского командования по окружению и разгрому основных сил Красной армии на Юго-Западном стратегическом направлении.

30 июня 1942 года Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ военному совету Севастопольского оборонительного района об эвакуации Севастополя.

Хронограф подготовлен генерал-лейтенантом в отставке Ю.А. ХВОРОСТЬЯНОВЫМ; А.В. ОСТРОВСКИМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.