Научная статья на тему 'Буддизм и эстетика музыки Тань Дуня'

Буддизм и эстетика музыки Тань Дуня Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
630
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тань Дунь / буддизм / «органическая музыка» / киномузыка / принцип пространственности / темброформа / варьирование / Tan Dun / Buddhism / “organic music” / film music / principle of spatiality / timbre form / variation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Безниско О. Н., Чжоу Шуюй

Работа посвящена творчеству Тань Дуня, современному китайскому композитору, дирижеру, исполнителю, получившему мировое признание в области киномузыки, а также жанрах симфонической, оперной, медийной музыки. Изучение интервью композитора, компаративный анализ его музыки к кинофильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и оркестровой Пассакальи «Тайна ветра и птиц» позволили установить стилевые особенности, раскрыть аспекты эстетики его произведений, провести параллели между архитектоникой, тембровой палитрой композиций и философией дзен-буддизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buddhism and the Aesthetics of Tan Dun’s Music

The article considers the works of Tan Dun, a modern Chinese composer, conductor, performer. The relevance of the topic is due to the insufficient study of the composer’s works along with his increased popularity in the field of composing film music, operas, symphonies and music of instrumental genres. In the study, two interrelated aims are set: 1) to correlate the complex, multi-component sphere of Chinese traditional musical art with the traditions of world classical culture; 2) to identify the composer’s creative decisions in an effort to bring his works closer to the modern media public. The subject of the study is the music for Crouching Tiger, Hidden Dragon and Passacaglia: Secrets of Wind and Birds. Analyzing them, the authors establish the style features of the composer’s works; reveal aspects of the aesthetics of his works; draw parallels between architectonics, the timbre palette of his compositions and the philosophy of Buddhism. The latter teaches a person to live in harmony with nature. The composer conveys this interaction of nature and man in his works through the sounds of water, rustling paper, knocking stones, singing birds. The analysis of Tan Dun’s music showed that his compositions are characterized by a mixture of various musical traditions in thematism, instrument timbers, and the structure of works. The main findings of the study are: (1) the composer’s style is manifested in the theatrical and ritual nature of not only opera works, but also film music; (2) instrumental projects are characterized by multimediality, timbre forms, experiments in the creation of “organic music”; (3) the thematicism of the works is connected with the aesthetics of the East, Buddhism, and the principle of spatiality is involved in the organization of the sound palette; (4) forms of works combine the traditions of the West and the East, variation is actively involved in the development of the topic.

Текст научной работы на тему «Буддизм и эстетика музыки Тань Дуня»

communicative functions of musical intonation contribute to building direct connections of musical fragments with the phenomena of reality, other musical styles, performance characteristics, leading to a deeper understanding of the musical work. It is concluded that in such a communicative function, sound-visual intonation appears; signs-signals in music; proto-intonation, activating the human unconscious through the motor-motor component; specific meter and rhythm formulas that contribute to a deeper understanding of the musical content.

References

1. Zhu, L. (2004) Vvedenie v estetiku vospriyatiya [An Introduction to the Aesthetics of Perception]. Hefei: Education of Heifei. (In Chinese).

2. Gao, F. (2010) Expectations and Styles An Exploration of Meyer's Musical Aesthetic Ideas. Beijing: Central Music Conservatory. (In Chinese).

3. Hauser, A. (1987) Social History of Art. Shanghai: Xuelin Publishing. (In Chinese).

4. Mozgot, V.G. (2015) Music Imprinting as a Factor for a Personality's Artistic Talent Early Manifestation. Mir psikhologii - World of Psychology. 1 (81). pp. 176-185. (In Russian).

5. Yin, M. (2006) The System of Art in the Perspective of Modernity. Academic Journal Tsyushi. 1. pp. 23-27. (In Chinese).

6. Kazantseva, L.P. (2001) Osnovy teorii muzykal'nogo soderzhaniya [Foundations of the Theory of Musical Content]. Astrakhan: Fakel; Astrakhan'gazprom.

7. Booth, D.M. (1994) An Analytical Study of David Maslanka's a Child's Garden of Dreams: A Dissertation of Doctor of Musical Arts. Oklahoma: University of Oklahoma.

8. Ligeti, G. (1969) Ten Pieces for Wind Quintet. Mainz; London; New York: B. Schott's Sohne.

9. Ligeti, G. & Roelcke, E. (2003) "Trdumen Sie in Farbe?" Gy^gy Ligeti im Gesprdch mit Eckhard Roelcke. Wien: Zsolnay Verlag.

УДК 78.071.1

DOI: 10.24412/2070-075Х-2021-2-31-39

О.Н. Безниско, Шуюй Чжоу БУДДИЗМ И ЭСТЕТИКА МУЗЫКИ ТАНЬ ДУНЯ

Работа посвящена творчеству Тань Дуня, современному китайскому композитору, дирижеру, исполнителю, получившему мировое признание в области киномузыки, а также жанрах симфонической, оперной, медийной музыки. Изучение интервью композитора, компаративный анализ его музыки к кинофильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и оркестровой Пассакальи «Тайна ветра и птиц» позволили установить стилевые особенности, раскрыть аспекты эстетики его произведений, провести параллели между архитектоникой, тембровой палитрой композиций и философией дзен-буддизма.

Ключевые слова: Тань Дунь, буддизм, «органическая музыка», киномузыка, принцип пространственности, темброформа, варьирование.

Современные тенденции развития музыкального искусства предполагают значительные преобразования, связанные с социальной функцией бытования и методами репрезентации объектов музыкального искусства, а также с изменениями архитектоники произведений, условиями исполнения и восприятия.

Китайский композитор Тань Дунь оказывает существенное влияние на мировую музыкальную сцену, его музыка охватывает границы Востока и Запада, классики и авангарда, мультимедиа и исполнительского искусства, что представляет несомненный исследовательский интерес.

Основные направления исследовательских работ о композиторе Тань Дуне затрагивают вопросы изучения его киномузыки [1, 2]; инструментальных произведений [3, 4, 5, 6, 7]; мультимедийных жанров [8, 9, 10, 11]; взаимодействия национальных истоков с европейским музыкальным языком [12, 13]; особенностей оперного творчества [4, 15, 16]. Эти работы появились в отечественном музыковедении только во втором десятилетии XXI века, что связано со значительно возросшей в последние годы популярностью композитора, его активной общественно-социальной и дирижерско-композиторской деятельностью.

Методология изучения репрезентации элементов китайской музыкальной культуры в пространстве современной медиакультуры предполагает эстетически-смысловой синтез Востока и Запада. Поэтому в нашем исследовании реализованы две взаимосвязанные цели. Первая цель: соотнесение такой сложной, многокомпонентной сферы китайского традиционного музыкального искусства с традициями мировой классической культуры, на которую она опирается и влияет. Вторая цель: попытка осмысления творческого композиторского замысла, заключающегося в стремлении открыть свое творчество современной медиапублике.

Для достижения обозначенных целей были поставлены следующие задачи: установить стилевые особенности творчества композитора, раскрыть аспекты эстетики его произведений, провести параллели между архитектоникой, тембровой палитрой композиций и философией дзен-буддизма. Предметом изучения мы определили музыку к кинофильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», а также оркестровую Пассакалью «Тайна ветра и птиц», в которых осуществлена репрезентация китайской культуры, характеризующаяся традиционными тембрами китайских инструментов, стилистикой, смысловыми акцентами, принципом пространственности в организации звуковой палитры, сопрягающегося с сюжетом, костюмами, пейзажами, картинами битв.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые музыка к кинофильму рассматривается во взаимосвязи с философией буддизма. Методологической основой работы являются труды об истории происхождения и бытования буддизма и влиянии его философских идей на эстетику музыки и творчество композиторов [17, 18, 19], теоретические исследования в области киномузыки [20, 21]. Методами исследования стали изучение интервью композитора, компаративный анализ его музыки к кинофильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», оркестровой Пассакальи «Тайна ветра и птиц», что позволило установить стилевые особенности, раскрыть аспекты эстетики его произведений, провести параллели между архитектоникой, тембровой палитрой композиций и философией дзен-буддизма.

Провинция Хунань, с ее административным центром Чанша, близ которого в 1957 году родился будущий композитор Тань Дунь, расположена на юго-востоке Китая. Ее быт, история и культура берут свое начало из глубокой древности. Бытование музыки было связано с ритуалом, а музыкант был сродни шаману, ведущему диалог с божественным началом. На маленького мальчика оказала влияние ритуальная свадебная и похоронная музыка, часто звучащая в их селении. На его вопрос бабушке, зачем такая красивая музыка умершим людям, она объясняла, что «у нас в Хунане ценят только такую музыку, которую будут исполнять, как минимум, 500 лет». Этого критерия по выражению самого композитора, он придерживается в своих сочинениях.

Творческий репертуар композитора выходит за рамки классической музыки, мультимедийного перформанса, восточных и западных традиций. Тань Дунь - обладатель престижных наград, включая премию Грэмми, Оскара, премию Гравемейера, премию Баха, премию Шостаковича и итальянскую премию «Золотой лев» «За заслуги перед

жизнью». Его музыка исполняется в настоящее время во всем мире ведущими оркестрами. Как видный общественный деятель он участвовал в создании музыкального сопровождения Олимпиады в Пекине в 2008 году, открытии выставок, новых общественных центров.

По выражению самого композитора, философия Дзен-буддизма проявляется во фразе: «все является отражением себя». Композитор создает музыку, созвучную его погружению в созерцание объектов природы, поиску красоты этого мира. Его музыка к кинофильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000, реж. Энг Ли), получившая премию Оскар в 2001 году, признана лучшей среди таких серьезных конкурентов, как Рэйчел Портман («Шоколад»), Ханс Циммер («Гладиатор»), Эннио Морриконе («Малена»), Джон Уильямс («Патриот»).

Древняя культура Китая сохранила традиции обращения к музыке как величайшему, таинственному, божественному дару. Элементы сакрального переносятся на музыкальные инструменты, одежды исполнителя, место исполнения музыки. Важна красота движений человека, исполняющего музыку, тембр инструмента, пейзаж, состояние природы в момент исполнения музыки, даже профессия слушателя и его культурно-образовательный статус.

Японский философ Д.Т. Судзуки отмечает, что дзен-философию можно выразить словами: «делать добро, избегать зла, очистить свое сердце - таков путь Будды». Казалось бы, эти заповеди универсальны и для других религиозных конфессий. Есть они и в христианском учении. В монографии А.В. Чебунина «История проникновения и становления буддизма в Китае» излагается следующая притча: «Когда чаньский учитель ответил данными словами на вопрос о сущности буддийского учения, посетитель испытал разочарование: «И трехлетний ребенок сможет это полностью понять». Но учитель чань уточнил: «И восьмидесятилетний старик не сможет это полностью осуществить» [22. С. 94].

Исследователь С.А. Гудимова, занимающаяся изучением музыкальной эстетики Европы, Индии, Китая, Японии, отмечает: «Известно, что в период Хань (206-220 гг. до н.э.) космологические представления древности, связанные с культом Неба - Земли, превратили пространственный принцип в организующее начало хореографического искусства: танцевальная схема вписывалась в квадрат - символ Земли - и была ориентирована по странам света. Четкую пространственную ориентацию имели и отдельные движения. Танец начинался в правом верхнем юго-восточном углу сценического квадрата и завершался в противоположном северо-западном, как бы совершая дневной цикл светила. Каждая поза, положение корпуса, головы, рук и ног должны были создавать пространственное равновесие целого» [23. С. 174]. Похожая система пропорциональности в композиции мелодических линий, как и в исскустве каллиграфии, приобретает особое значение в музыке Тань Дуня. Этот же принцип пространственности, заключающийся в единстве музыки, душевных переживаний главных героев драмы, продуманности положений тел актеров в кадре на фоне природы прослеживается в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон».

Саундтрек к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (Crouching Tiger, Hidden Dragon, 2000) режиссера Энга Ли, получившего в 2000 г. Оскар за лучшую оригинальную музыку, можно считать кульминацией творчества Тань Дуня. Причудливо закрученная сюжетная линия следует традициям китайского приключенческого жанра уся с элементами боевых искусств.

В музыке к фильму Тань Дунь сосредоточился на описании эмоциональной трагедии героев, олицетворяющих инь и ян, используя простую оркестровую музыку, соло на одном или двух инструментах с добавлением перкуссии. Мироощущение дзен-буд-дизма пронизывает весь фильм чувством вечного одиночества, связанным с погружением в переживание Абсолюта и отрешенностью от земной жизни. Киномузыка представляет собой разнообразные формы сосуществования этнического, классического,

популярного, мирового стиля: ассимиляцию, цитирование, диалог. Для создания образов героев применяются подлинные китайские инструменты, исполняющие музыку в духе китайского музыкального искусства.

Музыкальный альбом фильма «Крадущийся тигр, затаившийся Дракон» состоит из 14 независимых композиций, а именно:

- Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон (Crouching Tiger, Hidden Dragon);

- Вечный Обет (The Eternal Vow);

- Прерванная свадьба (A Wedding Interrupted);

- Ночной бой (Night Fight);

- Шелковый путь (Silk Road);

- На юг (To the South);

- Через бамбуковый лес (Through the Bamboo Forest);

- Встреча (The Encounter);

- Пустынный пейзаж (Desert Capriccio);

- В старом храме (In the Old Temple);

- Тоска по мечу (Yearning of the sword);

- Печаль (Sorrow);

- Прощание (Farewell);

- Преждевременная любовь (A Love Before ^те).

Влияние дзен-буддизма проявляется в том, что музыка обращается непосредственно к духу человека, и в музыке это выражается через ее медитативный характер, вслушивание в каждый звук и в тишину, из которой звук возникает и где он гаснет. В такой музыке нет «проходящих» нот, находящихся в иерархии, взаимозависимости, как в европейской тональной системе, - важен сам звук, а не звуковые взаимосвязи.

Для буддизма характерна простота. Вычурные формы выражения идей отбрасываются в китайском искусстве, и в саундтреке к фильму мы не найдем сложных форм, характерных для западного искусства. Основная музыкальная мысль, тема варьируется, меняется тембр инструментов, фактура, возможны изменения ритмических фигур или жанровое преобразование. Образцом такой композиции является тема «Вечный обет» (Eternal vow). Роль солирующего инструмента в большинстве музыкальных композиций в фильме выполняет виолончель, имитирующая приемы игры на традиционных смычковых китайских инструментах - эрху или матоуцине1. Как мы знаем, у виолончели низкий диапазон и глубокий тон. В музыкальном сегменте «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Тань Дунь использовал виолончель для моделирования стиля игры матоуцина. Благодаря таким техникам игры, как натягивание струн, протирание и скольжение, он полностью отражает очарование китайских национальных инструментов. С помощью этих приемов создается эффект восточного колорита. При этом тембр виолончели прекрасно сочетается с трагическим колоритом фильма, полностью подчеркивая его содержание.

Инструментальная музыка в фильме выполняет фоновую функцию. Исключение -вокальная песня «Преждевременная любовь», построенная на начальной теме, проходящей через весь фильм, а в конце ассимилирующей китайскую тему в европейской традиции. Песня сопровождается эстрадно-симфоническим оркестром с включением традиционных китайских инструментов: струнной щипковой пипы, деревянного духового хулуси, барабана баньгу, гонга чжун. Музыка к кинофильму получила вторую жизнь, перейдя от статуса прикладного жанра - к неприкладному (концертному) сложному синтетическому жанру: Концерта для виолончели, видео и камерного оркестра (в шести частях), а также в создании Тройного концерта для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра (в четырех частях), Сонате для виолончели и фортепиано.

1 Матоуцинь - традиционный монгольский струнный смычковый инструмент, напоминающий бас-виолу, головка грифа которого украшена не завитком, а резной деревянной головой лощади. Распространен в Китае наряду с эрху.

Гораздо позднее, чем появилась музыка к кинофильму, Тань Дунь создает свою оркестровую Пассакалью «Тайна ветра и птиц». Обращение композитора к жанру пассакальи связано, по нашему мнению, с изучением творчества Шостаковича, о чем сам Тань Дунь рассказывает в своем интервью в российской телепередаче «Энигма». Пассакалья (2015) - это заказное произведение Карнеги-Холла и Национального молодежного симфонического оркестра Соединенных Штатов. Во время выступления музыканты на сцене и зрители обязаны следовать указаниям дирижера и в соответствующее время воспроизводить записи пения птицы, предварительно загруженные на смартфон. Концепция композитора включает акустические эксперименты, основанные на применении новейших технических возможностей, а также тембровых возможностей китайских инструментов для воплощения своих творческих идей. Звуковое пространство в век мировой глобализации и новаций обогащается коммуникативными возможностями темброформы2 как показателя интеллектуальных, философских, духовных, образовательных достижений общества, воплощенных в музыкальном искусстве.

Подтверждение этой мысли мы находим в статье В.Н. Юнусовой: «Таким образом, мультикультурализм Тань Дуня строится на конкретных принципах соединения культур: это диалог (Восток - Запад; традиции внутри китайской культуры), синтез музыкальных культур на основе принципа древней китайской философии 1+1=1, и ассимиляция многочисленных элементов разных культур в единое целое. В основе этих принципов лежит прежде всего их соответствие параметрам китайской философии, культуры, мировоззрения. В результате возникает важное качество его музыки: композитор дает возможность слушателю найти лично ему близкие черты, в соответствии с его (слушателя) культурным опытом. Поэтому музыка Тань Дуня одинаково интересна как в Китае, так и далеко за его пределами» [13. С. 248]. В Пассакалье, как и в композиции «Вечный Обет» (The Eternal Vow) к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», соединены европейские традиции вариаций на basso ostinato в организации формы произведения с тембровой импровизационностью восточной инструментальной музыки.

Шумовой звук в традиционной музыке Китая и Японии является отличительной чертой звуковосприятия. Он рисует звукообразы падения осенних листьев, бамбуковый шелест, журчания ручейка, что создает ощущение пребывания в естественной природной среде.

Композитор Тань Дунь является представителем современного музыкального искусства, новатором в симфонической, оперной и киномузыке. Для его сочинений характерны смешение различных музыкальных традиций, мультимедийность, театрально-ритуальный характер, эксперименты в создании «органической музыки». Музыка Тань Дуня, созданная в соответствии с его новаторскими художественными идеями, органично сочетает в себе китайские национальные элементы, принося зрителям сильные эмоции и даря аудиовизуальный праздник.

В современном мире неизбежно, что музыка со всего мира будет обмениваться и интегрироваться друг с другом в разнообразной форме. Философия буддизма учит человека жить в гармонии с природой. Это взаимодействие природы и человека композитор передает в своих произведениях через звуки воды, шорох бумаги, стук камней, пение птиц. Эти природные, «органические» звуки для несведущего западного слушателя являются своеобразным «перформансом», словно пронизанным манифестом

2 Термин исследователя А.Г. Алябьевой, сформулированный ею в статье «О природе континуальных и дискретных свойств темброформы» // «Культурная жизнь Юга России». № 4 (42). Краснодар, 2011. С. 19-21. «Под темброформой в узком смысле понимается качественная характеристика звука, которая охватывает тембр, артикуляцию, динамику, регистр, высоту, ритм. Она во многом зависит от устройства инструмента. В широком смысле этот термин обозначает начало, объединяющее не только музыкальные средства выразительности, но и другие возможные средства воздействия, например, параметр цвета» [24. С. 21].

"Культурная жизнь Юга России" 3 6 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

экологического движения. Но это не совсем так. Соединяя границы восточной философии и классической теории музыки, Тань Дунь удостоился права называться послом доброй воли ЮНЕСКО. Корпус послов представлен видными общественными деятелями, чье всемирное признание содействует популяризации идей и программ Организации в области образования, науки и культуры. Благодаря Тань Дуню все больше людей в мире слушают и понимают китайское национальное искусство, китайскую национальную музыку на мировой музыкальной арене.

Литература

1. Синельникова О.В. Восток и Запад в мультимедийных проектах Тан Дуна // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2020. № 53. С. 157-172.

2. Юнусова В.Н. Тань Дунь «Герой»: музыка к фильму и Концерт // Музыка в пространстве медиакультуры. Краснодар: КГИК, 2021.

3. Петров В.О. «Призрачная опера» Тан Дуна: к определению концепции цикла // Израиль XXI. Музыкальный журнал. 2010. № 3 (21). С. 7.

4. Петрунина С. «Бумажный концерт» как феномен звучащего мира в творчестве китайско-американского композитора Тань Дуня // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. М.: Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2021. С. 279290.

5. Синь С. Концерты Тан Дуна для скрипки с оркестром «Из Пекинской оперы» и «Любовь»: опыт сравнительной характеристики тематизма // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2020. № 2 (56). С. 91-99.

6. Цинлин С. Китайский импрессионизм в цикле для фортепиано Тань Дуня «Восемь воспоминаний в акварели» // Университетский научный журнал. 2018. № 41. С. 106-120.

7. Ян Т. Тан Дун. «Воспоминания о восьми картинах»: диалог традиций // Университетский научный журнал. 2019. № 48. С. 243-253.

8. Сергеева Т.С. Мультимедийные эксперименты в творчестве Тан Дуна как новый синтез искусств // Музыка. Искусство, наука, практика / № 2 (22) 2018. С. 81-88.

9. Синельникова О.В. Тан Дун: «Я хочу стать Бетховеном» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 4 (10). С. 29-33.

10. Ян Т. Творчество Тан Дуна в контексте современной музыкальной культуры и мультимедиа // Университетский научный журнал. 2019. № 50. С. 167-174.

11. Сунь Я. Музыка современного Китая: творчество Тань Дуня. // Музыкальная культура глазами молодых ученых. Сборник научных трудов / ред.-сост. Н.И. Верба. Санкт-Петербург, 2019. С. 95-99.

12. Дун Ш. Камерно-инструментальная музыка Китая на рубеже ХХ-ХХ1 веков в контексте диалога традиций Востока и Запада // Университетский научный журнал. 2020. № 57. С. 138-147.

13. Юнусова В.Н. О принципах взаимодействия культур в творчестве китайско-американского композитора Тань Дуня // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы: сборник статей по материалам Международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) / под общей научной редакцией Я.И. Сушко-вой-Ириной [ред.-сост. М.Л. Зайцева, Р.Р. Будагян]. 2021. С. 243-249.

14. Кисеева Е.В., Кисеев В.Ю. Специфика работы с текстами в ранних операх Тан Дуна. К проблеме обновления оперного жанра в творчестве американских композиторов на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Проблемы музыкальной науки. 2019. № 4 (37). С. 111-119.

15. Серегина Н.С. «Глобальная опера» Тань Дуня «Первый император» и прото-язык мировой культуры // Искусство, дизайн и современное образование: материалы

международной научно-практической конференции. Сер. «Научные труды РГСАИ», 2015. С. 208-216.

16. Лю Б. Веристский строй оперного творчества Тан Дуна // Вюник Нацюнально! академи керiвних кадрiв культури i мистецтв. 2014. № 3. С. 170-175.

17. Судзуки Д.Т. Очерки о дзэн-буддизме. В 3 ч. СПб.: Наука, 2002-2005.

18. Тао Х. Художественные особенности и философские идеи в произведении Тань Дуня «Круг с четырьмя трио» // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53. С. 117-121.

19. Юнусова В.Н. Феномен буддийской медитации в традиционной музыкальной культуре и восточном авангарде // Музыковедение. 2012. № 5. С. 27-33.

20. Рычков К.Н. Музыка в современном коммерческом кинематографе США: проблемы истории и теории: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2013. 375 с.

21. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста. На материале художественного и анимационного кино. Санкт-Петербург: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2017. 384 с.

22. Чебунин А.В. История проникновения и становления буддизма в Китае: [мо-ногр.]. Улан-Удэ, 2009. 278 с.

23. Гудимова С.А. Музыка в контексте культуры: сб. ст. / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Культурологии / отв. ред. Галинская И.Л. М., 2017. 447 c.

24. Алябьева А.Г. О природе континуальных и дискретных свойств темброформы» // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 4 (42). С. 19-21.

Buddhism and the Aesthetics of Tan Dun's Music

Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South, 2021, 2 (81), 31-99. DOI: 10.24412/2070-075X-2021-2-31-39

Oksana N. Beznisko, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Zhou Shuyu, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Keywords: Tan Dun, Buddhism, "organic music", film music, principle of spatiality, timbre form, variation.

The article considers the works of Tan Dun, a modern Chinese composer, conductor, performer. The relevance of the topic is due to the insufficient study of the composer's works along with his increased popularity in the field of composing film music, operas, symphonies and music of instrumental genres. In the study, two interrelated aims are set: 1) to correlate the complex, multi-component sphere of Chinese traditional musical art with the traditions of world classical culture; 2) to identify the composer's creative decisions in an effort to bring his works closer to the modern media public. The subject of the study is the music for Crouching Tiger, Hidden Dragon and Passacaglia: Secrets of Wind and Birds. Analyzing them, the authors establish the style features of the composer's works; reveal aspects of the aesthetics of his works; draw parallels between architectonics, the timbre palette of his compositions and the philosophy of Buddhism. The latter teaches a person to live in harmony with nature. The composer conveys this interaction of nature and man in his works through the sounds of water, rustling paper, knocking stones, singing birds. The analysis of Tan Dun's music showed that his compositions are characterized by a mixture of various musical traditions in thematism, instrument timbers, and the structure of works. The main findings of the study are: (1) the composer's style is manifested in the theatrical and ritual nature of not only opera works, but also film music; (2) instrumental projects are characterized by multimediality, timbre forms, experiments in the creation of "organic music"; (3) the thematicism of the works is connected with the aesthetics of the East, Buddhism,

and the principle of spatiality is involved in the organization of the sound palette; (4) forms of works combine the traditions of the West and the East, variation is actively involved in the development of the topic.

References

1. Sinelnikova, O.V. (2020) Vostok i Zapad v mul'timediynykh proektakh Tan Duna [East and West in Tan Dun's Multimedia Projects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarst-vennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 53. pp. 157-172.

2. Yunusova, V.N. (2021) Tan Dun "Geroy": muzyka k fil'mu i Kontsert [Tan Dun, Hero: Music for the Film and Concert]. In: Muzyka v prostranstve mediakul'tury [Music in the media culture space]. Krasnodar: Krasnodar State Institute of Culture. pp. 35-42.

3. Petrov, V.O. (2010) "Prizrachnaya opera" Tan Duna: k opredeleniyu kontseptsii tsikla [Ghost Opera by Tan Dun: To the Definition of the Concept of the Cycle]. Izrail' XXI. Muzykal'nyy zhurnal. 3 (21). p. 7.

4. Petrunina, S. (2021) [Paper Concert as a Phenomenon of the Sounding World in the Work of the Chinese-American Composer Tan Dun]. Iskusstvo kak fenomen kul'tury: traditsii i perspektivy [Art as a phenomenon of culture: traditions and prospects]. Conference Proceedings Moscow: Kosygin Russian State University. pp. 279-290.

5. Xing, X. (2020) Tan Dun's Concertos for Violin and Orchestra "Out of the Peking Opera" and "Love": An Experience of the Themes' Comparative Characterization. Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniy. 2 (56). pp. 91-99. (In Russian).

6. Qingling, S. (2018) Kitayskiy impressionizm v tsikle dlya fortepiano Tan Duna "Vosem' vospominaniy v akvareli" [Chinese Impressionism in Tan Dong's Piano Cycle Eight Memoirs in Watercolor]. Universitetskiy nauchnyy zhurnal. 41. pp. 106-120.

7. Yan, T. (2019) Tan Dun. "Vospominaniya o vos'mi kartinakh": dialog traditsiy [Tan Dun. Memories of Eight Paintings: A Dialogue of Traditions]. Universitetskiy nauchnyy zhurnal. 48. pp. 243-253.

8. Sergeyeva, T.S. (2018) Mul'timediynye eksperimenty v tvorchestve Tan Duna kak novyy sintez iskusstv [Multimedia Experiments as a new synthesis of arts in Tan Dun's works]. Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika. 2 (22). pp. 81-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sinelnikova, O.V. (2020) Tan Dun: "Ya khochu stat' Betkhovenom" [Tan Dun: I Want to Become a Beethoven]. Vestnik Saratovskoy konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya. 4 (10). pp. 29-33.

10. Yan, T. (2019) Tvorchestvo Tan Duna v kontekste sovremennoy muzykal'noy kul'tury i mul'timedia [Tan Dun's Works in the Context of Modern Musical Culture and Multimedia]. Universitetskiy nauchnyy zhurnal. 50. pp. 167-174.

11. Sun, Ya. (2019) Muzyka sovremennogo Kitaya: tvorchestvo Tan Duna [Music of Modern China: Works of Tan Dun]. In: Verba, N.I. (ed.) Muzykal'naya kul'tura glazami molodykh uchenykh [Musical Culture through the Eyes of Young Researchers]. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia. pp. 95-99.

12. Dun, Sh. (2020) Kamerno-instrumental'naya muzyka Kitaya na rubezhe XX-XXI vekov v kontekste dialoga traditsiy Vostoka i Zapada [Chamber-Instrumental Music of China at the Turn of the 21st Century in the Context of a Dialogue between the Traditions of the East and the West]. Universitetskiy nauchnyy zhurnal. 57. pp. 138-147.

13. Yunusova, V.N. (2021) [On the Principles of Interaction of Cultures in the Works of the Chinese-American Composer Tan Dun]. Iskusstvo kak fenomen kul'tury: traditsii i perspektivy [Art as a Phenomenon of Culture: Traditions and Prospects]. Conference Proceedings. Moscow: Kosygin Russian State University. pp. 243-249. (In Russian).

14. Kiseeva, E.V. & Kiseev, V.Yu. (2019) Spetsifika raboty s tekstami v rannikh operakh Tan Duna. K probleme obnovleniya opernogo zhanra v tvorchestve amerikanskikh kompozitorov na rubezhe XX-XXI vekov [Specifics of Working with Texts in Tan Dun's Early Operas. To the Problem of Updating the Opera Genre in the Works of American Composers at the Turn of the 21st Century]. Problemy muzykal'noy nauki. 4 (37). pp. 111-119.

15. Seregina, N.S. (2015) [Tan Dun's "Global Opera" "The First Emperor" and the Proto-Language of World Culture]. Iskusstvo, dizayn i sovremennoe obrazovanie [Art, Design and Modern Education]. Conference Proceedings. Ser. "Scientific Works of the WGSAI]. Moscow: Nauchnaya biblioteka. pp. 208-216. (In Russian).

16. Liu, B. (2014) Veristskiy stroy opernogo tvorchestva Tan Duna [The Verist System of Tan Dun's Opera Works]. Vestnik natsional'noy akademii podgotovki kadrov kul'tury i iskusstv. 3. pp. 170-175.

17. Suzuki, D.T. (2002-2005) Ocherki o dzen-buddizme. V trekh chastyakh [Essays on Zen Buddhism. In Three Parts]. St. Petersburg: Nauka.

18. Tao, H. (2020) Artistic Features and Philosophical Ideas in the Work of Tan Dun "Circle with Four Trios". Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 53. pp. 117-121. (In Russian).

19. Yunusova, V.N. (2012) Fenomen buddiyskoy meditatsii v traditsionnoy muzykal'noy kul'ture i vostochnom avangarde [The Phenomenon of Buddhist Meditation in Traditional Music Culture and the Eastern Avant-Garde]. Muzykovedenie. 5. pp. 27-33.

20. Rychkov, K.N. (2013) Muzyka v sovremennom kommercheskom kinematografe SShA: problemy istorii i teorii [Music in Modern Commercial Cinema of the USA: Problems of History and Theory]. Art History Cand. Diss. Moscow.

21. Shak, T.F. (2017) Muzyka v strukture mediateksta. Na materiale khudo-zhestvennogo i animatsionnogo kino [Music in the Structure of Media Text. On the Material of Feature and Animated Films]. St. Petersburg: Lan'; Planeta muzyki.

22. Chebunin, A.V. (2009) Istoriya proniknoveniya i stanovleniya buddizma v Kitae [The History of the Penetration and Formation of Buddhism in China]. Ulan-Ude: Poligraf.

23. Gudimova, S.A. (2017) Muzyka v kontekste kul'tury [Music in the Context of Culture]. Moscow: INION RAS.

24. Alyabyeva, A.G. (2011) O prirode kontinual'nykh i diskretnykh svoystv tembroformy [On the Nature of the Continual and Discrete Properties of Timbre Forms]. Kul 'turnaya zhizn' Yuga Rossii - Cultural Studies of Russian South. 4 (42). pp. 19-21.

УДК 78

DOI: 10.24412/2070-075Х-2021-2-39-47

Е.В. Бабенко, А.П. Коваленко

КОНЦЕРТНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР «ВИРТУОЗЫ КУБАНИ»: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСКОГО ОБЛИКА

Статья посвящена русскому народному оркестру «Виртуозы Кубани». Это первая попытка научного осмысления творческой деятельности коллектива. Авторы обращаются к истории возникновения оркестра. В связи с этим упоминаются интересные факты - от выбора названия коллектива, решения организационных проблем до первых репетиций и выступлений оркестра. Характеризуя творческий облик коллектива, авторы рассматривают некоторые черты исполнительского стиля. При этом затрагивается специфика репертуара оркестра, отмечается роль визуального компонента, уточняется содержание статуса коллектива, обозначенного как «концертный».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.