Научная статья на тему 'Буддизм, государство и общество в социально-политическом пространстве современной России'

Буддизм, государство и общество в социально-политическом пространстве современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1191
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
БУДДИЗМ / ТРАДИЦИЯ / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / КАЛМЫКИЯ / БУРЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / BUDDHISM TRADITION / POLITICS / GOVERNMENT / SOCIETY / KALMYKIA / BURYATIA / THE STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Уланов Мерген Санджиевич

В статье рассматривается процесс взаимодействия буддизма с государством и обществом в современной России. Автор отмечает, что на сегодняшний день у российских буддистов отсутствует объединяющая политическая идеология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Buddhism, the state and society in the social and political space of modern Russia

The article deals with the interaction of Buddhism and the state and society in contemporary Russia. The author notes that at present the Russian Buddhists there is no unifying political ideology.

Текст научной работы на тему «Буддизм, государство и общество в социально-политическом пространстве современной России»

В течение последнего столетия буддизм, несмотря на гонения, сохранил свое место в социальнополитическом пространстве России. Более того, с включением формально независимой Тувы в состав СССР буддийское конфессиональное пространство еще более увеличилось. В то же время за прошедший век изменилось само социально-политическое пространство России, что, несомненно, отразилось и на положении буддизма. Россия, пройдя через советский период, фактически стала секулярной страной. Политика атеизма привела к мировоззренческим сдвигам в сознании россиян, что нанесло серьезный удар по позициям буддизма и других традиционных конфессий. В результате трансформации социокультурного пространства религия перестала быть образом жизни для большей части населения России. За время существования советской власти в буддизме, как и в других конфессиях, произошло нарушение баланса между двумя слоями религиозной жизни -

интеллектуальной и бытовой. Сохранился главным образом бытовой буддизм, тесно связанный с обрядовой стороной вероучения и традиционной культурой.

Социально-политические перемены, происшедшие в России после начала процесса перестройки, коренным образом изменили религиозную ситуацию в обществе. Начался процесс религиозного возрождения, который не обошел стороной и буддийские регионы. В то же время перед

традиционным российским буддизмом стоит целый ряд проблем, от решения которых зависит его будущее.

Важной тенденцией развития современного социокультурного пространства России является подвижность населения. В результате этого растет число буддистов, выехавших за пределы ареалов традиционного распространения буддизма, т.е. расселенных «в диаспоре». Причиной миграции населения является как сложная социально-экономическая обстановка в буддийских регионах, так и общемировой процесс глобализации. При этом основными центрами миграции буддистов стали такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург. В сложных условиях инокультурного окружения буддизм выступает как важный консолидирующий фактор. Поэтому вполне естественно, что буддийские объединения «диаспоры» тесно связаны с этническими общинами. Сплоченность и

активность этнических буддийских общин делает их достаточно заметными субъектами

социокультурного пространства. Своеобразие ситуации придает их соприкосновение и взаимодействие с общинами неофитов, в результате чего среди калмыков, бурят и тувинцев, проживающих в Москве и Петербурге, активно распространяется современная «глобализированная» форма буддизма.

Относительно небольшое число буддистов по сравнению с представителями других конфессий и периферийность регионов их массового проживания зачастую позволяют средствам массовой информации игнорировать факт присутствия буддизма в социокультурном пространстве России и не обращать особого внимания на его проблемы. Хотя в российских средствах массовой информации иногда и рассказывается о буддизме, он привлекает внимание главным образом в силу его некоторой экзотичности и необычности для рядового обывателя. При восприятии буддизма достаточно существенную роль еще играют стереотипы, основанные на отображении реалий буддийского мира в терминах европоцентристской и христианоцентристской традиций («оккультизм», «пессимизм» и т.д.). Большая часть статей и репортажей о буддизме посвящена его истории или современному положению за рубежом. Обращение же к местному варианту данной религии связано в основном с национальными праздниками калмыков, бурят и тувинцев. Некоторый интерес в прессе вызывают феномен нетленного тела Хамбо-ламы Итигелова, а также эзотерические гималайские экспедиции академика Э. Мулдашева.

Сравнивая буддизм и ислам в контексте информированности массовой общероссийской аудитории, можно сделать вывод о том, что с последним общество уже сравнительно хорошо знакомо. Можно смело утверждать о том, что ислам сегодня четко осознается как традиционная для социокультурного пространства России религия. В силу широких миграционных процессов ислам фактически стал частью повседневной бытовой ситуации почти во всех регионах России. С буддизмом пока такого не произошло. Несмотря на значительную миграцию в центр из буддийских регионов, а также появление буддистов из числа русских, татар, евреев и других народов, пока еще

рано говорить о широком знакомстве россиян с буддизмом и его влиянии на общественнополитическую жизнь всей страны.

В то же время в таких традиционных буддийских регионах, как Калмыкия, Бурятия и Тува, данная религия оказывает определенное влияние на власть и общество. Особенно важную социальную роль буддизм играет в Забайкалье. В отличие от аполитичного и неструктурированного шаманизма, буддизм здесь является практически единственной консолидирующей силой, способной объединить «разбросанный» по нескольким субъектам Федерации бурятский народ. Не случайно в последние годы сангха Бурятии ведет планомерную и целенаправленную политику распространения буддизма среди западных (иркутских) бурят, придерживающихся в основном шаманизма. Под лозунгами национального возрождения выступают и идеологи бурханизма, считающие, что только буддизм способен спасти алтайцев от ассимиляции.

Важной задачей для российских буддийских организаций является выработка согласованной с основными принципами буддизма собственной гражданской позиции, адекватной современной социальной ситуации и отвечающей запросам верующих. Следует отметить, что у буддийских церквей России на сегодняшний день отсутствует четкая социальная программа, как, например, у РПЦ, принявшей в 2000 г. официальный документ «Основы социальной концепции РПЦ». Поэтому российские буддисты во многом опираются на социальные идеи своего духовного лидера - Его Святейшества Далай-ламы XIV, изложенные, в частности, в известной книге «Представьте себе... Беседы о деньгах, политике и жизни вообще» [1].

Из других проблем традиционного буддизма в социокультурном пространстве современной России можно отметить слабую организованность буддийской сангхи. По существу, сегодня в России нет единой церковной организации. Традиционная буддийская сангха России объединяет главным образом бурятские дацаны, а Центральное духовное управление буддистов является достаточно аморфной и нецентрализованной организацией. Координация действий между буддийскими церковными структурами Калмыкии, Бурятии и Тувы крайне слабая. Каждая церковная организация проводит самостоятельную политику, что, естественно, сказывается на процессе возрождения буддизма. Подобную же ситуацию можно наблюдать и на местном уровне, где многие храмы фактически не подчиняются главам региональных церквей. Нет полного единства и между духовенством и мирянами. Только во время приезда высоких гостей можно наблюдать некоторую согласованность в деятельности центров и общин.

Относительно взаимоотношений буддизма и государства необходимо отметить, что наибольшее внимание религиозной сфере власти уделяют в Калмыкии. Интерес государства к буддизму здесь усилился при К.Н. Илюмжинове, который провозгласил в своей предвыборной программе необходимость создания в Калмыкии мирового буддийского центра по типу Ватикана. Для реализации намеченных планов при президенте Республики Калмыкия был создан Департамент по делам религии, в который входили и религиозные деятели. Несмотря на то, что позже он был упразднен, руководство Калмыкии продолжает поддерживать буддизм. Значительные усилия президент Калмыкии прилагает для организации визитов в Россию Его Святейшества Далай-ламы XIV, индийскую резиденцию которого К. Илюмжинов посещает регулярно.

Если в Калмыкии ведущая роль в государственно-церковных отношениях принадлежит властным структурам, то в Бурятии можно наблюдать обратный процесс. Местные власти здесь на протяжении последних лет стараются не вмешиваться в духовные дела буддистов, зачастую отстраняясь от их проблем. При этом сами бурятские буддисты принимают активное участие в деятельности общественно-политических организаций и в различных политических кампаниях. Так, в Народный Хурал Республики Бурятия избирался лама Ф. Самаев, на выборах в Государственную Думу Российской Федерации выдвигался лама Н. Илюхинов. Бурятские буддисты приняли участие и в создании Конгресса бурятского народа, президентом которого стал председатель Буддийского фонда Е. Егоров. Бурятское отделение Христианско-демократической партии России, названное Буддийско-христианским союзом, также было создано буддистами при нейтральном отношении к нему со стороны РПЦ и других христианских конфессий [2, с. 248].

Спецификой государственно-церковных отношений в Бурятии долгое время являлись напряженные отношения между местной властью и сангхой в лице традиционной сангхи России,

руководство которой обвиняло бывшего президента Бурятии Л. Потапова в игнорировании духовных интересов бурятского народа. Однако вражда с республиканскими властями не помешала лидерам ТБСР оставаться верными сторонниками федеральной власти. Хамбо-лама Д. Аюшеев часто подчеркивает, что федеральное правительство заинтересовано в существовании сильной, централизованной и преданной интересам России буддийской церкви. Одновременно бурятская сангха стремится распространить свое влияние на другие коренные народы Сибири, которые, по мнению Аюшеева, став буддистами, будут убежденными россиянами, что приведет к исчезновению почвы для сепаратизма [3].

В современной Бурятии борьба между приверженцами модернизации и консерваторами привела к расколу традиционной буддийской сангхи. Оппозицию Хамбо-ламе Д. Аюшеву возглавил лама Нимажап Илюхинов, который активно участвовал в демократическом движении, был членом христианско-буддийского союза (отделения Христианско-демократического союза в Бурятии), принимал участие в выборах в Государственную Думу от демократических сил. Последователи Илюхинова считают, что буддизм должен стать духовной основой демократического развития Бурятии. Бурятские неообновленцы признают ценность других школ и направлений буддизма и лояльно относятся к их распространению в социокультурном пространстве России. Они также с симпатией относятся к западному буддизму и устанавливают всесторонние связи с европейскими буддийскими центрами. При этом модернисты, в отличие от консерваторов, в значительной степени ориентированных на Монголию, придают большое значение духовным связям с тибетскими учителями и особенно с Далай-ламой XIV [3]. Последний факт можно объяснить тем, что в Монголии пытаются возродить традиционную форму буддизма, в то время как тибетские наставники в основном стремятся учитывать современные реалии.

Итогом раскола внутри буддийской церкви Бурятии стало создание новой общебуддийской организации - Духовного управления буддистов РФ. В отличие от жестко централизованной традиционной буддийской сангхи, новая организация построена на демократических принципах. По сути, она является ассоциацией самостоятельных дацанов и общин, принадлежащих к различным течениям буддизма. Традиционная школа Гелуг в Духовном управлении буддистов долгое время была представлена небольшим количеством бурятских дацанов и общин. Однако в последние годы присутствие «желтошапочной» традиции заметно увеличилось за счет калмыцких и тувинских общин, которым импонирует более мягкий и либеральный стиль управления данной организации. Подобные характеристики, а также отсутствие ярко выраженного этноцентризма способствовали вхождению в Духовное управление буддистов русскоязычных общин из Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других крупных городов.

В Туве буддизм также оказывает достаточно значительное влияние на политическую жизнь общества. Серьезный интерес к буддизму политическая элита Тувы стала проявлять еще на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. Национальное движение и националистические партии в Туве в этот период пытались взять на вооружение буддийскую идеологию, провозглашая необходимость возрождения нравственных и культурных ценностей буддизма. Однако буддийское духовенство не проявило интереса к националистическому движению. Более того, материалы социологических исследований показывают, что после столкновений на этнической почве, имевших место в Туве в начале 90-х гг. именно религиозный (буддийский) фактор сыграл здесь миротворческую и стабилизирующую роль [4, с. 29].

Влияние буддизма в Туве и его стремление взаимодействовать с органами власти проявляются в принятии различных соглашений, в частности, о мерах по сохранению природы между Государственным комитетом республики по защите окружающей среды и Управлением Кымбы-ламы. Высшее руководство республики регулярно встречается с буддийскими деятелями, принимает участие в религиозных праздниках и церемониях [5, с. 217].

Среди тувинской политической элиты широко распространено убеждение, что буддизм как важный этноинтегрирующий и стабилизирующий фактор должен утвердиться в качестве идеологической основы тувинской государственности и общественно-политической жизни республики. Поэтому неслучайно в тувинское религиозное общество «Манджушри», объединяющее

мирских последователей буддизма, входит немало государственных служащих, депутатов парламента, представителей деловых кругов [5, с. 219].

Следует отметить, что уровень политической самоидентификации буддистов в нашей стране достаточно высок. Так, согласно опросам Исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН, идейно-политическая самоидентификация российских буддистов наиболее высокая среди представителей всех религий страны. Исследование продемонстрировало, что респонденты во всех охваченных им конфессиональных группах в основном не идентифицируют себя ни с каким-либо конкретным политическим движением или партией. При этом в большинстве религиозно-мировоззренческих групп подобный ответ дали не менее половины опрошенных - от 50 до 74 %. Исключение составили лишь буддисты, среди которых доля «нейтральных» ответов составила только 34,3 % [6, с. 106].

По поводу политической активности буддистов необходимо отметить, что во второй половине ХХ в. отношение многих буддийских деятелей к общественно-политической деятельности изменилось. В связи с этим можно привести высказывание Далай-ламы XIV, считающего ошибочным мнение о том, что «нравственный человек должен воздерживаться от занятия политикой, так как в политике отсутствуют этические и моральные принципы. Подобный подход, - пишет духовный лидер буддистов, - является неверным, потому что политика, которая лишена этики, более не приносит выгоду человеку и его сообществу, а жизнь без моральных принципов делает человека не многим отличающимся от зверя» [7, с. 133-134].

В то же время на сегодняшний день у российских буддистов отсутствует объединяющая политическая идеология. Такой идеологией вряд ли может стать западничество, буддийский фундаментализм или национализм. Наиболее близка и естественна российскому буддисту, на наш взгляд, именно евразийская идея, дополненная и переработанная с учетом современных реалий и требований.

Литература

1. Далай-лама XIV, Уаки Фабьен. Представьте себе... Беседы о деньгах, политике и жизни вообще. М., 2007.

2. Жуковская Н.Л. Мир традиционной Монгольской культуры. Н.-Й., 2000.

3. Филатов С. Бурятия: евразийство в буддистском контексте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.religare.ru/monitoring41641 .htm.

4. Монгуш М.В. Традиционные и нетрадиционные конфессии в Туве // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2007. № 1.

5. Уолтерс Ф. Религия в Тыве // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб., 2002.

6. Мчедлов М. Религиозная идентичность и социальные предпочтения // Свободная мысль. 2006. № 4.

7. Далай-лама XIV. Ответственность и добросердечие. СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.