Научная статья на тему 'БУДДИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

БУДДИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
403
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / БУДДИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОЗАВИСИМОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ / НЕВЕДЕНИЕ / ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Максимова Ольга Александровна

Современный научный мир характеризуется развитием философского дискурса и форсайт-исследований по поводу дальнейшего пути развития образования в условиях совершенно новых, глобальных по своим масштабам, вызовов современному обществу. В данном контексте, на наш взгляд, особого внимания заслуживает буддийская образовательная традиция, обладающая эвристической ценностью для создания новых образовательных парадигм, для формирования совместных интегрированных образовательных систем Запада и Востока. Отмечается, что буддизм необходимо рассматривать не только как мировую религию, но и как уникальную систему образования, имеющую глубокие философские основания. Системы и методы буддийской образовательной традиции коррелируются с научно-теоретическими подходами, принятыми в современной западной философии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BUDDHIST EDUCATIONAL TRADITION: PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

The article deals with the problem of new challenges that modern society faces globally and the analysis by the scientific world the philosophical discourse and foresight research related to the education development perspectives. In our opinion, special mention in this regard should be made of Buddhist educational system, which has heuristic value for the development of new educational paradigms and combined integrated educational systems of the West and the East. We consider Buddhism not only as a world religion but also a unique educational system with deep philosophical foundations. The systems and methods of the Buddhist educational tradition are correlated with scientific and theoretical approaches generally used in modern Western philosophy of education.

Текст научной работы на тему «БУДДИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 294.3 DOI: 10.53315/1995-0713-2021-52-4-131-137

ББК 86.35

О.А. Максимова

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

БУДДИЙСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Современный научный мир характеризуется развитием философского дискурса и форсайт-исследований по поводу дальнейшего пути развития образования в условиях совершенно новых, глобальных по своим масштабам, вызовов современному обществу. В данном контексте, на наш взгляд, особого внимания заслуживает буддийская образовательная традиция, обладающая эвристической ценностью для создания новых образовательных парадигм, для формирования совместных интегрированных образовательных систем Запада и Востока.

Отмечается, что буддизм необходимо рассматривать не только как мировую религию, но и как уникальную систему образования, имеющую глубокие философские основания. Системы и методы буддийской образовательной традиции коррелируются с научно-теоретическими подходами, принятыми в современной западной философии образования.

Ключевые слова: буддизм, буддийское образование, философия образования, взаимозависимое происхождение, неведение, знание.

O.A. Maksimova

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE BUDDHIST EDUCATIONAL TRADITION: PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS AND PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT

The article deals with the problem of new challenges that modern society faces globally and the analysis by the scientific world the philosophical discourse and foresight research related to the education development perspectives. In our opinion, special mention in this regard should be made of Buddhist educational system, which has heuristic value for the development of new educational paradigms and combined integrated educational systems of the West and the East.

We consider Buddhism not only as a world religion but also a unique educational system with deep philosophical foundations. The systems and methods of the Buddhist educational tradition are correlated with scientific and theoretical approaches generally used in modern Western philosophy of education.

Key words: Buddhism, Buddhist education, philosophy of education, interdependent origin, ignorance, knowledge.

Современное образование: кризис и поиск новой парадигмы развития.

Современный научный мир характеризуется развитием философского дискурса и форсайт-исследований по поводу дальнейшего пути развития образования в условиях совершенно новых, глобальных по своим масштабам, вызовов современному обществу (бедность и социальное неравенство, экономические кризисы и глобальная безопасность, пандемия, миграционные и демографические процессы, проблемы экологии, развитие NBIC-технологий и искусственного интеллекта и др.). Таким образом, мы являемся свидетелями кризиса и исчерпания прежней системы образования. Университеты сейчас находятся в совершенно иной социокультурной ситуации.

Все это актуализирует поиск новой парадигмы образования, необходимость рефлексивного осмысления «вопроса о современном университете и всего его социокультурного контекста» [4, с. 39].

Занимаясь поиском новых решений относительно того, какое образование будет соответствовать запросам современного общества, ученые комплексно подходят к рассмотрению системы высшего образования: с точки зрения исторического развития и тенденций, с позиции структурных реформ института образования, изменения подходов к обучению, кадровой политики, а также с точки зрения содержания программ обучения и т.д., рассматривают аксиологический подход как философию образования.

В этой связи актуализируются дискуссии об «азиатских ценностях», диалоге Востока и Запада, Европы и Азии, в том числе и в сфере образования и науки. Сложилось так, что (по крайней мере, в России) наука и философия в основном носили ярко выраженный европоориентированный характер. Мировая философия понималась, прежде всего, как история западной философии, не принимались во внимание традиции древнекитайской или древнеиндийской философской мысли, а история университетов отождествлялась с Европой. Однако сейчас становится очевидным то, что ученые отходят от прежних устоявшихся европоцентристских позиций, обращая внимание на уникальное богатое наследие философской мысли Востока.

В данном контексте, на наш взгляд, особого внимания заслуживает буддийская образовательная традиция, обладающая эвристической ценностью для создания новых образовательных парадигм, для формирования совместных интегрированных образовательных систем Запада и Востока.

Следует отметить, что буддизм, буддийская философия характеризуются целостным учением о мире и человеке, их глубинной взаимосвязи. На всех этапах своего историко-культурного развития ценности буддизма транслировались, прежде всего, через образовательные институты, формируя уникальную образовательную традицию. В этом контексте буддизм необходимо рассматривать не только как мировую религию, но и как уникальную систему образования, имеющую глубокие философские основания.

Что касается академических программ изучения буддизма в университетах (Buddhist Studies), то на сегодняшний день такие программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры открыты в университетах Гамбурга, Бонна, Гейдельберга, Вены, Ягеллонский, Макгилла, Британской Колумбии и др. В тех странах Азии, где исторически распространился тибетский буддизм, - это целые буддийские институты: институт Ранджунг Еше (Непал), международный институт Кармапы (Индия) и др. Также программы изучения буддийских наук, письменности открыты в университетах Японии, Гонконга и др.

Знание в буддизме. Знание в буддизме, в противовес незнанию/неведению, само по себе имеет высокую ценность. Еще в древней Индии знание имело особую ценность в обществе, было почитаемо, и его обретение становилось жизненной целью индивидов. «Даже боги завидуют мудрым, - сказано в «Дхаммападе». - Если кто-нибудь говорит или делает с истинным знанием, то за ним следует счастье как неотступная тень» [1, с.4].

Такие понятия, как знание, постижение, понимание, опыт, мудрость, присутствуют напрямую и косвенно в буддийском учении/образовании в целом. «Знание (санскр. jn~a-na, тиб. shes pa, ye shes) - в отличие от современного представления о знании как сумме сведений (информации) обо всём - в буддизме рассматривалось только применительно к Законоучению (Дхарма), пути к Просветлению (марга),

искусным средствам (упайя-каушалья) духовного освобождения, помогающим на Пути, состраданию (каруна) по отношению к другим существам и т.д.» [2, с. 229]. Знание в буддийской философии выполняет функцию антидота или противоядия, как бы вытесняющего незнание/неведение. «Неведение (санскр. avidya-, тиб. ma rig pa) -кардинальное понятие буддизма, один из трёх глубочайших корней череды рождений (сансара), растущий в силу незнания причинной связи кармических деяний и их последствий. В Махаяне и Ваджраяне назвали второй вид Н. (неведения - О.М.). - незнание абсолютной истины, абсолютной реальности и пустоты (шуньята)» [2, с. 296]. А неведение же, в свою очередь, является причиной всех проблем, неурядиц, страданий и негативных явлений.

Термин «неведение». Приведем художественную метафору для лучшего представления, что такое «неведение». На изображениях колеса сансары первое звено -неведение - изображено в виде старого слепого человека. «Это можно сравнить со слепой старухой, которая хотела бы попасть в умиротворенное место, где можно насладиться свежей и вкусной едой и напитками; но, будучи немощной ввиду пожилого возраста и слепоты, вместо того чтобы попасть в желаемое место и исполнить свои желания, она падает со скалы в глубокую топь, поглощает несвежую, испорченную или даже ядовитую пищу и питье, таким образом, сильно заболевает» [12, с.27].

Категория «неведения» или неинформированности в буддизме предполагает не уничижительное определение качества живых существ, а больше категорию непонимания себя и своего места в этом мире. Несмотря на то, что все мы разные, у всех существ одинаковое стремление к счастью, но нередко это не учитывается. У отдельного индивида имеется свой сложившийся взгляд на вещи, в соответствии с социокультурными, географическими условиями, с этим связаны и поведенческие паттерны. То есть неведение может вести к непониманию самого себя, своих истинных желаний и стремлений, других людей и живых существ. Это может касаться непонимания того, как функционирует этот мир и каким законам подчиняется. Буддизм предлагает ознакомиться с философией и приоткрыть эту завесу «неведения». Кроме того, человек, познавший себя и мир, естественным образом становится более открытым, радостным, познающим, созидающим. Таким образом, устранение неведения путем обретения знания приводит к пониманию, позволяющему человеку наиболее полным образом реализовать свой внутренний потенциал.

Неведение с точки зрения концепции «Взаимозависимое происхождение». В рамках 12 звеньев (при условии неведения (1) (тиб. ma rig pa) возникают формирующие факторы (2) (тиб. 'du byed), при условии формирующих факторов - сознание (3) (тиб. rnam par shes pa), при условии сознания - имя и форма (4) (тиб. ming dang gzugs), при условии имени и формы - шесть источников сознания (5) (тиб. skye mched drug), при условии шести источников - контакт (6) (тиб. reg pa), при условии контакта -ощущение (7) (тиб. tshor ba), при условии ощущений - жажада (8) (тиб. sred pa), при условии жажады - схватывание (9) (тиб. len pa), при условии схватывания - существование (10) (тиб. srid pa), при условии существования - рождение (11) (тиб. skye ba). При условии рождения возникают старость и смерть (12) (тиб. rga shi) [7] взаимозависимой цепи, именно с «неведения» начинается «колесо Сансары», ведущее ко всем страданиям, а в итоге к старости, болезни и смерти.

«Взаимозависимое Происхождение - перевод с санскрита названия важнейшего буддийского учения о причинности (пратитья-самутпада, тиб. rten cing 'bral bar 'byung ba), постигнутого Буддой под древом Просветления (бодхи)... [2, с.186-187].

В самом начале «Сутры рисового ростка» цитируются слова Будды: «Монахи, тот, кто видит зависимое возникновение, видит Дхарму. Кто видит Дхарму - видит Будду» [10]. «Сутра рисового ростка» содержит повествование о взаимозависимой природе происхождения/возникновения явлений о том, что явления возникают при сочетании причин и условий. В этом и заключается уникальность учения Будды, объясняющего истинную природу причин и следствий. В энциклопедии «Философия буддизма» оригинальная буддийская концепция причинности характеризуется следующим образом: «Она несомненно является самой древней теорией причинности на инд. (индийской - О.М.) почве, а возможно, и в истории мировой мысли» [11, с.549].

В буддийских поучениях говорится, что каждое живое существо ищет метод достижения счастья и путь избежать страданий. Особенностью существ этого мира (сфера страстей, мир желания) является наличие чувств. Хотя чувства являются истинным богатством, они могут быть по природе 2-х типов: природы счастья и природы страдания.

Поскольку у всего есть причина, возникают вопросы. Какие кармические действия или причины приносят индивиду счастье, а какие - принесут страдание? И, соответственно, какие действия следует (начать) совершать в жизни и от каких действий отказаться? Куда ведет этот путь?

Известно, что Будда учил взаимозависимому происхождению для того, чтобы избавить слушателей от неведения/незнания. Например, от веры в то, что причиной всему является Бог или боги. Здесь он объясняет, что такое карма и т.д. [8].

Взаимозависимое происхождение внешних явлений. Рассмотрим концепцию взаимозависимого происхождения (ее 7 звеньев взаимозависимой цепи, обусловленных причинами и следствиями друг друга) на примере рисового ростка. Т.е. когда мы говорим о рисе, то подразумеваем взаимозависимую, повторяющуюся диалектическую цепь явлений: зерно (1), побег (2), листик (3), росток (4), стебель (5), бутон (6), цветок (7), плод (1) и т.д. Также мы подразумеваем присутствие следующих шести условий/элементов: земля, вода, огонь, ветер, пространство и время [7]. Характерно, что при отсутствии хотя бы одного звена или условия дальнейшее развитие ростка становится невозможным.

Дзонгсар Кхьенце Ринпоче приводит свой пример обусловленности явлений для осуществления следующей задачи: сварить яйцо. Для этого потребуется: яйцо, вода, огонь, посуда, человек (который зажжет огонь, нальет воду в посуду, положит туда яйцо и поставит на огонь, затем выключит огонь) и время. При отсутствии хотя бы одного из этих условий, результат становится невозможным. Сколько бы молитв ни произносилось, при отсутствии всех необходимых внешних условий яйцо не сварится. Например, если нет огня или времени и т.д. [6, с.39].

Явление является внешним, если оно находится вне (потока) сознания. Например, рисовый росток находится вне сознания, это объект внешнего материального мира.

Взаимозависимое происхождение внутренних явлений. Внутренние явления в буддизме - это все те явления, на которые имеет влияние сознание, например, тело. Тело называется «нашим» только в том случае, если мы живы. Таким образом, сознание влияет на тело, т. к. благодаря сознанию индивид может чувствовать, иметь эмоции и состояния, начиная с неведения и заканчивая старостью, болезнью и смертью. Т.е. индивид ощущает физическое существование. Тело имеет ощущения благодаря физическому сознанию. Таким образом, без физического существования, без сознания в этом физическом существовании невозможно говорить о 12-ти звеньях (см. выше).

Т.е. внутреннее взаимозависимое возникновение - это 12 звеньев, как первое звено «неведение» приносит страдания и карму, и описание относится к сознанию, а не к внешним явлениям физического мира [8].

«Неведение» - 1-е звено из 12-ти звеньев взаимозависимого происхождения. С точки зрения буддийской философии, неведение/незнание в целом может касаться двух аспектов:

1. Незнание природы причинно-следственной связи, кармы.

2. Незнание, препятствующее пониманию пустотности явлений [8].

Неведение в буддизме означает не видеть явления такими, какие они есть, а также

видеть их ошибочно. Неведение - это состояние ума, который ошибочно воспринимает объекты. По определению таких мастеров, как Дхармакирти, Бхававивека и Чандракирти, «неведение - это больше, чем отсутствие понимания. Оно несовместимо с благородным знанием, которое верно постигает/понимает реальность. Неведение -это искаженное восприятие объекта и запутанная форма понимания» [13, с.53].

Посредством сознаний органов чувств (визуальное сознание глаз, сознание слуха, сознание обоняния, сознание вкусового восприятия, тактильное сознание) индивид воспринимает объекты. Привычка видеть явления дуалистично, даже если индивид не знает об этом, порождает две концепции: концепцию действительного существования, что явления действительно существуют, что становится базой для цепляния за эго, «я», 5 скандх. Концепция «я» порождает концепцию «мое» и «другие». Индивид говорит: «Я счастлив» или «Я несчастен», думая, что счастье реально и он также реален. Концепции «я реален» и «они реальны» является корнем неведения. До тех пор, пока не будет разрушена эта концепция, индивид не сможет достичь освобождения. Концепция «другие», в свою очередь, приводит к антипатиям/неприязни. Гнев обычно проявляется в отношении других людей/врагов, которые не нравятся. Из-за этих концепций «я» и «другие» индивид испытывает три яда ума: привязанность, гнев и неведение. Если индивид застрял в цеплянии за эго, нет пути выхода из страданий. Это приводит к соответствующим активностям тела, речи и ума (карма). Карма порождается тремя ядами ума [8].

Взгляд буддийской философии. С точки зрения относительной/обусловленной природы явлений рассматривается то, как явления возникают и прекращают свое существование, почему это происходит, т.е. объясняется взаимозависимость явлений.

С точки зрения абсолютной природы явлений, они пустотны по своей природе.

Таким образом, учение о взаимозависимом происхождении выступает в роли моста между двумя истинами, абсолютной и относительной. Это помогает понять, с одной стороны, почему явления возникают, а с другой, почему явления пустотны [8].

Полное понимание взаимозависимой природы происхождения явлений помогает понять неразделимость относительной и абсолютной природы явлений/истин. Взаимозависимое происхождение детально объясняет, как окончательно искоренить причину страдания и достичь абсолютного счастья или абсолютного освобождения.

Неотчужденность знания. Отличительной чертой системы буддийского образования является его особое отношение к знанию, его определению и пониманию. Афанасьева К. С. следующим образом характеризует знание в буддизме: «Знание не отчуждено от своего носителя - знающего, оно составляет с ним единое целое... «Неотчуждённость» знания, индивидуальный подход - черты традиционной системы образования, характерной для древних культур... Самым драгоценным продуктом такого образования является «знающий человек», неотделимый от своего знания.

Вероятно, сказывается ещё и то, что буддийское образование направлено не на накопление знания-материала в головах, а на специфические для буддизма цели -освобождение от страстей, достижение просветления» [3, с.81].

Его Святейшество Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже поделился следующими мыслями с выпускниками Буддийского университета: «Нам известно, что наилучший из всех возможных способов помогать живым существам - это давать образование, потому что предоставление образования неоценимо. Оно остается с человеком навсегда. Это то, что невозможно отнять. Таким образом, это тот бесценный подарок, которым мы можем поделиться с другими. Так, в соответствии с буддийским взглядом, которому мы следуем, мы должны пройти академический курс в непосредственном сочетании с практикой, с медитацией. Это значит, что, чему бы мы ни научились, мы должны включить это в свою жизнь, мы должны пытаться применять эти знания на практике. Не складировать их в наших умах или сердцах просто в виде знания. Но мы должны так или иначе найти способ претворить их в дело. Это самая важная часть» [8]. Эта мысль отражает смысл введения буддийских принципов в светское образование.

Одним из примеров университета, использующего буддийский подход к образованию, является Университет Тохоку Фукуши, Япония (Tohoku Fukushi University), основанный в 1875 году с целью подготовки буддийских священнослужителей. На сегодняшний день в университете функционируют четыре факультета, в сферах: социальное обеспечение, здравоохранение, образование и менеджмент. В целях выполнения эффективной социальной роли университета в меняющихся условиях окружающего мира они следуют буддийскому принципу «Обучение посредством практики», считая, что это обеспечит естественный процесс обучения и внутреннего роста студента, а также и налаживание горизонтальных связей между студентами, учителями, исследователями, практикующими и обществом [15].

Буддийская образовательная традиция и перспективы ее развития. Актуальность решения задачи включения буддийских ценностей в мировую систему образования подтверждает активная позиция Его Святейшества Далай-ламы XIV, выступившего со следующими словами (июль 2021): «Когда сойдет на нет пандемия, я очень хотел бы посетить Дели, увидеться с премьер-министром и другими министрами, а также с профессионалами в сфере образования, чтобы обсудить с ними, как объединить современное образование и древнеиндийское знание... Мое новое обязательство, которое я взял на себя, - возродить древнеиндийскую мысль. Причем действовать в секулярном ключе» [14]. По его мнению, это поможет компенсировать перекос в сторону материальных ценностей, сложившийся в мировом подходе к образованию.

В целом, примечательно то, что в буддийской философии изначально ставится проблема восприятия человеком себя и внешнего мира во главу угла. Прежде чем обращаться к детальному изучению явлений внешнего мира, привитию компетенций, в предмете «Взаимозависимое происхождение» фокус внимания обращен на индивида и его способ восприятия реальности. На это, в первую очередь, делается акцент.

По мнению Афанасьевой К.С., «.современную европейскую модель образования, быть может, удастся совместить с буддийским подходом, если, наряду с необходимостью профессиональных знаний, учитывать также важность преображения, пробуждения личности в процессе образования» [3, с.84].

Можно согласиться с мнением Белимовой В.С. о том, что «буддийская наука об уме сможет найти свое место в западном мире, а западные подходы смогут применяться в буддизме» [5, с. 176].

В философско-компаративистском плане можно отметить, что системы и методы буддийской образовательной традиции коррелируются с научно-теоретическими подходами, принятыми в современной западной философии образования, и имеют эвристическую ценность как для решения конкретных вопросов преподавания, так и для создания совместных образовательных систем на основе диалога Запада и Востока, науки и религии, веры и знания.

Список литературы

1. Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 799 с.

2. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь: монография / В.П. Андросов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - М.: Ориенталия, 2011. - 448 с. (Самадхи).

3. Афанасьева К. С. Значение текста в формировании конечных целей образования в буддийской и европейской университетской традициях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 17. Вып. 1. 2013. - С. 77-85.

4. Бадмаев В.Н. Миссия и идентичность университета // Вестник Калмыцкого университета. - 2015. - № 2. - С. 38-43.

5. Белимова В.С. Наука и буддизм в перспективе межкультурной философии // Вопросы философии. - № 4. - 2021. - С. 168-178.

6. Кхьенце Д. Д. Гуру Пьет Бурбон? - Пер. на рус. М. Васильева, Москва: Ганга, 2018. - 330 с.

7. Мипам Ринпоче. Взаимозависимое возникновение https://royallib.com/read/ rinpoche_mipam/vzaimozavisimoe_vozniknovenie.html#0 (дата обращения: 15.02.2021)

8. Полевой материал: Лекции по предмету «Взаимозависимое возникновение (Dependent origination)» в KIBI, Нью Дели: 2016-2017.

9. Полевой материал: Речь Кармапы XVII Тхайе Дордже в KIBI, Нью Дели: 5.05.2016.

10. Сутра рисового ростка http://abhidharma.rU/A/Vedalla/Content/TK/Rice-sutra.pdf (дата обращения: 1.03.2021)

11. Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц ; Ин-т философии РАН. - М. : Вост. лит., 2011. - 1045 с.

12. Palden Drakpa. Freeing yourself from the cycle. - Dharamsala: Library of Tibetan Works and Archives, 2013. - 93 p.

13. Sonam Rinchen. How karma works: the twelve links of dependent arising. - Boston: Shambhala, 2015. - 139 p.

14. «Когда закончится пандемия: Далай-лама дал новое обещание человечеству» https://ria.ru/20210709/obeschanie-1740502156.html (дата обращения 20.08.2021).

15. The alternate way of 'Learning by Practice' A Buddhist approach to new education https://www.oecd.org/education/imhe/43977584.pdf https://www.tfu.ac.jp/en/ (дата обращения 05.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.