Научная статья на тему 'Брянский государственный университет: концептуальные основы и стратегические приоритеты развития'

Брянский государственный университет: концептуальные основы и стратегические приоритеты развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антюхов А. В.

В статье излагаются основные достижения вуза по ведущим направлениям деятельности, раскрываются концептуальные основания и приоритетные задачи дальнейшего развития университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Брянский государственный университет: концептуальные основы и стратегические приоритеты развития»

УДК-378.4

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

А.В. Антюхов

В статье излагаются основные достижения вуза по ведущим направлениям деятельности, раскрываются концептуальные основания и приоритетные задачи дальнейшего развития университета.

Ключевые слова: концепция развития, миссия университета, инновационная образовательная деятельность, научно-образовательный процесс, единое образовательное пространство.

В этом году Брянский государственный университет отмечает 80-летний юбилей. За период с 1930 по 2010 год он прошел славный путь своего развития и превратился в самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14 тысяч студентов. Вехи новейшей истории вуза убедительно свидетельствуют о его динамичном развитии, упрочении позиций как классического университета.

В 2006 году Брянский государственный университет вошел в Ассоциацию классических университетов России. Университет все больше отвечает признакам мощного полифункционального научно-образовательного комплекса. В структуре вуза 12 факультетов, 64 кафедры, Социально-экономический институт и филиал в г. Новозыбкове, научно-исследовательский институт фундаментальных и прикладных исследований.

Укрепляется учебно-материальная база университета. К услугам ученых и студентов вуза функционирует библиотека, насчитывающая более миллиона экземпляров литературы, единый информационный центр коллективного доступа, 6 благоустроенных корпусов общежитий, санаторий-профилакторий; в учебном процессе задействовано более тысячи единиц компьютерной техники.

Многогранна образовательная палитра: структура подготовки варьирует от гуманитарных, педагогических до инженерных специальностей. Образовательная деятельность осуществляется по 57 специальностям высшего профессионального образования, 24 направлениям бакалавриата и 4 направлениям магистратуры, входящими в состав 9 укрупненных групп специальностей. Значительно расширен спектр программ дополнительного и послевузовского образования.

Университет ориентирован на системное формирование кадрового потенциала и рынка труда, на диверсификацию образовательных программ. Ежегодно открываются новые востребованные работодателями специальности. Выпускники, освоившие основную образовательную программу, подготовлены для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре. Подготовка в аспирантуре ведется по 29 специальностям.

Процесс обучения осуществляется в неразрывной связи с научной и производственной деятельностью студентов.

Значителен вклад ученых университета в науку: в центре внимания проблемы сохранения экосистемы Брянщины, литературное краеведение, археологические исследования, исследования в области нано - и биотехнологий, физики твердого тела и др.

Понимая потребности региона, университет выступил инициатором создания Ассоциации непрерывного образования, объединив 42 учебных заведения Брянска и области. Основная цель Ассоциации состоит в обеспечении единого образовательного пространства, сохранении преемственности, выработке единства требований к уровню подготовки кадров, распространении инноваций в профессиональном творчестве.

Вуз развивается как социально-ориентированное учебное заведение, в котором обучается порядка 4 тысяч студентов из районов Брянской области и ближайшего зарубежья, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Университет является центром воспитательной и культурно-просветительской работы в регионе, в нем созданы полноценные условия для раскрытия творческого потенциала студентов, повышения их социальной обеспеченности и защищенности.

Отвечая вызовам времени, вуз воспринимает меняющиеся условия макросреды как руководство к действию. Так, тенденции международной интеграции и перехода к уровневому высшему образованию обусловили существенное обновление качества подготовки кадров, которое проявилось в том, что в университете:

• достигнуты высокие показатели успеваемости студентов;

• стабилен процент выпускников, получающих диплом с отличием;

• сохраняется высокий конкурс среди абитуриентов при поступлении в университет;

• выпускаются специалисты, востребованные на рынке труда;

• ежегодно ряд студентов становятся стипендиатами Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Ученого совета университета, Благотворительного фонда Э. Василишина и др.

В 2010 году университет успешно прошел очередную государственную аккредитацию и лицензирование.

В соответствии со стратегической целью государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, определенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., университет призван способствовать укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

В соответствии с этим миссия Брянского государственного университета состоит в интеграции ресурсного потенциала по воспроизводству и трансляции культурных ценностей в регионе посредством сохранения, развития и распространения знаний путем научных исследований и интеллектуального творчества, формированию ответственных, активных граждан, а также подготовке высококвалифицированных, мобильных, компетентных специалистов.

Стратегические приоритеты развития Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского определяются рядом устойчивых тенденций в мировом развитии, изменением социально-экономического базиса страны, а также становлением новой ценностно-смысловой характеристики высшего образования, сформулированной в Федеральном законе «Об образовании».

Определяющее воздействие на стратегию и тактику образовательной политики оказывают многочисленные внешние и внутренние факторы экономической, политической, социальной природы. Они неоднозначны по масштабу и значимости.

К этим факторам можно отнести:

- формирование приоритетов международной образовательной и научной интеграции;

-глобализация сферы образования и научно-технической деятельности;

- изменение философии научно-образовательной деятельности и технологической платформы, превращение образования и науки в объект рыночной экономики, коммерциализация результатов деятельности;

- массовый характер высшего образования, становление новых форматов элитарного образования;

- федеральные приоритеты по формированию инновационного характера экономики;

- переход к уровневой системе высшего образования и ориентация на компетентностный подход в обучении, привлечение работодателей к формированию компетенций выпускников и оценке качества образовательных программ;

- изменение структуры рынка образовательных услуг в направлении расширения дополнительных образовательных программ, усиление роли политики, ориентированной на образование в течение всей жизни;

- несбалансированность регионального рынка труда и образовательных услуг и другие факторы.

Указанные выше факторы, оказывающие существенное влияние на всю систему высшего

образования, позволяют сформулировать основные концептуальные положения развития университета:

- повышение качества деятельности и перевод университета на траекторию устойчивого динамичного развития в условиях рыночной экономики;

- развитие и углубление фундаментальных и прикладных научных исследований, инновационной деятельности;

- обеспечение комплексной подготовки специалистов, научных исследований, образовательных и дополнительных услуг, соответствующих государственным стандартам;

- создание в университете культурно-образовательной среды;

- разработка и внедрение инновационных технологий в науке, управлении и учебном процессе;

- создание прочных и продуктивных связей с производственными организациями, ведущими академическими и образовательными учреждениями и центрами;

- формирование в университете духа лидерства и корпоративной культуры, умения жить и побеждать в конкурентной среде.

Рассмотренные концептуальные положения позволяют сформулировать основные цели и задачи развития университета по каждому из направлений его деятельности.

Важнейшими принципами, определяющими академическую политику БГУ, является качество и инновационностъ. Стратегическая линия БГУ направлена на развитие классического университетского образования, опирающегося на взаимодействие образования, фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение в учебный процесс инновационных технологий и имеющего, в конечном итоге, своей целью воспитание творчески мыслящих, образованных, культурных профессионально мобильных специалистов, подходящих ко всем явлениям и процессам, к задачам и проблемам в своей профессиональной деятельности с позиций исследователя, находящих верные решения в непростых реалиях действительности, востребованных на рынке труда.

Приоритетные задачи в области образовательной деятельности:

- сохранение лидирующей роли университета в образовательном пространстве региона;

- обеспечение эффективного функционирования университета как системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в целях ускорения научно-технического прогресса в отрасли;

-формирование адекватного современным отношениям перечня реализуемых образовательных программ, обновление содержания профессионального образования, повышение его качества и соответствия потребностям регионального рынка труда;

- формирование нового поколения гибких образовательных программ бакалавриата и магистратуры, обеспечивающих индивидуализацию и повышение самостоятельности образования каждого студента;

- развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно-и практикоориентированных технологий обучения, осуществление опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, передовых производственных технологий;

-обеспечение интеллектуальными ресурсами приоритетных направлений развития образовательной и научной деятельности БГУ путем оптимизации III 1С:

-формирование и подготовка кадрового резерва с целью омоложения ППС и создание условий закрепления молодых талантливых ученых и педагогов в университете.

В области научной деятельности:

—обеспечение единства научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

-обеспечение условий для развития научных школ, ведущих разработку фундаментальных и прикладных научных проблем в рамках международных, российских и региональных программ;

- повышение эффективности научных исследований за счёт ускоренного внедрения завершенных работ в народное хозяйство, образовательный процесс, увеличения числа патентов на изобретения;

- поддержка ведущих учёных, научных коллективов, создание и стимулирование деятельности научно-исследовательских лабораторий, поддержка научных и научно-педагогических школ, способных инициировать и реализовывать инновационные проекты и обеспечивать опережающий уровень научных исследований и образования;

-проведение многопрофильных и междисциплинарных фундаментальных и прикладных научных исследований, определяющих общий потенциал университета, его престиж и являющихся залогом его успешного развития;

- развитие целостной системы подготовки высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров на основе новейших достижений научно-технического прогресса;

- привлечение учёных вуза для участия в федеральных целевых программах, научных, инновационных программах и в конкурсах грантов, объявляемых министерствами и ведомствами, государственными научными фондами (РФФИ, РГНФ), РАН и отраслевыми академиями, в конкурсах внутривузовских грантов;

- совершенствование процесса управления в области создания и коммерциализации интеллектуальной собственности, а также стимулирование процессов развития малых инновационных предприятий с целью формирования эффективной системы коммерциализации наукоемких разработок и проектов;

- активизация участия преподавателей и студентов во всероссийских, межрегиональных, межвузовских и вузовских научных мероприятиях;

-привлечение в вузовский сектор науки дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств.

В области международной деятельности:

-расширение международного научно-образовательного и научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;

-обеспечение участия студентов и преподавателей вуза в программах международного обмена с целью заключения долгосрочных договоров и разработки совместных проектов в сфере образования и научных исследований;

-проведение международных конференций, симпозиумов, научных семинаров и активное участие в программах международного сотрудничества региона;

- инициирование и привлечение преподавателей и научных сотрудников вуза к членству в международных образовательных организациях.

В сфере воспитательной деятельности:

-реализация компетентностного подхода в воспитательном процессе;

-развитие системы воспитательной работы, обеспечивающей участие студентов и преподавателей в реализации стратегических задач университета;

-создание условий для полноценного раскрытия духовных устремлений обучающихся, их творческих способностей, для формирования гражданской позиции, ответственности за принятие решений;

-формирование воспитывающей среды университета; последовательное сближение линий обучения, воспитания развития личности студента через организацию внеучебной воспитательной работы;

-разработка методов адаптации студентов к рынку труда, диагностирование профессионального потенциала студентов и определение оптимальной траектории карьеры; -развитие системы студенческого самоуправления;

-постоянный мониторинг динамики развития воспитательной работы со студентами и эффективности управления воспитательным процессом в университете. В социальной сфере:

-развитие социальной инфраструктуры образовательного учреждения; -повышение социальной защищенности сотрудников и студентов университета; -развитие системы медицинского обслуживания и профилактики заболеваний обучающихся и сотрудников;

- расширение сферы социально-психологической и правовой поддержки студентов; -создание системы социально-педагогического партнерства с учреждениями социальной и

культурно-досуговой сферы города и области.

Приоритетные направления развития:

-в условиях реструктуризации финансового обеспечения предоставление такого качества образовательных услуг, которое удовлетворяет требованиям всех заинтересованных сторон;

- создание институциональной модели университетского комплекса, совмещающей философию бизнеса и философию культуры, утилитарно-прагматическое с духовным, узкопрофессиональное с общекультурным;

- стимулирование развития научных исследований и инновационной деятельности, обеспечивающее переход от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу.

Таким образом, основной целью концепции развития университета на период 2009-2014 гг. является обеспечение устойчивого динамичного инновационного развития вуза в условиях модернизации системы высшего профессионального образования.

В качестве инструмента для реализации программы развития университета используется стратегическое планирование - комплекс мероприятий, основанных на анализе и прогнозе условий работы высшей школы, определении предназначения университета и его функционирования в современных условиях.

The article presents the main achievements of the university in leading activities, reveals the conceptual basis and priorities for further development of the university.

The key words: The concept of development, the mission is approved, innovative educational activities, scientific and educational process, single educational space.

Список литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992.

2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ф.

3. Болонская декларация (Хартия Европейских университетов). Болонья. Италия. 18 июня 1999

года.

4. Типовое положение о вузе, 2008.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

6. УставБрянскогогосударственногоуниверситетаим. И.Г. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.