Биография в истории
УДК 791 ББК 85.37
Н.Н. Мининкова
«Бронзовый юноша с почти африканским лицом...»: биография актера А.П. Антонова
В статье на основе архивных документов рассказывается о судьбе актера театра и кино А.П. Антонова (1898-1962), известного зрителю по роли матроса Вакуленчука в фильме С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"». Выявленные источники позволяют проследить, как в 1920-е гг. из рабочего московского завода «Динамо» в студии Первого рабочего театра Пролеткульта сформировался актер, сошедший с театральных подмостков в пространство кинематографа. В приложении к статье публикуется письмо А.П. Антонова к С.М. Эйзенштейну, в котором прослеживается история «Железной пятерки», а также настроение и состав коллектива, участвующего в съемках фильма «Генеральная линия» (1928). Выявленные материалы представляют интерес для истории театрального искусства и кинематографа первой половины XX в.
Ключевые слова: пролетарский театр, советский авангард 1920-х годов, история кинематографа, С.М. Эйзенштейн, А.П. Антонов, «Броненосец "Потемкин"»
Актер театра и кино Александр Павлович Антонов (1898-1962) известен широкому зрителю по роли матроса Вакуленчука в фильме С.М. Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"». Прошедшая огранку временем фраза, вложенная в уста мятежного матроса: «Братья, в кого стреляете?», - не лишена гуманистического смысла, возвышающего цену человеческой жизни над беспощадной жестокостью.
Записанная на кинопленку история жизни и судьбы Антонова отражает путь его формирования глубже, чем нарративные источники: биографические документы, письма и воспоминания современников, положенные в основу статьи1. Актер снимался в кино всю
© Мининкова Н.Н., 2023
1 Документы о жизни и деятельности А.П. Антонова выявлены в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина (ГЦТМ). Часть архива А.П. Антонова и его супруги Л.И. Антоновой сохранилась в коллекции Археографической комиссии (отдел археографии Института славяноведения РАН).
свою жизнь. С.М. Эйзенштейн, Л.Д. Луков, И.А. Пырьев, С.А. Герасимов, Я.Б. Фрид - лишь немногие режиссеры, с которыми ему удалось поработать. После мирового успеха «Броненосца "Потемкина"» герои Антонова обладали одним связующим качеством - безликостью. Серьезный, сосредоточенный и волевой порыв его лица со временем уступит место отпечатку, нанесенному временем. Сникшие, тусклые, отягощенные непомерной и разъедаемой тоской образы побуждают зрителя вспомнить строки: «Совесть - ваши лица в этом зале. / Гости и эпохи очевидцы, / Просим: покажите Ваши лица!»2
Истоки трагедии этого безусловно яркого и талантливого человека таит не только его биография, но и контекст эпохи, сковывающий дух и волю, сеющий беспробудный страх, внушающий невыносимое бессилие. «Бесцветные роли трудно расцветить, даже будучи очень талантливым»3, - писал критик об исполнении Антоновым роли начальника пожарной части в фильме Б. Юрцева и К. Юдина «Мяч и сердце» (1935). Типология образов, транслируемая актером: революционеров, военных, шахтеров, партийных начальников, директоров колхозов и совхозов, отразила повседневность, в которой самым сложным оказалось сохранение в человеке человеческого.
Антонов родился 13 февраля 1898 г. в Москве в рабоче-крестьянской семье. Крещен в церкви Великомученика Георгия в Грузинах4. В 1911 г. он окончил 2-е Крутицкое мужское училище и стал работать в слесарно-лекальном цеху на котельном заводе «Динамо» в Симоновой слободе5.
С 1893 г. из тихой окраины Симонова слобода превращается в крупный рабочий поселок. Симфония заводских гудков с предприятий нарушает спокойное, неспешное, размеренное течение жизни. В березовых рощах собираются забастовщики, на гектографах непрерывно печатаются прокламации, случаются разгоны демонстраций, аресты и обыски. Свою первую роль Антонов исполнит в фильме «Стачка» (1924), отразившем предреволюционную заводскую повседневность. События его детства останутся запечатленными на кинопленке.
В его судьбе было не менее важное ответвление, казалось бы, на мгновение затмившее романтику революционных разгулов. «Юноша со стальных заводов» - молодой рабочий Шура Антонов страстно влюбится в сценическое искусство. С 1913 г. в Симоновке под руко-
2 Отрывок из стихотворения А. Вознесенского «Берегите ваши лица» (1968).
3 РГАЛИ. Ф. 1966. Оп. 1. Д. 348. Л. 1.
4 Церковь сохранилась и располагается по адресу: Москва, ул. Большая Грузинская, 13.
5 Основанный в 1897 г. электрический и электромеханический завод «Динамо» (Ленинская слобода, 26) упразднен в 2009 г.
водством артиста Н.Н. Шамина6 был открыт драматический кружок. В самодеятельном театре разыгрывались постановки на основе пьес современного и классического репертуара: М. Горького - «Мещане», «На дне», А.Н. Островского - «Лес», «На бойком месте» [Динамо 1923, с. 123-124]. На подмостках рабочим открывался мир, полный игровой стихии, полета фантазии и столь желанной свободы.
Революционная среда в то время пополнялась новыми подпольщиками, подстрекателями, провокаторами. В 1916 г. за участие в марксистском кружке и распространение нелегальной литературы Антонов был выслан на Урал, но уже в дни Октябрьской революции в составе отряда рабочих Симоновского Военно-революционного комитета участвовал в захвате пороховых погребов района [История завода 1961, с. 16-17] и сражался в боях против юнкеров при взятии Кремля.
Хаос, паника, выстрелы, сотни человеческих тел, брошенных на улицах Москвы. Человек утрачивал не то чтобы сожаление, а удивление при взгляде на безвинно убиенных, положенных на заклание революции. Важно было просто выжить и не сойти с ума. Вспомнит ли это актер, когда будет играть Вакуленчука? С введением НЭПа старых революционеров и подпольщиков охватит не меньший ужас. Поддержат лозунги. Один из них был создан Эйзенштейном: «Помни, пролетарий!» Ведь если возвращаться, то придется снова пройтись по телам, испытывая неминуемую пытку совести.
В 1921 г. Антонов поступает в студию Первого рабочего театра Пролеткульта, располагавшуюся в Москве в бывшем помещении театра «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Театр вновь становится едва ли не единственной попыткой заслониться от жизни. О порядке поступления в Пролеткульт в 1921 г. вспоминал в своих мемуарах режиссер Г.В. Александров:
Желающих поступить в этот год в театр оказалось шестьсот человек, а мест было. шесть. Соотношение один к ста нас не пугало. Мы с Пырьевым успешно прошли испытания и были приняты оба. Были приняты также А. Левшин, М. Гоморов, А. Антонов7.
В первые послереволюционные годы студийное движение Пролеткульта переживало бурный подъем. Строгие юноши, проходя жесточайший отбор, призваны были формировать «пролетарскую
6 Н.Н. Шамин (1886-1966) - актер театра и кино, народный артист РСФСР (1949). В 1918-1957 гг. играл в труппе Малого театра. В 1922 г. окончил Государственные Высшие театральные мастерские (с 17 сентября 1922 г. -ГИТИС), руководимые Вс.Э. Мейерхольдом.
7 Внуковский архив: письма, дневники, фотографии и документы звезд советского кино из собрания А. Добровинского. М., 2017. Т. 1. С. 68.
культуру». На начальном этапе создания студий отрицалось вмешательство педагогов «буржуазного происхождения» в технику существования рабочего на сцене. С критикой такого подхода в 19201921 гг. выступал С.М. Эйзенштейн:
Вы не поверите, что творилось в то время в театре, когда режиссеры сидели и старались, чтобы у молодого студента, симоновского рабочего Антонова или другого само возникало выразительное проявление, которое было бы совершенным проявлением, и все старались не вмешиваться в это дело: как он скажет, как он поймет, так и должно быть. <...> Тогда мы стали проводить иной крен, опираясь на то, что в отношении Пролеткульта говорил Владимир Ильич [Ленин], брали крен на другое: на то, чтобы дать весь материал и все образцы совершеннейших форм культуры, совершеннейшего мастерства и техники этим молодым рабочим, которые приходили к нам в студии и театры Пролеткульта8.
В 1920-1923 гг. театр Пролеткульта находился под опекой Московского Художественного академического театра (далее - МХАТ), руководил труппой В.С. Смышляев - актер Первой студии МХАТ. В качестве основного предмета студентам преподавали систему К.С. Станиславского [Левшин 1986, с. 149].
В 1923 г. Центральная арена Пролеткульта была закрыта. Часть актеров из студии Первого рабочего театра переместилась в оборудованный под театральные представления бывший особняк С.Т. Морозова на Воздвиженке. Там и образовались две труппы - «Рабочий театр» и «Перетру» («Передвижная труппа»).
Наиболее известными из группы молодых энтузиастов, окружавших Антонова, были: Г.В. Александров, М.М. Штраух, А.И. Левшин, М.С. Гоморов, И.А. Пырьев, В.Д. Янукова, Б.И. Юрцев, Ю.С. Глизер9. Все они мечтали стать бродячими артистами. Позднее Александров напишет в своих мемуарах:
Вместо сцены у этого театра будет ковер, который можно расстилать на любой площадке или на дворе, вместо декораций - легкая конструкция, пользуясь которой актеры будут одновременно исполнять акробатические номера, играть, петь, танцевать. Мы назвали свой театр «ПереТру», что означало «Передвижная труппа», но в названии содержался намек на то, что любые трудности мы легко перетрем10.
8 Избранные произведения: В 6 т. Т. 2 / Сост. П.М. Аташева, Н.И. Клейман, Ю.А. Красовский, В.П. Михайлов. М.: Искусство, 1964. С. 127-128.
9 Также в группу входили: И.Ф. Языканов, М.М. Эскин, П. Фокин, М. Отав-ская, В.В. Бурыгин, В.Г. Музыкант, К. Кочин, А. Семеняк, Т. Фокин, В.И. Шару-ев, П. Мартынов, А.П. Курбатов, М.Г. Насонов, Д.Г. Дебабов.
10 Внуковский архив: письма, дневники, фотографии и документы звезд советского кино из собрания А. Добровинского. М., 2017. Т. 1. С. 72.
Опыт первой постановки «Перетру» обозначил утопизм этого замысла. Стремительно разраставшиеся театрально-декорационные приспособления оказывали существенное влияние на мобильность труппы, поэтому мечты о масштабных путешествиях по стране пришлось оставить, хотя и ненадолго. Передвижные кинопроекторы уже через год станут транслировать «самое важное из искусств» в деревнях, школах, на заводах и стройках. Лица студийцев увидит вся страна.
После назначения Эйзенштейна главным режиссером и художником Первого рабочего театра в учебный план студии были внесены коррективы: прекратились занятия по системе Станиславского, в качестве основного предмета была введена актерская биомеханика. Ее теоретические основы преподавал Эйзенштейн со ссылками на работы Вс.Э. Мейерхольда, а практические уроки проводил актер В.И. Инкижинов.
Воспоминания актера и режиссера А.И. Левшина дают яркое представление о занятиях в студии тех лет:
Мы с головой ушли в овладение всякими «опорами», «посылами», «отказами». До сих пор вспоминаются некоторые упражнения: «пощечина», «удар ножом», «держание на руках партнера», «состязание в беге на четвереньках, когда на твоей спине стоит человек», «падение на пол» [Левшин 1986, с. 150].
Занятия в студии проходили с 10 часов утра до 9 часов вечера11. С утра и до обеда студийцы занимались по физическому профилю -бокс, акробатика, биомеханика, ритмика, фехтование, гимнастика, легкая атлетика, подвижные коллективные игры. Во второй половине дня Эйзенштейн проводил репетиции на конкретном материале, попутно знакомя студентов с историей театра, актерской техникой и теорией режиссуры. Позднее к этим дисциплинам прибавились занятия водным спортом - гребля и фигурные прыжки в воду, а также верховая езда - навык держаться в седле и вольтижировка. Присутствовали в учебном плане и предметы идеологической направленности - история классовой борьбы, мироведение [Левшин 1986, с. 150-151]. В свободное от учебы время студийцы «зайцами» бегали смотреть американские комедии и боевики в кинотеатр «Малая Дмитровка»12.
Природная физическая развитость Антонова позволила ему беспрепятственно овладеть техническими приемами, преподаваемыми
11 ГЦТМ. Ф. 518. Оп. 1. КП № 89881. Собрание материалов Театра Пролеткульта. Л. 1.
12 В настоящее время в здании располагается Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Малая Дмитровка, д. 6).
в «Перетру». Обладая атлетическим телосложением, актер проявил себя как отличный физкультурник, боксер и акробат [Левшин 1974, с. 146]. Ценные наблюдения-характеристики об Антонове в годы учебы в студии Первого Рабочего театра оставил режиссер Петроградского Пролеткульта А.А. Мгебров:
Антонов, молодой рабочий с каких-то стальных заводов, бронзовый юноша, с почти африканским лицом, с глазами, что вечно сверкали и выкатывались из орбит, с голосом, звучавшим буквально трубным гласом, и с жестами, которыми он как будто разбивал перед собой каменные глыбы13.
Первой работой Эйзенштейна с группой студийцев стал спектакль по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Премьера состоялась 8 мая 1923 г. Это был один из экспериментов, направленных на циркизацию театра [Сергеев 2000, с. 28-46]. Перенос событийного ряда пьесы в 1920-е гг. в эмигрантскую среду актуализировал и актерские образы - каждый из персонажей постановки совмещал в себе остаток от образа А.Н. Островского, конкретную или обобщенную фигуру политической современности, цирковое амплуа.
Антонов исполнял в спектакле роль Крутицкого, пародирующего французского генерала Ж. Жоффра. Виртуозное владение першем особенно отличало его от других студийцев, занятых в постановке. Сцена с першем следовала после реплики Крутицкого (А.П. Антонова): «Хоть на рожон полезай!», после чего Мамаева (В.Д. Януко-ва) влезала на перш и демонстрировала мастерство эквилибризма. Совместно проделанный «аттракцион» актеров представлял собой буквальное воплощение метафоры из текста пьесы.
За постановкой «Мудреца» последовало еще несколько театральных работ коллектива по агитационно-публицистическим пьесам С.М. Третьякова - «Слышишь, Москва»?! - Слышу!»14 и «Противо-газы»15.
В 1924 г. коллектив актеров Первого рабочего театра под руководством Эйзенштейна начинает работать над созданием фильма
13 Мгебров А.А. Жизнь в театре. Т. 2: Старинный театр. Театральная лирика предреволюционной эпохи и Мейерхольд. Пролеткульт / Коммент. Э.А. Старка. М., Л.: Academia, 1932. С. 372.
14 «Слышишь, Москва?! - Слышу!» - агит-гиньоль С.М. Третьякова о героической борьбе коммунистов Германии. Спектакль получил положительную оценку критики и был показан 2 мая 1924 г. в Большом театре.
15 «Противогазы» - пьеса С.М. Третьякова о героическом подвиге рабочих, спасших свое предприятие от взрыва во время аварии. Премьера спектакля состоялась 29 февраля 1924 г. Спектакль не завоевал зрительских симпатий и после нескольких представлений выбыл из репертуара.
«Стачка»16. После окончания съемок режиссер вместе с группой учеников покинул театр и полностью перешел на работу в кино.
Несоответствие технических приемов, отработанных студийцами в «Перетру», с эстетической направленностью Пролеткульта особенно ярко проявилось в спектакле «Ватага» по пьесе Ф.В. Гладкова, постановка которого осуществлялась актерами без участия Эйзенштейна. Бывшим студийцам не удалось совместить в спектакле мей-ерхольдовскую биомеханику с традициями актерской игры психологического театра. Премьерный показ спектакля 16 марта 1925 г. оказался неудачным, о чем свидетельствуют отклики критиков:
Актерскую сторону спектакля здесь по-видимому считают чем-то совершенно несущественным. Сделал тов. Антонов (Степан - герой) более или менее чистенько гимнастический трючек - и очень хорошо; а что «словесность» он лепечет как беспомощное дитя, не зная, что делать своим
17
голосом, лицом, руками - до этого здесь никому нет дела17.
В 1925 г. Юбилейная комиссия по празднованию двадцатилетия Первой русской революции поручила Эйзенштейну создание фильма «1905 год». Из-за сжатых сроков работы над кинофильмом в процессе монтажа съемочным коллективом было принято решение ограничиться показом событий, связанных с восстанием на броненосце, и переименовать картину на «Броненосец "Потемкин"».
Съемки фильма проходили в Одессе и Севастополе в сентябре-ноябре 1925 г. Одесский журналист С.А. Радзинский после встречи с учениками Эйзенштейна М. Гоморовым, А. Левшиным, А. Антоновым, Г. Александровым, М. Штраухом, занятыми в работе над фильмом, назвал их «Железной пятеркой». Название закрепилось и вошло в обиход бывших студийцев, совмещавших в себе должность ассистента режиссера и актера.
В фильме Антонов сыграл роль матроса Вакуленчука. При сопоставлении сохранившихся фотографий реального Вакуленчука с его кинообразом не остается сомнений в том, что основной критерий в подборе актера на роль заключался во внешнем сходстве, усиливающемся глубоким личным переживанием революционных событий. Энциклопедический словарь «Советское кино» определяет творческую манеру игры Антонова «сдержанностью, строгостью выра-
16 «Стачка» (1925) стала единственным фильмом, который удалось снять из серии художественных кинокартин, посвященных теме «К диктатуре пролетариата» и задуманных в Пролеткульте.
17 ГЦТМ. Ф. 518. Оп. 1. КП № 89912. Собрание материалов Театра Пролеткульта. Л. 1.
зительных средств, эмоциональной убедительностью»18. К особенностям «индивидуальной маски» актера отнесем атлетическое телосложение, средний рост, широкое лицо с выразительными глазами светлого оттенка, голос небольшой силы и диапазона. Последнее сильно отразится на переходе Антонова из немого кино в звуковое. При работе с талантливыми режиссерами этот недостаток не без ловкости скрывался за яркой внешностью и мимической выразительностью актера. Кроме эпизодических ролей, в которых преуспевал Антонов, его появление скрашивало и исторические фильмы, в которых всегда требовались колоритные, мужественные, строгие типажи.
К 1928 г. «Железная пятерка» постепенно стала распадаться, с Эйзенштейном продолжали работать Александров в качестве сценариста и первого помощника режиссера и Антонов в должности зеркальщика. Во время перерыва съемок фильма «Генеральная линия» Антонов с разрешения Эйзенштейна подрабатывал на Первой Госкинофабрике и снимался в фильме «Утриш»19 на кинофабрике «Совкино».
Отсутствие материального достатка не заслоняло собой теплоту искренних человеческих чувств, что прослеживается в письме Антонова к супруге:
Родная, масла с 2 ф[унта] с походом я перетащил, маме отдал 12 р[ублей].
Она говорит: «Я обойдусь». Купил белого хлеба (черн[ого] не было), молоко проспал. Прости, денег осталось 14 р[ублей], из них я взял на случай
3 р[убля]. Целую, твой Саша20.
В феврале 1929 г. после возобновления съемок «Генеральной линии» группа ассистентов Эйзенштейна продолжала видоизменяться, в окружении режиссера стали появляться «новые люди»: И.А. Крав-чуновский, И.М. Раппопорт, В.С. Нильсен, В.И. Попов. Чувствуя себя «морально связанным с группой» и обязанным по отношению к ней, актер наблюдал все более разраставшееся разделение внутри коллектива и постепенно отчуждался от него. Его перестали приглашать на общие собрания, где обсуждались дальнейшие перспективы работы, не предлагали новых ролей. 13 февраля 1928 г. Антонов напишет Эйзенштейну письмо, чтобы узнать о дальнейшем развитии группы21.
18 Кино: Энцикл. слов. / Гл. ред. С.И. Юткевич. М.: Сов. энцикл., 1986. С. 25.
19 «Утриш» - рабочее название к/ф «Светлый город» (1928), премьера которого состоялась 26 апреля 1927 г. Сохранилась 4-я часть фильма.
20 Письмо А.П. Антонова Л.И. Антоновой от 2 января 1928 г. из коллекции АК РАН.
21 Письмо А.П. Антонова С.М. Эйзенштейну от 13 февраля 1928 г. Публикуется в приложении к статье.
Письмо ученика Эйзенштейн сохранит, как навсегда сохранит и память об озорной юности - сладостных и свободных днях 1923-1928 гг.
История «Железой пятерки» была предрешена. После пяти лет совместной творческой деятельности актеры, начинавшие свой путь в искусстве с Эйзенштейном, разошлись по разным дорогам театра и кино. И лишь неуловимо отличалась в них акробатическая выправка, выносливость и стойкость, полученные в студии «Перетру» и пригодившиеся на перепутье нового десятилетия. Наступали 1930-е гг. -время окончательного закостенения, всеобщего страха, маниакального ужаса, апогея жестокости.
С 1928 по 1937 г. Антонов снимается в 16 кинофильмах в сравнительно коротких ролях или эпизодах. Яркая внешность позволит актеру исполнять как комические роли - повара Антошкина в немом кинофильме «Нельзя ли без меня?» (1932) о надзоре инициативных групп за устройством столовых общественного питания в советской России, где выражается мимическая выразительность, киногенич-ность и навык работы Антонова на крупных планах, так и драматические - роль революционера Горбуза в музыкально-драматическом звуковом кинофильме «Я люблю» (1936) о дореволюционной истории крестьянской семьи в шахтерском поселке в степях Донбасса.
В 1938 г. за исполнение роли бригадира колхоза Данило Будяка в музыкальной комедии Пырьева «Богатая невеста» (1937) Антонов был награжден орденом «Знак почета». Рисунок роли бригадира, наставляющего трактористов МТС в украинском колхозе на уборку урожая и соревнование с колхозницами за Трудовое Красное Знамя, выполнен по пластике и жестам в одном направлении с ролью матроса Вакуленчука, поднимающем восстание на броненосце. Голос и здесь не оказался решающим для Антонова - роль была переозвучена.
Во время Великой Отечественной войны Антонов эвакуируется в Алма-Ату, где на Центральной объединенной киностудии художественных фильмов продолжается работа по производству кинокартин. В феврале 1942 г. при прохождении специальной военной подготовки по Всеобщему военному обучению актер демонстрирует отличные показатели - сказывается акробатическая выправка и физическая крепость22 бывшего студийца.
В послевоенный период выделяются две резко противоположные роли Антонова. В фильме «Молодая гвардия» (1948) он сыграл Игната Фомина - незаметного человека, укрывающего в доме подпольщиков и сдающего их немцам. Фомин был страшен потому, что давно уже не был человеком. Это и удалось изобразить Антонову. В этой
22 На момент проведения специальной военной подготовки по Всеобщему Военному Обучению А.П. Антонову было 44 года.
роли отсутствуют все качества, на которых раньше строились образы актера. Его внешность заметно меняется во время войны - уходит былая мужественность фигуры, слабеет сила, становится заметной потеря в весе и все большее приближение старости. Набриолиненные черные как смоль волосы, зачесанные набок, покрытое морщинами лицо, суховатая фигура отличают Фомина - услужливого и безликого коллаборациониста.
Роль полковника Попова в фильме «Сталинградская битва» (1949), где широкие батальные сцены прерываются вставками тактических распоряжений из кремлевских кабинетов, а подлинные герои оборачиваются картонными фигурками, переходящими по карте от направления к направлению, невелика и вполне может считаться проходящей и невыразительной. Соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов в районе города Калач показано в сцене воинского приветствия между командирами танковых корпусов -Ивановым (Н.А. Крючков) и Поповым (А.П. Антонов). Внимание зрителя на один миг фокусируется на маленькой фигурке полковника с неприметной фамилией, в глазах которого страдание и боль от пережитых ужасов войны не затмевают надежды на будущую долгожданную победу, на алтарь которой были положены миллионы человеческих жизней.
С 1945 г. Антонов начинает работать в Театре-студии киноактера при Министерстве кинематографии СССР, которая задумывалась как актерская академия для того, чтобы совершенствовать мастерство, обеспечивать незанятых в кинематографическом процессе актеров работой и пробовать намеченные заготовки для кинофильмов на театральной сцене. В Театре киноактера Антонов играл в спектаклях: «Дети Ванюшина» (1945), «Завтрак у предводителя» (1945), «Молодая гвардия» (1947), «Секретная миссия» (1949), «Флаг адмирала» (1950), «Тургеневский спектакль» (1950), «Бедность не порок» (1953).
В 1950 г. Антонову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Из-за изменений производственного плана в кинематографии, произошедших в 1951 г., резко сократилась нагрузка и Антонов оказался менее обеспечен работой, что заставило его обратиться с просьбой к директору Театра киноактера А.Я. Шумилину о предоставлении двухгодичного отпуска, который он предполагал использовать для творческой командировки в театр, обслуживающий части Советской армии в Берлине, чтобы пополнить свой творческий опыт. И хотя найти документальные подтверждения о такой поездке не удалось, не станем исключать ее возможность, поскольку 1951 г. -единственный период, когда актер не снимался в кино.
Из оставленных современниками описаний образов Антонова выпадает фраза - «мягкость, соединенная с силой». Это не прозор-
ливо подмеченный критиком сценический трюк, а основа характера Антонова, его творческая индивидуальность. Нередко мастерство затмевает человеческое преломление роли и тех событий, которые переживает актер. Нередко и события, сопутствующие течению жизни, лишают актера творчества. Жизнь и судьба Антонова в той форме, которая видится нам сегодня, наиболее точно передает то, как живую человеческую душу пытались уместить в созданные по единым лекалам рамки.
Несправедливо ранняя смерть оборвала жизнь Антонова, когда ему было 64 года. Эпитафия на камне, установленном на могиле актера на Рогожском кладбище его супругой Л.И. Антоновой, гласит: «Любимому незабвенному мужу-другу от любящей жены». И сегодня за актером зритель видит прежде всего человека!
Приложение
Письмо А.П. Антонова С.М. Эйзенштейну
13 февраля 1928 г.
Уважаемый Сергей Михайлович!
Пишу это послание в силу того, что как Вы сами знаете, говорить мне значительно труднее и говорить я могу лишь в пьяном виде; кроме того, не знаю, когда удастся Вас увидеть и сколько времени сумеете мне уделить. К данному же письму вынуждает меня еще и то обстоятельство, что я до сих пор считаю себя членом некогда организовавшейся группы Эйзен-штейновской «Железной пятерки», хотя и есть некоторые доказательства противнаго, но прямо и открыто мне никто об этом не заявлял. Вот это-то обстоятельство и заставляет меня обратиться к Вам с этим письмом.
По существу дела:
Некогда была организована группа под Вашим руководством. Группа поклялась во взаимной верности друг другу (если фактически клятвы не было, то смысл, во всяком случае, был такой). Насколько мне известно, все члены группы, в том числе и я, всегда считали и считаем в силу этой «клятвы» себя как-бы партийнообязанными по отношению к Вам. С Вашей стороны наблюдалось то же, взять хотя бы момент устройства нас на фабрику23 и работу по броненосцу24; но так длилось только до начала работ над «Генеральной линией»25, затем произошли изменения, и вот о них-то я хотел
23 Речь идет о Первой Госкинофабрике.
24 В к/ф «Броненосец "Потемкин"» (1925) А.П. Антонов исполнял роль матроса Вакуленчука, а также участвовал в съемочном процессе в качестве ассистента режиссера.
25 «Генеральная линия» - первое название к/ф С.М. Эйзенштейна «Старое и новое» (1929).
поговорить26 с Вами. Изменения начались с27 отходом от группы Левши-на28, причем о причинах его отхода и его дальнейших29 перспективах группа в целом не была поставлена в известность, хотя, как это можно видеть из дальнейшего, отход совершился с Вашего благословения. Вторым был вынужденный уход мой. В начале работы над «Генеральной Линией» я был зачислен в группу в качестве зеркальщика. Я не протестовал, т. к. не все-ли равно, как называться, была-бы работа30. Тогда же были установлены и распределены все обязанности ассистентов, в независимости от того, как они официально называются, на деле же оказалось иначе. Я, как Вы знаете, не против тяжелой, хотя бы и черной работы (примером может служить «Мудрец»31), но при условии, что это не есть основная работа, основная должна32 заключаться в чем-то другом, а этого другого не было. Естественно, что я воспользовался представившейся мне возможностью уйти на «Утриш»33, ибо передо мной стоял риск, либо остаться на все время зеркальщиком, либо совсем без работы, но я никак не считал, что я совершенно порываю с группой и если бы, скажем, тогда, когда мы с Кравчуновским34 получали у Вас благословение на «Утриш», Вы сказали бы, что я Вам нужен, я не раздумывая остался бы. Вы этого не сказали, и я уехал. По возвращении я счел своей обязанностью опять-таки узнать у Вас о возможности моей работы с Вами и получил через группу ответ; что на данный момент это невозможно, да и мне самому это было видно. Группа продолжала видоизме-няться35, был отставлен Ключевский36, уже сработавшейся с группой, были
26 Зачеркнуто: «Пор[ассуждать]».
27 Внизу вписано: см[отри] на обор[от].
28 А.И. Левшин (1899-1982) - актер, режиссер. В 1921-1924 гг. учился в студии Первого Рабочего театра Пролеткульта. В 1925 г. в качестве актера и ассистента С.М. Эйзенштейна участвовал в съемках к/ф «Броненосец "Потемкин"».
29 Зачеркнуто: «Пф».
30 Слово подчеркнуто автором.
31 Речь идет о спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» (1923) в Первом Рабочем театре Пролеткульта. А.П. Антонов исполнял в спектакле роль Крутицкого-Жоффра.
32 Зачеркнуто: «К».
33 «Утриш» - рабочее название к/ф «Светлый город» (1928), премьера которого состоялась 26 апреля 1927 г.
34 И.А. Кравчуновский (1898-1957) - режиссер игрового и документального кино, сценарист. С 1916 г. играл в различных труппах. В 1918 г. впервые поставил спектакль в Симоновском клубе «Просвещение». С 1918-1919 гг. заведовал ТЕО в Первом Рабочем театре Пролеткульта. В 1924 г. окончил Режиссерские мастерские Пролеткульта. С 1924 г. работал на Первой Госкинофабрике ассистентом режиссера и режиссером-постановщиком.
35 Зачеркнуто: «С».
36 С.П. Ключевский - звукооператор. В качестве ассистента оператора участвовал в создании к/ф «Броненосец "Потемкин"».
введены Новые Люди, но все-же я себя чувствовал морально связанным с группой, чувствовал себя обязанным по отношению ее и полагал, что в таких же взаимоотношениях стоит и группа в отношении меня, но события последних дней заставляют меня думать иначе. Начну по порядку. Не так давно, по имеющимся у меня частным сведениям, была собрана у Вас группа, для обсуждения ряда вопросов, в том числе и вопрос дальнейшей работы отдельных членов группы, на это собрание были приглашены: Крав-чуновский, непосредственного участия в работе группы не принимавший и связан[ный] с ней только по Пролеткульту, новые совершенно в группе люди, Раппопорт37 и Нильсен38, и немногим ранее пришедший Попов39, не был приглашен только я. Ведь если вопрос стоял только о каких-либо высоко-политических делах, то я бы еще мог принять это как за то, что мне там особенно делать нечего, но вопрос ведь стоял и о дальнейшей работе, а это вопрос такой, который не может меня не интересовать, что намечается сейчас с нашей группой, в отношении работы вообще, и со мной в частности. Я не связан ни с каким режиссером, и работу имею рядовую и случайную, в каковой, главным образом, содействовал мне Кравчуновский. Сейчас вот почти полгода он сидит без дела, начнет работу неизвестно когда, и видимо, та же участь ожидает меня. Из всей нашей группы более или менее устроились только Штраух40 и Левшин, они имеют определенные перспективы, чего нельзя сказать про остальных, а вместе с тем, и эти остальные могли бы быть так же как-то устроены, если бы Вы захотели. Ведь разве, скажем, нельзя было вспомнить обо мне, хотя бы в тот момент, когда Штраух и Лев-шин писали сценарий, что стоило вписать роль для меня, в независимости от того, какая бы была эта роль. Одно то41 положение, что под Вашей протекцией делается сценарий на Штрауха и Антонова, давало бы много, да и мало ли как Вы могли устроить свою группу, при Ваших связях. Сейчас я вижу среди нас неустроенных. Я не могу говорить за остальных, тем более, что не знаю, может быть, они действуют в контакте с Вами, а в отношении себя, я очень бы хотел иметь от Вас ответ, на два существенных вопроса:
37 И.М. Раппопорт (1901-1970) - актер, режиссер, театральный педагог. В 1928 г. актер театра им. Е. Вахтангова.
38 В.С. Нильсен (наст. фам. Альпер, 1906-1938) - советский кинооператор, теоретик операторского мастерства. В 1927 г. вернулся из Германии в советскую Россию и стал работать лаборантом на московской кинофабрике «Сов-кино». Работал помощником оператора в к/ф С.М. Эйзенштейна «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929).
39 В.И. Попов (1891-1968) - оператор. В качестве ассистента оператора участвовал в создании к/ф «Броненосец "Потемкин"».
40 М.М. Штраух (1900-1974) - актер театра и кино, театральный режиссер. В 1921-1924 гг. учился в студии Первого Рабочего театра Пролеткульта. В качестве актера и ассистента С.М. Эйзенштейна участвовал в съемках к/ф «Броненосец "Потемкин"» (1925), «Октябрь» (1927), «Старое и новое» (1929).
41 Зачеркнуто: «Что».
1) Существую ли я, как член группы Эйзенштейна или нет?
2) Могу ли я рассчитывать на получение работы в группе, или Вашу практическую помощь, и поддержку в моей дальнейшей работе на фабрике?
Заканчивая письмо, я хочу думать, что письменно или устно, Вы сочтете нужным поговорить о поставленных мною вопросах. С приветом: Антонов 13/11-28 г.
РГАЛИ. Ф. 1923. Оп. 1. Д. 1615. Л. 1-3 об. Рукопись чернилами на разлинованных листах с подписью-автографом А.П. Антонова
Литература
Динамо 1923 - Динамо: 25 лет революционной борьбы: Сб. статей, воспоминаний, материалов. М.: Московский рабочий, 1923. 107 с.
История завода «Динамо» 1961 - История завода «Динамо». Кн. 1: «Динамо» на путях к Октябрю: История завода. М.: Профиздат, 1961. 179 с.
Левшин 1974 - Левшин А.И. На репетициях «Мудреца» / Сост.-ред., авт. примеч. и вступит. ст. Р.Н. Юренев // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М.: Искусство, 1974. С. 136-150.
Левшин 1986 - Левшин А.И. Об Эйзенштейне и «Стачке»... // Жизнь в кино: Сборник. Вып. 3. Ветераны о себе и товарищах. М.: Искусство, 1986. С. 149-169.
Марголин 1930 - Марголин С. Первый рабочий театр Пролеткульта. М.: Теа-кинопечать, 1930. 61 с.
Сергеев 2000 - Сергеев А.В. Театр-цирк-кино. Один из путей театрального авангарда 1920-х годов / Отв. ред. Г.Ф. Коваленко // Русский авангард 1910-1920-х гг. и театр. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 28-46.