Научная статья на тему 'БРОКЕРСКИЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ ИНВЕСТОРАМ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

БРОКЕРСКИЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ ИНВЕСТОРАМ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / БРОКЕРСКИЕ УСЛУГИ / БРОКЕР / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ИНВЕСТОР / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варламова Екатерина Викторовна, Павлова Гульнара Шамилевна, Лысикова Ирина Васильевна, Тошпулотов Алишер Аминович

В статье исследуется общественные отношения, связанные с оказанием брокерских услуг квалифицированным инвесторам на рынке ценных бумаг в странах Евразийского экономического союза. В последнее время рассмотрение вопросов оказания брокерских услуг в странах Евразийского экономического союза получило особую важность в условиях углубления экономической интеграции стран ЕАЭС с целью создания в рамках ЕАЭС общего финансового рынка и обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки стран ЕАЭС; обеспечения гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; определения подходов к регулированию рисков на финансовых рынках стран ЕАЭС. В этой связи в статье ставится цель - разработать положения, способствующие к установлению сходного подхода в оказании брокерских услуг квалифицированным инвесторам на рынке ценных бумаг в странах ЕАЭС. Для достижения указанной цели применялись всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы науки: диалектический метод, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, аналогия, гипотетико-дедуктивный и сравнительный методы. Полученные результаты исследования в настоящей статье могут быть использованы в научных исследованиях в области финансового рынка, а также в законотворческой работе по гармонизацию законодательства в сфере рынка ценных бумаг в странах ЕАЭС. Результатами настоящего исследования являются выявленные теоретические и практические проблемы в оказании брокерских услуг квалифицированным инвесторам на рынке ценных бумаг в странах ЕАЭС, а также разработанные предложения по устранению данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Варламова Екатерина Викторовна, Павлова Гульнара Шамилевна, Лысикова Ирина Васильевна, Тошпулотов Алишер Аминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BROKERAGE SERVICES PROVIDED TO QUALIFIED INVESTORS IN THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

he article examines public relations associated with the provision of brokerage services to qualified investors in the securities market in the countries of the Eurasian Economic Union.Recently, consideration of the issues of providing brokerage services in the countries of the Eurasian Economic Union has become of particular importance in the context of deepening economic integration of the EAEU countries in order to create a common financial market within the EAEU and ensure non-discriminatory access to the financial markets of the EAEU countries; ensuring guaranteed and effective protection of the rights and legitimate interests of consumers of financial services; determining approaches to risk management in the financial markets of the EAEU countries.In this regard, the aim of the article is to develop provisions that contribute to the establishment of a similar approach in the provision of brokerage services to qualified investors in the securities market in the EAEU countries. To achieve this goal, general, general scientific and particular scientific methods of legal science were used: the dialectical method, analysis, synthesis, generalization, abstraction, induction, analogy, hypothetical-deductive and comparative legal methods.The results of the study in this article can be used in legislative work to harmonize the legislation of the EAEU countries in the field of the securities market in the EAEU countries, as well as in scientific research in the field of the financial market.The results of this study are the identified theoretical and practical problems in the provision of brokerage services to qualified investors in the securities market in the EAEU countries, as well as developed proposals to eliminate these problems.

Текст научной работы на тему «БРОКЕРСКИЕ УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ ИНВЕСТОРАМ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

Брокерские услуги, оказываемые квалифицированным инвесторам в странах Евразийского экономического союза

Варламова Екатерина Викторовна

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник,

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Российская Федерация. E-mail: varlamow@rambler.ru

Павлова Гульнара Шамилевна

Старший преподаватель,

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Российская Федерация. E-mail: gulnaraa83@mail.ru

Лысикова Ирина Васильевна

ассистент,

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астрахань, Российская Федерация. E-mail: irina_polulyah@mail.ru

Тошпулотов Алишер Аминович

докторант PhD,

Российско-Таджикский (Славянский) Университет, г. Душанбе, Таджикистан. E-mail: a.toshpulotov@yandex.com

Аннотация. В статье исследуется общественные отношения, связанные с оказанием брокерских услуг квалифицированным инвесторам на рынке ценных бумаг в странах Евразийского экономического союза. В последнее время рассмотрение вопросов оказания брокерских услуг в странах Евразийского экономического союза получило особую важность в условиях углубления экономической интеграции стран ЕАЭС с целью создания в рамках ЕАЭС общего финансового рынка и обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки стран ЕАЭС; обеспечения гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; определения подходов к регулированию рисков на финансовых рынках стран ЕАЭС. В этой связи в статье ставится цель - разработать положения, способствующие к установлению сходного подхода в оказании брокерских услуг квалифицированным инвесторам на рынке ценных бумаг в странах ЕАЭС. Для достижения указанной цели применялись всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы науки: диалектический метод, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, аналогия, гипотетико-дедуктивный и сравнительный методы. Полученные результаты исследования в настоящей статье могут быть использованы в научных исследованиях в области финансового рынка, а также в законотворческой работе по гармонизацию законодательства в сфере рынка ценных бумаг в странах ЕАЭС. Результатами настоящего исследования являются выявленные теоретические и практические проблемы в оказании брокерских услуг квалифицированным инвесторам на рынке ценных бумаг в странах ЕАЭС, а также разработанные предложения по устранению данных проблем.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, брокерские услуги, брокер, квалифицированный инвестор, рынок ценных бумаг, фондовый рынок, финансовый рынок, финансовые инструменты, ценные бумаги, производные финансовые инструменты

JEL codes: G10, G18, G23, G24, G28

Для цитирования: Варламова , Е.В Брокерские услуги, оказываемые квалифицированным инвесторам в странах Евразийского экономического союза / Е.В Варламова , Г.Ш. Павлова , И.В. Лысикова, А.А. Тушполотов. - DOI 10.52957/22213260_2022_9_104. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2022 - №9. - С.104-106. - URL: http:// www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.09.2022)

DOI: 10.52957/22213260_2022_8_74

© Варламова Е.В., Павлова Г.Ш., Лысикова И.В., Тошпулотов А.А., 2022

Введение

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в настоящее время между Российской Федерации, Республикой Казахстан, Республикой Армения, Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой в рамках ЕАЭС проводятся согласованная политика для углубления экономической интеграции стран ЕАЭС с целью создания в рамках ЕАЭС общего финансового рынка и обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки стран ЕАЭС; обеспечения гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг; 3) определения подходов к регулированию рисков на финансовых рынках стран ЕАЭС.

Вместе с тем в странах ЕАЭС применяются различные подходы к определению лиц квалифицированными инвесторами, предъявляются неоправданно высокие требования к лицам, имеющие намерения быть признанными квалифицированными инвесторами, а также существует ряд расхождений в данных требованиях.

В этой связи в статье ставится цель - разработать положения, способствующие к установлению сходного подхода в оказании брокерских услуг квалифицированным инвесторам на рынке ценных бумаг в странах ЕАЭС.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: 1) выявить особенности понятия «квалифицированный инвестор»; 2) разработать определение понятия «квалифицированный инвестор»; 3) разработать предложение по решению проблем оптимизации требований к квалифицированным инвесторам на рынке ценных в странах ЕАЭС, а также по выравниванию расхождения по вышеуказанным требованиям в странах ЕАЭС.

В соответствии с поставленными задачами исследования основная часть статьи состоит из двух разделов, посвященных анализу сущности института «квалифицированный инвестор» и подходов к определению лица в качестве квалифицированного инвестора в странах ЕАЭС. Далее следует заключение и список литературы.

Методы исследования

Методологическую основу статьи составил диалектический метод, который обосновывает взаимообусловленность всех социальных процессов, в том числе в области оказании брокерских услуг квалифицированным инвесторам в странах ЕАЭС. Для анализа динамики явлений использовался сравнительный метод, с помощью которого сопоставлялись отдельные элементы общественных отношений, связанных с оказанием брокерских услуг квалифицированным инвесторам в странах ЕАЭС. Для получения конечных выводов были использованы такие общенаучные методы формальной логики как индукция, дедукция, анализ, синтез.

Сущность института «квалифицированный инвестор».

Результаты исследования.

В странах ЕАЭС брокеры квалицированным инвесторам оказывают ряд услуг. Так, п. 3 ст. 5-1 Закона Республики Казахстан от 02.08.2003 г. № 461 «О рынке ценных бумаг» (далее - Закона РК о РЦБ), «организациями, осуществляющими брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, могут быть признаны квалифицированными инвесторами индивидуальные и институциональные инвесторы» [1]. В соответствии с п. 5 ст. 3, п. 7 ст. 51.2 Федерального закона РФ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон РФ о РЦБ), «брокер вправе: 1) признавать клиента квалифицированным инвестором, 1) приобретать ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов, 2) заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов» [2]. В п. 3 Положения о квалифицированных инвесторах и ценных бумагах, предназначенных для приобретения только квалифицированными инвесторами (утв. Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28.01.2019 г. № 24) (далее -Положение КР о квалифицированных инвесторах) указано, что «признание лица-нерезидента

квалифицированным инвестором на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг при установлении отношений с инвестором, а также при совершении в интересах инвестора, являющегося клиентом профессионального участника рынка ценных бумаг с инвестиционными активами, предназначенными только для квалифицированных инвесторов» [3]. Кроме того, в п. 1 ст. 39-1 Закона Кыргызской Республики от 24.07.2009 г. №251 «О рынке ценных бумаг» установлено, что «профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны обеспечить возможность приобретения ценной бумаги, предназначенной только для квалифицированных инвесторов, исключительно квалифицированными инвесторами [4]. Закон Республики Армения от 20.10.2007 г. №ЗР-195 «О рынке ценных бумаг» [5] (далее - Закон РА о РЦБ), также, как и в РК, РФ, КР, предусматривает понятие «квалифицированный инвестор». В законодательстве Республики Беларусь не применяется понятие «квалифицированный инвестор».

Обсуждения.

По мнению М.В. Михайловой, «главной целью введения понятие «квалифицированный инвестор» состоит в необходимости оградить неопытных игроков от высокорискованных сделок на фондовом рынке, а также определить круг лиц, чей опыт и квалификация позволяют адекватно оценивать риски инвестирования в фондовые инструменты и самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами, исходя из результатов оценки рисков» [6, с. 102]. Также М.В. Михайлова отмечает, что «ведение института квалифицированного инвестора является отражением внутренней потребности рынка в особом формате инвесторов, которые с учетом своей квалифицированности могут расширять круг инвестиционных проектов, участвовать в более сложных и структурированных операциях со сложно определяемыми и просчитываемыми рисками.» [6, с. 100]. На взгляд И.Г. Горловской, Л.Н. Ивановой, Н.В. Торопыно, «основная задача введения категории квалифицированного инвестора - это развитие современного рынка, на котором могут обращаться различные инвестиционные финансовые инструменты, ориентированные на различные категории инвесторов.» [7, с. 161]. А.В. Шалевая «основной задачей введения категории квалифицированного инвестора является создание цивилизованного рынка, на котором могут обращаться различные инвестиционные и привлекательные категории финансовых инструментов, при этом инвестирование в наиболее рискованные, а значит, и потенциально наиболее доходные инструменты, будет доступно только квалифицированным инвесторам.» [8, с. 56]. По словам Т. Мусин, «целями введение упомянутого института являются разнообразить рынок ценных бумаг новыми финансовыми инструментами, создать новую группу инвесторов, а также привлечь на фондовый рынок новых участников» [9].

В то же время как указывает С.А. Хабаров, «институт «квалифицированный инвестор» основывается на презумпцию о том, что квалифицированные инвесторы могут позаботиться о себе сами, готовы к повышенному уровню риска и не нуждаются в стандартных формах раскрытия информации об эмитенте» [10, с. 262]. «С учетом названной презумпции законодательством устанавливается особые правила применительно к предназначенным для квалифицированных инвесторов объектам инвестирования, а также существенно снижается требования, предъявляемые к размещению ценных бумаг и раскрытию информации» [11, с. 84].

Таким образом, сущность института «квалифицированный инвестор» заключается вышеуказанных целях.

Подходы к определению лица в качестве квалифицированного инвестора в странах ЕАЭС.

Результаты исследования.

По определению А.В. Шалевая «квалифицированные инвесторы — это отдельная категория инвесторов, которая обладает необходимыми знаниями и опытом работы на рынке ценных бумаг, а также финансовыми возможностями, которые позволяют им качественно оценивать риски и в достаточной степени осознанно инвестировать в более рискованные инструменты фондового рынка.»

[8, с. 55].

В свою очередь, в законодательстве стран ЕАЭС отсутствует определение, раскрывающее особенности понятия «квалифицированный инвестор». При этом в законодательстве стран ЕАЭС предусмотрены два подхода к определению лиц квалифицированными инвесторами. В РА, РК, РФ, согласно пп. 23) ст. 3 Закона РА о РЦБ, п. 1 ст. 5-1 Закона РК о РЦБ, п. 1 ст. 51.2 Закона РФ о РЦБ, квалифицированными инвесторами являются лица, указанные в Законе о РЦБ, а также лица, признанные квалифицированными инвесторами, в установленном законодательством порядке. В КР, в соответствии абз. 20 ст. 2 Закона КР от 26.07.1999 № 92 «Об инвестиционных фондах», «квалифицированный инвестор - это физическое или юридическое лицо, в том числе являющееся нерезидентом КР, которое соответствует требованиям, предъявляемым законодательством КР в сфере рынка ценных бумаг к квалифицированному инвестору» [12]. Кроме того, в п. 6 Положения о квалифицированных инвесторах закреплено, что при наличии хотя бы одного из перечисленных оснований в данном Положении, лицу-резиденту в порядке, установленном настоящим Положением, может быть присвоен статус квалифицированного инвестора. Как видно из данных норм в законодательстве КР, в отличие от РА, РК, РФ, прямо не указывается лица, являющимися квалифицированными инвесторами.

Брокеры в странах ЕАЭС могут признать клиентов квалифицированными инвесторами, если они отвечают установленным законодательством требованиям. В РК указанные требования предусмотрены в Правилах признания организациями, осуществляющими брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, индивидуальных и институциональных инвесторов квалифицированными инвесторами (утв. Постановлением Правления Национального Банка РК от 24.02.2012 № 78). В данных Правилах установлены следующие «требования к лицам для признания их квалифицированными инвесторами: 1) для физического лица: а) наличие высшего экономического, математического или юридического образования; б) наличие стажа работы в финансовой организации не менее трех лет; 2) для юридического лица: наличие в штате не менее двух сотрудников, имеющих высшее экономическое, математическое или юридическое образование, а также стаж работы в финансовой организации не менее трех лет; 3) количество совершенных сделок с ценными бумагами и (или) иными финансовыми инструментами в течение одного календарного года, предшествующего дате подачи заявления о признании квалифицированным инвестором, составляло не менее пятидесяти сделок на организованном рынке ценных бумаг» [13].

В РФ названные требования закреплены в п. п. 4 и 5 ст. 51.2 Закона РФ о РЦБ, гл. 2 Указания Банка России от 29.04.2015 № 3629-У «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами». Согласно вышеуказанным нормативным правовым актам, «в РФ физическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором, если оно отвечает любому из следующих требований: 1) общая стоимость ценных бумаг, которыми владеет это лицо, и (или) общий размер обязательств из договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и заключенных за счет этого лица должны составлять не менее 6 млн руб.; 2) имеет опыт работы в российской и (или) иностранной организации, которая совершала сделки с ценными бумагами и (или) заключала договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами: а) не менее 2 (двух) лет, если такая организация (организации) является квалифицированным инвестором; б) не менее 3 лет в иных случаях; 3) совершало сделки с ценными бумагами и (или) заключало договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, за последние четыре квартала в среднем не реже 10 раз в квартал, но не реже одного раза в месяц. При этом совокупная цена таких сделок (договоров) должна составлять не менее 6 млн руб.; 4) размер имущества, принадлежащего лицу, составляет не менее 6 млн руб. 5) имеет высшее экономическое образование или любой из следующих аттестатов и сертификатов: квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, квалификационный аттестат аудитора, квалификационный аттестат страхового актуария, сертификат «Chartered Financial Analyst (CFA)», сертификат «Certified

International Investment Analyst (CIIA)», сертификат «Financial Risk Manager (FRM)». В РФ юридическое лицо может быть признано квалифицированным инвестором, если оно является коммерческой организацией и отвечает любому из следующих требований: 1) имеет собственный капитал не менее 200 млн руб.; 2) совершало сделки с ценными бумагами и (или) заключало договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, за последние четыре квартала в среднем не реже 5 (пяти) раз в квартал, но не реже 1 (одного) раза в месяц. При этом совокупная цена таких сделок (договоров) должна составлять не менее 50 млн. руб.; 3) имеет оборот (выручку) от реализации товаров (работ, услуг) за последний завершенный отчетный год не менее 2 млрд. руб.; 4) имеет сумму активов за последний завершенный отчетный год в размере не менее 2 млрд. руб.» [14].

В КР требования, которым должны соответствовать лица, признаваемые квалифицированными инвесторами на рынке ценных бумаг, отражены в п. 6 Положения о квалифицированных инвесторах. В соответствии с данным пунктом, «при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных оснований, лицу может быть присвоен статус квалифицированного инвестора: 1) наличие лицензии уполномоченного государственного органа КР на любой вид деятельности в сфере банковской деятельности, рынка ценных бумаг, либо деятельности в сфере страхования; 2) наличие высшего экономического образования у физического лица и опыта работы в сферах банковской деятельности, рынка ценных бумаг, либо деятельности в сфере страхования не менее 5 лет; 3) общая рыночная или балансовая стоимость ценных бумаг, которыми владеет это лицо, составляет не менее 30 тыс. МРП; 4) общая рыночная или балансовая стоимость ценных бумаг, предназначенных для приобретения только квалифицированным инвестором, которыми владеет это лицо, составляет не менее 10 тыс. МРП; 5) лицо подписало согласие с инвестиционной декларацией эмитента, выпускающего ценные бумаги, предназначенные для приобретения только квалифицированными инвесторами при этом размер средств, который будет вложен данным лицом в приобретение таких ценных бумаг, должен составлять не менее 10 МРП; 6) лицо в течение последних и подряд идущих 12-ти месяцев совершило не менее 10-ти сделок с ценными бумагами, при этом общая сумма таких сделок составила не менее 30 МРП.» [3].

Таким образом, из вышеизложенного видно, что законодательство стран ЕАЭС устанавливает высокие требования к лицам, имеющие намерения быть признанными квалифицированными инвесторами.

Обсуждения.

Ю.И. Кабановская отмечает, что установление таких высоких требований уполномоченными органами связано с тем, что «неквалифицированные инвесторы имеют: 1) низкий уровень финансовой грамотности; 2) недостаточной финансовой дисциплины; 3) неполное понимание возможных рисков; 4) нежелание вникать в суть инструментов и знакомиться с условиями договора на оказание услуг на финансовом рынке. А также попытка некоторых инвестиционных компаний навязать им рискованные инструменты. Кроме того, неквалифицированные инвесторы в основном имеют небольшие инвестиции, потеря которых может сказаться на ухудшении качества их жизни.» [15, с. 20-21]. Д.А. Вавулин «среди основных причин упомянутых жестких требований выделяет борьбу с фирмами-однодневками и серыми схемами, осуществляемыми на фондовом рынке. Так, он пишет, что имеется случаи, когда менеджеры крупных компаний регистрируют аффилированную организацию в целях движения через нее денежных потоков, а также перевода на нее основных активов. Между тем требования по собственному капиталу и активам для таких «дочерних» организаций не оговаривались, и крупные компании пользовались этим, в частности, для маржинальной торговли на фондовом рынке.» [16].

Вместе с тем, при установлении вышеизложенных требований, как указывает М.В. Михайлова, «необходимо учитывать, что они с одной стороны, должны быть адекватными и максимально определенными, а с другой - не должны создавать барьеров входа и ужесточать контроль» [6, с. 102]. Также, по словам Ю.И. Кабановской, «подобные жесткие требования дестимулируют инвесторов.

К примеру, по ее высказыванию, снижение количества активных инвесторов - физических лиц - на срочном рынке приводит к катастрофическому падению ликвидности. При этом отсутствие целых групп инвесторов, практикующих спекулятивные стратегии, приводит к невозможности и экономической нецелесообразности использования инструментария срочного рынка даже категориями квалифицированных инвесторов и профессиональных инвесторов.» [15, с. 22-23].

В связи с этим И.Г. Горловская, Л.Н. Иванова, Н.В. Торопыно отмечают, что «одним из важной задачи является оптимизация критериев квалификации инвесторов, так как многие организации не могут быть признаны квалифицированными инвесторами, поскольку, в частности, объем их бизнеса не соответствует закрепленным критериям, например, некоторые венчурные фонды» [7, с. 166].

Помимо вышеизложенной проблемы, в законодательствах стран ЕАЭС по указанным требованиям имеется расхождения, в частности, в части их перечня, объема, степени и т.д.

В свою очередь, вышеотмеченные расхождения являются предпосылками для возникновения барьеров или бюрократии в совершении сделок с ценными бумаги и иными финансовыми инструментами квалифицированными инвесторами из одной страны ЕАЭС в других странах ЕАЭС.

В этой связи, в целях решения вышеуказанных проблем полагаем необходимым в законодательстве ЕАЭС предусмотреть, что брокеры в странах ЕАЭС могут признавать граждан стран ЕАЭС и юридических лиц, созданные по законодательству стран ЕАЭС, квалифицированными инвесторами, также на том основание, что они являются таковыми по законодательству другой страны ЕАЭС или таковыми признаны в соответствии с законодательством другой страны ЕАЭС.

Кроме, того брокеры в странах ЕАЭС могут признавать лиц квалифицированными инвесторами в отношении одного вида или нескольких видов ценных бумаг и иных финансовых инструментов, одного вида или нескольких видов услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Так, согласно п. 5 ст. 5-1 Закона РК о РЦБ, п. 9 ст. 51.2 Закона РФ о РЦБ, брокеры признают лиц квалифицированными инвесторами в отношении одного вида или нескольких видов ценных бумаг и иных финансовых инструментов, одного вида или нескольких видов услуг, предназначенных для квалифицированных инвесторов. В законодательство стран РА и КР вышеизложенное положение отсутствует.

Заключение

Подводя итог анализа, проведенного в настоящей статье, отметим следующее:

1. В законодательстве стран ЕАЭС отсутствует определение, раскрывающее особенности понятия «квалифицированный инвестор». На наш взгляд, понятие «квалифицированный инвестор» состоит из следующих особенности:

1) цели введения института «квалифицированный инвестор», в частности: а) защитить неквалифицированных инвесторов от убытков, возникающие в результате совершения рискованных сделок на рынке ценных бумаг или реализации рисков, заложенных в самих финансовых инструментов, б) определить инвесторов, которые в силу своей квалификации, в частности, опыта, имущественное положение, могут в необходимой мере обеспечить защиту от вышеуказанных убытков, в) допустить в обращении финансовых инструментов, а также совершении сделок на рынок ценных бумаг, сопряженные с высокими уровнями рисков;

2) порядок определения квалифицированных инвесторов: а) закрепление в законе перечень лиц, являющимися квалифицированными инвесторами, б) признание брокерами лиц квалифицированными инвесторами;

3) требования к лицам, имеющие намерения быть признанными квалифицированными инвесторами;

4) виды финансовых инструментов, услуг, сделок на рынке ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

2. Вышеуказанные особенности позволяет предложить следующее определение понятия «квалифицированный инвестор»: Квалифицированный инвестор - это физическое или юридическое

лицо, которому законом либо в силу признания брокером его соответствия требованиям, предъявляемым законодательством к квалифицированному инвестору, допускается на рынке ценных бумаг приобретать ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и (или) пользоваться услугами и (или) совершать сделки, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

3. В целях решения проблем оптимизации установленные законодательством стран ЕАЭС требования к лицам, имеющие намерения быть признанными квалифицированными инвесторами, а также выравнивания расхождения в законодательстве стран ЕАЭС по вышеуказанным требованиям полагаем необходимым в законодательстве стран ЕАЭС предусмотреть, что брокеры в странах ЕАЭС могут признавать граждан стран ЕАЭС и юридических лиц, созданные по законодательству стран ЕАЭС, квалифицированными инвесторами, также на том основание, что они являются таковыми по законодательству другой страны ЕАЭС или таковыми признаны в соответствии с законодательством другой страны ЕАЭС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Казахстан от 02.08.2003 г. № 461 «О рынке ценных бумаг» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 14, ст. 119; «Казахстанская правда» от 10 июля 2003 года № 199-200.

2. Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // «Российской газете» от 25.04.1996 г. № 79, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22.04.1996 г. № 17 ст. 1918.

3. Постановлением Правительства КР от 28.01.2019 № 24 «Положение о квалифицированных инвесторах и ценных бумагах, предназначенных для приобретения только квалифицированными инвесторами» // Газета «Эркин-Тоо», № 8, 05.02.2019.

4. Закон Кыргызской Республики от 24.07.2009 г. №251 «О рынке ценных бумаг» // «Эркин Тоо» от 11 августа 2009 г. №70-71; Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики №7, 2009 года, Ст.761; «Нормативные акты Кыргызской Республики» от 31.08.2009 г. №35.

5. Закон Республики Армения от 20.10.2007 г. №ЗР-195 «О рынке ценных бумаг» // Официальные ведомости Республики Армения, 31.10.2007 г., №53 (577), Ст. 1098.

6. Михайлова М.В. Иностранные инвесторы на российском фондовом рынке. Квалифицированные инвесторы: пути усовершенствования для компаний-нерезидентов // Российское предпринимательство. 2010. № 6-1. С. 97-102.

7. Горловская И.Г., Иванова Л.Н., Торопыно Н.В. Квалифицированные инвесторы: понятие и сущность // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2012. № 3. С. 161-166.

8. Шалевая А.В. Особенности правового статуса квалифицированного инвестора // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2012. № 1. С. 54-58.

9. Мусин Т. Квалифицированные инвесторы (дата опубликования: 31.10.2012 г.) / Информационный портал «Zakon.kz». URL: https://www.zakon.kz/4521804-kvalificirovannye-investory-t.-musin.html (дата обращения: 09.09.2022).

10. Хабаров С.А. Эволюция понятия «квалифицированный инвестор» // В сборнике: Проблемы современного российского законодательства материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор С.И. Суслова; Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2015. С. 260-263.

11. Ясус М. Об установлении специального правового режима защиты прав непрофессионального участника рынка ценных бумаг - розничного инвестора // Хозяйство и право. 2013. № 2 (433). С. 83-93.

12. Закона Кыргызской Республики от 26.07.1999 № 92 «Об инвестиционных фондах» // Газета «Эркин-Тоо», № 66, 13.08.1999.

13. Постановлением Правления Национального Банка РК от 24.02.2012 № 78 «Об утверждении

Правил признания организациями, осуществляющими брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, индивидуальных и институциональных инвесторов квалифицированными инвесторами» // Казахстанская правда, № 237-238 (27056-27057), 25.07.2012.

14. Указания Банка России от 29.04.2015 № 3629-У «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами» // Вестник Банка России, № 51 (1647), 15.06.2015, с. 44-50. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/11158/ ves150615051.pdf (дата обращения: 09.09.2022).

15. Кабановская Ю.И. Квалифицированные и неквалифицированные инвесторы рынка ценных бумаг // Ученые записки Международного банковского института. 2018. № 2 (24). С. 16-26.

16. Вавулин Д. А. Квалифицированные инвесторы - новые субъекты российского фондового рынка // Финансы и кредит. 2008. № 24 (312). С. 2-5.

Brokerage services provided to qualified investors in the countries of the Eurasian Economic Union

Kuznetsov Aleksei Vladimirovich

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Astrakhan State University, Astrakhan, Russia. E-mail: varlamow@rambler.ru

Pavlova Gulnara Shamilyevna

Senior Lecturer,

Astrakhan State University, Astrakhan, Russia. E-mail: gulnaraa83@mail.ru

Lysikova Irina Vasilyevna

Senior Lecturer,

Astrakhan State University, Astrakhan, Russia. E-mail: irina_polulyah@mail.ru

Toshpulotov Alisher Aminovich

PhD student,

Russian-Tajik (Slavonic) University, Dushanbe, Tajikistan. E-mail: a.toshpulotov@yandex.com

Annotation. The article examines public relations associated with the provision of brokerage services to qualified investors in the securities market in the countries of the Eurasian Economic Union.

Recently, consideration of the issues of providing brokerage services in the countries of the Eurasian Economic Union has become of particular importance in the context of deepening economic integration of the EAEU countries in order to create a common financial market within the EAEU and ensure non-discriminatory access to the financial markets of the EAEU countries; ensuring guaranteed and effective protection of the rights and legitimate interests of consumers of financial services; determining approaches to risk management in the financial markets of the EAEU countries.

In this regard, the aim of the article is to develop provisions that contribute to the establishment of a similar approach in the provision of brokerage services to qualified investors in the securities market in the EAEU countries. To achieve this goal, general, general scientific and particular scientific methods of legal science were used: the dialectical method, analysis, synthesis, generalization, abstraction, induction, analogy, hypothetical-deductive and comparative legal methods.

The results of the study in this article can be used in legislative work to harmonize the legislation of the EAEU countries in the field of the securities market in the EAEU countries, as well as in scientific research in the field of the financial market. The results of this study are the identified theoretical and practical problems in the provision of brokerage services to qualified investors in the securities market in the EAEU countries, as well as developed proposals to eliminate these problems.

Keywords: Eurasian Economic Union, brokerage services, broker, qualified investor, securities market, stock market, financial market, financial instruments, securities, derivative financial instruments

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.