УДК 71 ББК 85.118
БРИТАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «ГОРОД-САД» И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЕВРОПЕЙСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА
Аннотация. Статья посвящена анализу движения «Город-сад», основанного в Великобритании в конце XIX века сэром Эбенизером Говардом и получившего затем распространение на территории других европейских стран. В статье рассматриваются архитектурные и социально-экономические особенности концепции города-сада, а также выявляется степень влияния данной концепции на европейское градостроительство первой четверти XX века.
Ключевые слова: Великобритания, Викторианская эпоха, город-сад, европейское градостроительство.
Summary. The article analyzes the Garden City Movement, launched by Sir Ebenezer Howard in Great Britain in the late XIXth century and subsequently disseminated about the territory of other European countries. In the article the architectural and social and economic characteristics of the concept a garden-city are contemplated as well as the degree of the influence of this concept on European town-building of the first quarter of the XXth century is elicited.
Keywords: Great Britain, the Victorian era, a garden city, European town-building.
307
Во второй половине XX — начале XXI века негативные последствия углубления урбанизационных процессов во многих странах мира (перенаселенность и стихийное разрастание городов, централизация промышленного производства в крупных населенных пунктах и т.д.) сделали особо актуальной проблему разуплотнения крупных городов и улучшения качественных показателей их эколо-
гической среды. Актуализация данной проблемы способствовала как формированию новых градостроительных проектов, так и изучению ряда предшествующих концепций в истории архитектуры и городского планирования, преследовавших своей целью преодоление негативных следствий урбанизации. Среди подобных концепций особое место занимает концепция города-сада, зародив-
3Ö8
шаяся в Великобритании на рубеже XIX—XX веков и представлявшая собой, по сути, первую попытку решения вышеозначенной проблемы.
В конце XX — начале XXI века в зарубежной научной литературе появился ряд новых исследований, посвященных историческому формированию движения «Город-сад», а также изучению опыта данного движения в преодолении негативных следствий урбанизации путем строительства населенных пунктов нового типа — городов-садов. Среди подобных исследований можно отметить работы Стэн-диша Мичема (Standish Meacham) [1], Мервина Миллера (Mervyn Miller) [2], Питера Холла (Peter Hall) и Колина Уорда (Colin Ward) [3].
В отечественной научной литературе движение «Город-сад» не получило должного осмысления. В настоящее время в российском искусствоведении и истории архитектуры исследований, посвященных рассматриваемому движению, не существует. Тем не менее в начале XX века концепция города-сада была представлена в некоторых обзорных отечественных исследованиях, посвященных истории архитектуры и новым достижениям градостроительства. В числе подобных исследований можно отметить работы В.Н. Семенова [4, с. 6572] и М.Г. Диканского [5, с. 269-300].
Основные цели данной статьи заключаются в анализе британского движения «Город-сад», характеристике его влияния на европейское градостроительство первой четверти XX века, а также конкретизации различий между понятиями «город-сад», «садовый пригород» и «поселок-сад», в отношении которых нередко используют один и тот же термин —
«город-сад», что не совсем верно, исходя из особенностей исторически сложившейся «классической» концепции города-сада.
Хронологические рамки статьи ограничены 1950 — серединой 1920-х гг. — периодом зарождения понятия «город-сад», формирования первой концепции города-сада и ее распространения в контексте европейского градостроительства. Свою популярность в европейской архитектуре британская концепция города-сада сохраняла преимущественно в первой четверти XX века.
Рассматриваемая концепция зародилась в Великобритании в конце XIX века и представляла собой попытку решения социально-экологических проблем викторианских промышленных городов. В Викторианскую эпоху активное промышленное развитие Великобритании привело к углублению урбанизационных процессов в стране. Крупные города приобретали постепенно статус ключевых промышленных центров и способствовали оттоку сельских жителей из деревни в город в поисках работы и относительно стабильного дохода на новых механизированных предприятиях, начинавших во многом определять экономическое развитие нового индустриального общества. Стихийное разрастание промышленных центров и увеличение численности их населения привело к формированию целого ряда проблем в контексте их социально-бытового обустройства: ухудшение экологической ситуации в целом в результате загрязнения окружающей среды промышленными отходами, социальная стратификация городского пространства — выделение
в структуре города районов бедняков и состоятельных людей, распространение инфекционных заболеваний в густонаселенных и низкоэкологичных районах проживания простых рабочих и бедняков.
Во второй половине XIX века рост численности городского населения в Великобритании сохранял положительную динамику. В середине столетия в стране проживало всего ок. 22 млн. человек, при этом 54% от этого числа составляло городское население [см.: 6, с. 101]. К 1861 г. доля городского населения возросла до 58%, а к 1871 году - до 65% [там же]. Наиболее густонаселенными городами были Лондон (3,5 млн.), Ливерпуль (395 тыс.), Глазго (375 тыс.), Манчестер (338 тыс.) и Бирмингем (265 тыс. человек) [там же].
В последней трети XIX века экологические и социально-экономические проблемы викторианских промышленных городов стали активно обсуждаться представителями широкой общественности: врачами, социологами, экономистами, политиками. Большинство экспертов, участвовавших в анализе санитарных и социальных проблем британских промышленных городов, приходило к выводу о необходимости улучшения экологической ситуации в промышленных центрах, а также целесообразности сокращения потока миграции сельских жителей из деревни в город [см.: 7, с. 3-5]. Попытка реализации двух этих идей была предпринята в контексте так называемого движения «Город-сад».
Целостная архитектурная и социально-экономическая концепция города-сада была впервые сформулирована в конце XIX века британ-
ским парламентским корреспондентом и социальным реформатором Эбенизером Говардом (Ebenezer Howard) в эссе «Будущее: мирный путь к реальной реформе» ("Tomorrow: A Peaceful Path to Real Reform", 1898). В 1902 г. оно было переиздано в Лондоне под названием «Города-сады будущего» ("Garden Cities of Tomorrow"). В России эссе Говарда с авторским предисловием было впервые издано в 1911 г. в Санкт-Петербурге под названием «Города будущего». Перевод эссе на русский язык был осуществлен юристом и публицистом А.Ю. Блохом.
Идея города-сада, выдвинутая Э. Говардом, не была новой для британской архитектуры второй половины XIX века. Еще до Говарда решение экологических и социально-бытовых проблем промышленных городов путем строительства населенных пунктов нового типа (городов-садов) предлагали Джон Рескин (John Ruskin) и Уильям Моррис (William Morris) — известные британские художники, искусствоведы и социальные реформаторы. Рескин призывал к созданию таких городов, в которых не было бы «никаких зловонных и грязных предместий, а были бы внутри стен только чистые и оживленные улицы, а вне их — открытое поле за широкою каймою садов и огородов, и в нескольких минутах ходьбы от любой части города — трава, совершенно чистый воздух и вид дальнего горизонта» [8, с. 209]. При этом, как отмечал Рескин, города должны представлять собой небольшие населенные пункты, «как бы кристаллизовавшиеся в нужные рамки, а не грубо сваленные в них» [9, с. 197]. Уильям Моррис предъяв-
309
310
лял следующие требования к городам-садам: наличие добротно построенных и отвечающих всем санитарным нормам жилых домов; сохранение в структуре городов обширных пространств для садов и предотвращение процесса поглощения городами окружающих полей; требование гармонии и красоты, заключающееся в том, что «дома нужно строить не только добротно и красиво, но соответственно украшать, что поля должны не только обрабатываться, но после обработки не уступать в красоте садам» [10, с. 215]. Рескин и Моррис, однако, выдвигали лишь идею создания городов-садов. Законченная же концепция города-сада была впервые предложена Эбенизером Говардом.
В основе концепции Говарда лежит представление о том, что как у города, так и у деревни есть одновременно свои преимущества (в терминологии Говарда — «магниты») и недостатки. «Магнит» города заключается в наличии большого числа рабочих мест, высокой заработной платы, развитой социальной инфраструктуры, разнообразных форм досуга. Недостатки города сводятся к нарушению экологического баланса, перенаселенности, дороговизне жизни. «Магнит» деревни, напротив, заключается в практическом отсутствии загрязнений окружающей среды, в низкой арендной плате за землю и невысокой плотности населения. Выявляя недостатки деревни, Говард указывает на отсутствие дополнительных рабочих мест, низкий уровень дохода населения, а также сокращение числа возможностей проведения разнообразного досуга [см.: 7, с. 8-11]. По мнению Говарда, преодолеть недостатки как города, так и
деревни можно путем строительства населенных пунктов нового типа — городов-деревень, или городов-садов [там же, с. 10]. Как отмечает Говард, «город и деревня не представляют единственно возможные, обусловленные природою вещей формы человеческого общежития. Обществом и природой можно наслаждаться одновременно. Оба магнита должны быть превращены в один... город и деревня должны взаимно дополнять друг друга» [там же, с. 12].
Говард рассматривал строительство городов-садов не только как экологический, но, прежде всего, как социально-экономический эксперимент. При этом разработанную Говардом концепцию города-сада нельзя назвать ни чисто социалистической, ни капиталистической, ни тем более коммунистической. Социально-экономическое устройство города-сада предполагало синтез как характерных черт социализма, так и капитализма. Социалистический аспект экономического устройства города-сада должен был заключаться в наличии коллективной собственности на землю, отданной в распоряжение Главному Совету города [там же, с. 79]. При этом пополнение городского бюджета предполагалось за счет взимания арендной платы с жителей. В сельской местности она была значительно ниже, чем в крупных городах [там же, с. 27-28]. Капиталистическая же составляющая социально-экономической жизни города-сада должна была заключаться в отсутствии полной муниципализации различных городских предприятий и сфер обслуживания населения. По мнению Говарда, предоставление услуг населению должно
ЕК
строиться на принципах здоровой конкуренции между муниципальными и частными предприятиями [там же, с. 75-76].
Говард полагал, что причина краха многих социальных экспериментов кроется в том, что они не учитывали двойственной природы человека, предполагающей, с одной стороны, его стремление к коллективной деятельности, а, с другой — его тягу к индивидуализму. Исходя из своего представления о двойственной природе человека, Говард пришел к выводу, что люди «не удовлетворятся той ничтожной возможностью личной деятельности, какая будет предоставлена в строго социалистической общине» [там же, с. 111]. Так, по мнению Говарда, из-за отрицания двойственной природы человека потерпела крах социалистическая колония в мексиканском городе Тополобампо, основанная в последней четверти XIX века американским гражданским инженером Альбертом Кимси Оуэном (Albert Kimsey Owen). Однако, как отмечает Говард, в социально-экономической организации города-сада будут преодолены недостатки колонии Оуэна: «...в Тополобампо управление колонии выговорило себе монополию ведения всей продуктивной работы, и каждый член должен был либо работать под руководством правитель -ственных надзирателей, либо покинуть колонию. В Городе-Саде не существует такой монополии. Значительно большая часть работы в Городе-Саде. совершается не городским управлением и его служащими, а частными лицами и группами лиц» [там же, с. 112].
Наряду с основами социально-экономической организации города-
сада Говардом была подробно разработана его архитектурная концепция. Она предполагала радиально-центрическую планировку города, которая должна была включать в себя следующие структурные компоненты городского пространства: центральная площадь с городским садом и расположенными вокруг него основными муниципальными учреждениями (Городской Совет, концертный и лекционный залы, музей, больница); расходящиеся от центра и постепенно увеличивающиеся в диаметре кольцевые улицы и радиальные бульвары; расположенные на окраинах города и отделенные от его жилой части садом промышленные предприятия; проходящая по внешнему кольцу города железная дорога, соединенная своей диаметральной ветвью с центром города и его жилыми районами; за кольцевой железной дорогой - обязательная полоса сельскохозяйственных угодий.
Разработанная Говардом концепция города-сада предусматривала также решение проблемы роста его численности посредством введения максимально допустимой верхней границы данного роста - 32 тыс. человек. По достижении городом данного порога численности населения, его жители должны стать инициаторами создания точно такого же города-сада с собственным муниципалитетом. Местоположение нового города должно быть определено строго за сельскохозяйственной полосой. Таким образом, по мнению Говарда, постепенно вокруг первоначального города-сада будет создана цепь точно таких же городов-сателлитов, соединенных с центральным городом железнодорожным сообщением.
311
312
Концепцию города-сада Говарда часто определяют как социальную утопию. Однако понятие «социальная утопия» в строгом смысле не может быть использовано в отношении концепции Говарда. Во-первых, как отмечает Александр Блох, подобное определение недостаточно верно, так как концепция Говарда нашла свое практическое воплощение: в 1903 г. (то есть еще при жизни автора) был основан английский город-сад Леч-ворт [там же, с. VII-X]. После Первой мировой войны вслед за Лечвортом был построен еще один город сад — Вельвин (оба — в английском графстве Хартфордшир). Во-вторых, концепция Говарда оказала ощутимое влияние на европейское градостроительство первой четверти XX века. Так, в начале XX века концепция Говарда, зародившаяся в Великобритании, получила распространение на территории целого ряда европейских стран [см.: 11, р. 61-67]. Это было связано, в частности, с основанием первых ассоциаций городов-садов.
Еще в 1899 г. в Великобритании с целью пропаганды идеи Говарда и строительства первого города-сада была основана Ассоциация города-сада. Значимость проповедуемых Ассоциацией идей подтвердило принятие в 1909 г. в Великобритании «Закона о городском планировании». Несмотря на то, что закон не предполагал использование концепции города-сада в качестве основополагающей при застройке городов, в нем нашли отражение ключевые идеи данной концепции: необходимость строгой планировки городов с целью предотвращения их стихийного неконтролируемого разрастания; сохранение зеленых насаждений и открытых про-
странств в структуре городской планировки с целью улучшения экологической обстановки в городах; необходимость развития города в гармонии с естественным природным ландшафтом его географического местоположения. 43-й параграф закона вводил запрет на строительство популярных в Викторианской Англии примыкающих друг к другу террасных домов, которые, в отличие от индивидуальных коттеджей, считались менее благоприятными для проживания [см.: 12, p. 388]. Однако следует отметить, что подпункт «a» 43-го параграфа все же предусматривал возможность строительства террасных домов, но только в случае одобрения их планировки и санитарных условий территориальным медицинским инспектором [Ibid]. Распространение идеи о необходимости городского зонирования при строительстве новых и расширении старых городов, получившей свое теоретическое и правовое воплощение в виде первого «Закона о городском планировании» 1909 г., оказало, в свою очередь, влияние на саму Ассоциацию города-сада. В 1909 г. она была переименована в Ассоциацию городов-садов и городского планирования (The Garden Cities and Town Planning Association - GCTPA).
В 1900 - начале 1910-х гг. в ряде европейских стран под влиянием британского движения «Город-сад» были основаны национальные ассоциации и общества городов-садов, в том числе во Франции, Германии, Бельгии, Нидерландах, Испании, Польше, России [Ibid., p. 61-67]. Наибольшее распространение за пределами Великобритании концепция города-сада получила в Германии, где в 1902 г. было
основано Немецкое общество города-сада (Deutsche Gartenstadtgesellschaft — DGG) и возникло одноименное движение в области немецкой архитектуры и градостроительства [см.: 7, с. IV; 11, p. 61-62].
Знакомству Германии с достижениями британской архитектуры способствовал немецкий архитектор Герман Мутезиус (Hermann Muthesi-us), находившийся в 1896—1903 гг. на дипломатической службе в Великобритании в качестве немецкого атташе по культуре. Результатом изучения Мутезиусом достижений британской архитектуры последней трети XIX века стал трехтомный труд «Английский дом» ("Das englische Haus", 1904-1905). В данной работе Мутезиус описал новый подход ряда современных ему британских архитекторов к домовому строительству и дизайну. Данный подход заключался в принятии в качестве образца домового строительства отдельного, пусть и небольшого, но комфортабельного коттеджа. Кроме того, он предполагал реализацию принципа стилистического единства экстерьера, интерьеров дома и прилегающего к нему сада в контексте индивидуальной профессиональной практики конкретного архитектора [подробнее об этом см.: 13, p. 12-15]. Свою последовательную реализацию данный подход получил при строительстве первого города-сада и садовых пригородов в проектах Раймонда Унвина (Raymond Unwin), Берри Паркера (Barry Parker), Маккея Хью Бейли Скотта (Mackay Hugh Baillie Scott), Эдвина Лэндсира Лаченса (Edwin Landseer Lutyens), Холси Рикардо (Halsey Ricardo) и других британских архитекторов. М.Х. Бейли Скотт, вы-
ступившии с резкой критикои современных ему викторианских террасных домов из-за их стесненных условий, разработал для движения «Город-сад» проекты небольших домов в духе английской сельской архитектуры с окружавшими их личными садами. Группы подобных домов были построены в Лечворте и Хэмпстеде, садовом пригороде Лондона. Проекты небольших одно- или двухэтажных домов были также разработаны для первого города-сада и садовых пригородов Хэмпстед и Ромфорд архитекторами Э. Лаченсом, Б. Паркером, Р. Унвином и Х. Рикардо.
Вышеописанным принципам профессиональной практики архитекторов британского движения «Город-сад» были близки проекты представителей аналогичного немецкого движения — Германа Мутезиуса, Рихарда Римерш-мида (Richard Riemerschmid), Генриха Тессенова (Heinrich Tessenow) и др. В начале XX века они занимались проектированием и строительством первого немецкого города-сада Хелле-рау, основанного в 1909 г. недалеко от „. „ Дрездена мебельным фабрикантом и социальным реформатором Карлом Шмидтом (Karl Schmidt). Однако в середине XX века Хеллерау был включен в состав Дрездена на правах административного района, утратив таким образом свою самостоятельность. Большинство других поселений, основанных в контексте немецкого движения «Город-сад», представляло собой, скорее, садовые пригороды и поселки-сады [см.: 11, p. 62-65], нежели города, строительство которых, согласно концепции Говарда, предполагало изначальное строгое планировочное решение и формирование каждого нового города-сада как независимой хозяйст-
венно-экономическои и административной единицы [см.: 7, с. 54-55].
В ряде других европейских стран концепция города-сада в процессе ее практической реализации также часто трансформировалась в строительство садовых пригородов и поселков-садов. Согласно замечанию Эварта Калпина, целый ряд поселений, основанных в начале XX века в европейских странах и названных городами-садами, не имел ничего общего с концепцией города-сада как таковой и представлял собой не более чем спекуляции на основе данной концепции [см.: 11, p. 9]. Калпин ввел также четкое разграничение понятий «город-сад», «садовый пригород» и «поселок-сад», дав им соответствующие определения.
Согласно определению Калпина, город-сад представляет собой самостоятельный, спроектированный как единое целое сельскохозяйственный и промышленный жилой город, окруженный поясом открытых полей и способный обеспечить отдельными домами с прилегающими к ним садами, по крайней мере, 30 тыс. человек [Ibid, p. 2]. Садовые пригороды, в отличие от городов-садов, являются своего рода экологически чистыми городами-спутниками более крупных городов, выполняя функцию разуплотнения метрополий до тех пор, пока последние в процессе своего естественного развития и расширения их не поглотят [Ibidem]. Поселки-сады, по определению Калпина, представляют собой города-сады в миниатюре. Однако в отличие от городов-садов, поселки-сады сохраняют зависимость от близлежащего города, нередко имея общую с ним систему коммунального обеспе-
чения. У поселков-садов, как правило, отсутствует специальный защитный «зеленый»пояс из сельскохозяйственных угодий, и поселки-сады часто являются центрами только какого-то одного вида промышленного производства [Ibidem]. Следует отметить, что участники движения «Город-сад», выступавшие с концепцией разуплотнения крупных промышленных городов и повышения качества их экологической среды, пропагандировали не только строительство городов-садов, но также основание и строительство садовых пригородов и поселков-садов. Но при этом представители движения четко разграничивали понятия «город-сад», «садовый пригород» и «поселок-сад» [Ibid, p. 73]!
В 1913 г. с целью пропаганды концепции города-сада за пределами Великобритании и координации деятельности различных национальных ассоциаций городов-садов была основана Международная ассоциация городов-садов и городского планирования (The International Garden Cities and Town Planning Association — IGCTPA), которую возглавил в должности президента Эбенизер Говард [Ibid, p. 69]. Комитет Ассоциации включал представителей афи-лированных обществ в 13-ти европейских странах (Великобритании, Франции, Германии, Австрии, России, Польши, Норвегии, Нидерландов, Бельгии, Испании, Италии, Румынии, Венгрии), а также в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Японии [ibid].
Актуальность британской концепции города-сада, а также лидерство секции Великобритании в Комитете Международной ассоциации городов-садов и городского планиро-
вания сохранялись вплоть до начала 1920-х ги. Усложнение градостроительных задач в европейских странах после окончания Первой мировой войны — необходимость реконструкции старых городов, формирования достаточно сложных схем регионального планирования с учетом промышленной и хозяйственной специфики каждой конкретной местности, сложность осуществления целенаправленной децентрализации промышленного сектора в контексте схем городского зонирования — показало невозможность их решения посредством использования на практике классической схемы Э. Говарда. Указанные градостроительные проблемы привели к снижению популярности концепции города-сада, а впоследствии и к полному отказу от нее в европейских странах.
Данное обстоятельство нашло отражение в смене названий ассоциаций по пропаганде концепции города-сада. Основанная в 1913 г. Международная ассоциация городов-садов и городского планирования неоднократно меняла свое название. С 1922 г. она стала именоваться Международной федерацией городов-садов и городского планирования (The International Garden Cities and Town Planning Federation — IG-CTPF), с 1924 г. - Международной федерацией городского, сельского планирования и городов-садов (The International Federation for Town and Country Planning and Garden Cities — IFTCPGC), а с 1926 г. — Международной федерацией жилого строительства и городского планирования (The International Federation for Housing and Town Planning — IFHTP). Наконец, в 1958 г. организация получила
свое окончательное название, под которым она ведет свою профессиональную деятельность и в наши дни — Международная федерация жилого строительства и планирования (The International Federation for Housing and Planning — IFHP). Британская Ассоциация городов-садов и городского планирования в 1941 г. получила свое современное название — Ассоциация городского и сельского планирования (The Town and Country Planning Association — TCPA). Несмотря на то, что современная Международная федерация жилищного строительства и планирования, а также Ассоциация городского и сельского планирования не пропагандируют концепцию города-сада как таковую, они унаследовали ряд ключевых идей концепции Говарда: необходимость улучшения экологических, санитарных условий проживания людей в городах и сельской местности; осуществление целенаправленного планирования и зонирования городов и сельских поселений с целью улучшения качества жизни их обитателей. Концепция 315 Говарда оказала также влияние на зарождение в 1920-30-е гг. дезурба-нистической теории строительства. Начиная с середины 1940-х гг. и во второй половине XX века появились проекты «Большой Лондон», «Большой Париж», «Большой Нью-Йорк», предполагавшие разуплотнение данных городов за счет создания вокруг них пригородов-сателлитов.
Таким образом, концепция города-сада, зародившись в Викторианской Англии, получила в начале XX века широкое распространение в архитектуре и городском планировании ряда других европейских
316
стран. Усложнение градостроительных задач в европейских странах после окончания Первой мировой войны потребовало поиска качественно новых способов их решения, что привело к постепенному отказу от концепции города-сада. В целом же говорить о непосредственном влиянии британской концепции города-сада на европейское градостроительство можно лишь применительно к первой четверти XX века — периоду популярности данной концепции в европейской архитектуре и городском планировании. Поздние заимствования отдельных ключевых принципов концепции города-сада (необходимость разуплотнения крупных городов, разработка схем городского зонирования, формирование благоприятной экологической среды в городах и т.д.) в европейском градостроительстве следует рассматривать, скорее, как интерпретацию данных принципов уже на качественно новых этапах развития градостроительства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Meacham, S. Regaining Paradise: English-ness and the Early Garden City Movement [Text] / S. Meacham. - New Haven ; London : Yale University Press, 1999. - VIII+210 p.
2. Miller, M. English Garden Cities: an Introduction [Text] / M. Miller. - Swindon : English Heritage, 2010. - VII+116 p.
3. Hall, P. Sociable Cities: the Legacy of Ebenezer Howard [Text] / P. Hall, C. Ward. - Chichester : J. Wiley, 1998. - X+229 p.
4. Семенов, В.Н. Благоустройство городов [Текст] / В.Н. Семенов. - М. : Типография П.Н. Рябушинского, 1912. - 10+184 с.
5. Диканский, М.Г. Постройка городов, их план и красота [Текст] / М.Г. Диканский. - Петроград : Издание Н.П. Карбасникова, 1915. - XII+308 с.
6. Пикард, Л. Викторианский Лондон [Текст] / Л. Пикард ; пер. с англ. В. Кулагиной-Ярцевой, Н. Кротовской, М. Бурмистровой. - М. : Изд-во Ольги Морозовой, 2011. - 528 с.
7. Говард, Э. Города будущего [Текст] / Э. Говард ; пер. с англ. А.Ю. Блох. - М. : Сакура, 1992. - XVIII+178 с.
8. Рескин, Дж. Тайна жизни и искусства [Текст] / Дж. Рескин // Рескин Дж. Сезам и Лилии: три лекции Джона Рескина / пер. с англ. О.М. Соловьевой. - М. : Т-во тип.
A.И. Мамонтова, 1901. - С. 152-214.
9. Рескин, Дж. Лекции об искусстве : курс лекций [Текст] / Дж. Рескин ; под ред. Е. Кононенко; пер. с англ. П. Когана. -М.: Б. С. Г. - Пресс, 2006. - 319 с.
10. Моррис, У. Искусство и социализм [Текст] / У Моррис // Моррис У. Искусство и жизнь : избранные статьи, лекции, речи, письма / сост. А.А. Аникст. - М. : Искусство, 1973. - С. 197-220.
11. Culpin, E.G. The Garden City Movement Up-to-date. - London : The Garden Cities and Town Planning Association, 1913. - VI + 82 p.
12. Fletcher, B. The London Building Acts. 1894-1909 : A Text Book on the Law Relating to Building in the Metropolis [Text] /
B. Fletcher / Revised, rearranged and enlarged by B.F. Fletcher, H.P. Fletcher. - 5th edition. - London : B.T. Batsford, 1914. -XVIII+697+16 p.
13. Tankard, J.B. Gardens of the Arts and Crafts Movement: Reality and Imagination [Text] / J.B. Tankard. - N.Y. : Abrams, 2004. - 216 p. ■
ЕК