УДК 342.27
БРИТАНСКАЯ ИНДИЯ НА ПУТИ К НЕЗАВИСИМОСТИ: ОБРАЗОВАНИЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1946 г.
© Лариса Александровна ЧЕРЕШНЕВА
Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории, e-mail: [email protected]
Статья посвящена одному из важных событий в истории освободительного движения Британской Индии - образованию Временного правительства под руководством Джавахарлала Неру. Являясь Исполнительным советом при вице-короле, оно стало примером ошибок и достижений индийских политических сил на пути к независимости.
Ключевые слова: Британская Индия; Временное правительство; национализм.
После Второй мировой войны в колониальных и зависимых странах Востока усилилось освободительное движение. На волне общего полевения мирового общественного мнения, роста авторитета Советского Союза национальные политические организации стали требовать ликвидации колониальных режимов и предоставления независимости. В изменившихся условиях Великобритания, опасавшаяся мощного социального взрыва, приступила к подготовке передачи власти в наиболее значимой своей колонии - Индии. Выбирая меньшее из зол, британцы провели серию переговоров с индийскими политическими силами, нацеливая их на образование доминиона в составе Британского Содружества наций как первого шага к независимости. Для этого предполагалось сформировать Временное правительство, впоследствии созвать Учредительное собрание по выработке конституции.
Временное, или переходное, правительство должно было функционировать как Исполнительный совет при вице-короле и нести ответственность перед британским парламентом. Оно было призвано представлять все политические партии страны, в первую очередь, поликонфессиональный Индийский национальный конгресс (ИНК), выступавший за единую независимую Индию, и Мусульманскую лигу (МЛ), требовавшую образования отдельного государства Пакистан из провинций, преимущественно населенных мусульманами. Политическая палитра дополнялась многочисленными партиями: сикхов Панджаба, ортодоксальных индусов, «неприкасаемых», христиан и т. д., однако их
позиция носила подчиненный характер на фоне противоречий ИНК и МЛ. Опасаясь, что с уходом англичан Конгресс установит свою «диктатуру» и не будет соблюдать права меньшинств, Лига бескомпромиссно отстаивала свою установку на раздел Индии и исключительное право представлять мусульман страны. Задача настоящей статьи - дать характеристику формирования Временного правительства Британской Индии в 1946 г.
6 августа 1946 г. вице-король Уэйвелл обратился к президенту ИНК Джавахарлалу Неру «представить свои предложения по составу правительства» [1, с. 188]. Поручение формирования кабинета Неру по его собственному усмотрению было несомненной уступкой английского правительства Конгрессу. Однако и ИНК пошел на уступки, согласившись на участие в правительстве, ответственном перед вице-королем, т. е., по существу, - на участие в новом индианизирован-ном Исполнительном совете. 10 августа Неру дал ответ Уэйвеллу, что принимает предложенную ему «ответственность» [1, с. 188].
13 августа Неру написал лидеру Лиги Мохаммаду Али Джинне, что желает «заручиться его поддержкой при формировании коалиционного Временного правительства» [1, с. 238]. В тот же день, в целях начать многотрудный процесс по созданию коалиции, Конгресс созвал специальный Подкомитет, состоявший из видных конгрессистов: Вал-лабхаи Пателя, Раджендры Прасада и Абул Калам Азада (бывший президент ИНК, мусульманин. - Л. Ч). На первом заседании Подкомитета обсуждался вопрос о списочном составе правительства, который требо-
валось представить на рассмотрение вицекороля. Следующее заседание было назначено на 17 августа. Джинна же ответил Неру следующее: «Не имею ни малейшего представления, о чем Вы договорились с вицекоролем ... Если он поручил Вам формирование Исполнительного совета и. уже согласился принимать Ваши советы., то я не могу согласиться с таким положением» [1, с. 238]. Однако Джинна предложил Неру встречу, чтобы найти выход из сложившегося тупика.
Встреча двух лидеров состоялась вечером 15 августа 1946 г. Неру давал Джинне гарантии того, что все общинные проблемы будут рассматриваться в будущем Учредительном собрании, спорные вопросы - направляться в Федеральный суд. Относите ль-но состава Временного правительства, Неру предложил Джинне 5 мест для членов Лиги. Невзирая на то, что ИНК резервировал и за собой тоже 5 мест, Джинна был неудовлетворен таким партийным паритетом. Он высказался против того, чтобы ИНК выдвигал даже одну кандидатуру мусульманина по своему партийному списку [1, с. 238]. Позитивных итогов эта встреча лидеров не принесла, Джинна отказался участвовать в переходном правительстве, предложив отложить любые решения на полгода. Однако Неру не собирался более ждать и «в раздражении покинул особняк Джинны» [1, с. 238].
16 августа Подкомитет получил письмо от лидера МЛ, официально подтверждавшего свой категорический отказ от предложения Неру войти в состав правительства. Этот день стал «черным днем индийской истории». Лига провела «День прямых действий за Пакистан». В Калькутте он превратился в настоящую резню, которую спровоцировали местные мусульмане - члены МЛ [2, с. 8890]. Согласно докладу Уэйвелла от 21 августа 1946 г., общее число убитых составило 3 тыс. человек и раненых 17 тыс. человек [1, с. 274]. По неофициальным данным, с 16 по 20 августа в Бенгалии было убито не менее
16 тыс. человек [3, с. 331]. После такого оборота событий было уже почти невозможно ожидать мирного разрешения вопроса путем соглашения между Конгрессом и Лигой.
17 августа в Дели Подкомитет собрался вновь под мрачным впечатлением событий, происходивших в Калькутте и других частях страны. Неру повторил свое предложение
Джинне о сотрудничестве и сказал, что «двери для Мусульманской лиги будут всегда открыты» [3, с. 331]. Конгресс уполномочил Подкомитет заняться непосредственно формированием правительства. На заседании
17 августа Неру, Патель, Раджендра Прасад настаивали на том, чтобы Азад согласился войти в состав этого органа, но он отказался. Позже он признается, что «думал тогда, что сможет принести больше пользы, не будучи членом правительства» и недооценил того, что «непосредственное участие в управлении открывало значительно большие возможности» [4, с. 239]. (15 января 1947 г. Азад вошел в состав Временного правительства и занял пост министра просвещения, приняв дела у Ч. Раджагопалачарии. - Л. Ч). Азад рекомендовал привлечь к работе в новом Исполнительном совете одного представителя общины парсов (индийских зороастрийцев). Кроме того, правительству определенно требовался опытный экономист в качестве первого индийского министра финансов.
При анализе принципов формирования нового Исполнительного совета обращает на себя непреложное обстоятельство - Неру и его соратники не стремились к созданию однопартийного конгрессистского Временного правительства. Во-первых, они активно склоняли Лигу отказаться от бойкота, ввести в правительство своих представителей. Во-вторых, конгрессисты пригласили к сотрудничеству политических деятелей от других организаций и партий. Неру настаивал, чтобы это правительство действовало как «сильное и стабильное». Джинна, по его мнению, «мог назвать своих представителей, но не должен вмешиваться в выбор представителей Конгресса, в т. ч. и мусульманина-националиста» [5, с. 359].
Подкомитет планировал, чтобы в состав правительства вошло 15 человек: 5 кастовых индусов; 5 мусульман; 1 представитель «неприкасаемых»; 4 представителя меньшинств. Ознакомившись с этим раскладом, Уэйвелл настоял на уменьшении численного состава до 14 человек. К тому же он привел аргумент, что министр обороны должен быть вне политики и, не желая отдавать этот портфель ни ИНК, ни Лиге, предложил назначить на этот пост сикха Балдева Сингха. 24 августа
1946 г. Уэйвелл объявил, что Неру и 13 его коллег образуют новое переходное прави-
тельство, которое приступит к работе в начале сентября.
2 сентября Временное правительство было приведено к присяге на верность Короне. Эту парадоксальную для традиционно антибритански настроенных индийских националистов ситуацию так прокомментировал Раджендра Прасад, получивший портфель министра продовольствия и сельского хозяйства: «Деятельность в интересах достижения независимости не может считаться несовместимой с такого рода присягой, Неру мог порекомендовать королю передать власть в руки индийцев, несмотря ни на какие присяги в верности. Поэтому мы не усматривали противоречия между тем и другим и принесли требуемую присягу» [6, с. 583].
Джинна очень болезненно переживал факт образования этого правительства. В интервью «Дейли мейл» он не скрывал своих эмоций: «Рана слишком глубока, разочарование и обида от переговоров слишком велики...». В то же время он давал намек на возможность продолжения переговоров и даже обрисовывал общий их формат: «Доску следует вытереть и начать все с начала. Если британское правительство пригласит меня для новой серии переговоров на равных основаниях с другими сторонами, я приму предложение (курсив мой. - Л. Ч)» [1, с. 478]. При этом он не оставлял места для скорых иллюзий относительно своего видения принципов конституционного переустройства и возникшего англо-конгрессистского альянса: «Если же британцы ограничатся тем, что станут поддерживать своими штыками нынешнее переходное правительство, могу лишь сказать, что мусульмане это переживут. Если меня захотят арестовать, я готов пойти в тюрьму хоть сейчас» [1, с. 478].
25 сентября 1946 г. Джинна в беседе с Уэйвеллом выразил надежду, что Конгресс «в качестве жеста доброй воли воздержится от назначения в правительство кого-либо из мусульман», и высказал «желание занимать в кабинете пост вице-председателя поочередно с Неру». Вице-король усилил свои старания по вовлечению Лиги в состав правительства. Он прогнозировал, что религиозно-общинные беспорядки продолжатся до тех пор, пока Лига не будет участвовать в правительстве. 1 октября 1946 г. Уэйвелл решил «уговорить Джинну просто представить ему имена
пяти кандидатов на мусульманские места» в правительстве. Невзирая на неуступчивость Джинны, Уэйвелл решил, что такой шаг, -«бесспорно, в интересах Лиги», и пообещал ему, что будет гарантом соблюдения интересов мусульман в правительстве, все еще на деле являющимся индианизированным, но Исполнительным советом при вице-короле [1, с. 631-632, 643-644]..
15 октября 1946 г. Джинна наконец согласился на участие МЛ в правительстве, хотя лично входить в него не стал [7, с. 409410]. Кандидатурами МЛ явились: Лиакат Али-хан, И.И. Чундригар, Абдур Раб Ниш-тар, Газзанфар Али, Джогендранатх Мандал [8, с. 872-874]. Для большинства конгресси-стов все они, за исключением Лиаката Алихана, были неизвестны. По Азаду, «Лига никогда не принимала участие в политической борьбе, и по этой причине у нее было мало вождей общенационального значения» [4, с. 241]. Что касается Мандала, то он был не мусульманином, а «неприкасаемым». Джинна желал показать, что его партия тоже имеет опору в разных конфессиях страны, противореча тем самым собственным заявлениям об узкообщинном характере ИНК и МЛ. Кроме того, он хотел заручиться поддержкой части индусов - «неприкасаемых», которых в Индии насчитывалось до 50 млн человек. Известные же мусульманские политики Ходжа Назимуддин и наваб Исмаил Хан в список включены не были. По мнению Азада, эти люди «никогда не занимали крайней позиции в спорах между Конгрессом и Мусульманской лигой», и, видимо, Джинна «опасался, что они могут отказаться от постоянного «поддакивания» его мнению» [4, с. 240; 7, с. 336, 338].
С вхождением Лиги в состав правительства потребовалось произвести определенное перераспределение обязанностей между его членами. В первую очередь, ИНК следовало вывести трех своих представителей. Ими стали Сарат Чандра Бос, Шафат Ахмад Хан и Саид Али Захир, т. е. 1 конгрессист и 2 мусульманина - не члена Лиги. Освобождающиеся места предполагалось передать кандидатам от МЛ. Таким образом, состав Временного правительства с октября 1946 г. изменился, и 14 министерских постов заняли:
Джавахарлал Неру (ИНК) - вице-
премьер и министр иностранных дел и связей с Содружеством;
Валлабхаи Патель (ИНК) - министр внутренних дел;
Асаф Али (ИНК) - министр транспорта;
Раджендра Прасад (ИНК) - министр продовольствия и земледелия;
Раджагопалачария (ИНК) - министр
просвещения, с 13 января 1947 г. - министр промышленности и снабжения;
Джагадживан Рам (ИНК) - министр труда;
Балдев Сингх (сикх) - министр обороны;
Куверджи Бхабха (парс) - министр добывающей промышленности и энергетики;
Джон Маттхай (христианин) - министр обрабатывающей промышленности и снабжения;
Лиакат Али-хан (МЛ) - министр финансов;
Исмаил Чундригар (МЛ) - министр торговли;
Абдур Раб Ништар (ИНК) - министр связи;
Газанфар Али Хан (мусульманин - не член Лиги) - министр здравоохранения;
Джагендранатх Мандал («неприкасаемый») - министр юстиции.
«Манчестер Гардиан» писала в те дни: «В одном из своих выступлений о задачах Лиги в правительстве Джинна заявил: «Пять кандидатов-мусульман... будут, как часовые, охранять интересы исламского меньшинства в стране и заставят Неру занять такое положение в правительстве Индии, при котором он как вице-премьер мог бы выполнять функции председателя только в отсутствии вице-короля» [9]. Лиакат Али-хан, выступая в Карачи 20 октября 1946 г., развивал мысль лидера партии: «Лига решила войти в правительство именно потому, что Конгресс на деле был против этого. мусульмане же, как и прежде, обязаны готовиться к сражению. за Пакистан» [1, с. 779]. Неру, в свою очередь, не менее резко комментировал выкладки руководства МЛ, выступая по делийскому радио 21 и 23 ноября 1946 г.: «Каковы бы ни были намерения Лиги, ее политика отражает политику вице-короля. Лига хочет ограничить свободу действий правительства, а это совпадает с линией, проводимой британским империализмом. Джинна всегда сотрудничал с англичанами против идей на-
ционализма и сейчас он опять становится на эту позицию» [10, л. 10].
По предложению вице-короля, один из главных министерских постов должен был быть передан представителю Лиги. Уэйвелл имел в виду портфель министра внутренних дел, но против такого его предложения категорически возражал Валллабхаи Патель. По инициативе Рафи Ахмада Кидваи, был поднят вопрос о передаче Лиге портфеля министра финансов, дававшего возможность контроля над одной из важнейших отраслей управления государством. Очевидно, Кидваи рассчитывал, что Лига либо откажется от такой ответственности, либо продемонстрирует свою полную некомпетентность в решении подобных вопросов. Джинна принял это предложение и назначил Лиаката Али-хана главным представителем Лиги во Временном правительстве [3, с. 338-339; 8, с. 872-873]. Член министерства финансов Чаудхри Мохаммед Али расценил этот поворот событий как неожиданную удачу и крупную победу Лиги. Действительно, контролируя финансы, Лига фактически получала возможность решать все принципиально важные вопросы страны. По мнению Абул Калам Азада, «Конгресс вскоре понял, что совершил большую ошибку», но было уже поздно. Став министром финансов, Лиакат Али-хан занял в правительстве господствующее положение. Каждое предложение каждого ведомства подвергалось его министерством тщательному рассмотрению. Он обладал правом вето [4, с. 243-244].
28 февраля 1947 г. Лиакат Али-хан представил бюджет на 1947-1948 финансовый год. Официально объявленной политикой Конгресса была политика уничтожения экономического неравенства и постепенной замены капиталистического общества социалистическим. Лиакат Али-хан внес предложение назначить комиссию для расследования дел о неуплате налогов и взыскании их с промышленников и торговцев. Еще одним нововведением в налоговой сфере должно было стать освобождение от соляного налога и увеличение ставки подоходного налога с 2 тыс. рупий до 2,5 тыс. рупий [8, с. 873; 11, с. XIV].
Как отреагировали министры-конгрес-систы на предложенный министром финансов бюджет? «Все мы были горячими сто-
ронниками скорейшего введения имущественного равенства и привлечения к ответу лиц, избежавших уплаты налога. Поэтому, в принципе, мы были не против», - вспоминал позже Азад [4, с. 254]. Заручившись принципиальной поддержкой своего бюджета со стороны правительства, Лиакат Али-хан начал разрабатывать специфические его мероприятия. По мере большего понимания курса министра финансов, мнение руководства ИНК о его начинании менялось: бюджет Лиаката Али-хана оказался «хитрым средством дискредитировать Конгресс. Он (Лиакат Али-хан) придал обоим требованиям Конгресса самый непрактичный оборот. Он предложил также налоговые мероприятия, которые разорили бы всех богатых людей и нанесли бы долговременный удар по промышленности и торговле» [4, с. 254]. Особенно возмутились его нападками на промышленников Валлабхаи Патель и Раджаго-палачария, считавшие, что его целью является повредить членам торговой общины, большинство которой составляли индусы. Азад указывал им, что бюджет соответствует «официально объявленным целям Конгресса», и необходимо не отклонять, а «исследовать эти предложения по достоинству и поддержать их в той мере, в какой они соответствуют нашим принципам» [4, с. 255]. Итак, передача центрального поста в правительстве Лиакату Али-хану, отчасти, предполагалась конгрессистами как способ выставить руководство Лиги в невыгодном свете, в качестве дилетантов в финансово-экономических вопросах. Однако получилось, что Лиакат Алихан оставил эту незавидную роль им самим. Итак, с вхождением членов МЛ во Временное правительство предполагавшейся Уэй-веллом большей продуктивности его работы не отмечалось. Межпартийные противоречия вспыхнули с новой силой.
Осенью 1946 г. Неру выступил с декларацией о внешней политике Временного индийского правительства. Он подчеркнул, что «учреждение этого правительства стало краеугольным камнем будущей полной независимости Индии». Он выразил надежду на то, что, невзирая на насыщенную конфликтами историю Индии, его родина установит дружеские связи и станет плодотворно сотрудничать с Великобританией и всеми членами Британского Содружества наций» [12,
с. 1]. Временное правительство заявило о нейтралитете и невхождении в военные блоки.
К концу зимы 1947 г. Индия установила дипломатические отношения и обменялась представителями в ранге послов с США (октябрь 1946 г.), Китаем (соглашение об установлении дипломатических отношений было достигнуто еще в феврале 1943 г., в ранг посольства представительства были взаимно возведены в 1946 г.), Францией (в феврале
1947 г.), приступила к серии переговоров об открытии индийских представительств в Бельгии, Швеции, Польше, Чехословакии, Иране. Аналогичные переговоры велись с Советским Союзом, и в апреле 1947 г. Совет Министров СССР постановил открыть советское посольство в Индии, в Дели, и, соответственно, индийское - в Москве [13, л. 3]. То обстоятельство, что Индия не пережила периода дипломатической изоляции, бесспорно, способствовало активизации ее внешней политики. Одним из ранних примеров ее фактической самостоятельности стала Меж-азиатская конференция в Дели. Политические шаги Временного правительства, представлявшего единую Индию, свидетельствовали о его растущем авторитете на международной арене, и о том, что Индии не грозит изоляция, и она сможет решать свои внутренние проблемы при благоприятной внешнеполитической обстановке. Главное, - чтобы политические силы страны были готовы эти проблемы решать.
Таким образом, невзирая на переходный характер Временного правительства и формальную ограниченность его полномочий, сам факт его создания свидетельствовал о практической подготовке к передаче власти. С первых месяцев своего существования Временное правительство заявило о себе как о субъекте не только внутренней, но и внешней политики Британской Индии. Очевидно, развивался многосложный процесс подготовки передачи власти от англичан индийским лидерам, и от всех этих политических игроков и их способности к взаимоприемлемому и своевременному компромиссу зависело будущее Индии.
1. Constitutional Relations between Britain and India. The Transfer of Power (1942-7) / ed. by N. Mansergh. In 12 vols. V. 8. L., 1983.
2. Дьяков A.M. Индия во время и после второй мировой войны (1939-1949). М., 1952.
3. Уолперт С. Джинна - создатель Пакистана. М., 1997.
4. Азад А.К. Индия добивается свободы. М., 1961.
5. Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография: в 3 т. М., 1990. Т. 1.
6. Прасад Р. Автобиография. М., 1962.
7. Towards Freedom. Documents on the Movement for Independence in India. Vol. “1946”, part 1 / gen. ed. S. Bhattacharya; eds. M. Hasan, B. Prasad, S. Sarkar. Oxford, 2008.
8. Encyclopaedic Biography of the Indian Freedom Fighters / ed. by B.R. Verma, K. Unnikrishnan. In 6 vols. V. 3. New Delhi, 2004.
9. Manchester Guardian. 1946. 25 November. URL: www.guardian.co.uk.
10. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 128. Д. 405.
11. Speeches and Statements of Quaid-i-Millat Lia-quat Ali Khan (1941-1951). Lahore, 1967.
12. Nehru J. India’s Foreign Policy. Selected Speeches, September 1946 - April 1961. Delhi, 1961.
13. Архив внешней политики МИД РФ. Ф. 090. Оп. 1а. Д. 072.
Поступила в редакцию 10.11.2011 г.
UDC 342.27
BRITISH INDIA ON THE WAY TO INDEPENDENCE: FORMATION OF INTERIM GOVERNMENT IN 1946 Larisa Aleksandrovna CHERESHNEVA, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russian Federation, Doctor of History, Professor, Head of General History Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to one of the important events in the history of the liberation movement in British India - the formation of the Interim Government under the leadership of Jawaharlal Nehru. Being the Viceroy’s Executive Council it was an example of the mistakes and achievements of the Indian political forces on their way towards independence.
Key words: British India; Interim Government; nationalism.