УДК 339.923:061.1 Л. А. Печищева
кандидат исторических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
БРИКС В СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ФРГ
В статье автор анализирует точки соприкосновения и расхождения интересов между Германией и странами БРИКС, исследует потенциальные направления, перспективы и динамику развития сотрудничества ФРГ и стран БРИКС. Одна из основных целей исследования заключается в выявлении особенностей, проблем и перспектив сотрудничества ФРГ с государствами БРИКС, а также места и роли БРИКС как во внешней политике ФРГ, так и на международной арене.
Ключевые слова: внешняя политика ФРГ; страны БРИКС; геополитика; «мягкая сила»; гуманитарное сотрудничество; международные отношения; баланс сил.
Pechishcheva L. A.
Ph. D, Associate Professor, Department of Linguistic and Professional Communication in the Sphere of Media Technology, Institute of International Relations and Social-Political Studies, MSLU; e-mail: [email protected]
BRICS IN THE MODERN FOREIGN POLITICAL STRATEGY OF GERMANY
The author of the scientific article analyzes common ground and divergence of interests between Germany and BRICS, examines potential directions, prospects and dynamics in developing the cooperation between Germany and BRICS. One of the main objectives of this research is to explore characteristics, problems and prospects of the cooperation between Germany and BRICS, also reveal the place and role of BRICS both in the German foreign policy, and in the international arena.
Key words: German foreign policy; BRICS; geopolitics; «soft» power; humanitarian cooperation; international relations; balance of power.
Сегодня ФРГ - одно из самых экономически и политически сильных государств ЕС - стремится иметь позитивный имидж для того, чтобы расширить свое влияние за рубежом, плодотворно сотрудничать с другими государствами. Для распространения своего влияния
правительство ФРГ использует «мягкую силу», помогающую, как отмечает известный американский профессор Дж. Най, «добиваться больших результатов, привлекая людей, нежели принуждая их» [5, p. 2]. Поэтому гуманитарное сотрудничество, экономическое и техническое партнерство, дипломатические представительства, культурные и языковые центры и немецкие неправительственные организации играют важную роль в современной внешнеполитической стратегии ФРГ. Глобализация сделала мир взаимозависимым и динамично меняющимся. Новые быстроразвивающиеся государства, особенно в Азии, приковывают внимание со стороны США и Европы. Более того, нестабильная международная политическая ситуация, а также глобальный экономический кризис, множество конфликтов, угроза международного терроризма, нехватка природных ресурсов усугубляют обстановку в мире и влияют на пересмотр многими государствами своего внешнеполитического курса. Следовательно, кризис как в ЕС, так и во всем мире вынуждает ФРГ проводить многовекторную политику и искать новых стратегических партнеров, новые рынки сбыта, новые источники природных ресурсов. Неслучайно правительство немецкого канцлера Ангелы Мер-кель пристально следит и активно взаимодействует с государствами БРИКС. Согласно рейтингу Всемирного банка относительно ВВП государств (за 2013 г.), первое место занимают США (15,684,800 трлн долл. США), на втором месте Китай (8,358,363 трлн долл. США), четвертая позиция у ФРГ (3,399, 589 трлн долл. США), седьмую строчку занимает Бразилия (2,252,664 трлн долл. США), восьмое место - Россия (2,014,776 трлн долл. США), а замыкает десятку Индия (1,841,717 трлн долл. США) [4]. Однако ВВП на душу населения в странах БРИКС по-прежнему остается низким. Таким образом, примерно 15 % мирового ВВП сосредоточено в странах БРИКС, хотя около 43 % населения Земли живут именно в странах БРИКС.
Термин БРИК был введен в 2001 г. Джимом О'Ниллом, руководителем одного из отделов американской финансово-инвестиционной компании «Голдман Сакс» (Goldman Sachs). Изначально в БРИК входили четыре страны с быстроразвивающимися экономиками: Бразилия, Россия, Индия и Китай. В декабре 2010 г. к БРИК присоединилась Южно-Африканская Республика, поэтому в 2011 г. БРИК переименовали в БРИКС. Политическое взаимодействие в рамках БРИК началось в 2006 г. во время сессии ОНН в Нью-
Йорке. Первый саммит БРИК прошел в 2009 г. в Екатеринбурге (РФ). Президент РФ В. В. Путин назвал БРИКС «уникальной структурой, созданной в 2006 г., которая нагляднее всего символизирует переход от однополярности к более справедливому мироустройству. Она объединяет пять стран с населением почти в 3 млрд человек, обладающих наиболее крупными развивающимися экономиками, колоссальными трудовыми и природными ресурсами, огромными внутренними рынками. С присоединением Южной Африки БРИКС приобрел в полном смысле глобальный формат, и уже сейчас на него приходится свыше 25 % мирового ВВП» [3].
В США экономическими исследованиями в основном занимается финансово-аналитическая компания «Голдман Сакс». В Германии исследованием роли и места стран БРИКС на международной арене занимаются немецкий фонд «Бартельсманн» (Bartelsmann Stiftung) и Центр глобальных исследований при Университете Бонна (Center for Global Studies, University of Bonn, Germany).
Быстроразвивающиеся экономические и политические гиганты в Азии, Африке и Латинской Америки пытаются вырваться из рамок региональных держав, стремятся оказать влияние на мировую политику и активно участвовать в принятии важных решений на международном уровне. Одними из самых важных преимуществ БРИКС, прежде всего, являются высокие темпы роста экономики этих государств, высокий уровень рождаемости и отсутствие проблемы старения населения (однако в Китае наблюдается тенденция старения населения, а в России не решены демографические проблемы). Страны БРИКС также имеют преимущества по сравнению с ЕС и США благодаря своему многочисленному населению и дешевым природным ресурсам. Кроме того, Индия «выращивает» своих собственных владеющих английским языком специалистов в сфере IT-технологий, программного обеспечения, что способствует интеграции этих специалистов в международное сообщество и дает возможность производить продукцию более сложных и конкурентоспособных товаров. Одними из существенных недостатков стран БРИКС являются низкий показатель ВВП на душу населения в государствах БРИКС, неэффективная и экологически устаревшая промышленность, низкий показатель использования инновационных технологий, нерешенные территориальные споры между некоторыми государствами БРИКС. Кроме того, различные культурные,
цивилизационные и религиозные системы и ценности, а также неодинаковый подход к экономике часто мешают странам БРИКС выработать единую геополитическую стратегию. Что же касается сотрудничества ФРГ со странами БРИКС, необходимо отметить их общие геополитические интересы:
• Страны БРИКС и Германию объединяет стремление реформировать ООН, предоставив этим государствам, помимо России и Китая, постоянное членство в Совете Безопасности ООН. Индия, Бразилия, Германия и Япония, сформировавшие так называемую Группу четырех, добиваются постоянного членства в СБ ООН и реформирования ООН.
• БРИКС и Германия нацелены на развитие торгово-экономического и технического сотрудничества, позволяющего доминировать в своем регионе и в целом влиять на принятие решений на глобальном уровне.
• В геостратегическом плане Германия не противостоит США, лидирующему актору системы международных отношений. Но при этом как Германия, так и страны БРИКС стремятся сохранить доминирующее положение в своих регионах: Бразилия - в Латинской Америке, Россия - в Евразии и СНГ, Индия - в Южной Азии, Китай - в Юго-Восточной Азии (хотя сегодня Китай распространяет свое влияние и в Африке, и в Европе, и в Латинской Америке и т. д.), ЮАР стремится сохранить свои лидирующие позиции в Африке.
• Энергетическая безопасность является неотъемлемой составляющей внешней политики как ФРГ, так и стран БРИКС. К примеру, партия «Зеленых» в Германии настаивает на отказе к 2050 г. ФРГ от АЭС и угольных электростанций, стремится, чтобы Германия плавно переходила на альтернативные источники энергии и экологически чистую энергетику. Однако правительство ФРГ в ближайшие годы не откажется полностью от АЭС (снабжающих 1/3 населения страны). По прогнозам, «к 2030 г. зависимость Индии от поставок нефти может составить 91 %, Китая - 74 %» [1, с. 1109]. К одной из важных проблем добавляется еще и стремительное снижение объема мировых запасов нефти и газа «на фоне растущего в развитых и развивающихся странах спроса на энергоресурсы». Поэтому за многими политическими риториками и гуманитарной помощью может «скрываться стремление какого-либо государства обладать природными ресурсами другого государства» [2, с. 5].
• Государства БРИКС заинтересованы в техническом и научно-преподавательском обмене с Германией. Силиконовая долина на юге Индии в городе Банголоре способствует развитию новых технологий не только между Германией и Индией, но и другими странами БРИКС.
Однако, несмотря на точки соприкосновения между ФРГ и странами БРИКС, существуют и противоречия:
• Ряд немецких активистов и экспертов из неправительственных организаций заявляют, что практически во всех государствах БРИКС нарушаются права и свободы человека, а демократические ценности и институты не имеют такого влияния, к примеру, как на Западе. Однако при этом западные эксперты, говоря о функционировании демократических институтах в странах БРИКС, не учитывают культурные, социально-экономические, географические, климатические, ментальные особенности государств, имеющих свои традиции и обычаи.
• Глобальные экологические проблемы занимают одно из важных пунктов внешнеполитической стратегии ФРГ. Правительство ФРГ негативно относится к несоблюдению странами БРИКС договоров по сокращению выбросов СО2 в атмосферу и меморандумов о защите окружающей среды. Таким образом, сотрудничество ФРГ со странами БРИКС в среднесрочной перспективе смогло бы:
• Повысить международный авторитет стран БРИКС и создать условия для реформирования ООН как влиятельной международной Организации.
• Создать новый баланс сил в мире и содействовать урегулированию существующих международных конфликтов, а также стабилизации международной обстановки.
• Расширить и диверсифицировать торгово-экономические отношения, новые рынки сбыта и привлечь новых экономических партнеров и иностранные инвестиции.
• Содействовать обеспечению безопасности и стабильности как на региональном уровне, так и на глобальном, посредством совместных проектов по борьбе с глобальным терроризмом, пиратством, транснациональной и киберпреступностью.
• Обмен новыми инновационными технологиями из Германии в страны БРИКС способствовал бы усовершенствованию технологий в странах БРИКС, что привело бы к повышению эффективности
промышленного сектора и конкурентоспособности, улучшило охрану окружающей среды и экологическую обстановку в странах БРИКС.
• Усовершенствовать миграционную политику ФРГ и БРИКС благодаря обмену опытом, знаниями, специалистами и технологиями между Германией и странами БРИКС.
• Расширить научные связи и обмен научно-преподавательскими кадрами между ФРГ и странами БРИКС, что содействовало бы повышению квалификации подготовки кадров в области науки и образования в странах БРИКС. Таким образом, проследив динамику развития стран БРИКС, можно отметить, что БРИКС становится новым глобальным игроком, который в перспективе может повлиять на расстановку и баланс сил, изменить сферы влияния, а также вектор распределения капитала, ресурсов (к примеру, можно предположить, что будет наблюдаться стремительная «утечка мозгов» с Запада на Восток, а не наоборот), товаров, услуг и т. д. Страны БРИКС стремятся также создать свою собственную модель экономического развития, сделав ее привлекательной не только для развивающихся стран, они нацелены также привлечь на свою сторону и значительное количество западных партнеров. Существует у стран БРИКС и своя идеология, основанная, как подчеркивают лидеры этих государств, на более справедливом и гармоничном мироустройстве. Поэтому можно предположить, что в дальнейшем тесное сотрудничество ФРГ и государств БРИКС могло бы представлять собой эффективное и плодотворное стратегическое сотрудничество, в котором бы объединились сильная экономика, человеческий потенциал, инновационные разработки и современные технологии, природные ресурсы и энергетическая мощь, военно-стратегический потенциал воедино.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузык Б. Н., Шаумян Т. Л. Индия - Россия: стратегия партнерства в XXI в. - М. : Институт экономических стратегий, 2009. - 1224 с.
2. Ось мировой политики XXI в.: обострение борьбы за ресурсы в Азии и Африки / под ред. А. М. Хазанова. - М. : Центр стратегической конъюнктуры, 2012. - 470 с.
3. Путин считает, что БРИКС необходимо выработать общность внешнеполитических позиций // Росбалт. - 2012 (27 февраля) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/8199728
n. A. nenu^eea
4. Gross domestic product 2013. World Bank. - URL: http://databank. worldbank.org/data/download/GDP.pdf
5. Nye J. Soft Power: Means to Success in World Politics. - N. Y. : Public Affairs, 2004. - 191 p.