Научная статья на тему 'Брикс - механизм формирования нового вектора социально-экономического развития'

Брикс - механизм формирования нового вектора социально-экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БРИКС / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ / КООРДИНАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толорая Г.Д., Яковлев А.А.

Статья посвящена анализу роли БРИКС в формировании нового вектора мирового социально экономического развития. Создание объединения БРИКС начиналось с финансовой сферы, в первую очередь взаимодействие осуществлялось по линии консультаций министерств финансов, а затем путем согласования позиций в рамках «двадцатки», где БРИКС консолидировал подходы по финансовым вопросам. Спустя десять лет сформировалась огромная сеть из более чем 70 «треков» сотрудничества между странами участницами. Однако нельзя упускать из виду главную цель БРИКС как межгосударственного объединения совершенствование и реформа мировой финансовой архитектуры и глобального управления. За прошедшие десять лет межстрановое объединение БРИКС заметно эволюционировало. На сегодняшний день оно осознает себя самостоятельной единицей, отдельным актором международных отношений, интересы которого в чем то противостоят сложившейся модели глобального управления и интересам развитых стран. Однако насколько объединение стран с различным уровнем экономического развития, представляющих разные цивилизации, в состоянии сформулировать новую концепцию, отличную от традиционной либерально капиталистической модели?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Брикс - механизм формирования нового вектора социально-экономического развития»

БРИКС - механизм формирования нового вектора социально-экономического развития

00

сэ

см

£

Б

а

2 ©

Толорая Георгий Давидович

доктор экономических наук; профессор; руководитель Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН; профессор МГИМО МИД России; исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС

Яковлев Артём Александрович

младший научный сотрудник Института экономики РАН; ассистент МШЭ МГУ им. М.В. Ломоносова, Yakovlev.a.a@campus.mse-msu.ru

Статья посвящена анализу роли БРИКС в формировании нового вектора мирового социально-экономического развития. Создание объединения БРИКС начиналось с финансовой сферы, в первую очередь взаимодействие осуществлялось по линии консультаций министерств финансов, а затем путем согласования позиций в рамках «двадцатки», где БРИКС консолидировал подходы по финансовым вопросам. Спустя десять лет сформировалась огромная сеть из более чем 70 «треков» сотрудничества между странами-участницами. Однако нельзя упускать из виду главную цель БРИКС как межгосударственного объединения - совершенствование и реформа мировой финансовой архитектуры и глобального управления. За прошедшие десять лет межстрановое объединение БРИКС заметно эволюционировало. На сегодняшний день оно осознает себя самостоятельной единицей, отдельным актором международных отношений, интересы которого в чем-то противостоят сложившейся модели глобального управления и интересам развитых стран. Однако насколько объединение стран с различным уровнем экономического развития, представляющих разные цивилизации, в состоянии сформулировать новую концепцию, отличную от традиционной либерально-капиталистической модели? Ключевые слова: БРИКС; институализация; координация сотрудничества; глобальное управление; социально-экономическое развитие.

За прошедшее десятилетие объединение БРИКС заметно эволюционировало. Его создание начиналось с финансовой сферы, в первую очередь взаимодействие осуществлялось по линии консультаций министерств финансов, а затем путем согласования позиций в рамках «двадцатки», где БРИКС консолидировал подходы по финансовым вопросам. Спустя десять лет сформировалась огромная сеть из более чем 70 «треков» сотрудничества между странами-участницами. Однако нельзя упускать из виду главную цель БРИКС как межгосударственного объединения - совершенствование и реформа мировой финансовой архитектуры и глобального управления. Насколько БРИКС может соответствовать решению этой задачи, дадут ли ему эту задачу не только поставить, но и выполнить, и какие пути могут быть для этого найдены?

Традиционные критики БРИКС правы в том, что страны действительно удалены друг от друга, обладают разным уровнем экономического развития (см. рисунок 1 и рисунок 2) и отличаются векторами эволюции. Возможности для региональной или трансрегиональной интеграции в традиционном экономическом смысле невелики.

Помимо объективной реальности - слабых экономических связей (только Китайская Народная Республика занимает лидирующие позиции в торговом обороте других стран-участниц БРИКС)[3] (см. таблица 1), - это обусловлено и политическими противоречиями между странами (особенно между Индией и Китаем). Последние были «приглушены» в связи с саммитом в Китае в 2017 г., но в принципе по-прежнему актуальны. Индия дрейфует в сторону от евразийских стран в направлении «атлантического вектора». Уже в ходе своего первого визита в Азию Д. Трамп провозгласил новую доктрину -Индо-Тихоокеанского региона и формирование «алмаза демократий»- союза Индии-США-Австралии-Японии -QUAD- c явным антикитайскоим подтекстом. Она представляет собой не просто формальное расширение границ региона к западу от Тихого океана - в ее основе лежит попытка включить Индию в единый альянс, направленный в первую очередь на сдерживание Китая. В Дели уже сделали свой выбор с учетом нарастающих противоречий с Китаем не только по традиционным приграничным вопросам, но и в целом по межцивилизационному состязанию двух крупнейших держав Азии[5].

Разумеется, каждая из стран БРИКС занимает разное место в мировой валютно-финансовой системе и перспективы влияния у них тоже отличны (см. рис. 3). БРИКС в международной валютно-финансовой архитектуре работает по двум направлениям.

1. Увеличение доли и роли стран-участниц в существующих структурах глобального управления, например повышение квот в МВФ и международных финансовых орга-низациях[1]. Однако, мы видим, что этот путь не очень успешен. Он активно тормозится, и сопротивление доминирующих в мировой финансово-экономической архитектуре стран этим усилиям БРИКС всеми доступными способами будет только возрастать: начиная с противодействия инициативам и заканчивая попытками подрыва единства стран БРИКС в различных областях. Так что здесь имеются определенные пределы (см. таблицу 2).

2. Попытки создания параллельной системы управления, которые видны в становлении Нового банка развития (НБР), дискуссиях об общем рынке облигаций стран БРИКС, рейтинговых агентствах, - это та тенденция, которая будет продолжаться и в будущем. Важно понять, что эта новая «зеркальная» система управления не должна входить в противоречие с существующей, а лишь охватить бульшую часть глобальной системы управления[8].

Очень интересны вопросы использования национальных валют, возможность создания расчетной единицы в виде «расчетной валюты» БРИКС (RULIND). Новая тенденция - спонсируемые государством криптовалюты, обсуждающиеся во всех странах БРИКС. Это - и некая общая криптовалюта, и использование технологии блокчейн.

Что же может объединять страны БРИКС? И что могут сделать эти государства для того, чтобы повысить свою значимость в мировой финансово-экономической и политической системе глобального управления, помимо количественного наращивания

Рис. 1. Динамика номинального ВВП стран БРИКС в текущих ценах Источник: составлено по данным http://www.worldbank.org/

Рис. 2. Динамика ВВП на душу населения стран БРИКС в текущих ценах Источник: составлено по данным http://www.worldbank.org/

Таблица 1

Место стран БРИКС в структуре экспорта стран-участниц Сообщества, 2016 Источник: составлено по данным: https://comtrade.un.org/data/

--Партнер Страна Бразилия Россия Индия Китай ЮАР

Бразилия - 20 11 1 35

Россия 37 - 16 2 82

Индия 31 34 - 4 23

Китай 20 15 9 - 29

ЮАР 34 41 8 1 -

усилии в политическом диалоге и в рамках взаимодействия по различным секторам внутри союза и создания параллельной системы управления?

Хотелось бы предложить гипотезу: для стран БРИКС главной долгосрочной миссией является не только повышение роли объединения и усиление позиций в глобальном управлении, но и создание некой новой модели социально-экономического развития, которая в чем-то противостояла бы модели либерального рыночного капитализма[2], есте-

ственно, вбирая ее лучшие черты. Хотелось бы обратить внимание на то, что принятые ООН Цели устойчивого развития (ЦУР) во многом перекликаются с такой постановкой вопроса, поскольку осознание того, что либеральная модель достигла своих физических пределов, есть не только в развивающихся, но и в развитых странах. Если проанализировать по порядку ЦУР и их значение для отдельных государств БРИКС, можно увидеть, что их вес и роль для каждой страны разные.

В целом представляется, что, например, задача ликвидации нищеты актуальна для Индии, для Китая эта задача близка к решению, путь уже намечен. Для Южной Африки она очень актуальна, для Бразилии - тоже, а для России - в меньшей степени.

Ликвидация голода: если посмотреть по странам, то можно увидеть разную степень приоритетности этой задачи. Так, в России она не является самой актуальной.

Здоровье и благополучие: в России сохранились основы, заложенные еще в советский период. Задача для страны важная, но мы опираемся на исходный базис, которого нет, скажем, в ЮАР или Бразилии.

Образование: Россия находится в привилегированном положении, хотя Китай быстро ее опережает.

Гендерное равенство: очевидно, для стран БРИКС эта цель не настолько приоритетна, чтобы подчинять ей другие задачи (хотя ЮАР сделала ее темой своего председательства в БРИКС в 2018 г).

Чистая вода, чистая энергия, другие экологические вопросы в разной степени актуальны для стран БРИКС. Мы видим, что в Китае в последнее время загрязнение воздуха и воды стало вызовом стратегии национального развития, и эту проблему необходимо решать.

Борьба с безработицей и обеспечение занятости: в России и Китае эта проблема имеет меньшую остроту, чем в других странах объединения.

Такие проблемы, как инновации, инфраструктура, неравенство, урбанизация, актуальны для всех стран БРИКС, но имеют разную значимость и направленность их решения. Проблемы урбанизации в России не равнозначны этим же проблемам в Бразилии. Наименование целей может быть одним и тем же, но под ними подразумеваются совершенно разные кластеры проблем.

Климатические изменения, морская экология и экосистема суши: для разных стран БРИКС создание зеленой экономики и решение экологических проблем имеют разную приоритетность. При этом другие страны, кроме Китая, пока не столкнулись с такими ограничениями для экономического роста.

Остальные социально-экономические ЦУР - мир, правосудие, партнерство - больше носят декларативный харак-тер[4].

БРИКС в последнее время претендует на то, чтобы представлять на мировой арене интересы развивающихся стран.

О £

ю

5

9

2 е

8

00 сэ

CM £

Б

a

2 ©

Особенно ясно это проявилось в период председательства Китая. Цель сотрудничества Юг-Юг и тема восприятия БРИКС как некой платформы для такого сотрудничества стали центральными для китайского председательства[6]. Концепция «БРИКС+», предложенная министром иностранных дел КНР Ван И в 2017 г., цель которой заключается в расширении диалога и сотрудничества стран БРИКС с остальными странами с формирующимся рынком и развивающимися странами, в углублении партнерских отношений и содействии совместному развитию и процветанию в более крупных масштабах. БРИКС+ предполагает участие в делах объединения не просто региональных партнеров, как это было в 2013 г. в Африке, далее в Индии, России, а некоего «круга друзей» БРИКС, постоянных партнеров по диалогу. С помощью этого формата объединение может стать центром притяжения для наиболее динамичных и перспективных развивающихся стран. Вокруг него сможет объединиться группа наблюдателей. Можно предположить формирование «концентрических кругов» партнеров: пять-шесть стран, являющихся «наблюдателями» или даже потенциальными кандидатами на вступление в БРИКС (хотя это вряд ли произойдет в обозримом будущем), и порядка 20 в качестве менее привязанных к делам БРИКС стран. Возможна также «интеграция ин-теграций», формирование сообщества региональных организаций под эгидой БРИКС.

БРИКС осознает себя отдельной единицей, отдельным актором международных отношений, интересы которого в чем-то противостоят сложившейся модели глобального управления и интересам развитых стран[7]. В таком контексте можно поставить и следующий вопрос. Насколько объединение довольно-таки отсталых стран с разными уровнями экономического развития, исторической сформированности наций и национальных приоритетов, представляющих разные цивилизации, в состоянии сформулировать новую концепцию, отличную от традиционной капиталистической модели? Стоит ли ставить такую задачу? Разумеется, это вопрос в том числе к ученым этих стран. Возможно, стоило бы создать некий «клуб мудрецов», крупных специалистов-теоретиков в области общественного развития из пяти стран БРИКС для неформального обсуждения того, насколько узкоприоритетные задачи данного политического цикла стран БРИКС совместимы с целью выработки

16,00% 14,70%

14,00%

12,00%

10,00%

8,00% 6,40%

6,00% Н

4,00% 2,30% 2,70% 2,70%

2,00% щ щ щ 0,60%

0,00%

Бразилия Китай Индия Россия ЮАР БРИКС

Рис. 3. Доли стран БРИКС в капитале МВФ 2016 (%) Источник: составлено по данным: http://www.imf.org/

Таблица 2

Изменение квот стран БРИКС в МВФ и Всемирном банке

Источник: составлено по данным IMF Quota and Governance ReformsElements of an Agreement. URL: https://www.imf.org/external/np/pp/eng/2010/103110.pdf и World Bank Group voice reform: enhancing voice and participation of developing and transition countries in 2010 and beyond. URL: http:// siteresources.worldbank.org/DEVC0MMINT/Documentation/22553921/DC2010-006(E)Voice.pdf

Страна После реформы МИФ к 2015 11осле реформ!,1 Всемирного банка в 2010

Квота Изменение Квота Изменение

Китай 6.394 +2.396 4.42 -1.64

Индия 2.749 +0.308 2.91 +0.14

Россия 2.706 +0.212 2.77 0

Бразилия 2.315 +0.533 2.24 +0.18

ЮАР 0.640 -0.144 0.76 -0.08

Итого 14.804 +3.305 13.1 4 1.88

скоординированной идеи социально-экономического развития на дальнейшую перспективу. Насколько реалистичен такой «большой проект»?

Какие параметры могли бы отличать такую модель социально-экономического развития? Если говорить о своего рода новой социально-экономической модели, особое внимание необходимо обратить на вопрос ответственного потребления и производства.

Во-первых, основным критерием оценки уровня экономического развития и благосостояния населения должен быть не формальный уровень дохода, исчисляемый то ли по текущему валютному курсу, то ли по паритету покупательной способности, а синтетический показатель, касающийся благополучия и образа жизни, такой как Индекс человеческого развития. К примеру, индийский термин "wellness" сейчас понимается более широко, чем просто здоровый образ жизни. Это показатель, указывающий на удовлетворенность жизнью и общий уровень потребления, духовных и материальных благ и участия в общественном развитии.

Второй параметр - не просто рост объемов производства: не стоит усматривать в небольшом изменении процентных долей и темпов наращивания физических и стоимостных объемов производства некие глубинные тенденции. Важно качество роста: за счет чего он достигается, какие технологии при этом используются, какие товары и услуги выходят на рынок, как они удовлетворяют потребности человека?

Здесь необходимо говорить об оценке и внедрении иной модели потребления. Нельзя однозначно сказать: то, что лучше для одного человека, лучше и для человечества в целом. Например, будет ли лучше, если человек потребит 20 гамбургеров вместо одной порции здоровой пищи, которая и дороже, и будет по стоимостным показателям менее выгодна для производителя, но при этом принесет конкретному индивидууму больше пользы для здоровья?

Еще один параметр новый модели -окружающая среда, экология, и это становится императивом для всех. Экологические ограничения производства налицо, и, более того, именно они будут дик-

товать лимит потребления. Здесь также необходимо изменение идеологии потребления и всей стратегии маркетологии, которая на Западе сейчас направлена на то, чтобы максимально увеличить потребление и максимально ускорить замену моделей. Может быть, такой подход должен остаться в прошлом?

Еще один параметр инновационной модели социально-экономического развития - это социальное благополучие, мир в обществе, который предполагает и ликвидацию неравенства, и более активное участие населения в государственном управлении[9].

Когда мы говорим о перспективах БРИКС в таком ключе, в целом необходимо исходить из того, что инерционное экстенсивное развитие по сформировавшейся после Второй мировой войны модели для этих стран имеет свои пределы. Хотя бы в силу размеров и «догоняющей» модели развития. Поэтому задача осмысления новых параметров социально-экономического развития остается и будет еще более актуальной. В связи с этим необходимо понять, что может сделать БРИКС в будущем.

Нужно согласиться, что с организационной точки зрения для прогресса БРИКС необходима институализация, создание неких органов управления. Эта идея встречает сопротивление элит ряда стран, которые боятся наднациональных органов, боятся, что в них будет доминировать наиболее сильное государство. И чем дальше, тем больше недостаток координации и взаимодействия в принятии решений и определении стратегий сказывается на деятельности объединения.

Сейчас в странах-участницах деятельность объединения в основном координируют национальные МИД. Не всегда МИД может нести это бремя на уровне как координации, так и целеполага-ния. Однако, для большего успеха необходимо обеспечить более высокий уровень межгосударственной координации, обеспечивающий стратегическое мышление: возможно, делу помогло бы создание межправительственной комиссии по БРИКС. С каждой страной у России есть такие двусторонние комиссии, с Китаем - даже несколько, и если бы секретариаты этих комиссий объединились в об-

щий секретариат БРИКС, который занимался бы вопросами двусторонних проблем и проблем БРИКС под руководством, скажем, вице-премьеров стран, то здесь удалось бы установить бульшую координацию. Удалось бы создать единую стратегию в области экономического, инвестиционного, технологического развития. И рабочая группа представителей центральных банков в такой комиссии могла бы быть весьма актуальна.

Литература

1. Головнин М.Ю. Страны БРИКС и реформирование мировой валютно-фи-нансовой системы // Мир перемен. 2012. №4. С. 42-56.

2. Глинкина С.П. Постсоциалистические трансформации в свете дискуссий о многообразии моделей капитализма // Общественные науки и современ-ность.2017. №2, С. 5-22.

3. Глинкина С.П., Яковлев А.А. Торговое сотрудничество стран БРИКС в условиях Китае-центричности и политики импортозамещения в России // Вестник Института экономики РАН. 2017. №5. С. 116-131.

4. Доклад о Целях в области устойчивого развития, 2016 год // Организация Объединенных Наций. URL: https:// unstats.un.org/sdgs/report/2016/ The%20Sustainable%20Developmen t%20Goals%20Report%202016_Russian.pdf (дата обращения: 14.12.2017).

5. Толорая Г.Д. БРИКС на пути к меж-цивилизационному союзу? // Российская газета. Спецвыпуск. 2017. 25 августа. №7357 (191).

6. Толорая Г.Д., Горбачева В.О. БРИКС: будет ли будущее светлым? // Российский совет по международным делам. 2017. 1 сентября.

7. Толорая Г.Д., Горбачева В.О. БРИКС - фактор, с которым придется считаться // Международная жизнь. 2017. 20 сентября.

8. Толорая Г.Д., Чуков Р.С. БРИКС в G20: возможности по координации участия: научный доклад. М.: Ин-т экономики РАН, 2017. 58 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. BRICS Current and Future Role in Maintaining International Peace and Security // Realizing the BRICS Long-Term Goals: Road-Maps and Pathways - A proposal by the BRICS Think Tanks Council. ORF. 2017. P. 68-84.

BRICS - a mechanism for creating a new vector of socio-economic development

Toloraya G.D., Yakovlev A.A.

MGIMO University; Lomonosov MSU

The article is devoted to the analysis of the role of BRICS in the formation of a new vector of world social and economic development. The creation of the BRICS association began with the financial sphere, primarily the interaction was carried out through consultations of the ministries of finance, and then by agreeing positions within the G20, where BRICS consolidated the approaches to financial matters. Ten years later, a huge network of more than 70 «tracks» of cooperation between the participating countries was formed. However, one should not overlook the main goal of BRICS as an inter-state association -the improvement and reform of the world financial architecture and global governance. Over the past decade, the intercountry association BRICS has evolved noticeably. To date, it is aware of itself as an independent entity, a separate actor of international relations, whose interests in some ways oppose the existing model of global governance and the interests of developed countries. However, how can a union of countries with different levels of economic development representing different civilizations be able to formulate a new concept different from the traditional liberal-capitalist model?

Keywords: BRICS; institutionalization; coordination of cooperation; global governance; socioeconomic development.

References:

1. Golovnin M.YU. Strany BRIKS i reformirovaniye

mirovoy valyutno-finansovoy sistemy // Mir peremen. 2012. № 4. S. 42-56.

2. Glinkina S.P. Postsotsialisticheskiye transformatsii

v svete diskussiy o mnogoobrazii modeley kapitalizma // Obshchestvennyye nauki i sovremennost'.2017. № 2, S. 5-22.

3. Glinkina S.P., Yakovlev A.A. Torgovoye sotrudnichestvo stran BRIKS v usloviyakh Kitaye-tsentrichnosti i politiki importozameshcheniya v Rossii // Vestnik Instituta ekonomiki RAN. 2017. № 5. S. 116— 131.

4. Doklad o Tselyakh v oblasti ustoychivogo razvitiya,

2016 god // Organizatsiya Ob»yedinennykh Natsiy. URL: https://unstats.un.org/sdgs/ report/2016/The%20Sustainable%20De velopment%20Goals%2 0Report%202016_Russian.pdf (data obrashcheniya: 14.12.2017).

5. Toloraya G.D. BRIKS na puti k mezhtsivilizatsionnomu soyuzu? // Rossiyskaya gazeta. Spetsvypusk. 2017. 25 avgusta. № 7357 (191).

6. Toloraya G.D., Gorbacheva V.O. BRIKS: budet li

budushcheye svetlym? // Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam. 2017. 1 sentyabrya.

7. Toloraya G.D., Gorbacheva V.O. BRIKS - faktor,

s kotorym pridetsya schitat'sya // Mezhdunarodnaya zhizn'. 2017. 20 sentyabrya.

8. Toloraya G.D., Chukov R.S. BRIKS v G20:

vozmozhnosti po koordinatsii uchastiya: nauchnyy doklad. M.: In-t ekonomiki RAN, 2017. 58 s.

9. BRICS Current and Future Role in Maintaining

International Peace and Security // Realizing the BRICS Long-Term Goals: Road-Maps and Pathways - A proposal by the BRICS Think Tanks Council. ORF. 2017. P. 68-84.

О

3

Ю

5

ro e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.